Научная статья на тему 'Формирование сервисной сети промышленного предприятия'

Формирование сервисной сети промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРВИС / ОПТИМИЗАЦИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ / РАДИУС ГРАФА / МАТРИЦА РАССТОЯНИЙ / ГРАНИЦА ИНТЕРВАЛОВ / SERVICE / DISTRIBUTION OPTIMIZATION / RADIUS OF GRAPH / DISTANCE MATRIX / INTERVAL BOUNDARY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенов Вячеслав Михайлович, Васильева Ольга Евгеньевна

В статье раскрыты особенности рынка сельскохозяйственной техники в условиях современного экономического кризиса, основные классы факторов ее сегментации; рассмотрена задача оптимизации размещения сервисных центров обслуживания сельхозтехники с учетом нечетких критериев на примере ОАО «Кургансельмаш».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Семенов Вячеслав Михайлович, Васильева Ольга Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Service quality of as a factor of the industrial enterprise competitiveness

The article concerns the peculiarities of agricultural equipment in terms of present economic crisis; main types of its segmentation factors; and the problem of the placing optimization of the farming machines bureau services is studied taking into consideration fuzzy measures by the example of joint stock со. «Kurganselmash».

Текст научной работы на тему «Формирование сервисной сети промышленного предприятия»

Управление качеством товаров и услуг

УДК 336.76:330.16 ББК 65.262.2

ФОРМИРОВАНИЕ СЕРВИСНОЙ СЕТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

В. М. Семенов, О.Е. Васильева

В статье раскрыты особенности рынка сельскохозяйственной техники в условиях современного экономического кризиса, основные классы факторов ее сегментации; рассмотрена задача оптимизации размещения сервисных центров обслуживания сельхозтехники с учетом нечетких критериев на примере ОАО «Кургансель-маш».

Ключевые слова: сервис, оптимизация размещения, радиус графа, матрица расстояний, граница интервалов.

Управление обслуживанием эксплуатации промышленной продукции подразумевает необходимость взаимодействия производителя и потребителя этой продукции. При этом можно выделить две формы реализации этого взаимодействия:

- полное неучастие производителя в обслуживании поставляемой потребителю техники, не исключающее его финансовую и юридическую ответственность за ее эксплуатационное качество (самообслуживание);

- возложение всех функций по осуществлению обслуживания на производителя техники (фирменный сервис).

При организации сервисного обслуживания следует учитывать, что предприятие, оказывающее услуги, должно располагаться в непосредственной близости от клиентов. Отсюда можно сделать вывод, что в пределах локальных географических территорий должны существовать зоны сервисного обслуживания, в пределах которых располагаются потребители сервисных услуг конкретного предприятия, имеющие определенные льготы экономического или иного характера от взаимодействия с предприятием.

Использование взаимосвязи между зонами потенциального сбыта продукции и ее сервисного обслуживания, поддающейся математической формализации, в условиях распределительного маркетинга позволяет более полно учесть экономические интересы участников рыночных отношений и во многом облегчить процесс стратегического планирования при распределении продукции производственно-технического назначения.

Одной из ключевых проблем организации системы фирменного сервиса промышленного предприятия является обоснование выделения зон обслуживания и выбора функционально-специализированной ориентации сервис-центров, поскольку сопровождаемая продукция данного производителя применяется по назначению в территориально сильно разне-

сенных регионах. Для нашей страны в связи с неразвитостью наземной транспортной инфраструктуры, большим числом географически удаленных взаимодействующих предприятий, ограниченностью их производственных мощностей данная проблема стоит перед предприятием-производителем довольно остро.

Применительно к современной кризисной ситуации основными особенностями рынка сельскохозяйственной техники в РФ являются:

1. Относительно незначительное количество производителей сельскохозяйственной техники и как следствие - высокая степень монополизации рынков сложной продукции производственнотехнического назначения для сельскохозяйственных отраслей.

2. Специализация большинства производителей на отдельных типах или группах сельскохозяйственной техники.

3. Стремление к диверсификации и налаживание деятельности по комплексному сервисному сопровождению выпускаемой техники.

Проведенные исследования показали, что могут быть выделены основные классы факторов сегментации техники сельскохозяйственного назначения [1]:

- наличие тенденции к объединению как производителей техники и посредников, так и потребителей данной техники и оборудования;

- необходимость обеспечения дифференцированных потребностей потребителей, что обусловлено их собственными особенностями и особенностями потребляемых видов сельскохозяйственной техники;

- географическая рассредоточенность потребителей техники, обладающих однородными потребностями;

- необходимость оптимального распределения функций сервисного обслуживания сельскохозяйственной техники между производителем и потребителем.

Управление качеством товаров и услуг

Два последних из вышеперечисленных факторов обусловливают необходимость рассмотрения задачи оптимизации размещения сервисных центров предприятий - производителей сельскохозяйственной техники [2].

Можно выделить следующие стратегии размещения сервис-центров [3]:

- полное исключение сервис-центров как таковых (самообслуживание потребителей);

- централизованное обслуживание предусматривает сосредоточение производственных мощностей на осуществление сервиса на самом предприятии-производителе и означает резкое удорожание сервиса и продолжительное время выполнения услуг с вытекающими из этого простоями сопровождаемой продукции;

- децентрализованное обслуживание подразумевает размещение сервис-центров в каждой из возможных точек возникновения потребности в сервисе и чревато опасностью недогрузки производственных мощностей сервис-центра и роста издержек на его функционирование в условнопостоянной их части;

- кустовое обслуживание, ориентированное на создание сервис-центров, обслуживающих несколько региональных точек возникновения потребности в сервисе, выделяемых в зоны обслуживания.

Преимущества и недостатки каждой из стратегий достаточно очевидны: чем сильнее приближены сервисные центры к потребителям, тем быстрее можно удовлетворить возникшую потребность в сервисе. При увеличении числа сервис-центров, как правило, увеличиваются накладные расходы на их содержание, но при этом можно достичь большей ритмичности обслуживания и сократить транспортные расходы.

Рассмотрим задачу оптимизации размещения сервисных центров с учетом нечетких критериев.

В качестве вершин графа выступают группы сельскохозяйственных предприятий или фермерских хозяйств, ребра - это дороги, соединяющие эти группы хозяйств, а веса ребер графа - расстояния между группами хозяйств, соединенными дорогами, заданными в виде интервалов:

[<,(*« >*/),<*/(*«,*,)]> (1) где ^(х,-,х;-) и с11(х1,х^) - соответственно расстояния между наиболее близкими и наиболее удаленными друг от друга точками групп хозяйств х,- и Xj.

Тогда нечеткие числа внешнего и внутреннего разделения могут быть рассчитаны по формулам:

*0(х/) = тах{[й,(х;,х,),4(х!,х-)]}, (2)

•?,(*,■) = тах{[фсу,хД</(х;,х,)]}. (3)

Так как в правых частях равенств присутствуют интервальные числа, то и значения чисел внешнего и внутреннего разделения будут представлять собой интервалы.

В этом случае внешний радиус графа может быть определен следующим образом:

*0 (** о) = [% (**0 X % (*•„)] =

= тЦ[і0Дхг),%(*,•)]}, (4)

х^єХ

а внутренний радиус:

Ь (х*) = [\ <Л X (X*)1 = тіп {[я*(х,-),її, (*,-)]}. (5)

*- -* X/ єХ

Рассмотрим граф, изображенный на рис. 1.

Рис. 1. Оптимизация размещения сервисных центров предприятия

Найдем кратчайшие нечеткие расстояния между вершинами. Для определения минимальных и максимальных интервальных чисел используем следующие способы сравнения:

- сравнение левых границ интервалов;

- сравнение правых границ интервалов;

- сравнение центров интервалов.

Результаты вычислений занесем в матрицы

расстояний (табл. 1-3).

Таблица 1

Таблица расстояний при применении способа сравнения левых границ интервалов

*1 *2 х3 х4 *о(Х;)

Х\ - [20; 140] [65; 155] [30; 80] [65;155]

Х2 [20; 140] - [40; 110] [60; 200] [60;200]

хъ [65; 155] [40; 110] - [50;70] [65; 155]

Х4 [30;80] [60;200] [50;70] - [60;200]

[65; 155] [60;200] [65;155] [60;200] X

Таблица 2

Таблица расстояний при применении способа сравнения правых границ интервалов

Х\ *2 *3 х4 ■?о (*«)

*1 - [20; 140] [65; 155] [30; 80] [65; 155]

х2 [20; 140] - [40; 110] [60; 200] [60; 200]

х3 [65;155] [40;110] - [50;70] [65; 155]

х4 [30;80] [60;200] [50;70] - [60; 200]

Ь(хд [65; 155] [60; 200] [65; 155] [60; 200] X

Семенов В.М., Васильева О.Е.

Формирование сервисной сети промышленного предприятия

Таблица 3

Таблица расстояний при применении способа сравнения центров интервалов

*1 *2 *3 х4 ■*оО()

хх - [20; 140] [65;155] [30; 80] [65; 155]

*2 [20; 140] - [40; 110] [60; 200] [60; 200]

*3 [65;155] [40; 110] - [50;70] [65; 155]

х4 [30;80] [60;200] [50;70] - [60; 200]

■?,<>/) [65; 155] [60; 200] [65; 155] [60; 200] X

Нечеткие числа внешнего и внутреннего разделения вершин занесены в матрицы расстояний и расположены в последнем столбце и в последней строке матриц соответственно. Так как граф не ориентированный, то значения внешнего и внутреннего центров графа, а также внешнего и внутреннего радиусов будут одинаковыми.

При сравнении интервалов по их левым границам центрами графа будут являться вершины х2,х4. При этом значение радиуса графа равно [60; 200]. При сравнении по правым границам центры графа - это вершины хг,х3. Радиус в этом случае равен [65; 155]. При сравнении интервальных чисел по их центрам получено также два центра графа - хих3, радиус равен [65; 155].

Таким образом, первый способ сравнения (по левым границам интервалов) эффективнее применять, когда оптимизация размещения сервисных центров должна производиться по наименее удаленным друг от друга точкам групп сельхозпредприятий; второй способ сравнения (по правым границам интервалов) - в случае, когда оптимизация осуществляется по наиболее удаленным друг от друга группам хозяйств; третий способ (по центрам интервалов) - в случае, когда должны учитываться усредненные значения расстояний между группами хозяйств на карте.

Для случая, если центр графа располагается на его ребре, проанализируем рис. 2 и определим значение радиуса.

Пусть у - точка, расположенная на середине

ребра (хих4) графа С, то есть расстояние от вершины х1 до точки у равно [15, 40]. Рассчитаем кратчайшие нечеткие расстояния от точки у до всех остальных вершин графа, а также нечеткие числа внешнего и внутреннего разделения и результаты расчетов занесем в табл. 4.

Рис. 2. Оптимизация размещения сервис - центров при условии его расположения на ребре графа

Таким образом, если в качестве критерия сравнения интервалов использовать их средние значения, то получим, что точка у является центром графа &, так как значение радиуса, равное [65; 110], меньше значений ?0(х() = 51(х1) при условии, что х; € X, г = 1,2,3,4. Следовательно, центр графа - место размещения сервисного центра, будет расположено в точке у .

Таким образом, оптимизация количества сервисных центров проводится на основе определения сфер стратегических интересов предприятия -производителя в области сбыта продукции. Задача оптимизации размещения сервисного центра была решена при помощи методики описания объектов нечетким графом. В качестве критерия оптимальности при размещении центров сервисного обслуживания предложена минимизация расстояния или времени проезда от самого отдаленного потребителя до сервисного центра.

Таблица 4

Таблица расстояний при применении способа сравнения средних значений границ интервалов

X, х2 х3 х4 У

*1 - [20; 140] [65; 155] [30; 80] [15;40] [65; 155]

х2 [20; 140] - [40; 110] [60; 200] [3 5; 180] [60; 200]

х3 [65;155] [40; 110] - [50;70] [65; 110] [65; 110]

х4 [30;80] [60;200] [50;70] - [15;40] [60;200]

У [15;40] [35; 180] [65;110] [15;40] - [65; 110]

•?,(*;) [65; 155] [60; 200] [65; 110] [60;200] [65; 110] X

Управление качеством товаров и услуг

Литература

1. Балалова, Е.И. Сервисная деятельность: Учет, экономический анализ и контроль / Е.И. Балалова, О.В. Каурова. - М.: Издательство «Дело и сервис», 2005.

2. Боровинская, В.А.. Организация фирменно-

го сервисного обслуживания промышленных предприятий / В.А. Боровинская. - М.: Издательство «Дело и сервис», 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Фасхиев, Х.А. Маркетинг в автомобилестроении /Х.А. Фасхиев. - М.: Центр маркетинговых исследований и менеджмента, 2001. - 128 с.

Поступила в редакцию 31 марта 2010 г.

Семенов Вячеслав Михайлович. Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономика и маркетинг», Курганский государственный университет (г. Курган). Область научных интересов - изучение рынка сельскохозяйственной техники с целью оптимизации работы предприятия. Раб. телефон 8 3522-42-15-03.

Vyacheslav Michailovich Semenov is Dr.Sc. (Economics), Professor, Head of the Economics and Marketing Department, Kurgan State University, Kurgan. Research interests: study of farming machines market for the purpose of enterprise work optimization. Tel: 8 3522-42-15-03.

Васильева Ольга Евгеньевна. Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и маркетинг», Курганский государственный университет (г. Курган). Область научных интересов - изучение рынка сельскохозяйственной техники с целью оптимизации работы предприятия. Раб. телефон 8 3522-42-15-03.

Olga Evgenievna Vasilieva is Cand.Sc. (Economics), Assistant Professor of the Economics and Marketing Department, Kurgan State University, Kurgan. Research interests: study of farming machines market for the purpose of enterprise work optimization. Tel: 8 3522-42-15-03.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.