Оптимизация процесса овладения терминологией права при обучении англоязычному дискурсу студентов юридических ВУЗов
Обучение англоязычному юридическому дискурсу русскоязычных студентов представляет сложную лингводидактическую задачу в силу ряда причин. Основная сложность обучения англоязычному юридическому дискурсу русскоязычных студентов заключается в том, что российская правовая система и право англоязычных стран базируются на разных системных основаниях. Правовая система России основана на континентальном (романо-германском) праве, в котором кодексы играют решающую роль при вынесении судебных решений. Правовые системы англоязычных стран берут начало в английском общем праве, где судьи, в основном, руководствуются существующими судебными прецедентами при рассмотрении дел в суде. Юридические концепты стран общего и континентального права далеко не всегда совпадают, что приводит к невозможности достижения полной эквивалентности терминов этих двух правовых системах и приводит к ведущей роли интерпретации при переводе юридических терминов и текстов с английского на русский язык и с русского языка на английский. Например, в правовой системе России отсутствуют такие понятия, как reasonable observer, solicitor, barrister, tort и др., широко применяющиеся в странах общего права. Чтобы понять суть этих понятий, обучающимся необходимо иметь определенные знания о правовых системах стран изучаемого языка. Кроме того, существует ряд понятий, значения которых в английском и русском языках совпадают частично. Например, в русском языке термин «импичмент» имеет одно значение: особый порядок реализации ответственности высших должностных лиц государства в ряде зарубежных стран. В некоторых государствах с республиканской формой правления импичмент прежде всего предусматривается для главы государства — президента — на случай совершения им государственной измены или покушения на конституцию (Большой юридический словарь). В английском же языке термин «импичмент» имеет и второе значение, которое связано с дис-
Л.В. Ступникова
УДК 34:811.111 ББК 67 С-884
кредитацией свидетеля в суде. ‘To impeach’ means to call into question the veracity of the witness by means of evidence offered for that purpose, or by showing that the witness is unworthy of belief [3]. Таким образом, в английском языке появляются такие словосочетания ‘impeachment of a witness’, ‘impeachment of a judge’. Слово «закон» в русском языке связано с понятием преступления (ср. «за кон» - за пределами, за рамками»), т.е. у носителей русского языка оно вызывает больше ассоциаций с запретом (преступить закон, нарушить закон, соблюдать закон) и имеет более узкое значение, чем английское слово law. У носителей английского языка слово law, происходящее от староанглийского слова со значением «something laid down or fixed’ [4] ассоциируется с более широким спектром правовых понятий, таких как право, юридическая деятельность, юриспруденция.
Отличительной особенностью английской юридической терминологии является тот факт, что одно и то же правовое понятие может обозначаться разными англоязычными терминами в силу того, что английский юридический дискурс используется правовыми системами разных стран. В связи с этим разные англоязычные термины могут передавать одно и то же понятие в разных странах. Например, термину «принудительное отчуждение» соответствуют compulsory purchase (Br) и eminent domain (USA), термину «истец» - claimant (Br) и plaintiff (USA), а термину «устав» - articles of association (Br) и bylaws (USA).
Письменный англоязычный юридический дискурс характеризуется специфичной манерой построения фраз и предложений, наличием сложных и запутанных юридических формулировок и клише, длинных многосложных предложений, громоздких и архаичных фраз и оборотов. Отличительной чертой английского юридического дискурса является употребление формальной лексики, которая считается устаревшей в повседневном общении, но широко используется в юридических текстах: hereunder - по настоящему соглашению, hereinafter - далее по тексту, в дальнейшем; aforesaid - ранее упомянутый.
Кроме этого, в английском юридическом дискурсе широко используются специальные значения общеупотребительной лексики, например: nuisance - 1) неприятность, помеха 2) юр. деликт, основанный на нарушенном праве лица спокойно владеть собственностью; relief - 1) облегчение, утешение 2) юр. средство судебной защиты, удовлетворение требования, освобождение (от уплаты, от ответственности); consideration - 1) рассмотрение, обсуждение, уважение 2) юр. встречное удовлетворение; один из необходимых элементов договора для того, чтобы тот мог быть принудительно осуществлен в судебном порядке; construction - 1) строительство, конструкция 2) юр. толкование. Понимание англоязычных юридических текстов и их адекватный перевод во многом зависит от знания специальных значений общеупотребительной лексики.
От слов общеупотребительной лексики часто происходят полисемичные юридические термины. Например, термин defe^e в юридическом дискурсе может употребляться в ряде значений (A few jurisdictions demand that the defe^e disclose before trial the general nature of any defe^es it will raise at trial). При этом defe^e в значении ‘защитник, адвокат’ не зафиксировано в Англо-русском юридическом словаре С.Н. Андрианова, С.Н. Берсона и А.С. Никифорова [1] многозначные юридические термины представляют особую трудность при обучении англоязычному юридическому дискурсу. Для выявления и наглядного представления обучающимся различий в смысловом содержании полисемичных юридических терминов родного и иностранного языков в обучении иноязычному дискурсу права целесообразно использовать лингвокогнитивные модели семантики терминов.
Е.Г. Беляевская определяет лингвокогнитивную модель как «максимально обобщенное, схематизированное представление о концептуальном основании значения, выделяющее в значении наиболее важные, узловые моменты» [2, 83-84]. Лингвокогнитивная модель - это некоторая схема, передаваемого словом смысла, используемая в лингвистике как исследовательский прием. В практике преподавания прием выделения лингвокогнитивных моделей многозначных слов для облегчения их понимания обучающимися еще не применялся.
У всех значений многозначного термина есть единое концептуальное основание (картинка, стоящая за всей лексемой). Если студентам раскрыть это концептуальное основание, то они начинают намного лучше узнавать слово в контексте и легче подыскивать ему русский эквивалент, т. к. они идут от передаваемого смысла. Не у всех значений термина будут прямые русские эквиваленты, но студенты легко восстановят отсутствующий эквивалент (например, defe^e в значении «защитник, адвокат»), зная лингвокогнитивные модели термина.
Например, термин custody (хранение, охрана, опека, контроль, владение) происходит от латинского слова custodia ‘guarding or keeping’. Указание на хранение чего-либо актуализирует у этого термина значение «охрана» (holding property under one’s control) и связано с представлением hands (The files are in the custody of my lawyer); указание на насильственное задержание кого-либо актуализирует значение «задержание» (detention) (After the riot, 32 people were taken into the police custody). В свою очередь, актуализация указания на «заботу» выводит на первый план значение «опека, попечение» (protection) (Custody of the children was awarded to the mother). Но, как мы видим, у всех этих значений смысловое содержание одинаково - «нечто или некто находится где-то и человек, отвечающий за содержание этого объекта несет ответственность» (мать отвечает за ребенка, полиция - за задержанного, юрист - за документы).
Hands
ЖМ-
Detention
ЖМ-3
Protection ЖМ -2
Слово duty (обязанность, функция, пошлина, налог), происходит от старофран-цуского слова deu (due, owed). Указание на обязанность сделать что-либо актуализирует у этого термина значение «ответственность» (responsibility) (It is my duty to report to the police); указание на обязанности, которые человек должен выполнять на работе, актуализирует значение «работа» (work - I spend a lot of time on administrative duties). В свою очередь, актуализация указания на сбор денежных средств выводит на первый план значение «налог, пошлина» (tax) - (We have to pay import duties). Общее - обязанность предоставить нечто.
Прилагательное legal происходит от латинского слова legalis ‘legal, pertaining to the law’. Указание на связь с правом актуализирует у этого термина значение «юридический, правовой» (according to the law) (Solicitors and barristers have a different legal training.); указание на соответствие нормам права, актуализирует значение «соответствующий закону, законный, легальный» (The company’s action was completely legal).
Responsibility
ЖМ-1
Work
DUTY
Tax
ЖМ-3
Применение подобных схем в процессе обучения в значительной степени облегчает процесс овладения юридической терминологией обучающихся. Однако, вводя в процесс обучения информацию о когнитивных структурах семантики языковых единиц, нет необходимости объяснять студентам понятие лингвокогнитивной модели. Несомненно, преподаватель, если он пользуется этим приемом, должен знать, что такое лингвокогнитивные модели и как они конструируются. Однако для студентов необходимо очень простое объяснение, которое они могут понять без дополнительных трудностей. В основном, требуется, чтобы студенты представили ситуацию, точнее схему ситуации без каких-либо деталей, и то, что они действуют в рамках этой ситуации. Например, студенты хорошо знают термин impeachment применительно к офису президента. Необходимо подвести студентов к выделению наиболее важной части понятия «импичмент» - «лишение властных полномочий» и далее попросить их объяснить по-русски, что может означать термин impeachment применительно к свидетелю в суде. Студенты должны построить логическую цепочку «лишить свидетеля полномочий» ^ «дискредитировать свидетеля» (аналогично «лишить судью полномочий», «отозвать судью», «заявить о недоверии судье», «заявить возражение по составу суда»).
Использование приема выделения лингвокогнитивных моделей юридического термина помогает обучающимся понять, что каждое значение англоязычного термина соотносится с определенной правовой ситуацией, что и обусловливает его перевод на русский язык. Анализ лингвокогнитивных моделей значений терминов помогает проникнуть в правовой контекст англоязычного юридического дискурса. Лингвокогнитивная модель позволяет установить «смысловой центр» обозначения и прогнозировать процесс и пределы вариативности семантики термина в контексте. Обращение к лингвокогнитивной модели тем более важно, что истинные свойства терминов проявляются только в процессе их функционирования.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Андрианов С.Н., Берсон А.С., Никифоров А.С. Англо-русский юридический словарь.- М.: Руссо, 1998. - 512 с.
2. Беляевская Е.Г. Семантическая структура слова в номинативном и коммуникативном аспектах (когнитивные основания семантической структуры слова): Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. - М.: Ин-т языкознания РАН, 1991. - 402 с.
3. Giffs S.H. Law Dictionary // Fifth Edition. - Barron’s Legal Guides, 2003. - 570 c.
4. Online Etymology Dictionary // htpp: //www.etymoline.com