Научная статья на тему 'Оптимизация системы налогообложения в России ее влияние на инвестиционную деятельность'

Оптимизация системы налогообложения в России ее влияние на инвестиционную деятельность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
387
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация системы налогообложения в России ее влияние на инвестиционную деятельность»

Семинар

управление эффективностью и результативностью

к

Дмитрий РЯХОВС’КИИ, д. э. и., первый проректор Института экономики и антикризисного управления, профессор кафедры «Экономика и финансы»

Оптимизация

системы.

налогообложения

в России - ее влияние на инвестиционную деятельность

- В настоящее время в российской экономике отсутствуют явные признаки кризисных явлений. Но существующие тенденции динамики макроэкономических показателей свидетельствуют

о стагнации ключевых отраслей народного хозяйства, за исключением нефтегазового сектора и реализации импортных товаров народного потребления. При этом падение цен на нефть может создать проблемы с формированием доходной части бюджета, и необходимо не только нивелировать дефицит бюджета, но и подтвердить статус социально направленного государства. Бесспорной является необходимость снижения сырьевой зависимости экономики государства. Это предполагает ее переориентацию на развитие наукоемких и высокотехнологичных отраслей, модернизацию, что невозможно без формирования положительного инвестиционного климата. Существующая ситуация усугубляется, во-первых, повышенными социальными обязательствами государства, во-вторых, запланированными затрата-

ми, связанными с перевооружением армии и другими масштабными проектами, и, в-третьих, вступлением России в ВТО.

По нашему мнению, одним из ключевых аспектов роста инвестиционной привлекательности России является инвестиционно-ориентированная налоговая система.

В результате исследований, проводимых Российской экономической школой с 2002 года, было выделено 13 основных причин, мешающих развитию российского бизнеса. Их анализ в очередной раз подтвердил, что значительное влияние на инвестиционный климат оказывают налоговая система (уровень налогов), налоговое администрирование и факторы, напрямую связанные с налогами, - коррупция и судебная система.

В рамках решения указанной задачи необходима оценка действующих налоговых механизмов стимулирования инвестиций, разработка предложений по их оптимизации на основе результатов анализа зависимости роста объектов инвестиций

от наличия и эффективности налоговых преференций. При этом следует иметь в виду, что в современных условиях российской экономики величина налоговой составляющей в общем объеме стимулирующих мер ничтожна. Зарубежный опыт активизации инвестиционного процесса говорит о том, что снижение налогового бремени является мощнейшим инструментом привлечения инвестиций в экономику отдельно взятой страны, особенно если налоговое стимулирование применяется в комплексе с другими мерами.

Как уже отмечалось, указанный механизм в России практически не используется, о чем свидетельствуют результаты исследования Всемирного банка: в 2009 году по оценке простоты ведения бизнеса Россия занимала 120-е место из 183 стран, в 2012 году - 118-е место, а в 2013 году поднялась на 112-е место. Это связано, прежде всего, с оптимизацией российской налоговой системы (поднятие в рейтинге на 30 пунктов - с 94-го на 64-е место) в части налогового администрирования.

Но самым главным барьером является повышение налоговой нагрузки на субъекты предпринимательства. В 2012 году она оказалась выше, чем в 2009 году, из-за увеличения ставок страховых взносов, опережающей индексации ставок акцизов, увеличения ставки НДПИ на природный газ и других решений, принятых в 2010-2011 годах. В целом, в ближайшие три года налоговая нагрузка ожидается на уровне 38-39 процентов ВВП. Об этом говорится в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов, подготовленном Минэкономразвития. В документе отмечается, что прогнозируется некоторое увеличение фискальной нагрузки без учета нефтегазовой составляющей (около 0,5-0,7 процента ВВП за 2012-2014 годы). Однако данный прогноз не связан с избыточным повышением налоговой нагрузки, а вызван поступательным изменением структуры экономики и увеличением доли нефтегазовой сферы. Однако, по другим данным, совокупная налоговая ставка в нашей стране составляет 54 процента. Это почти на 12 процентов выше, чем в Евросоюзе. К таким выводам пришли эксперты компании Рпсе\¥а1егЬошеСоорег8 (РлуС), сложив три эффективные ставки - налог на прибыль, налог на зарплату и «прочие налоги».

К тому же огромной проблемой является низкая собираемость налогов, которая некоторыми экспертами оценивается в 60 процентов, тогда как в развитых странах она составляет более 90 процентов.

Необходимо комплексное внесение изменений в структуру налоговой системы России в ча-

2013

сти налогообложения сырьевых отраслей, с одной стороны, и налогообложения производственных отраслей, сельского хозяйства и физических лиц г

- с другой. В целях стимулирования опережающего развития перерабатывающих отраслей и более полного изъятия природной ренты необходимо увеличение налога на добычу полезных ископаемых таким образом, чтобы общий уровень налогового бремени в сырьевых отраслях остался неизменным. Частично эту проблему решил Федеральный закон от 18.07.2011 г. №227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения». В настоящее время уровень реальной налоговой нагрузки в обрабатывающих отраслях выше, чем в сырьевых, что в значительной степени делает их инвестиционно непривлекательными. Необходимо исправить подобную ситуацию, что должно повысить заинтересованность не только сырьевых компаний в диверсификации бизнеса в сторону товаров с высокой долей добавленной стоимости, но и активизирует инвестиции в производственный сектор экономики.

При введении инвестиционных налоговых преференций необходимо обеспечение сбалансированности бюджета и разработки соответствующего компенсационного механизма в части выпадающих налоговых доходов.

Однако предвыборные обязательства, проблемы с пенсионной системой и социально ориентированная государственная политика не позволяют резко уменьшить доходную часть бюджета. Более того, увеличение страховых взносов для индивидуальных предпринимателей в 2013 году до 35 тысяч рублей привело к массовому закрытию более 307 тысяч индивидуальных предпринимателей (по данным МЭРТ, за 1-й квартал 2013 года), и ожидается закрытие еще более 1 миллиона индивидуальных предпринимателей до конца 2013 года. Несмотря на то что президент Владимир Путин дал поручение исправить ситуацию, поступающие варианты решения проблемы не решают ее и защищают только микробизнес.

Рассмотрим проблемы современного российского налогового законодательства, препятствующие инвестиционным процессам.

Прежде всего, следует отметить сложность в использовании и противоречивость законодательства, регламентирующего налоговые правоотношения (рис. 1).

Как мы видим, нормативная база, регламентирующая налоговые правоотношения, огромна, и разобраться в ней без специальных углубленных знаний и огромного практического опыта невоз-

Семинар

можно. Практически на каждый пункт Налогового кодекса существует множество противоречивых разъяснений - например, ФНС России может иметь одну точку зрения, Минфин противоположную, а судебная практика будет придерживаться третьего мнения.

Несмотря на то что на сайте nalog.ru размещаются письма, по которым позиция Минфи-

Рис. 1. Нормативное регулирование налогообложения в РФ

Система государственных актов, издаваемых в сфере налогообложения

Государственные акты, издаваемые в сфере налогообложения

X

Законодательство

обязательно к исполнению

Конституция РФ

Постановления КС РФ и ВАС РФ

Действующая арбитражная практика

Международные нормативные акты

Федеральные конституционные законы

Федеральные законы (Кодексы) Законы субъектов РФ

Подзаконные акты

обязательно к исполнению

Указы президента РФ

Постановления правительства РФ

Нормативные акты федеральных министерств и ведомств

Ненормативные правовые акты рекомендованы

Методические

рекомендации

Нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах __________и сборах ст.1 НК РФ_________

на и ФНС согласована, арбитражная практика по многим вопросам полностью им противоречит. В качестве примера можно привести статью 161 Налогового кодекса Российской Федерации, в которой говорится, что при реализации конкурсной массы плательщиком НДС выступает налоговый агент (ст. 24 НК РФ) - покупатель данного имущества. Однако Высший арбитражный суд (ВАС) своим решением №11 от 25.01.13 г решил, что должник, признанный банкротом, реализуя свое имущество, должен исчислять и уплачивать НДС, как это установлено НК РФ для обычных налогоплательщиков. С учетом статуса решений Высшего арбитражного суда, которые являются последней инстанцией, все российские налогоплательщики должны рассчитывать налоговые обязательства с учетом решений ВАС. Однако Минфин выпустил письмо от 30.04.13 №03-07-11/15320, в котором разъяснил, что все остается по-прежнему, и именно этим письмом будут руководствоваться территориальные налоговые органы, проводящие проверки, так как это закреплено в п п. 5 п. 1 статьи 32 НК РФ.

На практике это порождает множество проблем именно для налогоплательщика. С учетом того, что налогоплательщик имеет право исполь-

Инструкции и т. д.

зовать письма, адресованные только неопределенному кругу налогоплательщиков и только в том периоде, к которому они относятся, более половины писем Минфина и ФНС можно просто выбросить в корзину. В случае, если налогоплательщик отправляет персонифицированный вопрос с описанием конкретной ситуации, и в ответе ему налоговые органы, разъясняя ситуацию разрешают платить меньшую сумму, то, как правило, выездные проверки доначисляют данные суммы. Они мотивируют это тем, что налогоплательщик неправильно сформулировал вопрос, а также привлекают к налоговой ответственности по причине того, что налогоплательщик в своем запросе указал неполные сведения.

С учетом этого хочется предложить продолжить тесное сотрудничество Министерства финансов и Федеральной налоговой службы, только в обязательном порядке согласовывать разъяснения с Высшим арбитражным судом и лишь после этого размещать их в интернете. Также разъяснения налогового законодательства, которые получили должную арбитражную практику, необходимо в срочном порядке внести в НК РФ, а частные мнения, вносящие путаницу, необходимо отменить.

Что касается роли налоговой системы в улучшения инвестиционного климата, важнейшей представляется задача трансформирования налоговой системы в части разработки реальных инвестиционных налоговых льгот.

В российской налоговой системе до 2002 года существовало множество налоговых льгот, стимулирующих развитие приоритетных отраслей народного хозяйства. Однако несовершенство налогового законодательства, а также механизма организации налогового контроля привело к возникновению множества незаконных схем по получению налоговых льгот, что, в свою очередь, повлекло за собой значительное снижение доходной части бюджета.

Так, до 2002 года существовала налоговая льгота по налогу на прибыль предприятий производственного сектора экономики, которые в первые три года своего существования имели существенные льготы по налогу на прибыль. И собственники производств меняли юридические лица один раз в три года. Из-за несовершенства налогового законодательства, из-за отсутствия эффективного механизма, позволяющего осуществлять полноценный контроль за предоставляемыми преференциями, государство с 2002 года полностью отменило налоговые льготы по налогу на прибыль, что привело к положительному краткосрочному эффекту в виде роста налоговых поступлений в соответствующие бюджеты. Однако данная мера

имела отрицательные последствия для инвестиционного климата российской экономики. В настоящее время самая распространенная и применяемая налоговая льгота по НДС в части статьи 149 НК РФ. Однако хозяйствующим субъектам, имеющим право на применение льгот по НДС, не всегда выгодно ее применять, так как их потребителями являются крупные компании - плательщики НДС, которые, работая со льготниками, лишаются права на вычет.

То же самое происходит и при работе компаний на общем режиме налогообложения с организациями, применяющими спецрежимы. Конечно, разъяснения Министерства финансов обязали в рамках п. 5 статьи 173 НК РФ уплачивать налог лицами, не являющимися плательщиками налога, однако эта мера делает их полностью неконкурентоспособными. Данные вопросы требуют тщательного изучения и выработки определенных решений.

Также интересен опыт предоставления налоговых преференций медицинским и образовательным учреждениям, которые были введены по инициативе президента Путина. Статьей 284.1 НК РФ установлены значения критериев возможности применения нулевой ставки по налогу на прибыль для образовательных и медицинских учреждений. Одним из условий для получения налоговой льготы является соответствие видам деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2011 г №917.

В части образовательных учреждений речь идет только об аккредитованных программах, что в условиях перехода к стандартам третьего поколения и наличия у развивающихся вузов множества современных и актуальных неаккредитованных программ обучения делает невозможным применение данной льготы любой российской образовательной организацией. Подобная ситуация происходит практически со всеми налоговыми льготами, предусмотренными НК РФ. Налоговые органы видят в льготниках, прежде всего, нарушителей налогового законодательства и подвергают их ежеквартальной камеральной проверке, проводя целенаправленную работу, на добровольный отказ от применения льгот.

Исключение, по нашему мнению, составляют льготы, связанные с Олимпиадой в Сочи и с проектом Сколково. С учетом вышеизложенного, можно сделать вывод о необходимости разработки комплексных налоговых льгот по ключевым налогам для приоритетных отраслей народного хозяйства.

В настоящее время налоговыми органами накоплен определенный опыт в осуществлении

2013

контроля за соблюдением налогового законодательства в части применения налоговых льгот. Существующее законодательство, регламентиру- г ющее проведение камеральной проверки (ст. 88 НК РФ), предусматривает реализацию комплекса мероприятий, которые позволяют пресекать противоправные действия налогоплательщиков, направленные на получение конкурентных преимуществ незаконными путями и получение необоснованной налоговой выгоды. Налоговые органы наделены соответствующими полномочиями по истребованию документов, необходимых пояснений, проведению «встречных» проверок (ст. 93.1 НК РФ) и в случае выявления признаков налогового правонарушения в соответствии со статьей 100 НК РФ - подготовке актов проверок.

Налогоплательщики, в свою очередь, имеют достаточно эффективную систему защиты в виде многочисленных прав, закрепленных в налоговом законодательстве. Последние трансформации налогового законодательства в части досудебного рассмотрения налоговых споров показали свою эффективность, поэтому в настоящее время можно рассчитывать на беспристрастность и значительное снижение уровня коррупционности. Внесенные изменения значительно уменьшили количество судебных разбирательств налогоплательщиков (по предварительным итогам 1-ш квартала 2011 года - до 70 процентов), однако в первом полугодии 2013 года наметилась тенденция роста количества судебных разбирательств. Необходимо внесение изменений в налоговое законодательство, связанных с применением претензионного права. Изменения в часть 1 Налогового кодекса, вступающие в силу с сентября, направлены на улучшение положения налогоплательщика в части обеспечения защиты прав и несколько стабилизируют ситуацию. Однако этого недостаточно - требуется серьезная переработка

1 -й части НК РФ.

Мировой финансовый кризис показал необходимость скорейшего устранения указанных причин и дальнейшего совершенствования налоговых механизмов регулирования экономики с целью стимулирования инвестиций, в том числе иностранных. В результате многочисленных трансформаций российского налогового законодательства, в том числе связанных с введением различного рода антикризисных мер, в настоящее время можно выделить следующие существенные налоговые инструменты, стимулирующие инвестиционные процессы в России и прописанные в НК РФ. Они представлены в табл. 1.

В случае обобщения результативности использования данных преференций можно сделать вывод о ничтожности их влияния на инвестици-

І

Семинар

онную активность. Несмотря на наличие комплекса мер, стимулирующих инвестиционные процессы, огромное значение следует уделять правоприменительной практике использования рассмотренных стимулирующих преференций. При этом существуют ограничения в их использовании, сложность в получении, противоречивость разъяснений. Для активизации инвестиционной деятельности предлагается рассмотреть вопрос о введении «налоговых каникул».

Особенности применения налоговых каникул представлены в табл. 2.

В случае применения налоговых каникул целесообразно оставить обязанность по уплате части начисленных налогов.

В таблице 3 показана сумма налоговых обязательств, подлежащих внесению в бюджет в период применения налоговых каникул.

Особо обращаю внимание, что при реализа-

Таблица 3

Сумма налоговых обязательств, подлежащих внесению в бюджет в период применения налоговых каникул

Период применения налоговых каникул Сумма уплачиваемых налогов от начисленных сумм

1 год 0%

2 года 0%

3 года 30%

4 года 50%

5 лет 70%

6 лет 100%

ции налоговых каникул необходимо применять предусмотренный Налоговым кодексом институт поручительства и субсидиарную ответственность, что позволит значительным образом снизить риски недополучения налоговых платежей бюджетами соответствующих уровней.

Налоговые преференции, стимулирующие инвестиционную активность

Таблица 1

Налоговые преференции, стимулирующие инвестиционную активность Вид налога Проблемы их применения

Инвестиционный налоговый кредит (Цели - модернизация, создание рабочих мест для инвалидов, инновации, НИОКР и др. - статья 67 НК РФ) Налог на прибыль, региональные и местные налоги Остается обязательной уплата 50% налога, сложность в получении, постоянный контроль со стороны ИФНС

Льготы по НДС (статья 149 НК РФ) НДС Постоянный контроль со стороны ИФНС, сложность работы с контрагентами - плательщиками НДС

Освобождение от уплаты НДС (статья 145 НК РФ) НДС Проблемы в определении критериев (дохода - 2 млн), в случае резкого развития бизнеса необходимо уплатить НДС за весь период освобождения + пени Нецелесообразность применения - альтернатива УСН

Сокращение срока возврата НДС и введение уведомительного порядка возмещения НДС для крупных компаний НДС Выгодно только для крупнейших компаний

Введение амортизационной премии до 30% Налог на прибыль С 01.01.13 изменения в части снятия необходимости в восстановлении премии в случае реализации имущества, различия в бухгалтерском и налоговом учете

Применение повышенных коэффициентов на амортизационные отчисления (субъектов особых экономических зон, лизинг, агрессивная среда) Налог на прибыль Невнятное описание права в НК, множество противоречивых разьяснений, противоречивая арбитражная практика

Региональные и местные льготы по налогу на прибыль (снижение ставки до 13,5%), транспортному налогу, налогу на имущество организаций, земельному налогу В связи с тотальным дефицитом региональных местных бюджетов данные льготы малочисленны, применяются не везде, и их величина не оказывает существенного влияния на налоговую нагрузку организаций

Расширение возможностей по отнесению в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, расходы на НИОКР Налог на прибыль Невнятное описание права в НК, множество противоречивых разьяснений, противоречивая арбитражная практика

Исключение с 01.01.13 года из налоговой базы по налогу на имущество организаций движимого имущества Данная преференция реально заработает через несколько лет

Льготы по региональным и местным налогам Транспортный налог, налог на имущество организаций, земельный налог Льготы несущественны из-за низкой доли данных налогов в налоговой нагрузке организации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перенос убытков на будущее Налог на прибыль Вступающая в действие редакция НК позволит истребовать в рамках камеральной проверки ВСЕ первичные документы, что позволит делать доначисления абсолютно ВСЕМ налогоплательщикам

Создание резервов (на ремонт основных средств, по сомнительным долгам, отпуска) Налог на прибыль Сложная правоприменительная практика, противоречивые разъяснения

I

2013|№ 3(78)

НАС

Рассмотрим проблемы предпринимательства, связанные с исчислением и уплатой НДС. Для оценки роли НДС в формировании доходной части бюджета рассмотрим данные, размещенные на сайте ФНС России.

Мы видим, что за 2012 год доля НДС составила 17,9 процента от всех поступлений (1886,1 млрд рублей). Как объявил глава Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаил Ми-шустин на ведомственной коллегии, сумма налоговых вычетов по НДС в 2012 году превысила 1трлн рублей. Главными получателями налоговых вычетов по НДС в 2012 году стали «Газпром» и «Роснефть». С учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что реальная доля НДС, которая осталась в бюджете составила 886,1 млрд рублей, что составляет 8,4 процента от поступивших налогов.

Плюсы и минусы НДС отражены в табл. 4.

Существующие формы контроля правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость не могут обеспечить прозрачность движения сумм налога, возможности установления реальности уплаты налога. Многочисленные налоговые схемы, неправомерные операции по вычету и возврату налога на добавленную стоимость налогоплательщиками, сложность администрирования, несовершенное законодательство, противоречивая арбитражная практика, существенные затраты бизнеса и государства на администрирование НДС - все это с учетом коррупционных факторов говорит о том, что для повышения инвестиционной привлекательности необходимо внесение существенных изменений в действующее законодательство. Изменения, вступающие в силу в ближайшее время и связанные с введением электронного документооборота, не дадут должного эффекта и не упростят позиции налогоплательщиков.

Предложения по оптимизации НДС представлены в табл. 5.

В настоящее время необходима замена НДС оборотным налогом с продаж. В этом случае це-

Плюсы и минусы НДС

ффективное нтикризисное

Особенности применения налоговых каникул

Таблица 2

Налоговые каникулы - право налогоплательщика не уплачивать налоговые платежи в течение 3-5 лет после создания. (сельское хозяйство, производственная сфера, социальные проекты и др.)

Какие налоги не уплачиваются Какие налоги будут уплачиваться

НДС Налог на прибыль Налог на имущество организаций Земельный налог УСН, ЕНВД, ЕСхН НДФЛ Страховые взносы Налоги с дивидендов Уплата НДС, налога на прибыль будет производиться с учетом положений НК РФ в части ст. 24 -налоговый агент

Лицо, применяющее право на налоговые каникулы: - ведет полноценный учет своих налоговых обязательств - предоставляет в сроки, предусмотренные НК РФ, налоговые декларации с указанием сумм начисленных налогов - не перечисляет указанные налоги в бюджет Способы обеспечения поступления налогов в бюджет: - залог имущества (ст. 73) - поручительство (ст. 74) - субсидиарная ответственность учредителей, директора

Налоговые органы: - проверяют правильность начисления налоговых обязательств в период налоговых каникул - превентивно применяют обеспечительные меры - в случае реорганизации налогоплательщика применяют превентивные меры В случае закрытия предприятия сумма налоговых обязательств, начисленных в период применения налоговых каникул, взыскивается в полном объеме

I

Рис. 2. Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2011-2012 гг.

Виды налогов НДПИ 2011 2042,5 млрд руб. 2012 2459,4 Темп, % 120,4

Налог на прибыль 2270,3 2355,4 103,7

НДФЛ 1 994,9 2260,3 113,3

НДС 1 753,2 1886,1 107,6

Имущественные налоги 678,0 785,3 115,8

Акцизы 603,9 783,6 129,8

I

Таблица 4

Проблемы НДС Плюсы НДС

- Низкая доля в доходной части бюджета - Спорная и противоречивая нормативная база - Огромное количество ошибок при исчислении (100% плательщиков НДС) - Высокозатратное администрирование - Высокие затраты предприятий на юристов (30-45% от возмещаемых сумм) - Загруженность судов - Сложность при работе со спецрежимами налогообложения и льготниками по налогу - Большой период неопределенности налогоплательщика при возмещении - Огромное количество налоговых схем - коррупция при администрировании - Быстрое наполнение бюджета, в т. ч. в условиях кризиса - Обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции

I

I

Семинар

лесообразно оставить НДС на товары роскоши, предназначенные для ограниченного круга потребителей. Выпадающие доходы бюджета будут компенсированы увеличением налогового бремени для физических лиц. В целях упрощения администрирования предлагается использовать кредитные организации, которые будут удерживать налог в качестве налоговых агентов.

Предложения по оптимизации НДС

Таблица 5

Предложения по оптимизации Комментарии

Оставить НДС в существующем варианте для: - подакцизных товаров - добывающих отраслей - товаров, ввозимых на территорию РФ - предметов роскоши (ювелирных изделий, дорогих автомобилей и др.) Вопрос требует тщательной проработки

Заменить НДС налогом с продаж (налогом на финансовые операции): - кредитные организации удерживают налог в качестве налоговых агентов - предприятия, работающие с наличными денежными средствами, уплачивают налог само стоятельно - ужесточение ответственности за ведение кассовых операций - введение фискальных регистраторов - возможность безрискового сотрудничества крупного и малого бизнесов Плюсы: - устранение цепочек посредников - простота администрирования - повышение конкурентоспособности отечественных товаров - уменьшение коррупции - повышение конкурентоспособности Минусы: - высокая стоимость фискальных реги-статоров - возможные колебания доходной части бюджета в краткосрочном периоде

Статья 24 НК РФ показала свою эффективность по НДФЛ. Следует иметь в виду, что в розничной торговле может возникнуть ряд сложностей, связанных с администрированием данного налога. По данным ФНС, в России зарегистрировано порядка Змлн кассовых аппаратов, собственниками которых являются 1,5 млн организаций и индивидуальных предпринимателей. По данным ФНС, охват проверок правильности применения ККТ составляет около 9 процентов. Однако, если исходить из количества проверенных предприятий, данная величина возрастает до 17 процентов, причем в 49 процентах случаев проверяющие столкнулись с нарушением кассовой дисциплины и порядка применения контроль-но-кассовой техники.

В связи с этим необходимо усиление контроля использования контрольно-кассовой техники (ККТ) в розничной торговле, а лучше - внедрение фискальных регистраторов с моментальной передачей данных о покупке в ИФНС. Усиление контроля можно решить путем увеличения штатной численности сотрудников ИФНС, осуществляющих проверки использования ККТ, за счет сокращения сотрудников отделов, осуществляющих администрирование НДС, а также за счет введения фискальных регистраторов.

К тому же замена НДС оборотным налогом

с продаж позволит решить проблему наличия в экономике страны огромной массы посредников, из-за которых затруднен выход на рынок отечественных производителей. Так, например, по данным, размещенным на сайте ФАС, посредническое вознаграждение в цене рыбы составляет от 30 до 81 процента.

Одной из ключевых проблем, препятствующих взаимному сотрудничеству крупного и среднего бизнеса с малым бизнесом, является массовое применение малыми предприятиями специальных режимов (УСН и ЕНВД), не являющимся плательщиками НДС. Симбиоз данных сегментов экономики становится проблематичным из-за отсутствия возможности возмещения налога на добавленную стоимость крупным и средним бизнесом, приобретающим товары, работы и услуги у лиц, не являющихся плательщиками. Введение налога с продаж решит данную проблему.

Налоги с физических лиц

По данным Центрального банка Российской Федерации, граждане России на 1 апреля 2013 года держали в банковской системе в совокупности 14,7трлн рублей, причем 12,1трлн -в рублях. 47,8 процента всех рублевых вкладов и 73,8 процентов валютных вкладов размещены на срок более года. То есть потенциал инвестирования у физических лиц существует огромный.

Как видно из статистических данных, размещенных на сайте ФНС России, темпы роста поступлений по НДФЛ являются одними из самых высоких. По нашему мнению, это связано с улучшением налогового администрирования и с запланированным ростом заработных плат бюджетников. Увеличение поступлений в бюджет имущественных налогов связано, прежде всего, с ростом ставок по транспортному налогу, а также многократным улучшением качественной составляющей его администрирования. В 2013 году следует ожидать возможного снижения темпов поступлений НДФЛ от самозанятых граждан, которое, возможно, будет компенсировано улучшением администрирования.

По сравнению с развитыми странами, которые перераспределили налоговую нагрузку в пользу физических лиц и где доля налоговых поступлений от физических лиц составляет до 80 процентов доходной части бюджета, Россию можно отнести к аутсайдерам.

Учитывая необходимость комплексного подхода к перераспределению налоговой нагрузки, а также возможное возникновение социальной напряженности, следует тщательно проработать этапы проведения налоговой реформы. Нужно

20131№ 3 (78)

учитывать, что в развитых странах, например в США, доля среднего класса, по оценкам некоторых экспертов, составляет почти 65 процентов населения, тогда как в России, по оптимистичным оценкам, - не более 43 процентов. К тому же в развитых странах 1 процент среднего класса производит примерно 1 процент ВВП. Поэтому при проведении мероприятий по увеличению налоговой нагрузки на население необходимо акцентировать внимание на наиболее обеспеченную прослойку общества, включая высший сегмент среднего класса. При этом акценты следует расставлять на проведение комплексной политики, связанной не только с увеличением налоговых обязательств, но и с разработкой целого комплекса налоговых преференций в части стимулирования реализации социально значимых государственных задач (демография, усыновление, помощь людям с ограниченными возможностями и т. д.), а также усилением всех видов ответственности за занижение налоговой базы и неуплату налогов.

Важнейшим вопросом, требующим обсуждения, является введение прогрессивной шкалы по налогу на доходы физических лиц. В современных российских условиях прогрессивная ставка, по нашему мнению, не должна превышать 30-35 процентов и должна учитывать, в первую очередь, интересы среднего класса. Как показала декларационная кампания 2010-2012 годов, основная часть доходов физических лиц в объеме более 10 млн рублей была получена от операций с ценными бумагами и продажи долей в организациях, а также продажи иного имущества. В случае увеличения налоговой ставки на вышеуказанные операции это не лучшим образом может сказаться на предпринимательской активности и инвестиционном климате. Поэтому при разработке прогрессивной шкалы следует отталкиваться от иных доходов в денежной и натуральной формах, полученных за выполненные работы и оказанные услуги. Для учета интересов среднего класса предлагаемая величина годового дохода, после которой будет устанавливаться повышенная ставка налога на доходы физических лиц, может составлять от 3-5 млн рублей ежегодного дохода. Соответственно, до этой величины ставка налога будет составлять 13 процентов.

Предлагаемые ставки НДФЛ представлены в табл. 6.

Огромный потенциал существует в возможности установления прогрессивной ставки по налогу на доходы физических лиц на платежи в виде дивидендов (кстати, и по налогу на прибыль организаций также). Причем дифференцирование

ставки происходит в зависимости от направления чистой прибыли организации на модернизацию, инвестиции и научные исследования. То есть чем больше денег учредители (совет директоров) отправили на вышеуказанные цели, тем по меньшей ставке облагаются дивиденды. С целью привлечения иностранных инвесторов необходимо, чтобы налоговые ставки резидентов и нерезидентов не отличались друг от друга. Оптимальным сочетанием, по нашему мнению, будет шкала, приведенная в табл. 7.

Использование данной шкалы будет служить мощнейшим стимулом для активизации инвестиционных процессов и стимулирования богатой прослойки населения по развитию бизнеса.

В целях оптимизации налогооблагаемого дохода следует рассмотреть вопрос о восстановлении налога на наследование или дарение в части

Предлагаемые ставки НДФЛ

_ 'ффективное Антикризисное "правление

Таблица 6

Сумма получаемых доходов Виды доходов Пред лагаемая ставка

Без ограничений Доходы от инвестирования в реальный сектор экономики 0% Вопрос требует проработки

От купли-продажи ценных бумаг, акций, долей 9% (с учетом положений ст. 217 НК - в собственности более 5 лет не облагается)

До 3 млн Доходы в денежной и натуральной форме 13%

3-5 млн Доходы в денежной и натуральной форме 15%

5-10 млн Доходы в денежной и натуральной форме 18%

Свыше 10 млн Доходы в денежной и натуральной форме 35%

внесения изменений в статью 217 НК и частичном включении получаемого наследства в налогооблагаемую базу по налогу на доходы физических лиц в части недвижимого имущества, транспортных средств, с учетом положений 14-й главы и 40-й статьи Налогового кодекса, причем льготу оставить в части наследования ценных бумаг, долей ит. д.

Также предлагается изучить вопросы, связанные с возможностью переложения части страховых взносов на уплату непосредственно физическим лицом, что позволит снизить налоговую нагрузку на бизнес, а также передачу их администрирования в ИФНС.

Следует отметить огромную работу, проводимую государственными органами власти в части введения налога на недвижимость. В совокупности со вступившей в действие 14-й главой Налогового кодекса, посвященной трансфертному ценообразованию, ее введение будет огромным скачком в развитии российской налоговой системы. Однако, на наш взгляд, следует уточнить необходимость объединения двух налогов - налога

I

Семинар

на имущество и налога на землю. Методологически выглядит все правильно, но в случае объединения этих двух налогов можно получить постоянно растущее количество налоговых споров, связанных с определением рыночной стоимости объекта налогообложения, а также возможного роста налоговых схем, связанных с оценкой рыночной стоимости.

Верховный суд недавно приравнял землю и строение на этой земле к одному объекту недвижимости. В Государственной думе лежит закон об обязательном страховании недвижимости. По мнению законодателей, оценка при страховании и будет являться налоговой базой. Это вызывает множество вопросов. Было бы логичным вначале провести реформу в Федеральной службе регистрации, кадастра и картографии и выдавать единое свидетельство на объект недвижимости.

Особое внимание следует уделить трансформации налогового законодательства по транспортному налогу. На сегодняшний день осущест-

Таблица 7

Расчетная величина налоговой ставки на дивиденды по НДФЛ и налогу на прибыль

№ п/п Процент дивидендов (чистой прибыли), направляемых на инвестиции, модернизацию, а также научные исследования Величина налоговой ставки НДФЛ на дивиденды

1 От 70% до 99% 0%

2 От 40% до 70% 5%

3 От 20% до 40% 9%

4 От 10% до 20% 13%

5 От 0 до 20% 20%

вление расчета налоговой базы в зависимости от класса транспортного средства и мощности двигателя явно не соответствует современным условиям. Следует внести изменения в правила расчета налоговой базы и производить расчет в зависимости от типа транспортного средства; мощности двигателя; возраста транспортного средства; экологического класса транспортного средства; транспортного средства, применяющего альтернативные виды топлива, например сжиженный газ или электричество; транспортного средства, относящегося к предметам роскоши (необходимо скорректировать сумму).

Для обеспечения простоты проведения расчетов налоговой базы и обеспечения полной автоматизации вышеуказанного процесса следует рассмотреть вопрос введения специализированных коэффициентов на добавляемые параметры в расчет налоговой базы. С учетом того что средний возраст автопарка России в 2011-2012 годах составляет 13 лет, а в Европе 8 лет, и российский ав-

топарк продолжает стареть, применение повышающего коэффициента при расчете транспортного налога считается целесообразным. Увеличение суммы налога в зависимости от возраста следует начинать с 10-летнего возраста транспортного средства. Это будет являться важнейшим инструментом по стимулированию покупательского спроса, о чем свидетельствует положительный опыт реализации данного вопроса в Японии.

На экологические классы от Евро 4 и выше, а также транспортные средства, использующие альтернативные виды топлива, следует предусмотреть понижающие коэффициенты при расчете суммы налога. Также следует специальным постановлением правительства Российской Федерации уточнить перечень автотранспортных средств, относящихся к предметам роскоши к которым следует применять повышенный коэффициент. Вопрос об отнесении транспортных средств к предметам роскоши требует взвешенного и тщательного изучения, и, по нашему мнению, к таким транспортным средствам следует относить все транспортные средства стоимостью свыше 2 млн рублей.

При реализации предложений по совершенствованию законодательства в части транспортного налога следует учитывать необходимость разработки налоговых преференций, направленных на защиту социально незащищенных слоев населения, инвалидов, многодетных семей, а также социально значимых предприятий, осуществляющих междугородные и международные и, возможно, внутригородские грузовые и пассажирские перевозки.

Одним из перспективных направлений развития налоговой политики может стать введение дополнительного налога на роскошь. Это предложение вносил президент Владимир Путин на 19-м съезде Российского союза промышленников и предпринимателей, акцентировав внимание на том, что данный налог не должен затронуть средний класс. В связи с этим возникает вопрос критериев определения предметов роскоши, к которым можно отнести, например, определенные ювелирные изделия, меховые изделия, элитные сорта алкогольной продукции, автомобили пре-миум-класса, элитную недвижимость площадью более 500 квадратных метров и т. д. Перечень предметов роскоши следует вынести на обсуждение, после которого данный перечень утвердить специальным постановлением правительства Российской Федерации.

Для упрощения администрирования данный налог может взиматься Федеральной таможенной службой (в случае импорта) или непосредственно с производителя единовременным платежом,

2013|№ 3(78)

то есть в результате он должен изначально включаться в цену товара. Альтернативный вариант -использование НДС по повышенной ставке. В случае дальнейшей реализации данных товаров следует руководствоваться действующей редакцией 23-й главы Налогового кодекса. Регулирование налогообложения товаров роскоши должно соответствовать следующим принципам: простота администрирования и невозможность уклонения. В связи с этим на все предметы роскоши предлагается установить фиксированный платеж, включаемый в цену товара и взыскиваемый в момент его первичной продажи производителем или ввоза на территорию Российской Федерации. Дальнейшее налогообложение предметов роскоши не будет осуществлено, кроме недвижимого имущества и транспортных средств, на которые могут быть установлены повышенные ставки налога на недвижимость и транспортного налога.

Мы гордимся темпами развития современной российской налоговой системы, однако нам еще далеко до полноценной реализации регулирующей функции налогов, особенно в части налогообложения физических лиц. Идеи, связанные с введением самообложения физических лиц, невозможно реализовать в ближайшие 3-5 лет из-за крайне низкой налоговой грамотности населения. В настоящее время необходимо акцентировать внимание на совершенствовании администрирования и развитии элементов налогов, уплачиваемых физическими лицами.

Одним из ключевых элементов, препятствующих инвестиционным процессам и решающим комплекс задач, связанных с увеличением доходной части бюджета и уменьшением коррупционной составляющей в инвестиционном процессе, является отсутствие контроля за расходами физических лиц, а также введение института банкротства физических лиц. Введение контроля за расходами не только станет мощнейшим инструментом, влияющим на коррупцию в российской экономике (если, конечно, это сделать одновременно с ратификацией 20-ш пункта Конвенции ООН), но и значительным образом осложнит функционирование теневого сектора экономики, доля которого оценивается разными экспертами от 20 до 70 процентов ВВП. С 1 января 1999 года - с момента введения в действие первой части Налогового кодекса - контроль за расходами был введен. Однако существующий принцип презумпции невиновности как основа современного налогового законодательства не позволял налоговым органам осуществлять контроль в полной мере, из-за чего его эффективность приближалась к нулю, в связи с чем с 2002 года данный контроль был отменен.

Существующий контроль охватывал пять клю-

чевых элементов: недвижимость, транспорт, ценные бумаги, золото в слитках, предметы старины, искусства и антиквариата, представляющие научную, культурную и пр. ценность и занесенные в специальные каталоги.

На сегодняшний день назрела необходимость введения данного вида контроля, и его внедрение не влечет за собой существенных изменений в современное законодательство, а механизм реализации практически полностью прописан в Налоговом кодексе.

То, каким образом может выглядеть механизм контроля за расходами физических лиц, представлено в табл. 8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотренный механизм контроля полностью предусмотрен Налоговым кодексом, кроме права налоговых органов определять сумму налога, подлежащего внесению в бюджет на основании разницы произведенных расходов и полученных доходов. Для эффективного осуществления данного контроля необходимо внесение уточнений в налоговое законодательство в части применения принципа презумпции невиновности налогоплательщика - физического лица, а также ограничения минимальной пороговой суммы несоответствия доходов и расходов, которую можно установить на уровне от 600 тысяч рублей и соотнести со статьей 198 Уголовного кодекса РФ. Причем на первоначальном этапе введения контроля расходов физических лиц целесообразно осуществление данного контроля исключительно

Механизм контроля за расходами физических лиц

ффективное

нтикризисное

правление

Таблица 8

№ п/п Этапы контроля

1 В целях контроля за исчислением и уплатой транспортного налога и налога на имущество физических лиц (с 2014 года налога на недвижимость) в соответствии с НК лица, регистрирующие соответствующие сделки с недвижимостью и осуществляющие постановку на учет транспортных средств обязаны в течение 10 дней сообщать об этом в налоговые органы, что позволяет полностью владеть информацией о приобретенном имуществе. В 14-й главе НК РФ, посвященной трансфертному ценообразованию, утверждено целых пять методик расчета рыночной стоимости в целях налогообложения, и их применение устранит спорные вопросы в методиках определения рыночной стоимости. Это позволит налоговым органам полностью владеть информацией не только о факте приобретения или продажи имущества, но и о ее рыночной стоимости

2 В рамках проведения камеральной проверки происходит сопоставление доходов физического лица и фактически произведенных расходов, связанных с приобретением имущества, подпадающего под контроль

3 В случае выявления фактов расхождения полученных доходов и произведенных расходов в соответствии со статьей 88 НК РФ налоговые органы просят налогоплательщика в пятидневный срок дать пояснения выявленным несоответствиям

4 В случае отсутствия пояснений налоговые органы составляют акт проверки (ст. 100 НК РФ) с доначислением суммы налога на доходы физических лиц с суммы дохода, который получается в виде вычитания стоимости приобретенного имущества и фактически полученного дохода, и (или) высылают налоговое уведомление

Семинар

|за государственными служащими и взаимозависимыми с ними лицами.

Несомненно, на первоначальном этапе осуществления данного контроля будет возникать множество вопросов, однако, на наш взгляд, контроль, показавший свою эффективность в развитых странах, остро необходим и в России как один из инструментов, стимулирующих инвестиционные процессы.

Современные проблемы налоговой системы, препятствующие инвестициям

Уровень заработных плат в инспекциях федеральной налоговой службы

Одной из проблем современной налоговой системы, тормозящей инвестиционные процессы, является крайне низкий уровень заработной платы сотрудников территориальных налоговых ин-

Анализ случаев, когда налогоплательщик обязан представить документы в ИФНС

Таблица 9

«Встречная проверка»

Камеральная налоговая проверка - документы вправе истребовать в следующих случаях:

- использование налоговых льгот,

- если сумма НДС по декларации к возмещению

- если платим платежи за использование природных ресурсов

Основание

Ст 93.1 НК РФ

Ст. 88 НК РФ

Что представлять по НК РФ

- копии первичных документов, подтверждающих оформление взаимоотношений с контрагентами

- выписки с регистров учета, подтверждающих отражение в учете данных взаимоотношений

- копии документов, подтверждающих по льготам, НДС к возмещению, природным ресурсам

- выписки с регистров учета, подтверждающих отражение в учете данных операций

Что требует ИФНС

- копии первичных документов, подтверждающих оформление взаимоотношений с контрагентами

- книги покупок, книги продаж за весь период

- полные выписки с учетных регистров за период

- аналитические таблицы

- документы, подтверждающие проявление должной осмотрительности

- подробную информацию о цепочке контрагентов

- другие документы

- копии первичных документов, подтверждающих ДОХОДЫ И РАСХОДЫ

- книги покупок, книги продаж за весь период

- полные выписки с учетных регистров за период

- аналитические таблицы

- документы, подтверждающие проявление должной осмотрительности

- подробную информацию о цепочке контрагентов

- другие документы

При проведении камеральной проверки ИФНС заменяет право на получение пояснений с налогоплательщика обязанностью на предоставление полного комплекта документов

Выездная налоговая проверка

Ст. 89 НК РФ

Всю первичную документацию, подтверждающую правильность определения налоговых обязательств

Всю первичную документацию, подтверждающую правильность определения налоговых обязательств

В остальных случаях ИФНС не вправе истребовать документы, но вправе потребовать пояснения

56

I

спекций - от 10 до 12тыс. рублей в месяц. Плюс - текучка кадров, которая достигает в московских инспекциях 75 процентов в год. Отсутствие квалифицированных кадров порождает огромную массу проблем у налогоплательщика, который обращается в ИФНС, и одними нематериальными мерами стимулирования персонала, по нашему мнению, невозможно обойтись. Именно поэтому оплата людей, формирующих основную доходную часть российского бюджета, должна быть достойной. В этой связи необходимо полностью переработать систему оплаты труда в ИФНС и привести уровень заработной платы к среднему уровню по региону, что позволит многократно улучшить качественную составляющую контрольной работы.

Мероприятия налогового контроля.

Нормальному функционированию бизнеса существенным образом мешают всяческие комиссии, законность которых вызывает сомнения. Это убыточные комиссии, зарплатные комиссии, ситуационные комиссии, комиссии по банкротству.

Дело все в том, что работа данных комиссий не совсем четко регламентирована НК РФ.

ФНС называет их мероприятиями налогового контроля, однако законность их функционирования, а также методы работы вызывают сомнения, в том числе из-за требования организации представить документы и иные аналитические сведения.

Про зарплатные комиссии даже говорить стыдно - как может инспектор, у которого заработная плата составляет по Москве 12500 рублей, убеждать предприятие, что средняя заработная плата в регионе давно превысила 45 тысяч рублей.

Анализ случаев, когда налогоплательщик обязан представить документы в ИФНС, приведен в табл. 9.

С учетом вышеизложенного необходимо совершенствовать налоговое законодательство в части процедурных вопросов налогового контроля, в срочном порядке убирать плановые доначисления по выездным проверкам, которые, например, в Москве составляют 1,5 млн рублей, и искать

2013|№ 3(78)

новые методы работы. Можно говорить об эффективности предпроверочнош анализа, однако существующая методика полностью несовершенна и позволяет написать предполагаемые доначисления для абсолютно любого налогоплательщика, даже существующего всего неделю. Главным критерием предпроверочнош анализа является работа с недобросовестными контрагентами. Более того, проведенное нами исследование методом экспертных оценок показало, что предприятия, чьи показатели выше среднеотраслевых, чаще подвергаются выездным налоговым проверкам. То же самое относится к предприятиям, имеющим серьезные активы и, как ни странно, к крупным предприятиям. В этой связи целесообразно уточнить методику проведения предпроверочнош анализа.

Огромные проблемы, тормозящие инвестиционные процессы, связаны с взаимозависимостью. Введенная в действие с 1 января 2012 года глава 14 НК многократно усложнила жизнь налогоплательщиков, включив в их обязанность представлять тонны документов, обосновывающих применение рыночных цен в целях налогообложения. Затраты на содержание целых отделов и департаментов, естественно, будут относиться в расходы и уменьшать чистую прибыль организации. Мы понимаем, что данный контроль необходим, и надеемся, что в дальнейшем будут придуманы иные методы контроля за правильностью применения, облегчающие жизнь налогоплательщиков. Следуя логике разъяснений Министерства финансов, в соответствии с НК РФ контролируется каждая сделка между взаимозависимыми лицами, и это действительно так - ведь 40-ю статью НК РФ никто не отменял. В этой связи остро стоит вопрос диверсификации деятельности бизнеса с целью вывода новых видов деятельности и создания новых организаций, а также перечисления денежных средств внутри холдинга.

У нас существует глава, посвященная особенностям исполнения налоговых обязательств в консолидированной группе налогоплательщиков, однако установленные значения критериев таковы, что их могут применять только крупнейшие налогоплательщики. Необходимо уточнить данную главу и предусмотреть вопросы, связанные с возможностью уплаты налогов в рамках нескольких взаимозависимых лиц малому и среднему бизнесу. Существующая ситуация, когда реализация товаров, работ, услуг взаимозависимым лицам со скидкой влечет за собой налоговые последствия, недопустима. Когда происходит в рамках одной компании создание нового вида бизнеса -например, к существующему производству добавляются транспортные услуги, которые выво-

дятся на новое юрлицо и они взаимодействуют, -то появляются существенные налоговые риски. Именно это необходимо уточнить в Налоговом кодексе Российской Федерации.

Несмотря на то что последняя практика Высшего арбитражного суда Российской Федерации, посвященная аутсорсингу, некоторым образом разрядила ситуацию, однако реальное применение аутсорсинга в России влечет возникновение существенных налоговых рисков. Кстати, для минимизации налоговых рисков по получаемым доходам от реализации товаров, работ или услуг мы рекомендуем провести сегментацию основных потребителей по группам с привязкой к цене реализации и на каждый сегмент составить свой договор, который будет существенно отличаться от других. Как правило, это не занимает много времени, но имеет долгосрочный положительный эффект.

Несмотря на то что последние поправки в НК, вступающие в действие с сентября 2013 года, сокращают период неопределенности налогоплательщика, по нашему мнению, НК Российской Федерации следует дополнить положениями о невозможности бесспорного взыскания налоговых обязательств путем направления инкассового поручения до окончания судебного процесса. На практике организация, получающая решение о привлечении к налоговой ответственности по итогам проверки и подающая в суд на налоговые органы, получает в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса требование, затем происходит бесспорное взыскание налогов в рамках 46-й статьи НК. В случае выигрыша дела у нее образуется сумма излишне взысканного налога, возрат которой на практике является огромной проблемой. Письмо об обеспечении иска, к сожалению, принимается судом не всегда.

Огромные вопросы вызывает проблема доказывания проявления налогоплательщиком должной осмотрительности. Для этого с каждого контрагента собирается множество документов, начиная от устава и заканчивая бухгалтерскими документами контрагента.

Министерство финансов РФ и налоговая служба выработали множество критериев, по которым фирма может быть причислена к «однодневкам». В их числе может оказаться и вполне законопослушная организация.

Стандартная схема выглядит так: организация приобретает товар (работу, услугу) у фирмы, которая потом оказывается однодневкой и /или прекращает свое существование по разным причинам и перестает сдавать отчетность.

По данному вопросу имеется интересное решение ВАС, которое делает акцент на факги-

_ 'ффективное Антикризисное "правление

І

Семинар

Таблица 10

Форма №2-НК Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов Раздел III Сведения об организации и проведении камеральных и выездных проверок по состоянию на 01.01.2013 г.

Код строки Количество, (Минин Дополнительно начислено платежей (включая налоговые санкции и пени), тыс. рублей Из графы 2 налогов

А Б 1 2 3

Камеральные проверки ЗОЮ 34918 288 57891 115 49 528 108

из них выявившие нарушения 3020 1878 804 X X

Пени за несвоевременную уплату налогов, взносов, сборов и штрафные санкции по результатам проверок соблюдения банками требований, установленных статьями 46, 60, 76, 86 НК РФ 3030 X 58451 279 X

Выездные проверки организаций, индивидуальных предпринимателей и других лиц, занимающихся частной практикой 3040 55 940 311538 673 236899 508

из них: выявившие нарушения 3041 55 413 X X

из строки 3040: проверки организаций 3045 45 082 300603 816 228 878 143

из них: выявившие нарушения 3046 44 663 X X

ческое наличие товара (работы, услуги) и обязательность применения в этом случае расчетного метода (статья 31 НК РФ) при расчете доходов, уменьшающих налоговую базу (постановление ВАС РФ от 03.07.2012 №2341/12).

Как видим, позиция суда зависит от доказательной базы, собранной налоговой инспекцией при осуществлении налогового контроля, а также от контрдоказательств, собранных налогоплательщиком.

Под «добросовестностью» налогоплательщика подразумевается его действительное намерение уплатить налог

Под фирмами-однодневками понимаются юридические лица, не обладающие фактической самостоятельностью, созданные без цели ведения деятельности, как правило, не представляющие налоговую отчетность, зарегистрированные по адресу массовой регистрации и т. д. Данные хозяйствующие субъекты искусственно включаются недобросовестными налогоплательщиками в цепочку хозяйственных связей для создания фиктивных расходов и получения вычетов по косвенным налогам без соответствующего движения товара.

Факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды (п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 №53).

Однако, если налоговый орган докажет, что налогоплательщик при выборе контрагента действовал без должной осмотрительности

и осторожности, такое обстоятельство может привести к подозрениям на умышленное использование налогоплательщиком в хозяйственной деятельности фирм-однодневок.

Таким образом, при выборе поставщиков товаров (работ, услуг) для снижения налоговых рисков необходимо проявлять должную осмотрительность.

Общедоступные критерии оценки рисков приведены в приказе ФНС России от 30.05.2007 г. Но для выполнения полного спектра рекомендаций чиновников по вопросу проявления должной осмотрительности штатную численность бухгалтерии необходимо увеличить минимум вдвое. Вряд ли это смогут позволить себе российские предприятия, ведь речь идет о дополнительных документах и сведениях, которые прикладываются к стандартному перечню первичных документов.

Для минимизации налоговых рисков необходимо убедить налоговые органы и суды в проявлении должной осмотрительности при выборе контрагента. Предлагаем использовать так называемый системный подход, суть которого заключается в комплексном выполнении мер, позволяющих поточным методом идентифицировать предполагаемых контрагентов. Использование этого метода предотвратит налоговые риски и получение необоснованной налоговой выгоды.

Методика проявления должной осмотрительности представлена в табл. 11.

Таким образом, значения критериев должной осмотрительности необходимо проработать с учетом сложившейся арбитражной практики

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2013|№3(78)

и закрепить в НК РФ, и множество вопросов, возникающих при проведении выездной налоговой проверки, исчезнет. Если вопросы должной осмотрительности прописать в НК РФ, инвестиционная привлекательность России возрастет многократно.

С учетом результатов проведения проверок и среднего доначисления по итогам проведения выездной налоговой проверки за 2012 год в сумме 9 млн рублей в последнее время наблюдается тенденция у региональных организаций по смене юридического адреса, находящегося в Москве. Дело все в том, что концентрация бизнеса в основной массе регионов невелика. Из-за этого предприятия, играющие значительную роль в формировании региональных и местных бюджетов, один раз в 2-3 года подвергаются выездной налоговой проверке. Переводя юридический адрес в Москву, где вероятность прихода выездной налоговой проверки на порядок ниже, по месту фактического расположения регистрируется обособленное подразделение. Данные вопросы требуют уточнения, в том числе в бюджетном законодательстве.

Несмотря на высокий уровень налоговой нагрузки, следует отметить наличие положительных моментов в действующей налоговой системе РФ, например низкие штрафные санкции за налоговые правонарушения. Основная масса штрафных санкций, перечисленных в 16-й главе НК РФ, в среднем составляет около 10 тыс. рублей, за исключением статей 120, 122, 123-й где штрафные санкции составляют 20 процентов от суммы неуплаченных налогов. Что касается уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений, то реализованы инициативы Дмитрия Медведева, запрещающие проводить органам внутренних дел самостоятельные проверки и возбуждать дела по статьям 198 и 199 УК РФ без проведения контрольных мероприятий налоговыми органами, а также возможность непривлечения к уголовной ответственности в случае раскаяния и возмещения причиненного ущерба и совершения преступления первый раз. Согласно статистическим данным по уголовным делам в сфере налогообложения за 2012 год, расследовано 91,5 процента всех дел, до суда дошло 22 процента, и в 50 процентах случаев суд выписал штраф, в 43 процентах случаев условный срок, в 6 процентах реальный срок и 1 процент оправдан. Например, в США за неуплату налогов грозит наказание вплоть до пожизненного заключения. В этой связи целесообразно рассмотреть вопросы, связанные с ужесточением уголовной ответственности за неуплату налогов, но претворять решения необходимо плавно в течение 5-7 лет.

В своем выступлении я затронул не все боль-

ные вопросы российской налоговой системы, влияющие на инвестиционную привлекательность. Помимо налогообложения, имеется множество других факторов, препятствующих активизации инвестиционных процессов, однако один из самых главных - это все равно налоги. Имея множество знакомых в Федеральной налоговой службе, я знаю, как тяжело им работается, понимаю, что очень мало действительно добросовестных

Методика проявления должной осмотрительности

_ эффективное Антикризисное "правление

Таблица 11

№п/п Наименование мероприятия Примечания

1 Издать приказ о проявлении должной осмотрительности - в приказе указывается сумма договора, начиная с которой собираются дополнительные документы (например, 100 тыс. руб.) - указывается необходимость представления контрагентом выписки ЕГРЮЛ (можно начиная с 400 тыс. руб.)

2 Проверить контрагента через сайт http://nalog.ru/ Полученную информацию необходимо распечатать и приложить к первичным документам

3 Просить предполагаемых контрагентов присылать в электронном виде отсканированные копии необходимых документов (доя удобства можно открыть отдельный почтовый ящик [email protected]). Все поступившие письма следует хранить в течение четырех лет, как и обычные первичные документы (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ). Рекомендуем следующий список: - свидетельство о постановке на налоговый учет - свидетельство о государственной регистрации юридического лица (физического лица в качестве индивидуального предпринимателя) - свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) - копия документов (протокол собрания учредителей, приказ или др.) о назначении законного представителя налогоплательщика - директора - копия приказа о назначении главного бухгалтера

4 Направить запрос в ИФНС по месту учета контрагента (информацию об адресе можно получить на сайте http://nalog.ni/B разделе Электронные услуги) В письме мы просим предоставить информацию, не представляющую налоговой тайны и подтверждающую добросовестность предполагаемого контрагента, а также сведения об уплате налогов контрагентом

5 Иметьрас печатки с сайта контрагента и иные документы -визитки, коммерческие предложения Данные документы также хранятся вместе с первичными документами

6 Иные документы и требования Устанавливаются в зависимости от специфики функционирования каждой конкретной организации

налогоплательщиков, которые готовы платить все налоги и не использовать различного рода схемы.

Бизнесу необходимы четкие правила игры, которые не будут мешать развитию и существенным образом влиять на себестоимость их товаров, работ, услуг. Несмотря на то что ряд озвученных мной предложений требует обсуждений и дискуссий и имеет как сторонников, так и противников, считаю, что комплексная реализация этих предложений многократно улучшит инвестиционный климат России и будет иметь четко выраженный мультипликативный эффект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.