Научная статья на тему 'Учет нефинансовых активов имущества казны'

Учет нефинансовых активов имущества казны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1230
960
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ИМУЩЕСТВО МУНИЦИПАЛЬНОЙ КАЗНЫ / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОРГАН / НЕФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ ИМУЩЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАЗНЫ / ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ / ТЕКУЩАЯ РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грезина Т. П.

В статье раскрыты основные определения собственника государственного (муниципального) имущества, основания отнесения имущества к имуществу государственной (муниципальной) казны, изложены организационные и методологические аспекты учета этого имущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учет нефинансовых активов имущества казны»

УЧЕТ НЕФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ ИМУЩЕСТВА КАЗНЫ*

Т. п. грезина,

старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и финансового контроля Калужский филиал Государственного университета Министерства финансов РФ

В нашей стране с 2005 г. проводится бюджетная реформа. Основными направлениями реформы бюджетной сферы и сопровождающими эту реформу изменениями бюджетного учета являются:

— создание прозрачности и открытости для общества операций с государственным имуществом и собственностью;

— повышение ответственности власти за результаты проводимой бюджетной политики.

Совершенствование бюджетного учета необходимо для создания учетных процедур, позволяющих формировать отчетную информацию, на основе которой было бы возможном принимать осознанные решения и делать выбор в пользу наиболее эффективных способов выполнения задач и функций государства.

Основные направления реформирования бюджетного учета невозможно рассматривать в отрыве от опыта зарубежных стран, в которых используется наиболее близкий к российскому подход к определению целей, задач и организации бухгалтерского учета. Таковыми являются страны континентальной Европы (Германия, Франция, Италия), в которых бухгалтерский учет построен по принципам, сформулированным непосредственно государственными органами, является обязательным для всех хозяйствующих субъектов и ведется в интересах государственных регулирующих органов, в том числе налоговых.

Кроме того, реформирование российской национальной системы бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормами Международных

* Статья публикуется по материалам журнала «Международный бухгалтерский учет». 2012. № 5 (203).

стандартов финансовой отчетности (МСФО). В частности, нормы МСФО общественного сектора нашли отражение в новой концепции бюджетного бухгалтерского учета при формировании национальных учетных и отчетных процедур. На базе международных стандартов по статистике государственных финансов 2001 г. в настоящее время формируются отдельные элементы бюджетной классификации, в частности, в сфере государственного управления, функциональной классификации в части разделов, подразделов.

Изучив методологию и организацию учета имущества государственного сектора управления стран континентальной Европы, автор пришел к выводу, что наиболее близкой к российской модели является Франция. По мнению современных французских исследователей, бухгалтерский учет в целом и бюджетный учет в частности призваны обслуживать интересы государства в области управления и контроля за государственным имуществом и собственностью, что позволяет рассматривать его как один из основных инструментов проведения экономической политики государства.

В процессе выполнения закона о государственном бюджете любого государства, в том числе Франции и России, французские исследователи выделяют две категории задач. Первая задача заключается в обеспечении выполнения содержащихся в законе о бюджете решений, т. е. соблюдении соотношения расходов и доходов, распределении средств между статьями бюджета и получателями бюджетных средств. В данном случае речь идет, главным образом, об административной и бухгалтерской технике, определяемой общими правилами учета государственного имущества. Вторая задача — это

обеспечение наличия источников, необходимых для финансирования бюджетных расходов или использования финансовых средств, требующихся для осуществления экономических целей, заложенных в законе о государственном бюджете.

Рассматривая систему бюджетного учета, можно выделить две основные цели учета. Бюджетный учет в первую очередь предназначен обеспечивать контроль за выполнением закона о государственном бюджете и определять ответственность исполнителей. Подобный контроль за своевременностью и правильностью исполнения бюджета и был изначально первой и единственной целью бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях Франции.

В настоящее время французская практика показывает, что речь идет также о том, что бухгалтерский учет государственного имущества и собственности, так же как и учет в коммерческих организациях, призван улучшить качество управления государственными активами, т. е. повысить информационную насыщенность учета. Особенно это относится к вопросу определения стоимости государственной собственности и себестоимости услуг, оказываемых государством. Это имеет большое значение и для бюджетного учета в России, так как именно понимание того, что государство является собственником обширных активов, которыми оно должно эффективно управлять, а не просто контролировать их сохранность, является одним из важнейших элементов модернизации экономики страны.

Объекты имущества государственного сектора являются одним из инструментов экономической политики государства, использование которых направлено на повышение конкурентоспособности национальной экономики. В свою очередь использование имущества казны создает условия для более полного раскрытия потенциала рыночной экономики, поэтому в настоящее время учет данного имущества является важнейшим вопросом функционирования института казны.

В соответствии с п. 2 ст. 264 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) баланс исполнения бюджета содержит данные о нефинансовых и финансовых активах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В связи с чем впервые требования отражения имущества казны на счетах бюджетного учета были выдвинуты приказом Минфина России от 26.08.2004 N° 70н, утвердившим Инструкцию по бюджетному учету.

Однако и в настоящее время учет имущества казны вызывает у бухгалтеров живой интерес. Прежде всего необходимо иметь четкое представление о том, кто должен учитывать имущество казны и что представляет собой данное имущество.

Гражданским законодательством выделены три публичных собственника:

— Российская Федерация;

— субъекты Российской Федерации;

— муниципальные образования.

Согласно ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. От имени муниципальных образований могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Таким образом, органами государственной власти, уполномоченными и определяющими порядок, способы и цели использования государственного (муниципального) имущества, являются:

— федеральный орган власти — Росимущество;

— региональный орган власти;

— муниципальный орган власти.

Государственную (муниципальную) собственность в соответствии со ст. 214, 215 ГК РФ составляет:

— имущество, закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями соответственно на праве хозяйственного ведения и оперативного управления (ст. 294, 296 ГК РФ);

— имущество, составляющее соответственно государственную казну России, казну субъекта Российской Федерации и казну муниципального образования.

При этом право хозяйственного ведения распространяется на государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 294 ГК РФ), а право оперативного управления — на казенные предприятия и учреждения (ст. 296 ГК РФ). Причем в соответствии со ст. 296 и 298 ГК РФ право оперативного управления распространяется не только на имущество, закрепленное за казенными предприятиями и учреждениями собственником, а

также на имущество, приобретенное за счет средств, выделенных им собственником на приобретение такого имущества.

Статьей 296 ГК РФ определено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. В тех случаях, когда государственное учреждение использует не по назначению имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления либо приобретенное за счет средств, выделенных учреждению собственником на приобретение этого имущества, собственник вправе изъять такое имущество.

В соответствии с п. 4 ст. 214 и п. 3 ст. 215 ГК РФ средства соответствующего бюджета и иное государственное (муниципальное) имущество, принадлежащее Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию на праве собственности, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, образует соответственно казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации и муниципальную казну.

Основанием отнесения имущества к имуществу государственной (муниципальной) казны является:

— отсутствие закрепления за государственными или муниципальными организациями и учреждениями в хозяйственном ведении или в оперативном управлении государственного или муниципального имущества, построенного или приобретенного за счет средств соответствующего бюджета;

— отсутствие собственника имущества, отказ собственника от имущества или утрата собственником права на имущество по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, на которое в случаях и в порядке, установленном действующим законодательством, приобретено право государственной или муниципальной собственности;

— изъятие излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления;

— иные основания, предусмотренные действующим законодательством.

Формирование имущества государственной (муниципальной) казны осуществляется в результате:

— создания новых объектов за счет средств соответствующего бюджета;

— приобретения в собственность объектов на основании договоров купли-продажи и иных договоров о передаче объектов в собственность;

— изъятия объектов из имущественных комплексов государственных унитарных предприятий, казенных предприятий и государственных учреждений в порядке, определенном нормативно-правовыми актами Российской Федерации;

— перехода прав на имущество по решению суда, в том числе невостребованного имущества, оставшегося после погашения требований кредиторов организации-должника, или иным основаниям в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

— за счет иных источников, предусмотренных нормативно-правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Целью формирования государственной (муниципальной) казны является:

— создание организационной системы управления имуществом, не закрепленным за соответствующими субъектами хозяйственной деятельности, органами власти и иными объектами государственной собственности, а также бесхозным имуществом для осуществления в их отношении прав и обязанностей собственника;

— повышение эффективности управления имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности, вовлечение его в гражданский оборот, совершенствование системы его учета, сохранности и содержания.

В письме Минфина России от 22.02.2006 № 03-06-01-04/39 содержится разъяснение о том, что имущество казны субъекта Российской Федерации (муниципального образования) следует учитывать на балансе исполнительного органа государственной власти (местного самоуправления), на который возложены функции управления и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом, в том числе имуществом казны субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Необходимость ведения бюджетного учета имущества казны на балансе соответствующих органов, осуществляющих управление государственным и (или) муниципальным имуществом, подтверждена также сложившейся судебной практикой (реше-

ние Верховного Суда Российской Федерации от 10.11.2008 № ГКПИ08-1879).

На основании вышеизложенного можно сделать следующее заключение:

— имущество казны субъекта Российской Федерации (муниципального образования) учитывается на балансе исполнительного органа государственной власти (местного самоуправления), на который возложены функции управления и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом, в том числе имуществом казны субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (далее — уполномоченный орган);

— имущество государственной (муниципальной) казны — это средства соответствующего бюджета и иное государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. При этом необходимо помнить, что переданное уполномоченным органом государственному учреждению в оперативное управление имущество учитывается у последнего на балансе как объект нефинансовых активов и имуществом казны не является.

Прежде чем переходить непосредственно к организационным и методическим аспектам учета имущества казны, необходимо помнить, что общие требования отражения в учете хозяйственных операций на счетах Единого плана счетов, а также общие способы и правила организации и ведения бюджетного учета доведены приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Единый план счетов и Инструкция № 157н соответственно). Единый порядок ведения и нормативно-правовое регулирование бюджетного учета установлены приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (далее — План счетов бюджетного учета и Инструкция № 162н соответственно). Причем применение последнего нормативного акта интересно в той связи, что в соответствии с п. 1 Инструкции № 162н он распространяется на органы государственной власти

и органы местного самоуправления, т. е. на органы власти, на которые возложены обязанности ведения учета имущества казны. Кроме того, Минфин России в своем письме от 01.04.2011 № 02-06-10/1209 отмечает, что, если имущество муниципального учреждения передается на основании распорядительного акта уполномоченного органа, предусматривающего прекращение права оперативного управления имуществом у одного учреждения и закрепление права оперативного управления за другим, то указанное имущество может отражаться на счетах учреждений, минуя счета учета казны. По мнению автора, данные разъяснения применимы и к государственному имуществу.

В соответствии с п. 22 Инструкции № 157н имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, а также операции, связанные с его получением (приобретением), созданием (изготовлением, сооружением, строительством), в том числе с формированием стоимости объекта учета, выбытием (передачей, реализацией, списанием с балансового учета), учитывается в разделе «Нефинансовые активы».

Имущество казны принимается к учету в Реестре государственного (муниципального) имущества на основании следующих документов1:

— основные средства, отнесенные к недвижимому имуществу: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001); Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030) с приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях;

— основные средства, отнесенные к движимому имуществу: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001), кроме библиотечного фонда, драгоценностей и ювелирных изделий независимо от стоимости; Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031); Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф. 0306002);

— драгоценности и ювелирные изделия — Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031);

— нематериальные активы: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий,

1 Определения движимого и недвижимого имущества даны в ст. 130 ГК РФ.

сооружений) (ф. 0306001); Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031);

— непроизведенные активы: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001); Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031);

— материальные запасы — Извещение (ф. 0504805).

В бюджетном учете объекты имущества в составе казны отражаются в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества (п. 143 Инструкции № 157н).

В соответствии с п. 145 Инструкции № 157н аналитический учет объектов в составе имущества казны осуществляется в структуре, установленной для ведения реестра государственного (муниципального) имущества соответствующего публично-правового образования.

Порядок ведения аналитического учета по объектам в составе имущества казны на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования устанавливается финансовым органом соответствующего бюджета.

Как отмечалось выше, на практике пообъектный учет имущества казны осуществляют структурные подразделения уполномоченного органа по ведению реестра государственной (муниципальной) собственности. В этой связи уполномоченный орган разрабатывает и утверждает учетной политикой схему документооборота в части представления выписки из реестра для целей бюджетного учета.

Таким образом, выписка из реестра подтверждает постановку объекта на реестровый учет и сведения о выбытии объекта из состава казны. Выписка из реестра не относится к документам, формы которых унифицированы, поэтому при разработке формы данного документа должны быть соблюдены требования п. 7 Инструкции № 157н.

Кроме того, в содержательной части документа должны найти отражение:

— наименование объекта;

— реестровый номер;

— дата поступления (выбытия) объекта;

— документа-основания принятия к учету (выбытию);

— номер документ-основание принятия к учету (выбытию);

— дата документа-основания принятия к учету (выбытию);

— наименование документа-основания принятия к учету (выбытию);

— первоначальная стоимость объекта;

— сумма ранее начисленной амортизации.

В соответствии с п. 145 Инструкции № 157н периодичность отражения в бюджетном учете операций с объектами, составляющими государственную (муниципальную) казну на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования, устанавливается не реже, чем на отчетную месячную дату.

Оценка имущества казны осуществляется в соответствии с общими правилами оценки нефинансовых активов.

Получение (передача) объектов государственного (муниципального) имущества между государственными (муниципальными) организациями в связи с прекращением (закреплением) имущественных прав (в том числе права оперативного управления (хозяйственного ведения) осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременным принятием к учету (передачей) в случае наличия суммы начисленной на объект амортизации (п. 29 Инструкции № 157н).

В соответствии с п. 25 Инструкции № 157н первоначальной (фактической) стоимостью объектов имущества казны, полученных по договору дарения, признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Определение текущей рыночной стоимости в целях принятия объекта к бухгалтерскому учету производится комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе. При этом используются:

— данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;

— сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;

— экспертные заключения о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.

Переоценка нефинансовых активов, составляющих государственную (муниципальную) казну, для целей бюджетного учета осуществляется в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта

Российской Федерации, местной администрацией (п. 28 Инструкции № 157н).

Переоценка активов в драгоценных металлах в соответствии с п. 39 Инструкции № 162н осуществляется в порядке, установленном Минфином России.

Учет объектов нефинансовых активов, составляющих государственную (муниципальную) казну, осуществляется на счете 010800000 «Нефинансовые активы имущества казны» в разрезе материальных основных фондов, нематериальных основных фондов, непроизведенных активов и материальных запасов (п. 141 Инструкции № 157н).

В соответствии с п. 144 Инструкции № 157н объекты нефинансовых активов, составляющих государственную (муниципальную) казну, учитываются по аналитическому коду группы синтетического счета 50 «Нефинансовые активы, составляющие казну» и соответствующему аналитическому коду вида синтетического счета объекта учета:

— «Недвижимое имущество, составляющее казну»;

— «Движимое имущество, составляющее казну»;

— «Драгоценности и ювелирные изделия»;

— «Нематериальные активы, составляющие

казну»;

— «Непроизведенные активы, составляющие казну»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— «Материальные запасы, составляющие казну».

В связи с тем, что ни Инструкция № 157н, ни Инструкция № 162н не содержат критериев отнесения объектов учета к определенному виду имущества казны, обратимся к пп. 92—96 Инструкции № 148н, что, на наш взгляд, не противоречит правилам ведения бюджетного учета.

Счет 0 108 51 000 «Недвижимое имущество, составляющее казну» предназначен для учета недвижимого имущества казны, к которому относятся произведенные материальные основные фонды и объекты, не завершенные строительством. Впоследствии данные объекты могут быть приняты к учету в составе основных средств и капитальных вложений в основные средства как объекты недвижимого имущества.

Счет 0 108 52 000 «Движимое имущество, составляющее казну» предназначен для учета движимого имущества казны, к которому относятся объекты произведенных материальных основных фондов. В дальнейшем данные объекты могут

быть приняты к учету в составе основных средств и капитальных вложений в основные средства как объекты движимого имущества.

Счет 0 108 53 000 «Драгоценности и ювелирные изделия» предназначен для учета ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также самородков драгоценных металлов и драгоценных камней, слитков и брусков золота, серебра, платины и палладия, а также монет из драгоценных металлов (золота, серебра, платины и палладия), за исключением монет, являющихся валютой Российской Федерации, находящихся в составе государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней. Данный порядок учета введен п. 142 Инструкции № 157н и применяется с 01.01.2011. Ранее вышеперечисленные объекты учитывались на счете 0 101 08 000 «Драгоценности и ювелирные изделия» 2.

Счет 0 108 54 000 «Нематериальные активы, составляющие казну» предназначен для учета объектов произведенных нематериальных основных фондов, которые впоследствии могут быть приняты к учету в качестве нематериальных активов.

Счет 0 108 55 000 «Непроизведенные активы, составляющие казну» предназначен для учета объектов казны, не являющихся продуктами производства, права собственности на которые установлены и законодательно закреплены (земля, ресурсы недр и пр.). Данные объекты впоследствии могут быть приняты к учету в качестве непроизведенных активов.

Счет 0 108 56 000 «Материальные запасы, составляющие казну» предназначен для учета материальных запасов казны — произведенных материальных запасов (сырья, материалов, продукции), которые впоследствии могут быть приняты к учету в качестве материалов.

Как и ранее, в Инструкции № 157н нет стоимостных критериев отнесения объектов к имуществу казны. Все объекты принимаются к учету в объеме фактических затрат при их приобретении, строительстве (создании), модернизации (реконструкции, достройке, дооборудовании). Определяющим является условие принятия их в дальнейшем в состав соответствующих нефинансовых активов.

В соответствии с п. 94 Инструкции № 157н по объектам, составляющим государственную (муни-

2 Порядок учета драгоценных металлов и драгоценных камней регулируется Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 29.08.2001 № 68н.

ципальную) казну публично-правового образования, с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны амортизация не начисляется и отражается в размере сумм, начисленных последним правообладателем.

Расчет и единовременное начисление сумм амортизации за период нахождения объекта в составе имущества казны осуществляет учреждение, получившее объект в оперативное управление. При этом указанный расчет и единовременное начисление суммы амортизации осуществляются на основании данных о его первоначальной (балансовой, остаточной) стоимости, иной стоимости объекта, указанной в Реестре государственной (муниципальной) казны, и срока нахождения в составе имущества казны, в порядке, установленном пп. 84—93 Инструкции № 157н.

Однако финансовый орган соответствующего бюджета имеет право установить свой порядок начисления амортизации на амортизируемые объекты в составе имущества казны в соответствии с порядком начисления амортизации, установленным пп. 84—93 Инструкции № 157н. При этом финансовый орган имеет право распространить указанный порядок как на отдельные группы (виды) объектов нефинансовых активов (недвижимое имущество, нежилые, жилые здания, сооружения, транспортные средства, оборудование и т. д.), так и на отдельные объекты, вовлеченные в хозяйственный оборот и (или) приносящие экономические выгоды (объекты, переданные в безвозмездное пользование, в аренду и т. д.) (п. 95 Инструкции № 157н).

Для учета операций с начисленной амортизацией применяются следующие группировочные счета:

— 0 104 51 000 «Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны»;

— 0 104 58 000 «Амортизация движимого имущества в составе имущества казны»;

— 0 104 59 000 «Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны».

В соответствии с п. 96 Инструкции № 157н аналитический учет по вышеперечисленным счетам не ведется, если иное не предусмотрено правовым актом по бюджетному учету казны соответствующего публично-правового образования.

Рассмотрим отражение на счетах бюджетного учета операций поступления имущества казны (табл. 1).

Если объекты имущества казны являются функциональными, то они должны использоваться в соответствии со своим предназначением и приносить доход от производительного использования. Порядок, способы и формы использования объектов имущества казны устанавливаются решением уполномоченного органа.

Имущество казны может выбывать по следующим причинам:

— при передаче;

— при списании имущества, пришедшего в негодность;

— при реализации;

— по другим причинам.

Выбытие имущества казны оформляется следующими первичными документами:

— недвижимое имущество, составляющее казну: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001); Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030); Акт

Таблица 1

Отражение операций поступления имущества казны на счетах бюджетного учета

№ Содержание операции Бухгалтерская запись

пункта Дебет Кредит

1. Поступление объектов в состав имущества казны

1.1 От учреждений, подведомственных одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств: — в сумме первоначальной стоимости 1 108 51 310 1 108 52 310 1 108 53 310 1 108 54 320 1 108 55 330 1 108 56 340 1 304 04 310 1 304 04 310 1 304 04 310 1 304 04 320 1 304 04 330 1 304 04 340

— в сумме ранее начисленной амортизации 1 304 04 310 1 304 04 310 1 304 04 320 1 104 51 410 1 104 58 410 1 104 59 420

Окончание табл. 1

№ Содержание операции Бухгалтерская запись

пункта Дебет Кредит

1.2 От учреждений других уровней бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: — в сумме первоначальной стоимости 1 108 51 310, 1 108 52 310, 1 108 53 310, 1 108 54 320, 1 108 55 330, 1 108 56 340 1 401 10 151

— в сумме ранее начисленной амортизации 1 401 10 151 1 104 51 410, 1 104 58 410, 1 104 59 420

1.3 От учреждений одного уровня бюджета, а также от государственных (муниципальных) организаций: — в сумме первоначальной стоимости 1 108 51 310, 1 108 52 310, 1 108 53 310, 1 108 54 320, 1 108 55 330, 1 108 56 340 1 401 10 180

— в сумме ранее начисленной амортизации 1 401 10 180 1 104 51 410, 1 104 58 410, 1 104 59 420

1.4 От иных организаций, за исключением государственных и муниципальных, и физических лиц (по текущей рыночной стоимости) 1 108 51 310, 1 108 52 310, 1 108 53 310, 1 108 54 320, 1 108 55 330, 1 108 56 340 1 401 10 180

1.5 Принятие к учету объектов, выявленных по результатам инвентаризации (по текущей рыночной стоимости) 1 108 51 310, 1 108 52 310, 1 108 53 310, 1 108 54 320, 1 108 55 330, 1 108 56 340 1 401 10 180

о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003); Акт о списании автотранспортных средств (ф. 0306004) с приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности (права оперативного управления) на объекты недвижимого имущества в установленных законодательством Российской Федерации случаях;

— движимое имущество, составляющее казну: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001); Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031); Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003); Акт о списании автотранспортных средств (ф. 0306004);

Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306033); Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143) при списании однородных предметов хозяйственного инвентаря;

— нематериальные активы, составляющие казну: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001); Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031); Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003); Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306033);

— непроизведенные активы, составляющие казну: Акт о приеме-передаче объекта основных

средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001); Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031); Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003); Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306033);

— материальные запасы, составляющие казну, — Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230).

Рассмотрим отражение на счетах бюджетного учета операций, связанных с выбытием имущества казны (табл. 2).

Средства от реализации имущества казны в соответствии с п. 3 ст. 41 БК РФ являются нена-

логовыми доходами бюджетов и перечисляются в доход соответствующего бюджета после уплаты налогов и сборов, предусмотренных налоговым законодательством РФ.

Государственная (муниципальная) казна является активно функционирующей организационно-хозяйственной структурой, основным предназначением которой является решение финансовых и социально-экономических задач государства, регионов и муниципальных образований. В связи с чем повышение эффективности управления казенным имуществом напрямую зависит от исчерпывающей информации о количественном и качественном составе имущества казны и его стоимостной оценки.

Таблица 2

Отражение на счетах бюджетного учета операций, связанных с выбытием имущества казны

№ Бухгалтерская запись

пункта Содержание операции Дебет Кредит

1. Передача объектов имущества казны

1.1 Учреждениям, подведомственным одному главному распорядителю

(распорядителю) бюджетных средств:

— в сумме первоначальной стоимости 1 304 04 310 1 108 51 410

1 304 04 310 1 108 52 410

1 304 04 310 1 108 53 410

1 304 04 320 1 108 54 420

1 304 04 330 1 108 55 430

1 304 04 340 1 108 56 440

— в сумме учтенной амортизации 1 104 51 410 1 304 04 310

1 104 58 410 1 304 04 310

1 104 59 420 1 304 04 320

1.2 Учреждениям одного уровня бюджета, а также государственным

(муниципальным) организациям: 1 401 20 241 1 108 51 410,

— в сумме первоначальной стоимости 1 108 52 410,

1 108 53 410,

1 108 54 420,

1 108 55 430,

1 108 56 440

— в сумме учтенной амортизации 1 104 51 410, 1 401 20 241

1 104 58 410,

1 104 59 420

1.3 Учреждениям других уровней бюджетов бюджетной системы

Российской Федерации: 1 401 20 251 1 108 51 410,

— в сумме первоначальной стоимости 1 108 52 410,

1 108 53 410,

1 108 54 420,

1 108 55 430,

1 108 56 440

— в сумме учтенной амортизации 1 104 51 410, 1 401 20 251

1 104 58 410,

1 104 59 420

Продолжение табл.2

№ Содержание операции Бухгалтерская запись

пункта Дебет Кредит

1.4 Организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций, физическим лицам амортизируемых объектов имущества казны: — списание сумм учтенной амортизации 1 104 51 410 1 108 51 410 1 108 52 410 1 108 54 420

— в сумме остаточной стоимости 1 104 58 410 1 104 59 420 1 401 20 242 1 108 51 410, 1 108 52 410, 1 108 54 420

1.5 Организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций, физическим лицам не амортизируемых объектов имущества казны: — в сумме первоначальной стоимости 1 401 20 242 1 108 53 410, 1 108 55 430, 1 108 56 440

2. Списание объектов имущества казны, пришедших в негодность

2.1 — списание сумм учтенной амортизации 1 104 51 410 1 104 58 410 1 104 59 420 1 108 51 410 1 108 52 410 1 108 54 420

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— в сумме остаточной стоимости 1 401 10 172 1 108 51 410, 1 108 52 410, 1 108 54 420

— в сумме балансовой стоимости по не амортизируемому имуществу 1 401 10 172 1 108 53 410, 1 108 55 430, 1 108 56 440

2.2 Списание объектов имущества казны, пришедших в негодность вследствие стихийных бедствий и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы: — списание сумм учтенной амортизации 1 104 51 410 1 104 58 410 1 104 59 420 1 108 51 410 1 108 52 410 1 108 54 420

— в сумме остаточной стоимости 1 401 20 273 1 108 51 410, 1 108 52 410, 1 108 54 420

— в сумме балансовой стоимости по не амортизируемому имуществу 1 401 20 273 1 108 53 410, 1 108 55 430, 1 108 56 440

2.3 Списание объектов имущества казны, пришедших в негодность вследствие террористических актов: — списание сумм учтенной амортизации 1 104 51 410 1 104 58 410 1 104 59 420 1 108 51 410 1 108 52 410 1 108 54 420

— в сумме остаточной стоимости 1 401 10 172 1 108 51 410, 1 108 52 410, 1 108 54 420

— в сумме балансовой стоимости по не амортизируемому имуществу 1 401 10 172 1 108 53 410, 1 108 55 430, 1 108 56 440

Окончание табл.2

№ Содержание операции Бухгалтерская запись

пункта Дебет Кредит

3. Списание объектов имущества казны в результате их реализации

Списание сумм учтенной амортизации 1 104 51 410 1 104 58 410 1 104 59 420 1 108 51 410 1 108 52 410 1 108 54 420

В сумме остаточной стоимости 1 401 10 172 1 108 51 410, 1 108 52 410, 1 108 54 420

В сумме балансовой стоимости по не амортизируемому имуществу 1 401 10 172 1 108 53 410, 1 108 55 430, 1 108 56 440

Список литературы

1. АбдуллаевН. А., Кадырова Э. Я. Казна—единая организационная структура управления // Ваш бюджетный учет. 2006. № 4. С. 27—30.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

3. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-Ф3.

4. Журавлева Н. О. Вопросы организации бюджетного учета казны муниципального образования // Бухгалтерский учет. 2009. № 5. С. 74—77.

5. Максимова Л. Учет имущества казны по правилам Инструкции № 148н // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2009. № 6. С. 12—18.

6. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

7. Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими абзацев первого и третьего пункта 1 и пункта 10 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина

России от 10.02.2006 № 25н: решение Верховного Суда РФ от 10.11. 2008 № ГКПИ08-1879.

8. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

9. Об утверждении Инструкции по бюджетному учету: приказ Минфина России от 26.08.2004 № 70н.

10. Об утверждении Инструкции по бюджетному учету: приказ Минфина России от 30.12.2008 № 148н.

11. Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н.

12. Письмо Минфина России от 22.02.2006 № 03-06-01-04/39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.