По мере приобретения опыта работы по данной методике в нее вносились усложняющие конструкты. Так, например, в качестве подготовки к семинарским занятиям было предложено студентам самостоятельно смоделировать и предложить варианты решения проблемных ситуаций, которые могут возникнуть в их будущей профессиональной деятельности с одинокими людьми пожилого возраста.
В процессе же проведения практических занятий по программе спецкурса проводились социально-психологический и социально-педагогический тренинги. Использование в единстве социально-педагогического и социально-психологического тренингов дало возможность решать такие задачи, которых невозможно достичь, применяя только один из этих тренингов. В процессе такой смешанной формы тренинга моделировались самые разнообразные ситуации взаимодействия специалиста и клиента, создавались условия для эмоциональных переживаний, приобретения уверенности в себе, снятия напряженности. Методы, используемые в рамках данного тренинга, были нацелены на конкретный результат и зримые изменения, которые происходят в личности. В его формате посредством применения интенсивных или нетрадиционных методов и их комбинаций, максимально используя резервы группового взаимодействия, предоставлялась
возможность решать задачи по формированию и развитию не только отдельных умений и навыков, но и более сложных личностных проявлений и свойств.
Разработанный спецкурс предусматривал и широкий спектр возможностей для проявления исследовательских способностей. Студенты выполняли различные индивидуальные творческие задания: готовили доклады, рефераты, участвовали в конференциях, коллоквиумах. В целях формирования исследовательской культуры и стимулировании креативной активности студентов в русле рассматриваемой готовности было предложено студентам принять участие в конкурсе социальных проектов по решению проблем одиноких людей пожилого возраста. Собранный участниками конкурса исследовательский материал успешно используется в практической деятельности социальных служб области, а также при чтении лекций, проведении практических занятий в рамках разработанного спецкурса.
Организация практических занятий на базе социальных служб показала, что теоретические и практические знания, умения и навыки, полученные будущими специалистами в ходе изучения спецкурса, стали основой в работе с одинокими людьми пожилого возраста.
Поступила в редакцию 2.08.2007 г.
ОПТИМИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОРГАНИЗАЦИЯ И ТАКТИКА МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ И.В. Лобачев, Н.Г. Коршевер
Lobachev I.V., Korshever N.G. Optimization of training of the military-medical university listeners in the discipline «Organization and tactics of medical service». The article presents the results of analysis of training of the military-medical university listeners in organization of medical maintenance of armies at wartime and opinions about military-vocational training of 160 doctors of military units, some of whom took part in operations. Complex of actions on optimization of the future military doctors’ training is grounded by the authors and it is based on the way to forecast success of the process developed in research.
Будущие военные врачи (слушатели) в процессе обучения в военно-медицинских вузах изучают комплекс дисциплин. При этом ведущей является организация и тактика медицинской службы (ОТМС), которая
охватывает вопросы организации медицинского обеспечения войск в военное время. Практика показывает, что в деятельности войскового звена медицинской службы, в частности, воинских частей, имеют место
существенные недостатки и дефекты. По всей вероятности, такое положение в определенной степени связано с уровнем профессиональной подготовленности военных врачей. В то же время обзор литературы показал, что исследований процесса обучения слушателей дисциплине ОТМС недостаточно. Усвоение вопросов данной дисциплины, как свидетельствует педагогический опыт, вызывает и наибольшие трудности у будущих военных врачей.
Цель работы заключается в исследовании обучения слушателей военно-медицинского вуза дисциплине ОТМС и обосновании направлений оптимизации этого процесса.
Исследование проводилось на модели изучения будущими военными врачами дисциплины ОТМС в ГОУ ВПО «Саратовский военно-медицинский институт МО РФ» (СарВМедИ), а также путем анонимного анкетирования 160 офицеров медицинской службы воинских частей (часть из них принимала участие в медицинском обеспечении боевых действий в локальных войнах и вооруженных конфликтах) ряда военных округов.
Результаты исследования показали, что слушатели в целом успешно усваивали учебную программу дисциплины ОТМС и в основном хорошо подготовлены по вопросам организации медицинского обеспечения воинских частей в военное время, умеют пользоваться полученными знаниями при решении практических задач. При этом средний балл сдачи экзамена итоговой государственной аттестации за последние пять лет составил - 4,06±0,5. Вместе с тем некоторые слушатели испытывали затруднения при принятии решения начальником медицинской службы полка в ходе боя, распределении табельного медицинского имущества по функциональным подразделениям медицинской роты полка, проведении медицинской сортировки и определении вида и объема помощи на этапах медицинской эвакуации, допускали неточности в использовании военно-медицинской терминологии. При этом установлено, что в течение учебного года в Журнале учета отработок в среднем фиксировалось 130 слушателей, имевших задолженности по различным темам.
Данные проведенного социологического исследования показали, что в целом имела место положительная мотивация на изучение
дисциплины ОТМС в военно-медицинском вузе: понимание практической значимости предмета - 78 % ответов; нежелание запускать предметы программы обучения - 39,7 %; желание приобрести новые знания - 37 %, стремление не отставать от других (27,4 %) и избежать дисциплинарных мер за низкую успеваемость (13,7 %). По мнению опрошенных, преподавателям военно-медицинского вуза удалось сформировать у них такие черты, как дисциплинированность, интерес к военно-медицинскому делу, трудолюбие, настойчивость, целеустремленность и волю.
Был установлен круг вопросов, в решении которых офицеры медицинской службы воинских частей использовали знания, полученные в процессе изучения дисциплины ОТМС: организация медицинского обеспечения реальных боевых действий и экстремальных ситуаций мирного времени (принимавшие участие); проведение теоретических и практических занятий с личным составом медицинской службы по специальной и тактико-специальной подготовке, в том числе медико-тактических летучек, групповых упражнений, тактико-строевых и тактико-специальных занятий, тактико-специальных учений; во время командно-штабных учений воинской части; при организации и проведении занятий с личным составом воинской части по военно-медицинской подготовке; во время своего усовершенствования или специализации; при сдаче итоговых проверок воинской частью (медицинской службой). Не случайно для военных врачей возрастала и значимость дисциплины ОТМС - от 4,1±0,1 балла до 4,5±0,1 сразу после окончания вуза и через пять лет службы соответственно.
В то же время большая часть респондентов (55 %) была, по их мнению, не в полной мере готова исполнять обязанности военного врача после окончания вуза. Они в основном были готовы к военно-профессиональной деятельности в должности врача медицинского пункта (4,60±0,15 балла) и в меньшей степени должности начальника медицинского пункта (4,1±0,1 балла) и начальника медицинской службы (3,6±0,1 балла). Причину своих сомнений 48 % опрошенных видели в низком уровне практических навыков, 31 % -отсутствии психологической готовности к исполнению должностных обязанностей и
9 % - низком уровне теоретических знаний.
Военные врачи, участвовавшие в медицинском обеспечении боевых действий, указали, что наибольшие затруднения у них вызывало планирование этого процесса, в частности, получение и сбор исходной информации; оценка обстановки; уяснение задачи медицинской службы, а также осуществление запланированных мероприятий, в том числе розыск и сбор раненых, оказание им первой помощи и их эвакуация.
Подавляющее большинство войсковых врачей было выпускниками военно-медицинских институтов, т. е. четыре первых года обучались в гражданском медицинском вузе. Поэтому не случайно респонденты связывали недостаточный уровень подготовки по вопросам организации медицинского обеспечения войск в военное время с низким базовым уровнем знаний по военно-специальным дисциплинам, недостатками материальнотехнического обеспечения занятий и низким качеством преподавания на кафедрах военной и экстремальной медицины.
Среди причин, затрудняющих усвоение программы обучения по дисциплине ОТМС в военно-медицинском вузе, большинство респондентов указывали на необходимость адаптации к новым условиям обучения, специфику данной дисциплины, недостаточное количество учебных часов, недостатки в материально-техническом обеспечении занятий и организации обязательной самоподготовки. Следует также отметить значимость и такой причины как индивидуально-психологические особенности личности. Так, более половины респондентов указали на недостаточные память, внимание и нервно-психическую устойчивость.
Наличие ряда перечисленных причин отставания отдельных слушателей в усвоении программы обучения по дисциплине ОТМС было подтверждено проведением корреляционного анализа 22 показателей, характеризующих обучаемых, и внешнего критерия -оценки, данной экспертами (12 наиболее опытных преподавателей - отбор осуществлялся с помощью метода самооценки) в конце обучения по привычной 5-балльной шкале. Установлено, что ряд показателей, характеризующих будущих офицеров медицинской службы, обнаружил умеренную достоверную связь с внешним критерием (критерий достоверности больше трех). В первую
очередь, это средний балл обучения в гражданском вузе (г = 0,679), в том числе на кафедре военной и экстремальной медицины, и оценка нервно-психической устойчивости (г = - 0,663). Несколько в меньшей степени к таким показателям относятся средний балл обучения в школе (г = 0,595) и результаты профессионально-психологического отбора (г = - 0,589).
Результаты корреляционного анализа позволили путем использования метода многофакторного анализа с построением уравнений множественной регрессии сконструировать способ оценки индивидуальной успешности обучения слушателей военно-медицинских вузов по дисциплине ОТМС.
Наиболее приемлемым, по результатам статистического анализа, оказалось следующее уравнение регрессии:
у = 1,275 + 0,440 x1 + 0,332 x2 - 0,115 x3 - 0,319 x4,
где y - значение внешнего критерия; 1,275 -константа; x1 - средний балл обучения в гражданском вузе; х2 - средний балл обучения в школе; x3 - результаты профессиональнопсихологического отбора; х4 - оценка нервно-психической устойчивости.
Практическая работа по прогнозированию заключается в следующем. После определения набора показателей, по которым проводится изучение будущих офицеров медицинской службы, характеристики обследуемых, выраженные в соответствующих размерностях, подставляются в выбранное для прогнозирования уравнение множественной регрессии. При его решении оценка «три» и ниже означает низкую прогнозируемую эффективность процесса военнопрофессиональной подготовки конкретного слушателя, а оценка «пять» - высокую.
Процесс расчета ожидаемой оценки был автоматизирован с помощью электронных таблиц программы «Microsoft Excel 2002». При этом во избежание случайного искажения формул, пользователю предоставляется доступ только к ячейкам ввода данных.
Данный способ позволяет индивидуализировать процесс военно-профессиональной подготовки слушателей. Действительно, его достоинством является то, что при получении отрицательной оценки по прогнозу легко выявляются параметры, при целенаправлен-
ной коррекции характеристик которых обучение конкретного слушателя должно стать более успешным.
С учетом полученных результатов исследования были проведены и другие мероприятия оптимизации процесса обучения. К ним можно, в первую очередь, отнести: обеспечение слушателей современными учебниками и учебными пособиями. Так, СарВМедИ получил из Военно-медицинской академии достаточное количество новых учебников (2007). Дополнительно на кафедре разработаны и изданы следующие учебные пособия: Методика решения задач на кафедре организации и тактики медицинской службы (2006), Краткий терминологический словарь по организации медицинского обеспечения войск (2006), Организация работы медицинской роты полка в полевых условиях (2007).
В процессе военно-профессиональной подготовки более эффективно стали использоваться технические средства обучения, в частности, два компьютерных класса, мультимедийный проектор, электрифицированный макет медицинского пункта полка в полевых условиях и др.
Кроме того, было увеличено количество учебных часов на отработку практических навыков, а также продолжительность обязательной самостоятельной подготовки.
Таким образом, результаты проведенного исследования дали возможность решить ряд прикладных задач военно-профессиональной подготовки будущих военных врачей.
Поступила в редакцию 2.08.2007 г.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ АСПЕКТЫ ШКОЛЬНОГО УРОКА
И.Р. Рыбина
Rybina I.R. Healthkeeping aspects of a school lesson. The aim of the article under consideration is to introduce some main healthkeeping aspects of a lesson to school teachers. The author touches upon the reasons of the valeological approach to the organisation of school lessons, as well as, the main demands to their conduct. The article mentions some components of a lesson, serving the formation of the healthy personality of a child.
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства. К сожалению, результаты многих научных исследований [1-4] свидетельствуют о прогрессирующем ухудшении здоровья детей и подростков в России. По данным Минздрава, за последние
10 лет число школьников с хроническими заболеваниями возросло в 1,5 раза. Сейчас только 10 % учащихся можно назвать здоровыми, 40 % - хронически больны, 50 % -имеют морфофункциональные отклонения. По детской смертности наша страна обгоняет развитые страны в 2-2,5 раза [5].
Предпосылкой возникновения валеоло-гического подхода к организации занятий в школе был не только отечественный и зарубежный педагогический опыт прошлого, но и проблемы современной школы:
- велик объем информации, очевидна интенсификация образования, большая информационная загруженность школьников ведет к переутомлению;
- существует стойкая тенденция ухудшения состояния здоровья учащихся и, следовательно, снижение их адаптационных возможностей;
- существующие школьные режимы, утвержденные СанПиНом, не учитывают возможности учащихся, фактически разрешают продлевать рабочий день школьников до 10 часов (!) у старших школьников; тогда как еще в 1985 г. отмечалось, что суммарная учебная нагрузка для учащихся 3-4 классов не должна превышать 5,5 часов, для учащихся 7-8 классов - не более 6,5 часов, для учащихся 9-11 (12) классов - не более 8 часов;