Научная статья на тему 'Оптимизация процесса овладения терминологией права при обучении англоязычному дискурсу студентов юридических вузов'

Оптимизация процесса овладения терминологией права при обучении англоязычному дискурсу студентов юридических вузов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
228
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ЮРИДИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / КОНТИНЕНТАЛЬНОЕ ПРАВО / ОБЩЕЕ ПРАВО / ЮРИДИЧЕСКИЙ ТЕРМИН / ТЕРМИНОСИСТЕМА ПРАВА / УСТАРЕВШАЯ ЛЕКСИКА / ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ ЛЕКСИКА / ПОЛИСЕМИЧНЫЕ ТЕРМИНЫ ПРАВА / ЛИНГВОКОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ / LEGAL ENGLISH DISCOURSE / TEACHING / LEGAL SYSTEM / CONTINENTAL SYSTEM OF LAW / COMMON LAW SYSTEM / LEGAL TERM / TERMINOLOGICAL SYSTEM OF LAW / ARCHAIC VOCABULARY / VOCABULARY IN USE / POLYSEMOUS LEGAL TERMS / LINGVO-COGNITIVE STRUCTURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ступникова Лада Владимировна

Настоящая статья посвящена проблеме обучения терминологии англоязычного дискурса русскоязычных студентов. В статье рассматриваются особенности терминосистемы английского общего права. Предлагается объяснять полисемичные юридические термины студентам через их лингвокогнитивные модели. В статье анализируются лингвокогнитивные модели нескольких юридических терминов и способ их объяснения студентам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of teaching Russian students the terminology of the legal English discourse. The peculiarities of the terminological system of English law are considered. Th e article substantiates a new approach to explaining polysemous legal terms by using their lingvo-cognitive structures. The article analyses several legal terms through their lingvo-cognitive structures and suggests a method of their explanation to the students.

Текст научной работы на тему «Оптимизация процесса овладения терминологией права при обучении англоязычному дискурсу студентов юридических вузов»

Оптимизация процесса овладения терминологией права при обучении англоязычному дискурсу студентов юридических ВУЗов

Обучение англоязычному юридическому дискурсу русскоязычных студентов представляет сложную лингводидактическую задачу в силу ряда причин. Основная сложность обучения англоязычному юридическому дискурсу русскоязычных студентов заключается в том, что российская правовая система и право англоязычных стран базируются на разных системных основаниях. Правовая система России основана на континентальном (романо-германском) праве, в котором кодексы играют решающую роль при вынесении судебных решений. Правовые системы англоязычных стран берут начало в английском общем праве, где судьи, в основном, руководствуются существующими судебными прецедентами при рассмотрении дел в суде. Юридические концепты стран общего и континентального права далеко не всегда совпадают, что приводит к невозможности достижения полной эквивалентности терминов этих двух правовых системах и приводит к ведущей роли интерпретации при переводе юридических терминов и текстов с английского на русский язык и с русского языка на английский. Например, в правовой системе России отсутствуют такие понятия, как reasonable observer, solicitor, barrister, tort и др., широко применяющиеся в странах общего права. Чтобы понять суть этих понятий, обучающимся необходимо иметь определенные знания о правовых системах стран изучаемого языка. Кроме того, существует ряд понятий, значения которых в английском и русском языках совпадают частично. Например, в русском языке термин «импичмент» имеет одно значение: особый порядок реализации ответственности высших должностных лиц государства в ряде зарубежных стран. В некоторых государствах с республиканской формой правления импичмент прежде всего предусматривается для главы государства — президента — на случай совершения им государственной измены или покушения на конституцию (Большой юридический словарь). В английском же языке термин «импичмент» имеет и второе значение, которое связано с дис-

Л.В. Ступникова

УДК 34:811.111 ББК 67 С-884

кредитацией свидетеля в суде. ‘To impeach’ means to call into question the veracity of the witness by means of evidence offered for that purpose, or by showing that the witness is unworthy of belief [3]. Таким образом, в английском языке появляются такие словосочетания ‘impeachment of a witness’, ‘impeachment of a judge’. Слово «закон» в русском языке связано с понятием преступления (ср. «за кон» - за пределами, за рамками»), т.е. у носителей русского языка оно вызывает больше ассоциаций с запретом (преступить закон, нарушить закон, соблюдать закон) и имеет более узкое значение, чем английское слово law. У носителей английского языка слово law, происходящее от староанглийского слова со значением «something laid down or fixed’ [4] ассоциируется с более широким спектром правовых понятий, таких как право, юридическая деятельность, юриспруденция.

Отличительной особенностью английской юридической терминологии является тот факт, что одно и то же правовое понятие может обозначаться разными англоязычными терминами в силу того, что английский юридический дискурс используется правовыми системами разных стран. В связи с этим разные англоязычные термины могут передавать одно и то же понятие в разных странах. Например, термину «принудительное отчуждение» соответствуют compulsory purchase (Br) и eminent domain (USA), термину «истец» - claimant (Br) и plaintiff (USA), а термину «устав» - articles of association (Br) и bylaws (USA).

Письменный англоязычный юридический дискурс характеризуется специфичной манерой построения фраз и предложений, наличием сложных и запутанных юридических формулировок и клише, длинных многосложных предложений, громоздких и архаичных фраз и оборотов. Отличительной чертой английского юридического дискурса является употребление формальной лексики, которая считается устаревшей в повседневном общении, но широко используется в юридических текстах: hereunder - по настоящему соглашению, hereinafter - далее по тексту, в дальнейшем; aforesaid - ранее упомянутый.

Кроме этого, в английском юридическом дискурсе широко используются специальные значения общеупотребительной лексики, например: nuisance - 1) неприятность, помеха 2) юр. деликт, основанный на нарушенном праве лица спокойно владеть собственностью; relief - 1) облегчение, утешение 2) юр. средство судебной защиты, удовлетворение требования, освобождение (от уплаты, от ответственности); consideration - 1) рассмотрение, обсуждение, уважение 2) юр. встречное удовлетворение; один из необходимых элементов договора для того, чтобы тот мог быть принудительно осуществлен в судебном порядке; construction - 1) строительство, конструкция 2) юр. толкование. Понимание англоязычных юридических текстов и их адекватный перевод во многом зависит от знания специальных значений общеупотребительной лексики.

От слов общеупотребительной лексики часто происходят полисемичные юридические термины. Например, термин defe^e в юридическом дискурсе может употребляться в ряде значений (A few jurisdictions demand that the defe^e disclose before trial the general nature of any defe^es it will raise at trial). При этом defe^e в значении ‘защитник, адвокат’ не зафиксировано в Англо-русском юридическом словаре С.Н. Андрианова, С.Н. Берсона и А.С. Никифорова [1] многозначные юридические термины представляют особую трудность при обучении англоязычному юридическому дискурсу. Для выявления и наглядного представления обучающимся различий в смысловом содержании полисемичных юридических терминов родного и иностранного языков в обучении иноязычному дискурсу права целесообразно использовать лингвокогнитивные модели семантики терминов.

Е.Г. Беляевская определяет лингвокогнитивную модель как «максимально обобщенное, схематизированное представление о концептуальном основании значения, выделяющее в значении наиболее важные, узловые моменты» [2, 83-84]. Лингвокогнитивная модель - это некоторая схема, передаваемого словом смысла, используемая в лингвистике как исследовательский прием. В практике преподавания прием выделения лингвокогнитивных моделей многозначных слов для облегчения их понимания обучающимися еще не применялся.

У всех значений многозначного термина есть единое концептуальное основание (картинка, стоящая за всей лексемой). Если студентам раскрыть это концептуальное основание, то они начинают намного лучше узнавать слово в контексте и легче подыскивать ему русский эквивалент, т. к. они идут от передаваемого смысла. Не у всех значений термина будут прямые русские эквиваленты, но студенты легко восстановят отсутствующий эквивалент (например, defe^e в значении «защитник, адвокат»), зная лингвокогнитивные модели термина.

Например, термин custody (хранение, охрана, опека, контроль, владение) происходит от латинского слова custodia ‘guarding or keeping’. Указание на хранение чего-либо актуализирует у этого термина значение «охрана» (holding property under one’s control) и связано с представлением hands (The files are in the custody of my lawyer); указание на насильственное задержание кого-либо актуализирует значение «задержание» (detention) (After the riot, 32 people were taken into the police custody). В свою очередь, актуализация указания на «заботу» выводит на первый план значение «опека, попечение» (protection) (Custody of the children was awarded to the mother). Но, как мы видим, у всех этих значений смысловое содержание одинаково - «нечто или некто находится где-то и человек, отвечающий за содержание этого объекта несет ответственность» (мать отвечает за ребенка, полиция - за задержанного, юрист - за документы).

Hands

ЖМ-

Detention

ЖМ-3

Protection ЖМ -2

Слово duty (обязанность, функция, пошлина, налог), происходит от старофран-цуского слова deu (due, owed). Указание на обязанность сделать что-либо актуализирует у этого термина значение «ответственность» (responsibility) (It is my duty to report to the police); указание на обязанности, которые человек должен выполнять на работе, актуализирует значение «работа» (work - I spend a lot of time on administrative duties). В свою очередь, актуализация указания на сбор денежных средств выводит на первый план значение «налог, пошлина» (tax) - (We have to pay import duties). Общее - обязанность предоставить нечто.

Прилагательное legal происходит от латинского слова legalis ‘legal, pertaining to the law’. Указание на связь с правом актуализирует у этого термина значение «юридический, правовой» (according to the law) (Solicitors and barristers have a different legal training.); указание на соответствие нормам права, актуализирует значение «соответствующий закону, законный, легальный» (The company’s action was completely legal).

Responsibility

ЖМ-1

Work

DUTY

Tax

ЖМ-3

Применение подобных схем в процессе обучения в значительной степени облегчает процесс овладения юридической терминологией обучающихся. Однако, вводя в процесс обучения информацию о когнитивных структурах семантики языковых единиц, нет необходимости объяснять студентам понятие лингвокогнитивной модели. Несомненно, преподаватель, если он пользуется этим приемом, должен знать, что такое лингвокогнитивные модели и как они конструируются. Однако для студентов необходимо очень простое объяснение, которое они могут понять без дополнительных трудностей. В основном, требуется, чтобы студенты представили ситуацию, точнее схему ситуации без каких-либо деталей, и то, что они действуют в рамках этой ситуации. Например, студенты хорошо знают термин impeachment применительно к офису президента. Необходимо подвести студентов к выделению наиболее важной части понятия «импичмент» - «лишение властных полномочий» и далее попросить их объяснить по-русски, что может означать термин impeachment применительно к свидетелю в суде. Студенты должны построить логическую цепочку «лишить свидетеля полномочий» ^ «дискредитировать свидетеля» (аналогично «лишить судью полномочий», «отозвать судью», «заявить о недоверии судье», «заявить возражение по составу суда»).

Использование приема выделения лингвокогнитивных моделей юридического термина помогает обучающимся понять, что каждое значение англоязычного термина соотносится с определенной правовой ситуацией, что и обусловливает его перевод на русский язык. Анализ лингвокогнитивных моделей значений терминов помогает проникнуть в правовой контекст англоязычного юридического дискурса. Лингвокогнитивная модель позволяет установить «смысловой центр» обозначения и прогнозировать процесс и пределы вариативности семантики термина в контексте. Обращение к лингвокогнитивной модели тем более важно, что истинные свойства терминов проявляются только в процессе их функционирования.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Андрианов С.Н., Берсон А.С., Никифоров А.С. Англо-русский юридический словарь.- М.: Руссо, 1998. - 512 с.

2. Беляевская Е.Г. Семантическая структура слова в номинативном и коммуникативном аспектах (когнитивные основания семантической структуры слова): Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. - М.: Ин-т языкознания РАН, 1991. - 402 с.

3. Giffs S.H. Law Dictionary // Fifth Edition. - Barron’s Legal Guides, 2003. - 570 c.

4. Online Etymology Dictionary // htpp: //www.etymoline.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.