Научная статья на тему 'Оптимизация родительской сферы мужчины как вектор развития службы психологической помощи в учреждениях родовспоможения'

Оптимизация родительской сферы мужчины как вектор развития службы психологической помощи в учреждениях родовспоможения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
141
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация родительской сферы мужчины как вектор развития службы психологической помощи в учреждениях родовспоможения»

воззренческая позиция молодого человека, формируются индивидуальные способы деятельности, формы поведения и обучения.

Эффективность профессионализации зависит от успешного прохождения всех ее стадий и этапов, но особая роль отводится профессиональной подготовке, которая способствует профессиональному становлению студента, формированию важных качеств, необходимых для будущей трудовой деятельности, развитию личности в ходе профессионального обучения и т. д.

Для достижения успеха необходимо переходить к гибким модульным образовательным технологиям, создавать студентам в процессе обучения условия, позволяющие максимально раскрывать и развивать их личностно-профессиональные способности и приобретать социальный опыт. Важно, чтобы молодые люди достигали необходимых образовательных результатов, и при этом им было интересно учиться.

Завершается разработка государственной программы развития высшего образования в республике. Ее главная цель - повышение качества высшего образования, подготовка востребованного специалиста, умеющего творчески работать, обновлять свои знания, генерировать идеи, уверенно чувствовать себя в быстроменяющейся ситуации на рынке труда.

Сегодня стране требуются не просто квалифицированные специалисты, а высоконравственные профессионалы с такими социально-личностными качествами, как ответственность, гражданственность, патриотизм.

Е. С. Гладких

Оптимизация родительской сферы мужчины как вектор развития службы психологической помощи в учреждениях родовспоможения

Ожидание рождения ребенка представляет собой закономерный этап существования семьи, развития супружеских отношений, освоения новых семейных ролей. В процессе становления родительской позиции будущие мать и отец стоят перед серьезной задачей перестройки отношений друг с другом: они уже не только супруги друг для друга, теперь они вместе становятся родителями, что требует не только смены ролевых позиций в семье, но и выработки единой позиции по отношению к воспитанию ребенка.

267

В настоящее время во многих перинатальных центрах, родильных домах, женских консультациях России введена должность клинического психолога, организована служба оказания психологической помощи, включающая психологическое сопровождение беременности и родов, консультирование семей, готовящихся стать родителями.

Беременность и роды представляют собой естественный период в жизни женщины, закономерный этап существования семьи. Изменения, протекающие в женском организме при беременности, носят комплексный, психофизиологический характер. Проявляясь сначала в виде изменения настроения, а также психического дискомфорта, вызываемого повышением чувствительности к запахам, сонливостью, утомляемостью, тошнотой и рвотой в первом триместре беременности, в дальнейшем они согласно моделям образования невротической реакции или невроза, могут привести и к развитию психической и соматической патологии.

Работа психолога, направленная на профилактику таких состояний и на формирование адекватного психологического компонента гестационной доминанты, крайне важна. От того, получит ли женщина квалифицированную психологическую помощь, зачастую зависит протекание беременности, родов, послеродового периода. Общеизвестно, насколько облегчается протекание беременности, снижается риск возникновения различных патологических состояний (токсикозы, обострения имеющихся хронических соматических заболеваний и др.) и соответственно увеличивается число здоровых новорожденных, если женщина спокойна, эмоционально настроена на благополучное материнство, чувствует поддержку медицинского персонала и близких людей.

Поддержать супругов, решивших стать родителями, оказать психологическую поддержку, помочь сформировать доверие к себе, подойти осознанно к беременности и родительству - цель психопрофилактической подготовки будущих родителей.

Однако, несмотря на достаточно разработанную систему семейного (супружеского, детско-родительского, системного) консультирования и семейной психотерапии, в настоящее время очень мало внимания уделяется вопросам, касающимся формирования отцовства, становлению отцовского самосознания, психологическим условиям развития личности отца во время ожидания рождения ребенка в семье.

Как нам представляется, на данном этапе развития службы психологической помощи в учреждениях родовспоможения основными направлениями ее деятельности являются следующие:

268

I. Психологическое сопровождение беременности, коррекция неадекватного стиля проживания беременности и формирование адекватного психологического компонента гестационной доминаты.

Перинатальный психолог, как правило, сталкивается с такими основными запросами на психологическую помощь и поддержку, как:

- сниженный фон настроения: «плохо», «одиноко», «никто не понимает», «ничего не хочу»; перепады настроения, эмоциональная лабильность;

- состояния повышенной тревожности, страхов: страх выкидыша или преждевременных родов, страх рождения ребенка с психическим или физическим недоразвитием, страх собственно родов (болевых ощущений, пребывания в роддоме, врачебных ошибок, невнимательности со стороны медперсонала);

- изменения внешности, потеря женской привлекательности и сексуальности. Появляются новые ощущения в теле, начинает изменяться фигура, и прогноз этих изменений может быть весьма далек от представляемого и желаемого образа себя;

- различные мифы и суеверия, связанные с беременностью и рождением ребенка;

- возможности общения, взаимодействия, налаживания контакта с ребенком на этапе внутриутробного развития;

- общение с медперсоналом;

- рождение второго и следующих детей (как отреагирует старший ребенок, как подготовить старшего ребенка к появлению младшего, как равномерно распределить внимание и любовь ко всем детям);

- отсутствие желания кормить ребенка грудью или же наоборот, тревожность, связанная с возможным отсутствием молока и невозможностью самостоятельного вскармливания;

- обучение дыхательным техникам, техникам релаксации и расслабления, применяемых во время беременности и родов;

- личные отношения, изменение супружеских взаимоотношений.

Практически за всеми этими многочисленными внешними запросами скрываются базовые чувства тревоги, страха, неуверенности в себе. Преодолеть подобные состояния помогают психологическое консультирование, применение различных техник перинатальной психотерапии и психокоррекции.

Поддержать женщину, решившую стать матерью, оказать психологическую помощь, помочь сформировать доверие к себе, научить общению с ребенком уже во время беременности, дать информацию об особенностях внутриутробного развития, обучить навыкам мы-

269

шечной релаксации, подготовить к грудному вскармливанию, подойти осознанно к беременности и материнству - эти задачи лежат в основе психопрофилактической подготовки к родам и являются нашей главной целью в работе с беременными женщинами.

II. Психологическое консультирование женщин, выразивших намерение прервать беременность.

В настоящее время на консультацию к психологу акушерами-гинекологами направляется каждая женщина, желающая прервать беременность. Однако далеко не каждая из них действительно приходит в кабинет психопрофилактики. Возможно, такие женщины по-своему правы, так как психологическое консультирование будет истинно эффективным, если у пациентки будет сформирован внутренний запрос на психологическую помощь, в противном случае подобные беседы оказываются малорезультативными. Но в любом случае подобные беседы с каждой женщиной очень важны, потому что если не удается принять решение о сохранении настоящей беременности, то эта беседа может быть полезна как профилактика дальнейших абортов и как переосмысление дальнейшего отношения к материнству.

Итоги по данной работе показывают, что от аборта отказывается одна из десяти женщин. Психологическое предабортное консультирование основывается на работе с материнскими чувствами, переживаниями женщин, образом еще не родившегося ребенка. Вместе мы пытаемся взглянуть на этот мир глазами нежеланного ребенка. Во время бесед используются наглядные материалы (например, «Дневник нерожденного ребенка», периодизация внутриутробного развития), информационные листки о последствиях аборта. Мы пробуем работать и с рациональным началом в восприятии и мышлении женщин, сомневающихся сохранять ли беременность или нет, вместе пытаемся найти позитивные моменты в сложившихся непростых обстоятельствах.

Если говорить о мотивах, побуждающих женщин делать аборты, то в основном это следующие: тяжелое материальное положение, неблагоприятные жилищно-бытовые условия, отсутствие поддержки со стороны супруга, любимого человека или родителей, еще достаточно «юный» возраст беременной и т. д.

III. Психологическое консультирование женщин, оказавшихся в какой-либо трудной жизненной ситуации.

Помимо психологического консультирования беременных во многих женских консультациях оказывается психологическая помощь и поддержка женщинам, оказавшимся в какой-либо кризисной

270

ситуации в жизни или имеющим какие-либо психологические проблемы:

• перинатальные потери;

• постабортный синдром;

• чувство одиночества;

• эмоциональные зависимости;

• горе и утрата;

• кризисные состояния и посттравматические стрессовые расстройства;

• супружеские взаимоотношения;

• детско-родительские отношения;

• различные эмоциональные проблемы и трудности;

• боли, переживания психосоматического характера.

Таким образом, психолог помогает, не выходя за пределы профессиональной этики и учитывая особенности характера женщины, её жизненную ситуацию, актуализировать положительные нравственные и моральные личностные ресурсы, которые могут привести к приемлемому в каждом конкретном случае разрешению тяжёлой жизненной ситуации.

IV. Психологическая помощь женщинам часто бывает совмещена с психологической работой в семье, семейным консультированием (супружеским и индивидуальным консультированием членов семьи), направленная на создания благоприятных внутрисемейных условий для развития семьи и ее членов. Подобная поддержка бывает часто необходима на этапах планирования беременности, ожидания рождения первого ребенка, в случае наличия в семье детей от других браков, при возможности развода и других возможных нарушениях жизнедеятельности семьи.

В настоящее время существует большое количество исследований, посвященных изучению роли матери, влиянию материнства на личностное развитие женщины и ребенка, формированию материнских чувств во время беременности, стилям проживания беременности, психологическому компоненту гестационной доминанты. В то же время, несмотря на детальное изучение аспектов материнской психологии во время беременности, учитываемых при составлении и проведении программ сопровождения беременности и подготовки к родам, а также уже самостоятельно развитую перинатальную психологию и психотерапию, перед нами встает еще ряд теоретических и практических задач, которые необходимо решать. Прежде всего представляется необходимым обращение к малоизученным вопросам, касающимся формирования отцовства, становления отцовского самосознания, психологических условий развития

271

личности отца во время ожидания рождения ребенка в семье. Понимание этих процессов необходимо при составлении программ психологического сопровождения семьи, ожидающей ребенка, совершенствовании курсов дородовой подготовки и школ будущих родителей.

Необходимо более пристально изучить данные вопросы, что позволит более эффективно решать следующие практические задачи, стоящие перед службой психологической помощи в учреждениях родовспоможения: 1) оптимизация родительской сферы мужчины во время ожидания рождения ребенка в семье; 2) разработка психотерапевтических и психокоррекционных методов оптимизации родительской сферы мужчины, психического и физического состояния родителей и детско-родительских отношений, 3) усовершенствование программ психопрофилактики для школ будущих родителей, более конструктивный подход к разработке программ «школы отцовства».

Н. В. Головешкина, А. А. Богданова

Профессионально важные качества сотрудников банка

В современной психологической науке нет однозначного взгляда на проблему профессионально важных качеств определенных профессий. Тем не менее, современные исследователи в области профессиональной успешности свидетельствуют о значимости профессионально важных качеств (ПВК) для эффективной деятельности человека.

Банковское дело аккумулирует тысячелетний опыт работы кредитных учреждений, раскрывает то, что на протяжении длительного периода формировалось как обязательные принципы организации банковского хозяйства. В работе для сотрудников банка необходимы точность в выполнении подсчетов и банковских операций, пунктуальность, высокая грамотность в финансово-экономической деятельности, способность к длительному выполнению подсчетов и работе с документами.

Деньги и кредит дают обществу значительный стимул для развития, порождают целую систему особых отношений, особого порядка и высокой степени организации. Между тем с помощью банков происходят аккумулирование временно неиспользуемых свободных денежных средств, их перераспределение, «обмен веществ», использование «энергии» окружающей среды в интересах

272

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.