Научная статья на тему 'Оптимизация исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы'

Оптимизация исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
177
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИЯ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ / НАКАЗАНИЯ / НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ / УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ / OPTIMIZATION OF PENALTY / NON-CUSTODIAL PENALTY / PENAL INSPECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнова Ирина Николаевна

в статье рассматриваются вопросы оптимизации исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы; проблемы, связанные с деятельностью уголовно-исполнительных инспекций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Смирнова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF A NON-CUSTODIAL PENALTY

the article is devoted to the issues of a non-custodial penalty optimization, in conditions of penal system reform; issues, concerning penal inspections

Текст научной работы на тему «Оптимизация исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы»

УДК343.847 ББК 67.409.11

С50 I.N. SMIRNOVA

OPTIMIZATION OF A NON-CUSTODIAL PENALTY

Annotation: the article is devoted to the issues of a non-custodial penalty optimization, in conditions of penal

system reform; issues, concerning penal inspections. Key words: optimization of penalty; non-custodial penalty; penal inspection.

ИРИНА НИКОЛАЕВНА СМИРНОВА, кандидат юридических наук, начальник организационно-научного и редакционно-издательского отдела (Псковский юридический институт ФСИН России). E-mail: naukapli@mail.ru.

ОПТИМИЗАЦИЯ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы оптимизации исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы; проблемы, связанные с деятельностью уголовно-исполнительных инспекций. Ключевые слова: оптимизация исполнения наказаний; наказания, не связанные с лишением свободы; уголовно-

исполнительная инспекция.

В настоящее время вопросам альтернативных мер наказания уделяется особое внимание во всем мире.

На Западе уже в Х1Х в. были изучены социальные негативные последствия тюремного заключения с точки зрения перспектив будущей занятости заключенных и снижения их шансов на социальную интеграцию, была также отмечена роль тюрьмы в возникновении коллективной преступности1. Вместе с тем в России, несмотря на то что были периоды смягчения уголовной практики и масштабные амнистии, численность заключенных в расчете на сто тысяч населения многократно превышает показатели развитых стран. Так, в нашем государстве в местах лишения свободы содержится 640 человек на сто тысяч населения, тогда как в Канаде -107, Германии - 95, Турции - 91, Франции -85, Швеции - 82, Японии - 62, Индии - 222.

Об отношении Правительства Российской Федерации к указанной проблеме свидетельствует то, что впервые в числе основных направлений его деятельности на период до 2012 г. в области обеспечения национальной

безопасности названо совершенствование организации исполнения уголовных наказаний, в частности, создание современной и эффективной системы исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества.

В условиях проводимой в России реформы уголовно-исполнительной системы акцент делается на обеспечении законных прав и интересов осужденных в процессе отбывания наказания3, дифференцированном подходе к лицам, совершившим преступления, в процессе назначения и исполнения уголовных наказаний. В докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации о своей деятельности уже в 2001 г. впервые появился раздел «Альтернативы лишению свободы и права человека», что было обусловлено, например, необходимостью реализации международных стандартов в сфере уголовного правосудия и обращения с правонарушителями; карательной политикой государства, имеющей тенденцию к расширению применения лишения свободы и росту численности осужденных в исправительных учреждениях, а также тем, что альтернативы

лишению свободы - средство сокращения применения судами лишения свободы и тем самым улучшения положения лиц, осужденных к реальному лишению свободы4.

Оптимизация уголовного преследования в зависимости от общественной опасности деяния и личности правонарушителя, минимизация негативных последствий лишения человека свободы, повышение роли предупредительной функции административной ответственности в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации5 достигаются в том числе за счет расширения сферы применения и введения новых видов наказаний, не связанных с изоляцией от общества.

Безусловно, расширение сферы применения наказаний, являющихся альтернативой лишению свободы на определенный срок, а также введение новых видов наказания, не связанных с лишением свободы, способствуют декриминализации общества, обеспечивают защиту оступившихся граждан, в первую очередь молодежи, от негативного влияния преступной среды6.

По состоянию на третий квартал 2009 г. в России функционировало 2450 уголовно-исполнительных инспекций (УИИ), в том числе 413 - межрайонных. За три квартала 2009 г. численность лиц, состоявших на учете уголовно-исполнительных инспекций, составила 962 576 человек, в том числе осужденных к исправительным работам - 67 411; лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью -25 268; обязательным работам - 62 591; условно осужденных - 818 912; женщин с отсрочкой отбывания наказания - 9900 (рис. 1).

Лишение права Исправительные занимать работы определенные

Женщины с 7 % д°лжн°ста или

Условно осужденные 85,1 %

Рис.1. соотношение видов наказаний, исполнявшихся уголовно-исполнительными инспекциями три квартала 2009 г.

Таким образом, наибольшая доля в системе наказаний, не связанных с лишением свободы, в исследуемый период принадлежала условному осуждению.

Что касается криминогенного состава лиц, состоящих на учете уголовно-исполнительных инспекций, то основная их часть осуждены за преступления корыстного характера. В отношении 0,7 % - возбуждены уголовные дела за совершение повторного преступления до постановки на учет и 1,5 % -после. К сожалению, около 10 % из них -несовершеннолетние. Подавляющее большинство повторных преступлений имеют корыстный характер. 41,6 %, то есть практически каждый второй, имели предупреждение о замене наказания более строгим видом наказания, отмене условного осуждения и отсрочки отбывания и исполнения наказания, назначенного приговором суда. Это может свидетельствовать, например, о недостатках в профилактической работе, осуществляемой сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций; об ошибочном выводе суда о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания. Вероятно, при назначении условного осуждения суд не учел характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного, в том числе смягчающие и отягчающие обстоятельства, как этого требует ст. 73 УК РФ.

Анализ практики позволяет утверждать, что по всем направлениям деятельности уголовно-исполнительных инспекций наблюдается положительная динамика. Тем не менее имеются нарушения законности в их работе. Так, только в 2008 г. поступило 1669 представлений органов прокуратуры, в которых отражено 2400 таких фактов. За три квартала 2009 г. было 1394 акта прокурорского реагирования. Они выражаются преимущественно в следующем непринятие своевременных мер в отношении осужденных, нарушающих порядок отбывания наказания или не исполняющих возложенные судом обязанности; неосуществление контроля за поведением условно осужденных; отсутствие проверок осужденных по учетам органов внутренних дел на предмет совершения ими новых преступлений и административных правонарушений; непроведение первоначальных розыскных мероприятий в отношении скрывшихся осужденных; направление осужденных к обяза-

тельным и исправительным работам на объекты, не включенные в перечни для отбывания этих наказаний; несвоевременное привлечение осужденных к отбыванию обязательных работ, исправительных работ; неведение должным образом учета отработанного осужденными времени. По итогам проверок в 2008 г. органов прокуратуры привлечено к ответственности 389 сотрудников УИИ, а за три квартала 2009 г. - уже 314, в том числе к дисциплинарной мере и мерам материального ограничения.

Указанные факты стали возможны, на наш взгляд, из-за недостаточного мониторинга исполнения сотрудниками инспекций своих должностных обязанностей со стороны руководителей межрайонных уголовно-исполнительных инспекций, отделов по руководству уголовно-исполнительными инспекциями территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний, самоустранения руководителей межрайонных уголовно-исполнительных инспекций, уголовно-исполнительных инспекций от проверок личных дел осужденных. В связи с этим следует четко регламентировать порядок проверок личных дел осужденных, тем более что в новой Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества7 в отличие от ранее действовавшей содержится раздел XII «Личное дело осужденного».

Территориальным органам Федеральной службы исполнения наказаний необходимо также: обеспечить постоянный контроль за деятельностью уголовно-исполнительных инспекций, повысить ответственность их сотрудников и аппаратов по их руководству за нарушения законности; систематически рассматривать на оперативных совещаниях вопросы соблюдения законности при исполнении наказаний без изоляции от общества; принимать зачеты у сотрудников уголовно-исполнительных инспекций по знанию нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по исполнению наказаний и иных уголовно-правовых мер, не связанных с лишением свободы.

Объект особой заботы Федеральной службы исполнения наказаний - размещение и материально-техническое обеспечение уголовно-исполнительных инспекций. Проводится работа по оснащению их современной ком-

пьютерной техникой, что позволяет применять в деятельности уголовно-исполнительных инспекций программу автоматизированного компьютерного учета осужденных без лишения свободы. Тем не менее уголовно-исполнительные инспекции до сих пор не обеспечены в полном объеме автотранспортом и компьютерной техникой, что значительно затрудняет работу их сотрудников.

Большое значение для улучшения условий размещения уголовно-исполнительных инспекций имеет взаимодействие с территориальными управлениями Росимущества по подбору помещений для уголовно-исполнительных инспекций, а также передаче помещений муниципальной собственности в федеральную с последующим закреплением на праве оперативного управления. В ряде территориальных органов активно осуществлялся перевод помещений с платной аренды в безвозмездное пользование.

Практика показывает, что в некоторых территориальных органах вопросы, касающиеся усиления контроля за поведением осужденных и укрепления материально-технической базы уголовно-исполнительных инспекций, входят в региональные комплексные программы профилактики правонарушений8 .

Так, в Республике Саха и Забайкальском крае уголовно-исполнительные инспекции включены в программу по профилактике правонарушений на 2009-2011 гг. В Краснодарском крае создан общественный благотворительный фонд «Наш дом»», одной из программ которого предусмотрено оказание финансовой помощи подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в том числе осужденным без лишения свободы. В Пермском крае по подпрограмме «Профилактика повторной преступности» комплексного проекта «Защита населения и территории края от преступных посягательств, охрана общественного порядка» с июня 2009 г. выделяются денежные средства на паспортизацию, восстановление документов, материальную помощь осужденным к наказаниям без лишения свободы.

В Воронежской области проводится эксперимент по определению эффективности применения системы электронного мониторинга и слежения в уголовно-исполнительных инспекциях. В нем принимают участие 73 условно осужденных, имеющих обязанности,

возложенные судом, находиться в определенное время дома, не посещать увеселительные заведения, общественные места в ночное время9. В результате этого улучшились условия труда сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, осуществляющих контроль за перемещением осужденных постоянным круглосуточным бесконтактным наблюдением, что, в свою очередь, повышает качество и эффективность этой работы.

1 См.: Стерн В. Альтернативы тюремному заключению в развивающихся странах. М., 1999. С. 10.

2 См.: Выступление директора Департамента нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения наказаний Минюста России Г.Ф. Игнатовича // Ведомости УИС. 2009. № 10.

С. 14.

3 См.: Новое в российском законодательстве об уголовных наказаниях: пособие / под общ. ред. О.Г. Ковалева. М., 2004. С. 3.

4 См.: Селиверстов В.И. Альтернативы лишению свободы в ежегодном докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: тез. выступ. // Содействие становлению механизма реализации альтернативных мер наказания в Российской Федерации. М., 2002. С. 18-19.

5 http: //www.kremlin.ru

6 См.: Семенюк В. Перспективы развития уголовно-исполнительных инспекций // Ведомости УИС. 2005. № 6. С. 2.

7 См.: Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества: приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 20 мая 2009 г. № 142.

8 См.: Об итогах деятельности уголовно-исполнительных инспекций в первом полугодии 2009 года: указание ФСИН России от 31 июля 2009 г. № 10/19-235.

9 См.: Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.