Научная статья на тему 'Оптимизация использования смазочных жидкостей'

Оптимизация использования смазочных жидкостей Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
87
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМАЗОЧНЫЕ ЖИДКОСТИ / LUBRICATING FLUID / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / MATHEMATICAL MODEL / ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО / DIAGNOSTIC DEVICE / ЦЕНТРИФУГА / CENTRIFUGE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Редреев Григорий Васильевич, Сиряк Алексей Сергеевич

Представлена математическая модель оптимизации использования смазочных жидкостей при выносе операций замены смазочных жидкостей за пределы непрерывных периодов работ. Предложено диагностическое устройство постоянного контроля центрифуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Редреев Григорий Васильевич, Сиряк Алексей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimizing the use of lubricants

A mathematical model for optimizing the use of lubricants during removal operations, replace the lubricating fluids outside of periods of continuous work. Proposed diagnostic device permanent control of centrifuges.

Текст научной работы на тему «Оптимизация использования смазочных жидкостей»

день существует необходимость повышения доли молока высшего сорта и снижения доли -второго сорта.

Список литературы

1. Алиев, Р.Г. Особенности коров красной степной породы и ее помесей / Р.Г. Алиев, А.Б. Алипаханов // Зоотехния. - 2005. - № 2. - С. 8-9.

2. Данкверт, А. Пути улучшения качества молока / А. Данкверт, Л. Зернаева // Молочное и мясное скотоводство. - 2002. - № 3. - С. 16-20.

3. Евдокимов, М. Перспективы сырьевой базы молочной промышленности России / М. Евдокимов // Молочная промышленность. - 2005. - № 5. - С. 12.

4. Топникова, Е.В. Взгляд на традиции в маслоделии / Е.В. Топникова, Ю.Я. Свириденко // Переработка молока. - 2012. - № 3. - С. 6-9.

SUMMARY

O.N. Podkorytov, T. V. Rybchenko

Monitoring and perfection of quality of milk-raw, made in Omsk area

According to the priority national project «Agriculture development» in Omsk area is conducted system and systematic work on development of dairy animal industries, increase of volumes of milk-raw materials and expansion of assortment of dairy products for maintenance of food safety of the population of Omsk area. Thus the primary goal of dairy branch is reception of qualitative and safe milk-raw materials and its rational use.

Key words: milk raw, milk structure, safety, quality, Omsk area, a feeding diet.

УДК 631.173:531.43/46 Г.В. Редреев, А.С. Сиряк

ОПТИМИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СМАЗОЧНЫХ ЖИДКОСТЕЙ

Представлена математическая модель оптимизации использования смазочных жидкостей при выносе операций замены смазочных жидкостей за пределы непрерывных периодов работ. Предложено диагностическое устройство постоянного контроля центрифуг.

Ключевые слова: смазочные жидкости, математическая модель, диагностическое устройство, центрифуга.

Введение

При эксплуатации оборудования одной из операций технического обслуживания (ТО) является замена смазочной жидкости (СЖ). Операция ТО не вызывает сложностей, когда простаивание оборудования неубыточно или - если убыточно - учтено при планировании его работы и это не сказывается на производстве продукции.

Однако, если оборудование эксплуатируется в отличающихся от средних условиях, простои оборудования на замене СЖ, вместе с заменой или обслуживанием фильтрующих элементов, могут быть достаточно продолжительными и влияющими на объем производства продукции. Особенно это характерно для полевых операций при производстве сельскохозяйственной растениеводческой продукции.

© Редреев Г.В., Сиряк А.С., 2012

Решение проблемы может состоять в выносе операций замены СЖ за пределы непрерывных периодов работ, которые, в частности для сельского хозяйства, чередуются с периодами естественных простоев и остановок оборудования.

В общем случае проблему убыточности простоя оборудования на операциях ТО по замене СЖ можно свести к задаче управления периодичностью замены СЖ.

Такое управление возможно двумя способами:

1) изменением количества СЖ, используемой в оборудовании;

2) применением СЖ разного качества.

Изменение количества СЖ - наиболее простой способ управления периодичностью её замены. В технической литературе [1] есть указания на то, что изменение объема картерного масла двигателя внутреннего сгорания не изменяет общего расхода масла, т.е. при увеличении объема СЖ пропорционально увеличивается периодичность её замены. Однако этот способ в условиях рядовой эксплуатации может:

- быть технически сложнореализуемым из-за конструктивных особенностей оборудования,

- привести к значительным потерям СЖ при наличии утечек СЖ из-за имеющихся отказов соединительных маслопроводов или уплотнительных устройств.

Объекты и методы исследования

Таким образом, задача управления периодичностью замены СЖ в общем виде может быть поставлена следующим образом.

Имеется оборудование с заправочной емкостью для СЖ объемом V, периодичностью замены СЖ - Т и расходом СЖ при эксплуатации ДV. Стоимость СЖ составляет С, руб./ед. объема. Продолжительность непрерывного периода работы оборудования Тп превышает периодичность замены СЖ, т.е. Тп > Т .

При наличии на рынке смазочных материалов СЖ разного качества

т, < т+1 < ... < т < т]+1 < т+2 < ... < Тк

(1)

стоимостью

С, < С+1 < ... < С < С+1 < с+2 < ... < ск

(2)

необходимо подобрать объем СЖ С] такой, чтобы Т] > Тп.

Прерывание работы оборудования убыточно, удельная величина убытка от простоя составляет ДС.

Условие целесообразности выноса операции замены масла за пределы непрерывных периодов работ будет иметь вид

Срек + Сдиаг < ЛС ■ 1ЗМ + V ■ С, ■ Рк(Т„), (3)

где Срек - стоимость реконструкции заправочной емкости, руб.;

Сдиаг - стоимость диагностического прибора, руб.;

ЛС - удельная величина убытка от простоя оборудования, руб./ч;

Хзм - продолжительность операции замены СЖ, ч;

V - объем заправочной емкости, л;

Сг - стоимость СЖ, руб./л;

Рк(Тп) - вероятность отказов соединительных маслопроводов или уплотнительных устройств.

Графическая интерпретация зависимости периодичности замены СЖ представлена на рисунке.

Теоретическая зависимость Т = & (С, V)

Решение задачи управления периодичностью замены СЖ должно сопровождаться решением задачи обслуживания фильтрующих элементов.

В случае применения сменных фильтрующих элементов оборудование, как правило, снабжено сигнализаторами загрязненности фильтров. При использовании фильтров с периодической очисткой полостей от загрязнения необходимо иметь устройства контроля степени загрязнения.

Как правило, обслуживание таких фильтров производится при замене СЖ. При изменении периодичности замены СЖ очистка фильтров может быть приурочена ко времени плановых кратковременных перерывов в работе оборудования.

Результаты исследований

На кафедре инженерной графики и механики нами разработана конструкция центрифуги двигателя внутреннего сгорания со встроенным средством контроля, защищенная патентом на полезную модель [2]. Средство контроля включает датчик вращения ротора центрифуги, преобразователь, светодиодный указатель. Рабочее напряжение средства контроля составляет от 12 до 24 В. Преобразователь смонтирован в одном корпусе со светодиодным указателем и устанавливается на приборной панели в кабине трактора. При снижении частоты вращения ротора центрифуги ниже допустимых значений загорание красного светодиода указателя предупреждает тракториста (водителя) о необходимости обслуживания центрифуги [3]. В связи с увеличенной периодичностью замены СЖ необходимость в обслуживании центрифуги может возникать неоднократно.

Список литературы

1. Двигатели внутреннего сгорания: системы поршневых и комбинированных двигателей / С.И. Ефимов [и др.] ; под общ. ред. А.С. Орлина, М.Г. Круглова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Машиностроение, 1985. -С. 243-244.

2. Пат. 100139 Российская Федерация. Центробежный масляный фильтр. Зарегистрирован в Государственном реестре полезных моделей Российской Федерации 10 декабря 2010 г.

3. Редреев, Г.В. Обеспечение работоспособности системы смазки двигателей / Г.В. Редреев, А.С. Сиряк, И.А. Клюев // Россия молодая: передовые технологии - в промышленность : матер. IV Всеросс. молод. науч.-техн. конф. ОмГТУ - Омск, 2011. - С. 37-39.

SUMMARY

G. V. Redreev, A.S. Siryak

Optimizing the use of lubricants

A mathematical model for optimizing the use of lubricants during removal operations, replace the lubricating fluids outside of periods of continuous work. Proposed diagnostic device permanent control of centrifuges.

Key words: lubricating fluid, a mathematical model, a diagnostic device, the centrifuge.

УДК 631.173

Г.В. Редреев, А.Н. Русанов

К ВОПРОСУ О РЕЖИМАХ ОБКАТКИ ТУРБОКОМПРЕССОРОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ РЕМОНТНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ СОСТАВОВ

Показана важность повышения безотказности турбокомпрессоров двигателей внутреннего сгорания. Выдвинуто предположение о причинах повышенного износа подшипникового узла. Поставлены задачи исследования.

Ключевые слова: безотказность, турбокомпрессор, износ, подшипниковый узел.

Введение

Важное значение для эффективного функционирования двигателей внутреннего сгорания имеет обеспечение подачи необходимого количества воздуха в цилиндры. Это особенно актуально для дизелей с турбокомпрессорами (ТКР). Надежность ТКР определяется в первую очередь надежностью работы узла подшипников. К узлу подшипников предъявляются очень жесткие требования: сохранять устойчивость вращения ротора (70-100 тыс. об./мин) в широком диапазоне изменения вязкости масла (изменение температуры и давления масла); сохранять устойчивость вращения при увеличении зазоров вал - подшипник - корпус вследствие их износа; не иметь резонансных зон работы [1].

В ТКР двигателей ЯМЗ [2] устанавливаются подшипниковые узлы двух типов (рис. 1 и 2).

Нагрузка на радиальные подшипники определяется центробежными силами неуравновешенных масс колес компрессора и турбины, консольно расположенных относительно подшипников. Эти неуравновешенные массы вращаются с угловой скоростью вала и одновременно совершают прецессионное движение относительно геометрической оси опор подшипников. Прецессионное движение можно представить как движение обкатывания вращающегося ротора относительно поверхности опор подшипников. При прецессии ротора возникает дополнительная внешняя нагрузка на подшипники, обусловленная смещением физической оси вращающейся массы на величину радиуса прецессии. Такое сложное нагруже-ние через реакцию опорных поверхностей подшипников воздействует на масляные слои в подшипнике [1].

Как показывает опыт ремонтных предприятий, в частности ОАО «Черлакагросервис», более 80% поступающих в ремонт двигателей имеют повышенный износ подшипниковых узлов ТКР.

© Редреев Г.В., Русанов А.Н., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.