Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ РАБОТЫ УСТАНОВКИ ГИДРООЧИСТКИ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА ПРИ ПОМОЩИ ЗАМЕНЫ ВОДЯНОГО ПАРА ИНЕРТНЫМ ГАЗОМ'

ОПТИМИЗАЦИЯ РАБОТЫ УСТАНОВКИ ГИДРООЧИСТКИ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА ПРИ ПОМОЩИ ЗАМЕНЫ ВОДЯНОГО ПАРА ИНЕРТНЫМ ГАЗОМ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
Дизельное топливо / гидроочистка / осушка / отпарная колонна / колонна вакуумной осушки / Diesel fuel / hydrotreating / drying / stripping column / vacuum drying column

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Золотухина А.А., Белоусова О.Ю.

В данной статье рассматривается процесс облагораживания дизельной фракции без использования колонны вакуумной осушки в составе технологической схемы установки гидроочистки дизельного топлива за счет замены водяного пара инертным газом (азотом) в отпарной колонне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF DIESEL FUEL HYDROTREATING UNIT OPERATION BY REPLACING WATER STEAM WITH INERT GAS

This article considers the process of diesel fraction refining without the use of vacuum drying column in the technological scheme of diesel hydrotreating unit due to the replacement of water vapor with inert gas (nitrogen) in the evaporation column.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ РАБОТЫ УСТАНОВКИ ГИДРООЧИСТКИ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА ПРИ ПОМОЩИ ЗАМЕНЫ ВОДЯНОГО ПАРА ИНЕРТНЫМ ГАЗОМ»

- сетчатый фильтр-сигнализатор, который при засорении также сигнализирует о загрязнении маслосистемы;

- датчики на основе индуктивных и емкостных сигнализаторов регистрируют прохождение частиц (по количеству и размеру) в реальном времени, определяя состояние маслосистемы.

В стандартной масляной системе обычно используется один из таких сигнализаторов, который сразу реагирует на наличие постороннего металлического предмета в масле и выдает сигнал о его наличии. все полученные сигналы поступают в бортовую систему объективного контроля, а также выводятся на информационное табло в кабину экипажа - "СТРУЖКА В МАСЛЕ". После этого двигатель, как правило, выключается. И если в дальнейшем подтверждается наличие стружки, досрочно снимается с эксплуатации. После этого двигатель демонтируется с воздушного судна и отправляется на завод для выполнения ремонта. Большое многообразие отказов и неисправностей масляной системы очень сильно затрудняет ремонт двигателя в целом, а также является причиной увеличения времени на его проведение. Заводские представители, при выполнении ремонта, руководствуются официально задокументированной информацией от эксплуатирующей организации (что в маслосистеме двигателя есть наличие стружки). Но в каком месте двигателя эта стружка образовалась, в какой опоре или коробке приводов начала разрушаться деталь, придется искать очень долгое время. а это колоссальная затрата рабочего времени только на поиск места и конкретной детали. Если же взять и установить такие сигнализаторы в каждой из линий откачки масла, то мы, при появлении стружки, сразу же будем знать конкретное место ее происхождения. Соответственно будет сэкономлено значительное количество времени, отводимого на ремонт двигателя и, следовательно повысится его ремонтопригодность. При этом масса самого двигателя увеличится незначительно, что не скажется на аэродинамических характеристиках воздушного судна.

Список использованной литературы: 1. Евдокимов А.И., Аксенов С.П., Маяцкий С.А., Черкасов А.Н., Нескоромный Е.В., Легконогих Д.С. Конструкция авиационных силовых установок: Учебник.- Воронеж: ВУНЦ ВВС "ВВА", 2021. С.212-222.

© Захаров А.С., Беловзоров А.В., 2023

УДК 655.658.2

Золотухина А.А.

магистрант 3 курса УГНТУ, г. Уфа, РФ

Научный руководитель: Белоусова О.Ю.,

Кандидат технических наук, доцент УГНТУ,

г. Уфа, РФ

ОПТИМИЗАЦИЯ РАБОТЫ УСТАНОВКИ ГИДРООЧИСТКИ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА ПРИ ПОМОЩИ ЗАМЕНЫ ВОДЯНОГО ПАРА ИНЕРТНЫМ ГАЗОМ

Аннотация

В данной статье рассматривается процесс облагораживания дизельной фракции без использования колонны вакуумной осушки в составе технологической схемы установки гидроочистки дизельного топлива за счет замены водяного пара инертным газом (азотом) в отпарной колонне.

Ключевые слова

Дизельное топливо, гидроочистка, осушка, отпарная колонна, колонна вакуумной осушки.

Zolotukhina A.A.

3rd-year master's student of USPTU,

Ufa, Russia

Scientific supervisor: Belousova O.Y.,

Candidate of Technical Sciences, USPTU,

Ufa, Russia

OPTIMIZATION OF DIESEL FUEL HYDROTREATING UNIT OPERATION BY REPLACING WATER STEAM WITH INERT GAS

Annotation

This article considers the process of diesel fraction refining without the use of vacuum drying column in the technological scheme of diesel hydrotreating unit due to the replacement of water vapor with inert gas (nitrogen) in the evaporation column.

Keywords

Diesel fuel, hydrotreating, drying, stripping column, vacuum drying column.

Введение

В настоящее время в нашей стране значительно вырос спрос на высококачественные, низко застывающие дизельные топлива, компоненты которых получают в процессе гидроочистки.

Помимо основного продукта, в ходе процесса образуются такие побочные продукты, как бензин-отгон, углеводородный газ и кислая вода, которые нуждаются в переработке или утилизации. [3]

Существует множество подходов к усовершенствованию технологии гидроочистки дизельного топлива, разрабатываются различные методы повышения качества конечного продукта. Например, одним из таких подходов является замена катализатора более активным, но при этом сохраняются основные параметры процесса гидроочистки и большая часть прежнего оборудования. [2] Однако на данный момент, ввиду нестабильной политической ситуации в мире, наш рынок претерпевает трудности с приобретением комплектующих и катализаторов зарубежного производства.

Общим блоком для всех технологических схем гидроочистки является секция отпарки гидрогенизата, в которую подается продукт после реакторного блока. В гидрогенизате на этом этапе содержится сероводород, растворенные углеводородные газы и лёгкие бензиновые фракции, которые необходимо удалить. Для отпарки в куб колонны подается перегретый водяной пар среднего давления. Кубовым продуктом отпарной колонны является стабильный гидрогенизат, в котором содержится растворенная вода, которая снижает качество товарных продуктов. Особенно это важно при гидроочистке дизельных топлив, так как от содержания воды напрямую зависит температура помутнения и кристаллизации, а значит и возможность использования топлива в зимний период. Существует несколько способов удаления воды из гидрогенизата, но вариант удаления воды с помощью вакуумного осушителя является более эффективным вследствие того, что производится принудительное отделение воды в аппарате колонного типа при пониженном давлении. Гидрогенизат распыляется внутри аппарата, в котором создается разрежение. Чем меньше частицы топлива, тем эффективнее удаляется вода. Вакуумная осушка позволяет снизить содержание воды в продуктах гидроочистки эффективнее. Обезвоженное топливо забирается с низа осушителя, охлаждается в теплообменнике и отправляется в товарный парк. Углеводороды и вода, уносимые с верха осушителя, конденсируются и разделяются в сепараторе, кислая вода отделяется и выводится с установки. Вода в топливах - самый нежелательный компонент, именно поэтому ведутся поиски все более эффективных и эргономичных способов осушки, которые позволят вести непрерывное удаление воды из топлив. [1]

Результаты исследования

В качестве варианта снижения обводненности конечного продукта была предложена схема использования азота в отпарной колонне вместо водяного пара. В качестве модели выбрана установка гидроочистки дизельного топлива Г-24/1. На рисунке 1 приведен участок принципиальной схемы блока колонн установки, где К-1/1 - отпарная колонна, а К-2/1 - колонна вакуумной осушки.

Рисунок 1 - Блок колонн установки Г-24/1

Были проведены анализы показателей качества дизельного топлива при использовании стандартной схемы процесса и при замене пара инертным газом. Также был исследован состав сухого газа, поступающего в топливную сеть печей установки, и состав ВСГ. Данные представлены в таблице 1 и 2.

Таблица 1

Компонентный состав циркулирующего ВСГ после абсорбера К-3

Показатель качества Ед.изм. Значение

Азот % об. 1,04

Водород % об. 95,66

Изобутан % об. 0,72

Изопентан % об. 0,3

Метан % об. 0,63

Н-бутан % об. 0,63

Н-пентан % об. 0,16

Пропан % об. 0,46

Сумма неуглеводородов % об. 96,7

Объёмная доля сероводорода (ГОСТ 22387.2-2021) % об. 0,0017

Таблица 2

Компонентный состав циркулирующего ВСГ после абсорбера К-3

Показатель качества Ед.изм. Значение

Азот % об. 18,84

Водород % об. 66,4

Изобутан % об. 3,16

Изопентан % об. 2,74

Метан % об. 0,28

Н-бутан % об. 2,87

Н-пентан % об. 1,25

Пропан % об. 2,07

Объёмная доля сероводорода (ГОСТ 22387.2-2021) % об. 0,27

Заключение

Данный способ оптимизации работы отпарной колонны установки гидроочистки дизельного топлива Г-24/1 позволяет снизить содержание воды в товарном продукте, снизить количество кислой воды. Также выведя блок колонн вакуумной осушки К-2/1,2,3 из технологической схемы установки, возможно будет сократить расходы на экспертизу промышленной безопасности, ревизию, ремонт и текущее обслуживание оборудования, что снизит капитальные и эксплуатационные затраты.

Список использованной литературы:

1. Гидроочистка. Блок осушки гидрогенизата/ Н.С. Нигметзянов [и др.]// Вестник технологического университета. 2017. Т.20. №19. С. 60-63.

2. Иванова Л.С., Илалдинов И.З. Проектирование установки гидроочистки дизельного топлива//Вестник Казанского Технологического университета. 2013. С.229-230.

3. Матюшонок Н.А. Сокращение потребления электроэнергии путем оптимизации схемы подачи регенерированного раствора амина//Вестник магистратуры.2019.№3-2. С.48-50.

© Золотухина А.А., 2023

УДК 004.021

Иванов К.О.

к.т.н., доцент ПГТУ,

г. Йошкар-Ола, РФ

АЛГОРИТМ СЕГМЕНТАЦИИ ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАММЫ С ПОМОЩЬЮ СВЕРТОЧНОЙ НЕЙРОННОЙ СЕТИ

Аннотация

В статье показано, что необходимым условием классификации волн ЭЭГ, является предварительно проведенная процедура сегментации. Под волной ЭЭГ понимается ее участок, ограниченный точками глобально-локального минимума. Для определения границ между волнами ЭЭГ предложено использовать сверточную нейронную сеть, на базе архитектуры и^е^

Ключевые слова:

Глубокое обучение, машинное обучение, нейронные сети, сверточная нейронная сеть,

сегментация электроэнцефалограммы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.