Научная статья на тему 'Оптимизация неликвидных запасов за счет внедрения автоматизированой системы управления'

Оптимизация неликвидных запасов за счет внедрения автоматизированой системы управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
432
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ / НЕЛИКВИДНЫЕ ЗАПАСЫ / АВТОМАТИЗАЦИЯ / СНИЖЕНИЕ ИЗДЕРЖЕК / INVENTORY MANAGEMENT / AUTOMATION / LOWER COSTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Свисенко Н.С.

Рассматривается проблема снижения уровня оборотых средств компании в связи с наличием неликвидных запасов, даются краткие рекомендации по решению проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF ILLIQUID STOCKS DUE TO THE IMPLEMENTATION OF AUTOMATED CONTROL SYSTEMS

Reveals the problem of reducing the level of circulating assets of the company due to the presence of illiquid stocks are brief recommendations to address the problem.

Текст научной работы на тему «Оптимизация неликвидных запасов за счет внедрения автоматизированой системы управления»

УДК 658.7:681.5

ОПТИМИЗАЦИЯ НЕЛИКВИДНЫХ ЗАПАСОВ ЗА СЧЕТ ВНЕДРЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Н. С. Свисенко Научный руководитель - А. С. Астраханцева

Иркутский государственный университет путей сообщения Российская Федерация, 664074, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15 E-mail: svisenko@mail.ru

Рассматривается проблема снижения уровня оборотых средств компании в связи с наличием неликвидных запасов, даются краткие рекомендации по решению проблемы.

Ключевые слова: управление запасами, неликвидные запасы, автоматизация, снижение издержек.

OPTIMIZATION OF ILLIQUID STOCKS DUE TO THE IMPLEMENTATION OF AUTOMATED CONTROL SYSTEMS

N. S. Svisenko Scientific Supervisor - A. S. Astrakhantseva

Irkutsk State University of Railway Transport 15, Chernyshevskiy Str., Irkutsk, 664074, Russian Federation E-mail: svisenko@mail.ru

Reveals the problem of reducing the level of circulating assets of the company due to the presence of illiquid stocks are brief recommendations to address the problem.

Keywords: inventory management, automation, lower costs.

На фоне экономической нестабильности и снижения покупательской способности населения, на рынке сбыта товаров и услуг основная часть компании испытывают острую нехватку оборотных средств. Дефицит оборотного капитала приводит к ситуации, в которой предприятие вынуждено брать кредиты, а это снижает финансовую устойчивость бизнеса и ведет к падению прибыли.

В годы бурного роста экономики, большинство компании, пытаясь занять большую часть рынка, ставило своей главной задачей продвижение новых продуктов и расширения товарного ассортимента. Между тем оборотный капитал, раздутый в годы роста сегодня может стать одним из важнейших источников снижения издержек предприятия [1].

Актуальность выбранной темы подтверждает то что, по оценкам экспертов на конец 2015 года лишь 23 % предпринимателей города Иркутска ведут деятельность по высвобождению оборотных средств, путем оптимизации товарных запасов предприятия.

Одним из способов оптимизации товарных запасов, является работа с неликвидными товарами, для того что бы свести уровень неликвидных запасов к минимуму, необходим постоянный контроль, но без определенных отчетов ежедневный анализ товарных остатков предприятия занимает огромных временных затрат, и является крайне неудобным инструментом. Решением данной проблемы будет оптимизация данного процесса за счет автоматизации отчета по выявлению и работе с неликвидными запасами [2].

Для примера внедрения данного отчета была выбрана компания ООО «Город Огней». ООО «Город Огней» - это сеть магазинов, занимающихся различной продажей светильников и люстр, так как данная компания реализует товары второй необходимости, в условиях кризиса происходит значительное снижение спроса на данную продукцию, что в следствии приводит к уменьшению оборотного капитала.

Секция «Актуальнее проблемы в логистике и управления цепями поставок»

Для того чтобы автоматизировать отчет по неликвидным запасам необходимо разработать техническое задание, в котором будет описано какие данные необходимо учитывать, анализировать и обрабатывать для формирования наиболее точного отчета. Вся полученная информация будет собираться в один отчет, название которого «Неликвидные запасы».

Для автоматизации такого отчета необходимо определить основные параметры, по которым будет определяться, что именно этот товар является неликвидным. К таким параметрам можно отнести:

1. Срок без продаж, после которого товар признается неликвидным. Данные сроки определяются каждой компанией самостоятельно в зависимости от категории и бренда;

Таблица 1

Срок по неликвидам

Категория Люстра Лампочки Торшер Ночник

Бренд

1 180 дней 20 дней 90дней 40 дней

2 160 дней 30 дней 90 дней 40 дней

2. Стоимость товара - даже после распределения по срокам внутри категорий товаров и в зависимости от бренда нельзя забывать о стоимости товаров. Ведь если рассматривать два светильника, которые находится в одной и той же категории, но при этом стоимость первого - 5 000 рублей, а второго - 50 000 рублей соответственно и спрос на эти светильники будет разный. Поэтому срок без продаж, после которого светильник будет признан неликвидом необходимо изменять не только в зависимости категории товара, но и от его стоимости. То есть необходимо добавить еще один параметр, который будет называться: «Пороги цен», как только розничная стоимость светильника превышает установленный ценовой порог, срок без продаж после которого товар признается неликвидным, должен увеличиться.

Таблица 2

«Пороги цен»

Категория Стоимость

Люстра >35000

Лампочка >500

Торшер >15000

Ночник >1500

Следующим этапом разработки отчета, является определение, необходимой информации которая должна отображаться в отчете:

1. Категория товара.

2. Название товара.

3. Бренд;

4. Остаток на складах - общие остатки на складах предприятия.

5. Закупочная и розничная цена.

6. Общие расходы.

7. Отсутствие дней продаж.

8. Скидка факт - тот уровень скидки, который установлен на данный момент времени.

9. Скидка рекомендованная - тот уровень скидки, который программа будет предлагать менеджеру установить в зависимости от настройки параметров.

10. Примечание - данная колонка необходима для того что бы можно было написать комментарий по той или иной позиции.

Третьим этапом создания отчета будет являться определение необходимых функций, которыми будет обладать данный инструмент:

1. Список на уценку поставщику, данная обработка будет выводить таблицу в формате Microsoft Word и будет состоять из следующих колонок: Наименование, артикул, количество, закупочная цена, общая стоимость, поступление. Эта обработка нужна для работы с поставщиками, так как зачастую поставщики заинтересованы в продвижения свих товаров за стимулирования роста

объемов продаж у партнеров и повышения уровня лояльности. Следствием этого поставщики готовы сотрудничать по вопросам неликвидных запасов, проведение совместных акций, уценке товара или осуществление возврата.

2. Рекомендованная скидка на товар, данная функция необходима для того что бы в зависимости от указанных руководителям временных параметров отчет советовал проставить скидку на товар. К примеру, если светильник не продается:

- от 200-240 дней, скидка 10 %;

- 241-330 дней, скидка 20 %;

- 331-450 дней, скидка 30 %;

- 451 - 570 дней, скидка 40 %.

Сроки и уровень скидок, для каждой компании индивидуальны, но важно определить максимально возможный уровень скидки для каждой категории или бренда, в зависимости от уровня наценки;

3. Выявление причин - данная обработка необходима, для того чтобы обработчик создал списки в которых будет распределены неликвидные запасы по отделениям на которых они находятся. И руководители этих отделений, должны указать причины, почему данный товар не продается. К причинам можно отнести очень много факторов, вот некоторые из них:

- товар в наличии, выставлен, не продается;

- нет в наличии (пересорт);

- не выставлен;

- на браке;

- завышенная цена.

В связи с выявление причин, появляется возможность принимать более правильные решения по каждой отдельной позиции;

4. Сохранить историю неликвидов - данная функция необходимо для сравнения уровня неликвидов в зависимости от сроков, формирования отчета. Данная функция должна давать возможность для сравнения двух периодов, анализировать и отображать какие товары выбыли из неликвидных запасов, а какие добавились [3].

Эффектом от внедрения «Отчета по неликвидным запасам», будет являться:

1. Возможность максимально быстро и точно выявить неликвидные запасы, контролировать их, принимать оперативные и более взвешенных решений по их устранению.

2. Повышение ликвидности оборотного капитала и платежеспособности предприятия за счет уменьшения стоимости материальных активов.

3. Сокращение издержек на обслуживание и хранение запасов.

Библиографические ссылки

1. Джеймс С. Джонсон, Дональд Ф. Вуд, Дэниел Л. Вордлоу, Поль Р. Мэрфи-мл. Современная логистика. М. : Вильямс, 2002. С. 624.

2. Шрайбфедер Д. Эффективное управление запасами. М. : Альпина Паблишер, 2008. С. 377.

3. Бродецккий Г. Л. Методические указания к изучению математических методов управления запасами. М. : Изд. ГУ-ВШЭ, 2003. 118 с.

© Свисенко Н. С., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.