Оптимизация профессиональной подготовки студентов-медиков с учетом опыта пандемии коронавируса и запросов глобального здравоохранения
Сидорчук Мария Александровна,
студент, Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова E-mail: [email protected]
Сегодня во всем мире наблюдается быстрое расширение медицинского образовательного пространства. А это ставит вопросы оценки качества подготовки такого большого количества медиков, лицензирования медицинских вузов, оптимизации учебных программ с учетом запросов глобального здравоохранения.
В статье рассматривается необходимость реформирования системы профессиональной подготовки медиков-студентов с учетом опыта пандемии COVID-19. Использование в здравоохранении преимуществ онлайн-сферы, обучение основам телемедицины и робототехники, укрепление института наставничества, внедрение программ индивидуального мониторинга здоровья и психологической безопасности позволят улучшить качество подготовки студентов-медиков и оптимизировать медицинское профессиональное образование. Глобализация здравоохранения требует сегодня интернационализации медицинского образования, в рамках которой необходимо внедрение единых подходов в обучении, создание всемирного глобального университета здоровья.
Современное медицинское профессиональное образование должно стать важным аспектом готовности кадров здравоохранения и частью более широких стратегических действий по обеспечению готовности к будущим современным вызовам.
Ключевые слова: студенты-медики, COVID-19, профессиональная подготовка, интернационализация образования, глобальное здравоохранение.
Введение
Сегодня из-за пандемии коронавируса во всем мире не хватает медицинских специалистов, и в ближайшем будущем ожидается резкое увеличение количества медицинских вузов и студентов-медиков в разных регионах планеты. Еще до эпидемии количество медицинских школ почти удвоилось за последние два десятилетия. А это ставит вопросы оптимизации профессиональной подготовки студентов-медиков с учетом опыта пандемии коронавируса и запросов глобального здравоохранения.
Поэтому становятся актуальными проблемы, напрямую затронувшие обучение медиков, их карьерные планы и жизнедеятельность в целом.
Проблемы профессиональной подготовки студентов-медиков
Проблема 1: онлайн-обучение студентов-медиков и подготовка в области цифровых технологий
В условиях пандемии обучение 90% студентов-медиков было переведено в онлайн-сферу, а это как дает ряд преимуществ, так и выдвигает ряд трудностей для обучающихся [8,10]. Среди преимуществ можно выделить высокий уровень безопасности, снижение финансовой транспортной нагрузки, удобное планирование рабочего времени, интернационализация образования и др. Но в стратегическом плане недостатки дистанционного обучения медиков гораздо более значимы, чем полученные преимущества. Самое главное-это потеря нужных компетенций и практических навыков при закрытии клинических баз обучения, которые были перепрофилированы в красные зоны и куда доступ студентов был закрыт.
Во-вторых, можно говорить о недостаточной подготовке как самих студентов, так и уже действующих врачей в области цифровых технологий [8]. Только половина российских медиков сегодня свободно владеет коммуникативно-информационными технологиями. Это связано с проблемой почти полного отсутствия школ дополнительного образования для молодых и зрелых людей и кадровой базы преподавателей-андрогогов. Кроме того, в самих медицинских учреждениях часто нет цифрового тьютера, в задачи которого входит сопровождение технической стороны деятельности медиков.
Поэтому в медицинских вузах должен быть введен курс подготовки будущих врачей цифровым технологиям, включающим не только владе-
сз о
о Л о
о сз о в
ние персональным компьютером (ПК), но и медицинскими приложениями на гаджетах, обучение основам телемедицины, робототехники и автоматизированных систем. Внедрение инновационных технологий в медицину должно носить опережающий характер, а мы в России очень сильно отстаем от развитых стран. Так, например, сегодня плотность медицинских роботов в Японии составляет 350 роботов на каждые десять тысяч населения, в Германии и США- по 100, а в России-только 1. При этом область применения медицинских роботов с каждым днем все более расширяется. Это и роботы-ассистенты, диагностические роботы, терапевтические и операционные роботы, способные провести вакуумную, лазерную, лучевую, электро- и термотерапию, реабилитационные роботы для массажа, иппотерапии и др. Впечатляющие результаты дает сегодня использование 3D-печати в медицине, например, роботы-биопринтеры, которые печатают живыми клетками, в итоге обеспечивая огромные потребности в индивидуальном протезировании органов.
В некоторых странах в красных зонах при нехватке персонала стали популярны роботы-дезинфекторы и роботы-транспортировщики, которые облегчают работу медицинского персонала в больницах и домах престарелых, доставляя еду и лекарства пациентам. Они сортируют и доставляют таблетки и другие препараты, что позволяет использовать их в уходе за пациентами или в лаборатории с программой ускоренных анализов.
Для решения проблемы диагностирования заболевших коронавирусной инфекцией все чаще стали использовать искусственный интеллект. Например, в Москве с весны 2021 года данные со всех центров компьютерной томографии города стали обрабатываться искусственным интеллектом в едином референс-центре. Это позволит проанализировать за несколько секунд рентгеновские снимки, быстрее выявить патологию, что позволит в итоге сохранить жизнь пациенту.
Последняя новинка-это «врач на расстоянии» (RP-VITA), которого также можно использовать в красных зонах при нехватке врачей. Такой доктор-робот прокладывает путь по больничным палатам с помощью системы лазерных и звуковых датчиков. С его помощью врач виртуально делает обходы или наблюдает за тяжелым больным круглые сутки, находясь в другом месте. При большой загруженности и дефиците общения с больными можно использовать робот-антидепрессант (KIROBO), созданный специально для «живого» общения с человеком, при этом он разговаривает, понимает сказанное и естественно реагирует на вопросы.
е Таким образом, все эти автоматизированные е системы очень сильно помогают снизить нагрузку ^ на медперсонал, минимизировать контакты мед° персонала с больными, что позволяет сохранить ав здоровье и жизнь людей в белых халатах.
Проблема 2: психологическая безопасность студентов-медиков
Особую роль приобретает в чрезвычайных условиях эпидемии психологическая устойчивость будущих врачей, их умение самостоятельно справиться с психологическими проблемами. Все 100% студентов-медиков, работающих в инфекционных отделениях красной зоны, в условиях постоянного напряжения, малого опыта работы и отсутствии семейной поддержки имели высокий уровень эмоционального выгорания, у них повысился уровень тревожности и агрессии. Большинство из них не могли самостоятельно выявить свои внутренние ресурсы, не владели эффективными психологическими методиками взаимодействия с ковид-пациентами. «53,4% студентов-медиков отметили, что пандемия повлияла на их личное самочувствие, а 51,8% обеспокоены тем, что могут подвергнуться воздействию ТОУЮ-19 во время их клинической подготовки» [3].
Поэтому в учебные программы медицинских вузов необходимо внести изучение «технологий психопрофилактики эмоционального выгорания у студентов в экстремальных ситуациях и усилить курс экстремальной медицины» [4]. Психологические знания и навыки должны помочь позитивно смотреть на сложившуюся ситуацию и не паниковать, сохраняя высокую стрессоустойчивость. Кроме того, в профилактике такого нового явления как ковидофобия, может помочь телемедицина и, в частности, телепсихотерапия. «Развитие технологий в области психического здоровья предвещает будущие тенденции, которые включают «умные» мобильные устройства, облачные вычисления, виртуальные миры, виртуальную реальность и электронные игры в дополнение к традиционным инструментам психотерапии» [5].
Развитие телепсихологии и телепсихиатрии связано с подготовкой кадров телемедицины, поэтому такой курс должен быть введен в учебные программы медицинских вузов, в рамках которых студентов обучат цифровым технологиям в области психического здоровья.
Проблема 3: мониторинг здоровья студентов-медиков
Сегодня каждый студент-медик должен быть обучен программам индивидуального мониторинга своего личного физического, психического и социального здоровья. «Большинство студентов-медиков отметили, что COVID-19 повлиял на их физическое (41,3%), социальное (53,4%) и психическое благополучие» [3]. Большая роль при этом принадлежит административным мерам. Это могут быть программы регулирования рабочего времени, снижение рабочей нагрузки на медицинских работников, планирование вознаграждений, предоставление индивидуальных или групповых программ психологического сопровождения, организационные улучшения работы, реабилитационные программы отдыха [7].
В России появились программы отдыха медиков, включая медиков-студентов. Во многих регионах уже действуют бесплатные проекты «Спасибо медикам!», которые объединяют оздоровление
в санаториях переболевших медиков, медицинских работников, оказывающих помощь пациентам с коронавирусом, а также экскурсии в интересные природные места региона.
Проблема 4: интернационализация образования, создание глобального университета здоровья
Глобализация здравоохранения требует сегодня интернационализации медицинского образования, которая должна охватывать все сферы деятельности университетов в области международных отношений между вузами: обучение, исследования, информационно-пропагандистскую деятельность и передачу знаний [7]. При этом студенты-медики должны иметь профессиональный уровень знания иностранных языков, а многие выпускники плохо ими владеют, что затрудняет активную работу в этих сферах, а также планирование совместных дипломов с университетами других стран. Все это приводит в итоге к снижению социальной академической мобильности студентов и преподавателей вузов. Это касается в первую очередь студентов, которые едут учиться за границу самостоятельно либо принимают участие в обменных программах. Для преподавателей это является ключом к росту международных компетенций.
Сегодня мы говорим об обучении в глобальной аудитории, где получают знания студенты с разными культурными традициями и академическими знаниями [7]. В период пандемии, актуальным становится виртуальное образование и содержание обучения должно быть адаптировано к увеличению количества студентов разных стран в виртуальной аудитории. Последняя тенденция - это Массивный Интернет Открытые курсы (МООК). А участие в международных исследованиях с помощью Международной исследовательской сети повышает доступ к финансированию и возможности публикаций высокого качества.
Будущее глобализации медицинского образования за созданием университета мирового класса - «университета, который демонстрирует выдающиеся результаты в области исследований, генерирует передовые инновации и развивает всемирный талант» [7]. Но создание филиала такого университета в России обязательно должно учитывать выдающиеся достижения российской медицины, развивая традиции советской медицинской школы.
Проблема 5: проблема наставничества в медицинском образовании
Сегодня нужно говорить о возвращении к школе наставничества и создании Института наставничества XXI века, который должен тиражировать лучшие международные практики в области образования. С 2018 года в России проводится форум, направленный на развитие профессиональной среды наставничества.
В медицине это бы значительно ускоряло адаптацию неопытной молодежи к новым условиям
трудового коллектива. В реальной жизни инициатива получения новых компетенций исходит сегодня от студента-медика, а не от более опытного врача, который индивидуально решает- помочь студенту или нет. В будущем мир пойдет по пути создания онлайн-наставника с функциями искусственного интеллекта.
Актуальнейшим вопросом является наставничество в высших учебных заведениях как часть общей программы по работе с выпускниками. Во многих вузах уже сами выпускники выступают в роли наставников для студентов, что позволяет эффективнее планировать свое карьерное развитие после выпуска. Но для развития наставничества должны выделяться ресурсы и наставники должны получать четко определенное облегчение рабочей нагрузки для поддержки подопечных, признание карьеры и вознаграждение за свою важную работу
Таким образом, перед нами стоит задача создания компетентностной модели наставника в медицине, в функции которого должны входить не только передача профессионального опыта молодым, но и выявление и развитие их потенциала.
Проблема 6: различия в подходах к образованию в России и за рубежом
Различия в подходах к образованию являются препятствием для интернационализации современного медицинского образования, что не позволяет делать единые оценки качества обучения в России и за рубежом.
Поэтому для сглаживания таких подходов и дальнейшего совершенствования системы медицинского образования в РФ необходимо сопоставление накопленного национального опыта с опытом развитых стран.
Так, например, сравнивая США и РФ, можно выделить основные различия «в структуре системы медицинского образования, в содержании образования и нагрузке для каждого обучающегося, в условиях получения медицинского образования и уровня предварительной подготовки» [6].
Кроме того, можно отметить такие моменты, влияющие на качество обучения, как разное построение учебного материала в учебниках, разные подходы в изучении заболеваний, есть различия в проходимых диагнозах и клинических рекомендациях к лечению, что в итоге приводит к различиям в клиническом мышлении.
Российские ученые отмечают, что международная интеграция должна проходить «в разумном сочетании фундаментальной, общепрофессиональной и специальной составляющих содержания высшего медицинского образования. При этом надо не «смахнуть со стола» уникальные организационно-методические достижения отечественной высшей медицинской школы, обеспечивавшие в течение долгого времени её беспримерную эффективность - то есть высокий уровень квалификации и отдачи медицинских кадров при крайне ограниченном их финансировании. Суть
сэ о
о Л о
о сз о в
процесса в создании организационных, экономических и юридических предпосылок для свободного перемещения всех носителей академических ценностей - студентов, преподавателей, исследователей - в пределах общего образовательного пространства» [9].
Для сглаживания таких проблем необходимо внедрение единых подходов в обучении, более гибкие учебные программы по запросам глобального здравоохранения. Например, в Германии был внедрен по запросу студентов-медиков инновационный обучающий проект, где в учебные программы были интегрированы планы пандемии, особенно в такие курсы, как общественное здравоохранение [1].
Таким образом, необходимо предоставлять возможности студентам-медикам для вовлечения их в реформирование системы обучения.
Проблема 7: участие студентов в клинической помощи в красных зонах
Сегодня это по-прежнему дискуссионный вопрос в медицинских вузах разных стран. Некоторые школы запрещают любое взаимодействие с пациентами студентам-медикам с учетом потенциального риска распространения инфекции COVID-19 и нехватки в медучреждениях средств индивидуальной защиты, в то время как другие набирают студентов для работы в больницах или даже выпускают студентов-медиков раньше, чтобы они могли служить передовыми клиницистами. В последнем случае такие медицинские школы предлагают студентам клинические возможности, которые принесут пользу лечению пациентов и потенциально помогут предотвратить нехватку кадров. Исследования показали, что «60% студентов согласились помочь в больницах во время пандемии. Кроме того, большинство респондентов (69,6%) сообщили, что пандемия повлияла на график программы обучения» [3]. В настоящее время, например, две крупнейшие медицинские ассоциации США (MSC и ААМС) опубликовали «рекомендации по участию студентов-медиков в волонтерской деятельности в глобальных усилиях по обеспечению наилучшего ухода за пациентами с COVID-19. При этом они должны пройти соответствующее обучение, не предпринимать никаких действий, выходящих за рамки их компетенции, и получать постоянный контроль от медицинских факультетов» [4].
Во многих странах тысячи студентов-медиков добровольно предложили свои услуги для поддержки борьбы с пандемией коронавируса. Мотивация студентов-медиков играет решающую роль для такого волонтерства. Помимо преимуществ для пациентов и системы здравоохранения, одновременно укрепляются такие важные ценности, е как альтруизм, служение во время кризиса и соЦ лидарность с профессией. При этом необходимо ^ усилить морально-нравственное и гражданско-еЗ патриотическое воспитание студентов медицин-2 ских вузов. Примером служения профессии долж-
ны стать 115 тысяч врачей по всему миру, погибших в борьбе с пандемией.
Заключение
Пандемия коронавируса высветила целый комплекс проблем обучения и профессиональной подготовки студентов-медиков-от обучения в онлайн-пространстве до интернационализации образования и создания глобального университета здоровья.
Сегодня мировое медицинское сообщество идет по пути проблемного обучения (PBL) студентов-медиков, которое основано на убеждении, что «обучение наиболее эффективно, когда студенты активно вовлечены и учатся в контексте, в котором эти знания должны быть использованы» [2].
При этом медицинское образование начала 21 века должно быть ориентировано стратегически на будущее, когда «врачи завтрашнего дня будут применять знания и применять навыки, которые в настоящее время не предвидятся», а это говорит о необходимости непрерывности профессионального обучения медиков в течение всей жизни [2].
Стратегия проблемного обучения также выдвигает и перед преподавательским составом ряд проблем, связанных с реформированием их профессиональной подготовки в рамках создания единого глобального университета здоровья.
Таким образом, сегодня остро стоит проблема подготовки компетентных кадров для здравоохранения с учетом уроков пандемии и важности человеческих ресурсов в рамках укрепления глобального здоровья, что до сих пор не получило должного признания в политике здравоохранения.
Литература
1. Kreitlow A. Support for global health and pandemic preparedness in medical education in Germany: Students as change agents/Health Planning and Management. 2021.https://doi.org/10.1002/ hpm.3143
2. Matthew C.E. Gwee. Problem-based Learning in Medical Education: Curriculum Reform and Alignment of Expected Outcomes // https://www. encyclopedia.com/
3. Miller D. The Role of Medical Students During the COVID-19 Pandemic / Ann Intern Med. 2020. https://doi.org/10.7326/M20-1281
4. Tempski P. Medical students' perceptions and motivations during the COVID-19 pandemic / Plos. 2021. https://doi.org/10.1371/journal. pone.0248627
5. The Psychological and Social Impact of Covid-19: New Perspectives of Well-Being Front. Psychol., 02 October 2020. https://doi.org/10.3389/ fpsyg.2020.577684
6. Петрушин М.А. Сравнительный анализ систем медицинского образования России и США// Бюллетень медицинских Интернет-конференций. 2019. Т. 9. № 10. С. 473.
7. Сидорчук М.А. Анализ программ постковид-ной реабилитации: проблемы и векторы развития // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Естественные и технические науки» № 1, 2021. С. 210-215.
8. Тарасова Н.В., Пастухова И.П. Как влияет сейчас и повлияет в перспективе перевод образовательного процесса в дистанционный режим на образовательные результаты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://firo. ranepa.ru/novosti/105-monitoring-obrazovaniya-na-karantine/803-tarasova-ekspertiza (дата обращения: 25.06.2021)
9. Чурилов Л.П., Строев Ю.И и др. Российское и зарубежное медицинское образование// Аккредитация в образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: https://akvobr. ru/rossiiskoe_i_zarubezhnoe_medicinskoe_ obrazovanie.html (дата обращения 25.06.21).
10. Цифровизация образования в России и мире //Аккредитация в образовании. № 98. 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// akvobr.ru/cifrovizaciya_obrazovaniya_v_rossii_i_ тке.Мт!(дата обращения: 26.05.2021).
OPTIMIZATION OF PROFESSIONAL TRAINING OF MEDICAL STUDENTS TAKING INTO ACCOUNT EXPERIENCE OF THE CORONAVIRUS PANDEMIC AND GLOBAL HEALTHCARE REQUESTS
Sidorchuk M.A.
First Moscow State Medical University named after I.M. Sechenov
Today, there is a rapid expansion of the medical education space around the world. And this raises the questions of assessing the quality of training for such a large number of doctors, licensing medical universities, optimizing curricula, taking into account the needs of global health care.
The article discusses the need to reform the system of professional training of medical students, taking into account the experience of the COVID-19 pandemic. Using the advantages of the online sphere in healthcare, teaching the basics of telemedicine and robotics, strengthening the mentoring institution, introducing individual health monitoring and psychological safety programs will improve the qual-
ity of training for medical students and optimize medical professional education. The globalization of healthcare today requires the internationalization of medical education, within the framework of which it is necessary to introduce unified approaches in teaching, the creation of a world global university of health.
Modern medical professional education should be an important aspect of health workforce preparedness and part of broader strategic preparedness for today's future challenges.
Keywords: medical students, COVID-19, vocational training, internationalization of education, global health.
References
1. Kreitlow A. Support for global health and pandemic preparedness in medical education in Germany: Students as change agents / Health Planning and Management. 2021.https: //doi. org/10.1002/hpm.3143
2. Matthew C. Problem-based Learning in Medical Education: Curriculum Reform and Alignment of Expected Outcomes // https:// www.encyclopedia.com/
3. Miller D. The Role of Medical Students During the COVID-19 Pandemic / Ann Intern Med. 2020.https: //doi.org/10.7326/M20-1281
4. Tempski P. Medical students' perceptions and motivations during the COVID-19 pandemic / Plos. 2021.https: //doi. org/10.1371/journal.pone.0248627
5. The Psychological and Social Impact of Covid-19: New Perspectives of Well-Being Front. Psychol., 02 October 2020.https: //doi. org/10.3389/fpsyg.2020.577684
6. Petrushin M.A. Comparative analysis of medical education systems in Russia and the United States // Bulletin of Medical Internet Conferences. 2019.T.9. No. 10.P.473.
7. Sidorchuk M.A. Analysis of post-ovarian rehabilitation programs: problems and vectors of development // Modern science: actual problems of theory and practice. Series "Natural and technical sciences" No. 1, 2021. P. 210-215.
8. Tarasova N.V., Pastukhova I.P. How does the transfer of the educational process to a distance mode affect educational results now and will affect in the future [Electronic resource]. -Access mode: https://firo.ranepa.ru/novosti/105-monitoring-obrazovaniya-na-karantine/803-tarasova -ekspertiza (date accessed: 25.06.2021)
9. Churilov LP, Stroyev YI et al. Russian and foreign medical education // Accreditation in education [Electronic resource]. -Access mode: https: //akvobr.ru/rossiiskoe_i_zarubezhnoe_ medicinskoe_obrazovanie.html (date of treatment 06/25/21).
10. Digitalization of education in Russia and the world // Accreditation in education. No. 98. 2018 [Electronic resource]. - Access mode: https://akvobr.ru/cifrovizaciya_obrazovaniya_v_rossii_i_ mire.html (date of access: 05/26/2021).
C3
о
о Л о
о сз о в