Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ'

ОПТИМИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
органы исполнительной власти / структура / аппарат государственного управления / executive authorities / structure / state administration apparatus

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сметанко Александр Васильевич, Натарова Елена Владимировна

В настоящее время в Российской Федерации происходят трансформационные процессы, связанные с проводимой Президентом и Правительством Российской Федерации конституционной реформой единой системы публичной власти, затрагивающей деятельность органов власти, принципы организации, функционирования межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти. Сформированная система органов исполнительной власти, имеющая многофункциональный аппарат органов власти, позволяет решать различные многоуровневые государственные задачи, а также принимать решения, направленные на повышение эффективности развития регионов. Тем не менее, существует множество не решенных на федеральном уровне проблем, которые в своей совокупности не позволяют на уровне субъектов Российской Федерации сформировать эффективную систему межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти. Методика исследования предполагает проведение критического анализа нормативно-законодательных и правовых актов, регламентирующих конституционно–правовой статус органов государственной власти; выделение проблем на современном этапе формирования структуры органов исполнительной власти Республики Крым; предложение профилактических мер, позволяющих предотвратить конфликт интересов в органах исполнительной власти. В статье рассмотрены структура органов исполнительной власти Республики Крым и полномочия органов местного самоуправления; приведены разграничения между такими понятиями, как: «система органов исполнительной власти», «аппарат государственного управления» и «механизм исполнительной власти»; предложен подход оптимизации как структуры и штатной численности органов исполнительной власти Республики Крым. Проведенное исследование указывает на то, что в условиях санкционного давления вопрос оптимизации республиканских органов исполнительной власти стоит достаточно остро. По нашему мнению, представляется возможным уплотнение штата путем укрупнения ведомств и служб, так как эффективность системы управления зависит не от количественной составляющей, а от качественной составляющей процесса организации работы как отдельно взятых элементов системы, так и системы в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Сметанко Александр Васильевич, Натарова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OFTHE STRUCTURE OFTHE EXECUTIVEAUTHORITIES OF THE REPUBLIC OF CRIMEA

Currently, transformational processes are taking place in the Russian Federation related to the constitutional reform of the unified system of public power carried out by the President and the Government of the Russian Federation, affecting the activities of government bodies, the principles of organization and functioning of interdepartmental interaction of executive authorities. The formed system of executive authorities, which has a multifunctional apparatus of authorities, allows solving various multi-level state tasks, as well as making decisions aimed at improving the efficiency of regional development. Nevertheless, there are many problems that have not been solved at the federal level, which together do not allow an effective system of interdepartmental interaction of executive authorities to be formed at the level of the constituent entities of the Russian Federation. The methodology of the study involves a critical analysis of normative-legislative and legal acts regulating the constitutional and legal status of public authorities; identification of problems at the present stage of the formation of the structure of the executive authorities of the Republic of Crimea; the proposal of preventive measures to prevent conflicts of interest in the executive authorities. The article examines the structure of the executive authorities of the Republic of Crimea and the powers of local selfgovernment bodies; delineations are given between such concepts as: «the system of executive authorities», «the apparatus of public administration» and «the mechanism of executive power»; an approach to optimizing both the structure and the staffing of the executive authorities of the Republic of Crimea is proposed. The conducted research indicates that under the conditions of sanctions pressure, the issue of optimization of republican executive authorities is quite acute. In our opinion, it is possible to consolidate the staff by enlarging departments and services, since the effectiveness of the management system depends not on the quantitative component, but on the qualitative component of the process of organizing the work of both individual elements of the system and the system as a whole.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»

УДК 351

Сметанко Александр Васильевич,

доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой учета, анализа и аудита, Институт экономики и управления,

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», г Симферополь, Российская Федерация. Натарова Елена Владимировна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры учета, анализа и аудита, Институт экономики и управления,

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», г Симферополь, Российская Федерация.

Smetanko Aleksandr Vasilyevich,

Doctor of Economics, Associate Professor,

Head of the Department of Accounting, Analysis and Audit,

Institute of Economics and Management;

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

Natarova Elena Vladimirovna,

Ph.D. in Economics, Associate Professor,

Associate Professor of Accounting, Analysis and Audit Department, Institute of Economics and Management; V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation.

ОПТИМИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

OPTIMIZATION OF THE STRUCTURE OF THE EXECUTIVE AUTHORITIES

OF THE REPUBLIC OF CRIMEA

В настоящее время в Российской Федерации происходят трансформационные процессы, связанные с проводимой Президентом и Правительством Российской Федерации конституционной реформой единой системы публичной власти, затрагивающей деятельность органов власти, принципы организации, функционирования межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти. Сформированная система органов исполнительной власти, имеющая многофункциональный аппарат органов власти, позволяет решать различные многоуровневые государственные задачи, а также принимать решения, направленные на повышение эффективности развития регионов. Тем не менее, существует множество не решенных на федеральном уровне проблем, которые в своей совокупности не позволяют на уровне субъектов Российской Федерации сформировать эффективную систему межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти.

Методика исследования предполагает проведение критического анализа нормативно-законодательных и правовых актов, регламентирующих конституционно-правовой статус органов государственной власти; выделение проблем на современном этапе формирования структуры органов исполнительной власти Республики Крым; предложение профилактических мер, позволяющих предотвратить конфликт интересов в органах исполнительной власти.

В статье рассмотрены структура органов исполнительной власти Республики Крым и полномочия органов местного самоуправления; приведены разграничения между такими понятиями, как: «система органов исполнительной власти», «аппарат государственного управления» и «механизм исполнительной власти»; предложен подход оптимизации как структуры и штатной численности органов исполнительной власти Республики Крым.

Проведенное исследование указывает на то, что в условиях санкционного давления вопрос оптимизации республиканских органов исполнительной власти стоит достаточно остро. По нашему мнению, представляется возможным уплотнение штата путем укрупнения ведомств и служб, так как эффективность системы управления зависит не от количественной составляющей, а от качественной составляющей процесса организации работы как отдельно взятых элементов системы, так и системы в целом.

144

Ключевые слова, органы исполнительной власти, структура, аппарат государственного управления.

Currently, transformational processes are taking place in the Russian Federation related to the constitutional reform of the unified system of public power carried out by the President and the Government of the Russian Federation, affecting the activities of government bodies, the principles of organization and functioning of interdepartmental interaction of executive authorities. The formed system of executive authorities, which has a multifunctional apparatus of authorities, allows solving various multi-level state tasks, as well as making decisions aimed at improving the efficiency of regional development. Nevertheless, there are many problems that have not been solved at the federal level, which together do not allow an effective system of interdepartmental interaction of executive authorities to be formed at the level of the constituent entities of the Russian Federation.

The methodology of the study involves a critical analysis of normative-legislative and legal acts regulating the constitutional and legal status of public authorities; identification of problems at the present stage of the formation of the structure of the executive authorities of the Republic of Crimea; the proposal of preventive measures to prevent conflicts of interest in the executive authorities.

The article examines the structure of the executive authorities of the Republic of Crimea and the powers of local self-government bodies; delineations are given between such concepts as, «the system of executive authorities», «the apparatus of public administration» and «the mechanism of executive power»; an approach to optimizing both the structure and the staffing of the executive authorities of the Republic of Crimea is proposed.

The conducted research indicates that under the conditions of sanctions pressure, the issue of optimization of republican executive authorities is quite acute. In our opinion, it is possible to consolidate the staff by enlarging departments and services, since the effectiveness of the management system depends not on the quantitative component, but on the qualitative component of the process of organizing the work of both individual elements of the system and the system as a whole.

Keywords: executive authorities, structure, state administration apparatus.

ВВЕДЕНИЕ

Процесс формирования органов исполнительной власти является актуальным вопросом современности, а структура органов власти нуждается в оптимизации и повышении эффективности ее работы — внедрении современных цифровых технологий в систему управления, а также формировании сбалансированной структуры, обеспеченной высококвалифицированными кадрами.

Действующая система органов исполнительной власти в Республике Крым утяжелена множеством надстроек, которые по своей сути дублируют функции друг друга. Например, комитеты и подведомственные структуры дублируют функции министерств, органы местного самоуправления находятся в зависимости от центральной власти. Из-за этого возникает несбалансированность полномочий, что в свою очередь снижает эффективность реализации управленческих знаний и приводит к возникновению негативного имиджа действующей власти среди населения.

Выделенные проблемы на современном этапе формирования структуры органов исполнительной власти Республики Крым требуют научно-методического подхода, направленного на оптимизацию существующей системы органов исполнительной власти, что на наш взгляд, становится возможным лишь при создании и последующей реализации долгосрочной стратегии, направленной на оптимизацию системы органов исполнительной власти Республики Крым.

Весомый вклад в исследование развития публичной власти в Российской Федерации, а также взаимосвязей государственных органов внесли такие отечественные ученые, как Андреева Л.А. [13], Бондаренко А.А. [17], Братановский С.Н. [20], Чиркин В.Е. [21], Бачило И.Л. [23], Попова Ю.А. [24] в работах которых рассматриваются, как правило, аспекты организации электронного правительства, функционирования органов исполнительной власти с позиции раскрытия сущности правосубъектности системы исполнительной власти в Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях. Следует отметить, что большинство авторов в своих публикациях затрагивают сугубо научно-прикладную констатацию существующих проблем, что не позволяет сформировать четкой позиции относительно основных направлений, по которым должны быть проведены правовые и административные реформы в части публичной власти, публичного управления и межведомственного взаимодействия органов власти на различных уровнях государственного и муниципального управления. Наличие нерешенных задач требует проведения системного анализа накопленного теоретико-прикладного массива информации с целью получения качественно новых практических результатов. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Цель статьи — выделить нерешенные проблемы функционирования органов исполнительной власти Республики Крым, а также определить меры для последующего их решения.

145

МЕТОДЫ

В рамках научного исследования использовались: общенаучные методы — анализ, индукция, дедукция, аналогия — для проведения исследований правоотношений, возникающих в процессе функционирования и взаимодействия органов исполнительной власти в контексте единой системы публичной власти; социально-правовой метод -в процессе определения возможных перспектив реформирования нормативно-правовой базы Российской Федерации и Республики Крым по вопросам совершенствования системы публичной власти и межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти на различных уровнях управления. РЕЗУЛЬТАТЫ

В соответствии с договором со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов до 1 января 2015 г действовал переходный период, в течение которого должны быть урегулированы вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, а также вопросы исполнения воинской обязанности и несения военной службы на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя [1, С. 1570.].

На наш взгляд, переходный период с украинской в российскую систему организации органов исполнительной власти по состоянию на начало 2023 года полностью завершен. Так, согласно Федеральному конституционному закону от 27 мая 2014 г №2 7-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» [2, С. 4398] сроки проведения выборов в Государственный Совет Республики Крым — Парламент Республики Крым и Законодательное Собрание города федерального значения Севастополя были перенесены со второго воскресенья сентября 2015 г на второе воскресенье сентября 2014 г.: «Учитывая оперативность и масштабность мер, принимаемых Российской Федерацией по интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, мы, депутаты Государственного Совета Республики Крым и депутаты Законодательного Собрания города Севастополя, заявляем о своей готовности уже в настоящее время приступить к рассмотрению и принятию необходимых правовых актов для скорейшей интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя в систему органов государственной власти Российской Федерации» [3, С. 1201.].

На основании Решения Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации «О законодательном обеспечении мер по интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя в правовую, политическую, экономическую, социальную и финансовую системы Российской Федерации» [4] представляется важным обеспечить оказание правового, аналитического, информационного и методического содействия законодательным органам государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя в целях ознакомления депутатов с практикой осуществления законодательного процесса в Российской Федерации.

На территории Республики Крым были приняты нормативно-законодательные и правовые акты, регламентирующие конституционно-правовой статус органов государственной власти, а именно:

• Закон Республики Крым от 15 мая 2014 года №№ 2-ЗРК «О Государственном Совете Республики Крым — Парламенте Республики Крым» [5];

• Закон Республики Крым от 29 мая 2014 года №2 5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым» [6];

• Закон Республики Крым от 10 сентября 2014 года №№ 64-ЗРК «О статусе депутата Государственного Совета Республики Крым» [7];

• Закон Республики Крым от 29.05.2014 №№ 7-ЗРК «О государственной гражданской службе Республики Крым» [8];

• Закон Республики Крым от 29 мая 2014 года № 9-ЗРК «О государственных должностях Республики Крым» [9];

146

• Закон Республики Крым №2 54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым» [10];

• Закон Республики Крым от 2 июля 2014 года № 25-ЗРК «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Крым» [11] и др.

Согласно ст. 81 Конституции Республики Крым, исполнительную власть в Республике Крым осуществляют Глава Республики Крым, Совет министров Республики Крым и иные органы исполнительной власти Республики Крым.

Глава Республики может совмещать свою должность с должностью Председателя Совета министров Республики Крым, однако 01.10.2019 Госсовет РК принял решение о разделении должности главы региона и Председателя Совет министров. Целью данного решения было повышение эффективности государственного управления, необходимость усиления представительских функций Главы Республики, что в свою очередь сместило акцент на решение стратегических вопросов, а деятельность Совет министров Республики Крым направлена на непосредственное взаимодействие с исполнительными органами власти и местными администрациями.

В своем выступлении в контексте поручений Президента и Правительства Российской Федерации, направленных на решение задачи перед органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя, С.В. Аксёнов, Глава Республики Крым, отметил о необходимости: «оптимизации штатной численности органов исполнительной власти; формирования эффективной системы органов государственной, исполнительной и законодательной власти» [12].

Рассматривая систему органов исполнительной власти в Республике Крым, можно сделать вывод, что действующая система управления утяжелена множеством надстроек, которые по своей сути дублируют функции друг друга. Например, комитеты и подведомственные структуры дублируют функции министерств, органы местного самоуправления находятся в зависимости от центральной власти. Из-за этого возникает несбалансированность полномочий, что в свою очередь снижает эффективность реализации управленческих знаний и приводит к возникновению негативного имиджа действующей власти среди населения.

Выделенные проблемы на современном этапе формирования структуры органов исполнительной власти Республики Крым требуют научно-методического подхода, направленного на оптимизацию существующей системы органов исполнительной власти, что на наш взгляд, становится возможным лишь при создании и последующей реализации долгосрочной стратегии, направленной на оптимизацию системы органов исполнительной власти Республики Крым.

В частности, Председатель Правительства Российской Федерации М.В. Мишустин объявил об административной реформе, которая позволит сократить численность центрального аппарата на 5%, территориальных органов власти — на 10 %. В свою очередь, Глава Республики Крым Сергей Аксёнов распоряжением от 20 января 2021 г создал рабочую группу по оптимизации предельной численности работников исполнительных органов власти в Республике Крым.

Следует отметить, что при наличии кадрового дефицита в Республике Крым под сокращение попадут не реальные госслужащие, а вакантные ставки (совместители). При этом одним из важных условий в процессе оптимизации должен выступать подход рациональности, что требует от Правительства Республики Крым выработки взвешенной стратегии перераспределения должностей из непрофильных, обеспечивающих направлений в профильно-аналитические.

Особое внимание необходимо уделить вопросам формирования фонда оплаты труда и стимулирования государственных служащих. Это обусловлено тем, что сейчас наблюдается разрыв в начисленных суммах заработной платы в министерствах, ведомствах, агентствах, т.е. размер совокупного облагаемого дохода на одних и тех же должностях может отличаться в 1,5-2 раза, в основном из-за существенной разницы в стимулирующих выплатах. Это приводит к существенным различиям в компетентности сотрудников, что мешает слаженной работе всего аппарата. Для нивелирования данного разрыва необходимо сбалансировать заработную плату между ведомствами, увеличить ее гарантированную часть и сократить премиальную. Мо-тивационную часть привязывать к конкретным результатам работы, что привлечет на госслужбу перспективных специалистов.

147

Отдельного внимания требует вопрос разграничения полномочий между исполнительной властью и органами местного самоуправления, в частности в главе 8 Конституции Российской Федерации закреплены права населения на самостоятельное решение вопросов местного значения.

На наш взгляд, высокий уровень централизации власти во многом ограничивает полномочия органов местного самоуправления. Администрации муниципальных образований не всегда имеют возможность реализовать свои профессиональные качества для решения задач социально-экономического развития территорий, эффективного использования имеющихся ресурсов. В основном это связано с реализацией федеральных проектов на территории муниципального образования. Считаем, что компетенции администрации при реализации государственных программ необходимо закреплять нормативно путем принятия актов о взаимодействии, делегирования функций и разграничения полномочий.

Особо важным элементом эффективной работы государственной исполнительной власти является антикоррупционная деятельность. Проблема коррупции в последнее время приобрела большую и вполне обоснованную актуальность. Сегодня коррупция является основной негативной характеристикой институтов государственного управления в Российской Федерации, препятствующей эффективному социально-экономическому и общественному развитию страны.

Специфика государственной службы объективно предопределяет наличие столкновений, с одной стороны, между общественным благом, приумножать которое государственный служащий призван, а с другой — его личными интересами и (или) интересами социальных групп, к которым он принадлежит. Механизм предотвращения и урегулирования конфликта интересов занимает центральное место среди мер противодействия коррупции на государственной гражданской службе Российской Федерации.

Предотвращение конфликта интересов в органах исполнительной власти можно осуществить посредством следующих профилактических мер:

• проведение мониторинга исполнения должностных обязанностей государственными служащими, проходящими государственную службу на должностях, замещение которых связано с коррупционным риском, и устранение таких рисков;

• подготовка инструктивно-методических материалов в целях противодействия коррупции, направленных на формирование знаний касательно существующих запретов, ограничений и обязанностей;

• участие государственных служащих в научно-практических мероприятиях по антикоррупционной тематике;

• проведение в структурных подразделениях запланированных мероприятий, направленных на профилактику коррупционных и иных правонарушений и кадровых служб государственных органов;

• создание буклетов и информационных листов, позволяющих обобщить основные положения нормативно-правовых актов для понимания государственными служащими реальности наступления ответственности за невыполнение обязанностей по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

• материальное стимулирование за выполнение требований в части соблюдения государственными служащими своих должностных обязанностей.

Проведенное исследование в контексте формирования структуры органов исполнительной власти Республики Крым указывает на наличие проблем, связанных с разграничением полномочий, дублированием и запараллеливанием функций, антикоррупционной деятельностью, несбалансированной штатной численностью и структурой органов исполнительной власти, нехваткой высококвалифицированных кадров и низкой степенью цифровизации системы управления.

На наш взгляд, решение обозначенных проблем требует от Правительства Республики Крым разработки и принятия комплексной политики, направленной с одной стороны — на совершенствование системы государственного управления, а с другой — на оптимизацию работы органов исполнительной власти.

Рассмотрение выше обозначенных вопросов следует начать со следующего: «Административная реформа в России является одним из важнейших условий ускорения социально-экономи-

148

ческого развития страны. Основным препятствием на пути экономических реформ признана недостаточная эффективность государственного аппарата, множественность его полномочий и несоответствие их качеству власти. Задачами развития государственного управления являются уяснение сущности исполнительной власти, оптимизация структуры органов исполнительной власти; демократизация управления, его открытость и доступность для граждан. Приоритетными направлениями административной реформы органов исполнительной власти субъектов федерации являются исключение дублирования функций и полномочий органов исполнительной власти; разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; оптимизация функционирования органов исполнительной власти субъектов Ро ссийской Федерации» [13]. Одним из важнейших условий эффективной реализации компетенции субъекта Российской Федерации является структурирование всей системы органов исполнительной власти Республики Крым, включая её отраслевые и функциональные органы. Конституция Российской Федерации определила отдельные вопросы системы исполнительной власти на федеральном уровне достаточно ограниченно. Так, статья 77 Конституции Российской Федерации указывает, что система органов государственной власти субъектов федерации устанавливается субъектами самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными Федеральным законом.

Проведенный анализ нормативно-законодательный базы Российской Федерации указывает на то, что система органов государственной власти строиться на ряде основополагающих принципов позволяющих, с одной стороны, сбалансировать работу органов власти на различных уровнях государственного управления, а с другой — повысить эффективность деятельности органов исполнительной власти. Следует выделить следующие принципы, на основе которых согласно Конституции Российской Федерации и федеральных законов формируются и функционируют органы власти на различных уровнях управления: «суверенитет; принцип разделения властей; самостоятельность; единство системы публичной власти; законность; соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; гласность; ответственность; легитимность» [2, 14, 15].

Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. №№ 824 взят курс на проведение административной реформы, направленной на: «повышение эффективности государственного управления, посредством модернизации системы федеральных органов исполнительной власти» [16, С. 3046]. Частично завершил данный процесс Указ Президента Российской Федерации №2 314, которым создан базис, сформировавший основу функционального разделения органов исполнительной власти в Российской Федерации и её субъектах.

Для поддержания баланса интересов федерации и ее субъектов исполнительная власть: «осуществляется органами, объединенными в единую систему, при этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделяются компетенцией, свидетельствующей о достаточно широкой самостоятельности субъектов Российской Федерации, а между органами государственной власти федерации и ее субъектов складываются отношения взаимодействия и вместе с тем иерархической подчиненности» [16].

Исполнительная власть в Республике Крым не ограничивается деятельностью отдельно взятых министерств и ведомств, а сводится к системной работе всех звеньев органов исполнительной власти, представленных: «в 25 административно-территориальных образованиях: 14 районов, 11 городов республиканского подчинения, в границах которых с подчинёнными им населёнными пунктами созданы муниципальные образования — городские округа (с преимущественно городским населением), которые в своей совокупности складываются в систему органов исполнительной власти» [6, 10, 18, 19].

Орган исполнительной власти: «конкретная разновидность организации, являющаяся частью государственного аппарата и направленного на решение задач и выполнение основных функций присущих нашему государству» [20].

С раскрытия поднятой проблематики необходимо провести разграничение между такими понятиями, как: «система органов исполнительной власти», «аппарат государственного управления»

149

и «механизм исполнительной власти». Считаем, что категория государственное управление шире, чем категория исполнительная власть.

В частности, юрист В.Е. Чиркин не ограничивает осуществление государственного управления только органами исполнительной власти, а наоборот, признает участие в нем органов законодательной, судебной власти и главы государства [21]. Следует также отметить и различие между понятием «системы государственных органов исполнительной власти» и термином «механизм исполнительной власти». Также автор отмечает следующее: «Механизм исполнительной власти представляет собой относительно разветвленную систему государственных органов, функционирующих на центральном и местном уровнях и обладающих как общей, так и отраслевой компетенцией» [22]. Положительным моментом в выделенном подходе можно считать то, что автор не ограничивает круг субъектов исполнительной власти государственными органами исполнительной власти, а одновременно подчеркивает значимость органов исполнительной и публичной власти, которые в своей совокупности формируют систему и элементы механизма исполнительной власти Российской Федерации.

Таким образом, можно утверждать, что понятия «система органов исполнительной власти», «аппарат государственного управления» и «механизм исполнительной власти» являются схожими, но не идентичными категориями юридической науки.

Как утверждает И.Л. Бачило: «Система органов исполнительной власти—совокупность органов государственной власти, которые наделены компетенцией в области государственного управления, кадровыми, финансовыми, материальными, информационными и другими ресурсами, необходимыми для осуществления деятельности методами и формами, конституционно определенными для данной ветви власти» [23].

Как отмечает А.А. Попова, «государственные органы выступают главными носителями функций государства, обеспечивая как его устойчивость, так и приспособление к меняющимся условиям политического, экономического и социального развития» [24].

В современной науке существуют различные определения органов исполнительной власти.

Наиболее полным, на наш взгляд, является определение С.Н. Братановского: «Орган исполнительной власти — это государственная организация, часть системы органов исполнительной власти Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функции государственного управления во всех сферах общественной жизни и общества посредством использования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающей соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих» [20].

Особенностью такого детального определения органов исполнительной власти является то, что автор выделил и систематизировал основные признаки, характеризующие соответствующий орган. Тем не менее, в определении не указаны критерии, отделяющие федеральные органы исполнительной власти от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Как отмечалось ранее, на законодательном уровне не принят закон «О федеральных органах исполнительной власти» и тем самым данный дисбаланс создает определенный вакуум в четком и однозначном трактовании на законодательном уровне понятия федеральных органов исполнительной власти.

Конституция Российской Федерации закрепляет самостоятельность системы органов исполнительной власти и ее относительную независимость по отношению к органам, представляющим законодательную и судебную власть в Российской Федерации (статья 10 Конституции РФ). Конституция РФ закрепляет единую систему органов исполнительной власти. В соответствии со ст. 77 Конституции Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему органов исполнительной власти. О наличии системы органов исполнительной власти в Российской Федерации свидетельствует Глава 6 Конституции Российской Федерации под названием «Правительство Российской Федерации», в частности норма части первой статьи 110 Конституции Российской

150

Федерации гласит: «Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации» [25].

Признание организации системы органов исполнительной власти, а, следовательно, теоретического и практического понимания этой системы с позиции целевого назначения; функциональной самодостаточности; субординации взаимосвязей между структурными звеньями и т.д. требует дальнейшего рассмотрения нормативно-законодательной базы Республики Крым. Следует отметить, что в законодательстве Республики Крым определение и трактовка понятий «система органов исполнительной власти» и «структура органов исполнительной власти» определяется Законом Республики Крым №2 5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым», согласно ст. 1 которого:

1. «Под системой исполнительных органов государственной власти понимается «совокупность органов государственной власти Республики Крым, деятельность которых направлена на обеспечение исполнительной власти в Республике Крым путем государственного управления, наделенных в этих целях государственно-властными полномочиями, закрепленными в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, Конституции Республики Крым и законах Республики Крым, настоящем Законе, а также в соглашениях с федеральными органами исполнительной власти в рамках предметов ведения Республики Крым и совместного ведения Российской Федерации» 2 (п. 2);

2. Под их структурой понимается — «перечень исполнительных органов государственной власти Республики Крым, включая их официальные наименования, образованных в соответствии с Конституцией Республики Крым, настоящим Законом и иными законами» (п. 3).

Статьей 9 Закона закрепляется: «открытый перечень организационно-правовых форм исполнительных органов государственной власти Республики Крым (Совет министров Республики Крым; министерства Республики Крым; государственные комитеты Республики Крым; службы Республики Крым; агентства Республики Крым; инспекции Республики Крым; иные исполнительные органы государственной власти Республики Крым), а в статье 11 закреплены основные функции» [6].

Именно органы исполнительной власти формируют систему Республики Крым, с помощью которых Правительство Республики Крым реализует свои функции, а понятие «система органов исполнительной власти отражает способ связи между органами власти, иерархичность их построения. Сами органы власти в данном случае отступают на второй план, образуя структурные звенья в составе единой системы публичной власти.

Следует отметить, что при объединении органов власти их система приобретает новые каче-ства—повышение эффективности функционирования вследствие распределения полномочий между федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формирование системы исполнительной власти в Республике Крым основывается на:

• Конституции Республики Крым: «Согласно п. 1 ст. 81 Конституции Республики Крым «исполнительную власть в Республике Крым осуществляют Глава Республики Крым, Совет министров Республики Крым и иные органы исполнительной власти Республики Крым» [18];

• статьях 9, 10, 11 Закона Республики Крым «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым» определяют систему органов исполнительной власти Республики Крым [6].

Раскрывая вопрос современной структуры федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Республики Крым, хотелось бы выделить две особенности: 1) иерархический принцип построения (базисом выступает одноуровневая модель построения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 2) сама структура органов исполнительной власти.

Следует отметить, что Указ Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [26, С. 2981], который окончательно урегулировал вопрос формирования сбалансированной структуры федеральных органов исполнительной власти, согласно которого происходило формирование и трансформация структуры органов исполнительной власти Республики Крым.

151

В соответствии с частью 1 статьи 78 Конституции Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Правовые основы деятельности территориальных органов министерств и ведомств регулирует соответствующее постановление Правительства Российской Федерации №2 491 «О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации» [25, С. 2032].

Следует отметить, что территориальные органы исполнительной власти, сформированные на территории Республики Крым, являются частью системы органов исполнительной власти Российской Федерации. Руководство данными органами осуществляют центральные органы федеральной исполнительной власти, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, руководство осуществляется совместно с органами государственной власти Республики Крым.

Проведенное исследование указывает на то, что в условиях санкционного давления вопрос оптимизации республиканских органов исполнительной власти стоит достаточно остро. По нашему мнению, представляется возможным уплотнение штата путем укрупнения ведомств и служб, так как эффективность системы управления зависит не от количественной составляющей, а от качественной составляющей процесса организации работы как отдельно взятых элементов системы, так и системы в целом.

По данным Росстата Российской Федерации начало 2022 года совокупная численность лиц, замещавших на территории Республики Крым должности государственной гражданской службы (гражданские служащие), составила [120; 1220]:

• 18202 человек—федеральные органы исполнительной власти;

• 4455 человек — государственные органы исполнительной власти;

• 5688 человек — органы местного самоуправления с исполнительно-распорядительными функциями;

• итого общая численность государственных служащих федеральные органов исполнительной власти Республики Крым составляет 28345 человек.

Хочется отметить, что по состоянию на 01.01.2022 года органов исполнительной власти Республики Крым в общей совокупности не доукомплектованы на 8,27%.

Продолжая рассматривать вопросы содержания гражданских и муниципальных служащих, обратимся к статистическим данным начисленной среднемесячной заработной плате по состоянию на 01.01.2022 г:

• 60 330 руб. — федеральные органы исполнительной власти;

• 59 136 руб. — государственные органы исполнительной власти;

• 39 714 руб. — органы местного самоуправления с исполнительно-распорядительными функциями;

• 56 005 руб. — средняя заработная плата служащих органы исполнительной власти Республике Крым.

Если провести математические расчеты, то можно рассчитать фонд оплаты труда без начислений, который закладывается в расходную часть бюджетов различных уровней — 1019 291 000 руб. (56 005 руб. х 18 202 чел.). К данной сумме затрат прибавим расходы на социальное страхование — 33,02% (усредненный совокупный процент отчислений в фонды социального и пенсионного страхования), то получим совокупные затраты на фонд оплаты труда — 1 355 860 888,2 руб.

Основываясь на данных Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации и Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю можно сделать вывод о необходимости проведения административных реформ, направленных на оптимизацию штатной численности служащих, а также осуществить цифровую трансформацию органов исполнительной власти, что позволит повысить эффективность работы служащих посредством минимизации трудозатрат и осуществления действенного контроля за деятельностью служащих.

Полагаем, что предлагаемый «непопулярный режим среди государственных (гражданских) служащих» режим экономии бюджетных средств в части расходов на оплату труда, реформиро-

152

вание структуры исполнительных органов за счет их укрупнения, а также цифровой трансформации системы управления органов исполнительной власти позволит не только снизить нагрузку на бюджет, но и нивелировать социальную напряженность среди населения крымского региона.

Продолжая рассматривать вопрос оптимизации и совершенствования структуры, следует отметить, что в Республике Крым структура органов государственной власти претерпевала и продолжает претерпевать трансформации. Трансформационные процессы обусловлены тем, что аппарат Республики Крым с времен Украины продолжает работать по принципу «ведомственных колодцев», то есть в замкнутом цикле — через процедуру согласований, что приводит к серьёзным системным проблемам. В частности, модель государственного управления является не адаптивной и, как следствие, не в полной мере реализована по следующим причинам:

• во-первых, штатная численность персонала, а, следовательно, и фонд оплаты труда не соответствует функциям, которые на них возложены. Несбалансированность штатной численности государственных и муниципальных служащих с одной стороны снижает оперативность, а с другой увеличивает бюджетную нагрузку;

• во-вторых, во многих ведомствах завышена численность обеспечивающих подразделений, что приводит к появлению вакантных ставок, занимаемых совместителями. В ряде случаев на таких сотрудников может приходится больше половины штата;

• в-третьих, служащие в региональных и муниципальных органах исполнительной власти зачастую не имеют возможности повысить свой уровень профессиональной подготовки, а зачастую не обладают необходимыми для решения возлагаемых на них задач профессиональными компетенциями и трудовыми функциями.

Выделенные причины предопределяют основные направления совершенствования системы органов исполнительной власти, которая должна быть адаптирована к вызовам новой реальности в условиях цифровой трансформации экономики Российской Федерации и системы государственного управления в целом.

Следует отметить, что цифровые технологии кратно увеличивают возможности повышения эффективности работы органов исполнительной власти, что в свою очередь позволяет реализовать модель «сервисного государства», ориентированного на запросы социума. Поэтому, на наш взгляд, институты власти должны быть ориентированы на цифровизацию и внедрение современных защищенных цифровых платформ, позволяющих предоставлять услуги в максимально короткие сроки с высокими качественными и количественными характеристиками. Считаем, что именно такой подход целесообразно взять за основу, что позволит решить существующие проблемы структурного дисбаланса штатной численности государственных служащих с одной стороны, а с другой, уровня их профессионально-компетентностной подготовки. Как отмечалось ранее акцент должен быть был сделан на устранение избыточных руководящих должностей и переориентацию деятельности руководителей и их замов с учетом административных и политически аспектов на одновременное курирование не менее 2-х структурных подразделений, а замначальника структурного подразделения — как минимум 2-х отделов. Данные трансформации позволят оптимизировать структуру органов исполнительной власти Республики Крым, а также разграничить деятельность служащих с позиции административного управления и политической составляющей при условии одновременного выполнения функций административного служащего и политического деятеля.

Также необходимо отметить, что штат обеспечивающего персонала не должен превышать 30% от предельной штатной численности служащих (государственных и муниципальных). Так при увеличении штатной численности органов исполнительной власти Республики Крым рекомендуем установить следующие требования к минимальной численности: министерств — не менее 40 человек; комитеты и службы — не менее 25 человек; прочие органы исполнительной власти — не менее 5 человек.

Предложенный подход на наш взгляд позволит оптимизировать как структуру так штатную численность органов исполнительной власти Республики Крым, при этом необходимо руководствоваться следующим принципом — оптимизация численности должна проводится за счет вы-

153

ведения вакантных ставок с сохранением фонда оплаты труда, что в свою очередь позволит снизить социальную напряженность и риски вынужденных увольнений, а также нивелировать риск оттока высококвалифицированных кадров из органов исполнительной власти.

Следует отметить, что суть предложенных преобразований, прежде всего заключатся не в корректировке количественных показателей, а в изменении структуры органов государственной исполнительной власти Республики Крым. Изменение структуры за счет оптимизации численности и функционально-административных обязанностей, на наш взгляд, позволит устранить дублирование функций, усилить контрольные функции и тем самым исключить «бюрократию» за счет повышения эффективности работы как отдельно взятых служащих, так и системы в целом.

На наш взгляд, реорганизация структуры органов исполнительной власти Республики Крым должна проводиться системно, а реформирование существующей системы оплаты труда и повышения квалификации служащих должно стать следствием системных преобразований. Этот вопрос обсуждался на разных уровнях неоднократно, но проведению преобразований мешали искусственно поддерживаемые вакантные должностные ставки в штатном расписании органов исполнительной власти.

В результате, в Республике Крым сложилась ситуация, когда разрыв средней заработной платы между элементами органов исполнительной власти Республики Крым стал критическим, в частности по министерствам разрыв составляет в 1,5 раза, по службам — 1,7 раза, а по территориальным органам — достигает двукратного разрыва. Данный дисбаланс приводит к тому, что наиболее квалифицированные сотрудники «мигрируют» в структурные подразделения и министерства, в которых уровень оплаты труда выше. Именно данная причина дает определенный импульс к снижению квалификационно-компетентностной модели построения аппарата управления, органов государственной и исполнительной власти. Для нивелирования выделенной проблемы необходимо устранить причинно-следственные связи, которые сводятся к приведению размера средней заработной платы между ведомствами до определенной сопоставимой величины, что в свою очередь позволит снять социальную напряженность среди государственных (муниципальных) служащих в части формирования справедливого подхода к вознаграждению за выполняемые ими функциональные задачи, и тем самым снизить внутреннюю миграцию кадров.

Также возникает необходимость системного построения непрерывного профессионального развития гражданских служащих, которая базируется на институциональной поддержке, закрепленной в части 3 Положения о профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации №2 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации» [27, С. 765].

С учетом накопленной передовой практики субъектов Российской Федерации предлагаем разработать четыре относительно самостоятельных подсистемы профессионального развития:

1) дополнительное профессиональное образование — получение качественно новых знаний и умений гражданских служащих;

2) внутреннее обучение (обучения на рабочем месте) — закрепление полученных профессиональных навыков в профессиональной сфере. (самоанализ и обмен опытом);

3) использование ресурсов внешней среды — привлечение независимых экспертов и/или консультативного сопровождения, межведомственного сотрудничества. На наш взгляд необходимо активно развивать и поддерживать связи, а также осуществлять взаимодействие с научным и профессиональным сообществом, что позволит формировать навыки научной и практической работы, позволяющие в дальнейшем выполнять на высоком профессиональном уровне функциональные задачи, возложенные на государственного (гражданского) служащего;

4) индивидуальное профессиональное развитие — самообразование служащего.

Следует отметить, что в Республике Крым уже в настоящий период времени эффективно реализуется политика: формирования кадрового резерва, профессиональной переподготовки государственных и муниципальных служащих. В частности, в 2019 и 2022 годах на базе Крымского Федерального университета им. В.И. Вернадского была проведена переподготовка более 4200 государственных и муниципальных служащих, а в 2020 году Финансовым университетом при Пра-

154

вительстве Российской Федерации прошло переподготовку более 800 служащих. Данная тенденция сохраняется и в 2023 году — запланирована переподготовка более 100 человек входящих в кадровый резерв органов исполнительной власти Республики Крым.

На наш взгляд столь активное вовлечение служащих в процесс их профессиональной переподготовки обусловлен необходимостью формирования компетентного подхода к деятельности служащих в правовом поле Российской Федерации. Зачастую неэффективность работы служащих органов исполнительной власти напрямую связана с непониманием процесса организации деятельности в органах исполнительной власти, а также непрофессиональными действиями сотрудников (служащих), приводящих к существенным ошибкам, которые влекут за собой отрицательные экономические и социальные последствия.

Одной из проблем связанной с организацией работы органов исполнительной власти субъектов в Российской Федерации является разграничения предметов ведения и полномочий как между органами власти, так и между уровнями власти, что обусловлено дублированием функций и/ или чрезмерная централизация приводящему к нарушению баланса полномочий.

В ряде случаев разграничение полномочий прямо устанавливается нормативно-правовыми актами. Так, Распоряжение Главы Республики Крым от 19 февраля 2018 года № 68-рг «Об утверждении временного распределения функциональных обязанностей между Главой Республики Крым, Председателем Совета министров Республики Крым, заместителями Председателя Совета министров Республики Крым» [28] определило четкое разграничение полномочий между вышеуказанными должностными лицами. Согласно данному нормативно-правовому акту, структура полномочий заместителей Председателя Совета министров Республики Крым распределена по отраслевой направленности, а Глава Республики Крым выполняет все представительские функции.

ВЫВОДЫ

С целью повышения эффективности функционирования системы органов исполнительной власти Республики Крым, необходимо:

• проводить на базе сбалансированной системы исполнительной власти эффективную региональную политику;

• провести деполитизацию процесса назначения на должность Председателя Совета министров Республики Крым — при назначении на данную должность необходимо проводить конкурс и отбор претендентов из кадрового резерва, обладающих опытом государственной управленческой деятельности, осуществляющих постоянное профессиональное самообразование и переподготовку. Данный подход, на наш взгляд, позволит выстроить эффективную управленческую конструкцию, которая в полной мере соответствует теории разделения властей и, как следствие, будет способствовать повышению эффективности как отдельно взятых руководителей, так и в целом органов исполнительной власти Республики Крым.

• необходимо на законодательном уровне провести четкое разграничение полномочий между исполнительной властью и органами местного самоуправления Республики Крым.

Проведенное исследование указывает на то, что в условиях санкционного давления вопрос оптимизации республиканских органов исполнительной власти стоит достаточно остро. По нашему мнению, представляется возможным уплотнение штата путем укрупнения ведомств и служб, так как эффективность системы управления зависит не от количественной составляющей, а от качественной составляющей процесса организации работы как отдельно взятых элементов системы, так и системы в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (Москва, 18 марта 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 7 апреля 2014 г. — N° 14.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 31.

155

3. О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя: Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2020 г N 9-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — N° 12.

4. О законодательном обеспечении мер по интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя в правовую, политическую, экономическую, социальную и финансовую системы РФ: Решение Совета законодателей РФ при Федеральном Собрании РФ. Санкт-Петербург, 25 апреля 2014 года // Официальный сайт Совета законодателей РФ при Федеральном Собрании РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://szrf. km.duma.gov.ru/site.xp/052057124051057054.html?month=9& year=2013.

5. О Государственном Совете Республики Крым — Парламенте Республики Крым: Закон Республики Крым от 15 мая 2014 г. N 2-ЗРК (с изменениями и дополнениями от 06 апреля 2021 г. № 174-ЗРК/2021) // Крымские известия — 21 мая 2014 г. — № 94.

6. О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым: Закон Республики Крым от 29 мая 2014 года № 5-ЗКР (с изменениями и дополнениями от 07 апреля 2020 г. № 61-ЗРК/2020) // Крымские известия — 30 мая 2014 г. — N 103-104.

7. О статусе депутата Государственного Совета Республики Крым: Закон Республики Крым от 10 сентября 2014 г. N 64-ЗРК (с изменениями и дополнениями от 06 апреля 2021 г. № 174-ЗРК/2021) // Крымские известия— 11 сентября 2014 г. — N 183.

8. О государственной гражданской службе Республики Крым: Закон Республики Крым от 29 мая 2014 г. N 7-ЗРК (с изменениями и дополнениями от 06 апреля 2021 г. № 172-ЗРК/2021) // Крымские известия — 31 мая 2014 г. — N 105-106.

9. О государственных должностях Республики Крым: Закон Республики Крым от 29 мая 2014 г. N 9-ЗРК (с изменениями и дополнениями от 23 декабря 2020 г. № 148-ЗРК/2020) // Крымские известия — 31 мая 2014 г. — № 105-106.

10. Об основах местного самоуправления в Республике Крым: Закон Республики Крым от 21 августа 2014 г. N 54-ЗРК (с изменениями и дополнениями от 02 декабря 2020 г. № 135-ЗРК/2020) // Крымские известия. — 28 августа 2014 г. — N 172.

11. Об Уполномоченном по правам человека в Республике Крым // Крымские известия. — 4 июля 2014 г. — № 134.

12. Аксёнов С.В. Крыму необходимо сформировать эффективную систему органов государственной власти / С.В. Аксёнов [Электронный ресурс] // Управление информации и пресс-службы Главы Республики Крым. — Режим доступа: rk.gov.ru/rus/ index.html/news/296605.htm (дата обращения: 15.09.2023).

13. Андреева Л.А. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации: система и структура / Л.А. Андреева // Вопросы современной юриспруденции. Сборник статей по материалам XXV международной научно-практической конференции — Новосибирск: СибАК. — 2013. — С. 86-88.

14. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (с изменениями и дополнениями; ред. от 30.12.2021) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант». — Режим доступа: www.co№ sulta№ t.ru/docume№ t/co№ s_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 15.09.2023).

15. Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации: Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант». — Режим доступа: www.co№ sulta№ t.ru/docume№ t/co№ s_doc_LAw_404070/ (дата обращения: 15.09.2023).

16. О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах: Указ Президента РФ от 23 июля 2003 года № 824 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 28 июля 2003 г. — № 30.

17. Бондаренко А.А. Административно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в условиях административной реформы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Антон Алексеевич Бондаренко. — М., 2006. — 20 с.

18. Конституция Республики Крым (принята Государственным Советом Республики Крым 11 апреля 2014 г.) // Крымские известия — 12 апреля 2014 г. — № 68.

19. О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Крым: Указ Главы Республики Крым от 16 июня 2014 г. № 51-У [Электронный ресурс] // Официальный сайт правительства Республики Крым. — Режим доступа: rk.gov.ru/ru/docume№ t/show/8350 (дата обращения: 15.09.2023).

20. Братановский С.Н. Административное право: Учебник / под ред. С.Н. Братановского. — М., 2015. — 386 с.

21. Чиркин В.Е. Государственное управление. Элементарный курс: Учебник—М.: Юристъ, 2001. — 320 с.

22. Сравнительное конституционное право / под ред. А.И. Ковлера, В.Е. Чиркина, Ю.А. Юдина. — М.: Манускрипт, 1996. — 729 с.

23. Бачило И.Л. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития : Учебник. / Отв. ред.: Бачило И.Л. — М.: Юристъ, 1998. — 432 с.

156

24. Попова ЮА. Курс административного права и административный процесса / ЮА. Попова. — М.: Юристъ, 199В. — 46В с.

25. О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 27 мая 1993 года № 491 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации — 31 мая 1993 г. — N° 22.

26. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 15 мая 201В г. № 215 (с изменениями и дополнениями от 21 января 2020 г. № 21) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 21 мая 201В г. — № 21.

27. О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21 февраля 2019 г. N 6В // Собрание законодательства Российской Федерации. — 25 февраля 2019 г. — № В.

2В. Об утверждении временного распределения функциональных обязанностей между Главой РК, Председателем СМ РК, заместителями Председателя Совета министров Республики Крым: Распоряжение Главы Республики Крым от 19 февраля 201В года № 6В-рг [Электронный ресурс] // Официальный сайт правительства Республики Крым. — Режим доступа: rk.gov.ru/ru/document/show/35413 (дата обращения: 15.09.2023).

29. Мальцева Т. С. Современные тенденции развития органов исполнительной власти в контексте реформирования системы публичной власти субъектов Российской Федерации / Т. С. Мальцева [Электронный ресурс] // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2022. — № 1 (5В). — Режим доступа: ibi.ciuv.ru/%E2%B4%96-1-5В-2022-°/(С0%В3/ (дата обращения: 15.09.2023).

SPtSOKLTTERATURY

1. Dogovor mezhdu Rossiyskoy Federatsiyey i Respublikoy Krym o prinyatii v Rossiyskuyu Federatsiyu Respubliki Krym i obrazovanii v sostave Rossiyskoy Federatsii novykh sub'yektov (Moskva, 1В marta 2014 g.) // Sobraniye zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. — 7 aprelya 20l4 g. — № 14.

2. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (prinyata vsenarodnym golosovaniyem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennykh Zakonami RF popravkakh k Konstitutsii RF ot 30.12.200В N 6-FKZ, ot 30.12.200В N 7-FKZ, ot 05.02.2014 N 2-FKZ, ot 21.07.2014 N 11-FKZ) // Sobraniye zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. — 2014. — № 31.

3. O prinyatii v Rossiyskuyu Federatsiyu Respubliki Krym i obrazovanii v sostave Rossiyskoy Federatsii novykh sub'yektov — Respubliki Krym i goroda federal'nogo znacheniya Sevastopolya: Federal'nyy konstitutsionnyy zakon ot 21 marta 2014 g. N 6-FKZ (s izmeneniyami i dopolneniyami ot 30 dekabrya 2020 g. N 9-FKZ) // Sobraniye zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. — 2014. — № 12.

4. O zakonodatel'nom obespechenii mer po integratsii Respubliki Krym i goroda federal'nogo znacheniya Sevastopolya v pravovuyu, politicheskuyu, ekonomicheskuyu, sotsial'nuyu i finansovuyu sistemy RF: Resheniye Soveta zakonodateley RF pri Federal'nom Sobranii RF. Sankt-Peterburg, 25 aprelya 2014 goda // Ofitsial'nyy sayt Soveta zakonodateley RF pri Federal'nom Sobranii RF. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: URL: http://szrf. km.duma.gov.ru/site.xp/052057124051057054.html?month=9& year=2013.

5. O Gosudarstvennom Sovete Respubliki Krym—Parlamente Respubliki Krym: Zakon Respubliki Krym ot 15 maya 2014 g. N 2-ZRK (s izmeneniyami i dopolneniyami ot 06 aprelya 2021 g. № 174-ZRK/2021) // Krymskiye izvestiya— 21 maya 2014 g. — № 94.

6. O sisteme ispolnitel'nykh organov gosudarstvennoy vlasti Respubliki Krym: Zakon Respubliki Krym ot 29 maya 2014 goda № 5 -ZKR (s izmeneniyami i dopolneniyami ot 07 aprelya 2020 g. № 61 -ZRK/2020) // Krymskiye izvestiya—30 maya 2014 g. — N 103-104.

7. O statuse deputata Gosudarstvennogo Soveta Respubliki Krym: Zakon Respubliki Krym ot 10 sentyabrya 2014 g. N 64-ZRK (s izmeneniyami i dopolneniyami ot 06 aprelya 2021 g. № 174-ZRK/2021) // Krymskiye izvestiya— 11 sentyabrya 2014 g. — N 1В3.

В. O gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhbe Respubliki Krym: Zakon Respubliki Krym ot 29 maya 2014 g. N 7-ZRK (s izmeneniyami i dopolneniyami ot 06 aprelya 2021 g. № 172-ZRK/2021) // Krymskiye izvestiya — 31 maya 2014 g.—N 105-106.

9. O gosudarstvennykh dolzhnostyakh Respubliki Krym: Zakon Respubliki Krym ot 29 maya 2014 g. N 9-ZRK (s izmeneniyami i dopolneniyami ot 23 dekabrya 2020 g. № l48-ZRK/2020) // Krymskiye izvestiya—31 maya 2014 g. — № 105-106.

10. Ob osnovakh mestnogo samoupravleniya v Respublike Krym: Zakon Respubliki Krym ot 21 avgusta 2014 g. N 54-ZRK (s izmeneniyami i dopolneniyami ot 02 dekabrya 2020 g. № 135-ZRK/2020) // Krymskiye izvestiya. — 2В avgusta 2014 g. — N 172.

11. Ob Upolnomochennom po pravam cheloveka v Respublike Krym // Krymskiye izvestiya. — 4 iyulya 2014 g. —№ 134.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Aksonov S.V. Krymu neobkhodimo sformirovat' effektivnuyu sistemu organov gosudarstvennoy vlasti / S.V. Aksonov [Elektronnyy resurs] // Upravleniye informatsii i press-sluzhby Glavy Respubliki Krym. — Rezhim dostupa: rk.gov.ru/rus/ index.html/news/296605.htm (data obrashcheniya: 15.09.2023).

157

13. Andreyeva L.A. Organy ispolnitel'noy vlasti sub"yekta Rossiyskoy Federatsii: sistema i struktura / L.A. Andreyeva // Voprosy sovremennoy yurisprudentsii. Sbornik statey po materialam XXV mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii — Novosibirsk: SibAK. — 2013. — S. 86-88.

14. Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniya v Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon ot 06.10.2003 № 131-FZ (s izmeneniyami i dopolneniyami; red. ot 30.12.2021) [Elektronnyy resurs] // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant». — Rezhim dostupa: www.co№ sulta№ t.ru/docume№ t/co№ s_doc_LAw_44571/ (data obrashcheniya: 15.09.2023).

15. Ob obshchikh printsipakh organizatsii publichnoy vlasti v sub"yektakh Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon ot 21.12.2021 № 414-FZ (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Elektronnyy resurs] // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant». — Rezhim dostupa: www.co№ sulta№ t.ru/docume№ t/co№ s_doc_LAW_404070/ (data obrashcheniya: 15.09.2023).

16. O merakh po provedeniyu administrativnoy reformy v 2003-2004 godakh: Ukaz Prezidenta RF ot 23 iyulya 2003 goda № 824 // Sobraniye zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. — 28 iyulya 2003 g. — № 30.

17. Bondarenko A.A. Administrativno-pravovoy status organov ispolnitel'noy vlasti sub"yektov Rossiyskoy Federatsii v usloviyakh administrativnoy reformy: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk / Anton Alekseyevich Bondarenko. — M., 2006. — 20 s.

18. Konstitutsiya Respubliki Krym (prinyata Gosudarstvennym Sovetom Respubliki Krym 11 aprelya 2014 g.) // Krymskiye izvestiya — 12 aprelya 2014 g. — № 68.

19. O strukture ispolnitel'nykh organov gosudarstvennoy vlasti Respubliki Krym: Ukaz Glavy Respubliki Krym ot 16 iyunya 2014 g. № 51-U [Elektronnyy resurs] // Ofitsial'nyy sayt pravitel'stva Respubliki Krym. — Rezhim dostupa: rk.gov.ru/ru/docume№ t/show/8350 (data obrashcheniya: 15.09.2023).

20. Bratanovskiy S.N. Administrativnoye pravo: Uchebnik / pod red. S.N. Bratanovskogo. — M., 2015. — 386 s.

21. Chirkin V.Ye. Gosudarstvennoye upravleniye. Elementarnyy kurs: Uchebnik — M.: Yurist', 2001. — 320 s.

22. Sravnitel'noye konstitutsionnoye pravo / pod red. A.I. Kovlera, VYe. Chirkina, YU.A. Yudina. — M.: Manuskript, 1996. — 729 s.

23. Bachilo I.L. Ispolnitel'naya vlast' v Rossiyskoy Federatsii. Problemy razvitiya : Uchebnik. / Otv. red.: Bachilo I.L. — M.: Yurist', 1998. — 432 s.

24. Popova Yu.A. Kurs administrativnogo prava i administrativnyy protsessa / Yu.A. Popova. — M.: Yurist', 1998. — 468 s.

25. O poryadke sozdaniya i deyatel'nosti territorial'nykh organov ministerstv i vedomstv Rossiyskoy Federatsii: Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 27 maya 1993 goda № 491 // Sobraniye aktov Prezidenta i Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii — 31 maya 1993 g. — № 22.

26. O strukture federal'nykh organov ispolnitel'noy vlasti: Ukaz Prezidenta RF ot 15 maya 2018 g. № 215 (s izmeneniyami i dopolneniyami ot 21 yanvarya 2020 g. № 21) // Sobraniye zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. — 21 maya 2018 g. — № 21.

27. O professional'nom razvitii gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh Rossiyskoy Federatsii: Ukaz Prezidenta RF ot 21 fevralya 2019 g. N 68 // Sobraniye zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. — 25 fevralya 2019 g. — № 8.

28. Ob utverzhdenii vremennogo raspredeleniya funktsional'nykh obyazannostey mezhdu Glavoy RK, Predsedatelem SM RK, zamestitelyami Predsedatelya Soveta ministrov Respubliki Krym: Rasporyazheniye Glavy Respubliki Krym ot 19 fevralya 2018 goda № 68-rg [Elektronnyy resurs] // Ofitsial'nyy sayt pravitel'stva Respubliki Krym. — Rezhim dostupa: rk.gov.ru/ru/document/show/35413 (data obrashcheniya: 15.09.2023).

29. Mal'tseva T.S. Sovremennyye tendentsii razvitiya organov ispolnitel'noy vlasti v kontekste reformirovaniya sistemy publichnoy vlasti sub"yektov Rossiyskoy Federatsii / T.S. Mal'tseva [Elektronnyy resurs] // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2022. — № 1 (58). — Rezhim dostupa: fbi.cfuv.ru/%E2%84%96-1-58-2022-%D0%B3/ (data obrashcheniya: 15.09.2023).

Статья поступила в редакцию 15 октября 2023 года Статья одобрена к печати 27 октября 2023 года

158

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.