Научная статья на тему 'Оптимизация программ снижения уровня риска возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций'

Оптимизация программ снижения уровня риска возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация программ снижения уровня риска возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций»

ядовитыми веществами при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте. РД52.04.253-90/ Ленинград гидрометиздат, 1991. - 24 с.

3. Семехин Ю.Г. Управление безопасностью жизнедеятельности/ Ю.Г. Семехин. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2007. - 218 с.

4. Гринин А.С., Экологическая безопасность/ А.С. Гринин, В.Н. Новиков, -М: Изд-во «Фаир - пресс», 2002. - 326 с.

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОГРАММ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕХНОГЕННЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

С.А. Голев, заместитель начальника кафедры, к.т.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

В целях обеспечения приемлемых для общества уровней риска необходимо уметь оценивать уровень локальных рисков, переходить от набора локальных оценок рисков (ущербов) к интегральной (комплексной) оценке риска (ущерба). Поэтому рассмотрим общее описание задач построения комплексной оценки, а затем рассмотрим методику получения рейтинговой оценки уровня риска и предполагаемого ущерба. Все это позволяет сформулировать и решить задачу построения оптимальной программы (комплекса мероприятий) обеспечивающей достижения приемлемого уровня риска.

Задачи комплексного оценивания, заключающиеся в переходе от детального к агрегированному описанию сложных систем, встречаются достаточно часто в практике управления социальными и экономическими системами. Например:

- определение качества функционирования трудовых коллективов (выбор лучшего) [2];

- выявление наиболее перспективных направлений научно-технического развития (иерархия приоритетов) [4];

- ранжирование инвестиционных проектов по их привлекательности (отбор наиболее эффективных проектов) [6];

- формирование критериев, характеризующих степень успешности в достижении поставленных целей при реализации региональных программ развития [5];

- построение приоритетов по законодательным инициативам, реализуемым в форме проектов или иных нормативных правовых актов [3].

Данные задачи как раз и относятся к классу задач комплексного оценивания сложных социально-экономических объектов (сценариев, программ развития, проектов, и др.). В настоящее время при решении задач такого типа применяются методики, в основе которых лежит построение матриц логической свертки, учитывающих предпочтения лица, принимающего решения (ЛПР), с последующим получением интегральных оценок (ИОР) или комплексных оценок (КО).

Принцип построения рейтинговых оценок заключается в использовании

последовательности стандартных формальных и экспертных процедур. Ранее получил развитие подход к построению комплексной оценки, обобщающий алгоритмы получения таких оценки, применяемых во многих сферах экономической деятельности. Сущность этого подхода заключается в следующем:

- на первом этапе для оцениваемого сценария развития устанавливается набор локальных рисков (критериев - в зависимости от содержательной задачи), которые характеризуют возможное развитие события с различных точек зрения;

- на втором этапе весь полученный набор локальных рисков разбивается на две группы:

первая - локальные риски, допускающий точное количественное выражением (например, экономический риск);

вторая - локальные риски, по которым точное количественное выражение невозможно, то есть оценка осуществляется экспертным путем (например, состояние уровня жизни);

- на третьем этапе происходит формирование балльной шкалы, которая служит для оценок рисков, составляющих вторую группу;

- на четвертом этапе происходит экспертное оценивание рисков второй группы;

- на пятом этапе формируется набор показателей, характеризующих локальные риски первой группы;

- на шестом этапе для каждого показателя локальных рисков из первой группы формируются шкалы пересчета их значений в промежуточные балльные оценки;

- на седьмом этапе вычисляются значения показателей локальных рисков из первой группы;

- на восьмом этапе на основе сформированной шкалы пересчитываются значения показателей в промежуточные балльные оценки риска;

- на девятом этапе вычисляются оценки локальных рисков, входящих в первую группу;

- на десятом этапе определяются пары локальных рисков, оценки которых будут сворачиваться в обобщенную оценку, и строится бинарное дерево свертки;

- на одиннадцатом этапе для построенного бинарного дерева формируются соответствующие матрицы логической свертки;

- на двенадцатом этапе вычисляется интегральная оценка риска.

Следует обратить внимание на тот факт, что в том случае, когда локальные риски оцениваются только экспертным путем, количество этапов, необходимых для получения результата, значительно сокращается: необходимо выполнить только шесть этапов: первый, третий, четвертый, десятый, одиннадцатый и двенадцатый.

Полное описание процедуры построения интегральной оценки риска, социально-экономических последствий чрезвычайных событий и примеры применения алгоритмов комплексного оценивания приводятся в [1].

Проблемы устойчивого развития тесно связаны с проблемами управления риском. В тоже время, вполне очевидно, что в процессе управления уровнем

безопасности важнейшее значение приобретает экономическая оценка создавшейся ситуации. Именно поэтому оказывается очень важным процедура разработки и внедрения новых эффективных организационных и экономических механизмов, оказывающих стимулирующее воздействие с целью предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС) и привлечения требуемых для этой цели инвестиций. Экономическая эффективность использования экономических механизмов является опосредованным выражением цены безопасности, которую общество готово заплатить.

Но возникает проблема исследования эффективности предлагаемых экономических механизмов. Вполне понятно, ответы на все возникающие при этом вопросы можно получить только в процессе практического применения таких механизмов. К сожалению, проведение подобных экспериментов в условиях экономической действительности вряд ли возможно, так как связано с колоссальными издержками. Поэтому эффективным средством проверки свойств организационных и экономических механизмов является метод деловых имитационных игр.

Список использованной литературы

1. Бурков В.Н. Механизмы управления эколого-экономическими системами / В.Н. Бурков, Д.А. Новиков, А.В. Щепкин. - М.: Физматлит, 2008. -243 с.

2. Динова Н.И. Эксперимент на основе деловой игры «Бригадные формы оплаты труда» / Н.И. Динова, О.Ю. Чепрунова, А.В. Щепкин // Автоматика и телемеханика. - 1990. - № 4. - С. 34-41.

3. Жаворонкова И.Г. Систематизация законодательства по проблемам безопасности в чрезвычайных ситуациях / И.Г. Жаворонкова, О.А. Супатаева // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. - 1994. - Вып. 5. - С. 23-27.

4. Казакова Е.А. Автоматизированное построение матричных процедур комплексного оценивания на основе оптимизационного подхода / Е.А. Казакова, А.И. Половинкина, П.Н. Курочка // Вестник ВГТУ. - 2010. - № 10. - Т. 6. - С. 140147.

5. Комплексное оценивание и планирование развития региона / А.Б. Левинталь [и др.]. - М.: ИПУ РАН, 2006. - 52 с.

6. Кондратьев В.Д. Комплексное оценивание в области безопасности дорожного движения / В.Д. Кондратьев, А.В. Щепкин. М.: ИПУ РАН, 2002. - 54 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.