УДК 621.313.333
Л.Н. Канов
ОПТИМИЗАЦИЯ НАГРУЗОЧНЫХ РЕЖИМОВ РЕГУЛИРУЕМОГО АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА
Запропонована чисельна процедура вибору оптимальної частоти і величини живлячої синусоїдальної напруги асинхронного двигуна для заданих значень швидкості обертання і моменту навантаження з метою забезпечення мінімальних втрат потужності.
Предложена численная процедура выбора оптимальных частоты и величины питающего синусоидального напряжения асинхронного двигателя для заданных значений скорости вращения и момента нагрузки с целью обеспечения минимальных потерь мощности.
ВВЕДЕНИЕ
Энергосбережение - одно из приоритетных направлений технической политики и является наиболее дешевым и безопасным способом увеличения энергогенерирующих мощностей. Так как электроприводы потребляют до 70 % вырабатываемой электроэнергии [1], наиболее существенная экономия электроэнергии может быть достигнута при использовании регулируемых электроприводов. В связи с тем, что среди подобных электроприводов определяющее положение занимают частотно-регулируемые асинхронные электроприводы, оптимизация их режимов будет способствовать решению задачи энергосбережения. Несмотря на достигнутые успехи в области управления асинхронными электроприводами, существует возможность уменьшить их потери мощности в нагрузочных режимах.
Вопросам управления и оптимизации асинхронных электроприводов посвящено немало работ (см. обзор в [1]). Например, в [2] приводятся оптимальные идеализированные характеристики асинхронного двигателя (АД), построенные по двум упрощенным уравнениям статорной цепи в диапазоне синхронной скорости до теоретически бесконечной. В [3] указывается на существенное влияние насыщения и вытеснения тока на энергетические показатели АД. Авторы работы [4] видят основной резерв повышения эффективности АД в совершенствовании конструкции зубцовой зоны статора. В [5] изложены результаты экспериментального исследования нагрева АД при различных источниках питания, и подтверждено, что минимальный нагрев достигается при питании от источника синусоидального напряжения. Результаты по коррекции механических характеристик тяговых асинхронных двигателей путем изменения частоты и величины питающего синусоидального напряжения, получаемого от преобразователя частоты и числа фаз, помещены в [6].
Из приведенного краткого обзора следует, что при анализе энергетических показателей существует необходимость применения более полного математического описания режимов АД с учетом нелинейности магнитной цепи и разработке конструктивных рекомендаций по повышению эффективности нагрузочных режимов АД.
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Целью статьи является оптимизация нагрузочных режимов асинхронного двигателя по потерям мощности путем выбора величины и частоты питаю-
щего синусоидального напряжения с использованием математического описания во вращающихся dq -координатах и с учетом насыщения магнитной цепи.
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ АД
В соответствии с [7] уравнения статического режима АД с короткозамкнутым ротором в ортогональных dq - координатах, вращающихся с синхронной скоростью ras с опережающим вращением поперечной оси, имеют вид
— Ю s V sq + rsisd ~ usd;
rosVsd + rsisq ~ usq;
\, (1)
— (®s ~Q)Vrq ^ rrird ~ G;
(«і -^)Vrd + rrirq = G
ГДЄ usd, usq, isd, isq, ird, irq, ^sd, ^sq, ^rd, ^rq СОСТаВЛЯЮ-
щие напряжения статора, токов и потокосцеплений статора и ротора по продольной и поперечной осям; rs, rr - сопротивления фазы статора и ротора; Q. - угловая скорость вращения ротора.
Вводя индуктивности рассеяния статора и ротора Las, Lar и потокосцепления в зазоре у«, ygq, получаем для составляющих потокосцеплений
xVsd ~ Lasisd + ^5d; V sq ~ Lasisq + ^5q;
Wrd ~ Larird ^ ^5d; rq ~ Larirq ^ ^5q.
Насыщение магнитной цепи учтем нелинейной зависимостью потокосцеплений в зазоре от продольного и поперечного тока
VSd = a ■ arctg(biM) + ci5d, y5q = a • arctg(bibq) + ci5q ,
У5 =-J'V5d + ^2q ,
где iSd = isd + ird; isq = isq + irq - продольный и поперечный намагничивающий токи.
Момент АД определяется формулой
М = 1,5ТЗ • (isqW8d - isd VSq ) ,
а токи статора и ротора - выражениями
' - /-2 , -2 . ■ _ /-2 , .2
ls ~ у isd + lsq ; ir _ ird + irq .
Теперь уравнения статического режима (1) принимают вид (далее полагаем Usd = G; Usq = -U)
© Л.Н. Канов
_®s * (L^sisq + VSq (isq + lrq)) + rshd ~ usd;
®s * (Lasisd + ^5d(isd +hd)) +rshq ~ usq;
— (Ю s ~ ^) * (Larirq ^ ^5q (isq ^ ^rq )) ^ rr^rd ~ 0; (®s _ ^) * (L<3rird ^ ^5d (isd ^ ird )) ^ rr^rq ~ 0;
M = 1,5 V3 • (y 5d • isq - W8q ' isd )
. (2)
U_
ro.
380
314
= 1,21.
2 2
где к,
стали на перемагничивание и вихревые токи. Поставим задачу выбора таких т* и и , чтобы в заданном нагрузочном режимеМий обеспечить минимальное значение потерь мощности Р (3). Так как при заданных Мий составляющие токов определяются из первого, третьего, четвертого и пятого уравнений (2) при выбранной т*, а напряжение и затем определяется из второго уравнения в (2), то Р является однозначной функцией т*. Поэтому для обеспечения минимума (3) должно выполняться условие йР
— = 0, (4)
йю^
в которое входят составляющие ТОКОВ /зй> /щ, /гй, /п и их производные по т*. Для определения этих производных выполним дифференцирование первого, третьего, четвертого и пятого уравнений в (2) по т*
й ^ й/$й
da
(®s ' (L<jsisq ^5q )) ^ rs '
dro0
- = 0;
d ((Ю s - Q) • (Larirq + VSq )) + rr ' — = 0;
dm
dm
((® s ^) * (Lcyrird ^ ^5d )) ^ rr
di
rq
dm.
= 0;
dro
(V 5d ' isq V 5q ' isd ) 0
(5)
где
Рис. 1. Характеристики АД: а) механические; б) ток статора
При заданных величинах входного напряжения и и его частоты придавая скорости вращения ротора различные значения, решением первых четырех уравнений (2) определяем токи статора и ротора, а по последнему - момент АД, т.е. получаем механические характеристики. На рис. 1,а приведены графики этих характеристик, а на рис. 1,6 - зависимости тока статора от скольжения. Графики тока ротора имеют вид, аналогичный рис. 1,6. Расчеты выполнены для двигателя мощностью 55 кВт с номинальным напряжением 380 В, линейным током 102 А, скоростью вращения 2940 об/мин и параметрами: = 2,49 мГн;
Ьаг = 1,5 мГн; г* = 0,163 Ом; гг = 0,126 Ом. Коэффициенты аппроксимации потокосцепления: а = 0,95;
Ь = 0,08; с = 0,003. Напряжение и его частота изменялись в соответствии с отношением
dVbd
drns
dW8q dro „
(
a • b
1 + (b • (isd + ird ))
a ■ b
- + c
di
sd
di
rd
v das
d®
- + c
))2
( di
sq
di
rq
V das
dro
s У
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ Потери мощности двигателя пропорциональны величине
(3)
Оптимальное значение mos находится численно последовательным совместным решением систем уравнений (2), (5) и (4) для заданного сочетания величин M и Q. После определения mos рассчитывается соответствующее оптимальное значение Ua из второго уравнения (2). Далее из первых четырех уравнений (2) определяются токи и потокосцепления, соответствующие оптимальным mos, Ua, а также коэффициент МОЩНОСТИ СОБф и КПД ц.
Расчет для различных возможных сочетаний M и Q. при кт = 0,1, кет = 10-3 и приведенных выше численных параметрах двигателя показал, что оптимальное скольжение возрастает с ростом M и уменьшается с ростом Q. Соответствующее оптимальное напряжение увеличивается с ростом M и Q. Оптимальные значения токов статора и ротора при заданном M не зависят отйи возрастают при увеличении M.
На рис. 2,а изображены графики зависимостей оптимального напряжения от Q для нескольких значений M, а на рис. 2,6 - соответствующие графики оптимального скольжения. На рис. 2,в показаны графики оптимальных значений токов статора и ротора. Из рис. 2 следует, что номинальный режим при ^кам=307,9 с-1; Мном= 157 Нм; ms= 314 с-1; ioS= 60,9 A; ior= 53,5 A близок к оптимальному.
т и кет - коэффициенты, определяющие потери в
s
d
d
s НОМ
вания напряжения до оптимальной величины 488 В в момент 0,5 с. Графики построены по результатам численного решения дифференциальных уравнений, соответствующих статическим уравнениям (2):
й1*й- = Б~1 .((Ьаг + й) • /1 - й • /2);
й/
гй
й
й/
= Б~1 .{(Ьа1 + й) • /2 - й • /1);
яд
й
й/
= б 1 -((Ьаг + д) ■ /3 - д ■ /4)
= б 1 '((Ь”+д) ■ /4 - д • /3)
ш
йО _1
— = 3 • (М - Мнагр);
где
/1 ^з^зд гз/зй; /2 (юз ^)Угд гг/гй;
/3 ~ и ~ ю зУяй ~ гя/яд; /4 ~ _(ю з _ ОДУгй ~ гг/гд; а ■ Ь а ■ Ь
й =
1 + ь2(/зй + 1гй )2
+ с; д =
1 + ь2(/зй + 1гй )2
- + с;
ЬъяЬъг ^ (Ьаз ^ Ьъг )й; б ЬъяЬъг ^ (Ьоз ^ Ьъг )д ; 3 - момент инерции.
Рис. 2. Оптимальные характеристики АД: а) напряжение; б) скольжение; в) токи
Рассмотрим режим, который возникает при набросе момента нагрузки до 250 Н м и желании сохранить номинальную скорость 0.ном. На рис. 3,а изображены возможные реализации этого режима при различных т*. Для наглядности график потерь мощности Р показан уменьшенным в 10 раз, он имеет выраженный минимум при юа= 313,8 с-1 и при оптимальном напряжении ио= 488 В. Оптимальное значение тока статора 86 А, ротора - 65 А. На рис. 3,6 приведены также графики соБф, КПД ц, скольжения и потокосцепления от Юц, на которых отчетливо выделяется оптимальный режим. На рис.3,в изображены графики зависимостей составляющих потерь мощности от частоты по (3). Графики потерь в стали Рп и Рет показаны увеличенными в 10 раз. Из рис. 3,в следует, что определяющую роль в формировании потерь мощности играют потери Ря в статорной обмотке, которые увеличиваются с уменьшением частоты. Для сравнения: после увеличения нагрузки до 250 Н м без оптимального регулирования получаем следующие параметры режима: О. =303,2 с-1; /= 96,1 А; /г= 89,8 А. Таким образом, оптимальное регулирование напряжения и частоты позволяет снизить токи двигателя и потери в нагрузочных режимах. Выбор режима О. =307,9 с-1; М= 250 Н м по механическим характеристикам также дает токи /= 96,2 А; /г= 89,9 А при частоте юз= 318,6 с-1 и напряжении 385,6 В.
На рис. 4 изображен динамический процесс наброса нагрузки 250 Н м в момент 0,1 с и регулиро-
Рис. 3. Оптимизация нагрузочного режима:
а) напряжение, потери мощности, токи;
б) скольжение, потокосцепление, КПД,
коэффициент мощности; в) составляющие потерь мощности
Рис. 4 показывает, что после регулирования скорость вращения восстанавливает значение 307,9 с-1, а токи статора и ротора снижаются до оптимальных минимальных величин. Полученные результаты находятся в хорошем соответствии с данными, полученными в [6] для тяговых АД.
Абс. ЄД.’
Рис. 4. Оптимизация динамического процесса наброса нагрузки ВЫВОДЫ
Предложенная численная процедура позволяет выбирать оптимальные значения величины и частоты синусоидального питающего напряжения асинхронного двигателя для заданных скорости вращения и момента нагрузки при обеспечении минимальных потерь мощности. Оптимальное регулирование эффективно при превышении моментом нагрузки номинального значения. Перспективным является аппаратная реализация системы оптимального регулирования напряжения и частоты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Браславский И.Я. Энергосберегающий асинхронный электропривод / И.Я. Браславский, З.Ш. Ишматов. - М.: изд. центр "Академия", 2004. - 25б с.
2. Шийка А.А. Энергетические и регулировочные характеристики асинхронного электропривода с оптимальным векторным управлением / А.А. Шийка, Е.М. Потапенко // Електротехніка та електроенергетика. - 2012. - № 1. - С. 45-50.
3. Петрушин B.C. Влияние насыщения стали магнитопро-вода и вытеснения тока в обмотке ротора на энергетические показатели регулируемых АД / B.C. Петрушин, А.М. Яки-мец, Б.В. Каленик // Електротехніка i електромеханіка. -2008. - № 1. - С. 38-40.
4. Кононенко К.Е. Основной резерв повышения энергоэффективности асинхронных двигателей с КЗ ротором / К.Е. Кононенко, А.В. Кононенко, С.В. Крутских // Известия ВУЗов. Сер. Электромеханика.- 2012. - № 1. - С. 54-б0.
5. Петренко А.М. Экспериментальное исследование нагрева частотно-управляемого асинхронного двигателя при различных источниках питания / А.М. Петренко // Електротехніка i електромеханіка. - 2010. - № 5. - С. 21-23.
6. Конашинский А.Ю. Оценка эффективности видов электрической коррекции электромеханических характеристик асинхронных тяговых двигателей / А.Ю. Конашинский // Известия ВУЗов. Сер. Электромеханика.- 2000. - № 3. - С. 30-34.
7. Соколовский Г.Г. Электроприводы переменного тока с частотным регулированием / Г.Г. Соколовский. - М.: изд. центр "Академия", 200б. - 272 с.
Bibliography (transliterated): 1. Braslavskij I.Ya.
'Energosberegayuschij asinhronnyj 'elektroprivod / I.Ya.Braslavskij, Z.Sh.Ishmatov. - M.: izd. centr “Akademiya”, 2004. - 25б s. 2. Shijka A.A. 'Energeticheskie i regulirovochnye harakteristiki asinhronnogo 'elektroprivoda s optimal’nym vektornym upravleniem / A.A.Shijka, E.M.Potapenko // Elektrotehnika ta elektroenergetika. - 2012. - № 1. - S. 45-50.
3. Petrushin V.S. Vliyanie nasyscheniya stali magnitoprovoda i vytesneniya toka v obmotke rotora na 'energeticheskie pokazateli reguliruemyh AD / V.S.Petrushin, A.M.Yakimec, B.V.Kalenik // Elektrotehnika i elektromehanika. - 2008. - № 1.
- S. 38-40. 4. Kononenko K.E. Osnovnoj rezerv povysheniya 'energo'effektivnosti asinhronnyh dvigatelej s KZ rotorom / K.E.Kononenko, A.V.Kononenko, S.V.Krutskih // Izvestiya VUZov. Ser. 'Elektromehanika. - 2012. - № 1. - S^^. 5. Petrenko A.M. 'Eksperimental’noe issledovanie nagreva chastotno-upravlyaemogo asinhronnogo dvigatelya pri razlichnyh istochnikah pitaniya / A.M.Petrenko // Elektrotehnika i elektromehanika. - 2010. - № 5. - S. 21-23. 6. Konashinskij A.Yu. Ocenka 'effektivnosti vidov 'elektricheskoj korrekcii 'elektromehanicheskih harakteristik asinhronnyh tyagovyh dvigatelej / A.Yu.Konashinskij // Izvestiya VUZov. Ser. 'Elektromehanika. - 2000. - № 3. - S.30-34. 7. Sokolovskij G.G. 'Elektroprivody peremennogo toka s chastotnym regulirovaniem / G.G. Sokolovskij. - M.: izd. centr
“Akademiya”, 200б. - 272 s.
Поступила 01.02.2013
Каное Лев Николаевич, к.т.н., доц.
Севастопольский национальный технический университет кафедра судовых и промышленных электромеханических систем
99053, Севастополь, ул. Университетская, 33 тел. (0б92) 435-272
Kanov L.N.
Optimization of loading modes of a controlled asynchronous electric drive.
The paper introduces a numerical procedure of an asynchronous motor optimum frequency and feed sine-wave voltage selection for given values of the motor speed and load moment to provide minimum power loss.
Key words - asynchronous motor, stationary loading mode, mathematical description, optimum voltage, optimum frequency, power loss.