УДК 004.94
ОПТИМИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ВЕБ-САЙТА КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
© 2018 Д. А. Васильев
канд. пед. наук, доцент кафедры компьютерных технологий и информатизации образования e-mail: vasilievd@list.ru
Курский государственный университет
В статье рассматривается проект оптимизации веб-портала коммерческого предприятия, продвигающего на рынок высокотехнологичные продукты. Предложены концептуальная и функциональные модели оптимизации веб-ресурса. Рассмотрены вопросы маркетинга высокотехнологичной продукции.
Ключевые слова: маркетинг высокотехнологичной продукции, функциональная модель, веб-портал.
Маркетинговые циклы приводят к развитие новых рынков, что, в свою очередь, требует от новых продуктов удовлетворения потребностей общества. В настоящее время продукты все больше сопровождаются дополнительными услугами, а создаваемые технологически сложные продукты требуют все больше дополнительных услуг, поэтому инновации все чаще представляют собой комбинацию «продукт-услуга». Создание нового продукта объединяет маркетинговый и инженерный циклы [11].
Поскольку инновационный процесс представлен замкнутым циклом, то нельзя сказать, что находится в начале, а что в конце процесса - наука или рынок. Инновационный процесс может начаться в любом месте в любое время, изменения, происходящие в одном узле, влекут за собой изменения во всем цикле.
Анализ инновационных моделей показал, что в процессе их эволюции произошло их значительное усложнение, что связано с тем, что инновационный процесс является многогранным и трудно поддается описанию. В модели инновационного процесса Клайна-Розенбегра, в сетевой модели инновационных процессов четко прослеживается ключевое значение маркетинга, что отвечает вызовам современного рынка, позволяет сохранять скорость разработки новых продуктов, требуемую в текущих условиях [5].
Маркетинг высокотехнологичной продукции является разновидностью маркетинга, которая направлена на особую группу товаров, услуг или продукции и носит название технологического маркетинга. Потребителями таких товаров являются преимущественно организации (вне зависимости от формы учреждения) [2]. Маркетинг технологических товаров, с одной стороны, наиболее близок к маркетингу товаров промышленного назначения (производственные установки, станки, оборудование и др.), а с другой стороны, имеет общие принципы с маркетингом потребительских товаров (сюда можно отнести высокий темп инновационной деятельности, сложность применяемых технологий и пр.) [2].
К высокотехнологичным продуктам относятся не только материальные продукты, как, например, в случае с компаниями, интегрирующими системы автоматизации зданий и системы безопасности, это контроллеры, датчики, элементы систем видеонаблюдения и контроля доступа, но и услуги - проектирование, установка, наладка и последующее техническое обслуживание. Таким образом, комплексная
услуга такого предприятия по продаже оборудования, его установке, наладке, обслуживанию будет пользоваться наибольшим спросом, хотя процессы мелкой розничной торговли будут продолжать иметь место [10].
Технологический маркетинг предполагает определение степени влияния на рынок товара двух факторов: потребности конечного потребителя и степени развития технологического прогресса. Процесс восприятия возможных высокотехнологичных разработок пользователем может быть значительно затруднен, что может потребовать дополнительных методов по продвижению товаров. В связи с этим возникает необходимость подготовки технической инновации к потреблению. Потребитель должен быть заинтересован в предлагаемой продукции, понимать возможный экономический эффект при применении в долгосрочной перспективе, определить возможную пользу применения продукции и ориентировать рынок на эти положительные стороны. В качестве дополнительных барьеров можно выделить консерватизм потребителей, неудачное позиционирование товара, ценовой барьер и др.
К одному из способов продвижения высокотехнологичного товара на рынке можно отнести наличие опытных образцов, возможно бесплатных, вовлечение потенциальных пользователей в разработку, в случае с системами автоматизации и системами безопасности - наличие так называемого «шоурума», создание повышенного интереса к инновации и др.
Рис. 1. Факторы сложности ценообразования технологической инновации
Одной из особенностей технологического маркетинга является сложность ценообразования на технологическую инновацию (см. рис. 1). Это связано и с неопределённостью в объемах продаж, неопределенностью в интересе рынка, рисками при продвижении товара на рынок, рисками, связанными с обслуживанием продвигаемого товара и т.д.
Решение такой задачи предполагает применение экономической концепции «price down-cost down», базирующейся на прогрессивном методе целевого стратегического управления затратами (таргет-костинг) [Там же]. Таргет-костинг наиболее актуален при организации производства инновационных товаров, когда осуществляется выпуск принципиально новых по качеству и доступных по цене изделий. Цена продукции в данном случае не должна превышать рыночную, при этом меняется традиционная последовательность определения цены на товар.
Первоначально выявляется рыночная цена товара, планируется желаемый размер прибыли, и только потом определяется максимально допустимый размер себестоимости. Характеристики продукции, в том числе качественные, для решения задачи продвижения товаров на рынок должны удовлетворять потребностям этого рынка. Рыночная цена такого товара выявляется путем маркетинговых исследований, в том числе с помощью позиционирования продукции на рынке. Таким образом, цена товара будет определяться рынком и участием в данном процессе потребителей.
Такие термины, как «умный офис», «умный дом» и «интеллектуальное здание», начинают использоваться в технической литературе с начала XXI в. как дословные переводы английских терминов «intelligent building» и «smart house» [1].
Системы «интеллектуальное здание» представляют собой комплексы технически сложных решений, которые обеспечивают комфорт, безопасность и экономию ресурсов за счёт централизованного автоматизированного управления.
Строящиеся или модернизируемые жилые и административные здания являют собой многофункциональные комплексы, так как в их состав входят торговые, офисные, жилые и развлекательные помещения, паркинги, спортивные объекты и т. д. Для поддержания комфортных условий жизнедеятельности персонала и жильцов, для мониторинга состояния таких многофункциональных систем и поддержания его в необходимом и достаточном режиме применяются достаточно сложные системы кондиционирования, отопления и вентиляции, развитые системы безопасности, противопожарные системы и др.
Обеспечение надежной и эффективной работы таких систем требует внедрения систем автоматизации и диспетчеризации, непрерывного мониторинга состояния как самой системы, так и ее элементов в работоспособном состоянии. Такие системы дают возможность снизить расходы на эксплуатацию помещений за счет экономии энергопотребления, снижения износа оборудования, повышения надежности ее работы в целом [8].
Оценки независимых компаний показывают, что спрос на системы интеллектуального здания усиливается не только на западно-европейском рынке, рынках США и Канады, но и на рынке Восточной Европы, в частности в России. Это обусловлено тем, что инвесторы на российском рынке начинают осознавать объективную целесообразность внедрения таких проектов.
В современной литературе существует несколько определений интеллектуального здания: концептуальное, технократическое, экономическое.
Концептуальное определение: интеллектуальное здание - это комплекс систем здания, который адекватно реагирует на присутствие человека и состояние окружающей среды [6].
Технократическое определение: интеллектуальное здание - это комплекс организационно-технических решений, заложенных на этапе строительства и направленных на создание комфортных, экономичных и безопасных условий для владельцев и арендаторов здания. Решения реализуются на базе экологических, эргономических и информационных (IT) технологий [Там же].
Экономическое определение: интеллектуальное здание - это комплекс организационных, финансовых и технических решений, обеспечивающий минимизацию затрат на строительство и эксплуатацию здания и его конкурентоспособность на рынке офисной недвижимости [8].
На основе приведенных выше определений возможно отметить, что интеллектуальное здание должно обладать следующими характеристиками:
- интеллектуальное здание содержит в себе чувствительные по отношению к человеку и окружающей среде элементы;
интеллектуальное здание имеет средства автоматики, которые, измеряя состояния окружающей среды, регулируют его (здания) параметры;
вся работа систем саморегуляции направлена на повышение безопасности и создание комфортных условий для обитателей при учете экономических параметров.
Таким образом, под интеллектуальным зданием будем понимать здание, разнородные системы которого способны обмениваться информацией или образовывать единую информационную сеть.
Исследования рынка умных систем для зданий, проведенные аналитическим агентством Strategy Analytics, изучило мировые расходы на соответствующие оборудование, услуги и системы. Это исследование показало, что траты на этом рынке в 2017 г. достигли $84 млрд , увеличившись на 16% относительно 2016-го, когда продажи измерялись $72 млрд.
Статистика говорит о том, что к концу 2017 г. количество домовладений, применяющих системы интеллектуального управления зданием, в мире составило приблизительно 164 млн, в то время как в 2016 -136 млн. Таким образом, прирост составил практически 18 % за год.
К началу 2018 г. примерно 10% домовладений В США и Канаде и 3% в Европе имеют интегрированные системы умного дома того или иного класса.
Предложения рынка систем автоматизации
Квартира Дом
Офис Жилой комплекс
Торговый комплекс Промышленный комплекс
Рис. 2. Классификация рынка систем «интеллектуальное здание» с точки зрения ориентированности на потребителя
Исследования, проведенные ИАА «Рустелеком» показали, что за период с 2012 по 2016 г. российский рынок систем автоматизации управления зданиями вырос примерно в 2,5 раза - с 4 млрд рублей до более чем 10 млрд рублей. Динамика роста продолжает сохраняться и к 2018 г., объемы рынка продолжают расти. Рынок по-прежнему остается относительно новым, количество игроков на рынке невелико, что представляет для них достаточно широкие перспективы.
Российский рынок систем автоматизации предлагает различные решения, в рамках которых были выявлены группы потребителей услуг по интеллектуализации зданий (рис. 2).
Рассмотрим каждый из выделенных уровней. Уровень «Квартира» предполагает автоматизацию жилой части помещения, использование внутренних датчиков и контроллеров, реализацию автоматических сценариев с возможностью удаленного контроля, учет информации, организацию документооборота, управление системами безопасности и т.д., используется мобильное программное обеспечение, возможна организация хранения информации на облачных носителях.
Уровень «Дом» подразумевает внедрение инженерной автоматики в структуру функционирования здания. Это может быть как частный дом, так и многоквартирное здание.
Используются как внешние, так и внутренние контроллеры, датчики, элементы систем безопасности. Этот уровень значительно превосходит уровень «Квартира» в объемах предлагаемых решений и в стоимости затрат на их внедрение. Система безопасности интегрируется в систему автоматизации, применяются системы контроля доступа, используются управляющие системы, ведется мониторинг состояния, сбор и актуализация информации.
Уровень «Офис» подразумевает ориентацию на внедрение системы в небольшие и средние по размеру офисные помещения. В таких помещениях инсталлируется телекоммуникационная инфраструктура, автоматизируется управление освещением, отоплением, вентиляцией, системами безопасности. Реализуется мониторинг в реальном времени инженерных подсистем, реализуются задачи комфорта, а также автоматическое управление исполнительными элементами инженерных систем.
Уровень «Жилой комплекс» является более сложным по решаемым функциям и наполнению, что обусловлено многофункциональностью таких комплексов. В состав таких комплексов могут входить как жилые помещения, так и офисные, развлекательные и досуговые. Автоматизация такого уровня будет объединять в себя элементы всех предыдущих уровней, расширяясь возможностями ведения суммарной отчетности (например, сбора данных датчиков учета потребления коммунальных нужд) и подразумевает использование более мощных линий передачи данных, подключение систем визуализации информации, решение задач оптимального расходования энергии в больших объемах. Такая система подразумевает включение в свой состав подсистем разного типа, например систем ЖКХ, управление парковкой, контроль доступа, безопасности, управление энергопотреблением и др.
Уровень «Торговый комплекс» включает в себя аналогичный уровню жилого комплекса набор подсистем. Однако отличием будет являться наличие задачи управления климатом в крупных помещениях (дельфинарии, аквапарки, океанариумы могут соседствовать с теплицами и зоопарками). Такие задачи требуют обеспечения разных климатических режимов в одном большом объеме пространства. Это приводит к появлению большого количества датчиков (до нескольких тысяч), возникновению параллельных потоков передаваемых параметров.
Уровень «Промышленный комплекс» является наиболее развитым с точки зрения объемов использования интеллектуальных систем. Сюда будут относиться САРР (Computer Aided Process Planning — планирование технологических процессов с использованием компьютерных программ или автоматизированная технологическая подготовка) системы, автоматизированные роботизированные линии и вместе с тем и системы управления климатом, вентиляцией, безопасностью, системы сбора отчетности, мониторинга и др.
Одними из основных трудностей по продвижению систем «интеллектуальное здание» на рынок, выделенными при изучении особенностей маркетинга высокотехнологичных товаров и услуг, являются опасение пользователя по возможностям применения таких систем, отсутствие наглядности и трудно предсказуемый экономический эффект от внедрения для возможного потребителя.
Рассмотрим особенности маркетинга высокотехнологичных услуг по автоматизации и интеллектуализации зданий на примере компании ООО «Кентавр безопасность» (г. Курск), которая относится к предприятиям малого бизнеса. Компания основана в 2002 г., к основным направлениям деятельности являлись:
- проектирование, монтаж, пусконаладочные работы и обслуживание распределенных систем видеонаблюдения;
- проектирование, монтаж, установка, пусконаладочные работы и обслуживание систем контроля и ограничения доступа и охранно-пожарных сигнализаций.
Начиная с 2011 г. компания предпринимает шаги по выходу на рынок систем автоматизации зданий. В рамках маркетинга высокотехнологичной продукции было решено развернуть систему «дополнительный офис» компании, оборудованный системами интеллектуализации. Такой офис будет, во-первых, являться шоу-румом, при работе с которым потенциальные покупатели могут ознакомиться с системами автоматизации зданий, а во-вторых, на примере такого офиса был произведен расчет параметров экономической эффективности автоматизации офиса.
В рамках стратегии продвижения компании на рынке услуг автоматизации зданий было решено определить в качестве основополагающих три первых уровня потребителей, выявленных ранее: это уровни «Квартира», «Дом», «Офис». Предполагалось, что накопленный опыт позволит с течением времени ориентироваться и на потребителей уровней «Жилой комплекс» и «Торговый комплекс». Одними из задач в рамках выхода на рынок являлись:
- реализация на практике опытного образца типа «интеллектуальный офис» (с целью реального знакомства с такими системами потребителей, уменьшения дистанции между потребителем и компанией);
- обсчет экономических показателей эффективности внедрения системы (с целью привлечения потребителей инвесторов, заключения долгосрочных договоров о сотрудничестве с производителями элементов системы).
Правила пользов; сайтом
Трбования к Frontend
Контент
Авторизационные данные
i Backi
ребования законодательства
Сайт "Кентавр Безопасность"
"AS-IS"
Ор.
-Г*
осеигтель
Прсмотренная информация
Обновленное содержание сайта
Авторизованный администратор
.Администратор
Рис. 3. Контекстная модель сайта ООО «Кентавр Безопасность» «как есть»
В ходе исследования был рассмотрен существующий на тот момент веб-ресурс компании ООО «Кентавр безопасность». Ресурс был выполнен на базе веб-сервера Django. Проведенный анализ функциональных задач показал, что управление содержимым ресурса, поддержание в актуальном состоянии, отбор контента осуществлял администратор ресурса. Таким образом, можно было выделить две основных роли, реализованных в данной системе: роль администратора и роль пользователя (рис. 3). Роль администратора требовала авторизации. Пользователь мог
ознакомиться с предлагаемой информацией, связаться с менеджерами по предлагаемой на странице «Контакты» информации.
К входным данным будет относиться контентное содержимое ресурса, данные авторизации. На выходе системы будем получать просмотренную пользователем информацию и обновленные данные на сайте.
На рисунке 3 представлена контекстная модель веб-ресурса ООО «Кентавр Безопасность» по принципу «как есть». Внедрение инновационного бизнес-процесса по оказанию услуг по автоматизации и диспетчеризации зданий в деятельность компании ООО «Кентавр Безопасность» потребовало оптимизации структуры веб-ресурса компании. Реализованный в тот момент времени веб-ресурс выполнял исключительно информационно-рекламную роль и включал в себя пять страниц.
В процессе оптимизации веб-портала нами было предложено расширить количество ролей: добавлены роли «Менеджер» и «Редактор». Одной из задач по оптимизации стала реализация возможности удаленного просмотра предлагаемой продукции и ее резервирования в интернет-магазине. Таким образом, к потокам входных данных добавилась информация, подгружаемая из системы 1С (см. рис. 4).
по принципу «как должно быть»
Реализация модели приводит к увеличению количества выходных потоков на основе увеличения количества ролей.
Диаграмма первого уровня ГОЕБО является декомпозицией контекстной диаграммы ГОЕБО и состоит из 6 функциональных блоков. Аутентификация администратора/покупателя/менеджера/редактора, просмотр продукции, заказ продукции, публикация статьи, добавление ассортимента продукции, написание модулей.
Функциональный блок «Аутентификация администратора/покупателя/ менеджера/редактора» служит для авторизации пользователя и/или администратора. Пользователь осуществляет просмотр продукции, являясь потенциальным
покупателем. За процесс перехода из состояния просмотра в состояние покупки отвечает функциональный блок «Просмотр продукции».
После просмотра продукции и авторизации на портале пользователь, возможно, осуществит заказ какой-либо продукции. За данный процесс отвечает функциональный блок «Заказ продукции». Роли менеджера и редактора позволяют изменять содержимое статей на сайте, добавлять новую информацию, удалять устаревшие материалы и данные. Режимы «администратор» и «менеджер» позволяют осуществлять подгруздку данных из системы 1 С, просматривать и обрабатывать заказы.
Что касается роли администратора, то он после авторизации согласно диаграмме имеет возможность добавить и\или обновить ассортимент продукции, и прежде всего добавлять новые модули, модернизировать структуру ресурса, видоизменять правила по доступу к материалам.
Проведенная модернизация, на наш взгляд, позволит за счет внедрения новых ролей ускорить процессы подготовки новых материалов, снизит временные затраты на обработку заказов клиентов, позволит модифицировать структуру и содержание веб-портала компании, с целью реализации высокотехнологичной инновационной продукции.
Рис. 5. Функциональная модель сайта ООО «Кентавр Безопасность» по принципу «как должно быть»
Следующим шагом в рамках оптимизации веб-портала организации будет являться разработка информационной архитектуры портала, а затем выбор наиболее подходящей системы наполнения контентом для реализации разработанной модели в рамках представления информационной архитектуры ресурса [3].
Библиографический список.
1. Байгозин Д. В., Первухин Д. Н., Захарова Г. Б. Разработка принципов интеллектуального управления инженерным оборудованием в системе «умный дом» // Известия Томского политехнического университета. 2008. Т. 313, № 5. С. 168-172.
2. Бакланов А.О. Выбор стратегии инновационного развития компании. СПб.: Изд-во политехн. ун-та, 2008. 111 с.
3. Васильев Д. А., Прокопова Н.С., Анализ подходов к повышению безопасности Интернет-сайтов, развернутых с использованием систем наполнения контентом // «AUDITORIUM» Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2017. № 2(14). URL:http://auditorium.kursksu.ru/pdf/014-014.pdf (дата обращения: 10.12.2017).
4. Васильев Д.А. Обзор популярных систем наполнения контентом (CMS JOOMLA, WORDPRESS, Битрикс). URL: http://www.kbzp46.ru/statiy/web/cms.html (дата обращения: 25.09.2018 )
5. Геращенко М.М.. Анализ инновационных моделей пятого поколения // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2013. № 3 (7). C. 17-21
6. Демурин В.Б. Использование интеллектуальных систем для управления гостиничными комплексами // Технические науки: проблемы и перспективы: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, март 2011 г.). СПб.: Реноме, 2011. С. 48-52. URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/2/143/ (дата обращения: 10.04.2018).
7. Картамышева Е.С., Иванченко Д.С. Промышленная автоматизация в России: проблемы и их решения // Молодой ученый. 2016. №28. С. 93-95. URL: https://moluch.ru/archive/132/36743/ (дата обращения: 16.11.2018); Кирсанов Н.С. Исследование и синтез системы управления умным зданием // Молодой ученый. 2018. №16. С. 127-130. URL https://moluch.ru/archive/202/49486/ (дата обращения: 25.11.2018).
8. Комаров Н.М., Жаров В.Г. Управление инженерными системами интеллектуального здания с использованием технологий информационного и инфографического моделирования // Сервис plus. 2013. № 2. С. 74-81.
9. . ПохомчиковаЕ.О. Интеллектуальная система «Умный дом» как направление внедрения информационных технологий в сфере обслуживания // Информационные технологии и проблемы математического моделирования сложных систем. Иркутск: Иркутский государственный университет путей сообщения. 2016. № 16. С. 8-15.
10. Стрехова С.А. Инновационный продукт. Инструменты маркетинга. М.: РАНХиГС, 2018. 360 с.
11. Черных В.Н. Маркетинговые исследования рынка инновационного продукта: учеб. пособие. М.: Лань, 2018. 120 с.
12. Вопросы измерения научно-технологической деятельности. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. 3-е изд. Совместная публикация ОЭСР и Евростата. М.: ЦИСН, 2006. 195 с.
13. Обзор рынка автоматизации предприятий: решения для строительных и управляющих компаний в сфере ЖКХ. URL: https://wellsoft.pro/blog/obzor-rossiiskogo-rynka-avtomatizatcii-nedvizhimosti-i-zhkh (дата обращения: 10.06.2018).
14. Исследование рынка систем автоматизации «Умный дом». URL: http://www.rus-tele.ru/marketingovye/gotovye-otchety/42-marketingovye-issledovaniya/142-umnyj-dom-rynok-sistem-avtomatizatsii (дата обращения: 01.06.2018).
15. Официальный сайт некоммерческого партнёрства профессионалов и участников внешнеэкономической деятельности. URL: http://proved-np.org/services/novosti/novosti_ved/mirovoj_vysokotehnologichnyj_eksport_v_grafikah _naskol_ko_rossiya_otstaet/ (дата обращения: 10.06.2017).
16. Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 г. URL: https://minsvyaz.ru/common/upload/2227-pril.pdf. 125 с. (дата обращения: 10.04.2018).
17. Официальный сайт ООО «Кентавр безопасность». URL: www.kbzp46.ru (дата обращения: 10.04.2018).