Научная статья на тему 'Оптимизация системы управления финансами в жилищно-коммунальной сфере как фактор достижения экономической безопасности'

Оптимизация системы управления финансами в жилищно-коммунальной сфере как фактор достижения экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
242
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ФИНАНСОВЫЙ / МЕХАНИЗМ / МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болдырева И. А.

Достижение экономической безопасности важнейшей сферы жизнеобеспечения во многом связано с решением проблемы инвестиционного обеспечения воспроизводства коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда. В статье сделан вывод, что проблемы воспроизводства основных фондов в жилищно-коммунальной сфере среди прочего обусловлены недостатками существующей системы управления финансами отрасли как на макроуровне (механизм государственной финансовой поддержки), так и на уровне хозяйствующих субъектов (управляющих компаний, товариществ собственников жилья, ресурсоснабжающих организаций).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация системы управления финансами в жилищно-коммунальной сфере как фактор достижения экономической безопасности»

47 (89) - 2011

Эффективность экономической политики

УДК 338.61

ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В ЖИЛИЩНО-

КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЕ КАК ФАКТОР ДОСТИЖЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

И. А. БОЛДЫРЕВА,

доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита E-mail: inbold@. rambler. ru Южнороссийский государственный университет

экономики и сервиса

Достижение экономической безопасности важнейшей сферы жизнеобеспечения во многом связано с решением проблемы инвестиционного обеспечения воспроизводства коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда. В статье сделан вывод, что проблемы воспроизводства основных фондов в жилищно-коммунальной сфере среди прочего обусловлены недостатками существующей системы управления финансами отрасли как на макроуровне (механизм государственной финансовой поддержки), так и на уровне хозяйствующих субъектов (управляющих компаний, товариществ собственников жилья, ре-сурсоснабжающих организаций).

Ключевые слова: сфера, жилищно-коммунальные услуги, экономический, безопасность, финансовый, механизм, менеджмент.

Состояние одной из важнейших отраслей жизнеобеспечения (сферы жилищно-коммунальных услуг), несмотря на процесс многоэтапного и многолетнего реформирования и рыночных преобразований, не может не вызывать ощущения

формирования внутренней угрозы экономической безопасности страны.

Безопасность как экономическая категория предполагает поддержание экономики на том уровне развития, который обеспечивал бы нормальную жизнедеятельность населения, в частности его занятость, возможности дальнейшего экономического роста, поддержание в рабочем состоянии всех систем, необходимых для успешного развития и создания условий жизни для населения [5].

Деятельность сферы жилищно-коммунальных услуг направлена на удовлетворение жилищно-бытовых потребностей человека и отдельных домохозяйств, обеспечение сохранения потребительной стоимости жилых и нежилых объектов и создание нормальной среды жизнеобеспечения территориальных сообществ. Качество благ, предоставляемых сферой ЖКХ, выступает одним из индикаторов экономической безопасности мезо-уровня, характеризующих качество жизни населения региона.

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

47 (89) - 2011

Эффективность экономической политики

Существует мнение, что под экономической безопасностью регионального ЖКХ необходимо понимать такое состояние экономики, которое обеспечивает удовлетворение жизненно важных потребностей населения данной территории в жилищно-коммунальных услугах с учетом ресурсного потенциала, динамики развития и среднедушевого дохода населения конкретно взятого региона [7].

В современных условиях сфера жилищно-коммунальных услуг продолжает оставаться проблемным сектором экономики, не привлекательным для инвестиций, крайняя необходимость в которых обусловлена 60 % износом основных фондов (жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры), высокой аварийностью коммунальных сетей и оборудования, приводящей к снижению устойчивости функционирования важнейших систем жизнеобеспечения и качества услуг.

Негативный фон преобразований в сфере жилищно-коммунальных услуг формируется под воздействием, с одной стороны, ультралиберального подхода к реформированию отрасли, с другой стороны - сохраняющегося механизма государственного регулирования данной сферы, в большей степени ориентированного на административные методы управления, результатом чего становится возникновение социальной напряженности в обществе и дефицит позитивных тенденций в повышении эффективности функционирования сферы ЖКХ [1, с. 12-17].

Сфере жилищно-коммунальных услуг на современном этапе развития присущи следующие специфические противоречия:

• различный характер предоставляемых услуг с позиции теории общественных благ (от смешанных благ, тяготеющих к частным, до смешанных, тяготеющих к общественным), что определяет различную меру государственного регулирования в подразделениях ЖКХ;

• разнонаправленные интересы субъектов сферы ЖКХ: для поставщиков услуг - максимизация дохода (явным или косвенным способом); для потребителей - доступные цены (тарифы) при соответствующем качестве услуг; для государства (в лице органов власти различного уровня) -обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности населения при минимальных бюджетных расходах;

• неоднородная структура собственности на коммунальные объекты и жилищный фонд: в

коммунальной сфере - государственная (муниципальная) форма собственности на объекты инфраструктуры, в жилищной сфере - наличие частной собственности в многоквартирных домах при одновременном сохранении коллективной формы собственности на места общего пользования; • одновременно и разнонаправленно протекающие процессы централизации и децентрализации обслуживания, выполнения отдельных видов работ, определяющиеся, с одной стороны, размерами муниципальных образований, а с другой - актуальными проблемами управления сферой ЖКХ.

В представлении М. Е. Листопад, экономическая безопасность страны как система содержит в своей основе коллизию интересов отдельных личностей, общественных групп, предпринимательских структур, государств и их коалиций по поводу присвоения и использования ограниченных ресурсов (благ) [3, с. 53-60]. В этой связи формирование системы экономической безопасности сферы ЖКХ как модели экономической безопасности мезоэкономичес-кого уровня предполагает, на взгляд автора, поиск способов разрешения имеющихся противоречий между субъектами сферы ЖКХ как носителями разнонаправленных интересов.

Частичному разрешению указанных противоречий (в большей степени субъективных) может способствовать определение масштабов действия государственного и рыночного регулирования в отрасли. Возможности рыночного механизма функционирования сферы ЖКХ во многом определяются формами и методами финансового воздействия государства на экономические и социальные процессы, предполагающего прямое и косвенное финансовое регулирование.

Финансовое регулирование предполагает прежде всего законодательные меры воздействия на всех субъектов - участников процесса предоставления и потребления жилищно-коммунальных услуг: управляющие субъекты (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы, управляющие организации), органы власти, ресурсоснабжающие и подрядные организации, потребители [2, с. 49-52].

Существующие на сегодня законодательные меры воздействия на субъекты сферы жилищно-коммунальных услуг формируют угрозы экономической безопасности отрасли, обусловленные

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

Эффективность экономической политики

47 (89) - 2011

критическим состоянием коммунальной инфраструктуры, проблематичностью ее воспроизводства за счет бюджетного финансирования и отсутствием условий для привлечения частных инвестиций. Речь в первую очередь идет о законодательно закрепленной системе расчетов за жилищно-коммунальные услуги, определяющей концентрацию денежных средств у различных субъектов ЖКХ и направленность денежных потоков.

Утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 Правила предоставления коммунальных услуг гражданам коренным образом изменили ранее существовавшую систему финансовых отношений между поставщиками и потребителями услуг в многоквартирных домах, когда расчеты за потребленные услуги производились либо по индивидуальному прибору учета ресурсов, либо по нормативам потребления услуг напрямую поставщикам.

Законодательное закрепление управляющей компании или товарищества собственников жилья в качестве исполнителя услуг, с одной стороны, усилило монопольное поведение ресурсоснаб-жающих организаций (водоканалов, теплосетей, электросетей), выставляющих счета за общедомовое потребление ресурса, с другой стороны, обусловило снижение прозрачности в расчетах за коммунальные услуги внутри многоквартирных домов при применении общедомовых приборов учета потребления ресурсов.

В условиях функционирования посредника в цепочке отношений «поставщик - потребитель услуг» информационная асимметрия в коммунальном секторе проявляется сразу в двух видах: через величину тарифов и через объемы потребления услуг. Непрозрачное распределение бремени оплаты общедомовых потребностей, потерь в сетях и долгов отдельных потребителей опосредует оппортунистическое поведение управляющих компаний по отношению к потребителям услуг [1, с. 12-17].

Более того, практика замыкания всего объема жилищно-коммунальных платежей на исполнителе, т. е. управляющей компании или ТСЖ, приводит к несвоевременности перечисления средств потребителей ресурсоснабжающим организациям в полном объеме и повсеместному образованию задолженности ресурсоснабжающих организаций (водоканалов и теплосетей) перед поставщиками энергоресурсов.

Таким образом, складывается зависимость поставщиков ресурсов (воды, тепла) от качества

финансового менеджмента управляющих компаний и ТСЖ, ограничиваются возможности ресурсос-набжающих организаций финансировать не только капиталовложения в объеме, необходимом для повышения качества оказываемых услуг, но и текущую эксплуатацию и техническое обслуживание объектов коммунальной инфраструктуры.

Рассматривая экономическую безопасность как определенный уровень конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, а также количественных и качественных параметров защищенности экономического пространства от воздействия неблагоприятных факторов, можно констатировать, что существующие формы финансового регулирования в сфере ЖКХ не способствуют повышению конкурентоспособности как управляющих компаний, так и ресурсоснабжающих организаций.

Действующая система расчетов в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг препятствует развитию частной инициативы в коммунальной сфере. Основная часть рисков вовлечения частного сектора в эксплуатацию и инвестирование коммунальных объектов, связанная с изъянами тарифного регулирования, усугубляется непрогнози-руемостью будущих денежных потоков при данной системе расчетов.

Ключевые элементы деятельности частной компании в сфере коммунальной инфраструктуры предполагают реализацию следующих императивов:

1) свобода в принятии решений по повышению эффективности деятельности и снижению издержек для увеличения рентабельности и аккумулирования средств на финансирование капиталовложений;

2) обеспечение эффективности капиталовложений в объекты инфраструктуры;

3) свобода в установлении тарифов на конкурентном уровне, который обеспечивает уровень доходов, достаточный для покрытия затрат и получения прибыли в объеме, позволяющем осуществлять новые капиталовложения;

4) свобода в осуществлении прямого взаимодействия с потребителями.

В настоящее время условия, в которых работают коммунальные предприятия России, не отвечают ни одному из перечисленных критериев (особенно последнему).

Сложившаяся практика расчетов в жилищно-коммунальной сфере обусловливает ухудшение таких финансовых индикаторов экономической

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

47 (89) - 2011

эффективность экономической политики

безопасности хозяйствующих субъектов, как общий объем предполагаемых продаж, объем инвестиций, уровень инновационной активности, доля обеспеченности собственными источниками финансирования, уровень рентабельности производства.

Выявление степени эффективности экономических отношений между государством и частным сектором в сфере предоставления жизненно важных коммунальных услуг, по мнению автора, предполагает оценку их сбалансированности с позиции влияния трех факторов: коммерческого, социального, политиче ского.

Долгосрочный устойчивый характер взаимоотношений государства и бизнеса в решении проблем эксплуатации и воспроизводства основных фондов коммунальной сферы может быть обеспечен при условиях, с одной стороны, прогнозируемости финансовой среды частных операторов, с другой стороны, предоставления качественных услуг по доступной для потребителей цене.

Изменения в жилищном законодательстве и правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, принятые в мае - июне 2011 г., позволяют возобновить схему непосредственных прямых расчетов потребителей за коммунальные услуги с ресур-соснабжающими организациями в случае принятия такого решения на общем собрании собственников жилья в многоквартирных домах [4, 6]. Возобновление прямых расчетов потребителей с поставщиками коммунальных услуг ставит в качестве приоритетной задачи финансового менеджмента ресурсоснабжа-ющих предприятий организацию расчета и сбора платежей за коммунальные услуги.

На макроуровне организации финансовых отношений сферы ЖКХ специфика функционирования финансового менеджмента определяется формами и методами участия федеральных органов власти в финансировании инвестиционных потребностей хозяйства. До настоящего времени основными формами участия федерального центра в инвестировании воспроизводства коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда являлись:

• софинансирование целевых программ и проектов по реконструкции, модернизации и замене объектов коммунальной инфраструктуры на условиях отбора субъектов РФ;

• выделение средств временной государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» субъектам РФ на условиях отбора для проведе-

ния капитального ремонта жилищного фонда, ликвидации ветхого и аварийного жилья и переселения граждан.

Характерной особенностью участия власти федерального уровня в системе формирования финансовых потоков сферы жилищно-коммунальных услуг стало наличие определенных четко обозначенных критериев и условий отбора субъектов РФ, претендующих на получение бюджетных средств на инвестиционные цели. Большая часть применяемых критериев выделения бюджетного финансирования связана с активизацией процессов коммерциализации в жилищной и коммунальной сферах.

В соответствии с очередным программным документом - Концепцией федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы» преодоление дефицита инвестиционных ресурсов в секторе ЖКХ и существенное повышение эффективности инвестиционных проектов могут быть достигнуты только на основе формирования инструментов и практики долгосрочного финансирования проектов модернизации коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда кредитно-финансовыми организациями и инвестиционными институтами частного сектора.

Новой программой реформирования и модернизации сферы ЖКХ предусматривается предельный объем финансирования в размере 4,9875 трлн руб., в том числе 422 млрд руб. за счет средств федерального бюджета и 407 млрд руб. из средств субъектов РФ и местных бюджетов. Выделение средств федерального бюджета запланировано на следующие цели:

• формирование уставного капитала Фонда модернизации многоквартирных домов - 150,00 млрд руб.;

• субординированный заем Внешэкономбанку -171,00 млрд руб.;

• целевые инвестиционные субсидии субъектам Российской Федерации для софинансирования проектов модернизации коммунальной инфраструктуры - 99,97 млрд руб.

При этом ограниченные бюджетные ресурсы согласно положениям программы предусматривается использовать исключительно для решения двух основных задач.

1. Обеспечение организациям коммунального комплекса и собственникам жилых помещений в многоквартирных домах доступа к долгосрочным инвестиционным ресурсам, включая:

ФИНАНСОВАя АНАлИТИКА

проблемы и решения

эффективность экономической политики

47 (89) - 2011

- запуск механизмов долгосрочного инвестиционного кредитования проектов модернизации коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда в условиях отсутствия долгосрочных инвестиционных ресурсов на финансовом рынке, в том числе за счет участия в инвестиционном процессе государственных институтов развития;

- снижение рисков участия кредитно-финансовых организаций и частных инвесторов в долгосрочных инвестиционных проектах модернизации коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда.

2. Выравнивание стартовых условий осуществления инвестиционных проектов как для потребителей коммунальных услуг в регионах с разной базовой стоимостью коммунальных ресурсов, так и для собственников жилых помещений в многоквартирных домах с разным уровнем износа и/или благоустройства, включая бюджетное софинансирование:

проектов модернизации коммунальной инфраструктуры, реализация которых может привести к нарушению установленных критериев доступности стоимости коммунальных услуг для потребителей; затрат на комплексный капитальный ремонт (модернизацию) многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию до 1992 г., с высоким уровнем физического износа и/или низкой степенью благоустройства; взносов на проведение капитального ремонта (модернизации) многоквартирных домов для граждан с низким уровнем доходов. Таким образом, особенностью дальнейшей политики участия государства в решении проблемы модернизации жилищно-коммунальной сферы станет ориентация на предоставление субгарантий федерального бюджета при условии предоставления гарантий бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Изложенное позволяет предполагать, что в ближайшие годы достижение экономической безопасности важнейшей сферы жизнеобеспечения во многом будет определяться тем, насколько модернизированы будут формы и методы организации финансовых отношений и система управления ими как на уровне хозяйствующих субъектов и потребителей, так и на уровне государственного финансового регулирования сферы ЖКХ.

Список литературы

1. Болдырева И. А. Противоречия финансового механизма в сфере жилищно-коммунальных услуг России // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 1.

2. Каменева Е. А. Механизм государственной финансовой поддержки жилищно-коммунального хозяйства: методы и инструменты // Финансы и кредит. 2008. № 37.

3. Листопад М. Е. Системный взгляд на ключевые факторы национальной экономической безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 17.

4. О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 04.06.2011 № 123.

5. Пилипенко В. Ф. Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура / словарь-справочник. М.: ПЕР СЭ, 2005. 192 с.

6. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов: постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

7. Угрюмова А. А. , Крючков А. Н. Управление экономической безопасностью жилищно-коммунального хозяйства как фактор регулирования региональной экономики // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 1. С. 41-48.

ВНИМАНИЕ! На сайте Электронной библиотеки <^ШЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:

www.dilib.ru

ФИНАНСОВАя АНАлИТИКА

проблемы и решения 55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.