Научная статья на тему 'Оптимизация процесса воспроизведения черно-белых фотографических изображений в оперативной полиграфии'

Оптимизация процесса воспроизведения черно-белых фотографических изображений в оперативной полиграфии Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
309
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РИЗОГРАФИЯ / ТОНОВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ / ЧЕРНО-БЕЛЫЕ ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ / ГРАДАЦИОННАЯ КОРРЕКЦИЯ / RISOGRAPHY / TONE REPRODUCTION / BLACK AND WHITE PHOTO IMAGES GRADATIONAL CORRECTION

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Сысуев Игорь Александрович, Ивлева Алёна Александровна

В статье рассмотрена возможность оптимизации тоновоспроизведения черно-белых фотографических изображений при получении печатных оттисков путем ризографии. Исследовано влияние режимов сканирования черно-белых фотографических изображений на воспроизведение градаций, установлены режимы градационной коррекции для оптимального тоновоспроизведения при печати на ризографе. Разработаны рекомендации для воспроизведения различных по градационному содержанию изображений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization of the process of reproduction of black and white photo images in the efficient polygraphy

The possibility of the reproduction of black and white photo images while getting printed reprints by risography is regarded in the article. The influence of scanning rates of black and white photo images on the reproduction of gradation is researched, conditions for the gradational correction for the efficient tone reproduction while printing on the risograph are set. Recommendations for the different by their grade content images are made.

Текст научной работы на тему «Оптимизация процесса воспроизведения черно-белых фотографических изображений в оперативной полиграфии»

УДК 655.335:655.027

И. А. СЫСУЕВ А. А. ИВЛЕВА

Омский государственный технический университет

ОПТИМИЗАЦИЯ

ПРОЦЕССА ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ЧЕРНО-БЕЛЫХ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ

В ОПЕРАТИВНОЙ ПОЛИГРАФИИ

В статье рассмотрена возможность оптимизации тоновоспроизведения черно-белых фотографических изображений при получении печатных оттисков путем ризографии. Исследовано влияние режимов сканирования черно-белых фотографических изображений на воспроизведение градаций, установлены режимы градационной коррекции для оптимального тоновоспроизведения при печати на ризографе. Разработаны рекомендации для воспроизведения различных по градационному содержанию изображений.

Ключевые слова: ризография, тоновоспроизведение, черно-белые фотографические изображения, градационная коррекция.

Одной из наиболее существенных проблем при воспроизведении полутоновых изображений способом ризографии (ротационной трафаретной печати) является воспроизведение градаций [1]. В Омском государственном техническом университете были проведены исследования по оптимизации тоновос-произведения цифровых фотографий [2, 3]. В результате выполненных исследований были установлены: оптимальный режим воспроизведения цифровых фотографий (полутоновых изображений) на ризографе по методу оригинал-макета, оптимальные режимы градационной коррекции и печати для различных по градационному содержанию цифровых фотографических изображений, в том числе режимы, при которых достигается оптимальное тоно-воспроизведение.

Несмотря на то что в настоящее время большинство изобразительных оригиналов является цифровыми фотографиями, которые представляются к воспроизведению в электронном виде, значительное количество оригиналов составляют черно-белые и цветные фотографии на материальном носителе (цветной и черно-белой фотобумаге). Это фотографии, хранящиеся в архивах как домашних, так и государственных, библиотечных, музейных, корпоративных и т. п. В отличие от цифровых фотографий, для воспроизведения таких изображений необходимо на начальном этапе выполнить операцию сканирования — перевести воспроизводимое изображение в цифровую форму.

В продолжение проведенных исследований [2, 3] целью настоящей работы является оптимизация до-печатной подготовки черно-белых фотографических изображений на материальном носителе (фотобумаге) к печати на ризографе по методу оригинал-макета. Технологический процесс воспроизведения (а также методы и средства проводимых исследований) в этом случае аналогичен используемому при воспроизведении цифровых фотографий и дополняется начальной операцией сканирования.

Исследование было решено провести в два этапа: на первом определить влияние режимов сканирования черно-белых изображений на воспроизведение градаций, а на втором — установить наилучшие варианты градационной коррекции для оптимального тоновоспроизведения.

Для оценки тоновоспроизведения (как и в проведенных ранее исследованиях) использовались два метода:

— субъективный, или визуальный, который заключается в сравнении оттисков с оригиналом и между собой и определении оттиска, обеспечивающего наилучшее визуальное восприятие;

— объективный — на основе оценки тоновос-произведения с использованием цепи градационных графиков (рис. 1).

Цепь градационных графиков представляет собой координатную плоскость, состоящую из пяти взаимосвязанных графиков:

— градационная кривая сканирования — зависимость уровней яркости Ви (0^255 усл. ед.) сканированного изображения от оптической плотности Б

* ор

оригинала (I);

— градационная кривая программной градационной коррекции — зависимость уровней яркости Вк откорректированного изображения (0^255 усл. ед.) от уровней яркости Ви сканированного изображения (II);

— градационная кривая печати на лазерном принтере — зависимость оптической плотности Б ма-

1 м

кета от уровней яркости Вк откорректированного изображения (III);

— градационная кривая печати на ризографе — зависимость оптической плотности Б оттиска от

отт

оптической плотности Бм макета (IV);

— итоговый градационный график — зависимость оптической плотности Боттиска от оптической плотности Б ор оригинала (V).

На первом этапе исследования для выявления оптимальных параметров сканирования сканировали

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (120) 2013 ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО. ПОЛИГРАФИЯ

ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО. ПОЛИГРАФИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (120) 2013

Рис. 1. Цепь градационных графиков тоновоспроизведения сканированных (с разрешением 300 8рі) черно-белых фотографических изображений, воспроизведенных по методу оригинал-макета способом ризографии. Градационная коррекция не проводилась.

I — градационная кривая сканирования;

II — градационная кривая программной градационной коррекции;

III — градационная кривая печати на лазерном принтере;

IV — градационная кривая печати на ризографе;

V — итоговый градационный график.

Тонкой линией показана взаимосвязь графиков

0,20 0,40 0,60 0,80 1,00 1,20 1,40 1,60 1,80 2,00 2,20 0эР

Рис. 2. Градационная кривая процесса сканирования — зависимость оптической плотности Эм на распечатке от оптической плотности ЭоР оригинала: 1 — с разрешением 100 8рі; 2 — с разрешением 150 8рі; 3 — с разрешением 300 8рі

Рис. 3. Тестовый оригинал-макет (часть а) сканированных черно-белых фотографических изображения с разрешением 300 Брі, полученный на лазерном принтере с параметрами печати по умолчанию. Градационная коррекция не выполнялась

4

2

5

З

полутоновую градационную шкалу, выполненную на фотобумаге (НШ-1), на планшетном сканере HP ScanJet 4370 с использованием программного обеспечения производителя при параметрах сканирования: разрешение — 100, 150 и 300 spi (выборок на дюйм; учитывая разрешение печати ризографа использование большего разрешения сканирования нецелесообразно), режим сканирования — «в градациях серого» (8 бит) и остальные параметры — по умолчанию. Сканированные фотографии сохраняли в формате TIFF, импортировали в программу Adobe Photoshop, откуда распечатывали на лазерном принтере HP LaserJet 9050 DN с параметрами печати по умолчанию

с последующим измерением оптических плотностей полутоновой шкалы на распечатке и построением градационного графика. В результате установлено, что указанные режимы сканирования не влияют на воспроизведение градаций, а влияют только на четкость изображения (рис. 2).

Было принято решение на первом этапе экспериментов не изменять параметры сканирования, кроме разрешения, и произвести оптимизацию тоно-воспроизведения на стадии программной градационной коррекции. Если не удастся решить задачу оптимизации таким образом, тогда является целесообразным производить градационную коррекцию

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (120) 2013 ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО. ПОЛИГРАФИЯ

ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО. ПОЛИГРАФИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (120) 2013

Рис. 4. Тестовый оригинал-макет (часть б) сканированных черно-белых фотографических изображений с разрешением 300 Брі, полученный на лазерном принтере с параметрами печати по умолчанию. Градационная коррекция не выполнялась

еще и на стадии сканирования с изменением иных параметров.

Для проведения второго этапа эксперимента были отобраны черно-белые фотографии с различным градационным содержанием. Эти изображения, совмещенные с полутоновыми градационными шкалами, были использованы для изготовления тестового оригинал-макета (рис. 3, 4) путем сканирования с указанными выше параметрами и разрешением 300 8р1, импорта в программу А<ЗоЪе РИо1;о8Ьор и последующей распечатки оригинал-макета на лазерном принтере НР Ьа8егЛе1 9050 БЫ с параметрами печати по умолчанию.

Оригинал-макет воспроизводился на ризографе в оптимальном режиме, установленном в результате выполненных исследований [2]:

— режим сканирования: «комби»;

— контрастность сканирования: 3 условные единицы;

— интенсивность подачи краски: 5 условных единиц.

Анализ полученной цепи градационных графиков (рис. 1) показывает неудовлетворительное воспроизведение светов (оптические плотности оригинала 0 — 0,4 не воспроизводятся) и теней (практически не воспроизводятся оптические плотности оригинала,

О 20 40 ЗО Я) 100 120 Щ 130 160 200 220 М)

а

Ні

24)

220

200

1Є0

130

14)

120

100

30

80

Ю

20

О

.1.1.. I.---1 . I . I . .1 . I. . I. . І . І . I . I

И

и

0

/

г

И

І І І І І І І І І І І г І І І І І І І 1 ! г І І І I

и 20 4) 60 80 100 120 140 160 180 200 220 240 В*

б

100 120 140 160 180 200 220 240 а

Рис. 5. Градационные кривые программной тоновой коррекции №к=№и) — график II в цепи градационных графиков): а — с повышенным контрастом в светах; б — с повышенным контрастом в тенях; в — с повышенным контрастом в полутонах изображения

Рис. 6. Градационные кривые программной тоновой коррекции ^^^и) — график II в цепи градационных графиков): а — со значительным повышением контраста в светах; б — со значительным повышением контраста в тенях; в — со значительным повышением контраста в полутонах изображения

б

в

в

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (120) 2013 ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО. ПОЛИГРАФИЯ

ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО. ПОЛИГРАФИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (120) 2013

Рис. 7. Зависимость оптической плотности ЭоТТ оттиска от оптической плотности Эор оригинала (итоговый график)

для выполненной программной градационной коррекции: а — с повышенным контрастом в светах; б — с повышенным контрастом в тенях; в — с повышенным контрастом в полутонах; г — со значительным повышением контраста в светах; д — со значительным повышением контраста в тенях; е — со значительным повышением контраста в полутонах

б

а

в

г

д

е

превышающие 1,3), что согласуется и с визуальной оценкой полученных изображений. Это обуславливает необходимость градационной коррекции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Градационная коррекция оригинал-макетов проводилась в программе А<ЗоЪе РЬо1;о8Ьор с помощью инструмента «Кривые». Для проведения исследования были выбраны 6 вариантов градационной коррекции:

— с повышенным контрастом в светах (рис. 5 а);

— с повышенным контрастом в тенях (рис. 5 б);

— с повышенным контрастом в полутонах (рис. 5в);

— со значительным повышением контраста в светах (рис. 6 а);

— со значительным повышением контраста в тенях (рис. 6б);

— со значительным повышением контраста в полутонах (рис. 6 в).

Оригинал-макеты с выполненными вариантами градационной коррекции воспроизводились на ризографе с указанными выше оптимальными режимами. Тоновоспроизведение оценивалось с использованием субъективного и объективного методов. Итоговые графики тоновоспроизведения приведены на рис. 7 (цепочки градационных графиков не приводятся в связи с ограниченным объемом публикации).

Анализ полученных результатов показывает следующее.

1. Имеет место улучшение тоновоспроизведения при использовании программной градационной коррекции с повышенным контрастом в тенях (рис. 7б) и со значительным повышением контраста в тенях (рис. 7д). При этом тени изображения плавно воспроизводятся в первом случае до оптической плотности 1,5 и вплоть до 1,7 — во втором, снижается контраст воспроизведения в полутонах, что приводит к увеличению интервала воспроизводимых оптических плотностей. Визуальное восприятие тестовых изображений благоприятное.

2. Градационная коррекция с повышением и значительным повышением контраста в светах (рис. 7 а, г) не дает удовлетворительных результатов. Нормализуется воспроизведение светов: света изображения начинают воспроизводиться от оптической плотности 0,2 — 0,3, однако темные полутона и тени, начиная от 0,8, — практически не воспроизводятся. Визуальная оценка изображений неудовлетворительная.

3. При режиме градационной коррекции с повышенным и значительно повышенным контрастом в полутонах (рис. 7 в, е) на итоговом градационном графике видно, что тоновоспроизведение в светах не изменяется, зато резко ухудшается воспроизведение в тенях — оптические плотности более 1,0— 1,1 не воспроизводятся, кроме того, увеличивается конт-

раст в полутонах, что приводит к резкому сокращению интервала воспроизводимых оптических плотностей.

4. Установлены оптимальные варианты градационной коррекции для воспроизведения изображений с различным градационным содержанием:

— изображения со сложным градационным содержанием (рис. 4, сюжеты 8, 10) лучше воспроизводятся без градационной коррекции, а изображения со сложным градационным содержанием и с преобладанием мелких деталей (рис. 3, сюжет 4) лучше воспроизводятся с повышенным контрастом в светах;

— изображения с преобладанием деталей в областях теней и полутонов (рис. 3, 4 сюжеты 1—3, 7), лучше воспроизводятся со значительным повышением контраста в тенях;

— изображения с преобладанием светов и полутонов (рис. 4, сюжеты 6, 9) лучше воспроизводятся со значительным повышением контраста в тенях, что обусловлено общим увеличением оптических плотностей на всем градационном интервале и снижением контраста на стадии изготовления оригинал-макета на лазерном принтере;

— изображения с большим преобладанием теней (рис. 3, сюжет 5) лучше воспроизводятся с повышенным контрастом в тенях.

Библиографический список

1. Литунов, С. Н. К вопросу о ракельном механизме валкового типа, применяемом в трафаретной печати / С. Н. Литунов, Д. С. Филатов // Известия вузов. Проблемы полиграфии и издательского дела. — 2006. — № 2. — С. 22 — 28.

2. Сысуев, И. А. Оптимизация тоновоспроизведения цифровых фотографий в оперативной полиграфии / И. А. Сысуев, Е. В. Шипов, В. М. Вдовин // Омский научный вестник. —

2011. - № 3 (103). - С. 326-329.

3. Шипов, Е. В. Тоновоспроизведение цифровых фотографий способом ризографии / Е. В. Шипов // Полиграфия: технология, оборудование, материалы : материалы III заоч. науч.-практ. конф. с междунар. участием. — Омск : Изд-во ОмГТУ,

2012. - С. 119-128.

СЫСУЕВ Игорь Александрович, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Оборудование и технологии полиграфического производства».

Адрес для переписки: sia1960@mail.ru

ИВЛЕВА Алёна Александровна, магистрант группы

ТП-512.

Статья поступила в редакцию 04.02.2013 г.

© И. А. Сысуев, А. А. Ивлева

Книжная полка

Литунов, С. Н. Методы расчета оборудования для изготовления трафаретных форм : моногр. / С. Н. Литунов, Т. Г. Алеев ; ОмГТУ. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2012. - 191 с. - ISBN 978-5-81491232-9.

Приводятся результаты теоретических и экспериментальных исследований, посвященных составляющим процесса изготовления трафаретных печатных форм: степени и равномерности натяжения сетчатой основы, толщине и равномерности копировального слоя, равномерности освещаемой поверхности в процессе экспонирования.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (120) 2013 ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО. ПОЛИГРАФИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.