Научная статья на тему 'Оптимизация научной работы студентов выпускного курса'

Оптимизация научной работы студентов выпускного курса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / STUDENT / БАКАЛАВР / BACHELOR / МАГИСТРАНТ / ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА / GRADUATION THESIS / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SCIENTIFIC ACTIVITY / GRADUATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старицына Ирина Анатольевна, Старицына Наталья Анатольевна

Активизация научной деятельности студентов вузов является приоритетной задачей всего педагогического коллектива. Написать научную статью способны лишь единичные студенты младших курсов, но их шансы возрастают от курса к курсу. На выпускном курсе дипломные проекты многих студентов бакалавриата представляют собой готовый научный труд, достойный опубликования. В данной работе предлагается оптимизировать подготовку дипломного проекта студентов-землеустроителей за счёт использования материала взаимосвязанных курсовых работ и проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старицына Ирина Анатольевна, Старицына Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization of Scientific Work of Students of the Senior Class

Activization of scientific activity of University students is a priority for all teaching staff. Only a few students are capable of writing a scientific article, but their chances increase each term. The final year thesis projects of many undergraduate students represent a scientific work worthy of publication. In this paper we propose to optimize the preparation of the diploma project of students of surveying through the use of the interrelated coursework material and projects.

Текст научной работы на тему «Оптимизация научной работы студентов выпускного курса»

тика есть преимущественно мыслительная, интеллектуальная деятельность, результатом которой является образ нового педагогического процесса, полностью соответствующий требованиям ФГОС ВО. Ожидаемые научно-образовательные результаты:

- разработка и применение в образовательном пространстве ХГУ интерактивных методов обучения для дисциплин «^еЬ-технологии» и «Информационная безопасность» с целью повышения профессиональной подготовки выпускников уровня бакалавриата направления 09.03.03 - Прикладная информатика;

- подготовка методических указаний, содержащих рекомендации практического применения интерактивных методов в структуре проведения различных видов занятий.

Библиографический список

1. Соловьёва, Т. В. Развитие методической системы обучения студентов дисциплине «Мировые информационные ресурсы» на основе личностно ориентированного подхода: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Т. В. Соловьёва. - Красноярск, 2011. - 243 с.

2. Кокова, В. И. Анализ эффективности методической системы обучения информатике в условиях личностно-ориентированного подхода на подготовительных курсах / В. И. Кокова, Т. В. Соловьёва // Вестник ИрГТУ. - 2015. - № 11(106). - С. 332-338.

3. Минеев, П. В. Автоматизация разработки компетентностно-ориентированных профессиональных основных образовательных программ средствами офисных приложений / П. В. Минеев // Информатизация образования и науки. - 2017. - № 3(35). - С. 50-62.

4. Минеев, П. В. Реализация индивидуальной образовательной траектории / П. В. Минеев, Т. В. Соловьёва // Высшее образование в России. - 2010. - № 7. - С. 44-47.

© Соловьёва Т. В., 2017

УДК 378:001.891

ОПТИМИЗАЦИЯ НАУЧНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВЫПУСКНОГО КУРСА

И. А. Старицына1, Н. А. Старицына2

'Уральский государственный аграрный университет;

2Уральский колледж им. И. И. Ползунова

Активизация научной деятельности студентов вузов является приоритетной задачей всего педагогического коллектива. Написать научную статью способны лишь единичные студенты младших курсов, но их шансы возрастают от курса к курсу. На выпускном курсе дипломные проекты многих студентов бакалавриата представляют собой готовый научный труд, достойный опубликования. В данной работе предлагается оптимизировать подготовку дипломного проекта студентов-землеустроителей за счёт использования материала взаимосвязанных курсовых работ и проектов.

Ключевые слова: студент, бакалавр, магистрант, выпускная квалификационная работа, научная деятельность.

Современная двухступенчатая система высшего образования «бакалавриат - магистратура» позволяет оптимально использовать результаты научной деятельности студентов [1, с. 28], одним из которых является дипломный проект. Дипломный проект - это колоссальный научный труд как самого студента, так и его научных консультантов и руководителя. Это труд, на который затрачено максимальное количество усилий и вложена немалая сумма денежных средств вуза на оплату работы преподавателя, рецензента, членов государственной аттестационной комиссии [2, с. 16]. Однако этот дорогостоящий продукт используется в настоящее время не в полной мере.

На момент защиты текст и содержание выпускной квалификационной работы студента идеально отшлифованы. Однако после защиты и сам студент, и его руководитель полностью теряют интерес к данному «продукту» своего титанического интеллектуального труда. В последние два года в УрГАУ в целях активизации научной деятельности студентов введена новая система [3, с. 131]. За полгода до защиты ВКР студенты должны предоставить на кафедру научную статью по теме будущего дипломного проекта [4, с. 15]. Эта система довольно хорошая, но положительный результат по ней получают лишь очень дисциплинированные и ответственные студенты. Качественную научную статью, достойную публикации, студент может выдать не до, а уже после защиты ВКР, предварительно получив замечания по работе от нормоконтролёра, рецензента и своего научного руководителя. Кроме того, во время защиты члены государственной аттестационной комиссии и его председатель тоже высказывают свои замечания и рекомендации по качеству и содержанию той или иной работы.

В том случае, если студент продолжает обучение по той же специальности в магистратуре, у него есть возможность написать более качественную научную статью по теме его дипломного проекта в бакалавриате [5, с. 43]. Во время обучения в магистратуре тема научного исследования может расширяться, а исследование можно продолжать.

Дипломный проект по официальному графику студент выполняет лишь в течение одного месяца. В это же время он занят подготовкой к сдаче государственного экзамена. Примерно две недели перед защитой тратится на нормоконтроль и согласование текста диплома с консультантами. Другими словами, если выполнять дипломный проект по графику, то времени на совершенствование его научной части у студента недостаточно. Следовательно, чем раньше он начнёт подготовку к ВКР, тем лучше будет конечный результат. Это говорит о том, что работу над проектом нужно начинать раньше, чем за месяц до защиты [6, с. 125].

Из сказанного следует выод о сроках назначения научных руководителей: чем раньше их назначат, тем лучше. На 2-м и 3-м курсах студенты начинают работать над курсовыми проектами по специальности. Эти проекты не должны быть типовыми, как это наблюдается сегодня, лучше сделать их индивидуальными. В этот же момент необходимо распределить студентов по руководителям. В настоящее время при написании курсовой

работы или проекта на одного преподавателя приходится 25 студентов. Все пишут одно и то же, например, про технологию рекультивации оврага [7, с. 271], так как очень сложно уделить внимание каждому студенту. Тем более, что согласно учебному плану, курсовой проект необходимо проверять не в учебное время, а в неурочное. Проверить курсовой проект у пяти студентов качественно и внимательно более реально, чем у 25 человек. Ведущий преподаватель-лектор должен дать студентам на занятии пошаговую методику выполнения курсового проекта [8, с. 48], а студент в тандеме со своим научным руководителем должен ей написать (табл. 1).

Таблица 1

Дисциплины учебного плана «Землеустройство и кадастры», предусматривающие выполнение курсового проекта

Индекс Наименование Курс Всего В том числе

часов контр. работа СРС

Б1.Б.11 Земельный кадастр и мониторинг земель 2 180 72 72

Б1.Б.18 Инженерное обустройство территорий 2 180 72 72

Б1.В.ОД.9 Прогнозирование и планирование использования земельных ресурсов 4 108 54 18

Б1.В.ОД.10 Землеустроительное проектирование 3-4 540 216 216

Б1.В.ОД.11 Основы градостроительства и планировка населенных мест 4 180 72 72

Б1.В.ОД.13 Организация землеустроительных и кадастровых работ 4 108 54 18

Б1.В.ДВ.7.1 Устройство территорий многолетних насаждений 4 180 54 90

Б1.В.ДВ.7.2 Защита почв от эрозии 4 180 54 90

На кафедре землеустройства Уральского государственного аграрного университета принята система защиты курсовых проектов перед комиссией, состоящей из членов кафедры. Эта методика позволит в будущем провести анализ деятельности каждого руководителя, подвести итог работы ведущего лектора, выявить слабые места в его методике [9, с. 160]. Ведущий лектор не снимает с себя ответственности за результат курсового проектирования, он участвует в оценивании работы. Но при этом курсовой проект выполняется на более качественном уровне, оценивается более строго, формируется системная взаимосвязь студента и его научного руководителя.

Каждая курсовая работа за период 2-4-го курсов обучения в бакалавриате должна стать вкладом в дипломный проект, стать частью главы будущей ВКР. Анализ учебного плана бакалавров очной формы обучения позволяет увидеть тенденцию к увеличению количества курсовых работ и проектов от курса к курсу. Наибольшее их количество приходится на заключительный курс обучения [10, с. 1]. Говоря другими словами, на 4-м курсе студент распыляет свои силы и внимание на то, чтобы успешно сдать шесть курсовых проектов по различным предметам, параллельно занимаясь написанием дипломного проекта [11, с. 7]. В том случае, если провести объединение тематики курсовых и дипломных проектов, научная деятельность студентов станет гораздо эффективнее, а качество подготовленных дипломных работ, несомненно, возрастёт [12, с. 278; 13, с. 4].

На примере конкретной темы ВКР разберём, чем можно было бы дополнить эту работу в рамках курсовых проектов, которые студент выполняет в течение всего срока обучения (табл. 2).

Таблица 2

Взаимосвязь темы ВКР и курсовых проектов

Тема ВКР Содержание ВКР Курсовые проекты

Тема выпускной квалификационной работы «Выбор земельного участка под строительство многоэтажного жилого дома» Глава 1. Анализ литературы и законодательной базы по теме ВКР. Курсовая работа 4-го курса по дисциплине «Организация землеустроительных и кадастровых работ». В рамках данной дисциплины при подготовке курсовой работы можно сделать качественный обзор литературы по теме ВКР.

Глава 2. Выбор и обоснование земельного участка под застройку из нескольких вариантов. Курсовые проекты по дисциплинам «Землеустроительное проектирование», «Основы градостроительства населённых мест», «Инженерное обустройство территорий».

Глава 3. Экономическое обоснование строительства многоэтажного жилого дома. Курсовой проект по дисциплине «Планирование и прогнозирование использования земельных участков».

Глава 4. Экологическое обоснование проекта. Курсовые проекты по дисциплинам «Устройство территорий многолетних насаждений» и «Защита почв от эрозии».

За период обучения вуз вкладывает в каждого студента немало академических часов на организацию его научной работы, а получает в результате только одну статью среднего качества в электронном журнале «Молодёжь и наука». Рационально используя учебную нагрузку, заложенную в учебном плане, можно существенно повысить качество выполняемых на кафедре дипломных проектов [14, с. 63]. При этом трудоёмкость выполнения этих ВКР тоже изменится (табл. 3). Преподаватель будет работать со студентом в течение двух-трёх лет постепенно, а не усиленно последние две недели перед защитой. Это даст возможность научному руководителю более планомерно распределить свою нагрузку и избежать повышенного уровня стресса в конце учебного года, ведь в это время накапливается психологическая усталость и повышается риск эмоционального выгорания педагогических работников.

Таблица 3

Соответствие темы выпускной квалификационной работе тематике курсовых проектов и работ

(специальность «Землеустройство и кадастры»)

№ Тематика ВКР Взаимосвязанные дисциплины, по которым выполняются курсовые работы и проекты

1 Выбор вариантов размещения севооборотов. 1. Землеустроительное проектирование. 2. Устройство территорий многолетних насаждений. 3. Защита почв от эрозии. 4. Планирование и прогнозирование использования земельных ресурсов. 5. Земельный кадастр и мониторинг земель.

2 Выбор землеотвода под прокладку трубопроводов, газопроводов, дорог, линий электропередач и других линейных объектов. 1. Земельный кадастр и мониторинг земель. 2. Организация землеустроительных и кадастровых работ. 3. Землеустроительное проектирование. 4. Устройство территорий многолетних насаждений. 5. Основы градостроительства населённых мест. 6. Инженерное обустройство территорий.

3 Расширение границ населённого пункта. Проектирование новых коттеджных посёлков. 1. Земельный кадастр и мониторинг земель. 2. Организация землеустроительных и кадастровых работ. 3. Землеустроительное проектирование. 4. Устройство территорий многолетних насаждений. 5. Основы градостроительства населённых мест. 6. Инженерное обустройство территорий.

4 Проект рекультивации территории оврага, карьера, промышленного отвала. 1. Землеустроительное проектирование. 2. Устройство территорий многолетних насаждений. 3. Основы градостроительства населённых мест. 4. Земельный кадастр и мониторинг земель. 5. Защита почв от эрозии.

5 Расчёт кадастровой стоимости земель различных категорий 1. Земельный кадастр и мониторинг земель. 2. Защита почв от эрозии. 3. Организация землеустроительных и кадастровых работ. 4. Землеустроительное проектирование. 5. Планирование и прогнозирование использования земельных ресурсов.

6 Экологический мониторинг объектов промышленного производства 1. Земельный кадастр и мониторинг земель. 2. Защита почв от эрозии. 3. Планирование и прогнозирование использования земельных ресурсов.

За четыре года обучения студенты-бакалавры пишут две курсовые работы и шесть курсовых проектов. Как видно из обзора примерных тем дипломных проектов, не все восемь курсовых проектов в каждой теме задействованы. В том случае, если тема ВКР никак не связана с темой курсовой работы, имеет смысл дать студенту возможность выполнять типовой проект, так как он должен освоить навыки по всем изучаемым предметам. В том случае, если тема ВКР и тема курсового проекта взаимосвязаны, есть возможность совместить одно и другое.

Библиографический список

1. Вяткина, Г. В. Современные тенденции интеграции науки и образования / Г. В. Вяткина, А. Б. Пономарёв // Интеграция науки и образования в современном мире: сб. мат-лов Междунар. науч.-практ. конф. (22-23 мая 2014 г.). - Екатеринбург: УрГАУ, 2014. - С. 27-32.

2. Чупина, И. П. Актуальные проблемы образования в России / И. П. Чупина // Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности: сб. мат-лов XI Междунар. науч.-практ. конф;. Махачкала, 26 июня 2016 г. - Махачкала: Изд-во ООО «апробация», 2016. -С. 16-18.

3. Гусев, А. С. Новые подходы при подготовке специалистов в области землеустройства и кадастров / А. С. Гусев, А. А. Беличев, Т. А. Евдокимова // Коняевские чтения - 2013: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. - Екатеринбург: УрГАУ, 2014. - С. 130-132.

4. Вашукевич, Н. В. Студентоцентрическая система обучения по направлению подготовки «Землеустройство и кадастры» / Н. В. Вашуке-вич, А. А. Беличев // Аграрное образование и наука. - 2016. - № 5. - С. 15.

5. Дмитриева, Ю. Н. Формирование проектных умений в процессе внеаудиторной работы как один из факторов подготовки конкурентоспособных выпускников специальности «Землеустройство»/ Ю. Н. Дмитриева // Перспективы развития науки и образования: сб. науч. трудов по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф. (30 мая 2013 г.). Ч. 7. - Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2013. -С. 42-44.

6. Старицына, И. А. Проблемы довузовской подготовки абитуриентов специальности «Землеустройство и кадастры» / И. А. Старицына, Н. А. Старицына // Вестник Тульского государственного университета. Серия «Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин». - 2016. - № 1 (15). - С. 123-126.

7. Беличев, А. А. Опыт преподавания дисциплины «Системный анализ в землеустройстве» в Уральском государственном аграрном университете / М. Ю. Карпухин, А. А. Беличев, А. С. Гусев // Коняевские чтения: сб. мат-лов V Юбилейной междунар. науч.-практ. конф. (26-28 ноября 2015 г.). - Екатеринбург: Уральский ГАУ. - 2016. - С. 271-272.

8. Бечвая, М. Р. Технология оценки результативности научно-образовательной деятельности научно-педагогических работников в сфере высшего образования / М. Р. Бечвая // Journal of Economic Regulation. - 2015. - Т. 6. - № 4. - С. 46-54.

9. Севастьянов, В. В. Профессиограмма работников специальности «Землеустройство и кадастры» / В. В. Севастьянов // Теория и практика инновационных технологий в АПК: мат-лы научной и учеб.-метод. конф. проф.-препод. состава, науч. сотрудников и аспирантов ВГАУ: Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I. - 2015. - С. 160-161.

10. Вяткина, Г. В. Организация самостоятельной работы студентов / Г. В. Вяткина // Аграрное образование и наука: Изд-во Уральского государственного аграрного университета (Екатеринбург). - 2012. - № 2. - С. 1.

11. Карпухин, М. Ю. Интерактивные методы обучения при подготовке студентов агрономического профиля / М. Ю. Карпухин // Аграрное образование и наука: Изд-во Уральского государственного аграрного университета (Екатеринбург). - 2013. - № 3. - С. 7.

12. Старицына, И. А. Применение метода интеллект-карт при обобщении полученных знаний для студентов специальности «Землеустройство и кадастры» / И. А. Старицына, Н. А. Старицына // Коняевские чтения: сб. мат-лов V Юбилейной междунар. науч.-практ. конф. (26-28 ноября 2015 г.). - Екатеринбург: Уральский ГАУ. - 2016. - С. 277-280.

13. Гусев, А. С. Применение деловых игр при изучении кадастровых дисциплин по специальности 120700 «Землеустройство и кадастры» / А. С. Гусев // Аграрное образование и наука: Изд-во Уральского государственного аграрного университета (Екатеринбург). - 2012. -№ 1. - С. 4.

14. Мурашева, А. А. Анкетирование как основа разработки профессионального стандарта в области землеустройства и кадастров / А. А. Мурашева, А. С. Гусев // Разработка квалификационных рамок для землеустройства в Российских университетах ELFRUS: мат-лы Междунар. семинаров в рамках проекта Tempus IV 530690-TEMPUS-1-2012-1-PL-TEMPUS-SMHES. - 2014. - С. 61-69.

© Старицына И. А., Старицына Н. А., 2017

УДК 372.854:[377/378:69.007]

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ХИМИЯ» СТУДЕНТАМ СТРОИТЕЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Э. А. Тур, В. А. Халецкий

Брестский государственный технический университет

В статье рассматривается структура курса химии, предлагаемая для студентов инженерных строительных специальностей, обучающихся в Брестском государственном техническом университете. Показано, что включение в лекционный курс и в лабораторный практикум профильных сведений, связанных со специальностью студентов, значительно увеличивает их мотивацию. Приведены примеры опытов в лекционном эксперименте.

Ключевые слова: химия в строительстве, лекционный эксперимент, учебно-методическое обеспечение, дидактические принципы в преподавании химии.

Химия в строительстве - это современная наука, представляющая собой систему знаний о взаимосвязи между составом, строением и свойствами минеральных и полимерных строительных материалов. В основе получения и эксплуатации материалов, применяемых в современной строительной отрасли, лежат физико-химические и химические процессы, понимание и раскрытие которых базируется на фундаментальных законах химии. Современное строительство невозможно представить без использования продуктов химической промышленности: конструкционных полимерных материалов, пластических масс, синтетических волокон, каучуков, латексов, вяжущих веществ и отделочных материалов. Применение в строительстве быстротвердеющих бетонов и растворов стало возможным после исследования химических процессов, протекающих между их компонентами. Понимание законов химии и их использование исключительно важно при решении проблемы повышения эффективности производства и качества строительной продукции. Например, снижение срока службы и надёжности зачастую вызывается такими химическими процессами, как коррозия металлов, коррозия бетона, деструкция полимеров [1].

Требования к современному инженеру-строителю постоянно меняются, а объём необходимых профессиональных знаний, напротив, возрастает. Он определяется социальным заказом общества на высококвалифицированного специалиста, способного активно и профессионально участвовать в решении задач реставрации и охраны памятников, реконструкции и строительства зданий административного и жилищного фонда, строительства и ремонта транспортных магистралей и городских автомобильных дорог, различных коммуникаций; проектирования и возведения атомных и тепловых электростанций, химических комбинатов, силосных башен, заводов по производству строительных материалов, сельскохозяйственных объектов. К молодому инженеру в строительной сфере предъявляются особые требования, к которым, в частнрости, относятся: комплексное техническое мышление, логика, способность быстро принимать верные технические решения, хорошая теоретическая база знаний, рациональное понимание не только проблем проектирования и строительства объектов, но и экологических проблем современного общества.

В настоящее время осуществление процесса обучения химии студентов-первокурсников представляет собой трудную задачу, так как на строительный факультет поступают абитуриенты, имеющие порой достаточно низкий уровень школьной подготовки в области химии. Большой объём получаемой в процессе обучения информации требует введения новых технологий обучения, позволяющих не только усвоить, но и систематизировать полученные знания. Универсальных эффективных технологий и методов обучения не существует. Процесс обучения может быть как активным (обучаемый участвует в нём как субъект собственного обучения), так и пассивным (обучаемый играет роль только объекта воздействия преподавателя). К основным формам и методам обучения, способствующим повышению его качества, относятся лекции, основанные на современном научно-техническом материале, конференции, диспуты, обобщающие занятия, семинары, деловые и ролевые игры, защита рефератов, самостоятельная работа, а также практические занятия и лабораторный практикум.

Для студентов дневного обучения при устном изложении учебного материала в основном используются словесные методы обучения. Среди них важное место занимают вузовские лекции, а также лабораторные и практические занятия. Кроме того, значительное место занимают также самостоятельная работа студентов. Лекции в данном случае не выступают в качестве ведущего звена всего курса обучения, а представляют собой способ изложения важнейших разделов теоретического материала, обеспечивающий целостность и законченность его в восприятии обучающимися. Лекции должны давать систематизированные основы научных знаний по химии, раскрывать состояние и перспективы развития современной строительной науки и химической технологии, стимулировать активную познавательную деятельность студентов и способствовать формированию творческого мышления [2].

Некоторые учёные считают, что лекции нужны в том случае, если в наличии нет современной литературы по изучаемой дисциплине или её недостаточно для обеспечения всех студентов [3]. Однако опыт работы со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.