ОПТИМИЗАЦИЯ ИМПОРТНЫХ ПОТОКОВ
В РАМКАХ СТРАТЕГИИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В АПК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Гордей Гусаков,
замдиректора по научной работе Института системных исследований в АПК НАН Беларуси, кандидат экономических наук
Наталья Карпович,
завсектором продовольственных рынков и внешнеэкономической деятельности Института системных исследований в АПК НАН Беларуси, кандидат экономических наук
Ярослав Бречко,
завсектором планирования в АПК
Института системных исследований в АПК НАН Беларуси
Евгений Червинский,
ведущий научный сотрудник отдела мировой экономики и внешнеэкономических исследований Института экономики АПК НАН Беларуси, кандидат экономических наук
Светлана Макрак,
докторант, ведущий научный сотрудник сектора планирования в АПК Института системных исследований в аПк НАН Беларуси, кандидат экономических наук, доцент
Анна Андрющенко,
научный сотрудник сектора инвестиций и инноваций Института системных исследований в АПК НАН Беларуси, кандидат экономических наук
Екатерина Макуценя,
старший научный сотрудник сектора продовольственных рынков и внешнеэкономической деятельности Института системных исследований в АПК НАН Беларуси
УДК 336.5+005.591.6:63(476)
Аннотация. В статье проведен анализ структуры экспорта и импорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия Республики Беларусь в контексте импортозамещения в агропромышленном комплексе. Выявлен ряд товарных позиций, за счет которых возможно снижение общей стоимости ввозимых агропродо-вольственных товаров, а также определены основные направления развития отечественных производств для оптимизации импортных потоков в АПК страны. Ключевые слова: импорт, экспорт, сельскохозяйственная продукция, импортозамещение в АПК, оптимизация импорта. Для цитирования: Гусаков Г., Карпович Н., Бречко Я., Червинский Е., Макрак С., Андрющенко А., Макуценя Е. Оптимизация импортных потоков в рамках стратегии импортозамещения в АПК Республики Беларусь // Наука и инновации. 2021. №1. С. 42-48. https://doi.org/10.29235/1818-9857-2021-1-42-48
Оптимизация импортных поставок, включая обоснованную их минимизацию, позволяет нивелировать воздействие разного рода внешнеэкономических рисков на экономику страны в целом и отдельные ее отрасли в частности. Поэтому повышение конкурентоспособности белорусского сельскохозяйственного сырья и продовольствия как на внутреннем, так и на внешних рынках, формирование благоприятных условий для устойчивого развития национальной аграрной отрасли возможно в том числе путем более активного замещения импортных ресурсов (товаров) отечественными.
млн долл. США
гп СО
а ^
2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
Экспорт
Рис. 1. Баланс внешней торговли Республики Беларусь сельскохозяйственной продукцией и продуктами питания.
Составлено по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь
Поиск перспективных направлений этого процесса в качестве приоритета развития экономики в Республике Беларусь на государственном уровне рассматривается более 20 лет. В настоящее время в ряде государственных программ на уровне различных министерств и ведомств также затрагиваются отдельные мероприятия, посвященные импортоза-мещению. Однако постоянно изменяющиеся условия внешней и внутренней среды требуют систематического пересмотра и совершенствования уже существующих, а также выработки новых направлений, форм, методов и механизмов этой деятельности в различных отраслях экономики, в том числе в аграрной. Следует подчеркнуть, что сфера АПК отличается особой важностью ввиду существенного социально-экономического значения: сельское хозяйство, являясь ключевым звеном АПК, выступает основой системы обеспечения продовольственной безопасности страны и, как следствие, ее экономической и национальной независимости, а также устойчивого функционирования и развития государства в целом [1-3]. Таким образом, высокая значимость вопроса оптимизации импортных закупок агро-продовольственных товаров, в том числе и за счет активизации импортозамещения и совершенствования его механизма, обусловливают актуальность проведения исследований в данном направлении [6].
Совокупный импорт товаров в Республику Беларусь в 2019 г. составлял 39,5 млрд долл., из которых
4,6 млрд долл. (11,6%) пришлось на пищевую и сельскохозяйственную продукцию (рис. 1).
Традиционно в структуре импорта агропродо-вольственных товаров значимый удельный вес занимают фрукты и орехи, живые деревья и другие растения, луковицы, срезанные цветы, масличные семена, остатки и отходы пищевой промышленности, рыба и ракообразные, разные пищевые продукты (экстракты, эссенции, концентраты, соусы и ингредиенты для их приготовления), алкогольные и безалкогольные напитки, готовые продукты из зерна, овощи и пр. (рис. 2).
Детальное исследование позволило установить, что наиболее крупными импортными позициями в пищевой и сельскохозяйственной продукции по четырем знакам ТН ВЭД в Беларуси являются:
■ 0603 «Срезанные цветы и бутоны, пригодные для составления букетов или для декоративных целей» - 367,2 млн долл.;
■ 0808 «Яблоки, груши и айва, свежие» - 211,6 млн долл.;
■ 1201 «Соевые бобы, дробленые или недробленые» -184,4 млн долл.;
■ 0303 «Рыба мороженая, за исключением рыбного филе и прочего мяса рыбы товарной позиции 0304» - 146,1 млн долл.;
■ 1905 «Хлеб, мучные кондитерские изделия, пирожные, печенье и прочие» - 134 млн долл.;
■ 2306 «Жмыхи и другие твердые остатки, получаемые при извлечении растительных жиров или масел, кроме указанных в товарной позиции 2304 или 2305» - 133,2 млн долл.;
Рис.2. Структура импорта основных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия в 2019 г., %.
Составлено по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь
4,6
Код ТН ВЭД „„_ „„„ „„
Вид ресурсов ^АЭ^ 2017 г. 2018 г. 2019 г.
Семена для посева (семена сахарной свеклы, люцерны, овощных культур и др.) Семена льна Семена рапса Вакцины ветеринарные
Удобрения животного и растительного происхождения
Азотные удобрения
Фосфорные удобрения
Калийные удобрения
Удобрения минеральные смешанные
Инсектициды, родентициды, фунгициды, гербициды, противовсходовые средства и регуляторы роста растений, средства дезинфицирующие и др.
Машины сельскохозяйственные, садовые или лесохозяйственные для подготовки и обработки почвы и др.
Машины или механизмы для уборки или обмолота сельскохозяйственных культур, включая пресс-подборщики, прессы для упаковки в кипы соломы или сена; сенокосилки или газонокосилки; машины для очистки, сортировки или калибровки яиц, плодов или других сельскохозяйственных продуктов
Итого импортных ресурсов
1209
1204
1205 300230
3101
3102
3103
3104
3105
3808
8432
8433
30,2 0,77 6,8 35,2 0,70 14,67 0,05 0,95 56,47
104,6 39,9
64,8 355,11
36,4 1,22 101,0 40,6 0,46 17,95 0,02 0,44 65,41
124,9 45,0
72,0 505,40
37.5 6,38
98.6 40,1 0,25 14,61 0,05 0,63 58,01
120,4 54,8
74,0 505,33
Таблица 1. Динамика импорта материально-технических ресурсов в Республике Беларусь за 2017-2019 гг., млн долл.
Составлено по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь
1806 «Шоколад и прочие готовые пищевые продукты, содержащие какао» - 122 млн долл.; 2304 «Жмыхи и другие твердые остатки, получаемые при извлечении соевого масла» - 121 млн долл.; 2309 «Продукты, используемые для кормления животных» - 120 млн долл.; 0302 «Рыба свежая или охлажденная, за исключением рыбного филе и прочего мяса рыбы товарной позиции 0304» - 114 млн долл.
Сырье и материалы, используемые для переработки на промышленных и подсобных производствах
Запасные части
Нефтепродукты Средства защиты растений и живописи Удобрения Корма
2019 г. 2017 г.
Семена
36,0 25,7
Рис. 3. Динамика использования импортных ресурсов в сельскохозяйственных организациях Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, млн долл.
Составлено по данным сводных годовых отчетов сельскохозяйственных организаций
Отметим также и то, что исследования в отношении показателей импорта материально-технических ресурсов для сельского хозяйства за 20172019 гг. свидетельствует об их увеличении с 355,11 до 505,33 млн долл. (табл. 1).
В сельскохозяйственных организациях за анализируемый период совокупный уровень использования импортных материальных ресурсов имеет тенденцию к росту (с 273,8 до 338,6 млн долл.), так же,
Семена Корма
Удобрения 1
■ Средства защиты растений и животных
Нефтепродукты
Запасные части
Сырье и материалы, используемые для переработки на промышленных и подсобных производствах
Рис.4. Структура использования импортных ресурсов в сельскохозяйственных организациях Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (2019 г.), %.
Составлено по данным сводных годовых отчетов
■
■
■
■
НАУЧНАЯ ПУБЛИКАЦИЯ
Наименование показателя
Вид деятельности
Удельный вес использованного импортного сырья, материалов, покупных изделий, топлива в объеме производства продукции
Сельское хозяйство
Производство пищевых продуктов, включая напитки и табак
8,4
9,2
8,8
16,6
17,1
16,5
Сельское хозяйство 9,4 10 9,7 Удельный вес использованного импортного _
сырья, материалов, покупных изделий,
топлива в затратах на производство продукции Произв°Дств° пищевых пр°дукт°в, 196 199 192
включая напитки и табак
Сельское хозяйство 12,8 13,6 13,5 Удельный вес использованного импортного _
сырья, материалов, покупных изделий,
топлива в материальных затратах Производство пищевых пр°дукт°в, 240 241 237
включая напитки и табак
Таблица 2. Доля импортного сырья и материалов в затратах на производство сельскохозяйственной продукции и продовольствия Беларуси, %.
Составлено по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь
как и их доля в общем их количестве (с 7,6 до 9%). Особо следует выделить рост материальных затрат на средства защиты растений и животных (с 92,4 до 106,3 млн долл.), на сырье и материалы, используемые для переработки на промышленных и подсобных производствах (с 2,3 до 26,9 млн долл.) (рис. 3). По данным 2019 г. удельный вес средств защиты растений и животных составляет 31%, кормов - 27%, запасных частей - 21% (рис. 3, 4).
Следует отметить, что в целом доля импортного сырья и материалов в затратах на производство сельскохозяйственной продукции Беларуси достаточно умеренная и предопределяется как технико-технологическими особенностями процесса, так и уровнем развития отдельных рынков материально-технических ресурсов для сельского хозяйства [11]. В 2019 г. по сравнению с 2017 г. отмечается незначительное увеличение данного показателя, а относительно 2018 г. он имеет тенденцию к снижению. Что касается импортоемкости производства готового продовольствия, то удельный вес использованного привозного сырья, материалов, покупных изделий, топлива в материальных затратах находится на уровне 23-24% (табл. 2).
Оценка импорта тех агропродовольственных товаров, аналоги которых производятся в Беларуси, показала, что их удельный вес в общей стоимости импорта этой группы можно снизить на 25-30%. Прежде всего, к ним относится мясо, фрукты и овощи, напитки и др. (табл. 3).
Подчеркнем, что Доктрина национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь
до 2030 г. посредством пороговых значений контролирует данные показатели (по сельскому хозяйству и пищевой промышленности в среднем до 20-22% к 2020 г. и до 18-20% к 2030 г.) При этом параметры Доктрины не несут директивной нагрузки на хозяйствующие субъекты [6, 9].
В мире существует достаточное количество моделей, ограничивающих импортные потоки, например практикуемые в ЕС тарифные и технические барьеры позволяют иметь импорт сельскохозяйственного сырья и готового продовольствия менее 25% от емкости внутреннего рынка [4, 6, 8]. Однако принимая решение о возможности (или невозможности) замещения тех либо иных товаров, следует обратиться к табл. 4, 5.
Как видно, на протяжении ряда лет в Беларуси наблюдается увеличение доли продовольственных товаров импортного производства в объеме продаж организаций торговли на внутреннем рынке [6]. В этой связи на заседании коллегии Министерства антимонопольного регулирования и торговли от 12.02.2020 г. были одобрены Рекомендации по обеспечению соблюдения положений Доктрины национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 г., которые предполагают доведение доли продовольственных товаров отечественного производства в сфере розничной торговли до 80-85%. Следует подчеркнуть, что они носят добровольный характер и не предполагают директивной нагрузки на хозяйствующие субъекты. Их функционирование подобно так называемому «Кодексу добросовестных практик».
Наименование продукции 2018 г. 2019 г.
Живые животные 23 22,7
Мясо и пищевые мясные продукты 128,1 142,0
Молокопродукты в пересчете на молоко 44,4 51,7
Яйца 10,7 11,1
Мед 0,6 0,7
Луковицы, клубни 8,3 20,7
Картофель 4,2 4,4
Томаты 118,1 56,7
Лук 9,7 12,3
Капуста 21,3 14,6
Морковь, свекла 4,9 3,7
Огурцы 6,7 3,9
Яблоки, груши 207,7 211,6
Сливы 2,3 4,1
Пшеница и меслин 51,6 64,4
Семена, плоды и споры для посева (клевера, мятлика, вики, люпина и др.) 36,4 37
Продукты мукомольной промышленности 33,8 45,3
Маргарин 76,8 30,1
Готовая продукция из мяса и рыб 66,6 92,1
Кондитерские изделия 181,3 207,5
Сахар 60,5 67,9
Макаронные изделия 31,8 34,8
Огурцы консервированные 3,7 4,2
Томаты консервированные 5,7 5,9
Горох консервированный 5,4 6,7
Джемы, желе 10,2 11,7
Пиво 49,5 60,2
Безалкогольные напитки 51,3 62,7
Казеин 0,1 0,2
Желатин 1,4 1,3
Необработанные кожи и шкуры - 0,3
Льноволокно 3 5,5
Итого импорт продукции, аналоги которой производятся в Беларуси 1259 1298,2
Удельный вес продукции, аналоги которой производятся в Беларуси, в общей стоимости импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия, % 28,5 27,9
Таблица 3. Динамика стоимости импорта агропродовольственной продукции, аналоги которой производятся в Беларуси, млн долл.
Составлено по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь
На электронном ресурсе МАРТ приведен Перечень торговых организаций, добровольно присоединившихся к Рекомендациям [5].
В этой связи необходимо отметить, что оптимизация импорта должна происходить с учетом удовлетворения внутреннего спроса отечественной продукцией, на основе повышения эффективности использования импортируемых в страну
ресурсов и создания условий для развития конкурентоспособных собственных производств. Сокращение (как самоцель) ввоза тех или иных сельскохозяйственных товаров, продовольствия и ресурсов может нарушить сбалансированность внутреннего рынка [7].
Анализ показал, что в нашей стране до 2011 г. реа-лизовывались государственная, отраслевая и реги-
НАУЧНАЯ ПУБЛИКАЦИЯ
ональные программы импортозамещения. В настоящее время прямых исполняемых программ в этом направлении нет. Работа ведется в рамках Схемы по замещению импортируемых в страну товаров, курируемой Министерством экономики. Схема состоит из четырех разделов. В первых трех отражены следующие группы товаров:
■ аналоги которых производятся в Республике Беларусь, но не в достаточном количестве, либо потребительские свойства которых значительно уступают импортным;
■ производство которых планируется или осваивается в рамках выполнения отраслевых и региональных программ импортозамещения;
■ не производимые в Беларуси, поскольку их импорто-замещение экономически нецелесообразно либо невозможно в силу объективных причин.
В четвертом блоке содержатся меры по снижению импортной составляющей в отечественной продукции - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь в соответствии с ними может рассчитывать планы мероприятий по импортозамещению.
В рамках Схемы, в частности, удалось освоить номенклатуру практически всей основной техники для сельского хозяйства - роторные косилки, навесные и прицепные измельчители, пресс-подборщики, картофеле-и кормоуборочную технику, а также производство основных видов удобрений, в том числе наиболее востребованных (комплексных), и пр.
Кроме того, в Республике Беларусь действует ряд нормативных правовых актов и документов, обусловливающих деятельность по импор-тозамещению в агропромышленном комплексе и сфере розничной торговли продовольствием, среди которых:
■ Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г.;
■ Директива Президента Республики Беларусь №6 «О развитии села и повышении эффективности Аграрной отрасли» от 04.03.2019 г.;
■ Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 гг. (Указ Президента Республики Беларусь от 15.12.2016 г. №466);
■ Доктрина национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 г. (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.12.2017 г. №962);
■ Рекомендации по обеспечению соблюдения положений Доктрины национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 г.,
Наименование товара 2018 г. 2019 г.
Крупа 78,2 75,6
Соки фруктовые и овощные 66,3 69,3
Растительное масло 48,9 62,5
Шоколад и готовые продукты, содержащие какао 57,1 61
Яблоки 23,9 45,7
Макаронные изделия 44,9 44,4
Готовая или консервированная рыба, икра 35,0 36,8
Плодоовощные консервы для детского питания 16,7 18,6
Говядина 22 18,4
Сахар белый 20 17,4
Лук репчатый, чеснок 5,9 17,1
Томаты 28,3 14,9
Свинина 8,1 10
Мука 5,5 9,5
Капуста 10 6,6
Пахта, йогурт, кефир 4,9 5,5
Сыры и творог 4,3 3,7
Мясо и пищевые субпродукты домашней птицы 2,5 2,1
Морковь, репа, свекла столовая 3,2 1,9
Огурцы и корнишоны 3 1,7
Сухое молоко 0,5 1,5
Масло сливочное 0,1 0,3
Картофель 0,2 0,3
Молоко и сливки, несгущенные 0,3 0,2
Колбасы и аналогичные изделия из мяса 0,1 0,1
Таблица 4. Доля импорта в ресурсах отдельных продовольственных товаров Республики Беларусь, %.
Составлено по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь
Наименование показателя 2017 г. 2018 г. 2019 г.
Доля продаж продовольственных товаров импортного производства организациями торговли Республики Беларусь 19,2 20,5 22,5
Таблица 5. Доля продаж продовольственных товаров импортного производства организациями торговли Республики Беларусь,
%. Составлено по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь
одобренные Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.02.2020 г.;
■ Государственная программа развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016-2020 гг. (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.03.2016 г. №196);
■ Закон Республики Беларусь от 9.11.2018 г. №144-З «О производстве и обращении органической продукции»;
■ Инструкция по оценке Министерством экономики мероприятий по импортозамеще-нию (постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 17.01.2011 г. №8 (ред. от 15.06.2017 г. №16);
■ региональные и республиканские Планы мероприятий по импортозамещению в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции и пр. [2].
Подчеркнем, что в ближайшее время разработка государственных программ импортозамещения в явном виде невозможна по причине планируемого вхождения Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию. Прямое декларирование в нормативных правовых документах такого подхода и регламентация действий по вытеснению иностранных товаров с внутреннего рынка могут явиться причиной торговых споров в данной организации, поскольку противоречат ряду ее основополагающих принципов, предполагающих взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле.
Резюмируя изложенное, необходимо подчеркнуть, что стратегия развития АПК Беларуси должна быть, в первую очередь, экспортоориен-тированной, а импорт играть в ней вспомогательную роль, быть промежуточным этапом для увеличения возможностей экспорта [8]. Важно применять дифференцированный подход к развитию отечественных производств, что предполагает концентрацию финансовой и технологической базы на тех направлениях, где белорусская продукция может быть конкурентоспособна по сравнению с импортными аналогами в средне- и долгосрочном периоде. Следует усилить маркетинговую составляющую ее продвижения, включая формирование национальных брендов, развитие сбытовой сети и повышение квалификации ее сотрудников, исследования спроса и предложения на внутреннем и внешних рынках. Кроме того, импортозамеще-ние эффективно для экономики только в том слу-
чае, когда отечественные товары конкурентоспособны по отношению к импортным как по качеству, так и по цене. Поэтому важнейшим условием является повышение их качества и оптимизация издержек производства.
■ Summary. There is analyzes the structure of exports and imports of agricultural raw materials and foodstuffs of the Republic of Belarus in the context of import substitution in the agro-industrial complex in the article. As part of the study, a number of commodity items have been identified, due to which it is possible to reduce the total cost of imports of agro-food products, and also identified the main directions of development of domestic industries to optimize import flows in the agro-industrial complex of the Republic of Belarus.
■ Key words: import, export, agricultural products, import substitution in the agro-industrial complex, import optimization.
■ https://doi.org/10.29235/1818-9857-2021-1-42-48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гусаков В.Г. Как обеспечить устойчивость, конкурентоспособность и эффективность национального АПК // Аграрная экономика. 2020. №2 (297). С. 3-11.
2. Гусаков Г.В. Комплексная система управления продовольственной безопасности. - Минск, 2018. С. 211.
3. Гусаков Г.В. Формирование продовольственной безопасности Республики Беларусь с учетом ключевых особенностей сельскохозяйственного производства / Экономические вопросы развития сельского хозяйства Беларуси: межведомственный тематический сборник // Институт системных исследований в АПК нАн Беларуси. - Минск.
2019. Выпуск 47. С. 76-83.
4. Международная оценка продовольственной безопасности: глобальные значения и рейтинговые позиции Беларуси / Г.В. Гусаков, Н.В. Карпович, Л.А. Лобанова, Л.Т Енчик, И.В. Гусакова // Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия аграрных наук. 2020. Т. 58, №3. С. 268-280.
5. Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь // https://mart.gov.by/sites/mart/home/activities/regulation-trade/ organizations_recommendations.html.
6. Мониторинг продовольственной безопасности - 2019: социально-экономические условия / В.Г. Гусаков [и др.]. - Минск, 2020. С. 349.
7. Перспективы научно-технического и инновационного развития АПК / А.В. Пилипук, Н.А. Бычков, И.А. Войтко, Г.В. Гусаков, Т. А. Запрудская, Н.В. Карпович, С. А. Кондратенко, П.В. Расторгуев, А.П.Такун, В.В. Чабатуль, С.В. Макрак, И.В. Колеснев,Я.Н. Бречко, А.В. Горботовский, Л.Т. Енчик // Аграрная экономика. 2020. №6 (301). С. 3-25.
8. Перспективы развития экспорта агропродовольственных товаров Беларуси на рынок стран ЕС / Г.В. Гусаков, Н.В. Карпович, Е.К. Макуценя, Л.А. Лобанова // Аграрная экономика. 2020. №10 (305). С. 31-41.
9. Продовольственная безопасность Республики Беларусь: достижения и перспективы / А.В. Пилипук, Г.В. Гусаков, Н.В. Карпович, Л.А. Лобанова, О.В. Свистун // Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия аграрных наук.
2020. Т. 58. №1. С. 24-41.
10. Макуценя Е.П. Механизм оптимизации импорта агропродовольственных товаров в условиях развития региональной интеграции // Аграрная экономика. 2020. №9. С. 26-33.
11. Макрак С.В. Современное состояние и перспективные тенденции развития рынка материально-технических ресурсов при производстве сельскохозяйственной продукции в Республике Беларусь в условиях функционирования ЕАЭС // Аграрная экономика. 2018. №4. С. 13-23.
Статья поступила в редакцию 08.12.2020 г. http://innosfera.by/2021/01/import_export