Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО МИРОПОНИМАНИЯ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА'

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО МИРОПОНИМАНИЯ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ / СТУДЕНТ-БАКАЛАВР / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анненкова Анастасия Михайловна, Барашкина Светлана Борисовна

Актуализируется вопрос о проблемах, возникающих в современном российском образовательном пространстве в связи с необходимостью и особенностями формирования естественнонаучного миропонимания студентов-бакалавров в условиях личностно-ориентированного обучения. Рассматриваются различные концепции личностно-ориентированного обучения, определяются продуктивные формы оптимизации процесса становления естественнонаучного миропонимания в рамках научно-исследовательской деятельности студентов-бакалавров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анненкова Анастасия Михайловна, Барашкина Светлана Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО МИРОПОНИМАНИЯ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА»

удк 378.2

А. М. Анненкова, С. Б. Барашкина

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО МИРОПОНИМАНИЯ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА

Аннотация. Актуализируется вопрос о проблемах, возникающих в современном российском образовательном пространстве в связи с необходимостью и особенностями формирования естественнонаучного миропонимания студентов-бакалавров в условиях личностно-ориентированного обучения. Рассматриваются различные концепции личностно-ориентированного обучения, определяются продуктивные формы оптимизации процесса становления естественнонаучного миропонимания в рамках научно-исследовательской деятельности студентов-бакалавров.

Ключевые слова: личностно-ориентированное обучение, естественнонаучное миропонимание, студент-бакалавр, научно-исследовательская работа, студенческое научное общество, проектная деятельность.

Процесс формирования естественнонаучной картины мира в сознании человека довольно сложный и многоэтапный. Естественнонаучная картина мира, формируемая у обучающихся вуза, определяется как компетентность, необходимая будущему педагогу для развития миропонимания младших школьников.

А. В. Миронов рассматривает развитие естественнонаучной картины мира через формирование экологического мировоззрения обучающихся [1]. По мнению Л. И. Буровой, развитие естественнонаучного миропонимания эффективно в условиях личностно-ориентированного образования, обращенного к чувствам, индивидуально неповторимому внутреннему миру человека. Студент осознает процесс изучения окружающего мира на основе смыслообразующих целей, способен самостоятельно выбирать способы, приемы и средства познания окружающей действительности, прогнозировать свою деятельность, а также понимать и объяснять явления окружающего мира на основе усвоенных им закономерностей, контролировать и оценивать свою экологическую деятельность [2]. В процессе определения деятельности важно, насколько обучающийся владеет способами организации деятельности, умеет ли организовывать пространство, вступать в коммуникацию со специалистами разного уровня, определять результат своей работы в условиях образовательного пространства вуза [1].

Важное условие - личностно-вовлеченное учение, невозможное без принятия и усвоения личного опыта. Перед будущим учителем стоит задача создать особые условия, способствующие развитию личности ребенка при изучении естественнонаучных понятий. Чтобы создать условия, обучающийся вуза должен овладеть методикой их построения. Для данного процесса необходимо опираться на опыт учителей школ, педагогов-стажеров. С целью приобретения данного опыта предлагаем студенту ознакомиться с концептуальными основами, выбрать наиболее значимую для определения деятельности. В качестве основополагающих можно предложить следующие концепции личност-но-ориентированного обучения [1].

© Анненкова А. М., Барашкина С. Б., 2020.

1. Культурологическая концепция Е. В. Бондаревской позволяет человеку в полной мере проявить свою индивидуальность и раскрыться именно как личности, для которой необходимо создание культурной развивающей среды, способствующей саморазвитию человека. Культурная среда включает компоненты деятельности человека, которые могут преобразовываться в последующем его развитии.

2. Не менее интересна концепция практико-ориентированного развития субъекта. По мнению В. В. Серикова, развитие личности невозможно без овладения опытом, в процессе которого приобретаются и усваиваются знания и умения. Необходимо приобрести определенный опыт, чтобы стать и быть личностью. Согласно требованиям ФГОС НОО у обучающегося должны быть сформированы универсальные учебные действия, а для этого необходимо развивать личностные функции: рефлексию, самореализацию, избирательность, социальную ответственность. Чтобы корректировать данный процесс у младших школьников, студент-бакалавр должен владеть этими компетенциями в полном объеме. В специально созданных ситуациях в учебном процессе вуза возможно проявление универсальных личностных способностей студента. Специально созданными условиями в вузе могут быть участие в проектной и поисково-исследовательской деятельности.

3. Концепция И. С. Якиманской опирается на активное творческое саморазвитие личности. Для реализации личностно-ориентированного подхода создаются особые условия для раскрытия и развития индивидуально-личностных черт обучающегося. И. С. Якиманская разводит понятия «обучение» и «учение». Она отмечает, что субъект-ность проявляется в избирательности к познанию мира (содержанию, виду и форме его представления), устойчивости этой избирательности, способах проработки учебного материала и эмоционально-личностном отношении к объектам познания (материальным и идеальным) [2]. Творческое саморазвитие личности происходит в процессе участия студентов в форумах, сообществах, школах актива, конкурсах естественнонаучного вида.

4. Концепция саморазвития И. А. Зимней уточняет необходимость студента проявлять инициативу к овладению системой знаний. Данная инициатива проявляется в участии студента в научных студенческих обществах, написании научных публикаций.

Тогда возникает вопрос, какая из этих концепций является наиболее продуктивной для формирования естественнонаучного миропонимания студента-бакалавра. Имеются разные точки зрения, на основе концепций авторы предлагают свои варианты решения данного вопроса. Выбор концепции определяется уровнем исходного естественнонаучного миропонимания студента-бакалавра.

Большинство ученых считают, что объем учебного материала в предметах естественнонаучного цикла не может быть одинаковым для всех обучающихся в вузе. А значит:

- студенту дается возможность выбрать то, что соответствует его интересу и уровню изучения материала, следовательно, уже на первом курсе преподаватель вправе корректировать выбор студента в сторону развития;

- студент сам отбирает материал, изучает, анализирует и делает собственные выводы, а не заучивает обязательный материал с заранее заданными выводами;

- неоднозначность учебного материала, проблемность заданий подталкивают студента к развитию не только памяти, но и самостоятельности мышления и самобытности выводов;

- кроме научных знаний в содержание образования включаются «метазнания», т.е. методы и приемы познания, знания о том, как прорабатывать учебный материал [1]. Данная точка зрения имеет место в первичной организации взаимодействия со студентами в учебной деятельности с целью привлечения их к самостоятельной исследовательской работе.

Рассмотрим модель взаимодействия обучающихся на занятиях естественнонаучного цикла [1]. Модель состоит из трех компонентов: познавательного, деятельностного, рефлекторного. На познавательном этапе модели перед студентами ставится учебная задача, которая предполагает выполнение ряда определенных действий (найти необходимую информацию, выполнить кейс-задачу, провести учебное исследование, заполнить дневник краеведа или эколога, составить сравнительную таблицу, написать научные тезисы по ключевым понятиям темы). В зависимости от своих индивидуальных способностей и уровня обученности они сами для себя выбирают дальнейшие действия построения выхода из учебной задачи. Студенты, которые знают алгоритм действий и способны самостоятельно достичь поставленной цели, приступают к индивидуальному выполнению задания. Они не нуждаются на данном этапе во взаимодействии. Если студент знаком с учебной задачей, но сомневается в правильности решения, он выбирает для себя второй путь. Третья группа - студенты, не владеющие алгоритмом решения учебной задачи. К деятельностному компоненту относится непосредственная работа с учебными задачами маршрута (составить алгоритм, план, схему процесса, технологическую карту). Педагог дает право выбора студенту-бакалавру, каким способом он достигнет результатов. На данном этапе обучающимся, которые выбрали индивидуальный маршрут, усвоили способ решения задачи и достигли результата так и не вступив в коммуникацию и взаимодействие с другими студентами, можно предложить представить решение учебной задачи, используя прием «Вертушка», проверить ход решения учебной задачи в сотрудничестве друг с другом, составить ряд вопросов по теме, обменяться впечатлениями, мнениями. Данная группа студентов выступает на данном этапе в роли педагогов, что очень важно для будущей профессиональной деятельности.

Любая концепция предусматривает использование различных технологий, приемов, методов, форм, которыми владеет сам педагог. Но в процессе описания технологии важен принцип, на который она опирается.

Создание благоприятной образовательной среды в вузе способствует проявлению обучающимися субъектной избирательной активности, что позволяет уже с первого курса отслеживать индивидуальную траекторию развития каждого студента в научно-исследовательской деятельности. Одним из направлений развития может быть участие студента в научных кружках по разным направлениям. Студент под руководством преподавателя выбирает тему исследования, разрабатывает диагностический материал, изучает научные статьи, выполняет проектные работы, создает методические ресурсы, активно участвует в конкурсах и научных мероприятиях.

Наиболее массовыми мероприятиями в рамках научно-исследовательской работы студентов в вузе являются научные студенческие конференции, дни науки, квест-игра «Наукоград». Участие в каждом из них предполагает оптимизацию процесса становления естественнонаучного миропонимания студентов-бакалавров разных курсов и, что важно, направлений подготовки. Остановимся на некоторых из них. Дни науки в вузе включают несколько мероприятий, ценными являются те, которые организует совет студенческого научного общества факультета [2]. В мероприятиях участвуют члены кружков, которые представляют информационные ресурсы, рассказывающие о выбранных направлениях деятельности. Интересными являются открытые заседания кружков, которые проводятся по технологии гайд-парк. Студент может за установленное время поучаствовать в работе нескольких кружков, причем высказаться по обсуждаемой проблеме, или представить свой научный проект [1]. Результатом такого дня науки является то, что студенты, не участвующие ранее в работе кружков, определяются с направлениями работы, знакомятся с научными руководителями кружков, получают возможность обу-

читься опубликованию своих первых научных изысканий. Совет студенческого научного общества является инициатором квест-игры «Наукоград» [3]. Цель квест-игры - привлечение студенческого сообщества к научно-исследовательской работе. Задачи: создание условий для более глубокого и качественного овладения студентами методами научного познания; развитие у студентов навыков исследовательской работы; выявление наиболее способных и талантливых студентов, проявляющих интерес к научно-исследовательской работе [1]. В игре участвуют студенты 1-3 курсов, которые определяются с направлениями научно-исследовательской работы. Студентам предлагается посетить научные лаборатории, выполнить задания. Интересной является работа в лаборатории «Умники». Присутствующим предлагается проблемная ситуация, в ходе решения которой необходимо собрать научную статью или научный текст, представить его слушателям, найти решение проблемы по тексту, обосновать выбранное решение. Для выполнения задания студенту предлагаются авторские тексты, интернет-источники, консультация со специалистом в изучаемой области.

Значимой формой работы со студентами является решение кейс-задач естественнонаучного направления «Статья с ошибками». Студентам предоставляется статья с описанием какой-либо экологической проблемы, в которой организаторами заранее допущены понятийные и смысловые ошибки. Задача студентов - найти и исправить ошибки в статье, дополнить содержание статьи собственными суждениями. Для решения кейс-задач обучающиеся могут обратиться в библиотеку факультета или к студентам-магистрантам.

Достаточно традиционным и эффективным для становления естественнонаучного миропонимания студентов является проектный метод взаимодействия. Его суть заключается в том, что студенты погружаются в проблему, решение которой связано с созданием какого-либо реального продукта, необходимого для решения естественнонаучной задачи. В качестве продукта студентами педагогических специальностей может быть представлен информационный блокнот, исследовательский дневник, буклет, видеоролик, экологический маршрут, массовое мероприятие.

Также результатом деятельности может стать создание цифровых образовательных ресурсов. В качестве примера такого ресурса может выступать блокнот исследователя «Путь к здоровью» [1], работа над которым позволяет студенту отобрать наиболее продуктивные задания для младших школьников. Деятельность обучающегося в рамках работы с блокнотом будет способствовать развитию у него разных групп умений: познавательных, регулятивных, личностных. Большая часть заданий, предлагаемых в блокноте, направлена на формирование исследовательских умений детей, а значит, и сам студент должен быть в позиции исследователя. Данный блокнот состоит из отдельных кейс-страниц, предназначенных для каждодневного заполнения учащимся. Студент активно участвует в разработке кейс-задач разного вида, отбирает наиболее значимые, продумывает структуру их расположения и последовательность выполнения. Каждая страница блокнота поделена на три блока: знаю, исследую, научусь. Вариативность заданий определена условиями пространственной среды обучающегося, возрастными особенностями младшего школьника. Задания носят различный характер: игровые ситуации, исследовательская, творческая, парная, групповая, индивидуальная практическая работа. При составлении заданий студент узнает о функциональных особенностях организма, компонентах и путях формирования здорового образа жизни, отношения к своему здоровью, мотивации к его сохранению [2], умело распределяет задания в блокноте по уровням отношения к здоровью обучающихся. Работа студента над блокнотом начинается в курсах естественнонаучного цикла, продолжается в кружках.

Также примером результата проектной работы, углубляющей естественнонаучное миропонимание студентов, может служить разработка серии исследовательских дневников, предназначенных для экологического образования и воспитания младших школьников. Разрабатывая их, студент не только знакомится с теоретическим материалом, но и учится планировать деятельность детей с учетом возраста и уровня развития естественнонаучных представлений. Этот продукт направлен, в первую очередь, на формирование экологических действий студентов-бакалавров в рамках проектно-исследовательской деятельности и позволяет выстроить индивидуальный образовательный маршрут с использованием информационных технологий и практико-ориентированных действий обучающихся [4]. В рамках работы с дневниками организованы тематические дни, которые могут проводиться во время педагогической практики. Разработанные тематические дни посвящены разным направлениям деятельности: наблюдение за погодой, растениями, животными, деятельностью человека. Исследование объекта природы в дальнейшей деятельности студента-бакалавра будет определять тематику научных недель в начальной школе, например: неделя орнитолога, неделя юного флориста и т.д.

В процессе организации поисково-исследовательской и ценностно-ориентационной деятельности студенты учатся организовывать не только учебную деятельность по курсу «Окружающий мир», но и внеурочную деятельность естественнонаучного направления [5]. На первом этапе студенты знакомятся с информацией об изучаемом объекте на бумажных и электронных носителях, т.е. реализуется знаниевый компонент. На втором этапе включается деятельностный компонент: студенты-бакалавры выполняют различные задания, направленные на развитие познавательных способностей, навыков исследовательской и практической деятельности; наблюдение, уход за объектом природы, преобразование объекта [3]. Важным этапом работы студента является апробирование предложенных в дневниках заданий во время педагогической практики, корректирование действий, уточнение естественнонаучных знаний.

Разработанные методические ресурсы могут быть оформлены и представлены на различных конкурсах, среди которых, на наш взгляд, интересными являются « PROFESSIONAL STARS", «UNIVERSITY STARS». Участие в данных конкурсах позволяет студентам научиться оформлять и представлять свои изыскания, а также ознакомиться с опытом студентов других вузов.

Традиционной формой в работе со студентами, являющимися активными участниками НИРС, стало проведение конференции «Мое первое открытие» в аудиторном и интерактивном формате. Подготовка к конференции организуется так, чтобы в течение семестра каждый студент, участвующий в работе научных кружков, мог выступить на ней с докладом или сообщением, посвященным итогам выполненного исследования [3]. Победители конференции получают право опубликовать результаты своих первых открытий в виде научной статьи.

Научно-исследовательская деятельность студентов-бакалавров является составной частью системы подготовки специалиста, умеющего осуществлять педагогическую деятельность с детьми, ориентированного на современный рынок труда специалиста, инициативного, способного критически мыслить и продолжать воспринимать инновационные методы и технологии в своем развитии, направленном на достижение высоких результатов [2].

Библиографический список

1. Барашкина, С. Б. Создание научно-пространственной среды в вузе как фактора развития исследовательских компетенций студента-бакалавра / С. Б. Барашкина // Развитие креативности

личности в современном мультикультурном пространстве : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. М. В. Климовой, В. А. Мальцевой. - Елец : Елецкий гос. ун-т им. И. А. Бунина, 2018. - С. 108-112.

2. Барашкина, С. Б. Личность педагога в образовательном пространстве современной школы / С. Б. Барашкина // Традиции и инновации в начальном образовании : материалы Рос. науч.-практ. конф. - Елец : Елецкий гос. ун-т им И. А. Бунина, 2018. - С. 31-34.

3. Барашкина, С. Б. Квест-игра «Наукоград» как форма вовлечения студентов в активную научно-исследовательскую деятельность / С. Б. Барашкина, А. М. Анненкова // Педагогический институт им. В. Г. Белинского: Традиции и инновации : материалы Всерос. науч. конф., посвящ. 80-летию Педагогического института им. В. Г. Белинского Пензенского государственного университета. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2019. - С. 12-13.

4. Анненкова, А. М. Развитие познавательной активности младших школьников в процессе экологического воспитания / А. М. Анненкова // Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы : материалы 15 Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 80-летию пед. ин-та им. В. Г. Белинского Пензенского государственного университета. - Пенза : Изд-во

пгу, 2019. - с. 173-175.

5. Анненкова, А. М. Формирование экологических компетенций младших школьников в процессе внеурочной деятельности / А. М. Анненкова // Наука. Образование. Инновации : материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Анапа : Науч.-исслед. центр эконом. и соц. процессов в Южном федер. округе, 2019. - С. 55-61.

Анненкова Анастасия Михайловна, студентка, Пензенский государственный университет. E-mail: annenkova.2011@mail.ru

Барашкина Светлана Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики дошкольного и начального образования, Пензенский государственный университет. E-mail: estestvoznanie@bk.ru

Образец цитирования:

Анненкова, А. М. Оптимизация процесса становления естественнонаучного миропонимания студентов-бакалавров в условиях образовательного пространства вуза / А. М. Анненкова, С. Б. Барашкина // Вестник Пензенского государственного университета. - 2020. - № 3 (31). - С. 9-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.