Научная статья на тему 'Оптимизация тоновоспроизведения цифровых фотографий в оперативной полиграфии'

Оптимизация тоновоспроизведения цифровых фотографий в оперативной полиграфии Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
217
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РИЗОГРАФИЯ / ТОНОВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ / ГРАДАЦИОННАЯ КОРРЕКЦИЯ / RISOGRAPHY / REPRODUCTION OF TONES / CORRECTION OF GRADATION

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Сысуев Игорь Александрович, Шипов Евгений Викторович, Вдовин Владимир Михайлович

В статье рассмотрена возможность оптимизации тоновоспроизведения цифровых изображений при получении печатных оттисков путем ризографии. В ходе исследования были установлены режимы оптимального градационного воспроизведения на ризографе. Разработаны рекомендации для воспроизведения различных видов цифровых изображений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization reproduction of tones digital photos in operative polygraphy

The article considers the possibility of optimization reproduction of tones of digital images upon receipt of prints by risography. During research modes of optimum reproduction of gradation on a risograph have been established. Recommendations are developed for various kinds of digital images reproduction.

Текст научной работы на тему «Оптимизация тоновоспроизведения цифровых фотографий в оперативной полиграфии»

ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО. ПОЛИГРАФИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (103) 2011

УДК 655.335:655.027 Д. СЫСУЕВ

Е. В. ШИПОВ В. М. ВДОВИН

Омский государственный технический университет

ОПТИМИЗДЦИЯ ТОНОВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ФОТОГРДФИЙ В ОПЕРДТИВНОЙ ПОЛИГРДФИИ

В статье рассмотрена возможность оптимизации тоновоспроизведения цифровых изображений при получении печатных оттисков путем ризографии.

В ходе исследования были установлены режимы оптимального градационного воспроизведения на ризографе. Разработаны рекомендации для воспроизведения различных видов цифровых изображений.

Ключевые слова: ризография, тоновоспроизведение, градационная коррекция.

Одним из динамично развивающихся направлений оперативной полиграфии является ризография — одна из разновидностей способа ротационной трафаретной печати с использованием печатной формы, изготовленной с помощью прожигания микроотверстий на формном материале в местах печатающих элементов. Ризография используется для оперативной печати малотиражной продукции, где не требуется высокого качества воспроизведения: малотиражных корпоративных газет, рекламных листовок, раздаточных материалов, учебной и учебнометодической литературы, научных изданий (монографий, сборников трудов, материалов конференций, научных журналов, в т. ч. журнала «Омский научный вестник») и т. п. Оригиналы, подлежащие воспроизведению, могут содержать наряду с текстом штриховые и полутоновые черно-белые изображения (в качестве последних чаще всего используются цифровые фотографии). Печать на ризографе осуществляется двумя способами: непосредственно из компьютера или через сканер с использованием оригинал-макета [1—3].

Одной из наиболее существенных проблем при печати изображений способом ризографии является воспроизведение градаций.

Целью настоящего исследования являлась оптимизация тоновоспроизведения цифровых фотографий при печати на ризографе по методу оригинал-макета.

Для выполнения исследований использовались: лазерный принтер НР Ьа8егЛе1 2200, ризограф Ш80 БЯ 3910 (формат печати А3), мастер-плёнка ЯР/БЯ А3 оригинальная, краска ЯР/БЯ черная, оригинальная, бумага для офисной техники «Снегурочка» (А3), спектрофотометр Сге1адМасЪеШ 8рес1;гоЕуе.

При получении печатных оттисков на ризографе Ш80 БЯ 3910 по методу оригинал-макета возможно изменение трех технологических параметров.

1. Режимы сканирования: «текст» — предназначенный для печати текстовой информации, «фото» — для печати изобразительной информации, и «комби» — комбинированный режим, для совместного воспроизведения текста и изображений.

2. Контрастность сканирования: от 1 до 5 условных единиц (усл. ед.), где 1 — для очень тёмных оригиналов, а 5 — для очень светлых оригиналов.

3. Интенсивность подачи краски при печати: от 1 до 5 усл. ед., где 1 — минимальная подача краски, 5 — максимальная подача краски.

Для проведения эксперимента в программе Adobe Photoshop были изготовлены два электронных тестовых оригинал-макета.

Первый оригинал-макет содержит полутоновые градационные шкалы, расположенные равномерно с вертикальной и горизонтальной ориентацией по всей площади листа формата A3. Каждая шкала состоит из 17 полей с равномерно изменяющимися уровнями яркости от 0 до 255 усл. ед.

Для изготовления второго тестового оригинал-макета были отобраны 9 цифровых фотографий с различным градационным содержанием. Эти изображения совместно с двумя указанными полутоновыми 17-польными градационными шкалами размещены на листе формата A3 (рис. 1).

Указанные оригинал-макеты распечатывались на лазерном принтере с параметрами печати по умолчанию. В дальнейшем печатный оригинал-макет, воспроизводился на ризографе в установленной комбинации режимов, указанных выше.

После проведения печати, спектрофотометром SpectroEye измерялись оптические плотности полей тестовых полутоновых шкал и в программе MicroSoft Ехсе1 строились цепочки градационных графиков. Цепочки градационных графиков отображают тоновоспроизведение на всех этапах трехстадийного процесса воспроизведения цифровых фотографий на ризографе по методу оригинал-макета и представляют собой координатную плоскость, разделенную на 4 квадранта (рис. 2).

В первом квадранте находится градационная кривая программной тоновой коррекции — зависимость уровней яркости Ьои (усл. ед.) откорректированного изображения от уровней яркости Ьор (усл. ед.) оригинального изображения (цифровой фотографии).

Во втором квадранте расположена градационная кривая процесса печати на лазерном принтере — зависимость оптической плотности D (Б) оригинал-

ор-м ' ' 1

макета, распечатанного на лазерном принтере, от уровней яркости Ьои (усл. ед.) откорректированного изображения.

■щ Р |Ц

г Едші 1п

Є-т- -г

Рис. 1. Второй тестовый оригинал-макет

ел. ед. "Р ~г~г

Г

И

1

г ]

02

_ Г

_

_

і

яд г

ТІ

С ш 1

- У4 и-

Ьі. -I 2 0 о 0 6 3.

г

0.3

$ + •

_ _ 0.6 1 -г-

# \ -

/# •

— - — *

III Щ - г- — - — -\

~н~ Ссгь

Рис. 2. Цепь градационных графиков тоновоспроизведения цифровых фотографий, воспроизведенных по методу оригинал-макета способом ризографии

В третьем квадранте находится градационная кривая процесса печати на ризографе — зависимость оптической плотности Э (Б) печатного оттиска от

отт ' '

оптической плотности Эор_м (Б) оригинал-макета, распечатанного на лазерном принтере.

В четвёртом квадранте расположен итоговый градационный график — зависимость оптической плотности Эотт (Б) печатного оттиска от уровней яркости Ь (усл. ед.) оригинального изображения (цифровой фотографии).

Все четыре градационных графика взаимосвязаны.

Рис. 3. Цепь градационных графиков тоновоспроизведения цифровых фотографий, воспроизведенных по методу оригинал-макета способом ризографии при режимах: без градационной коррекции; режим сканирования оригинал-макета на ризографе — «комби»с контрастностью сканирования — 3 усл. ед.; интенсивность подачи краски при печати — 5 усл. ед.;

I - программая градационная коррекция;

II — печать на лазерном принтере;

III — печать на ризографе;

IV — итоговый график технологического процесса

Для оценки качества тоновоспроизведения наряду с объективным методом контроля на основе оценки с использованием цепи градационных графиков применялся также и субъективный (визуальный), который заключается в сравнении оттисков с электронным и печатным оригиналами и между собой и

4

7

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (103) 2011 ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО. ПОЛИГРАФИЯ

ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО. ПОЛИГРАФИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (103) 2011

в)

г)

Рис. 4. Режимы градационной коррекции: а — с повышенным контрастом в светах; б — с повышенным контрастом в тенях; в — с повышенным контрастом в полутонах; г — с пониженным контрастом в полутонах

выявлении оттиска с наилучшим визуальным восприятием.

Исследование проводилось в два этапа. На первом — определялся оптимальный режим воспроизведения цифровых фотографий на ризографе по методу оригинал-макета и программная тоновая коррекция не производилась.

Первый печатный тестовый оригинал-макет воспроизводился на ризографе в комбинациях режимов, указанных выше (всего 11 комбинаций режимов), и применялся только объективный метод оценки то-новоспроизведения с использованием цепи градационных графиков.

В ходе исследования был определен оптимальный режим воспроизведения полутоновых изображений на ризографе (рис. 3):

— оптимальный режим сканирования — «комби»;

— оптимальная контрастность сканирования — 3 усл. ед.;

— наибольший диапазон оптических плотностей воспроизводится при интенсивности подачи краски, равной 5 усл. ед., однако влияние на форму градационной кривой незначительно.

Кроме того, было установлено:

— качество тоновоспроизведения остается стабильным по всему полю печати. Тоновоспроизведение шкал, расположенных в разных местах листа, изменяется крайне незначительно в пределах погрешности измерений;

— время между печатью оригинал-макета на лазерном принтере и печатью на ризографе должно быть максимально сокращено, в связи с тем, что тонер лазерного принтера со временем «выцветает» и оптическая плотность уменьшается. Измерение оптической плотности полутоновой шкалы оригинал-макета непосредственно сразу же после вывода на лазерном принтере и неделю спустя показало уменьшение оптической плотности вплоть до 0,5 Б.

На втором этапе проводились исследования программной тоновой коррекции различных по градационному содержанию цифровых фотографий с целью выявления ее оптимальных режимов, а воспроизведение на ризографе выполнялось в оптимальном режиме, определенном на первом этапе с интенсивностью подачи краски 1, 3 и 5 усл. ед.

Для экспериментов использовался второй электронный тестовый оригинал-макет. Его тоновая кор-

~гг < гг ; пг ; І-Огіг усл.е А- гг “П II

. .

г г ЇТ г Г£ 1 / Л

44 Г

'

г ... □ 1 - 1 _ и.

.0 2

г н Г .35 —\~ — Н ■"

Н п“ н □ Н

и і

г нэ |ф'

. п

' ■ ■5- 2 15 102 э і У - Д|

ш 1&- * 2 ь ■ [)■ о ,3

ь і

#

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ _| _ _ _ _ □ — ц Л- ц _! _ и. _ ..."

к:

*

н тН Н Н 4

г н 0 ,6 н и н Г

\ .

□ : □ _ е4

г —і и —І □ "1 >

□ □ □ □ II -ч

ч II 1 і 1 .. 1^

1, 2

Н н н Н н Оэтт, б ;

. _|

Рис. 5. Цепь градационных графиков тоновоспроизведения цифровых фотографий, воспроизведенных по методу оригинал-макета способом ризографии при режимах: градационной коррекции — с уменьшенным контрастом в полутонах; режим сканирования оригинал-макета на ризографе — «комби» с контрастностью сканирования — 3 усл. ед.; с интенсивностью подачи краски при печати — 5 усл. ед. I - программая градационная коррекция;

II - печать на лазерном принтере;

III - печать на ризографе;

IV - итоговый график технологического процесса

рекция проводилась в программе А^Ье РЬо^Ьор с помощью инструмента «Кривые». Для исследования были выбраны пять вариантов градационной коррекции (рис. 4):

— с повышенным контрастом в светах;

— с повышенным контрастом в тенях;

— со значительно повышенным контрастом в тенях (так же как и на рис. 4б, только со смещением базовой точки на полтора деления правее);

— с повышенным контрастом в полутонах;

— с пониженным контрастом в полутонах.

Всего было исследовано 15 комбинаций вариантов градационной коррекции с режимами печати.

Полученные оттиски анализировались на предмет тоновоспроизведения с использованием как объективного (цепочки градационных графиков), так и субъективного метода. Здесь визуальная оценка была необходима по той причине, что в зависимости от градационного содержания фотографического изображения объективная оценка, определяющаяся ден-ситометрическим градационным графиком, и субъективное восприятие воспроизведенного изображения не всегда совпадают.

В результате проведенных исследований установлены оптимальные варианты градационной коррекции и печати для изображений с различным градационным содержанием.

A. Изображения с большим количеством мелких деталей и преобладанием теней (рис. 1, сюжет 1) лучше воспроизводятся при выполнении градационной коррекции со значительно увеличенным контрастом в тенях и уменьшением интенсивности подачи краски при печати (1 усл. ед.).

B. Изображения с большим преобладанием све-тов и теней (рис. 1, сюжеты 6, 7) лучше воспроизводятся — со значительно увеличенным контрастом в

Рис. 6. Цепь градационных графиков тоновоспроизведения цифровых фотографий, воспроизведенных по методу оригинал-макета способом ризографии при режимах: градационной коррекции — с увеличеннным контрастом в тенях; режим сканирования оригинал-макета на ризографе — «комби» с контрастностью сканирования — 3 усл. ед.; с интенсивностью подачи краски при печати — 5 усл. ед. I - программая градационная коррекция;

II - печать на лазерном принтере;

III - печать на ризографе;

IV - итоговый график технологического процесса

тенях и увеличением интенсивности подачи краски при печати (5 усл. ед.).

С. Изображения с преобладанием полутонов (рис. 1, сюжеты 4, 5, 8) лучше воспроизводятся с увеличенным контрастом в тенях.

Э. Изображения с преобладанием теней (рис. 1, сюжет 1), а также содержащие однородный фон (рис. 1, сюжет 3), лучше воспроизводятся с уменьшенным контрастом в полутонах и уменьшением интенсивности подачи краски при печати (1 усл. ед.).

Е. Изображения со сложным градационным содержанием (рис. 1, сюжеты 2, 9), лучше воспроизводятся с увеличенным контрастом в тенях, и уменьшением интенсивности подачи краски при печати (1 усл. ед.)

При градационной коррекции с увеличением контраста в светах итоговый график имеет уменьшенный контраст в области теней, что негативно сказывается при печати темных изображений.

При градационной коррекции с увеличением контраста в полутонах итоговый график имеет Б-образную форму с уменьшенным контрастом в светах и тенях, что говорит о ненадлежащей передаче градаций.

Указанные два режима градационной коррекции не могут быть рекомендованы к использованию.

Наилучшие результаты были получены при режимах:

— градационной коррекции:

1) с уменьшением контраста в полутонах;

2) с увеличенным контрастом в тенях;

— режим сканирования оригинал-макета на ризографе — «комби»;

— контрастность сканирования — 3 усл. ед.;

— интенсивность подачи краски при печати — 5 усл. ед.

При данных режимах итоговый градационный график (рис. 5 и 6) приобретает практически прямолинейный характер, и при этом диапазон воспроизводимых оптических плотностей максимальный.

Результаты оценки тоновоспроизведения объективным методом хорошо подтвердились результатами визуальной оценки. При режимах воспроизведения с итоговым градационным графиком, имеющим прямолинейный характер, на оттисках наблюдается плавное изменение градаций на всем воспроизводимом диапазоне оптических плотностей.

Указанные два режима могут быть рекомендованы к использованию для случаев, когда оригинал содержит одновременно изображения с различным градационным содержанием.

Выводы

Таким образом, в результате выполнения исследования установлены:

1. Оптимальный режим воспроизведения цифровых фотографий (полутоновых изображений) на ризографе по методу оригинал-макета.

2. Оптимальные режимы градационной коррекции и печати для различных по градационному содержанию цифровых фотографических изображений.

3. Режимы, при которых достигается оптимальное тоновоспроизведение.

Полученные результаты могут быть рекомендованы специалистам допечатной подготовки и операторам ризографов.

Библиографический список

1. Энциклопедия по печатным средствам информации / Г. Киппхан [и др.]. — М. : Springer — МГУП — HEIDELBERG, 2003. — 1280 с.

2. Чуркин, А. В. Ризография / А. В. Чуркин, А. Б. Шашлов, А. В. Стерликова. — М. : Изд-во МГУП, 2002. — 140 с.

3. Ризографы. [Электронный ресурс] /— Режим доступа : http://www.riso.ru/oborud/rizograf/_detailed/72 / (дата обращения 16.06.2011).

СЫСУЕВ Игорь Александрович, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Оборудование и технологии полиграфического производства».

ШИПОВ Евгений Викторович, студент группы ПТ-516 машиностроительного института.

ВДОВИН Владимир Михайлович, заведующий лабораториями кафедры «Оборудование и технологии полиграфического производства».

Адрес для переписки: e-mail: sia1960@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.07.2011 г.

©И. А. Сысуев, Е. В. Шипов, В. М. Вдовин

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (103) 2011 ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО. ПОЛИГРАФИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.