концу. Если к этому добавить относительно мягкое (при равномерном и небыстром движении) воздействие на работающие мышцы, то можно понять, почему упражнения с резиновыми амортизаторами являются прекрасным средством для реабилитации мышц после перенесенных травм. С этой целью применяют длинный бинт или жгут и небольшую нагрузку, чтобы можно было выполнить упражнение значительное количество раз в определенном темпе. Упражнения с сопротивлением партнера. Включают упражнения, основанные на взаимодействии с одним или несколькими партнерами. Взаимодействие партнеров строится по принципу разделения функций: один выполняет основное действие, а другой создает сопротивление или облегчает действия партнера. При этом характер противодействия может быть различным: постоянно-
удерживающий, активно-возрастающий, принудительновозвращающий.
В практике армспорта неплохо зарекомендовал себя методический прием из арсенала бодибилдинга «Я-ты», предполагающий поочередное выполнение силового упражнения партнерами. За счет использования соревновательного метода указанный способ способствует повышению интенсивности выполнения упражнения.
Соревновательные и специально-подготовительные упражнения с одним или несколькими партнерами широко распространены в армспорте. С их помощью можно развивать все силовые качества, они повышают возможности нервно-мышечной системы за счет преодолевающей и уступающей работы в различных режимах, повышается эмоциональность тренировки.
Р. Н. Гаврилина
Оптимизация процесса подготовки лыжниц-гонщиц подросткового возраста в подготовительный период
Организация процесса подготовки лыжников-гонщиков, обучающихся в спортивной школе, предполагает планирование и управление учебно-тренировочным процессом, обеспечение материально-технической базой, создание оптимальных условий для решения учебно-тренировочных и воспитательных задач. Одной из важнейших сторон учебно-тренировочного процесса является построение занятий. При этом наименее изученным в построении тренировочного процесса остается вопрос соотношения объема и интенсивности предлагаемых тренировочных нагрузок. Особенно
289
актуальна эта проблема для девочек-гонщиц в силу психофизических особенностей их организма.
Исследование проводилось на базе ГОУДОД СДЮСШОР. В эксперименте участвовала группа девочек 13-14 лет (14 человек), занимающихся в учебно-тренировочных группах (три года обучения) по лыжным гонкам. Из них методом жеребьевки были сформированы две группы по семь человек - контрольная и экспериментальная.
Анализ литературных данных и опыт практической работы показали, что вопросам организации процесса подготовки лыжниц-гонщиц уделяется должное внимание, однако на современном этапе сложилось противоречие между многообразием средств и методов подготовки, используемых специалистами, и разработанностью педагогических подходов к построению тренировочного процесса спортсменок подросткового возраста (Л.П. Матвеев, 1991; Р.А. Абатуров, И.Г. Огольцов, 1993; Л.Ф. Кобзева, 1998; Т.И. Раменская, 2004; В.В. Фарбей, Г.В. Скорохватова и др., 2007 и др.).
В основу формирования учебно-тренировочного плана подготовки спортсменок был положен принцип волнообразного построения объема нагрузки (В.Н. Платонов, 1984; А.Г. Баталов, 1991) (табл. 1).
Таблица 1
Распределение объема циклических нагрузок в подготовительный
период в контрольной и экспериментальной группах, км
Группы Подготовительный период
май июнь июль август сен- тябрь ок- тябрь но- ябрь де- кабрь Общий объем
Контрольная 170 220 260 280 170 190 290 360 1940
Экспери- ментальная 90 110 150 230 120 130 200 260 1290
Постепенное увеличение нагрузки отмечается в июле-августе за счет проведения УТС в спортивном лагере и в ноябре-декабре в связи с включением тренировочных занятий на лыжах. При этом суммарный показатель объема циклической нагрузки в экспериментальной группе был меньше по сравнению с используемым объемом в контрольной группе. По нашему мнению, используемые объемы циклических нагрузок приводят к относительно быстрому исчерпанию физического потенциала организма спортсменок-подростков, поэтому в экспериментальной группе показатель суммарного объема циклической нагрузки оказался на 650 км меньше, чем в контрольной группе.
Известно, что в подготовительный период повышение уровня подготовленности спортсменов-лыжников достигается как за счет средств ОФП, так и за счет использования средств СФП.
290
Средства ОФП и СПФ циклического характера, направленные на развитие общей выносливости с использованием смешанных передвижений (ходьба, бег слабой и средней интенсивности), кросса с имитацией (шаговая, прыжковая), лыжероллеров, лыж, позволяют преимущественно обеспечить необходимый объем нагрузки. Средства ОФП и СПФ ациклического и смешанного характера, направленные на развитие скоростной выносливости и скоростно-силовых качеств с использованием прыжков (многоскоки), резиновых амортизаторов, специальных силовых упражнений на различные группы мышц (в том числе на лыжах), бега максимальной интенсивности, тренажеров, горного велосипеда, спортивных и подвижных игр, способствуют повышению интенсивности нагрузки, отражающей степень напряженности систем организма спортсменок.
При этом соотношение общего объема и интенсивности нагрузок, предлагаемых в экспериментальной и контрольной группах, отличались по показателю вклада средств различной преимущественной направленности, используемых в тренировочных занятиях (табл. 2, 3).
Таблица 2
Вклад средств в процесс подготовки лыжниц-подростков в соответствии с показателями объема нагрузки _____________в подготовительный период___________
Средства Объем нагрузки
контрольная группа экспериментальная группа
объем,ч доля, % объем,ч доля, %
Циклические 384 66,7 306 53,1
Ациклические 72 12,5 108 18,8
Смешанные 120 20,8 162 28,1
Всего 576 100 576 100
Таблица 3
Вклад средств циклического характера в процесс подготовки лыжниц-подростков в соответствии с показателями объема и интенсивности нагрузки (ЧСС) в подготовительный период
Группы Объем и интенсивность нагрузки (ЧСС)
ЧСС д о 140 ЧСС до 160 ЧСС выше 160 всего
объем, ч доля, % объем, ч доля, % объем, ч доля, % объем, ч доля, %
Контрольная 252 13 1445 74,5 243 12,5 1940 100
Экспери- ментальная 126 9,8 995 77,1 169 13,1 1290 100
В экспериментальной группе при снижении показателя объема циклических нагрузок показатель интенсивности нагрузки смещен в сторону ее повышения, в то время как в контрольной группе при
291
больших показателях объема нагрузки наблюдается снижение ее интенсивности. При этом в экспериментальной группе меньший объем циклической нагрузки сочетается с увеличением времени работы ациклического и смешанного характера. В контрольной группе доля циклических упражнений является доминирующей.
Контрольные испытания, проведенные в весенне-осенний периоды подготовительного этапа, показали, что средние значения как в контрольной, так и в экспериментальной группах улучшились по всем показателям по сравнению с показателями, полученными в начале подготовительного этапа. Однако средние значения показателей осеннего периода подготовительного этапа позволяют выявить преимущества лыжниц экспериментальной группы, прежде всего, в профильном виде контрольных испытаний: кросс 500 м.
Итоги общегородских кросса, проводившегося в осенний подготовительный период, и лыжных гонок в соревновательный период в основном подтвердили тенденцию преимущества уровня подготовленности лыжниц экспериментальной группы по сравнению с результатами, показанными испытуемыми контрольной группы.
Выводы. Предложенные компоненты построения тренировочного процесса лыжниц-гонщиц 13-14 лет в подготовительный период, связанные со снижением объема циклической нагрузки в пользу ациклической и смешанной с одновременным увеличением интенсивности нагрузки по сравнению с общепринятыми показателями, способствуют оптимизации уровня физической подготовленности, оказывающей влияние на результативность в соревновательный период.
Д. В. Григорьев
Особенности нарушений произвольных движений у лиц с интеллектуальной недостаточностью
Влияние интеллектуального дефекта на двигательную сферу умственно отсталых велико и разнообразно. Многие авторы в своих исследовательских работах констатируют разнообразные нарушения в построении движений, в основном связывая их со степенью интеллектуальных нарушений (легкой, умеренной, тяжелой и глубокой) или с характером патогенеза (наследственными заболеваниями, травмирующими факторами и пр.). Кроме того, на качество произвольных движений оказывают влияние сопутствующие соматические заболевания, вторичные нарушения, особенности психической и эмоционально-волевой сферы. Всё это затрудняет
292