Научная статья на тему 'Оптимизация режимов работы грузового автопарка с применением информационных технологий'

Оптимизация режимов работы грузового автопарка с применением информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
837
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ГРУЗЫ / ОПТИМИЗАЦИЯ / МАРШРУТ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / ПРОГРАММА / ГРАФИК РАБОТЫ / EXCEL / VISUAL BASIC / TRANSPORT / OPTIMIZATION / ROUTE / ECONOMIC EFFECT / PROGRAM / WORK SCHEDULE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурьянов Алексей Иванович, Николаев Николай Николаевич

Изложена методика оптимизации процесса доставки грузов с использованием информационных технологий. Разработана программа составления графика работы грузовых автомобилей на маршрутах с учетом ритма работы пунктов погрузки и разгрузки, а также режимов труда и отдыха водителей. Произведена экономическая оценка эффективности работы автопарка предприятия в соответствии с графиком, составленным предлагаемой программой, в сравнении с ранее существующей методикой распределения и выпуска автомобилей на маршруты. Установлено, что применение данной программы позволяет организовать использование автомобилей более рационально и получить значительный экономический эффект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бурьянов Алексей Иванович, Николаев Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization of operating modes of cargo Motorcar Park with application of information technology

The program of scheduling of work on routes taking into account of loading and unloading points work rhythm is developed. The economic estimation of overall performance of the enterprise motor car park of according to the schedule made by the offered program, in comparison with earlier existing technique of car distribution and release on routes is made. It is established that application of this program allows to use of cars more rationally and to receive considerable economic benefit.

Текст научной работы на тему «Оптимизация режимов работы грузового автопарка с применением информационных технологий»

Литература и автоматики / Б.А. Козлов, И.А. Ушаков. -

1. Козлов, Б.А. Справочник по расчету Москва: Советское радио, 1975. надежности аппаратуры радиоэлектроники

Сведения об авторах

Царев Юрий Александрович - д-р техн. наук, профессор, зав. кафедрой технического сервиса машин Донского государственного технического университета (г. Ростов-на-Дону). Тел. (863)2589008. E-mail: kaf_service@iem.donstu.ru.

Филобок Сергей Викторович - генеральный директор ООО ГК «Техноком» (г. Ростов-на-Дону). Тел. 8(863)2552501. E-mail: FilobocCV@technocom-ug.ru.

Information about the authors

Tsarev Yuri Alexandrovich - Doctor of Technical Sciences, chief of the technical service of cars department, Don State Technical University (Rostov-on-Don). Phone: 8(863)2589008. E-mail: kaf_service@iem.donstu.ru.

Fhilobok SergeyViktorovich - general director of Limited Liability Company "Techno-com"(Rostov-on-Don). Phone: 8(863)2552501. E-mail: FilobocCV@technocom-ug.ru.

УДК 631.37.001.42

ОПТИМИЗАЦИЯ РЕЖИМОВ РАБОТЫ ГРУЗОВОГО АВТОПАРКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

© 2011 г. А.И. Бурьянов, Н.Н. Николаев

Изложена методика оптимизации процесса доставки грузов с использованием информационных технологий. Разработана программа составления графика работы грузовых автомобилей на маршрутах с учетом ритма работы пунктов погрузки и разгрузки, а также режимов труда и отдыха водителей. Произведена экономическая оценка эффективности работы автопарка предприятия в соответствии с графиком, составленным предлагаемой программой, в сравнении с ранее существующей методикой распределения и выпуска автомобилей на маршруты. Установлено, что применение данной программы позволяет организовать использование автомобилей более рационально и получить значительный экономический эффект.

Ключевые слова: транспорт, грузы, оптимизация, маршрут, экономический эффект, Excel, Visual Basic, программа, график работы.

The program of scheduling of work on routes taking into account of loading and unloading points work rhythm is developed. The economic estimation of overall performance of the enterprise motor car park of according to the schedule made by the offered program, in comparison with earlier existing technique of car distribution and release on routes is made. It is established that application of this program allows to use of cars more rationally and to receive considerable economic benefit.

Key words: transport, optimization, route, economic effect, Excel, Visual Basic, program, work schedule.

Автомобильный транспорт ООО приятий-поставщиков (обычно, сельскохо-«Экспресс-Логистика» производит достав- зяйственных предприятий) на места хране-ку сельскохозяйственных грузов от пред- ния и переработки ассоциации «Южные

34

независимые компании» (ЮНК), транспортным подразделением которой оно и является.

Перевозка грузов осуществляется в соответствии с информацией менеджеров отдела закупки, составляемой ежедневно. Отдел закупки осуществляет также планирование количества автомобилей для осуществления перевозок по каждой сделке (маршруту).

Затем сотрудники транспортного подразделения (ООО «Экспресс-Логистика») определяют количество и марки доступных на данный день автомобилей и корректируют количество автомобилей по каждой сделке.

Диспетчер определяет режим выпуска автомобилей в рейс по каждому маршруту и выписывает путевые листы.

В процессе планирования и осуществления перевозок по маршруту в данном предприятии возникают определенные проблемы:

1) количество автомобилей, заявленных менеджерами отделами закупки, в сумме может превышать количество доступных для перевозки (по технической готовности, режимам труда и отдыха водителя и т.п.);

2) время выпуска автомобилей в рейс не соответствует ритму работы погрузочных пунктов, в результате чего заведомо возникают непроизводительные простои автомобилей в ожидании начала погрузки;

3) график прибытия автомобилей в пункт разгрузки не согласован с ритмом работы разгрузочных механизмов, в результате чего также возникают непроизводительные простои автомобилей в ожидании разгрузки;

4) отсутствует методика расчета количества автомобилей по маршрутам и составления графиков их движения;

5) часто не соблюдаются режимы труда и отдыха водителей.

В результате всех этих проблем имеющийся автопарк используется не эффективно, и увеличение автопарка в 1,5 раза не

привело к ожидаемому росту провозной способности, но при этом значительно возросли издержки на его содержание.

Для решения возникших проблем предлагается внедрить на предприятии программу формирования графиков работы грузовых автомобилей с учетом режимов труда и отдыха водителей.

По заказу ООО «Экспресс-Логистика» на хоздоговорной основе (х/д № 256 от 07.11.2011) на кафедре «Организация перевозок» ФГБОУ ВПО АЧГАА разработана программа «Программа формирования графика работы грузовых автомобилей на маршрутах». Данная программа формирует графики работы грузовых автомобилей на маятниковых маршрутах при перевозке насыпных грузов с учетом режимов и ритмов работы погрузочных и разгрузочных пунктов, а также режимов труда и отдыха водителей.

Программа написана в Microsoft Visual Basic 6.3 (VBA в MS Excel) и имеет объем всего 200 кБайт.

В программу вводятся данные обо всех автомобилях предприятия, пригодных для перевозок данного вида грузов (рис. 1). В ООО «Экспресс-Логистика» основными грузами являются пшеница, подсолнечник, ячмень, кукуруза, рапс и подсолнечный шрот. Для перевозки используются автомобили КАМАЗ различной модификации с прицепами СЗАП.

При этом в колонку Е «Доступность автомобиля» проставляется (или выбирается) признак его доступности к использованию на перевозках на текущую дату: 1 -автомобиль доступен и может быть назначен на маршруты; 0 - автомобиль не доступен (по техническим или иным причинам).

Выбор автомобилей для перевозок проводится по минимуму критерия, приведенного в колонке D. В данном случае это тариф (руб./т-км) на перевозку грузов автомобилем, но может быть любой другой выбранный предприятием критерий, внесенный в колонку D.

А 1 В 1 с 1 1) 1 Ь р

1 Аи 1 имиСили

2 Нин»)! аыиплиЬили Марл;а аыимиЬилн с прицепом I рузоп идьдм 1 1 а[-1иф руЬ/| к.м Дии гупность ан1пмпБиля (Р и пи -| ) 1)ад 1 ци 1 1 С"" ант| мар Ут

Я уиу1вм еэ КамАЗ 5Э2'1 6 N 25.0 РВ.7Э 1

Л VI 72сх 23 КамАЗ 532-1 5 N 25,0 69,73 1

Ь у^ЫЬсн 2 1 КамАЗ 532-1 5 N 25.0 ьы./а 1

Ь у2 Е 7 СИ У:-! КамАЗ 5321 5 М 25.0 вгэ./э 1

7 н2ЭЕну23 КамАЗ 5321 5 М 25,0 а'-Н,/^ 1

8 н7Я7ну 73 КамАЗ 5321 М 25.0 63,73 1

Н541 г.у 23 КамАЗ 532-1 5 N .-"'." 89 ,7В 1

10 н!5*1 Пг.у КамШ а и 1^1 3 N 2Ь,и 63,73 1

1 1 НбЮСУ 23 КамАЗ 3321 й N 26.11 ПЭ ,73 1

■11 а072ус90 КамАЗ 5321 N 23,[ 1 ПД ,73 1

1П КамДЛ Л 3 71 Л N 7Л.П ПЭ.7Л 1

1/1 а970у1.-99 КамАЗ 5321 5 N 25.0 ПЯ.7Л 1

в704нн 23 КамАЗ 5321 09,

16 р4Э1ии 23 КамАЗ 5321 2 25.0 ЬУ./У 1 -

1/ ии '2'А КамАЗ 532-1 2 25.0 аи./у

1И р 4 □ 7 □ □ 23 КамАЗ 5321 2 25,0 В'.ну^ п

Г-Н р433оо 23 КамА35920 25,0 еэ.73 1 г

Рис. 1. Характеристики автомобилей

В область в диапазоне Н25:М33 (рис. 2) заносятся данные о режимах труда и отдыха водителей (колонка Н); наименования (вид) перевозимых предприятием грузов (можно изменять по усмотрению пользователя, но одновременно не более 6); коэффициент использования грузоподъемности по каждому виду груза; производительность раз-

грузочного механизма по каждому виду груза и количество постов разгрузки на предприятии по каждому виду груза.

В ячейку М28 заносится дата начала погрузки по маршрутам (сделкам), то есть дата, на которую производится распределение автомобилей по маршрутам (сделкам).

Брпмп ПТД1.ПГЛ ППГ.ПГ; рейса,ч Гёхнологические характеристики груза

Пид груза Коэф. использования 1 р уео подъем но сти ПминииидтиЛЫ1и1-|Ь разгрузочного механизма, т/ч Киличииви разгр^очных постое Дата начала пог рузки -

Ьремя отдыха в течение [.1 и И1. :.1, Ч 11шеница 1 1 28.10.11

Подсолнечник 0,6 70 2

3 Кукуруза и ,И4 1ии 2

Ыремя непрерывной раОшы, ч Шрот и,И 40 1

1 'ами 0,7 ■¿и 1

1? пчмпи, 0,9 г.п 1

Рис. 2. Режимы труда и отдыха водителей, характеристики грузов, разгрузочных механизмов, их количество, дата начала погрузки

Рис. 3. Характеристики маршрутов

С! | Р! | Э

Средняя техническая скорость автомобиля по маршруту, км/ч Время начала работы пункта погрузки Коэффициент использования сменного времени

55 08:00 0,70

55 08:00 0,70

55 08:00 0,70

55 08:00 0,70

55 08:00 0,70

55 08:00 0,70

55 10:00 0,70

55 08:00 0,70

55 08:00 0,70

55 08:00 0,70

55 08:00 0,70

55 08:00 0,70

55 08:00 0,70

55 08:00 0,70

55 08:00 0,70

55 12:00 0,70

В область в диапазоне Н3: Б22 в не залитые цветом ячейки (рис. 3 и 4) заносят характеристики маршрутов (сделок): номера маршрутов; объем перевозок по маршрутам; из выпадающего списка выбирают вид груза (из занесенных ранее в предыдущей области); расстояние перевозок; производительность погрузочного поста предприятия-отправителя; количество погрузочных постов (механизмов) предприятия-отправителя; суточный фонд времени предприятия-отправителя; среднюю техническую скорость по маршруту; время начала работы погрузочного пункта; коэффициент использования времени смены. Коэффициент использования грузоподъемности программа проставляет сама.

Рис. 4. Характеристики маршрутов (продолжение)

Таблица 1

Номер автомобиля Марка автомобиля и прицепа Номер маршрута График выпуска Количество ездок Требуемое время прибытия автомобилей из пунктов погрузки в пункт разгрузки

о164еа 93 КамАЗ 63190А + СЗАП 83053 7865 17.10.2011 5:00 2 17.10.2011 12:12

о166еа 93 КамАЗ 63190А + СЗАП 83053 7971 17.10.2011 6:24 2 17.10.2011 10:42

о168еа 93 КамАЗ 63190А + СЗАП 83053 7971 17.10.2011 7:36 2 17.10.2011 11:54

о169еа 93 КамАЗ 63190А + СЗАП 83053 7993 17.10.2011 4:36 2 17.10.2011 13:42

р801ем93 КамАЗ 63190А + СЗАП 83053 7993 17.10.2011 5:54 1 17.10.2011 15:48

р845ем93 КамАЗ 63190А + СЗАП 83053 7993 17.10.2011 7:12 1 17.10.2011 17:18

р846ем93 КамАЗ 63190А + СЗАП 83053 7993 17.10.2011 8:30 1 17.10.2011 17:36

р855ем93 КамАЗ 63190А + СЗАП 83053 8048 17.10.2011 4:36 2 17.10.2011 13:24

р857ем93 КамАЗ 63190А + СЗАП 83053 8048 17.10.2011 5:54 1 17.10.2011 15:12

в260св93 КамАЗ 65117-62 + СЗАП-8357-02 8048 17.10.2011 7:12 1 17.10.2011 17:00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Управление работой программы осуществляется с помощью трех кнопок (рис. 5).

В результате работы программы формируется график работы автомобилей на маршрутах (табл. 1).

В результате работы программы установлено, что для выполнения заданного объема работ необходимо 53 автомобиля.

График работы автомобилей на данных маршрутах, составленный специалистами предприятия без использования ин-

формационных технологий, представлен в таблице 2.

Из таблицы 2 видно, что все назначенные автомобили предприятие отправляло одновременно, а если погрузка каждого из них длится около 1 часа, то очевидно, что при этом неизбежны непроизводительные простои автомобилей. Такие же простои возникают в пункте разгрузки. На 17.10.2011 г. предприятием были выпущены в рейс 80 автомобилей.

- | Назначить | Заполнить сводные данные (нажинать последней и только после проверки результатов!) |

еле Технологические характеристики груза

Ь1",-.,-. .4-. папа п ■ АААА|| 1 ПйПИЛПЛЯИТПП! 1 1 ПЛТ1 1 |/"пПШ Ш^ТПП с_________ 1

Рис. 5. Кнопки управления

Таблица 2

Назначение автомобилей без использования информационных технологий (фрагмент)

Номер маршрута (сделки) Наименование предприятия-отправителя Суточный объем перевозок, т Вид груза Расстояние перевозок, км Количество автомобилей, шт. Время выхода на маршрут Время возвращения (план)

ООО «Заречье» с. Белая

7865 Глина Белоглинского р-на, Краснодарский край 75 Подсолнечник 115 1 06:00 12:50

ИП «Фетисова О.И.»

7971 ст. Нововладимирская Тбилисского р-на, Краснодарский край 125 Подсолнечник 60 3 7:00 10:00

ЗАО «Марьинское»

7993 ст. Успенская Успенского р-на, Краснодарский край 200 Подсолнечник 132 5 5:40 11:04

ООО «Изида-Агро»

8048 г. Белореченск Белореченского р-на, Краснодарский край 150 Подсолнечник 130 5 6:00 11:40

Оценка экономической эффективно- онных технологий показала, что годовая сти оптимизации режимов работы грузово- экономия затрат может составить около го автопарка с применением информаци- 9,5 млн руб., а чистый дисконтированный

38

доход за срок полезного использования автомобилей (семь лет) может составить более 43 млн руб.

Литература

1. Таха, Хэмди А. Введение в исследование операций / Хэмди А. Таха - Москва:

Издат. дом «Вильямс», 2005. - 912 с.

2. Гладкий, А.А. Excel. Трюки и эффекты / А.А. Гладкий, А.А. Чиртик. -Санкт-Петербург: Питер, 2006.- 368 с.

3. Фрай, К. Хитрости Excel. - Санкт-Петербург: Питер, 2006. - 368 с.

Сведения об авторах Бурьянов Алексей Иванович - д-р техн. наук, профессор кафедры организации перевозок Азово-Черноморской государственной агроинженерной академии (г. Зерноград). Тел. 8(86359)43-0-94.

Николаев Николай Николаевич - канд. техн. наук, доцент кафедры организации перевозок Азово-Черноморской государственной агроинженерной академии (г. Зерно-град). Тел. 8(86359)43-8-49.

Information about the authors Buriyanov Alexei Ivanovich - Doctor of Technical Sciences, professor of the transportation arrangement department, Azov-Black Sea State Agroengineering Academy (Zernograd). Phone: 8(86359)43-0-94.

Nikolaev Nikolai Nikolaevich - Candidate of Technical Science, associate professor of the transportation arrangement department, Azov-Black Sea State Agroengineering Academy (Zernograd). Phone: 8(86359)43-8-49.

УДК 636.002.5:637.116

К ОБОСНОВАНИЮ ПЕРСПЕКТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА И МОДУЛЬНОГО ПОСТРОЕНИЯ

МОЛОЧНОЙ ФЕРМЫ

© 2011 г. В.В. Мирошникова

Рассмотрены различные технологии производства молока при различных вариантах организации и структуры стада на малых фермах. Предлагается модульное построение молочной фермы. За основу принята ферма на 50 голов с возможностью наращивания поголовья через каждые 50 коров.

Ключевые слова: ферма, корма, молоко, стадо, доильный аппарат, технология, крупный рогатый скот.

Various production technologies of milk at various variants of the organization and herd structure on small farms are considered. Modular construction of a dairy farm is offered. The farm on 50 head of cattle with possibility of escalating of a livestock through each 50 cows is accepted for a basis.

Key words: farm, forages, milk, herd, milking machine, technology, horned cattle.

В России проблема производства мо- столетия, когда коров в стране было в 4.. .5

лока и обеспечения населения молочными раз больше, чем в настоящее время, и

продуктами возникла давно. Даже в вось- внедрялись самые различные проекты мо-

мидесятые-девяностые годы прошлого лочных ферм, производство молочных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.