Научная статья на тему 'Оптимизация размера резерва материалов при возведении объектов строительства'

Оптимизация размера резерва материалов при возведении объектов строительства Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
525
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРОИТЕЛЬНЫЙ ПОТОК / ГРАФИК ПОСТАВКИ / СТРАХОВОЙ ЗАПАС / ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА / PLANNING / CONSTRUCTION FLOW / DELIVERY SCHEDULE / INSURANCE STOCK / CIRCULATING ASSETS / THE EFFICIENCY OF THE CONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Демиденко Ольга Владимировна

Приводится методика планирования обоснованного размера страхового запаса материалов на строительной площадке, обеспечивающая непрерывность работы поточных линий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimizing the size of material reserve for construction of buildings

The example of planning of stock of materials on construction site providing permanent work is given.

Текст научной работы на тему «Оптимизация размера резерва материалов при возведении объектов строительства»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012

большую актуальность будут иметь меры как финансовой, так и нефинансовой поддержки для формирования благоприятной предпринимательской среды. Эффективным стимулом кредитования малого и среднего бизнеса могут стать такие дополнительные меры, как:

— оптимизация и упрощение работы гарантийных фондов, снижение стоимости их услуг, а также возможность получения предпринимателем поручительства гарантийного фонда под start-up кредит;

—упрощение и ускорение процедуры получения государственных грантов и субсидий начинающими предпринимателями;

— развитие информационной среды, мероприятия по популяризации малого предпринимательства, развитие общефедеральных образовательных программ для предпринимателей (в том числе дистанционных и с использованием Интернета), создание новых специализированных СМИ, ориентированных на малый и средний бизнес;

— введение налоговых «каникул» и специальных налоговых льгот для начинающих предпринимателей;

— повышение обязательной доли МСБ при размещении государственных заказов.

По объективным причинам в ближайшие два года вряд ли стоит ожидать интенсивного (или резко экспоненциального) роста рынка кредитования. Хотя бы в силу сохраняющихся посткризисных факторов, которые продолжают негативно влиять на деловую активность в сегменте малого и среднего бизнеса. Однако на фоне улучшающейся макроэкономической ситуации расширения рынка кредитования в целом в перспективе полутора — двух лет

динамика рынка кредитования малого и среднего бизнеса будет идти с превышением показателей 2010 — 2011 годов.

Примечание

1 Схема составлена автором.

Библиографический список

1. Романенко, Е. В. Малое предпринимательство и инновационный характер развития экономики России : монография / Е. В. Романенко. — М. : Креативная экономика, 2010. — 251 с.

2. Бирюков, В. В. Особенности предпринимательской деятельности в инновационной экономике / В. В. Бирюков // Вестник СибАДИ. - 2011. - № 18. - С. 60-64.

3. Предпринимательство в России: результаты и противоречия развития : монография / под науч. ред. В. М. Юрьева // Кн. III: Императивы государственной поддержки предпринимательской деятельности в современной России. - Тамбов : Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2010. - 235 с.

4. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru (дата обращения: 10.01.2011).

АЛГАЗИНА Александра Олеговна, аспирантка кафедры общей экономики и права, ведущий специалист филиала «Омский» ОАО «ОТП Банк».

Адрес для переписки: 644080, г. Омск, пр. Мира, 5.

Статья поступила в редакцию 20.01.2011 г.

© А. О. Алгазина

УДК 33 : 624 О. В. ДЕМИДЕНКО

Омская гуманитарная академия

ОПТИМИЗАЦИЯ РАЗМЕРА РЕЗЕРВА МАТЕРИАЛОВ ПРИ ВОЗВЕДЕНИИ ОБЪЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА

Приводится методика планирования обоснованного размера страхового запаса материалов на строительной площадке, обеспечивающая непрерывность работы поточных линий.

Ключевые слова: планирование, строительный поток, график поставки, страховой запас, оборотные средства, эффективность строительства.

Одним из основных условий экономического функционирования поточных линий в строительстве является своевременное и качественное их обеспечение материально-техническими ресурсами в количестве, достаточном для выполнения предусмотренного технологическим графиком объема работ. Это обеспечит непрерывность работы поточных линий, равномерность потребления материалов и в итоге позволит оптимизировать сроки

строительстваобъектовиснизитьстоимостьихвозве-

дения.

Организуя обеспечение строительных потоков всеми необходимыми материалами на основе технологических графиков в количестве, соответствующем запланированному темпу производства работ, подразделения производственно-технологической комплектации оказывают значительное влияние на повышение организационного уровня строительства.

Основной задачей управления является осуществление строгого контроля за выполнением процессов поставки и потребления материалов в соответствии с согласованными сроками и нормами, что обеспечит синхронность в деятельности подразделений комплектации и поточных линий. Это обеспечивается четким планированием поставок и последующим их регулированием в соответствии с фактическим выполнением строительно-монтажных работ.

Возможности системы производственно-технологической комплектации позволяют организовать материально-техническое снабжение, полностью исключив перерывы в работе поточных линий из-за отсутствия материалов и не допустить излишних их запасов на строительной площадке. В связи с этим отпадает необходимость в приобъектных складах, так как наиболее целесообразно сосредоточить все материалы в пунктах их переработки и комплектации, что позволит наиболее оперативно осуществлять перераспределение материальных ресурсов между отдельными потоками и улучшить условия их хранения.

Результаты анализа научной литературы свидетельствуют об отсутствии единой методики планирования запасов материалов на строительной площадке. Необоснованный подход к планированию запасов материалов при составлении графиков комплектации приводит к перебоям в их поставке и простоям поточных линий, величина которых составляет свыше 10% рабочего времени. В отдельных случаях на приобъектных складах образуются необоснованно большие запасы, что приводит к дефициту материалов на других площадках и увеличению сроков оборачиваемости оборотных средств. Это вызвано несовершенством методики проектирования в строительном производстве системы материальных потоков, так и определением размеров запасов материалов в системе поточных линий [1].

Главным вопросом планирования запасов в строительстве является установление их величины на таком минимальном уровне, который, с одной стороны, обеспечивает непрерывность производственного процесса предприятий-потребителей, с другой — предотвращает образование излишних и сверхнормативных запасов материальных ресурсов, что замедляет оборачиваемость оборотных средств.

В разрабатываемой в настоящее время в соответствии со СНиП 3. 01. 01 — 85* проектной документации по комплектации объектов материалами либо вообще не предусматривается запаса материалов на строительной площадке (если потребление их осуществляется с транспортных средств), либо величина запаса определяется в днях количественного их потребления. Оба случая не имеют достаточного теоретического обоснования, что и является причиной простоев поточных линий в ожидании необходимых материалов.

При комплектном обеспечении поточных линий материалами по часовым графикам достаточный объем их на строительной площадке для ритмичного выполнения определенного вида работ можно представить как производственный запас. Создание производственных запасов — это необходимое условие сбалансированного, стабильного обеспечения материальными ресурсами строительного производства. Основная задача создания запасов заключается в устранении неизбежных «перекосов» в движении материальных ресурсов от поставщика до строительных организаций. За счет создания запасов по-

вышается надежность материально-технического обеспечения строительства. Производственный запас — это максимально допустимый уровень запаса материальных ресурсов, которые должны обеспечить ритмичную работу строительной организации по выполнению установленного объема строительно-монтажных работ. Текущим запасом считается часть производственного запаса, предназначенная для обеспечения непрерывности строительного производства в интервалах между двумя очередными поставками материальных ресурсов.

Размер текущего запаса зависит от среднедневного расхода и частоты поставок. Чем чаще поступают материалы на строительную площадку, тем меньше должен быть текущий запас при неизменном объеме строительно-монтажных работ в днях среднесуточного потребления. В идеальном случае текущий запас вполне достаточен для обеспечения производства работ.

Часть производственного запаса, зависящая от организационного уровня процесса доставки, составляет страховой запас материалов. Страховой запас предназначается для обеспечения нормативного хода строительного производства на случай возможных нарушений в снабжении или колебаний в объеме строительного производства. Создание страхового запаса вызывается тем, что фактические поступления материалов на строительный объект отклоняются от среднего интервала расчетных поставок. Основными причинами образования страховых запасов могут являться невыполнение поставщиками обязательств по своевременной отгрузке материалов, поступление продукции ненадлежащего качества, случайные задержки материалов в процессе транспортировки, а также изменения потребности в материалах по различным уважительным причинам.

Размер страхового запаса определяет уровень обслуживания. Если страховой запас очень мал, то будет возникать частая нехватка материалов на строительной площадке если слишком велик, то будет иметь место увеличение издержек хранения запасов.

Таким образом, задачи управления запасами в строительстве являются задачами принятия решений относительно того, когда закупать выраженные через точку заказа и сколько закупать материальных ресурсов, выраженные через размер заказа.

Уровень запасов, при котором подается заказ, определяется

Р=Б+В, (1)

где Р — точка заказа (производственный запас);

— средний спрос за время доставки материальных ресурсов; В — страховой запас, необходимый вследствие колебания длительности доставки.

Величина производственного запаса материалов зависит от хода выполнения графиков поставки и интенсивности производства строительно-монтажных работ. При этом возможно несколько случаев сочетания факторов, влияющих на размер запаса (рис. 1).

Первый случай — выполнение строительно-монтажных работ и процесса поставки материалов осуществляется строго по графикам (рис. 1а)

д . = д ( . = / (2)

-*т -*фг т фг

где дп., дф. — плановый и фактический объемы потребления материалов поточной линией за время

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012

102

одного рейса; і^, і^ — плановое и фактическое время одного рейса.

В этом случае запас материалов на строительной площадке равен технологической их потребности и изменяется за время одного рейса от размера поставки до нуля

к т

ХЕ^>а^о , (3)

¿=1 7=1

где к — количество видов материалов в комплекте; т — количество параллельно работающих поточных линий; Qт — технологический запас.

Второй случай — выполнение транспортно-разгрузочного процесса осуществляется строго по графику, а фактический темп строительно-монтажного процесса ниже запланированного (рис. 1б)

і . = і

фі > 9пі > ?фі'

(4)

В этом случае на приобъектном складе появится остаток технологической потребности материалов ды, величина которого будет равна

а . = а - а,, или а = (і , -і ) а.

-*Оі -*ГО -*фі -*оі 4 пфі ппг -*1

(5)

где / , /пп. — фактическая и плановая продолжительности выполнения ;-го технологического процесса.

Третий случай — выполнение транспортного и погрузочного процессов осуществляется с опережением графика, а темп строительно-монтажных работ ниже запланированного (рис. 1в)

а . > а., і . < і

пі фі пі ф

фі

(6)

а . < а., і . = і..'

пі фі пі фі

(8)

В этом случае поточная линия окажется не обеспеченной материалами. Объем дефицита будет

а =а* -а = (і - і *) а.

¿т 1 фі 1 пі 4 ппі пфг 11

(9)

а . < а., і . > і

пі фі пі ф

В этом случае на строительной площадке окажется дефицит материалов, суммарная величина которого составит

д =д' -а". = [ (Г . - Г, ) + (Г.. - Г. ) ] д.. (11)

-*Д1 1 Д1 1 Д1 ь 4 пш пфи 4 ф1 П1 7 -1 -ч

где q'д1— величина дефицита, вызванного увеличением темпа работ; д"д1 — величина дефицита, вызванного увеличением фактического времени поставки по сравнению с запланированным.

Таким образом, при комплектном обеспечении поточных линий строительными материалами из-за неравномерного выполнения строительно-монтажного процесса и процесса поставки материалов на приобъектном складе может образоваться остаток или дефицит материалов. При планировании комплектации наиболее важно не допустить перебоев в работе поточных линий, т. е. образования на рабочем месте дефицита материалов. Следовательно, на приобъектном складе всегда необходимо иметь страховой запас материалов Qс, размер которого должен быть не менее возможной максимальной величины дефицита Qд

к т

. (12)

г=и=1

Величина производственного запаса материалов на приобъектном складе Qп изменится

Qc < &п ^ &+а+Qо

к т к т / ч

^бп ^ +Чщ +?0у). (13)

1=1 ]=1 ¡=1 ¡=1

Величина технологического запаса материалов меняется от нуля до суммарного размера одной поставки и остатка предыдущей поставки. Размер страхового запаса зависит от величины отклонения фактического времени выполнения строительномонтажного, транспортного и погрузочно-разгрузочного процессов от планового и должен быть не меньше величины возникающего дефицита.

Величина производственного запаса не должна быть меньше размера страхового запаса и больше суммарного значения технологического и страхового запасов.

Страховые запасы обеспечивают работу поточных линий, когда время доставки заказа превышает среднее значение, следовательно, они увеличивают затраты на работу системы. Более целесообразно вычислять страховой запас, обеспечивающий требуемый уровень обслуживания. Простейшее приближенное значение для уровней страхового запаса связано с математическим ожиданием и средним квадратичным отклонением времени доставки строительных материалов на объекты строительства. В случае нормального закона распределения с математическим ожиданием х и средним квадратичным отклонением ст в интервале х-о<х<х+о заключено 68% значений длительности доставки, в интервале х-2о<х<х + 2о расположено 95% значений, в интервале х-Зо<х<х + Зо — 99% [1].

Вследствие симметричности функции распределения, в интервалах, начинающихся с нуля, находится следующий процент всех значений: в интервале 0<х<х + а— 84%; в интервале 0<х<х + 2а — 97,5%; в интервале 0<х<х + 3о— 99,5%.

Если S — средний спрос за среднее время доставки материалов, ст — среднее квадратичное отклонение времени доставки материалов, то производственный запас определяется по формуле

к т

В этом случае величина остатка материалов на приобъектной площадке будет складываться из объема неупотребленных материалов д'о1 из-за отставания темпа производства работ и объема материалов, завезенных ранее срока, д"о1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

д = д’ + д" 1 или д = [ (Г -Г ) + (Г -Гф) ] q.. (7)

-*01 -*01 -*01 101 4 пф1 пт' 4 п1 фг J А1

Продолжительность пролеживания этих материалов при последующем соблюдении графика поставки будет определяться интенсивностью их потребления в единицу времени и величиной времени отставания производства работ от графика.

Четвертый случай — фактическое выполнение транспортного и погрузочно — разгрузочного процессов осуществляется по графику, а темп строительно — монтажного процесса выше запланированного (рис. 1г)

Очевидно, чтобы предотвратить простои поточных линий, необходимо на приобъектном складе иметь страховой запас материалов, величина которого должна быть не менее дефицита.

Пятый случай — транспортный и погрузочноразгрузочный процессы выполняются с отставанием от графика, а темп производства строительномонтажных работ выше запланированного (рис. 1д)

фі

(10)

или

б)

“7

\ \ \ \ \ к х

¿ф (I) ¿ф (I)

/ / / ✓

/ / / /

¿п (I) ¿п (I)

/ / / /

VI

г)

¿ф (I)

Ч

С -& &

1, N \

¿п (I)

д)

Рис. 1. Зависимость величины запаса материалов на строительной площадке от интенсивности транспортного процесса

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012

Р=Б+кст (14)

Из формул 1 и 14 видно, что страховой запас можно принять равным кст. При данном подходе размер резервного запаса устанавливается путем выбора такого коэффициента к, при котором вероятность того, что потребность в материалах превысит точку заказа, имеет заданное фиксированное значение. В этом случае дефицит материалов на строительной площадке может появиться лишь в течение промежутка, на который задерживается выполнение заказа. В случае нормального распределения при к=1 спрос превышает точку заказа в течение 17% времени, при к=2 — на 2,5%, при к=3 — на 0,5%.

Данная методика определения уровня страхового запаса была апробирована при возведении кирпичного жилого дома в г. Омске. В результате проведенного исследования с помощью натурных наблюдений установлено, что продолжительность доставки материалов на строительную площадку является случайной величиной распределенной по нормальному закону. Работы по кирпичной кладке на строительном объекте осуществляются в одну смену продолжительностью 8 часов. Суточная потребность в кирпиче составляет 15 тысяч штук. Среднее квадратическое отклонение продолжительности доставки кирпича ст — 0,58 часа. Для определения размера страхового запаса кирпича на строительной площадке необходимо определить потребность строительного материала за один час работы. Согласно исходным данным эта величина

составит 1,9 тысячи кирпича за один час. Следовательно, во избежание простоя рабочих строительных бригад при выполнении кладочных работ необходимо иметь страховой запас кирпича в размере 2,2 тысячи штук, в этом случае дефицит кирпича может возникнуть в течение 2,5% времени смены или в размере 3,3 тысячи штук, а вероятность дефицита на строительной площадке составляет 0,5% времени рабочей смены.

Таким образом, страховой запас учитывает возможные отклонения от графика выполнения операций транспортного процесса и является надежной защитой от потерь рабочего времени и отказов строительного потока, которые существенно сказываются на эффективности строительства.

Библиографический список

1. Одинцов, Д. Повышение эффективности транспортно-технологического обеспечения строительных потоков / Д. Одинцов, О. Демиденко // Известия высших учебных заведений. Строительство. — 2003. — № 5. — С. 67 — 71.

ДЕМИДЕНКО Ольга Владимировна, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры коммерции, маркетинга и рекламы.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 19.12.2011 г.

©. О. В. Демиденко

УДК 336.ooi.7 Г. А. ДРЁМИНА

Омский государственный институт сервиса

ПРИМЕНЕНИЕ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ В РЕИНЖИНИРИНГЕ

БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ________________________

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты применения реинжиниринга в банковской деятельности. Показаны возможности реинжиниринга банковского бизнеса на базе инновационных технологий. Для оптимизации реинжиниринга в банковской сфере предлагается комплексное использование CRM- и LEAN-технологий.

Ключевые слова: реинжиниринг, банковская деятельность, инновационные технологии, бизнес-процессы.

Российские коммерческие банки в настоящее время вступили в период качественного роста. В условиях возрастающей конкуренции на рынке банковских услуг при постоянном росте требований клиентов к качеству обслуживания настоятельной необходимостью является использование инновационных технологий в реинжиниринге банковской деятельности. Согласно М. Хаммеру, реинжиниринг предполагает фундаментальное переосмысление и

радикальное изменение решений о деловых процессах с целью достижения существенных улучшений в критически важных показателях деятельности, таких как издержки, качество обслуживания и скорости [1, с. 12]. В общей процедуре реинжиниринга могут одновременно использоваться различные методы и инструменты с точки зрения экономической эффективности и возможности применения, однако главным критерием является их инновационность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.