Научная статья на тему 'Оптимизация инструментов государственного воздействия на инвестиционные процессы в российской экономике'

Оптимизация инструментов государственного воздействия на инвестиционные процессы в российской экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация инструментов государственного воздействия на инвестиционные процессы в российской экономике»

кое планирование взаимодействия с внешней средой. Если все возможности по изменению параметров ситуаций компонентов внешней среды в нужном направлении исчерпаны, то необходимо переходить к шестнадцатому этапу, где руководители предприятия или уполномоченные на это специалисты должны изменить общую стратегическую цель, т. е. приступить к процедуре банкротства.

Предложенный методологический подход к технологии стратегического управления позволяет раз-

работать эффективную систему методик принятия управленческих решений.

1 См.: ChandlerA.D. Strategy and Structure Cambridge. Mass, 1962. P. 16.

2 См.: АнсоффИ. Стратегическое управление / Сокр. пер. с англ. М., 1989; Карлоф Б. Деловая стратегия / Пер. с англ. М., 1991; Друкер П. Ф. Управление, нацеленное на результаты / Пер. с англ. М., 1992.

УДК 330.322:338(470)

ОПТИМИЗАЦИЯ ИНСТРУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

И.Б. Калашников,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, Институт социального образования (филиал) МГСУ в г. Саратове

ВЕСТНИК. 2004. №9

Решение проблемы совершенствования механизма реализации экономических функций государства в инвестиционной системе России предполагает не только его адаптацию к меняющимся условиям хозяйствования, но и оптимизацию инструментов воздействия государства, направленную на повышение отдачи от их использования. Суть закона соответствия механизма среде его функционирования как раз и состоит в оптимизации обеих его составляющих: механизма и системы - среды его функционирования.

Отметим, что действие этого закона осуществляется непросто. Дело в том, что в условиях трансформации деятельность инвестиционных субъектов сопряжена со многими трудностями. Да и сами по себе инструменты воздействия государства на инвестиционные процессы достаточно сложны, и не всегда их использование приводит к хорошему результату. В этом смысле проблема оптимизации их использования в условиях трансформации экономической системы актуальна. Связано это еще и с тем, что в процессе их использования формируются целые системы и подсистемы отношений, причем достаточно специфичные, требующие управления и регулирования как со стороны самих инвестиционных субъектов, так и государственных институтов. Решая проблемы совершенствования механизма реализации функций государства в инвестиционной системе, важно не только научиться использовать их с наибольшей отдачей, но и добиться си-нергетического эффекта в процессе их оптимизации при реализации функций государства в меняющейся хозяйственной среде. Таких инструментов множество, и они имеют разное целевое назначение.

Прежде чем говорить об оптимизации инструментов государственного воздействия на инвестиционные процессы, следует разобраться в системе самих инструментов. Для этого сначала разделим их на группы в соответствии с целевым предназначением. Именно нацеленность инструментов на определенный результат является их отличительным признаком, формирует избирательность их воздействия, предполагает возможность использования субъектом, определяет способность адаптироваться к меняющимся условиям. В соответствии с целевым назначением инструменты государственного воздействия на инвестиционные процессы можно разделить на 3 основные группы. К первой груп-

пе инструментов, используемых для воздействия на поведение инвестиционных субъектов, можно отнести налоги, налоговые льготы, ставки по кредитам. Ко второй группе инструментов, используемых для воздействия на процесс движения инвестиционных ресурсов, относится лизинг, инвестиционный селенг, венчурное инвестирование. К третьей группе инструментов, используемых для воздействия на условия инвестирования, относится распространение информации, оказание консультационных услуг, содействие установлению отношений доверия инвесторов с предпринимателями, развитие стратегического планирования, формирование гибких организационных структур, образование альянсов.

Отметим, что такое деление инструментов по группам весьма условно, поскольку каждый из инструментов не обладает только строго целевым назначением. Например, налоги, воздействуя на поведение субъектов инвестирования, не могут не влиять на движение потоков инвестиционных ресурсов. Это касается и всех других инструментов. Мы разделили их на группы с учетом приоритетности их воздействия в процессе функционирования механизма реализации экономических функций государства в инвестиционной системе. Если же ситуация складывается таким образом, что сразу несколько инструментов действуют в одном направлении, например, оказывают стимулирующее воздействие на организацию более благоприятных условий инвестирования, то возникает синергетический эффект в создании этих условий и активизируется вся система инвестирования. Отсюда можно сделать вывод, что оптимизацию инструментов воздействия государства на инвестиционные процессы можно считать состоявшейся, если получен синергетический эффект от их использования.

Инструменты, совокупное функционирование которых ведет к синергетическому эффекту, относятся к числу тех, которые активно используются государственными институтами и самими предпринимателями и действуют в направлении обновления производственных фондов, использования новых технологий, повышения заинтересованности инвесторов в формировании развитой (по мировым стандартам) российской экономики. К таким инструментам можно отнести немало кредитных, денежных, налоговых, бюджетных инструментов. Мы выделим те, которые сами выступают формами инвестирования. Если исходить из этого критерия, то, прежде всего, следует выделить лизинг, инвестиционный селенг, венчурное инвестирование. На них мы и сосредоточим свое внимание.

Лизинг уже по своей природе приспособлен к быстрой адаптации к меняющимся условиям хозяйства. Такая гибкость лизинга объясняется тем, что он выступает видом бизнеса, формой предпринимательской деятельности, способом реализации отношений собственности, эффективной формой инвес-

тирования. В силу этого в механизме реализации функций государства в экономической системе данный инструмент является наиболее действенным, дающим высокий эффект.

Лизинг, в качестве особого вида бизнеса, основан на разграничении компонентов собственности на два важнейших правомочия: пользование вещью, т.е. применение ее в соответствии с назначением, с целью извлечения дохода и других выгод, и само право собственности как правового господства лица над объектом собственности. При рассмотрении лизинга в качестве инструмента механизма реализации функций государства мы будем исходить из того, что богатство в конечном счете заключается не просто в обладании собственностью непосредственно, а в эффективном ее использовании. Объект лизинга одновременно выступает как собственность лизингодателя и как функция капитала лизингополучателя. Сам лизингополучатель выступает одновременно в трех качествах: предпринимателя, труженика, собственника. Он не только использует переданные ему средства производства, но и владеет, и распоряжается ими определенным образом. Более того, арендатор является полным собственником вложенных им (с разрешения наймодателя) отделимых и неотделимых затрат в улучшение средств производства, а также части новых основных средств в размере их прироста за счет собственной прибыли за лизинговый период. В силу этого лизинг предстает как форма предпринимательской деятельности, выражающая сложившиеся отношения собственности, и форма инвестирования, как особая форма хозяйствования субъектов в национальной экономике. В этом смысле государство, организуя лизинговые отношения, реализует системорегулирующую и системоуправляющую функции в инвестиционной системе.

Под инвестиционными операциями понимают операции, связанные с вложением денежных средств в реализацию проектов, которые будут обеспечивать получение фирмой выгод в течение периода, превышающего один год, что вполне соответствует долгосрочному кредиту, имеющему место при проведении лизинговых операций. Посредством лизинга осуществляются инвестиции в физические, денежные, нематериальные активы. Лизинг в данном случае выступает формой организации долгосрочного инвестирования и тем самым придает устойчивость инвестиционной системе, укрепляет основу для ее воспроизводства, создает возможности для активного применения налоговых, бюджетных, денежных и материальных инструментов.

Инвестиционная операция в форме лизинга представляет собой целый комплекс имущественных отношений, складывающихся в процессе покупки и последующей аренды актива. Лизинг предполагает 100-процентное финансирование и не требует быстрого возврата всей суммы долга. Он обеспечи-

вает финансирование лизингополучателя в точном соответствии с потребностями в финансируемых активах, с учетом специфических особенностей арендаторов и способствует большей мобильности при инвестиционном и финансовом планировании. Этот способ инвестирования повышает гибкость лизингополучателя в принятии решений, позволяет ему координировать затраты на финансирование капитальных вложений и поступления от реализации продукции, обеспечивая тем самым стабильность финансовых планов.

При лизинговом инвестировании в форме имущества, в отличие от денежного кредита, снижается риск невозврата средств, так как лизингодатель сохраняет право собственности на переданное в лизинг имущество. Лизингодатель имеет возможность изыскивать дополнительные финансовые ресурсы для продолжения и расширения деятельности, закладывая сданное в лизинг имущество или уступая право требования лизинговых платежей; инвестиции в производственное оборудование посредством лизинга гарантируют генерирование дохода, покрывающего обязательства по лизингу.

Значительные налоговые преимущества для банков при лизинговых сделках позволяют заметно снизить стоимость сделки (именно этот фактор способствовал развитию лизинга в западных странах) и повысить вероятность осуществления проектов. Лизинг дает уверенность в положительном завершении инвестиций, поскольку кредитор сохраняет за собой право собственности на обеспечение. Возможность усиления права банка по обращению взыскания на обеспечение должно привести к качественному улучшению кредита и сделать жизнеспособными большее число инвестиционных проектов. Стало быть, лизинг, как никакой другой инструмент, способствует реализации системоуправляющей функции государства в инвестиционной системе,а точнее,лизинг выступает способом управления инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов, организует эту деятельность, способствует созданию контроля за ее осуществлением.

Лизинг - относительно новый вид финансирования для нашей страны, способствующий организациям (клиентам банка) осуществлять реорганизацию производства, не отвлекая при этом больших денежных ресурсов из оборотных средств, а банкам достичь более высокой степени ликвидности кредитного портфеля. «Особая экономическая роль лизинговой деятельности как раз и состоит в том, что, с одной стороны, она способствует становлению частной собственности на средства производства, а с другой - ведет к преодолению ее, смене владельца и распорядителя. В процессе лизинга происходит саморазвитие и государственной собственности, а при определенных условиях и превращение ее в частную, общую, совместную или долевую.

Вкладывая свои средства и труд в улучшение и количественное умножение основных средств производства, лизингополучатели становятся уже не только владельцами, но и собственниками таких приращений. В результате в лизинге достигается разрешение двойственности общей собственности, которая принадлежит всем совместно действующим предпринимателям вместе и одновременно каждому в отдельности. Можно даже утверждать, что действительный, подлинный лизинг имеет место лишь в тех случаях, когда применяемая форма предпринимательства ведет к возникновению общей (коллективной) и частной собственности на средства производства и результаты труда. В то же время любой вид собственности не исключает лизинговую форму ее использования»1. Государство, поощряя и развивая лизинговый способ инвестирования, способствует формированию многообразия отношений собственности и такому соотношению государственной и частной собственности в экономической системе, которое наилучшим образом соответствует интересам нации и каждого человека.

Формирование и использование современных методов управления лизингом определяется новыми сложившимися условиями хозяйствования, местом и ролью государства в экономической системе, состоянием самих лизинговых отношений. Сам факт расширения лизинговых операций свидетельствует и о количественных, и о качественных изменениях на рынке лизинговых услуг. С расширением границы лизинговых услуг в реальную лизинговую деятельность включается все больше участников в различных отраслях хозяйства, в том числе сотни лизинговых компаний.

В России стала складываться лизинговая индустрия. По оценкам исследователей, основанных на данных 115 компаний, стоимость ежегодно заключаемых договоров достигла почти двух миллиардов долларов. Суммарно на долю этих компаний приходилось 74% стоимости договоров, заключенных на российском рынке2. К середине 90-х гг., оценив потенциальные возможности и преимущества лизинга для дальнейшего экономического развития страны, Правительство РФ приняло ряд постановлений, направленных на поддержку развития лизингового сектора с целью оптимизации лизинговых отношений. В результате на рынке стали появляться новые компании, в том числе и крупные компании, учрежденные финансово-промышленными группами для технического переоснащения входящих в их состав предприятий. В 1994 г. 15 лизинговых компаний объединились в профессиональную ассоциацию российских лизинговых компаний "Рослизинг". В 1997 г. в "Рослизинг" уже вошло 47 компаний, а в 1998 г. - 56.

Серьезное стимулирующее воздействие на развитие лизинга оказали два постановления Правительства РФ. Первое из них - Постановление №1133 (но-

ябрь 1995 г.) - разрешает лизингополучателям относить лизинговые платежи на себестоимость продукции в полном объеме. Второй документ - Постановление №752 (июнь 1996 г.) - позволяет участникам лизинговой сделки применять ускоренную амортизацию переданного в лизинг оборудования. Однако эти документы представляли собой только первые шаги на пути создания четкой законодательной базы и благоприятного климата для успешного развития лизинга и совершенствования системы его управления.

Вместе с ростом лизинговых компаний с 1993 г. постепенно увеличивались и объемы лизинговой деятельности. По оценкам «Рослизинга» в 1995 г. лизинговые компании - члены ассоциации - заключили договоры о лизинге на общую сумму 170 млрд руб. (42 млн дол.). В 1996 г. эта цифра возросла до 670 млрд руб. (130 млн дол.), а в 1997 г. объем лизинговой деятельности членов ассоциации составил 2,8 трлн руб. (500 млн дол.). Таким образом, по данным ассоциации «Рослизинг» в докризисный период в российскую экономику по различным лизинговым схемам было инвестировано около 6 млрд дол. Примечательно, что в 1999 г. объемы поставок по лизингу увеличились в 2,5 раза 3. Несмотря на закрепившуюся тенденцию роста объема лизинговой деятельности, лизинговый рынок в России все еще слабо развит. По оценкам "Рослизинга" в России доля лизинга в общем объеме инвестиций составляет менее 1 %.

Россия занимает далеко не первое место среди стран, развивающих лизинговые отношения. Внушительные объемы по лизинговым операциям имеет США. Активно развивает свой лизинговый рынок Германия. Можно сказать, что Россия еще только приступает к развитию лизинговых отношений. Среди всех направлений развития лизинговых отношений в России стоит выделить несколько наиболее крупных: агролизинг, лизинг авиационной техники, лизинг станков и оборудования, лизинг автомобильной техники, лизинг строительного оборудования.

Острый дефицит инвестиционных ресурсов, с одной стороны, и значительное количество неиспользуемых производственных объектов и оборудования (до 50% производственных мощностей не загружены) вследствие производственного спада - с другой, создают предпосылки широкого использования в качестве инструмента вовлечения их относительно конкурентоспособной части в хозяйственный оборот селенга в инвестиционной деятельности предприятий приоритетных отраслей экономики.

Инвестиционный селенг - одна из форм привлечения инвестиционных ресурсов. В зарубежной практике он используется как важный инструмент финансирования инвестиций в различных сферах бизнеса. В российской экономике инвестиционный селенг целесообразно использовать при недостатке у предприятий собственных финансовых средств для реального инвестирования, а также при инвестициях в реальные инвестиционные проекты с небольшим

периодом эксплуатации или с высокой степенью изменяемости технологии. Его преимущество заключается в том, что капитал, вложенный в инвести-ционно-селенговый бизнес, в отличие от денежного капитала, как правило, не подвержен инфляции, так как земля и недвижимость в условиях рыночной экономики обычно дорожают. Через инвестиционный селенг, таким образом, реализуется системоуправ-ляющая и системоутверждающая функции государства в инвестиционной системе, поскольку через эту форму инвестирования государство направляет инвестиционные потоки в наименее выгодные для частного капитала и наиболее важные для российского хозяйства отрасли. Тем самым государство стимулирует отрасли, определяющие развитие научно-технического прогресса, формирующие устойчивость и экономическую безопасность хозяйственной системы в целом.

Есть и еще один инструмент, оптимизация которого послужит развитию хозяйственной системы России, - это венчурный капитал. Венчурный капитал представляет собой источник капитала для прямого инвестирования и форму вложений средств в частные компании. Венчурный капитал направляется в виде прямых инвестиций в компании, находящиеся на начальных стадиях развития, на стадии развития или расширения бизнеса. Венчурный капиталист собирает деньги с инвесторов (обычно юридических лиц); находит соответствующие компании и инвестирует в них; привносит добавленную стоимость в компании; выходит из компаний; возвращает деньги инвесторам;начинает ту же процедуру с самого начала. Поэтому венчурное инвестирование может рассматриваться как существенный источник долгосрочных инвестиций, и оптимизация этого инструмента есть оптимизация обращения инвестированного капитала. Венчурное инвестирование отличается от банковского кредитования: разделением совместных рисков между венчурным инвестором и предпринимателем; длительным периодом «совместного проживания»; открытым декларированием обеими сторонами своих целей на самом начальном этапе совместной работы.

Венчурный бизнес в России присутствует более 5 лет. Название «венчурный» происходит от английского «venture» - «рискованное предприятие или начинание».Рисковое (венчурное) инвестирование, как правило, осуществляется в малые и средние частные или приватизированные предприятия без предоставления ими какого-либо залога или заклада, в отличие, например, от банковского кредитования. Венчурные фонды или компании предпочитают вкладывать капитал в фирмы, чьи акции не обращаются на фондовом рынке, а полностью распределены между акционерами - физическими или юридическими лицами. Инвестиции направляются либо в акционерный капитал закрытых или открытых акционерных обществ в обмен на долю или пакет акций,

либо предоставляются в форме инвестиционного кредита, как правило среднесрочного по западным меркам, на срок от 3 до 7 лет. Процентная ставка по таким кредитам либо не устанавливается, либо составляет 2 - 4%. На практике, однако, наиболее часто встречается комбинированная форма венчурного инвестирования, при которой часть средств вносится в акционерный капитал, а другая - предоставляется в форме инвестиционного кредита. Венчурный инвестор предпочитает:

1) взять на себя только финансовый риск; инвестор, приобретая акции, не стремится к приобретению контрольного пакета, а заинтересован в использовании своих денег в качестве финансового рычага развития своего бизнеса;

2) разделить совместные риски с предпринимателем, остаться совладельцем фирмы при нахождении контрольного пакета акций в руках ее менеджеров, а по прошествии 5 - 7 лет продать акции по цене, в несколько раз превышающей первоначальную;

3) всю полученную прибыль реинвестировать в бизнес, а не распределять ее в виде дивидендов.

Такие предпочтения дают основания отнести венчурное инвестирование к разряду тех инструментов, оптимизация которых даст наибольший эффект в инвестиционной системе.

На территории России уже в 1998 г. действовало более 40 венчурных фондов, представленных как российским, так и иностранным капиталом. В 1993 г. Европейский банк реконструкции и развития начал программу развития региональных фондов венчурного капитала (РВФ) на территории Российской Федерации. К настоящему времени подобные фонды созданы в одиннадцати регионах России: в Смоленском, Уральском, Санкт-Петербургском, на Дальнем Востоке и Восточной Сибири, в Нижнем Поволжье, в Северо-Западном, Южном, Центральном, Западном, в Западной Сибири, Центрально-Черноземном. Наибольший интерес представляет государственный венчурный фонд поддержки малого предпринимательства в научно-технической сфере Самарской области (которая вместе с Саратовской и Волгоградской входит в регион Нижнего Поволжья).

Усилия российских венчурных фондов объединяет Российская ассоциация венчурного инвестирования (РАВИ), которая с 2000 г. ежегодно проводит российские венчурные ярмарки. Участие в таких ярмарках дает возможность предпринимателям рассчитывать на значительные вложения в инновационный бизнес, поскольку в их работе принимают участие российские и зарубежные венчурные фонды, банки и инвестиционные институты, в том числе «Промстройбанк»,«Дельта Кэпитал Менеджмент», Вакег&МсКепг1е. Ярмарку посещают десятки российских компаний и крупнейших инновационных инвесторов мира. В сентябре 2002 г. Правительство РФ

представило в Нижнем Новгороде концепцию венчурного инвестирования в стране, рассчитанную на дальнейшее развитие имеющегося в бизнес-сообществе России потенциала. Таким образом, реализуя концепцию венчурного инвестирования, Российское государство закладывает основы формирования инвестиционных средств на будущие периоды и тем самым реализует свою системовоспроизво-дящую функцию в инвестиционной системе.

Оптимизация инструментов и достижение синер-гетического эффекта от их совместного использования возможны при наличии информации. Полная и достоверная информация - обязательное условие эффективного использования инструментов воздействия государства на деятельность инвестиционных субъектов. Сами инвестиционные субъекты нередко испытывают серьезные трудности из-за отсутствия достоверных источников информации и неразвитой системы консультационных услуг. Маркетинг для них довольно сложный и дорогой вид деятельности. Предприниматели, как правило, трудно идут на контакт при проведении инвестиционного мониторинга. Органы государственной власти такие обследования проводят нерегулярно, ссылаясь на отсутствие денег. Все это снижает действенность инструментов.

Информацию можно определить как инструмент обеспечения соответствия между структурами управляющей и управляемой систем, позволяющий первой из них управлять своими действиями по отношению ко второй. Без информационного обмена инвестиционной системы с системой государственных институтов немыслимы функционирование и развитие системы, ее адаптация к постоянно меняющимся условиям и возможность воздействия на внешний мир, она не будет жизнеспособной. Информация призвана обслуживать взаимодействие хозяйствующих субъектов и государственных институтов, взаимодействие функциональных систем в экономике. Она способствует и обеспечивает выполнение инвестиционной системой ее главного предназначения - обеспечение воспроизводства.

Таким образом, информационные связи необходимы и должны быть оптимизированы, чтобы успешно осуществлялись процессы управления как внутри самой инвестиционной системы, так и между системой и окружающей ее средой. Информация как самостоятельный инструмент государственного воздействия на инвестиционную систему, в совокупности с другими инструментами, способствует более эффективному функционированию механизма реализации функций государства в инвестиционной системе.

1 Горемыкин В.А. Лизинг. М., 2003. С. 22 - 23.

2 См.: Газман В., Кабатова Е. Лизинг в России // При-лож. к журналу «Хозяйство и право». 2003. №2.

3 См.: Кучеренко В. Инвестиции в рассрочку // Российская газета. 1997. 21 апр. С. 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.