ОПТИМИЗАЦИЯ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ СТИМУЛИРОВАНИЯ ВНЕДРЕНИЯ БЕЗОТХОДНЫХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В.А. Гранкина, магистрант Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)
DO110.24411/2411 -0450-2018-10059
Аннотация. В статье рассмотрено понятие «безотходные технологии», а также прямые и косвенные финансовые методы стимулирования производителей и потребителей к использованию безотходных и экологически чистых технологий. Автором предлагаются рекомендации по совершенствованию стимулирования внедрения экологически чистых и безотходных технологий.
Ключевые слова: финансовые инструменты, безотходные технологии, экологически чистые технологии, безотходное производство, экологический налог.
Безотходная технология - это совокупность знаний, способов и инструментов, для рационального и эффективного использования природных и иных ресурсов и сырья, не наносящих ущерб окружающей среде в виде выбросов и отходов.
Безотходная технология - процесс, состоящий из следующих элементов: «сырье - процесс производства - потребление -вторичное сырье - производство - готовая продукция», в котором рационально используется сырье и природные ресурсы.
Безотходным является такое производство, в результате производства и использования которого образуются отходы, которые также используются в производстве, и затем превращаются в готовую продукцию. Данная технология представляет собой замкнутый цикл, который можно сравнить лишь с естественными экологическими системами, в которых осуществляется круговорот веществ. Создание безотходного производства - непростая и продолжительная задача, для решения которой необходимо устранить некоторые противоречия: экономические, организационные, технологические [1].
Безотходная технология - это идеальная модель организации производства, которая практически не достижима, но благодаря развитию технологий можно достичь результата близкого к идеальному. Безотходной технологической системой является такая организация производства, в ре-
зультате которой не происходит выброса вредных веществ в экологию. Безотходное производство является синтезом процессов, технологий, знаний и оборудования, которые позволяют обеспечить максимально эффективное и рациональное использование сырья, без образования отходов, тем самым снижают негативное влияние на экологию.
Основными направлениями развития безотходных и малоотходных технологий являются:
1. Бессточные системы, включающие в себя очистку и повторное использование.
2. Разработка, развитие и использование переработки отходов бытового и промышленного происхождения, и вторичное их использование в качестве сырья.
3. Производство традиционных видов продукции новыми методами, позволяющими получить максимальную выработку от затраченных энергии и сырья.
4. Создание и использование комплексов с замкнутой системой использования сырья и образования отходов, с использованием отходов в производстве.
Методами стимулирования производителей могут быть:
- введение экологических налогов;
- финансово-кредитные инструменты;
- государственная ценовая политика;
- государственная поддержка производителей оборудования для природоохранной деятельности и приборов, предназна-
ченных для оценки вредного воздействия, а также организаций, оказывающих экологические услуги;
- формирование системы природоохранной сертификации, а также органов экологической сертификации;
- создание рынка природоохранных услуг;
- введение платы за загрязнение окружающей среды;
- применение повышающего коэффициента, для ускоренной амортизации основных средств, предназначенных для экологической деятельности;
- выдача разрешений на расходование природных ресурсов.
1) Экологические налоги подразделяют на финансирующие и регулирующие.
Финансирующие налоги предназначены для накопления определенного объема денежных средств, который предназначен для проведения природоохранных мероприятий. Эти налоги предназначены для восстановления окружающей среды после уже наступивших негативных последствий, а также на проведение работ по охране и защите окружающей среды.
Цель введения регулирующих налогов заключается в предотвращении действий, которые могут нанести ущерб окружающей среде. Расчет налога происходит, в зависимости от нанесенного ущерба, а также возможностей устранения последствий. Большая дифференциация регулирующих налогов приводит к уменьшению нарушений природоохранных норм.
Налоговая политика включает в себя:
- позитивное стимулирование (налоговые льготы, снижение налогов, либо полное освобождение от их уплаты);
- негативное стимулирование, которое заключается в налогообложении продукции, производство которой наносит ущерб экологии, либо в составе которой присутствуют токсичные для окружающей среды вещества.
Льготное налогообложение представляет собой:
- уменьшение налогооблагаемой базы, исходя из доли прибыли, затраченной организацией на природоохранные мероприятия;
- уменьшение суммы налога на оборудование, приобретенное и используемое на предприятии, с целью защиты окружающей среды от вредного воздействия отходов производства;
- отсрочка оплаты налога, либо налоговые каникулы [1].
2) Финансово-кредитные инструменты являются существенным стимулом для осуществления целесообразного природопользования и охраны окружающей среды.
Они включают в себя:
- льготное кредитование проектов, направленных на улучшение состояния экологии и поддержание состояния окружающей среды в пределах нормы;
- субсидии предприятиям, имеющим экологический эффект, за сокращение вредных выбросов в окружающую среду;
- субвенции субъектам государства на природоохранные меры.
Льготное кредитование может представлять собой как привлечение бюджетного финансирования, так и банковский кредит. Преимуществами банковского кредитования являются: более высокая сумма займа и простота его получения, по сравнению с бюджетным финансированием. Также, в случае банковского кредитования, соблюдаются принципы возвратности и платности, что должно привести к целевому применению предоставляемых средств, а также к сокращению срока осуществления природоохранных мер.
Субвенции в отличие от дотации имеют четкие условия их использования, и подлежат возврату в случае несоблюдения условий. Субвенции предоставляются субъектам РФ на различные цели. В случае субвенций на экологические цели, они должны быть направлены исключительно на улучшение экологической инфраструктуры субъекта.
3) Ценовая политика подразумевает стимулирование производства и потребления "экологичной" продукции. Это осуществляется через льготное ценообразование, закрепленное в Законе "Об охране окружающей среды". Его суть заключается в том, что экологически чистая продукция, выпущенная с применением малоотходных и безотходных технологий, реализует-
ся по более высокой цене, чем аналогичная продукция, произведенная на экологически небезопасном производстве. В рыночных условиях, при сформированном спросе на экологически безопасную продукцию, предприятие-производитель будет иметь большую прибыль, по сравнению с производителем экологически небезопасной продукции. Необходимо создать такие условия, чтобы производить экологически небезопасную продукцию стало невыгодно [2].
Эффективность экологически чистых технологий возможно оценить по таким качественным и количественным показателям, как уменьшение количества отходов, снижение выбросов.
Количественная оценка производства показателями помогает проанализировать к какому типу производства его следует отнести: безотходное, малоотходное, либо традиционное.
В основу критериев, ограничивающих вредное воздействие производства на среду, положены существующие санитарно-гигиенические нормативы - предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ, предельно допустимые выбросы (ПДВ) в атмосферу и предельно допустимые сбросы (ПДС) в водоемы. ПДВ и ПДС измеряются во времени для каждого источника организованного выброса или сброса. При этом поступление вредных веществ от данного источника и от всех источников района с учетом дальнейшего развития промышленных предприятий и рассеивания вредных веществ в атмосфере и гидросфере не должно создавать концентрации, превышающей предельно допустимую.
В российской экономике финансовые инструменты стимулирования экологически чистых и безотходных технологий развиты слабо. К тому же отсутствует такое понятие, как «экологический налог». Необходимо разработать данное понятие, его сущность, и ввести в использование.
Государственные органы должны поощрять частные банки и страховые компании стимулировать малый бизнес к улучшению экологических показателей. Банки могут потребовать перечень экологиче-
ских показателей прежде, чем одобрить кредит, а страховые компании - декларацию о выявленных экологических рисках и мерах по их снижению. Банки и страховые компании также могут предоставить лучшие условия сделки для фирм с хорошей экологической репутацией.
Также, неплохим способом стимулирования экологически чистого и безотходного производства являются субсидии предприятиям, функционирующим в данной сфере, на покупку и модернизацию оборудования. Субсидии могут покрывать часть суммы затрат на покупку, и варьироваться в зависимости от экологичности оборудования, чем оно экологичнее, тем выше сумма субсидии.
Возможно варьировать сумму субсидии, в зависимости от того, насколько деятельность конкретного предприятия выгодна для дальнейшей перспективы развития региона и страны.
Снижению загрязнения окружающей природной среды и уменьшению социально-экологического ущерба, должно способствовать государственное вмешательство в процессы хозяйствования предприятий региона различных форм собственности и различных отраслей производства с помощью косвенных регуляторов, а именно - посредством специальных экономических инструментов регулирования природоохранной деятельности.
К ним, в первую очередь, необходимо отнести:
- передачу части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
- установление повышенных норм амортизации основных производственных природоохранительных фондов (для стимулирования развития высокотехнологичных отраслей, составлен специальный перечень, в отношении какого оборудования производителям разрешено использовать коэффициент ускоренной амортизации; необходимо внести поправки в данный перечень и добавить в него оборудование,
которое нацелено на защиту окружающей среды и внедрение экологически чистых и безотходных технологий; повышающий коэффициент может быть не больше 2);
- применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию (в отношении производителей экологически чистой продукции необходимо снизить налог на прибыль, ввиду того, что доходность их деятельности меньше, чем у аналогичных производителей, но с применением технологий, наносящих вред окружающей среде);
- применение льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, разрабатывающих и внедряющих экологически чистые технологии;
- увеличение финансирования инвестиционных проектов, связанных с разработкой безотходных и экологически чистых технологий, за счет средств региональных венчурных и гарантийных фондов.
Таким образом, для стимулирования внедрения безотходных и экологически чистых технологий необходимо:
Во-первых, разработать и закрепить определение «экологический платеж» на законодательном уровне, определить круг лиц, к которому он будет относиться, определить сроки его уплаты, а также утвердить меры наказания за несвоевременную уплату.
Во-вторых, обратить внимание на превентивные меры и разработать систему штрафов за конкретные нарушения, а также определить их размер таким образом, чтобы их сумма была сравнима с размером наносимого ущерба.
В-третьих, поощрять организации, которые используют более экологичные и безотходные методы производства. Таким организациям необходимо предложить льготные условия кредитования, а также установить повышенные нормы амортизации основных фондов. Это особенно актуально для малого бизнеса, не имеющего достаточных финансовых ресурсов для реализации инвестиционных проектов [3].
В-четвертых, предоставить крупным предприятиям, разрабатывающим и внедряющим инновационные безотходные и экологически чистые технологии налоговый вычет по налогу на прибыль в размере 200% от затрат на НИОКР. Для малых и средних компаний - предоставить «налоговые каникулы» на 3-5 лет (средний период инновационного лага) [4].
Предлагаемые прямые и косвенные финансовые инструменты, а также оптимизация системы штрафных санкций, на наш взгляд, будут способствовать стимулированию предприятий на разработку и внедрение в хозяйственную практику экологически чистых и безотходных технологий, повышению эффективности природо-
охранных мероприятии.
Библиографический список
1. Безотходное производство: примеры создания. Безотходное и малоотходное производство [Электронный ресурс] URL: https://busmessman.ru/new-bezotxodnoe-proizvodstvo.html
2. Экономическое стимулирование снижения негативного воздействия производственных процессов на окружающую среду [Электронный ресурс] URL:https://moluch.ru/archive/6/399/
3. Александрин Ю.Н. Специфика системы государственной поддержки малого инновационного бизнеса в Южной Корее// Экономика: теория и практика. 2016. №1 (41). С. 7580.
4. Александрин Ю.Н. Оптимизация налогового стимулирования инновационного бизнеса: международный и российский аспекты // Экономика: теория и практика. 2015. №4 (40). С. 62-70.
OPTIMIZATION OF FINANCIAL INSTRUMENTS TO STIMULATE THE IMPLEMENTATION OF WASTE-FREE AND ENVIRONMENTALLY
FRIENDLY TECHNOLOGIES
V.A. Grankina, graduate student Kuban state university (Russia, Krasnodar)
Abstract. There is a definition of "waste-free technologies" in this article, as well as direct and indirect financial methods of encouraging producers and consumers to use waste-free and environmentally friendly technologies. The author offers recommendations for improving the incentives for the introduction of clean and waste-free technologies.
Keywords: financial instruments, non-waste technologies, environmentally friendly technologies, waste-free production, environmental tax.