Оптимизация состава имущества государственной казны
И.И. Гордиенко начальник отдела Управления имущества государственной казны Федерального агентства по управлению государственным имуществом, доцент кафедры земельного права Государственного университета по землеустройству, кандидат юридических наук (г. Москва)
Ирина Игоревна Гордиенко, [email protected]
Публичная собственность до сих пор вызывает большой интерес всех слоев населения, в том числе предпринимателей. Дело в том, что, несмотря на широкомасштабную приватизацию, проведенную в 1990-х годах, государственное и муниципальное имущество имеет достаточно большой объем в общем количестве всех объектов, находящихся на территории Российской Федерации. Кроме того, часть таких объектов может находиться только в публичной собственности и предоставляться только на праве пользования третьим лицам.
С точки зрения правового регулирования публичной собственности ее можно подразделить на несколько блоков.
1. Имущество, находящееся в казне.
К имуществу казны относятся средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями (п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - ГК РФ).
Собственником такого имущества выступает непосредственно государство через уполномоченные органы государственной власти.
Имущество казны подразделяется на два вида:
• имущество казны Российской Федерации;
• имущество казны субъектов Российской Федерации.
В отношении имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, казна формируется из этого иму-
щества органами местного самоуправления.
2. Имущество, закрепленное за соответствующими организациями.
Государственное имущество может передаваться в пользование государственным предприятиям и учреждениям. ГК РФ предусмотрены два вида ограниченных вещных прав, на которых имущество может закрепляться за ними, - право хозяйственного ведения (предприятия) и оперативного управления (учреждения) (гл. 19 ГК РФ).
Такое имущество в состав государственной казны не включается.
3. Имущество, закрепленное за соответствующими органами власти.
Также государственное имущество может закрепляться за органами публичной власти на праве оперативного управления.
Как правило, это имущество, которое необходимо для непосредственного использования в целях обеспечения функционирования таких органов власти, а именно:
• нежилые помещения, необходимые для размещения органов власти и осуществления ими функций, которыми они наделены;
• жилые помещения, предоставляемые должностным лицам в качестве служебного жилья и иные виды имущества.
Имущество, которое находится в публичной собственности и закреплено на праве оперативного управления за учреждениями либо на праве хозяйственного ведения за предприятиями, в состав имущества госу-
дарственной казны не входит. Вместе с тем публичное имущество, переданное по договору в пользование третьим лицам, например, на праве аренды либо безвозмездного пользования, из состава имущества государственной казны не исключается.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 327 утверждена государственная программа по управлению федеральным имуществом на 2013-2018 годы. В этой программе одним из ключевых блоков определено имущество государственной казны. Целевой функцией этого блока является минимизация и эффективное управление имуществом на период его нахождения в казне. В результате проводимой органами государственной власти работы в казне Российской Федерации должно остаться только имущество, которое нормативно определено Правительством Российской Федерации как необходимое для достижения задач и стратегических интересов Российской Федерации и подлежащее сохранению в федеральной собственности на определенный период.
Состав имущества казны Российской Федерации весьма разнороден. В укрупненной классификации можно разделить их на следующие категории:
1) административные здания, строения, сооружения;
2) объекты гражданской обороны и защитные сооружения;
3) объекты жилого фонда;
4) объекты жилищно-коммунального хозяйства;
5) объекты недропользования;
6) объекты транспортной инфраструктуры и связи;
7) объекты культурного наследия;
8) объекты социальной сферы;
9) объекты производственного назначения;
10) объекты воздушного и водного транспорта;
11) гидротехнические сооружения;
12) объекты незавершенного строительства;
13) объекты движимого имущества.
При этом существуют объекты, которые
могут быть отнесены к нескольким категориям объектов, а могут быть не отнесены ни к одной из них.
В отношении земельных участков следует отметить следующее.
В настоящее время не решен вопрос о том, какие именно земельные участки входят в состав казны Российской Федерации. Существуют две версии отнесения земельных участков к казне:
1) все земли не являются казной, так как не закрепляются на правах хозяйственного ведения или оперативного управления;
2) все земельные участки, зарегистрированные в собственность Российской Федерации или отнесенные к ней, являются имуществом казны.
Учитывая разнородность состава имущества казны Российской Федерации, при управлении этим имуществом используются различные механизмы реализации полномочий собственника. При этом различные способы распоряжения имуществом государственной казны могут повлечь за собой различные последствия - исключение объектов из состава имущества казны либо оставление его в казне, но с передачей определенных обязанностей по его содержанию правообладателям.
Так, к действиям по распоряжению имуществом казны, влекущими за собой исключение его из состава имущества казны, можно отнести следующие:
• приватизация имущества казны Российской Федерации путем его включения в прогнозный план приватизации 1;
• приватизация жилищного фонда 2;
1 Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
2 Закон Российской Федерации от 4 июня 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
• передача имущества на иной уровень власти 3;
• закрепление имущества казны за предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления 4;
• утилизация имущества 5.
К видам по распоряжению имуществом государственной казны, которые влекут за собой только возникновение определенных обязанностей по содержанию этого имущества правообладателем, можно отнести:
• передача имущества в доверительное управление (например передача имущества в доверительное управление государственной корпорации «Авто-дор» в рамках Федерального закона от 17 июля 2009 года № 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);
• передача имущества в безвозмездное пользование (как правило, передача имущества религиозного назначения религиозным организациям);
• заключение договоров аренды;
• заключение иных договоров.
Каждый способ распоряжения имуществом государственной казны обладает своей спецификой и имеет ряд нерешенных до настоящего времени проблем. Рассмотрим некоторые из них.
Передача публичного имущества на иной уровень власти
Передача объектов имущества с одного уровня публичной собственности на другой регулируется следующими нормативными правовыми актами:
1) Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении измене-
ний в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее -Закон № 122-ФЗ), которым установлены порядок перераспределения имущества между публично-правовыми образованиями, основания для определения имущества, подлежащего передаче на иной уровень публичной собственности;
2) постановление Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года № 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации», которым утвержден перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества с одного уровня собственности на другой;
3) постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-
3 Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации...».
4 Часть 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
5 Постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 834 «Об особенностях списания федерального имущества».
Петербурга и муниципальную собственность», в приложениях которого указаны категории объектов государственного имущества, отнесенных исключительно к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.
Согласно постановлению Верховного Совета Российской Федерации № 3020-1 объекты делятся на следующие блоки:
1) объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности:
• ресурсы континентального шельфа, природные объекты, объекты культурного наследия федерального значения;
• объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач;
• объекты оборонного производства;
• предприятия добывающей промышленности, топливно-энергетического комплекса;
• предприятия и объекты отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта, речного и морского флота, предприятия газификации;
• федеральные автомобильные дороги общего пользования и обслуживающие их организации;
• предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры;
• государственные племенные и конные заводы и совхозы, селекционно-гибридные центры и т. д.;
2) объекты федеральной собственности, которые могут передаваться в собственность субъектов Российской Федерации:
• предприятия всех отраслей народного хозяйства, признанные в соответствии с законодательством Российской Федерации занимающими доминирующее положение на республиканском (Российской Федерации) или местных рынках товаров (работ, услуг);
• предприятия атомного и энергетиче-
ского машиностроения;
• предприятия рыбопромысловой промышленности;
• зверосовхозы;
• государственные санаторно-курортные учреждения;
• учреждения здравоохранения и народного образования, культуры и спорта;
• научно-исследовательские, проектно-конструкторские, геологоразведочные и изыскательские организации;
• предприятия автомобильного транспорта;
• средние специальные и профессиональные учебные заведения;
3) объекты, относящиеся исключительно к муниципальной собственности:
• жилищный и нежилой фонды;
• жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты;
• объекты инженерной инфраструктуры городов, городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства;
• предприятия и объекты общественного питания, учреждения народного образования, здравоохранения, культуры и спорта, находящиеся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Кроме того, отдельными законодательными актами Российской Федерации предусмотрено нахождение определенного вида имущества у соответствующих публичных образований в силу осуществления ими функций и полномочий.
Так, Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в том числе относятся:
• организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах
полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
• обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;
• создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;
• участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;
• обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В связи с этим объекты, которые необходимы для выполнения полномочий органов местного самоуправления, подлежат передаче в муниципальную собственность. Однако, несмотря на это, зачастую муниципальные образования отказываются принимать такое имущество по причине его плохого состояния, отсутствия средств в муниципальном бюджете на проведение капитального ремонта и реконструкции. Попытки органов государственной власти обязать муниципальные образования принять имущество в силу норм законодательства Российской Федерации об отнесении определенных категорий имущества к ведению органов местного самоуправления не увенчались успехом.
Позиция судов по этому вопросу одно-
значна: для передачи имущества на иной уровень публичной власти необходимо наличие согласия принимающей стороны.
Как указывают суды 6, порядок передачи имущества из собственности федеральной в муниципальную определен частью 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ, положения которой применяются с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в его постановлении от 30 июня 2006 года № 8-П и определениях от 7 декабря 2006 года № 542-О и от 4 декабря 2007 года № 828-О-П, предусматривающих соответствующую процедуру передачи объектов из федеральной собственности в муниципальную, которая проводится в результате согласованных действий сторон с учетом волеизъявления органов местного самоуправления.
Также необходимо учитывать, что передача имущества на иной уровень власти может осуществляться при соблюдении следующих условий:
1) если нахождение указанного имущества в собственности субъекта Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта Российской Федерации;
2) если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, федеральными государственными предприятиями, федеральными государственными учреждениями для целей, установленных в соответствии с Законом № 122-ФЗ.
Так, для принятия решения о передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную необходимо наличие в том числе согласия федерального органа исполнительной власти с обоснованием необходимости осуществления такой переда-
6 Смотри:
постановление Федерального арбитражного суда Восточно-сибирского округа от 19 декабря 2013 года № А19-6703/2013;
определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 года № ВАС-4204/13 по делу № А56-63397/2011.
чи и предложением по закреплению такого имущества за соответствующей федеральной организацией. Наличие договора пользования имущества негосударственной организацией (акционерным обществом, обществом с ограниченной ответственностью и иными организациями) не является основанием для передачи имущества. В связи с этим в случае, например, передачи таких объектов, как железнодорожные вокзалы, дороги ОАО «РЖД», наличия договора пользования этим имуществом для передачи его в собственность соответствующего субъекта либо Российской Федерации недостаточно. В этом случае необходимо принятие распоряжения Правительства Российской Федерации.
Вместе с тем механизм передачи объектов с одного уровня публичной собственности на иной уровень, действующий в настоящее время, достаточно урегулирован. Одна из основных причин для отказа в принятии объекта, который должен находиться в собственности соответствующего публичного образования в силу осуществления им своих полномочий, является недостаточность финансирования. Несмотря на это, по данным Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее также - Росимущество), за 2014 год было передано в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность 3 326 объектов недвижимого имущества.
Списание и утилизация государственного имущества
Порядок утилизации федерального имущества, находящегося в государственной казне, регулируется приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 9 октября 2012 года № 220 «О порядке рассмотрения Росиму-ществом обращений по вопросам утилизации федерального имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации».
Списание проводится на основании поручения Росимущества по результатам рассмотрения комиссией, созданной территориальным управлением Росимущества, и принятия решения о списании объекта имущества при наличии всех необходимых документов. Состав документов различается в зависимости от категории имущества, подлежащего списанию: движимое имущество и недвижимое имущество, которое, в свою очередь, подразделяется на несколько блоков: недвижимое имущество и объекты воздушного и водного транспорта.
Основаниями для списания имущества казны Российской Федерации являются:
• негодность;
• недостача;
• хищение;
• негодность в случае стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций.
Так, согласно пункту 51 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 года № 157н выбытие объекта основных средств осуществляется в том числе:
• в случае принятия решения о списании объекта основных средств по основанию их выбытия помимо воли учреждения - хищения, недостачи, порчи, выявленных при инвентаризации активов; частичной ликвидации (в том числе при выполнении работ по реконструкции, модернизации, дооборудованию); ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;
• по завершению мероприятий (разборки, демонтажа, уничтожения, утилизации и т. п.), предусмотренных при принятии решения о списании объекта основных средств по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, в том числе по основанию морального и физического износа объекта основных средств, нецелесообразности дальнейшего использования объекта основных средств, его непригодности,
невозможности или неэффективности его восстановления.
Одними из основных документов, необходимых для принятия решения об утилизации недвижимого имущества, являются:
• правоустанавливающие документы на объект и земельный участок, на котором он расположен;
• документы, подтверждающие основание для принятия решения об утилизации;
• решение комиссии;
• акт проверки объекта.
Вместе с тем существует проблема списания имущества, которое фактически не существует. Можно выделить две категории таких объектов:
1) в случае наличия оформленных прав на земельный участок объект подлежит списанию на основании акта проверки и удостоверения в фактическом отсутствии объекта (является основанием для внесения соответствующих изменений в реестр федерального имущества);
2) при отсутствии прав на земельный участок объект подлежит списанию только в случае оформления прав на этот участок.
Очевидно, что второй случай - это некий порочный круг. Дело в том, что наличие права собственности на объект недвижимости является одним из оснований для возникновения права на земельный участок (статья 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»). В то же время оформление прав на такой объект недвижимости зачастую не представляется возможным. Так, при фактическом отсутствии объекта, в том числе в результате пожара, сноса и иных причин, невозможно получить кадастровый паспорт на несуществующий объект.
Также необходимо отметить, что существуют некоторые особенности списания и утилизации определенных категорий имущества, в частности объектов жилищного фонда, недропользования, конфискованных морских судов.
Так, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года № 269 «О внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» оценка и обследование помещения в целях признания его жилым, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - Комиссия).
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке Комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности. В состав Комиссии с правом решающего голоса включается представитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества. В случае если Комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, решение о признании помещения жилым, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, на основании заключения Комиссии.
Таким образом, в соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации предусматривается делегирование полномочий по признанию жилья аварийным и ветхим органам местного самоуправления, что позволит упростить и ускорить эту процедуру и, соответ-
ственно, сократить количество аварийного и ветхого жилья, в том числе находящегося в федеральной собственности.
Особый порядок ликвидации установлен в отношении объектов недропользования, в частности скважин.
Буровые скважины - сложные технические сооружения, неразрывно связанные с землей и участком недр. При этом они не относятся к недрам, хотя фактически связаны с их использованием. До 9 марта 2015 года скважины подлежали ликвидации и консервации по правилам, предусмотренным Инструкцией о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов (РД 08-492-02) (далее -Инструкция), утвержденной постановлением Госгортехнадзора от 22 мая 2002 года № 22. Пунктом 3.1.4 Инструкции предусмотрено, что при обнаружении в ходе проверок или в других случаях тех или иных недостатков (устьевое давление, межколонные проявления, грифоны и т. п.) скважина должна быть выведена из консервации. Владелец скважины обязан выяснить причины недостатков, разработать и реализовать мероприятия по их устранению по планам, согласованным с территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В настоящее время ликвидация и консервация скважин осуществляется на основании приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 января 2015 года № 1 «О внесении изменений в федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.03.2013 № 101».
В то же время затраты на ликвидацию и консервацию скважин очень высоки. Так, по приблизительным подсчетам, на ликвидацию одной скважины в Астраханском газоконденсатном месторождении требу-
ется около 1,5 миллиарда рублей. Однако финансовые механизмы по выделению денежных средств на проведение таких процедур не разработаны. Кроме того, законодательство о недрах не регулирует вопросы обеспечения восстановления бездействующего фонда скважин, его вовлечения в промышленную эксплуатацию, обеспечения промышленной и экологической безопасности ликвидированных (консервированных) скважин. Помимо этого, следует учитывать, что после проведения мероприятий по ликвидации и консервации необходимо осуществлять постоянный контроль за их состоянием: ликвидированных скважин -1 раз в год, законсервированных - 2 раза в год (пункт 56 Инструкции о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами, утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 2 июня 1999 № 33).
Также необходимо отметить, что скважины как сооружения являются объектами недвижимости и подлежат кадастровому учету. Осуществление постановки скважин на кадастровый учет - обязательное условие ее предоставления пользователю и, соответственно, проведения работ по их ликвидации и консервации. Вместе с тем до сих пор не разрешен ряд проблем, связанных с постановкой скважин на кадастровый учет, основными из них которых являются:
• отсутствие необходимых документов для постановки на кадастровый учет скважины и осуществления государственной регистрации;
• отсутствие должного финансирования на проведение оценочных работ, мероприятий по изготовлению технической, кадастровой документации, в том числе на оплату обследования в связи с труднодоступностью расположения скважин;
• необходимость подачи заявления на регистрацию права по месту нахождения сооружения, что влечет большие расходы на транспорт и время;
• необходимость постоянного мониторинга законсервированных и ликвидированных скважин;
• постановка на кадастровый учет земельного участка, на котором расположена скважина.
В настоящее время требуется совершенствование законодательства в части должного обеспечения механизма по проведению работ по утилизации и консервации скважин, так как в отсутствие четкого правового регулирования и необходимого финансирования таких работ населению и окружающей среде может быть нанесен существенный и непоправимый ущерб.
До сих пор неразрешенным остается вопрос утилизации конфискованных морских судов.
Согласно нормам части 4 статьи 54 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее -Закон о рыболовстве), вступившим в силу 1 января 2008 года, безвозмездно изъятые или конфискованные в соответствии с частью 1 указанной статьи суда подлежат продаже на аукционах в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами. В случае если указанные суда не были проданы на аукционах, они подлежат уничтожению.
Таким образом, в отношении безвозмездно изъятых или конфискованных с 1 января 2008 года в соответствии с частью 1 статьи 54 Закона о рыболовстве судов возможно принятие только указанных решений.
Между тем законодательством не урегулирован вопрос обеспечения сохранности судов до момента осуществления указанных действий. При этом необходимо отметить, что с учетом сложившейся в дальневосточных регионах практики, когда большинство конфискованных судов зарегистрированы в иностранных государствах, реализация норм части 4 статьи 54 Закона о рыболовстве вовсе не представляется
возможной, поскольку эти нормы не учитывают правила регистрации судов.
Так, в соответствии со статьей 37 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации судно, зарегистрированное в реестре судов иностранного государства, может быть зарегистрировано в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или реестре маломерных судов после исключения из реестра судов иностранного государства и представления свидетельства, удостоверяющего, что судно исключено из такого реестра.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 Правил регистрации судов и прав на них в морских портах, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 9 декабря 2010 года № 277, судно, зарегистрированное в реестре судов иностранного государства, может быть зарегистрировано в Государственном судовом реестре или в Российском международном реестре судов до исключения из реестра судов иностранного государства в случае представления выданного этим государством документа, удостоверяющего, что судно будет незамедлительно исключено из реестра судов иностранного государства в тот момент, когда будет произведена новая регистрация.
Принимая во внимание, что большинство конфискованных морских судов имеют регистрацию в иностранных портах, не представляется возможной регистрация права собственности Российской Федерации на конфискованные морские суда до внесения в соответствующий реестр морских судов записи о прекращении прав предыдущего собственника. Между тем даже в случае снятия с регистрационного учета судов в иностранном государстве возникает вопрос о возможности их внесения в государственный судовой реестр, так как большинство судов к моменту снятия флага иностранного государства являются конструктивно погибшими и, соответственно, не подлежащими внесению в реестр.
Кроме того, порядок и последовательность распорядительных действий в отношении конфискованного имущества законодательно не поставлены в зависимость от его состояния и ликвидности, что подтверждается решениями судов 7.
Таким образом, утилизации подлежат конфискованные суда, которые не были проданы на аукционе, в том числе конструктивно погибшие.
В сложившейся ситуации представляется целесообразным внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части упрощения процедуры утилизации конфискованных морских судов либо замена нормы о конфискации таких судов, так как на практике хранение таких судов приводит к большим расходам федерального бюджета, никак не покрываемых за счет реализации этих судов.
Как уже было отмечено, объекты имущества казны могут выходить из состава государственной казны, оставаясь при этом в государственной собственности, например, при закреплении за соответствующей организацией. В случае закрепления имущества на вещном праве за пользователем порядок списания такого имущества регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 834 «Об особенностях списания федерального имущества».
В настоящее время процесс оптимизации состава имущества государственной казны идет достаточно активно. Несмотря на многочисленные пробелы в законодательстве, некоторые вопросы постепенно решаются, механизмы, способствующие сокращению имущества казны, совершенствуются.
Принятое государством направление по минимизации объектов государственной казны в первую очередь нацелено на обе-
спечение надлежащего содержания объектов, определение лица, которое может с наибольшей экономической выгодой им распорядиться. Вместе с тем государственная казна не может оставаться без объектов, так как существуют стратегические направления деятельности государства, необходим и определенный буфер для обеспечения его финансовой устойчивости.
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ИСТОЧНИКИ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301.
2. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации : Федеральный закон от 30 апреля 1999 года № 81-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 18, ст. 2207.
3.О приватизации государственного и муниципального имущества : Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 4, ст. 251.
4. О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 145-ФЗ.
5. О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации : Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 44, ст. 4148.
6. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных
7 Смотри:
постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 июня 2012 года № Ф03-1903/2012 по делу № А59-3613/2011;
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12 апреля 2012 года № 06АП-554/2012 по делу № А37-1744/2011.
законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» : Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 35, ст. 3607.
7. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов : Федеральный закон от 20 декабря 2004 года № 1 66-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 52 (часть 1), ст. 5270.
8. О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации : Закон Российской Федерации от 4 июня 1991 года № 1541-1 // Бюллетень нормативных актов, № 1, 1992.
9. О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года // Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 25, ст. 2734.
10. О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность : постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 // Российская газета. 1992. № 8.
11. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации : Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-Ф3.
12. Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-сибирского округа от 19 декабря 2013 года № А19-6703/2013.
13. Об утверждении государственной программы «Управление федеральным имуществом»: постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 327 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 18 (часть III), ст. 2172.
14. О порядке рассмотрения Росимуще-ством обращений по вопросам утилизации федерального имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации : приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 9 октября 2012 года № 220.
15. Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению : приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 года № 157н // Российская газета. 2011. № 8.
16. О внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции : постановление Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года № 269. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 27 марта 2015 года).
17. Инструкция о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов (РД 08-492-02) : постановление Госгортехнадзора России от 22 мая 2002 года № 22 // Российская газета. 2002. № 174.
18. О внесении изменений в федеральные нормы и правила в области промышлен-
ной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.03.2013 № 101» : приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 января 2015 года № 1. и^: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 27 февраля 2015 года).
19. Инструкция о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами : постановление Госгор-технадзора России от 2 июня 1999 года № 33 // Российская газета. 1999. № 164.
20. Правила регистрации судов и прав на них в морских портах : приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 9 декабря 2010 года № 277 // Российская газета. 2011. № 78.
21. Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 июня 2012 года № Ф03-1903/2012 по делу
№ А59-3613/2011.
22. Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12 апреля 2012 года № 06АП-554/2012 по делу № А37-1744/2011.
23. Об особенностях списания федерального имущества : постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 834 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 42, ст. 5402.
24. Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 года № ВАС-4204/13 по делу № А56-63397/2011.
25. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июня 2006 года № 8-П.
26. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря
2006 года № 542-О.
27. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря
2007 года № 828-О-П.
* * *
Продолжение. Начало на с. 53
(НОСТРОЙ), Общероссийской негосударственной некоммерческой организации «Национальное объединение изыскателей и проектировщиков» (НОПРИЗ), руководители и ведущие специалисты региональных центров ценообразования из 35 регионов России.
Модераторами программных мероприятий выступили генеральный директор СРО «НП «НОССИ» Евгений Куницын, председатель экспертно-методологического совета СРО «НП «НОССИ» Ольга Дидковская.
С приветственным словом выступили руководитель ФАУ «ФЦЦС» Сергей Фокин и начальник отдела НОСТРОЙ по ценообразованию и контрактной системе Руслан Акиев. Основной доклад представил заместитель председателя комитета НОПРИЗ по конкурсным процедурам, ценообразованию и инновациям Анатолий Иванов.
Целевой посыл мероприятия - диагностика отдельных и системных проблем строительного ценообразования.
На Конференции были представлены двадцать докладов, охватывающих широкий перечень направлений деятельности в системе строительного ценообразования, в частности:
• правовое, нормативное и методическое обеспечение процесса формирования стоимости на различных этапах инвестиционно-строительного процесса, современные подходы к разработке сметных нормативов;
• методы и формы заключения договоров подряда и оценки цены строительной продукции;
• роль заказчика в управлении стоимостью строительства;
• система профессиональной стандартизации в современном стоимостном инжиниринге.
В ходе дискуссий были выявлены проблемные вопросы формирования стоимости строительства объектов капитального строительства на различных этапах инвестиционно-строительного процесса и определены основополагающие направления совершенствования системы ценообразования в строительстве. Присутствовавшие на заседании выразили готовность к участию в решении существующих проблем.
Окончание на с. 74