Научная статья на тему 'Оптимизация обучения в высшей школе на основе платформы Blackboard Learn'

Оптимизация обучения в высшей школе на основе платформы Blackboard Learn Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИЯ / ОБЩЕСТВО / ЛИЧНОСТЬ / ВИРТУАЛЬНАЯ СРЕДА / BLACKBOARD LEARN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кизерова Мария Сергеевна

В статье обоснована целесообразность внедрения платформы электронного обучения Blackboard Learn на очной форме обучения в условиях смены парадигм в российском обществе. С учетом проведенного педагогического исследования сделан вывод об эффективности внедрения платформы электронного обучения Blackboard Learn как инструмента оптимизации обучения в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кизерова Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF HIGHER EDUCATION ON THE BASIS OF BLACKBOARD LEARN PLATFORM

The article proves the efficiency of implementation of Blackboard Learn platform into full-time education in the environment of changing paradigms in Russian society. According to the conducted pedagogical research such implementation proves to be efficient as an instrument of optimization of higher education.

Текст научной работы на тему «Оптимизация обучения в высшей школе на основе платформы Blackboard Learn»

УДК 378.014

МС. Кизерова ОПТИМИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

НА ОСНОВЕ ПЛАТФОРМЫ BLACKBOARD LEARN

Аннотация. В статье обоснована целесообразность внедрения платформы электронного обучения Blackboard Learn на очной форме обучения в условиях смены парадигм в российском обществе. С учетом проведенного педагогического исследования сделан вывод об эффективности внедрения платформы электронного обучения Blackboard Learn как инструмента оптимизации обучения в высшей школе.

Ключевые слова: оптимизация, общество, личность, виртуальная среда, Blackboard Learn.

Maria Mzerova OPTIMIZATION OF HIGHER EDUCATION

ON THE BASIS OF BLACKBOARD LEARN PLATFORM

Annotation. The article proves the efficiency of implementation of Blackboard Learn platform into full-time education in the environment of changing paradigms in Russian society. According to the conducted pedagogical research such implementation proves to be efficient as an instrument of optimization of higher education.

Keywords: optimization, society, personality, virtual environment, Blackboard Learn.

На сегодняшний день, когда человечество вступило в эру информационного общества с его небывалым развитием информационно-коммуникационных технологий, перед специалистом любого профиля встает необходимость непрерывного обучения на протяжении всей жизни. Можно смело говорить о том, что в российском обществе происходит смена парадигм в образовании, поскольку старая система образования, базирующаяся на «знаниевом» подходе, т.е. на передаче готовых знаний студентам, уступает место новой парадигме, которая подразумевает, прежде всего, компетентност-ный подход, в рамках которого студенты должны получать не просто знания, умения и навыки, а они, как будущие специалисты, должны быть компетентными, иначе говоря, они должны обладать компе-тентностями [5]. И действительно, чтобы быть востребованными на рынке труда сегодня, невозможно обойтись без таких взаимосвязанных составляющих качественного результата, который студенты получают на выходе из высшего учебного заведения, как практико-ориентированное профессиональное образование и приобретение определенного рода компетентности. В отечественной литературе понятие «компетентность» понимается как «совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения, либо как способность /готовность применить на практике речевые знания, навыки и умения» [4, с. 131].

Согласно определению И.А. Зимней, компетентность - это «основывающая на знаниях, интеллектуально- и личностно-обусловленная социально-профессиональная жизнедеятельность человека» [3, с. 13]. Таким образом, компетентность - это свойство более высокого уровня, чем знания, умения, навыки. Оно не только синтезирует в себе все аспекты профессиональной подготовки, но также несет личностный компонент, примером которого может являться развитие в личности определенных характеристик и качеств.

Наряду с появлением компетентностного подхода меняется отношение к знанию в целом, ведь знания быстро устаревают, и, соответственно, передача готовых знаний бессмысленна. И действительно, человек с готовыми знаниями на момент выпуска из института после четырех лет обучения «выходит в мир», где эти знания уже, в основном, устарели. Поэтому главной задачей качественного образования, отвечающего вызовам современности, становится не передача готовых знаний студенту, а формирование основных компетенций и создание базовых представлений о той области, в которой он планирует осуществлять свою профессиональную деятельность. Такой индивид должен понимать,

© Кизерова М.С., 2014

что образование в новых условиях становится непрерывным, или, другими словами, life-long learning, ведь он должен уметь получать новые знания и постоянно обновлять имеющиеся. Таким образом, теряет свой смысл понятие учебы ради учебы. В новых условиях основной целью процесса обучения становится достижение соответствия уровня развития индивида уровню развития самого общества, технологий и процессов.

На сегодняшний день использование информационно-коммуникационных и интернет-технологий, а также форм электронного и дистанционного обучения открывает новые возможности для именно такого непрерывного образования и формирования профессиональной компетентности специалиста, а само обучение становится более эффективным и доступным. Говоря о непрерывном образовании, не стоит забывать, что речь идет не только о «формальном» образовании, которое подразумевает под собой повышение квалификации, профессиональную переподготовку, разнообразные стажировки, тренинги, но еще и о самообразовании, которое, на наш взгляд, встает на первое место. Безусловно, все вышеперечисленные виды формального образования тоже могут нести в себе элемент самообразования. Если человеку нужны знания, иногда оказывается достаточным просто извлечь их из источников информации, однако, существуют ситуации, когда это не представляется возможным, тогда знания нужно извлекать на другом уровне [6]. Одним из примеров может явиться поездка студента на стажировку, когда ему необходимо именно получение практических знаний. Таким образом, мотивация и целеполагание исходят от самого студента и он сам непосредственно определяет траекторию своего развития, причем здесь следует сделать оговорку, что под развитием мы понимаем не только профессиональное, а профессионально-личностное развитие. И действительно, какие бы профессиональные навыки, умения, знания и компетенции мы ни приобретали в течение жизни, все они оказывают непосредственное влияние на личность, мировоззрение и, соответственно, профессионально-личностное развитие. Таким образом, становится очевидным, что в условиях бурного информационного роста необходима оптимизация самого учебного процесса. Нужно определенным образом организовать учебный процесс и найти такую педагогическую технологию, «которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого студента в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями» [2, с. 95].

Оптимизация обучения является одним из процессов, который в новой парадигме приобретает особое значение. По своей сути образование всегда стремилось к оптимизации, но, будучи консервативным институтом, присутствовали лишь некие элементы оптимизации, например, на уровне какой-то одной дисциплины. Однако в современных условиях мы можем говорить о необходимости оптимизации обучения в целом. Говоря о проблеме оптимизации обучения в целом, необходимо оговориться, что подходить к данному вопросу следует системно или комплексно. Безусловно, методологической основой в ее решении становится в первую очередь адекватная система оценки потенциальных решений задач, поставленных высшим учебным заведением с учетом современных условий, и выбор наиболее эффективных. Рассматривая вопрос оптимизации процесса обучения, зачастую во главу угла ставят проблему научной организации педагогического труда. Однако не следует приравнивать понятия «процесс обучения» и «педагогический труд», ведь процесс обучения объединяет в себе как деятельность педагогов, так и деятельность обучающихся, результатом которой является усвоение материала. Поэтому представляется логичным, что оптимизация процесса обучения должна осуществляться на основе двустороннего подхода, в рамках которого равносильно важными являются научная организация как педагогического труда, так и труда учащихся, которые в совокупности направлены на увеличение эффективности процесса обучения и достижение максимально высоких результатов в конкретных условиях [7].

Проблеме оптимизации процесса обучения посвящен ряд работ педагогических исследователей. В статье хотелось бы выявить потенциальную эффективность внедрения в высших учебных за-

ведениях платформы электронного обучения Blackboard Learn как одного из вариантов технологически инновационных педагогических решений проблемы оптимизации обучения в эру информационно-коммуникационных технологий, рассмотреть, как данная платформа сочетает в себе компетентно-стный и личностно-ориентированный подход, отвечающие современному уровню развития человека и общества, а также показать, какие преимущества будут у данного подхода по сравнению с утвердившимся традиционным подходом. В этой связи представляется важным рассмотреть то, как видели данную проблему представители традиционной классической школы. Ведь залогом успеха при внедрении новых технологий в процесс обучения является не вытеснение традиционных эффективных методов, а лишь подключение новых и современных методов на тех участках учебной деятельности, где это будет способствовать увеличению эффективности в целом. Именно достижение баланса между традиционным и современным подходами становится определяющим фактором оптимизации процесса обучения. Поэтому можно дать наиболее общее определение оптимизации обучения «как такого управление, которое организуется на основе всестороннего учета закономерностей, принципов обучения, современных форм и методов обучения, а также особенностей данной системы, ее внутренних и внешних условий с целью достижения наиболее эффективного (в пределе оптимального) функционирования процесса с точки зрения заданных критериев» [1, с. 57]. Таким образом, оптимизацией процесса обучения называется «научно обоснованный выбор оптимального варианта его построения, форм, методов и средств обучения» [8, с. 244]. При таком подходе необходимо в единстве рассматривать принципы обучения, особенности содержания изучаемой темы, арсенал возможных форм и методов обучения, реальные учебные возможности студентов и выбрать наилучший вариант построения процесса обучения и достижения его максимальной эффективности, соответствующий конкретным условиям. Под идеей оптимизации учебного процесса, выдвинутой Ю.К. Бабанским, понималась не разработка новой формы или нового метода обучения, а специальная научно -обоснованная схема действий педагога, в рамках которой в конкретных условиях и при минимальных затратах как учебного времени, так и усилий преподавателей и студентов, осуществляются наиболее эффективные решения учебно-воспитательных задач. Не стоит подвергать сомнению, что данные постулаты актуальны и по сей день.

Чтобы оценить оптимальность методики учебного процесса, необходимо определить ее критерии. Так, Ю.К. Бабанский и М.М. Поташник выделили следующие четыре критерия, в случае соблюдения которых мы можем говорить об оптимальности выбранной методики обучения.

1. Максимально возможные результаты в формировании знаний, учебных умений и навыков.

2. Минимально необходимые затраты времени учащихся и учителей на достижение определенных результатов.

3. Минимально необходимые затраты усилий на достижение определенных результатов за отведенное время.

4. Минимальные, по сравнению с типичными, затраты средств на достижение определенных результатов за отведенное время.

Одним из основных методологических приемов реализации указанных критериев становится личностно-ориентированный подход, который подразумевает активное отношение студентов к процессу обучения и наличие индивидуальных траекторий обучения. По мнению Е.И. Соколовой, «применительно к обучению иностранным языкам на базе компьютерных поддерживающих программ можно выделить следующие черты личностно-ориентированного подхода: высокий уровень мотивации, активность и интерактивность обучения, самостоятельность обучения, мгновенная обратная связь, индивидуализация обучения» [9, с. 67].

Однако не стоит забывать о том, что эффективные педагогические технологии вовсе не подразумевают жесткой алгоритмизации действий, как это может показаться на первый взгляд на основании системы критериев, выработанной Ю.К. Бабанским. Напротив, они базируются на творческом подходе и новейших, постоянно разрабатываемых эффективных информационно-коммуникационных технологиях. Суть подхода, в рамках которого в образовательный процесс активно вовлекаются интернет-технологии, состоит в создании модели мультимедийного информационного пространства, приближенной к реальности и в стимулировании интереса обучающихся, развитии профессиональных, языковых и коммуникативных компетенций. Коммуникативный подход помимо обучения общению подразумевает формирование способностей межкультурного взаимодействия. Использование же интерактивных технологий при коммуникативном обучении значительно повышает качество подачи материала.

Компания Blackboard Inc., основанная в 1997 г. в США, является высокотехнологичной компанией в первую очередь по разработке образовательного программного обеспечения, в частности платформы электронного обучения Blackboard Learn, которая может по праву называться флагманом системы управления обучением. Сейчас компания предоставляет образовательное, мобильное, коммуникационное и коммерческое программное обеспечение, а также сопутствующие услуги клиентам, которыми являются образовательные учреждения, корпорации и государственные организации. На май 2013 г. программным обеспечением компании и ее услугами пользовались более 37 000 клиентов по всему миру.

Как отмечалось выше, стимулирование интереса студентов, эффективное преподавание, гибкость учебных заведений при выборе оптимальных форм управления учебным процессом, а также открытость к внедрению современных методик помимо традиционных оказывают самое благотворное влияние на образование. Платформа Blackboard Learn на сегодняшний день является основной технологией, которую применяют тысячи организаций с целью улучшения качества учебного процесса. Именно она предоставляет необходимые им услуги и поддержку в виртуальной среде обучения.

Высокотехнологичные средства Blackboard Learn для размещения учебного контента позволяют применять различные подходы к структурированию учебной информации и, что самое важное, выстраиванию индивидуальных траекторий обучения, а соответственно, в отличие от традиционных подходов отвечают такому важному требованию к образованию в современных условиях как профессионально-личностная ориентированность. Благодаря внедрению данной платформы в Казанском национальном исследовательском техническом университете имени Туполева успеваемость на отдельных курсах повысилась почти в два раза. Это стало возможным благодаря продуманному структурированию учебного материала, насыщению его иллюстративным материалом, которые не ограничиваются лишь изображениями, а включают так же видео, аудио, презентации, анимационные ролики и многое другое. Кроме того преподаватели своевременно обновляют содержимое и отслеживают динамику прохождения учащимися. Безусловно, в деле повышения успеваемости немаловажную роль играют средства контроля знаний. В системе Blackboard Learn помимо стандартных тестов предусмотрено множество различных средств. Так, например, для организации самостоятельной работы студентов можно создать для них опросы, которые, по сути, являются тестами, не влияющими на итоговую оценку в центре оценок. Также преподаватель может давать индивидуальные задания в виде назначений, организовывать интерактивные и практические занятия с самооценкой и оценкой партнеров, предлагать студентам задания для последующей проверки на наличие плагиата. Подобное разнообразие видов контрольных мероприятий позволяет учащимся приобрести новые навыки работы с учебными материалами и в команде, что повышает их мотивацию. Один раз загрузив в электронно-учебный курс образовательные материалы, связанные с дисциплиной, преподавателю в последующие семестры необходимо лишь обновлять их, что, безусловно, требует меньших затрат

времени. Средства Blackboard Learn позволяют легко и быстро создавать новые учебные активности на курсе, управлять индивидуальными траекториями пользователей. Все эти функции доступны через эргономичный интерфейс, являющийся по результатам ежегодных исследований систем электронной поддержки обучения в США одним из наиболее дружественных и последовательных для пользователя. Отслеживание прогресса студентов и обратная связь с ними являются одним из важнейших аспектов преподавательской работы. Это может требовать также достаточно больших временных работ со стороны преподавателя. Разработчики системы Blackboard Learn это осознают и продолжают совершенствовать процесс оценивания. Указанные параметры не исчерпывают весь список возможностей центра оценок студентов, которые позволят сэкономить время. Следует отметить, что с целью повышения уровня успеваемости в рамках платформы Blackboard Learn можно отслеживать слабых студентов, настроив систему цветовой кодировки и критериев визуальной индикации, чтобы вовремя исправить сложившуюся ситуацию. Помимо настроек цветового выделения ячеек центра оценок, преподаватель может строить интеллектуальные представления. Достаточно выбрать те характеристики схемы оценки, которые соответствуют проверяемой работе, и система сама подсчитает балл, что позволяет исключить субъективность оценки. Платформа дает возможность видеть сразу все работы, которые необходимо проверить, что значительно сокращает время, потраченное преподавателем. Повышение эффективности этим не ограничивается. Так как все происходит в режиме реального времени, то студент имеет возможность оперативно получить ответ или комментарий педагога, прикрепленный к оцененной работе. Также можно провести анализ тестов и вопросов с точки зрения их эффективности, диагностировать и исправить проблемы, связанные с формулировкой вопроса. Анализ теста дает данные по среднему проценту на какой-нибудь вопрос теста или статистические отклонения. Таким образом, преподаватель идентифицирует наиболее неэффективные вопросы, исправляет их или меняет количество баллов, что значительно сокращает трудовые затраты.

Кроме того, платформа Blackboard Learn предполагает систему регистрации. Чтобы получить доступ к учебным материалам, студент должен зарегистрироваться и войти в систему, что позволяет преподавателю вести учет посещаемости, а также отслеживать объем проделанной студентом работы. Таким образом, внедрение в образовательный процесс платформы Blackboard Learn вовсе не исключает педагогического сопровождения как формы контроля над успеваемостью, а, напротив, облегчает и обеспечивает системность данного процесса. Более того, с целью оптимизации обучения каждый вуз может наполнять образовательный контент по своему усмотрению, а именно выбрать и разместить в виртуальной образовательной среде лишь те материалы, которые отвечают задачам и требованиям учебного заведения.

Среди выделенных факторов оптимизации обучения с помощью такой интегрированной системы, как платформа Blackboard Learn, следует отметить следующие:

- неограниченный временными рамками доступ к учебным материалам в удобном месте;

- возможность формировать учебный контент каждым вузом по своему усмотрению;

- формирование индивидуальных траекторий учебного процесса, адаптивность в соответствии с возможностями и необходимостями профессионально-личностного характера;

- возможность обучения без отрыва от производства;

- переход на новый уровень «обучения через всю жизнь»;

- одновременный охват большого количества студентов;

- простой доступ к электронным источникам и библиотекам;

- постоянное обновление информации;

- социализация студентов и преподавателя в рамках платформы;

- снижение затрат на присутствие педагога в случаях, где это не представляется необходимым;

- системное педагогическое сопровождение.

На основании всего вышесказанного невозможно отрицать эффективность платформы Blackboard Learn в оптимизации очного обучения.

Библиографический список

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект) / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1977.

2. Белобородова С.В. Управление самостоятельной работой студентов как фактор повышения качества заочного образования // Прикладная юридическая психология. - 2010. - № 4. - С. 94-102.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

4. Макашова С.В. Профессиональная иноязычная компетентность в ряду понятий компетенция и компетентность // Педагогика и современность. - 2012. - № 2. - С. 128-135.

5. Раицкая Л.К. Оптимизация учебно-познавательной деятельности студентов в интернет-среде // Вестник МГИМО-Университета. - 2013. - № 1 (28). - С. 18-21.

6. Раицкая Л.К. Развитие автономии студента в информационно-образовательной интернет-среде // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2009. - № 4. - С. 54-58.

7. Раицкая Л.К. Сущность информационно-коммуникационного педагогического взаимодействия в интернет-среде // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. - 2012. - Т. 1. -№ 1(1). - С. 44-47.

8. Семушина Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. пособ. для преп. учреждений сред. проф. образования / Л.Г. Семушкина, И.Т. Ярошенко. - М.: Мастерство, 2001.

9. Соколова Е.И. Компьютерные поддерживающие программы как инструмент оптимизации иноязычного обучения // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. - 2008. - № 3. - С. 64-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.