"Культурная жизнь Юга России"
№ 3 (62), 2016
Шабан Кубов был поэт в сочинении песен и композитором в создании стихов; он никогда не отделял поэзию от музыки, как горная и дождевая воды перемешиваются в русле реки и становятся единым однородным потоком» [1, с. 212].
Художественный метод Кубова тесно связан с традициями народного творчества. Многие произведения представляют переработку народных песен, сказок, легенд («Серали», «Курджыпсыпэ зау» («Бой возле Курджипса») и др. Он хорошо знал фольклор, его собиранию и сохранению посвящал много времени. Язык его произведений ориентирован на народно-разговорную интонацию, на народную мудрость. Особо это ощущается в баснях - в одном из самых трудных жанров литературы. Благодаря наличию народной интонации они легко читаются и запоминаются.
В жанре двустиший и четверостиший Кубовым написаны произведения, многие из которых стали афоризмами. Они составляют целый цикл творчества и получили название «Короткие стихи»: «Тыдэ сызщымыусагъэр?» («Где я только не сочинял?»), «Лъэпкъ фэлажьэр сэ бэу сик1ас» («Люблю служить своему народу»), «Ц1ыфыр къэхъу шъхьафитэу, Мэл1эжьы шъхьафитыджэу» («Человек рождается свободным, умирает поневоле»), «Зибыны уасэ фэзымыш1рэм - Уасэ и1эп» («Нет цены тому, кто не уважает свою семью»), «Зым имыхъо-мыш1э ш1уш1э къыфаш1ы, Зым иш1уш1агъэ хъоны фаш1ы» («Злодеяния одного одобряют, другого ругают за содеянное добро»).
В XXI веке, когда национальный читатель имеет возможность насладиться творчеством Шабана Кубова, радует тот факт, что и молодое поколение обращается к нему. В репертуаре многих исполнителей включены его песни, и они имеют большой успех. На театральном отделении Адыгейского республиканского колледжа искусств в 2007 году один из дипломных спектаклей был поставлен по произведениям писателя. Сценическое воплощение сплава нескольких произведений осуществлялось в жанровом плане как водевиль. Особенностью постановки было изобилие музыки самого автора.
Таким образом, экскурс по произведениям Шабана Кубова показывает масштабность его тематического многообразия и художественного мастерства. В целом творческая деятельность поэта с присущими индивидуальными особенностями - уникальное явление и значимое звено в истории развития национальной литературы и культуры.
Литература
1. Шаззо К.Г. Избранные литературоведческие труды. Майкоп, 2014. Т. 2.
2. Мотышов И. Сергей Алексеев. М., 1982.
References
1. Shazzo K.G. Izbrannye literaturovedcheskie trudy [Selected literary works]. Maykop, 2014. Vol.2.
2. Matusov I. Sergei Alekseev [Sergey Alekseev]. Moskow, 1982.
УДК 378.22:001.895(045)
И.Ф. ЛЕОНОВА, А.Г. БИКТАГИРОВ
ОПТИМИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ В БАКАЛАВРИАТЕ
Леонова Ирина Федоровна, кандидат педагогических наук, доцент Анапского филиала Московского педагогического государственного университета, член Союза художников России (Краснодарский край, г. Анапа ул. Астраханская, д. 88) [email protected]
Биктагиров Арслан Габтуллаевич, доцент кафедры дизайна и изобразительного искусства Анапского филиала Московского педагогического государственного университета, член Союза художников России (Краснодарский край, Анапа, ул. Астраханская, 88) [email protected]
№ 3 (62), 2016
"Культурная жизнь региона" g
Аннотация. В данной статье приводятся сведения о теоретических и эмпирических предпосылках управления профессиональным образованием, проанализированы условия формирования интенсивности преобразований высшей школы, что определяет особое место проблемы ориентации будущих специалистов. Формулируется вывод о том, что главным в профессиональной деятельности бакалавра является умение учиться, использовать теоретические и эмпирические знания при решении профессиональных задач, разработке нестандартных вариантов их решения.
Ключевые слова: управление профессиональным образованием, качество профессионального обучения, интенсивность преобразований высшей школы, повышение профессиональных компетенций.
UDC 378.22:001.895(045)
I.F. LEONOVA, A.G. BIKTAGIROV
OPTIMIZATION OF PEDAGOGICAL INNOVATION IN A BACCALAUREATE
Leonova Irina Fedorovna, PhD (pedagog.), associate professor, Anapa's branch of Moscow state pedagogical university, the member of the Union of artists of Russia (Anapa, Astrakhanskaya str., 88), [email protected]
Biktagirov Arslan Gabdullaevich, associate professor in the department of design and fine arts of Anapa's branch of Moscow state pedagogical university, the member of the Union of artists of Russia, (Anapa, Astrakhanskaya str., 88), [email protected]
Abstract. This article provides information about the theoretical and empirical assumptions of professional education management, conducted analysis of the formation conditions of the intensity of the transformation of high school that determines the orientation of the special place of the problem of bachelors at improving professional competencies. Of all collected and reviewed in the article data it is concluded that the main thing in professional activity is the ability to learn to use the theoretical and empirical knowledge in solving professional problems, the development of non-standard options.
Keywords: professional education management, quality of vocational training, intensity of the transformation of the higher school, improving professional competencies.
Ценности образования на протяжении всей его истории и развития представляют собой высокую духовно-нравственную силу воздействия старшего поколения на младшее. Освоение молодежью ценностного, фундаментального содержания образования в учебных заведениях профессиональной подготовки начинается с логически оправданной цепочки приоритета таких качеств личности, как трудолюбие, уважение, честь, совесть, достоинство, усвоение юношами и девушками социально-статусных ролей, утверждающих в человеке личность профессионала, родителя, гражданина, работника.
Профессиональная компетентность - основное качество, от которого зависят трудовые и жизненные успехи будущего бакалавра. В настоящее время процесс подготовки профессионалов, способных осваивать экономическую стратегию страны, строится не на значительном объеме полученной информации, а на умении аналитически исследовать, синтезировать, усваивать, креативно осмысливать и применять ее в профессиональной деятельности.
Л. А. Вербицкая, президент РАО, отмечает, что на данном этапе развития образования и науки особенно актуальными становятся практико-ориентированные исследования, имеющие очевидное практическое значение для развития регионов России. Актуальными являются исследования, где образование выступает как инструмент решения жизненных, в том числе социально-экономических проблем. Эти и другие признаки могут стать основой социокультурной модернизации высшего образования. При этом разрабатывается новая методология, теория, с конкретным инструментарием, формами социокультурной модернизации [1]. Важнейшим условием развития экономики России является активизация инновационной деятельности.
Одной из доминирующих является проблема проведения комплекса научно-педагогических исследований, посвященных вопросам повышения качества подготовки бакалавров в условиях развития современного высшего образования. В связи с этим необходимо
"Культурная жизнь Юга России" 110 ;
№ 3 (62), 2016
определить условия формирования процесса управления качеством профессионального обучения.
Основной задачей исследования является выявление значимости повышения качества высшего образования на основе профессиональных компетенций.
На нынешнем этапе развития социума вузовское образовательное пространство находится в процессе значительных изменений, одновременно являясь и объектом, и субъектом этих изменений. Модернизация системы высшего образования затрагивает как наукоемкую область знаний, так и профессионально-ориентированное пространство культурных практик.
Сохранение и укрепление субъективности высшего образования выступает в качестве базового концептуального принципа реформ национальных систем образования. В процессе их осуществления возрастает роль высшего образования в целом, роль каждого высшего учебного заведения, преподавателей и студентов как активных и ответственных участников процесса перемен. Неслучайно в Инновационной стратегии развития России до 2020 уделено значительное место вопросам профессионального роста и духовно-нравственного воспитания молодежи.
Учащимся обеспечивается доступ к возможности получения образования и практической подготовки, а также к сопутствующим услугам.
Современная экономика, ориентированная на использование и быстрое развитие высоких технологий и креативных возможностей личности, предъявляет новые повышенные требования к качеству рабочей силы - образовательному, профессиональному, культурному уровню работников, их нравственным психологическим характеристикам. При этом выделяется фактор трансформации профессиональной структуры общества: потребности общества в профессиях, ориентированных на прежнюю экономику, сокращаются; возникают и утверждаются новые для российского общества профессии менеджеров, дизайнеров одежды, дилеров, стилистов и др. Это приводит к смене иерархии престижа профессий в общественном сознании и критериев востребованности на рынке труда [2].
Эффективность и качество являются ключевыми параметрами, по которым можно судить об общественно-экономической значимости сферы профессиональной подготовки. Именно качество рабочей силы все больше определяет конкурентоспособность экономики и социальную стабильность в обществе [3]. Категория качества, включающая в себя как экономические, так и социальные аспекты высшего образования, воспринимается как всеобъемлющая интегральная характеристика образовательной деятельности и ее результатов. Все базируется на системном подходе как общенаучном методе анализа всех факторов, влияющих на изучаемое явление. Оценка качества профессионального образования включает в себя много компонентов и требует решения различных проблем: законодательных, научных, методических, организационных, управленческих и ряд других. Кроме того, структуру качества подготовки специалиста необходимо рассматривать в единстве двух позиций: внутреннего и внешнего качества профессиональной подготовки [4]. Современные информационные технологии открывают новые перспективы для повышения эффективности образовательного процесса.
В процессе совершенствования системы управления качеством профессионального образования необходимо учитывать, что учебное заведение получает студента, на которого уже наложила отпечаток внешняя среда. В этом случае можно говорить о системе управления качеством образования только во взаимодействии трех составляющих блоков:
- учебное заведение, осуществляющее обеспечение качества образования, контроль и совершенствование качества образования;
- общество как заказчик и одновременно поставщик кадров;
- производство, являющееся потребителем кадров, определяющее требования к выпускникам высшего учебного заведения.
В Анапском филиале МПГУ идет процесс разработки основных инструментов регулирования развития профессиональных компетенций. Например, наборов контрольно-изме-
№ 3 (62), 2016 "Культурная жизнь региона'' ^
рительных материалов по учебным модулям и отдельным дисциплинам, часть из которых создана преподавателями вуза за последнее время. Данные материалы еще не получили широкой апробации и не применялись раньше в практике высшего образования в Краснодарском крае.
Для управления системой качества профессионального обучения в вузе проводится мониторинг по вышеуказанным блокам в целях выявления соответствия требований потребителя качеству высшего профессионального обучения. В связи с этим введены последовательные этапы контроля качества профессионального обучения. В частности, комплект оценочных средств предназначен для контроля и оценки качества результатов освоения профессионального модуля, что позволяет структурированно продолжить работу по развитию и внедрению в учебный процесс высшего образования фонда оценочных средств по каждой дисциплине. Преподавателями Анапского филиала МПГУ разработаны теоретические и практические задания с учетом кодов проверяемых профессиональных и общих компетенций. Результатом освоения профессионального модуля является готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности и развитие составляющих его профессиональных компетенций, а также общих компетенций, формирующихся в процессе освоения Основной образовательной программы в целом. Социально-личностные, педагогические и организационно-управленческие, общенаучные и общепрофессиональные компетенции служат фундаментом, позволяющим бакалавру гибко ориентироваться на рынке труда и быть подготовленным к продолжению образования.
Стратегия управления качеством высшего образования охватывает все сферы деятельности вуза с учетом требований современного рынка труда. На базе действующего Федерального государственного образовательного стандарта вуз имеет возможность расширить учебную деятельность, включая дополнительные образовательные программы, в том числе и переподготовку кадров. Дополнительное образование имеет значительный педагогический потенциал и выступает как мощное средство развития личности.
Управление деятельностью вуза ориентировано на повышение профессионализма профессорско-преподавательского состава кафедр, на улучшение материально-технической базы, на внедрение в учебный процесс информационных технологий. Рабочая программная документация вузовского компонента на базе Федерального государственного образовательного стандарта должна быть ориентирована на равнозначное социальное партнерство вуза и работодателя, с учетом научно-технического прогресса, применения новейших технологий.
Разработанная система оценки качества профессионального образования соответствует следующим задачам Общероссийской системы оценки качества образования:
- оценка уровня образовательных достижений студентов;
- оценка качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества профессионального образования;
- формирование системы измерителей для различных пользователей.
В учебном заведении введена система целенаправленного комплексного формирования профессиональной компетентности для оценки качества обучения. Диагностичность ожидаемых результатов обучения, заложенных в образовательной программе, находит отражение педагогических закономерностей в процессе грамотной организации обучения, качественного контроля за его результатами. Стало очевидным, что профессиональное образование должно ориентироваться на специализированную подготовку рабочих, обладающих высоким уровнем профессионализма и компетентности. Намечаются ориентиры совершенствования эффективности высшего образования. Для этого нужны высококвалифицированные кадры.
Подписание Российской Федерацией документов Болонского процесса автоматически возлагает на страну обязательства по воплощению в жизнь его принципов. Болонский процесс открывает широкие возможности как для российских вузов, так и для отечественного академического сообщества. Модернизация российской профессиональной школы, в
"Культурная жизнь Юга России" 112 ;
№ 3 (62), 2016
первую очередь высшей, должна рассматриваться как адекватный ответ на вызовы реального процесса глобализации рынка образовательных услуг, интеграции России в общеевропейское и мировое образовательные пространства [5].
Таким образом, профессионализм обеспечивает высокую мобильность рабочих, их способность оперативно осваивать новшества и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства, способность самостоятельно выбирать сферу деятельности, принимать ответственные решения и обеспечивать саморегуляцию поведения.
Главное содержание деятельности бакалавра заключается в оценке, выборе и реализации наиболее эффективного и качественного из возможных решений профессиональных задач, разработке их нестандартных вариантов.
Литература
1. Выступление президента РАО, Академика РАО доктора филологических наук профессора Вербицкой Людмилы Алексеевны на торжественном заседании по случаю 70-летия Российской академии образования (10 декабря 2013 г., г. Москва, центральный дом ученых).
2. Никитенко Н.А. Качество профессиональной подготовки будущих педагогов как психолого-педагогическая категория. Ишим, 2009.
3. Карпова Э.А. Категория качества в теории и практики подготовки учителя к профессиональной деятельности: автореф. ... дис. д-ра пед. наук. М., 1994.
4. Личик И.В. Развитие инновационного потенциала профессионального образования. М., 2010.
5. Рыжкова Н.В. Присоединение России к Болонскому процессу и совершенствование учебного процесса // Информатика и образование. 2007. № 6.
References
1. Address by the President RAO UES Academic Doctor of Philology, Professor Lyudmila Alekseevna Verbitskaya at the solemn meeting on the occasion of the 70th anniversary of the Russian Academy of Education (December 10, 2013, Moscow, Central House of Scientists).
2. Nikitenko N.A. Kachestvo professional'noi podgotovki budushchikh pedagogov kak psikhologo-pedagogicheskaya kategoriya [The quality of training of future teachers as the psychological and pedagogical category]. Ishim, 2009.
3. Karpova E.A. Quality category in the theory and practice of preparation of teachers to the profession: synopsis of the thesis ... PhD (pedagog.) Moscow, 1994.
4. Lichik I.V Razvitie innovatsionnogo potentsiala professional'nogo obrazovaniya [The development of the innovative capacity of vocational training]. Moscow, 2010.
5. Ryzhkov N.V. Russia's accession to the Bologna process and the improvement of the educational process // Informatika i obrazovanie. 2007. № 6.
УДК 371 Н.Б. АКОЕВА
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ НА МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ
Акоева Наталья Борисовна, доктор исторических наук, профессор Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, 40 лет Победы, 33), [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы о роли музея как института социальной памяти в современном глобализирующемся мире. Обосновывается необходимость активизации познавательной деятельности учащихся с целью формирования у них ценностных ориентаций, чувства сопричастности к истории своей страны. Анализируется опыт зарубежных педагогов по использованию интерактивных форм работы на музейной экспозиции.
Ключевые слова: музей, музейный педагог, экспозиция, интерактив, коммуникация, социокультурный институт.