ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО. ПОЛИГРАФИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (103) 2011
УДК 655.335:655.027 Д. СЫСУЕВ
Е. В. ШИПОВ В. М. ВДОВИН
Омский государственный технический университет
ОПТИМИЗДЦИЯ ТОНОВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ФОТОГРДФИЙ В ОПЕРДТИВНОЙ ПОЛИГРДФИИ
В статье рассмотрена возможность оптимизации тоновоспроизведения цифровых изображений при получении печатных оттисков путем ризографии.
В ходе исследования были установлены режимы оптимального градационного воспроизведения на ризографе. Разработаны рекомендации для воспроизведения различных видов цифровых изображений.
Ключевые слова: ризография, тоновоспроизведение, градационная коррекция.
Одним из динамично развивающихся направлений оперативной полиграфии является ризография — одна из разновидностей способа ротационной трафаретной печати с использованием печатной формы, изготовленной с помощью прожигания микроотверстий на формном материале в местах печатающих элементов. Ризография используется для оперативной печати малотиражной продукции, где не требуется высокого качества воспроизведения: малотиражных корпоративных газет, рекламных листовок, раздаточных материалов, учебной и учебнометодической литературы, научных изданий (монографий, сборников трудов, материалов конференций, научных журналов, в т. ч. журнала «Омский научный вестник») и т. п. Оригиналы, подлежащие воспроизведению, могут содержать наряду с текстом штриховые и полутоновые черно-белые изображения (в качестве последних чаще всего используются цифровые фотографии). Печать на ризографе осуществляется двумя способами: непосредственно из компьютера или через сканер с использованием оригинал-макета [1—3].
Одной из наиболее существенных проблем при печати изображений способом ризографии является воспроизведение градаций.
Целью настоящего исследования являлась оптимизация тоновоспроизведения цифровых фотографий при печати на ризографе по методу оригинал-макета.
Для выполнения исследований использовались: лазерный принтер НР Ьа8егЛе1 2200, ризограф Ш80 БЯ 3910 (формат печати А3), мастер-плёнка ЯР/БЯ А3 оригинальная, краска ЯР/БЯ черная, оригинальная, бумага для офисной техники «Снегурочка» (А3), спектрофотометр Сге1адМасЪеШ 8рес1;гоЕуе.
При получении печатных оттисков на ризографе Ш80 БЯ 3910 по методу оригинал-макета возможно изменение трех технологических параметров.
1. Режимы сканирования: «текст» — предназначенный для печати текстовой информации, «фото» — для печати изобразительной информации, и «комби» — комбинированный режим, для совместного воспроизведения текста и изображений.
2. Контрастность сканирования: от 1 до 5 условных единиц (усл. ед.), где 1 — для очень тёмных оригиналов, а 5 — для очень светлых оригиналов.
3. Интенсивность подачи краски при печати: от 1 до 5 усл. ед., где 1 — минимальная подача краски, 5 — максимальная подача краски.
Для проведения эксперимента в программе Adobe Photoshop были изготовлены два электронных тестовых оригинал-макета.
Первый оригинал-макет содержит полутоновые градационные шкалы, расположенные равномерно с вертикальной и горизонтальной ориентацией по всей площади листа формата A3. Каждая шкала состоит из 17 полей с равномерно изменяющимися уровнями яркости от 0 до 255 усл. ед.
Для изготовления второго тестового оригинал-макета были отобраны 9 цифровых фотографий с различным градационным содержанием. Эти изображения совместно с двумя указанными полутоновыми 17-польными градационными шкалами размещены на листе формата A3 (рис. 1).
Указанные оригинал-макеты распечатывались на лазерном принтере с параметрами печати по умолчанию. В дальнейшем печатный оригинал-макет, воспроизводился на ризографе в установленной комбинации режимов, указанных выше.
После проведения печати, спектрофотометром SpectroEye измерялись оптические плотности полей тестовых полутоновых шкал и в программе MicroSoft Ехсе1 строились цепочки градационных графиков. Цепочки градационных графиков отображают тоновоспроизведение на всех этапах трехстадийного процесса воспроизведения цифровых фотографий на ризографе по методу оригинал-макета и представляют собой координатную плоскость, разделенную на 4 квадранта (рис. 2).
В первом квадранте находится градационная кривая программной тоновой коррекции — зависимость уровней яркости Ьои (усл. ед.) откорректированного изображения от уровней яркости Ьор (усл. ед.) оригинального изображения (цифровой фотографии).
Во втором квадранте расположена градационная кривая процесса печати на лазерном принтере — зависимость оптической плотности D (Б) оригинал-
ор-м ' ' 1
макета, распечатанного на лазерном принтере, от уровней яркости Ьои (усл. ед.) откорректированного изображения.
■щ Р |Ц
г Едші 1п
Є-т- -г
Рис. 1. Второй тестовый оригинал-макет
ел. ед. "Р ~г~г
Г
И
1
г ]
02
_ Г
_
_
і
яд г
ТІ
С ш 1
- У4 и-
Ьі. -I 2 0 о 0 6 3.
г
□
0.3
$ + •
_ _ 0.6 1 -г-
# \ -
/# •
— - — *
III Щ - г- — - — -\
~н~ Ссгь
Рис. 2. Цепь градационных графиков тоновоспроизведения цифровых фотографий, воспроизведенных по методу оригинал-макета способом ризографии
В третьем квадранте находится градационная кривая процесса печати на ризографе — зависимость оптической плотности Э (Б) печатного оттиска от
отт ' '
оптической плотности Эор_м (Б) оригинал-макета, распечатанного на лазерном принтере.
В четвёртом квадранте расположен итоговый градационный график — зависимость оптической плотности Эотт (Б) печатного оттиска от уровней яркости Ь (усл. ед.) оригинального изображения (цифровой фотографии).
Все четыре градационных графика взаимосвязаны.
Рис. 3. Цепь градационных графиков тоновоспроизведения цифровых фотографий, воспроизведенных по методу оригинал-макета способом ризографии при режимах: без градационной коррекции; режим сканирования оригинал-макета на ризографе — «комби»с контрастностью сканирования — 3 усл. ед.; интенсивность подачи краски при печати — 5 усл. ед.;
I - программая градационная коррекция;
II — печать на лазерном принтере;
III — печать на ризографе;
IV — итоговый график технологического процесса
Для оценки качества тоновоспроизведения наряду с объективным методом контроля на основе оценки с использованием цепи градационных графиков применялся также и субъективный (визуальный), который заключается в сравнении оттисков с электронным и печатным оригиналами и между собой и
4
7
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (103) 2011 ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО. ПОЛИГРАФИЯ
ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО. ПОЛИГРАФИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (103) 2011
в)
г)
Рис. 4. Режимы градационной коррекции: а — с повышенным контрастом в светах; б — с повышенным контрастом в тенях; в — с повышенным контрастом в полутонах; г — с пониженным контрастом в полутонах
выявлении оттиска с наилучшим визуальным восприятием.
Исследование проводилось в два этапа. На первом — определялся оптимальный режим воспроизведения цифровых фотографий на ризографе по методу оригинал-макета и программная тоновая коррекция не производилась.
Первый печатный тестовый оригинал-макет воспроизводился на ризографе в комбинациях режимов, указанных выше (всего 11 комбинаций режимов), и применялся только объективный метод оценки то-новоспроизведения с использованием цепи градационных графиков.
В ходе исследования был определен оптимальный режим воспроизведения полутоновых изображений на ризографе (рис. 3):
— оптимальный режим сканирования — «комби»;
— оптимальная контрастность сканирования — 3 усл. ед.;
— наибольший диапазон оптических плотностей воспроизводится при интенсивности подачи краски, равной 5 усл. ед., однако влияние на форму градационной кривой незначительно.
Кроме того, было установлено:
— качество тоновоспроизведения остается стабильным по всему полю печати. Тоновоспроизведение шкал, расположенных в разных местах листа, изменяется крайне незначительно в пределах погрешности измерений;
— время между печатью оригинал-макета на лазерном принтере и печатью на ризографе должно быть максимально сокращено, в связи с тем, что тонер лазерного принтера со временем «выцветает» и оптическая плотность уменьшается. Измерение оптической плотности полутоновой шкалы оригинал-макета непосредственно сразу же после вывода на лазерном принтере и неделю спустя показало уменьшение оптической плотности вплоть до 0,5 Б.
На втором этапе проводились исследования программной тоновой коррекции различных по градационному содержанию цифровых фотографий с целью выявления ее оптимальных режимов, а воспроизведение на ризографе выполнялось в оптимальном режиме, определенном на первом этапе с интенсивностью подачи краски 1, 3 и 5 усл. ед.
Для экспериментов использовался второй электронный тестовый оригинал-макет. Его тоновая кор-
~гг < гг ; пг ; І-Огіг усл.е А- гг “П II
. .
г г ЇТ г Г£ 1 / Л
44 Г
'
г ... □ 1 - 1 _ и.
.0 2
г н Г .35 —\~ — Н ■"
Н п“ н □ Н
и і
г нэ |ф'
. п
' ■ ■5- 2 15 102 э і У - Д|
ш 1&- * 2 ь ■ [)■ о ,3
ь і
#
□ _| _ _ _ _ □ — ц Л- ц _! _ и. _ ..."
к:
*
н тН Н Н 4
г н 0 ,6 н и н Г
\ .
□ : □ _ е4
г —і и —І □ "1 >
□ □ □ □ II -ч
ч II 1 і 1 .. 1^
1, 2
Н н н Н н Оэтт, б ;
. _|
Рис. 5. Цепь градационных графиков тоновоспроизведения цифровых фотографий, воспроизведенных по методу оригинал-макета способом ризографии при режимах: градационной коррекции — с уменьшенным контрастом в полутонах; режим сканирования оригинал-макета на ризографе — «комби» с контрастностью сканирования — 3 усл. ед.; с интенсивностью подачи краски при печати — 5 усл. ед. I - программая градационная коррекция;
II - печать на лазерном принтере;
III - печать на ризографе;
IV - итоговый график технологического процесса
рекция проводилась в программе А^Ье РЬо^Ьор с помощью инструмента «Кривые». Для исследования были выбраны пять вариантов градационной коррекции (рис. 4):
— с повышенным контрастом в светах;
— с повышенным контрастом в тенях;
— со значительно повышенным контрастом в тенях (так же как и на рис. 4б, только со смещением базовой точки на полтора деления правее);
— с повышенным контрастом в полутонах;
— с пониженным контрастом в полутонах.
Всего было исследовано 15 комбинаций вариантов градационной коррекции с режимами печати.
Полученные оттиски анализировались на предмет тоновоспроизведения с использованием как объективного (цепочки градационных графиков), так и субъективного метода. Здесь визуальная оценка была необходима по той причине, что в зависимости от градационного содержания фотографического изображения объективная оценка, определяющаяся ден-ситометрическим градационным графиком, и субъективное восприятие воспроизведенного изображения не всегда совпадают.
В результате проведенных исследований установлены оптимальные варианты градационной коррекции и печати для изображений с различным градационным содержанием.
A. Изображения с большим количеством мелких деталей и преобладанием теней (рис. 1, сюжет 1) лучше воспроизводятся при выполнении градационной коррекции со значительно увеличенным контрастом в тенях и уменьшением интенсивности подачи краски при печати (1 усл. ед.).
B. Изображения с большим преобладанием све-тов и теней (рис. 1, сюжеты 6, 7) лучше воспроизводятся — со значительно увеличенным контрастом в
Рис. 6. Цепь градационных графиков тоновоспроизведения цифровых фотографий, воспроизведенных по методу оригинал-макета способом ризографии при режимах: градационной коррекции — с увеличеннным контрастом в тенях; режим сканирования оригинал-макета на ризографе — «комби» с контрастностью сканирования — 3 усл. ед.; с интенсивностью подачи краски при печати — 5 усл. ед. I - программая градационная коррекция;
II - печать на лазерном принтере;
III - печать на ризографе;
IV - итоговый график технологического процесса
тенях и увеличением интенсивности подачи краски при печати (5 усл. ед.).
С. Изображения с преобладанием полутонов (рис. 1, сюжеты 4, 5, 8) лучше воспроизводятся с увеличенным контрастом в тенях.
Э. Изображения с преобладанием теней (рис. 1, сюжет 1), а также содержащие однородный фон (рис. 1, сюжет 3), лучше воспроизводятся с уменьшенным контрастом в полутонах и уменьшением интенсивности подачи краски при печати (1 усл. ед.).
Е. Изображения со сложным градационным содержанием (рис. 1, сюжеты 2, 9), лучше воспроизводятся с увеличенным контрастом в тенях, и уменьшением интенсивности подачи краски при печати (1 усл. ед.)
При градационной коррекции с увеличением контраста в светах итоговый график имеет уменьшенный контраст в области теней, что негативно сказывается при печати темных изображений.
При градационной коррекции с увеличением контраста в полутонах итоговый график имеет Б-образную форму с уменьшенным контрастом в светах и тенях, что говорит о ненадлежащей передаче градаций.
Указанные два режима градационной коррекции не могут быть рекомендованы к использованию.
Наилучшие результаты были получены при режимах:
— градационной коррекции:
1) с уменьшением контраста в полутонах;
2) с увеличенным контрастом в тенях;
— режим сканирования оригинал-макета на ризографе — «комби»;
— контрастность сканирования — 3 усл. ед.;
— интенсивность подачи краски при печати — 5 усл. ед.
При данных режимах итоговый градационный график (рис. 5 и 6) приобретает практически прямолинейный характер, и при этом диапазон воспроизводимых оптических плотностей максимальный.
Результаты оценки тоновоспроизведения объективным методом хорошо подтвердились результатами визуальной оценки. При режимах воспроизведения с итоговым градационным графиком, имеющим прямолинейный характер, на оттисках наблюдается плавное изменение градаций на всем воспроизводимом диапазоне оптических плотностей.
Указанные два режима могут быть рекомендованы к использованию для случаев, когда оригинал содержит одновременно изображения с различным градационным содержанием.
Выводы
Таким образом, в результате выполнения исследования установлены:
1. Оптимальный режим воспроизведения цифровых фотографий (полутоновых изображений) на ризографе по методу оригинал-макета.
2. Оптимальные режимы градационной коррекции и печати для различных по градационному содержанию цифровых фотографических изображений.
3. Режимы, при которых достигается оптимальное тоновоспроизведение.
Полученные результаты могут быть рекомендованы специалистам допечатной подготовки и операторам ризографов.
Библиографический список
1. Энциклопедия по печатным средствам информации / Г. Киппхан [и др.]. — М. : Springer — МГУП — HEIDELBERG, 2003. — 1280 с.
2. Чуркин, А. В. Ризография / А. В. Чуркин, А. Б. Шашлов, А. В. Стерликова. — М. : Изд-во МГУП, 2002. — 140 с.
3. Ризографы. [Электронный ресурс] /— Режим доступа : http://www.riso.ru/oborud/rizograf/_detailed/72 / (дата обращения 16.06.2011).
СЫСУЕВ Игорь Александрович, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Оборудование и технологии полиграфического производства».
ШИПОВ Евгений Викторович, студент группы ПТ-516 машиностроительного института.
ВДОВИН Владимир Михайлович, заведующий лабораториями кафедры «Оборудование и технологии полиграфического производства».
Адрес для переписки: e-mail: sia1960@mail.ru
Статья поступила в редакцию 12.07.2011 г.
©И. А. Сысуев, Е. В. Шипов, В. М. Вдовин
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (103) 2011 ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО. ПОЛИГРАФИЯ