Научная статья на тему 'Оптимизация региональной налоговой политики в Орловской области'

Оптимизация региональной налоговой политики в Орловской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
596
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ / ПОЛИТИКА / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАЛОГОВЫХ СТАВОК / НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плахов А. В.

Эффективная региональная налоговая. политика способствует, росту всех социально-экономических показателей региона. В данной статье сформулирован ряд рекомендаций по оптимизации налогообложения, хозяйствующих субъектов с использованием. накопительного инвестиционного депозита и дифференциации ставок по налогу на имущество организаций в Орловской области. В ходе реализации этого направления налоговой политики. будут, достигнуты, и. другие результаты., в частности, рост, налоговых баз, наращивание налогового потенциала и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация региональной налоговой политики в Орловской области»

УДК 366.221

Плахов А.В.,

Орловский государственный аграрный унивеситет, кадидат экономических наук, доцент кафедры финансы, инвестиции и кредит (Российская Федерация, Орел)

Оптимизация региональной налоговой политики в Орловской области

Одним из действенных инструментов регулирования темпов экономического роста является налоговая политика, реализуемая в данном регионе. Налоговая политика представляет собой систему мероприятий в области налогов и сборов. Именно налогообложение содержит действенные инструменты стимулирования инновационного и инвестиционного развития, способствует повышению конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и является основой макроэкономического регулирования2. Следовательно, обязательным условием реализуемой налоговой политики должна стать ее эффективность, так как только эффективная налоговая политика способствует росту всех социально-экономических показателей. В связи с этим необходимым условием разработки эффективной региональной налоговой политики становится проведение оценки влияния налоговой политики на развитие региона.

Основные проблемы Орловской области в сфере налоговой политики заключаются в упрощенном подходе к оценке налогового потенциала региона. Для оптимизации региональной налоговой политики в Орловской области необходимо разработать алгоритм ее последовательного формирования с учетом комплексного подхода.

На начальном этапе для четкого определения проблем и постановки соответствующих целей необходимо

Эффективная региональная налоговая политика способствует росту всех социально-экономических показателей региона. В данной статье сформулирован ряд рекомендаций по оптимизации налогообложения хозяйствующих субъектов с использованием накопительного инвестиционного депозита и дифференциации ставок по налогу на имущество организаций в Орловской области. В ходе реализации этого направления налоговой политики будут достигнуты и другие результаты, в частности, рост налоговых баз, наращивание налогового потенциала и др.

Ключевые слова: налоговая политика, дифференциация налоговых ставок, налоговый потенциал

провести ретроспективный анализ реализации налоговой политики в регионе и наметить перспективы её развития. Определение налогового потен-

циала региона будет способствовать формированию устойчивой нормативной базы плановых органов региональных нал оговых служб (рисунок 1).

Цели региональной налоговой политики

X

ш с; со

с

>

о |_

о

X .0

X

О X X ш со н о

о.

<

о о

о ш со

1. Формирование бюджетных доходов

1_

2. Повышение конкурентоспособности и рост деловой активности хозяйствующих субъектов

1.1. Обеспечение

сбалансированности

бюджета

1.2. Недопущение роста недоимки по налогам

2.1. Создание

благоприятных

условий для

расширения

экономической

деятельности

р « й К

з 5

н и й о

х

X

3 §

о § °

<Ц Л

я е

3 Е-

^ о

О о

й =5 к ^ й 3

¡3

ж

о

X

X

щ

-

О = о * 1 л

л I о ю

Ес Я о

1С х Я

ей х

си о

« = л 1-1

ей о

Я Я и с

<и = я

ц сг ей о = о я

си я

§ ^ ей 13

Я * о

<и Я я

13 а X <и

О о

13 э

X

§. § & й

О й

к я

й Щ

а С

2.1.1. Дифференциация ставок региональных налогов в зависимости от уровня доходов различных категорий налогоплательщиков

2.1.2. Дифференциация ставок региональных налогов в зависимости от категории объекта налогообложения

3. Обеспечение эффективности налогового контроля

3.1. Совершенствование системы налогового администрирования

2.2. Налоговое регулирование деловой активности

3.2. Внедрение

эффективной

системы

предпроверочног о анализа

3 '§

и 2 а з

со Щ

5 ю < §

I о

т к к

о

о

^^ «

Я

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<и К

т

^ X

о ч

<и ю

о

I <и к ч о = о ^ о К

со И о н «

сч

^ ю

о

2.2.1.

Последователь ное снижение налоговой нагрузки

г

3

Я

и &

о

В

5

Ж ■С I ■с

^ « §

I 8 |

3 О 8

6 и а

г Л ^

^ Ч К

■ « й

I н о

^ щ О

т Ч о

К

к

2

О

ч

к ж

0

1 I

а к о к

о о ю о <и

к

и й

О о

й «

а К

¡5 В

Рн 3

ей Ч

И «

« Й

и О

Ы

2.2.2. Поддержка и стимулирование развития малого предпринимательства

Рисунок 1 — Направления оптимизации региональной налоговой политики в Орловской области

Следующий этап заключается в формулировки и построении дерева целей.

Построение дерева целей позволяет определить полный комплекс целей и подцелей, сумма которых

соответствует формулируемой задаче.

В общем виде дерево целей региональной налоговой политики Орловской области в авторском видении можно представить на рисунке 1.

Рисунок 2 — Модель управления налогообложением в регионе1

На основе сформулированных целей можно выявить мероприятия, необходимые для реализации основной цели. Проведенные исследования позволяют разработать модель управления налогообложением в регионе (рисунок 2), которая с точки зрения комплексного подхода может рассматриваться как один из компонентов более сложной системы регионального управления налогообложением в регионе. Все цели построенного дере-

ва учитывают региональную специфику и имеют реальное содержание.

Данная модель состоит из нескольких блоков. Первый блок (I) — управляющая система и блок (II) — управляемая система. Управляющая система формирует цели (блок 1) и задачи (подцели) (блок 2). В блоке 5 производится оценка экономических и социальных показателей, а далее информация передается начальнику управления ФНС (блок 6). Основным результатом деятельности лиц, принимающих ре-

шения, является сопоставление текущего состояния параметров системы с планируемыми для данного региона значениями и выбор типа управления и управляющего воздействия.

Компетенция региональных органов власти и управления является основой механизма реализации региональной налоговой политики. В случае недостаточности и низкой эффективности предложенных мер для достижения экономического роста региона возможна подготовка предложений для реализации их на федеральном уровне.

Для оптимизации и эффективного формирования региональной налоговой политики предлагается исполь-

зовать показатели, представленные в таблице 1.

На основании анализа социально-экономического положения Орловской области и результатов региональной налоговой политики можно сформулировать ряд рекомендаций, учитывающих особенности развития Орловской области.

Основные направления развития региона требуют стимулирования отраслей специализации посредством налогообложения. В качестве таких мер предлагается введение накопительного инвестиционного депозита (НИД) на счетах целевого бюджетного инвестиционного фонда и стимулирующего режима налогообложения прибыли.

X

ш с; со

с

>

о |_

о

X .0

с

X

О X X ш со н о

о.

<

о о

X

н

о ш со

Таблица 1 — Показатели социально-экономического положения региона

Экономические показатели Социальные показатели

Уровень ВРП Среднемесячная заработная плата работников по видам экономической деятельности

Суммы налоговых поступлений в бюджетную систему

Суммы недоимки по платежам в бюджет Просроченная задолженность по заработной плате

Коэффициент зависимости бюджета региона от финансовой помощи

Показатели налоговой нагрузки на экономику региона в целом и по отраслям Денежные доходы на душу населения

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования Потребительские расходы на душу населения

Доля инвестиций в ВРП Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума

Численность малых предприятий (МП) Коэффициент Джинни по соотношению доходов наиболее и наименее обеспеченного населения

Доля продукции МП в общем объеме ВРП

Индекс физического объема производства по видам экономической деятельности Уровень безработицы в регионе

Уровень рентабельности

Стимулирующий режим налогообложения прибыли предполагает предоставление на региональном уровне накопительной льготной ставки, т.е. от 1,5% в первый год до 4,5% в четвертом году использования стимулирующего

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

режима. Кроме этого предполагается наличие возможности у налогоплательщика для целевого использования высвобождающихся средств при экономии налоговых платежей по налогу на прибыль. Данная возможность за-

ключается в резервировании суммы налоговой льготы на специальных накопительных инвестиционных депозитах (НИД) на счетах целевого бюджетного инвестиционного фонда.

Порядок формирования НИД представлен на рисунке 3. Сумма «налоговой экономии» аккумулируется на счетах целевого бюджетного инвестиционного фонда (ЦБИФ). Налогоплательщикам предоставляется возможность использовать данные средства на счетах исключительно только для капитальных вложений. В особых случаях (например, угроза банкротства, чрезвычайные ситуации и т.д.) по решению региональных органов власти эти средства могут быть использованы организациями и на другие цели. Преимущества предложенной схемы для регионального бюджета заключаются в повышении инвестиционной привлекательности региона, а в среднесрочной перспективе и в увеличении налоговых доходов регионального бюджета.

Очевидными преимуществами для налогоплательщиков являются возможность накопления средств на приобретение оборудования для основного производства при одновременной защите средств от инфляции; снижение рисков, связанных с налоговым контролем, в связи с мероприятиями по оптимизации налогообложения и достижению уровней рентабельности и налоговой нагрузки ниже рекомендованных ФНС России.

Данную схему предполагается ввести для нескольких организаций, которые будут выбраны посредством проведённого конкурса «Добросовестный налогоплательщик». В результате выбрать 10—15 организаций и предоставить им привилегированно-стимулирующую шкалу налогообложения, в результате чего налогоплательщики будут стремиться к добросовестной уплате налогов, что повысит их имидж и будет выгодно для них.

Рисунок 3 депозита

— Схема использования накопительного инвестиционного

X

ш с; со

с

>

О |_

О X .0

5

с

X

О X X ш со н о

о.

<

о о

X

н

о ш со

В целях наиболее наглядного представления экономического эффекта от предложенных мероприятий произведем расчет дополнительных налоговых поступлений при введении стимулирующего режима налогообложения прибыли.

Налоговая база для начисления налога на прибыль в 2013 году составила 15318,3 млн. руб., а в бюджет области поступило 2757,3 млн. руб. В связи с введением льготных ставок налогообложения поступления в бюджет каждый год, в течение четырех лет, будут снижаться, и при неизменной величине налоговой базы потери регионального бюджета составят:

1 год — 229,8 млн. руб.

2 год — 383 млн. руб.

3 год — 536 млн. руб.

4 год — 689,3 млн. руб.

Итого потерь за 4 года — 1838,1 млн. руб.

Однако стимулирующий режим налогообложения прибыли по моему мнению, позволит вывести из тени около 20% прибыли организаций или приблизительно 3064 млн. руб. Соответственно доначисление налогов и их дополнительные поступления повысятся на:

в 1-й год — 3064 млн. руб. * 16,5 = 505,6 млн. руб.

во 2-й год — 3064 млн. руб. * 15,5 = 475 млн. руб.

в 3-й год — 3064 млн. руб. * 14,5 = 444,2 млн. руб.

в 4-й год — 3064 млн. руб. * 13,5 = 413,6 млн. руб.

Итого — 1838,4 млн. руб.

Данные расчеты показывают полное покрытие бюджетных потерь за счет повышения добросовестности налогоплательщиков. Очевидно, что дополнительные поступления будут еще выше, если использовать в расчетах коэффициенты инфляции и дисконтирования.

Другим не менее значимым предложением по оптимизации налоговой политики может стать введение дифференцированных налоговых ставок по налогу на имущество организаций (табл. 2).

Основная цель введения дифференцированных ставок по налогу на имущество организаций заключается в поддержке стратегически значимых отраслей региона3 и создании условий для льготного малого и среднего бизнеса в регионе.

В данной шкале применяются одновременно два уровня дифференциации ставок — по стоимости имущества и по сроку действия льготы. Для Орловской области это является оправданным, так как позволит использовать льготы по налогу на имущество не только крупным инвесторам, но и субъектами малого и среднего бизнеса, иным налогоплательщикам, осуществляющим инвестиционную, инновационную деятельность, а также деятельность, связанную с реализацией национальных проектов.

Таблица 2 — Шкала дифференцированных ставок по налогу на имущество организаций

Первоначальная стоимость имущества, тыс. руб. Ставка налога, % Срок действия льготы

до 7 000 0,1 1 год

от 7 000 до 12 000 0,6 2 года

свыше 12 000 1,1 3 года

Предложенная шкала ставок налогообложения, несомненно, приведёт к некоторым потерям налогов регионального бюджета, однако в будущем они будут компенсированы притоком новых инвесторов.

Оценка экономического эффекта от реализации предлагаемых меропри-

ятий позволяет сделать вывод о целесообразности внедрения механизмов стимулирования на региональном уровне, причем их применение даже в среднесрочной перспективе будет иметь положительное значение для экономического развития региона.

В ходе реализации этого направления налоговой политики будут достигнуты и другие результаты, в частности

рост налоговых баз, наращивание налогового потенциала, рост занятости населения с одновременным ростом располагаемых денежных доходов населения. В конечном итоге это является одной из ступеней для достижения конечной цели региональной налоговой политики, дифференцированной в зависимости от социально-экономического положения региона.

1 Бушинская Т.В. Региональная налоговая политика и особенности её реализации на примере Тульской области: Диссертация... кандидата экономических наук: 08.00.10 / Бушинская Татьяна Владимировна [Место защиты: Всерос. заоч. финансово-эконом. ин-т]. - Москва, 2009. - 209 с.

2 Васютин Ю.С., Дорохова Ю.В. Теоретические основы разработки социальных программ для развития социально-экономических процессов региона//Среднерусский вестник общественных наук-2012.- № 4/2. — С.140-148

3 Пакулина И.С. Приоритеты государственной политики в социальной сфере// Среднерусский вестник общественных наук-2012. - № 4/2. - С. 174-178

Plakhov A.V. — Doctor of Economic Sciences, Docent, Orel State Agrarian University, Russian Federation, Orel, e-mail: [email protected]

OPTIMIZATION OF REGIONAL TAX POLICY IN THE OREL REGION

In the article the author gives a number of recommendations on optimization of taxation of business entities with cumulative investment deposit and differentiation of rates on property tax in the Orel region. The implementation of this tax policy mechanism will contribute to the growth of the tax base and the tax capacity in the region.

Keywords: tax policy, differentiation of tax rates, tax potential

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.