Научная статья на тему 'Оптимизация пешеходного движения в системе транспортного планирования территорий'

Оптимизация пешеходного движения в системе транспортного планирования территорий Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
279
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИЯ ПЕШЕХОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КАРКАС / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАРКАС / СОЦИАЛЬНЫЙ КАРКАС

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Коломийцева Диана Владимировна, Коновалова Татьяна Вячеславовна, Котенкова Ирина Николаевна, Лазарев Альберт Александрович

В данной статье рассмотрен вариант к решению проблем оптимизации пешеходного движения возможно с высокой степенью достоверности, определить вес транспортных связей и решить задачу размещения объектов транспортной инфраструктуры по заданному критерию оптимальности – минимальному времени нахождения пешеходов на улично-дорожной сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Коломийцева Диана Владимировна, Коновалова Татьяна Вячеславовна, Котенкова Ирина Николаевна, Лазарев Альберт Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация пешеходного движения в системе транспортного планирования территорий»

Библиографический список

1. РД 39-00147105-015-98 Правила капитального ремонта магистральных нефтепроводов.

2. Патент «Устройство для подкопа трубопроводов». №2170307, МПК Е 02 F 5/10. Опубликовано 10.07.2001. Хасанов А. Х., Кульгильдин С. Г., Сам-матов Р. Л.

3. Патент «Цепной экскаватор». №90461, МПК Е 02 F 3/08. Опубликовано 10.01.2010. Демиденко А. И., Семкин Д. С.

4. Патент «Рабочее оборудование экскаватора». №9116519, МПК Е 02 F 3/28. Опубликовано 27.05.2012. Демиденко А. И., Билялов А. М.

METHODS REMOVAL OF GROUND PIPING SHOVELS

A. I. Demidenko, J. S. Morash

The article deals with the equipment and methods for removing soil under the pipeline shovels.

Keywords: excavator working equipment, plumbing, repair, removal of soil under the pipeline.

Bibliographic list

1. RD 39-00147105-015-98 rules overhaul of the main oil pipelines.

2. Patent "Apparatus for digging pipelines." Number 2170307, IPC E 02 F 5/10. Posted on 10.07.2001. A. H. Hasanov, Kulgildin S. G., RL sammati

3. Patented "chain excavator." Number 90461, IPC E 02 F 3/08. Posted on 10.01.2010. Demidenko A. I., Semkin D. S.

4. Patented "excavator working equipment." Number 9116519, IPC E 02 F 3/28. Posted on 27.05.2012. Demidenko A. I., Bilyalov A. M.

Демиденко Анатолий Иванович - кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Техника для строительства и сервиса нефтегазовых комплексов и инфраструктур» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. Основное направление научных исследований - теория управления и конструирования землеройных, дорожных и строительных машин с целью повышения их эффективности. Общее количество публикаций - 110 статей. E-mail:demidenko_ai@sibadi. org

Мораш Иван Сергеевич - аспирант кафедры «Техника для строительства и сервиса нефтегазовых комплексов и инфраструктур» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. Основное направление научных исследований - теория управления и конструирования землеройных, дорожных и строительных машин с целью повышения их эффективности. E-mail: iwan-morash@mail.ru

УДК 656.13

ОПТИМИЗАЦИЯ ПЕШЕХОДНОГО ДВИЖЕНИЯ В СИСТЕМЕ ТРАНСПОРТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ

Д. В. Коломийцева, Т. В. Коновалова, И. Н. Котенкова, А. А. Лазарев

Аннотация. В данной статье рассмотрен вариант к решению проблем оптимизации пешеходного движения возможно с высокой степенью достоверности, определить вес транспортных связей и решить задачу размещения объектов транспортной инфраструктуры по заданному критерию оптимальности - минимальному времени нахождения пешеходов на улично-дорожной сети.

Ключевые слова: оптимизация пешеходное движение, транспортная инфраструктура, экономический каркас, экологический каркас, социальный каркас.

Введение

Надежность решений по организации пешеходного движения определяется точностью и достоверностью исходных показателей. В условиях сложившейся транспортной инфраструктуры в городах возможен достаточно точный расчет основных характеристик пешеходного потока. Методы транспортного планирования позволяют прогнозировать интенсивность, скорость, плотность, состав и направленность пешеходного потока с большой степенью достоверности. Однако в по-

следние годы наметилась тенденция строительства объектов тяготения населения (жилых домов, развлекательных центров, гипер-маркетов и т.п.) мощностью большей, чем предусматривают генпланы. Такая ситуация вызывает потребность в расширении коммуникаций, в том числе и пешеходных путей сообщения.

Вопросы оптимизации пешеходного движения рассматриваются учеными в основном с точки зрения оценки существующей организации движения [1, 3, 4, 6]. В работе предла-

гается новый подход к решению проблемы оптимизации пешеходного движения (рисунок 1), основанный не на функциональном зонировании территорий, а на построении кратчайшей связывающей сети путей сообщения. В предлагаемой модели в качестве точек генерации пешеходных потоков предлагается использовать остановки общественного транспорта.

Основная часть

Модель развития пешеходного движения в рамках пространственного планирования разрабатывается в соответствии с Градостроительным кодексом РФ по обоснованию выбранного варианта размещения объектов инфраструктуры на основе анализа современного использования территории, возможных направлений ее развития и прогнозируемых ограничений. Аналогично этим требованиям определяется последовательность разработки модели "от общего к частному".

Для получения общего представления о планируемой территории пешеходного движения возможно разработать модель ее пространственной организации с выделением укрупненных зон интенсивного, экстенсивного и ограниченного развития территории, отличающихся транспортной доступностью. Последовательность разработки модели представлена на рисунке 1.

Изучение исходных данных для определения общего потенциала территории включает информацию о наличии планировочных ограничений, природных и техногенных рисков градостроительного развития и возможностях их снижения. Комплексная оценка состояния и современного использования территории предполагает изучение уровня развитости социально-экономического комплекса и системы расселения, оценку возможностей устойчивого развития территории и сбалансированного социально-экономического развития, а также определение проблемных ситуаций и первоочередных задач их решения.

Для анализа и оценки современного состояния и использования планируемой территории могут использоваться разные виды информации и материалов: картографических, статистических, правовых, аналитических о состоянии территории, ее природно-ресурсном потенциале, в том числе о природных условиях, влияющих на особенности организации градостроительной и хозяйственной деятельности, об уровне развития

социально-экономического комплекса, об имеющихся на территории ограничениях.

На основе анализа и оценки современного состояния и использования планируемой территории разрабатывается карта с отображением преимущественного использования территории, зон ограничений для организации пешеходного движения, в т.ч. территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций. На основе анализа планировочной организации территории разрабатывается модель пешеходного движения.

Задача градостроительных обоснований в целом [2] заключается в привязке приоритетных направлений социально-экономического развития к территории в виде объектов транспортной инфраструктуры на основе сбалансированного учета экологических, экономических и социальных факторов (фундаментальные внешние условия и ограничения) и формирования безопасных, благоприятных условий жизнедеятельности человека (т.е. структурирование территории по приоритетным видам использования).

Реализация указанных принципов обеспечивается формированием системы каркасов территории на основе сбалансированного учета фундаментальных внешних условий и ограничений развития территории [5]:

- экономического каркаса, формируемого планировочными осями и центрами: территориально-производственные комплексы, промышленные узлы, кластеры различного профиля, индустриальные парки, центры инновационного развития, крупные объекты инженерно-транспортной инфраструктуры и т.д.;

- социального каркаса, формируемого центрами расселения (центры административного, организационно-хозяйственного, культурно-бытового обслуживания в области образования, здравоохранения, социального обеспечения, физкультуры и спорта - центры систем расселения разного ранга, формируемые на основе наиболее развитых и удобно расположенных по доступности городских и сельских населенных пунктов);

- экологического каркаса, формируемого территориями с особым природоохранным статусом (особо охраняемые природные территории, лечебно-курортные и рекреационные местности, водоохранные зоны, лесозащитные полосы, зеленые зоны городов и др.).

Рис. 1 . Блок-схема оптимизации пешеходного движения

Заключение

Модель развития территории, сформированная системой экономического, социального и экологического каркасов, позволяет создать благоприятные условия жизнедеятельности человека, обеспечить инфраструктурные условия развития (в т.ч. формирование зон опережающего развития разного вида и "точек роста"), обеспечить рациональное использование природных ресурсов и сохранение ценных природных комплексов, а также позволяет прогнозировать рациональное развитие различных частей территории. Обоснование планируемого местоположения объектов транспортной необходимо проводить с позиции соответствия их планируемого размещения экономическому, социальному или экологическому каркасам и оказываемого ими влияния на комплексное развитие территории.

При описанном выше подходе к решению проблем оптимизации пешеходного движения возможно с высокой степенью достоверности определить вес транспортных связей и решить задачу размещения объектов транспортной инфраструктуры по заданному критерию оптимальности - минимальному времени нахождения пешеходов на улично-дорожной сети.

Библиографический список

1. Коновалова Т. В., Котенкова И. Н. Транспортная инфраструктура: учеб. пособие. - Краснодар.: Изд. ООО «Издательский Дом - Юг», 2013. -286 с.

2. "Методические рекомендации по подготовке проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации" (утв. приказом Минрегиона России от 19.04.2013 N 169)

3. Методики расчета средней задержки транспортных средств и пешеходов на регулируемых пересечениях Скульбеденко Н. А., Антонова А. А., Липницкий А. С. депонированная рукопись

№ 129-В2009 13.03.2009

4. Система регулирования дорожного движения на нерегулируемом пешеходном переходе Гайфуллин В. М., Ларин О. Н., Феоктистов А. Л. патент на полезную модель RUS 122514 15.03.2012

5. Девятов М. М., Полякова Е. С. Анализ соответствия геометрических параметров улиц и дорог местного значения городов их современному функциональному назначению и меры по их модернизации // Дороги и мосты. - 2012. - № 2.- С. 210-220.

6. Симуль М. Г., Александров Н. С. Моделирование конфликтных ситуаций на наземных пешеходных переходах городских дорого и улиц для повышения безопасности движения // Вестник СибАДИ. - 2012. - № 1.(23) - С. 47-50.

OPTIMIZATION OF PEDESTRIAN TRAFFIC IN THE SYSTEM OF TRANSPORT PLANNING

D. V. Kolimeitseva, T. V. Konovalova, I. N. Kotenkova, A. A. Lazarev

In this article the author considers the variant of the decision of problems of optimization of pedestrian traffic is possible with a high degree of accuracy, determine the weight of transport links and solve the problem of accommodation of objects of transport infrastructure on the specified criteria of optimality is a minimum residence time of the pedestrians in the street and road network.

Keywords: optimization of foot traffic, the transport infrastructure, the economic framework, environmental framework, the social framework

Bibliographic list

1. Konovalov T. V., Kotenkova I. N. Transport infrastructure: Textbook. allowance. - Krasnodar.: Ed. LLC «Publishing House - South», 2013. - 286 p.

2. "Methodical recommendations on preparation of projects of territorial planning schemes of the subjects of the Russian Federation" (approved by the order of Ministry of regional development of Russia from 19.04.2013 N 169)

3. Methods of the calculation of the average delay of vehicles and pedestrians on regulated intersections Skylbedenko N. A., Antonov A. A., Alexander Lipnitsky deposited manuscript № 129-In 2009 13.03.2009

4. Traffic control systems on the unregulated pedestrian crossing Gaifullin V. M., Larin O. N., Feok-tistov A. L. the patent for useful model RUS 122514 15.03.2012

5. Devyatov M. M., Polyakova Е. S. Analysis of compliance of the geometric parameters of streets and local roads cities to their modern functional purpose and measures for their modernization // Roads and bridges. - 2012. - № 2. - P. 210-220.

6. Simul M. G., Alexandrov N. S. Simulation of conflict situations on the ground pedestrian crossings urban expensive and streets to improve traffic safety // - Vestnik SibADI. - 2012. - №. 1. (23) - P. 47-50.

Коломийцева Диана Владимировна - студент кафедры «Организации перевозок и дорожного движения» Кубанский государственный технологический университет. Направления научных исследований: организация безопасность движения; общее количество публикаций 3 статья,е-mail:diana_ 1993rus@mail. ru

Коновалова Татьяна Вячеславовна - кандидат экономических наук, доцент, заведующая, доцент кафедры Организации перевозок и дорожного движения Кубанский государственный технологический университет. Направления научных исследований: организация безопасность движения; общее количество публикаций 87 статья,е-таИ: tan_kon@mail.ru

Котенкова Ирина Николаевна - старший преподаватель кафедры «Организации перевозок и дорожного движения» Кубанский государственный технологический университет. Направления научных исследований: организация безопасность движения; общее количество публикаций 15 ста-тья,е-таИ: mys-ka@mail.ru

Лазарев Альберт Александрович - студент кафедры «Организации перевозок и дорожного движения» Кубанский государственный технологический университет. Направления научных исследований: организация безопасность движения; общее количество публикаций 2 статья,е-mail:alik_23rus@mail. ги

УДК 629.113

К ВОПРОСУ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ ГИДРОПРИВОДА МАШИН

В. Н. Кузнецова, В. В. Савинкин

Аннотация. В статье рассмотрены способы модернизации гидропривода строительных и дорожных машин для рекуперирования энергии. Рационализация использования кинетической энергии позволит существенно повысить энергоэффективность эксплуатации техники.

Ключевые слова: машина, гидропривод, энергия, рекуперирование.

Введение

Снижение эффективности работы дорожных и строительных машин обусловлено тяжелыми условиями их эксплуатации, значительной удаленностью от баз сервиса и режимами циклически изменяющейся нагрузки. Практика показывает, что при выполнении машиной энергоемких операций только около 80 % затрачиваемой энергии приходится на эффективную работу, а все остальное составляют потери. Поэтому потери целесообразно использовать в технологическом процессе, тем самым создав замкнутый круг преобразования энергии. Следовательно, важной инженерной задачей стоит использование потерь энергии за счет сил противодействия сопротивлению. В этой связи особую актуальность приобретают разработка и научное обоснование новых технических решений, направленных на использование рекуператоров энергии и исследование их влияния на энергетические машин. Решение данной задачи позволит повысить эффективность их использования.

Основная часть

Необходимость эксплуатации машин в комплекте приводит к тому, что потеря работоспособности одной из машин приведет к нарушению всего технологического процесса. Кроме того, в взаимодействие узлов и агрегатов машин формирует сложную конструктивно-технологическую систему, эффективность которой характеризуется несколькими показателями, среди которых КПД и энергоемкость.

Технологические возможности такой землеройной машины как экскаватор зависят от вида рабочего оборудования, емкости ковша и системы его привода. В свою очередь показателями эффективности работы экскаватора будут производительность, экономичность, минимальное время рабочего цикла (так как при исправном гидроприводе на поворот стрелы расходуется до 70 % рабочего времени цикла экскаватора) и состояние гидропривода.

Большинство землеройных машин устроено и действует по принципу резания грунта и в процессе работы их гидроприводу необходимо преодолевать комплексное сопротивление копанию. При этом на силу резания грунта приходится наибольшая часть силы копания. Так, у бульдозеров сила резания составляет порядка 60-85 % силы копания, а у экскаваторов она достигает 74 %. Таким образом, сопротивление резанию грунта преобладает в составе суммарного рабочего сопротивления землеройных машин. Поэтому для производства земляных работ целесообразно использовать или преобразовывать кинетическую энергию рабочий жидкости, расходуемую на преодоление сил сопротивлений.

Основное содержание закона сохранения энергии заключается не только в установлении факта сохранения полной механической энергии, но и в установлении возможности взаимных превращений кинетической и потенциальной энергии тел в равной количественной мере при взаимодействии тел [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.