Научная статья на тему 'Оптимизация размещения сервис-центров промышленного предприятия'

Оптимизация размещения сервис-центров промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
429
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРВИС / ОПТИМИЗАЦИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ / МАТРИЦА РАССТОЯНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенов В. М., Васильева О. Е.

В статье раскрыты особенности рынка сельскохозяйственной техники в условиях современного экономического кризиса, основные классы факторов его сегментации; рассмотрена задача оптимизации размещения сервисных центров обслуживания сельхозтехники на примере ОАО «Кургансельмаш».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация размещения сервис-центров промышленного предприятия»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2009 ЭКОНОМИКА Вып. 1(1)

УДК 336.76:330.16

ОПТИМИЗАЦИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ СЕРВИС-ЦЕНТРОВ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

В.М. Семенов, д. экон. наук, проф., зав. кафедрой экономики и маркетинга О.Е. Васильева, к. экон. наук, доцент кафедры экономики и маркетинга

ГОУВПО «Курганский государственный университет», 640669, г. Курган, ул. Гоголя, 25 Электронный адрес: Sial2F@yandex.ru

В статье раскрыты особенности рынка сельскохозяйственной техники в условиях современного экономического кризиса, основные классы факторов его сегментации; рассмотрена задача оптимизации размещения сервисных центров обслуживания сельхозтехники на примере ОАО «Кургансельмаш».

Ключевые слова: сервис, оптимизация размещения, матрица расстояний.

Основной проблемой сельско-

хозяйственных предприятий (коллективных и фермерских хозяйств) является экономическая неспособность приобрести необходимую сельскохозяйственную технику и оборудование, провести качественное сервисное обслуживание не только при помощи производителя данной техники, но и собственными силами.

Применительно к современной

кризисной ситуации основными

особенностями рынка сельскохозяйственной техники в РФ являются:

1) относительно незначительное

количество производителей сельскохозяйственной техники и как следствие -высокая степень монополизации рынков сложной продукции производственно-

технического назначения для сельскохозяйственных отраслей;

2) специализация большинства

производителей на отдельных типах или группах сельскохозяйственной техники;

3) стремление к диверсификации и налаживание деятельности по комплексному сервисному сопровождению выпускаемой техники.

Проведенные исследования показали, что могут быть выделены основные классы факторов сегментации техники

сельскохозяйственного назначения [1]:

- наличие тенденции к объединению как производителей техники и посредников, так и потребителей данной техники и оборудования;

- необходимость обеспечения

дифференцированных потребностей

потребителей, что обусловлено их собственными особенностями и особенностями

потребляемых видов сельскохозяйственной техники;

- географическая рассредоточенность

потребителей техники, обладающих

однородными потребностями;

- необходимость оптимального

распределения функций сервисного обслуживания сельскохозяйственной техники между производителем и потребителем.

Два последних из вышеперечисленных факторов обусловливают необходимость рассмотрения задачи оптимизации

размещения сервисных центров предприятий

- производителей сельскохозяйственной техники.

Структура экономико-математической

модели оптимизации количества и размещения сервисных центров сводится к решению задачи прикрепления друг к другу сервис-центров (источников услуг) и предприятий -потребителей (точек возникновения

потребностей в сервисе). Реализация модели осуществляется в четыре этапа.

Этап 1. Выделение зон обслуживания

На первом этапе решается задача идентификации сегментов потребителей сопровождаемой сервисом техники по

географическим зонам и прикрепления их к зонам обслуживания, которое осуществляется с помощью симплекс-метода. Выделение зон обслуживания производится по следующим критериям:

- пространственное размещение потребителей сопровождаемой сервисом техники;

- объемы потребности в сервисе;

© Семенов В.М., Васильева О.В., 2009

- возможность обеспечения оперативного обслуживания;

- ориентировочное количество центров, которое планируется создать.

Идентификация зон обслуживания осуществляется на основе выполнения следующих процедур:

- прогноз потребности в техническом, информационном и продвигающем сервисе в точках ее возникновения;

- построение матрицы расстояний между точками возникновения потребности в сервисе;

- выделение зон обслуживания по параметру «производственная мощность сервис-центра».

В основу расчета потребности в сервисе положен метод прогнозирования на основе анализа конечного использования

сопровождаемой сервисом техники у потребителя [2].

Объем потребности в техническом сервисе каждого конкретного потребителя рассчитывается по формуле

"норм

От = кт X К X К X ст

^7 норм I 7 Ч

(1)

где 7 - объем потребности в

техническом сервисе 1-го потребителя, руб.;

7 т

к норм - нормативный коэффициент

технического сервиса, отражающий количество часов технического обслуживания, которое приходится согласно «Регламенту по сервисному техническому обслуживанию» на каждый час работы сопровождаемой техники у потребителя;

К7 - фонд времени работы единицы сопровождаемой техники у 1-го потребителя, ч;

К - численность парка сопровождаемой техники у 1-го потребителя,

ед.;

т

сч - стоимость одного часа

технического обслуживания производителем техники по смете, руб./ч.

Объем потребности в

информационном сервисе в каждой точке ее возникновения определяется следующим образом

ои = К в

ввг х суд ,

(2)

О и

7 - объем потребности в

информационном сервисе 1-го потребителя, руб.;

К-' ввг - прогноз ввода в

эксплуатацию 1-м потребителем техники, ед.;

с- стоимость информационного

сервиса в расчете на единицу техники смете, руб./ед.

И, наконец, объем потребности в продвигающем сервисе каждого конкретного потребителя рассчитывается как:

пр х спр

уд •

(3)

где - объем потребности в

продвигающем сервисе 1-го потребителя, руб.;

3пр - доля сопровождаемой техники, приобретаемой по схемам продвигающего сервиса, в общем объеме продаж производителя, сложившаяся на данный момент;

Суд - стоимость информационного

сервиса в расчете на единицу техники смете, руб./ед.

Тогда суммарная потребность в сервисе (рсУм может быть получена

суммированием потребностей потребителя в трех видах услуг:

ОСум = от + ои + ОТ- (4)

Затем строится матрица протяженности транспортных коммуникаций (матрица расстояний) между парами точек

возникновения потребности в сервисе 1Ы1

размером П X п (7= 1,п (строки) и у = 1,п (столбцы) - количество потребителей обслуживаемой техники в данном географическом районе), элементы которой затем перегруппировываются в порядке увеличения расстояния по столбцу, которому соответствует минимальная сумма расстояний:

у : тт

7

(5)

На основе перегруппированной матрицы расстояний строится другая, элементами которой будут служить объемы суммарной потребности в сервисе.

Выделение зон обслуживания осуществляется на основе последовательного суммирования элементов матрицы по столбцам и сравнения накапливаемых сумм с проектной производственной мощностью сервисного центра. Критерием окончания выделения

п

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

очередной зоны обслуживания является соблюдение нестрогого неравенства вида

(6)

j=і

где Пя - количество потребителей, выделяемых в Я-ую зону обслуживания

____ т

(я = 1,т , ^п8 = п);

я=1

П^4Ц - проектная мощность сервис-

центра, руб.

Далее накопление суммы объемов

потребности в сервисе возобновляется с Пя

потребителя до очередного соблюдения неравенства (6).

Таким образом все точки возникновения потребности в сервисе (потребители обслуживаемой техники) будут прикреплены к выделенным зонам обслуживания.

Этап 2. Проверка оптимальности выделения зон обслуживания

В качестве критерия оптимальности используется показатель равномерности распределения плотности объемов потребности в сервисе по зонам обслуживания.

Главная задача этого этапа - проверить оптимальность выделения зон обслуживания по степени отклонения меры плотности потребности в сервисе в зонах от меры плотности потребности в сервисе в данном регионе (рынке). Для этого строятся матрицы потребностей в сервисе в каждой из выделенных зон обслуживания всех видов

сервиса: \ш\ (я е1,т ,7е1,п? ,к е1,р)

- матрица потребностей в к-ом виде сервиса 1-го потребителя в я-ой зоне обслуживания.

Таких матриц будет р х т .

В каждой из матриц потребностей в сервисе в данной зоне обслуживания я по каждому виду услуг к определяется

максимальное

Qg

k max

и минимальное

Qg

k min значения. Таких пар получится p (по числу видов услуг):

- матрица max, (7)

max

k

min

k

tel IN q tel N Q

k

g max

k

g min

- матрица min. (S)

Рассчитывается мера плотности потребности в сервисе в каждой из выделенных зон обслуживания, которая представляет собой меру разброса между максимальной и минимальной потребностями:

Dg =

\ ' (Qk Qk . \

\^Qg max ^Qg min /

(9)

k=і

где

D„

^ - мера плотности

(концентрации) потребности в сервисных

услугах в g-ой зоне обслуживания, руб.

Из множества матриц максимальных значений потребности в сервисе по зонам обслуживания (матрицы однострочные)

строится одна по такому принципу: строки

соответствуют зонам обслуживания, столбцы -видам услуг:

Q

Q

Q

Q

1max

k

2 max k

g max

DDE

О

k

m max

по которой определяем максимальное значение потребности по каждому виду услуг:

max

k

I Qk }

g max

Qmk

(І0)

Аналогичную процедуру применяем ко множеству матриц (тоже однострочных) минимальных значений:

1min

k

Qo

-s^2min

k

DDE

Qg

g min

О

Q

k

m min

min I

k

|Qk . ||}= Qk

min J

(11)

Рассчитывается мера плотности потребности в сервисе в данном регионе (рынке):

D =

"V Qk _ Qk Ї

\Qmax Qmin J

(12)

k=1

где & - мера плотности (концентрации) потребности в сервисных услугах в данном регионе (рынке), руб.

Проверка оптимальности

осуществляется следующим образом:

1, если зона я выделена оптимально: Ч * & , переход на этап 3;

0, если зона я выделена ошибочно: Ч > & , возврат на этап 1. (13)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этап 3. Определение функциональноспециализированной ориентации сервис-центра

Специализация сервис-центра

определяется в зависимости от доминирования в общем объеме потребности в сервисе того или иного вида услуг:

- сервисный центр, ориентированный на

инженерно-техническое обслуживание

потребителей (высокая потребность в техническом сервисе);

- сервисный центр, ориентированный на содействие сбыту и продвижение обслуживаемой технической продукции (высокая потребность в информационном и продвигающем сервисе).

Анализ матриц

позволяет

определить технологическую (функциональную) специализацию сервисных центров:

- сервисный центр Я

ориентирован на инженерно-техническое обслуживание, если соблюдается нестрогое неравенство вида:

(14)

7=1

I=1

в левой части которого - потребность в техническом сервисе данной зоны обслуживания, а в правой - сумма потребностей соответственно в информационном и продвигающем сервисе;

- сервисный центр Я

ориентирован на содействие сбыту и продвижение техники, если суммарная потребность данной зоны обслуживания в информационном и продвигающем сервисе превышает потребность в техническом обслуживании, т. е. при соблюдении следующего строгого неравенства:

пя , \ пя

ЕЖ+оп )>! от.

(15)

7 =1

7 =1

Этап 4. Оптимизация размещения сервис-центров в зонах обслуживания

На данном этапе решается

традиционная производственно-

транспортная задача оптимизации размещения сервис-центров по двум критериям (третий критерий в виде ограничения по мощности сервисных центров учтен на ранних этапах):

- минимальное расстояние до

потребителей (требование оперативности

обслуживания);

- высокая концентрация потребности в сервисе (требование эффективности сервиса для производителя).

При этом необходимо проанализировать следующие факторы [3, 4]:

- объемы производства у потребителей обслуживаемой техники;

- протяженность транспортных

коммуникаций;

- комплектность обслуживаемой техники;

- финансовое положение потребителей;

- требования потребителей к

оперативности обслуживания.

Задача данного этапа - найти место размещения сервис-центра, наиболее оптимально расположенное к потребителям данной зоны обслуживания. Для этого строятся матрицы протяженности транспортных коммуникаций между потребителями в каждой

из выделенных зон обслуживания:

(я е 1, т, 7 е 1, п , у е 1, п^ ) - матрица

протяженности транспортных коммуникаций между потребителями 1 и ] в я-ой зоне обслуживания, км.

В качестве критерия оптимальности выступает минимальная сумма протяженности транспортных коммуникаций от потребителя (1 или ]) до остальных в данной зоне обслуживания, т. е.

шт

или

шт

7=1

в

Е 5,

7=1

по строке

- по столбцу. (16)

Место расположения потребителя 1 (по строке) или '} (по столбцу) выбирается в качестве размещения сервисного центра, обслуживающего зону я.

В результате апробации данной модели была решена локальная задача оптимизации количества и территориального размещения сервисных центров производителя

сельскохозяйственной техники - ОАО «Курганский завод сельскохозяйственного машиностроения» (г. Курган), обслуживающих потребителей продукции этого предприятия -минимолокозаводов, в зонах обслуживания регионального рынка Курганской области. Результаты апробации модели в

интегрированном виде представлены в таблице.

п

п

Таблица

Результаты апробации модели оптимизации количества и размещения сервис-центров в

ОАО «Кургансельмаш»

Показатели Зона обслуживания №1 Зона обслуживания №2

Количество прикрепленных точек возникновения потребности в сервисе 7 4

Суммарная потребность в сервисе 18 785 тыс.руб. в год 18 861тыс.руб. в год

Мера плотности распределения потребности в сервисе 23 280 руб. 33 113 руб.

35 192 руб.

Функционально -специализированная ориентация сервис-центра Инженернотехнический сервис Инженернотехнический сервис

Место размещенеия сервис-центра Песьяное Песчанское

Суммарная протяженность транспортных коммуникаций между сервис-центром и точками возникновения потребности в сервисе 567 км 564 км

В результате идентификации сегментов потребителей минимолокозаводов -

сельскохозяйственных предприятий были выделены две зоны обслуживания: первая из них объединила Кетовский, Притобольный и Куртамышский районы; вторая - Щучанский, Шадринский, Катайский. Оба центра будут иметь инженерно-технологическую

ориентацию.

В настоящее время авторами модели ведется разработка последующих этапов оптимизации, имеющих своей целью расчет экономической эффективности

функционирования проектируемых сервисных центров по методу «результат - затраты» и расчет показателей плотности и рациональности сервисной сети в регионе (рынке).

Таким образом, управление обслуживанием эксплуатации продукции производственно-технического назначения подразумевает необходимость взаимодействия производителя и потребителя такой продукции. Одной из ключевых проблем организации такого взаимодействия является обоснование выделения зон обслуживания и выбора функционально-специализированной ориентации сервис-центров, поскольку обслуживаемая техника данного производителя применяется по назначению в территориально сильно удаленных друг от друга регионах. Для нашей страны в связи с неразвитостью наземной транспортной инфраструктуры в регионах, большим числом географически удаленных взаимодействующих предприятий,

ограниченностью их числа и производственных мощностей данная проблема стоит перед предприятием-производителем довольно

серьезно.

Библиографический список Библиографический список

1. Боровинская В.А. Организация

фирменного сервисного обслуживания промышленных предприятий / В.А

Боровинская. М.: Дело и сервис, 2001.

2. Ковалев А.И. Промышленный маркетинг / А.И. Ковалев. М.: ООО Фирма «Благовест - В», 2002. Ч.2.

3. Мате Э. Послепродажное обслуживание/пер. с фр; общ. ред. В.С. Загашвили. М.: Изд. группа «Прогресс», 1993.

4. Эффективные технологии маркетинга / Ю.А. Ковальков, О.Н. Дмитриев. М.: Машиностроение, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.