Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ СУДОУСТРОЙСТВА КАК НАПРАВЛЕНИЕ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ КИТАЯ: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ'

ОПТИМИЗАЦИЯ СУДОУСТРОЙСТВА КАК НАПРАВЛЕНИЕ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ КИТАЯ: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
175
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ РЕФОРМА / ОПТИМИЗАЦИЯ СУДОУСТРОЙСТВА / УПРАВЛЕНИЕ СУДЕБНЫМИ ДЕЛАМИ / ОКРУЖНЫЕ СУДЫ / JUDICIAL REFORM / JUDICIARY OPTIMIZATION / COURT CASE MANAGMENT / CIRCUIT COURTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гольман Светлана Владимировна

В статье исследуются отдельные аспекты оптимизации судоустройства, как одного из направлений судебной реформы Китая в рамках общей стратегии развития государства на современном этапе. Предлагается принять во внимание китайский опыт в части интенсивности и масштабов разработки и внедрения интеллектуальных систем управления судебной деятельностью и судопроизводством, высокой степени интеграции судебной реформы с остальными областями программ развития при выработке единой стратегии развития механизма судебной власти российского государства, интегрированной в стратегию развития государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гольман Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUDICIARY OPTIMIZATION AS DIRECTION OF CHINESE JUDICIAL REFORM: SOME ASPECTS

This article takes a look at some aspects of the optimization of the judiciary as part of judicial reform in China as part of an overall strategy for the development of the State at the present stage. Invited to take note of Chinese experience in part the intensity and scale of the development and implementation of intelligent control systems of judicial activities and court proceedings, a high degree of integration of judicial reform with the rest areas development programmes in the formulation of a common strategy for the development of the mechanism of judicial power of the Russian State, integrated into the development strategy of the State.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ СУДОУСТРОЙСТВА КАК НАПРАВЛЕНИЕ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ КИТАЯ: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ»

Таким образом, правоприменителем должны быть установлены и доказаны обстоятельства, свидетельствующие о цели уклонения от административного надзора, при квалификации по ч. 1 ст. 314.1 УК РФ в качестве обязательного признака субъективной стороны преступления, что свидетельствует о наличии у виновного только прямого умысла при его совершении.

Литература и источники

1. Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ : в ред. Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 252-ФЗ // Рос. газета. 2011. 8 апреля; 2017. 2 февраля.

2. О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации : Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 : в ред. Федерального закона от 3 апреля 2017 г. № 65-ФЗ // Рос. газета. 1993. 10 августа; 2017. 5 апреля.

References and Source

1. Ob administrativnom nadzore za licami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody: Federal'nyj zakon ot 6 aprelya 2011 g. №2 64-FZ : v red. Federal'nogo zakona ot 29 iyulya 2017 g. № 252-FZ // Ros. gazeta. 2011. 8 aprelya; 2017. 2 fevralya.

2. O prave grazhdan Rossijskoj Federacii na svobodu peredvizheniya, vybor mesta prebyvaniya i zhitel'stva v predelah Rossijskoj Federacii : Zakon Rossijskoj Federacii ot 25 iyunya 1993 g. №2 5242-1 : v red. Federal'nogo zakona ot 3 aprelya 2017 g. №2 65-FZ // Ros. gazeta. 1993. 10 avgusta; 2017. 5 aprelya.

МАТЕРОВ СЕРГЕЙ ЮРЬЕВИЧ - адъюнкт Казанского юридического института МВД России.

ВАСИЛЬЕВА ЖАННА СЕРГЕЕВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры публичного права Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова.

MATEROV, SERGEY Y. - Ph.D. student, Kazan Law Institute of MIA of Russia (materov80@mail.ru)

VASILIEVA, JEANNE S. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of Public Law, Chuvash State University named after I.N. Ulyanov (kaf_advok@mail.ru)

УДК 347.971

ГОЛЬМАН С.В.

ОПТИМИЗАЦИЯ СУДОУСТРОЙСТВА КАК НАПРАВЛЕНИЕ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ

КИТАЯ: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ

Ключевые слова: судебная реформа, оптимизация судоустройства, управление судебными делами, окружные суды.

В статье исследуются отдельные аспекты оптимизации судоустройства, как одного из направлений судебной реформы Китая в рамках общей стратегии развития государства на современном этапе. Предлагается принять во внимание китайский опыт в части интенсивности и масштабов разработки и внедрения интеллектуальных систем управления судебной деятельностью и судопроизводством, высокой степени интеграции судебной реформы с остальными областями программ развития при выработке единой стратегии развития механизма судебной власти российского государства, интегрированной в стратегию развития государства.

GOLMAN, S.V.

JUDICIARY OPTIMIZATION AS DIRECTION OF CHINESE JUDICIAL REFORM: SOME ASPECTS

Keywords: judicial reform, judiciary optimization, court case managment, circuit courts.

This article takes a look at some aspects of the optimization of the judiciary as part of judicial reform in China as part of an overall strategy for the development of the State at the present stage. Invited to take note of Chinese experience in part the intensity and scale of the development and implementation of intelligent control systems of judicial activities and court proceedings, a high degree of integration of judicial reform with the rest areas development programmes in the formulation of a common strategy for the development of the mechanism of judicial power of the Russian State, integrated into the development strategy of the State.

Соседствующая с Российской Федерацией и основанная в 1949 г. Китайская Народная Республика (КНР) является крупнейшим в мире по численности населения (1379302771 чел. по состоянию на июль 2017 г.) [1], этнокультурно разнообразным и территориально обширным, быстро развивающимся унитарным с автономными образованиями [2] государством. Его экономика стабильно занимает второе в мире место по объему ВВП (примерно 12,2 триллиона долларов США) [3]. Современный Китай представляет собой растущую политическую силу и играет определяющую роль в системе международных отношений, что во многом представляется заслугой перехода страны в 1978 г. к политике реформ и открытости и избрания самобытного курса на так называемый «социализм с китайской спецификой». Действующим Председателем КНР Си Цзиньпином в дополнение к этой курсу и в его развитие провозглашена выполняющая по существу роль программы развития и реформирования Китая в долгосрочном периоде "китайская мечта" - идея и цель великого возрождения китайского народа [4], которая сопряжена с индивидуальными целями, включает счастье каждого индивида [5]. На XIX Съезде Коммунистической партии Китая Си Цзиньпин обозначил заявку на превращение КНР по

существу в мировую супердержаву к 2050 г., провозгласив вступление страны в новую эру, в которой государство будет развиваться исключительно по собственному пути, не копируя чьи бы то ни было системы, включая западную демократию.

Анализируя развитие современного Китая, можно говорить о том, что он ориентирован не на решение частных задач и достижение кратковременных, разрозненных результатов, а представляет собой стратегическое, многомерное планирование, которое в XXI в. приобрело инновационную направленность, впитало мировые достижения. При этом оно обогатило и переложило их, как правильно отмечает востоковед А.В. Кива, на естественные преимущества [6] и культурные особенности Китая, а также основывается на приоритетном внедрении научных разработок и широком применении научного эксперимента, что, очевидно, приводит к экстраординарным результатам и этим вызывает особый исследовательский интерес.

В общую стратегию развития государства включена и судебная реформа, на важность которой неоднократно обращалось внимание высшим руководством страны, в том числе на 4-м Пленуме 18-го Центрального комитета Коммунистической партии Китая 23 октября 2014 г. [7, 8, 9]. Это обусловлено тем, что Центральным комитетом Коммунистической партии Китая декларировано создание социалистической страны с китайской спецификой при верховенстве права, управлении государственными делами в условиях верховенства права, судебной беспристрастности, научной обоснованности и универсального правопорядка. Разработка судебной реформы, ее осуществление и оценка результатов, с учетом как процедуры принятия нормативно-правовых актов, так и стратифицированного характера организационной структуры судов, дуализмом руководства судами, исходя из концепции народной судебной власти для народа, проводятся под контролем Центрального комитета Коммунистической партии Китая и Всекитайского собрания народных представителей, а также при активном участии Верховного народного суда КНР.

Так, за период с 2014 г. по сентябрь 2017 г. Генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Китая Си Цзиньпин возглавлял 3 8 центральных совещаний ведущих групп по судебной реформе, рассмотрел и утвердил 48 документов судебной реформы, в том числе в области дисциплинарной ответственности, регистрации дел, учреждения окружных судов. На начало 2018 г. в КНР существовала 31 программа реформирования основ деятельности народных судов. Верховный народный суд КНР с 2014 г. опубликовал 137 документов касательно судебной реформы, разработанных, в том числе, совместно с соответствующими департаментами, и выработал на 2014-2018 гг. 65 мероприятий, включенных в план ежегодных реформ [9].

Предоставление Верховному народному суду активной роли в проведении судебной реформы посредством создания, ликвидации и соединения судебных органов и вспомогательных служб, конкретизации правового статуса судей и работников аппаратов судов, определения правил, регламентирующих организацию судебной деятельности, судопроизводство и оценку деятельности судей, разъяснения применения норм права и др., а также выработки и представления соответствующих предложений основному законодательному органу КНР, видится способствующим как ускорению темпов, увеличению масштабов и глубины развития судебной системы при наибольшей сбалансированности её элементов, так и созданию условий для её воспроизводства и наращиванию потенциала.

Если рассматривать судебную политику Китая в долгосрочном аспекте, абстрагируясь от формальных периодов четырёхлетних программ развития судебной системы, то возможно говорить о том, что после проведения 18-го Национального конгресса Коммунистической партии Китая, с принятием в октябре 2012 г. так называемой Белой книги "Судебная реформа в Китае" [10] судебная система КНР вступила в очередной продолжительный этап реформ, направленный на обеспечение судебных гарантий национальной стабильности и безопасности, экономического роста и социальной гармонии, поддержание социальной справедливости, обеспечение защиты прав человека, доступность правосудия для народа и его демократизацию, объективность, беспристрастность и открытость судов, укрепление судебного потенциала. Данному этапу свойственно широкое применение инноваций, диверсификации, информатизации и стандартизации судебной деятельности, правил отправления правосудия. Одним из сопутствующих эффектов является изменение представления в культуре народа и о суде целом, и

о судьях, как представителях государственной власти, отправляющих правосудие, в сторону повышения их авторитета и соответственно авторитета и легитимности существующей политической власти и избранного страной курса развития.

Одной из современных тенденций судебной реформы Китая является реформирование и выделение отдельного внимания администрированию судебной деятельности. Его важным направлением выступает управление судебными делами, которое в КНР по существу включает фиксацию, регулирование и контроль за судьбой поступившего обращения или материала с момента поступления в суд до момента исполнения судебного акта как в отдельности, так и в их совокупности.

Для управления делами в КНР характерно активное применение методологического инструментария теорий систем и управления процессами, широко воспринятого и используемого экономической наукой, и, в связи с этим, согласимся с доцентом Хуайбэйского педагогического университета (КНР) Лю Шу, рассмотрение судов условно как "бизнес-единиц" [11], то есть объектов управления, выпускающих особый продукт, а также наделение судебного дела по существу свойствами продукта: качества, количества, целостности, пригодности, эстетичности, технологичности, экономичности и т.д. Для российской науки, между тем, не типично признание наделения судебного дела свойствами продукта, что, в свою очередь, на фоне статистического анализа качества и количества рассмотренных дел, доверия судам, споров и целесообразности введения сокращённых процедур судопроизводства, секуляризации подведомственных судам дел, изготовления судебных постановлений в резолютивной части, роли председателей и администраторов судов вызывает когнитивный диссонанс и может явиться непреодолимым препятствием для дальнейшего развития управления судебной деятельностью по мотиву отрицания методологических основ любого управления.

Характеризуя судебную реформу Китая, необходимо указать на то, что в стране поэтапно и параллельно разрабатываются, апробируются, оцениваются с позиций эффективности и соответствия избранному государством курсу, внедряются и углубляются мероприятия, направленные на преобразование как экзогенных, так и эндогенных характеристик судебной системы. Разнообразные по сути объекты управления: суды, судьи, работники аппаратов судов, вспомогательные службы, ресурсы обеспечения судебной деятельности, процессы взаимодействия между ними, обработки и рассмотрения дела, - дифференцируются, детализируются, интегрируются, рационализируются, унифицируются, исходя из масштаба, функциональности, одушевлённости, детерминированности, компенсации, информационного насыщения и динамичности. В ходе судебной реформы производится оптимизация объектов управления с учётом уровня научно-технического развития и современных представлений о правосудии, служащая заделом для эффективного управления делами на месте, экономичного, правильного, своевременного, беспристрастного и справедливого рассмотрения гражданских, административных и уголовных дел и разрешения конфликтов.

Политика управления судебными делами, будучи элементом единой судебной политики, в КНР проводится комплексно, планомерно, и в целом затрагивает не только сферы организации судебной деятельности, но и в широком представлении о ней - сферы судоустройства и судопроизводства, осуществляется всеобще, локально и индивидуально, в связи с чем имеет большие эффективность и интенсивность.

В сфере судоустройства китайского государства решаются задачи по оптимизации структуры судебных органов, конкретизации правового статуса, укреплению судебной демократии и надзора в векторах специализации, доступности, беспристрастности, единства правоприменения, отрыва от местных элит, позволяющие добиться более быстрого, объективного и правильного рассмотрения и разрешения дела.

Проводится концепция межрайонных народных судов. Например, Шанхайский Третий Промежуточный народный суд, пилот для реформы межрайонных народных судов, отвечает за рассмотрение крупных гражданских и коммерческих дел, административных дел, дел о защите окружающей среды, о безопасности пищевых продуктов, о наркотиках по всему региону. После его учреждения количество административных дел в регионе увеличилось в 8,3 раза по сравнению с 2014 г. В декабре 2014 г. был создан Пекинский Четвёртый Промежуточный народный суд, в связи с чем объём поступления административных дел также увеличился: с 32%

до 90% [9]. Приведённые статистические показатели свидетельствуют о фактическом одобрении населением таких судов как инструмента для защиты своих прав в спорах с публичными органами и повышении доверия населения судебной власти, а также указывают на позитивное выявление и преломление административных проблем, существующих в стране.

В соответствии с решением Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей в Пекине, Шанхае и Гуанчжоу создан суд по интеллектуальной собственности межрайонной компетенции, который по состоянию на сентябрь 2017 г. обработал 54 тысячи дел. Создано 10 специализированных судов по интеллектуальной собственности в семи провинциях, таких как Цзянсу [9].

В Ханчжоу создан Интернет-суд по Интернет-делам, проблемам кибербезопасности, использующий информационные технологии для обмена доказательствами, быстрого судебного разбирательства онлайн.

Учреждение таких судов есть ответ на вызовы и потребности развития современного общества, нивелирующий территориальные ограничения судебной коммуникации, способный перевести разрешение споров из теневой области и в ряде случаев из юрисдикции заграничных судебных органов с другими ценностями и политическими системами в область национального судопроизводства, отвечающего интересам китайского народа в соответствии с избранным КНР курсом развития.

Интересна также концепция окружных судов, проводимая в Китае. В Докладе Верховного народного суда КНР о всестороннем углублении судебной реформы народных судов на III заседании Постоянного комитета Двенадцатого Всекитайского собрания народных представителей 1 ноября 2017 г. [9], было отмечено, что Верховным народным судом КНР для рассмотрения крупных, значимых гражданских и административных дел, для облегчения доступа к правосудию и единообразия правоприменения учреждено 6 окружных судов, которые по состоянию на сентябрь 2017 г. окончили производством 11751 дело, что составляет 45,4% от общего числа дел Верховного народного суда.

Согласно Правилам Верховного народного суда по некоторым вопросам, касающимся судебного разбирательства по судебным инстанциям, принятым в 2016 г. Верховным народным судом [12], Первый окружной суд расположен в Шэньчжэне, его территориальная компетенция распространена на районы: Гуандун, Гуанси, Хайнань и Хунань; Второй окружной суд - в Шэньяне, районы: Ляонин, Цзилинь и Хэйлунцзян; Третий окружной суд - Нанкин, районы: провинции Цзянсу, Шанхай, Чжэцзян, Фуцзянь и Цзянси; Четвёртый окружной суд - в Чжэнчжоу, районы: Хэнань, Шаньси, Хубэй и Аньхой; Пятый окружной суд - в Чунцине, районы: Чунцин, Сычуань, Гуйчжоу, Юньнань и Тибет; Шестой окружной суд - в Сиань, районы: Шэньси, Ганьсу, Цинхай, Нинся и Синьцзян. "Штаб-квартира" Верховного народного суда напрямую принимает дела с участием пяти провинций и городов Пекина, Тяньцзиня, Хэбэй, Шаньдуна и Внутренней Монголии. Судьи окружных судов избираются Верховным народным судом из числа судей, которые наиболее способных и опытных.

Управление надзора Верховного народного суда осуществляет надзор за окружными судами и их персоналом, принимает сообщения и жалобы, расследует и рассматривает дисциплинарные дела.

Решения, принятые окружными судами, приравниваются к решениями Верховного народного суда КНР. Верховный народный суд вправе при необходимости учреждать дополнительные окружные суды и корректировать сферу территориальной компетенции и категорий подсудных им дел.

Окружными судами рассматриваются дела, подсудные Верховному народному суду, по следующим категориям:

1) значимые и сложные административные дела по первой инстанции;

2) гражданские и коммерческие дела, имеющие большой резонанс в стране, по первой инстанции;

3) дела, по которым не предусмотрена апелляция на решения или постановления по административным, гражданским и коммерческим спорам, рассматриваемым высшим судом;

4) дела, поданные в Верховный народный суд для подачи заявления на пересмотр решения, постановления или акта о посредничестве, вступившего в законную силу по административному, гражданскому или коммерческому спору;

5) жалобы по уголовным делам;

6) случаи, когда повторное разбирательство возбуждено в соответствии с законом;

7) случаи, когда не принимаются заявления о пересмотре решений о штрафах и задержаниях, вынесенных высшим судом;

8) случаи, когда народные суды отчитываются перед Верховным народным судом за определение или принятие решения по вопросу о юрисдикции;

9) утверждение продления сроков рассмотрения;

10) дела, связанные с гражданскими и коммерческими делами с участием Гонконга, Макао и Тайваня, а также судебной помощью;

11) другие дела, определённые и рассматриваемые Верховным народным судом.

Информация о принятых к производству окружным судом делах интегрируется в

платформу управления Верховного народного суда. Сведения о деле, судебном процессе и судебных документах должны быть открыты для сторон и общества в соответствии с законом.

Очевидно, что при увеличении для населения доступности правосудия по указанным выше категориям дел, прежде подсудных исключительно Верховному народному суду КНР, вследствие создания окружных судов достигнуто уменьшение судебной нагрузки на высший судебный орган путём "разводнения" его компетенции. За Верховным народным судом на этом этапе судебной реформы, представляется, оставлены наиболее острые, спорные, интересующие государство и необходимые для обеспечения приоритетов его развития, безопасности и единства дела.

Учреждённые в Китае окружные суды по порядку наделения полномочиями, пределам компетенции отличны от создаваемых в России кассационных окружных судов, которых с китайскими окружными судами объединяет только принцип межрегиональности. Компетенция российских кассационных судов в большей степени прозрачна, логически последовательна. Вместе с тем не стоит ли ожидать в связи с реформой кассации и апелляции уменьшения реальной власти Верховного Суда Российской Федерации и соответственно снижения достигнутого единства толкования и применения права и фактического превалирования окружных интересов над федеральными на сложном этапе посткризисного развития страны?

Сопоставляя судебные преобразования в Китае и Российской Федерации, становится очевидно, что обе страны с учётом одинаковых общих социальных потребностей и мировых тенденций двигаются в целом параллельно и стоящие перед судебной системой задачи зачастую решаются аналогичными способами. Между тем, в Российской Федерации отсутствует единая судебная политика, стратегия развития механизма судебной власти, вписывающаяся в единую стратегию развития государства и не характеризующуюся точечными, не последовательными изменениями с кратковременным эффектом. Например, на необходимость выработки такого механизма обращает внимание д.ю.н., профессор М.И. Клеандров, предлагающий проведение как минимум радикального модернизационного преобразования ключевых звеньев механизма судебной власти с предварительной тщательной программной научной проработкой важнейших моментов [13].

В этой связи, заслуживают внимания отмечаемые в Китае интенсивность и масштабы разработки и внедрения интеллектуальных систем управления судебной деятельностью и судопроизводством, высокая степень интеграции судебной реформы с остальными областями программ развития страны.

Литература и источники

1. The World Factbook // Электронный ресурс: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/ch.html. Дата обращения 24.03.2018.

2. Саидов А.Х. Национальные парламенты мира: энцикл. справ. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 300.

3. Экономика Китая в 2017 году сохранила второе место в мире после США // Электронный ресурс: https://ria.ru/economy/20180306/1515848654.html. Дата обращения 24.03.2018.

4. Новосельцев С.В. Концепция "китайской мечты" и её практическое применение // Сравнительная политика. 2016. № 1 (5). С.5 // Электронный ресурс: http://www.comparativepolitics.org/jour/article/view/383/386. Дата обращения 24.03.2018.

5. Криштапович Л.Е. Китайская мечта и социалистическое развитие России // Политическое просвещение. 2016. №1 (90). // Электронный ресурс: http://www.politpros.com/journal/read/?ID=5113&journal=189. Дата обращения 24.03.2018.

6. Кива А.В. Реформы в Китае и России: сравнительный анализ./ Институт востоковедения РАН. М.: Центр стратегической конъюнктуры, 2015. С.68.

7. China issues white paper on judicial reform of Chines courts. // Электронный ресурс: http://www.chinadaily.com.cn/china/2017-02/27/content_28361584.htm. Дата обращения 24.03.2018.

8. Yue Liu. Autonomy of Chines judges: dynamics of people's court, The CCP and the public in contemporary judicial reform: a dissertation submitted in partial fulfillment of the requirements for the degree of doctor of philosophy in the faculty of graduate and postdoctorals studies (Law). - Vancouver. 2016. P.131-132. // Электронный ресурс: https://open.library.ubc.ca/media/download/pdf'24/1/0340007/4. Дата обращения 25.03.2018.

^ 3S // Электронный ресурс: http://www.npc.gov.cn/npc/xinwen/2017-11/01/content_2030821.htm. Дата обращения 25.03.2018.

10. Судебная реформа в Китае. 1-е изд. - Пекин: Информационное бюро Государственного Совета Китайской Народной Республики. 2012. // Электронный ресурс: http://www.china-embassy.org/eng/zt/bps/t978034.htm. Дата обращения 24.03.2018.

11. Liu Shu. Structural Adjustment of China's Court Trial managment Reform.// Social Science of Beijing/ 2016. №3. P.11. // Электронный ресурс: http://www.bjshkx.net/article/2016/1002-3054-0-3-4.html. Дата обращения 24.03.2018.

12. Правила Верховного народного суда по некоторым вопросам, касающимся судебного разбирательства по судебным инстанциям // Электронный ресурс: http://www.saic.gov.cn/fgs/zcfg/201701/t20170103_223034.html. Дата обращения 25.03.2018.

13. Клеандров М.И. О стратегии развития механизма судебной власти в Российской Федерации.// Российское правосудие. 2017. № 10 (138). С.32-44.

References and Source

1. The World Factbook // EHlektronnyj resurs: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/ch.html. Data obrashcheniya 24.03.2018.

2. Saidov A.H. Nacional'nye parlamenty mira: ehncikl. sprav. M.: Volters Kluver, 2005. S. 300.

3. EHkonomika Kitaya v 2017 godu sohranila vtoroe mesto v mire posle SSHA // EHlektronnyj resurs: https://ria.ru/economy/20180306/1515848654.html. Data obrashcheniya 24.03.2018.

4. Novosel'cev S.V. Koncepciya "kitajskoj mechty" i eyo prakticheskoe primenenie // Sravnitel'naya politika. 2016. № 1 (5). S.5 // EHlektronnyj resurs: http://www.comparativepolitics.org/jour/article/view/383/386. Data obrashcheniya 24.03.2018.

5. Krishtapovich L.E. Kitajskaya mechta i socialisticheskoe razvitie Rossii // Politicheskoe prosveshchenie. 2016. №1 (90). // EHlektronnyj resurs: http://www.politpros.com/journal/read/?ID=5113&journal=189. Data obrashcheniya 24.03.2018.

6. Kiva A.V. Reformy v Kitae i Rossii: sravnitel'nyj analiz./ Institut vostokovedeniya RAN. M.: Centr strategicheskoj kon"yunktury, 2015. S.68.

7. China issues white paper on judicial reform of Chines courts. // EHlektronnyj resurs: http://www.chinadaily.com.cn/china/2017-02/27/content_28361584.htm. Data obrashcheniya 24.03.2018.

8. Yue Liu. Autonomy of Chines judges: dynamics of people's court, The CCP and the public in contemporary judicial reform: a dissertation submitted in partial fulfillment of the requirements for the degree of doctor of philosophy in the faculty of graduate and postdoctorals studies (Law). -Vancouver. 2016. P.131-132. // EHlektronnyj resurs: https://open.library.ubc.ca/media/download/pdf/24/1/0340007/4. Data obrashcheniya 25.03.2018.

^ Ш // EHlektronnyj resurs: http://www.npc.gov.cn/npc/xinwen/2017-11/01/content_2030821.htm. Data obrashcheniya

25.03.2018.

10. Sudebnaya reforma v Kitae. 1-e izd. - Pekin: Informacionnoe byuro Gosudarstvennogo Soveta Kitajskoj Narodnoj Respubliki. 2012. // EHlektronnyj resurs: http://www.china-embassy.org/eng/zt/bps/t978034.htm. Data obrashcheniya 24.03.2018.

11. Liu Shu. Structural Adjustment of China's Court Trial managment Reform.// Social Science of Beijing/ 2016. №3. P.11. // EHlektronnyj resurs: http://www.bjshkx.net/article/2016/1002-3054-0-3-4.html. Data obrashcheniya 24.03.2018.

12. Pravila Verhovnogo narodnogo suda po nekotorym voprosam, kasayushchimsya sudebnogo razbiratel'stva po sudebnym instanciyam // EHlektronnyj resurs: http://www.saic.gov.cn/fgs/zcfg/201701/t20170103_223034.html. Data obrashcheniya 25.03.2018.

13. Kleandrov M.I. O strategii razvitiya mekhanizma sudebnoj vlasti v Rossijskoj Federacii.// Rossijskoe pravosudie. 2017. № 10 (138). S.32-44.

ГОЛЬМАН СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА - аспирант кафедры организации судебной и правоохранительной деятельности, Российский государственный университет правосудия, судья Ивановского областного суда GOLMAN, SVETLANA V. - Ph.D. student, Department of Judicial and Law Enforcement, Russian State University of Justice, judge of the Ivanovo Regional Court (svmalhol@yandex.ru).

УДК 347.251.025

МИХАЙЛЕНКО Н.М. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ РАЗРЕШЕНИИ СУДЕБНЫХ СПОРОВ О ПРИЗНАНИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА

САМОВОЛЬНУЮ ПОСТРОЙКУ

Ключевые слова: институт самовольной постройки, право собственности на самовольную постройку, правонарушение, судебная практика, мировое соглашение.

В статье рассматривается комплекс правовых и практических проблем, возникающих при признании права собственности на самовольную постройку. Выделяются категории дел по разрешению споров о признании права собственности на самовольную постройку; определяются различия позиций судов по вопросу допустимости заключения мирового соглашения в отношении признания права собственности на самовольную постройку.

MIKHAYLENKO, N.M.

THE PRACTICE OF APPLICATION OF THE NORMS OF CIVIL LAW IN THE RESOLUTION OF LITIGATION ON THE RECOGNITION OF OWNERSHIP OF UNAUTHORIZED CONSTRUCTION

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.