Научная статья на тему 'Оптимизация финансового результата'

Оптимизация финансового результата Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
898
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИЯ / ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА / OPTIMIZATION / FINANCIAL RESULTS / CASH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ткач Е. В., Горбатко Е. С.

В данной статье рассмотрена оптимизация финансового результата деятельности организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZING FINANCIAL RESULTS

This article describes the optimization of the financial results of the organization

Текст научной работы на тему «Оптимизация финансового результата»

2. Налоговый кодекс РФ // Информационно-справочная система Консультант плюс: Версия Проф.

3. Федеральный закон N 209-ФЗ от 24.07.2012 г. "О развитии малого и среднего

предпринимательства в Российской Федерации"

4. Горбатко Е.С. УЧЕТ ТРЕБОВАНИЙ РЫНКА К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ РАБОТНИКОВ НАЛОГОВЫХ СЛУЖБ. Налоговая политика и практика. 2013. № 9-1 (129). С. 11-15.

5. Досмухамедов Р.М. монография / Р. М. Досмухамедов, А. А. Михин, Д. Н. Сулейманов. СИСТЕМА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В РОССИИ. Москва, 2010.

6. Кашин В.А., Сулейманов Д.Н. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ. 2013. №11. С.34-39

7. Малахаткина Е.В. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И РАБОТЫ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ ФНС РОССИИ. БИЗНЕС В ЗАКОНЕ. ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. 2014. №3. С. 183-185.

8. Миргородская М.Г. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЭКОНОМИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО. 2014.№6. С.726-728.

9. Сулейманов М. Д. ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА И ИНТЕРЕСЫ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА И ПРАКТИКА.2012. №3-1. С. 34-37.

10. Ткач Е.В. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЖУРНАЛ. 2014. №4-3 (23). С.48-49.

11. www.nalog.ru

12. www.businessuchet.ru/

References

1. FZ N 402 ot 6 dekabrja 2011 g. "O buhgalterskom uchete"

2. Nalogovyj kodeks RF // Informacionno-spravochnaja sistema Konsul'tant pljus: Versija Prof.

3. Federal'nyj zakon N 209-FZ ot 24.07.2012 g. "O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii''

4. Gorbatko E.S. UChET TREBOVANIJ RYNKA K FORMIROVANIJu KOMPETENCIJ RABOTNIKOV NALOGOVYH SLUZhB. Nalogovaja politika i praktika. 2013. № 9-1 (129). S. 11-15.

5. Dosmuhamedov R.M. monografija / R. M. Dosmuhamedov, A. A. Mihin, D. N. Sulejmanov. SISTEMA ANTIKRIZISNOGO UPRAVLENIJa ORGANIZACIJaMI V ROSSII. Moskva, 2010.

6. Kashin V.A., Sulejmanov D.N. POVYShENIE JeFFEKTIVNOSTI KONTROL''NOJ RABOTY NALOGOVYH ORGANOV: SOVREMENNYE PODHODY I INSTRUMENTY. 2013. №11. S. 34-39

7. Malahatkina E.V. PUTI SOVERShENSTVOVANIJa NALOGOVOGO ADMINISTRIROVANIJa I RABOTY MEZhREGIONAL"NYH INSPEKCIJ FNS ROSSII. BIZNES V ZAKONE. JeKONOMIKO-JuRIDIChESKIJ ZhURNAL. 2014. №3. S.183-185.

8. Mirgorodskaja M.G. SOVERShENSTVOVANIE FORM I METODOV NALOGOOBLOZhENIJa V ROSSIJSKOJ FEDERACII. JeKONOMIKA I PREDPRINIMATEL"STVO. 2014.№6. S.726-728.

9. Sulejmanov M.D. FORMIROVANIE INVESTICIONNOGO KLIMATA I INTERESY ROSSIJSKOJ JeKONOMIKI. NALOGOVAJa POLITIKA I PRAKTIKA.2012. №3-1. S. 34-37.

10. Tkach E.V. SOVERShENSTVOVANIE NALOGOVOGO PLANIROVANIJa V ROSSIJSKOJ FEDERACII. MEZhDUNARODNYJ NAUChNO-ISSLEDOVATEL"SKIJ ZhURNAL. 2014. №4-3 (23). S.48-49.

11. www.nalog.ru

12. www.businessuchet.ru/

Ткач Е.В.1, Горбатко Е.С.2

'Старший преподаватель НОУ ВПО Российский новый университет», ^Кандидат экономических наук, доцент НОУ ВПО

Российский новый университет»

ОПТИМИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА

Аннотация

В данной статье рассмотрена оптимизация финансового результата деятельности организации Ключевые слова: оптимизация, финансовый результат, денежные средства.

Tkach E.V.1, Gorbatko E.S.2

'lecturer «Russian new University»; 2Candidate of economic Sciences, associate Professor «Russian new University»

OPTIMIZING FINANCIAL RESULTS

Abstract

This article describes the optimization of the financial results of the organization

Keywords: optimization, financial results, cash.

В современных экономических условиях прибыль приобретает особую значимость, поскольку является генератором роста и развития хозяйствующего субъекта. Обращает на себя внимание определение в ГК РФ предпринимательской деятельности, в котором четко написано, что ее целью является извлечение прибыли. Не менее важным являются и вопросы оптимизации прибыли компании [1,2].

Процесс формирования прибыли начинается в момент реализации товара, работ, услуг. Денежные средства, которые были получены предприятием за реализацию основной продукции, составляют выручку. В результате снижения выручки на сумму понесенных затрат, связанных с производством и реализацией продукции, работ, услуг - предприятие получает прибыль [3,4]. Руководство компании стремится к максимизации данного показателя. Для этого с помощью различных инструментов осуществляется работа с тремя главными факторами, оказывающими непосредственное влияние на доход компании. К таковым можно отнести величину установленной цены, объем продаж и уровень затрат на изготовление товара.

Если говорить об увеличении объема продаж, то в таком случае проводится работа рекламного отдела, изучается спрос на рынке данных товаров, приветствуется адекватная конкурентная борьба. Огромную роль в механизме реализации играет рекламная деятельность, не стоит экономить на рекламе, ведь от этого зависит личный доход собственников бизнеса и репутация компании. Издержки на производство продукции считаются главным ценообразующим фактором, поэтому на предприятии постоянно должна проводиться работа по их уменьшению [6]. Для этого можно вводить программы по рациональному использованию сырья и материалов, закупать новую более выгодную технику и технологии, стимулировать сотрудников, дабы увеличить производительность.

Конечно, механизм формирования прибыли зависит не только от двух критериев. На самом деле учитываются любые операции предприятия, приносящие либо доход, либо расход.

Результативность предприятия связана и с ее целями. То есть, результатами работы предприятия является продвижение товаров от производителя к потребителям. Эффективным этот процесс можно считать лишь тогда, когда это делается с

102

наименьшими затратами на единицу выручки [8,9]. Если результативность деятельности является скорей объектом управления, то эффективность определяется путем сопоставления затрат и полученных выгод (товарооборот). С бухгалтерской точки зрения - это маржинальный доход, полученный на каждом из этапов товародвижения.

Проблемы и затруднения, возникающие в оптимизации, формировании и распределении прибыли, в конечном итоге имеют три основных проявления. Их можно сформулировать как:

1. Дефицит денежных средств; низкая платежеспособность. Проблема заключается в том, что предприятию может не хватить средств для своевременного погашения своих обязательств. Причиной низкой платежеспособности предприятия являются низкие показатели ликвидности, наличие просроченной кредиторской задолженности. Все это может стать следствием получения низкой суммы прибыли, а также неэффективного его распределения.

2. Недостаточная отдача на вложенный в предприятие капитал (неудовлетворение интересов собственника; низкая рентабельность).

Данная проблема говорит о том, что собственник получает достаточно низкий доход, по сравнению со своими вложениями в предприятие. Вследствие этого собственник может выйти из предприятия. Именно низкие показатели рентабельности говорят о недостаточной отдаче на вложенный в предприятие капитал [5,7,9]. Особый интерес проявляется к рентабельности собственного капитала как индикатору удовлетворения интересов собственников организации.

3. Низкая финансовая устойчивость.

Низкая финансовая устойчивость предполагает, что у предприятия имеются проблемы, связанные с погашением обязательств в будущем, иными словами - зависимостью компании от кредиторов, потерей самостоятельности. Снижение коэффициента автономии и несоответствие его оптимальному значению говорит о недостаточной финансовой устойчивости предприятия, то есть о наличии риска срывов платежей в будущем и зависимости финансового положения компании от внешних источников финансирования [5,10]. Отрицательная величина собственного капитала предприятия подтверждает этот факт. Также индикатором недостаточного уровня финансирования текущей деятельности компании за счет собственных средств является снижение чистого оборотного капитала ниже оптимальной его величины и, тем более, отрицательная величина ЧОК.

Можно выделить две основные причины проблем и затруднений, возникающих в финансово-хозяйственной деятельности предприятия:

1. Отсутствие потенциальных возможностей сохранять приемлемый уровень финансового состояния (низкие объемы получаемой прибыли).

2. Нерациональное управление результатами деятельности (нерациональное управление финансами, распределение и формирование прибыли).

Проблемы с платежеспособностью, финансовой независимостью, рентабельностью имеют единые корни: либо компания имеет недостаточные результаты деятельности для сохранения приемлемого финансового положения либо компания не рационально распоряжается результатами деятельности.

Выяснение того, какая из указанных выше причин привела к ухудшению финансовых показателей деятельности предприятия, имеет весомое значение [5,7,8]. Ведь зная причину, можно осуществить набор необходимых управленческих решений, которые будут направлены на оптимизацию финансовых показателей и конечно прибыли предприятия.

Необходимо отметить, что недостаточный объем получаемой прибыли является одним из основных причин ухудшения финансовых показателей предприятия. Поэтому необходимо выявлять рычаги оптимизации прибыли.

Как было отмечено выше, основными составляющими, от которых зависит объем прибыли предприятия, являются: цены и объемы реализации продукции (работ, услуг), уровень производственных издержек и доходы от прочих видов деятельности, поэтому предприятию необходимо систематически проводить анализ доходов и расходов как от основной, так и от прочих видов деятельности. Ведь именно данный анализ позволит выявить наиболее нерентабельные виды продукции (работ, услуг), что позволит принять правильное управленческое решение [9,10].

Безусловно, оценка объемов реализации осуществляется в первую очередь. При снижении объемов реализации необходимо выяснить причину сложившейся ситуации. Частой причиной снижения спроса на продукцию (работы, услуги) является недостаточные усилия по продвижению своей продукции. Возможны такие ситуации, когда продвижение продукции (работ, услуг) на предприятии организовано на должном уровне и предприятие заняло максимально возможную долю рынка, но прибыль все равно невысока. Причиной данной ситуации могут быть высокие затраты. Одной из возможных причин высоких затрат - высокие цены на сырье, материалы, комплектующие, услуги, устанавливаемые поставщиками. В этом случае вариант снижения затрат -поиск поставщиков, устанавливающих более низкие цены [3,4]. В большинстве случаев альтернативные поставщики существуют; ведение, оперативное пополнение базы возможных поставщиков сырья, материалов, комплектующих, услуг и использование данной информации - реальная мера по сокращению затрат предприятия.

Причиной возникновения высоких затрат могут быть не только поставщики, но и само предприятие.

Прибыль, заработанная предприятием, остается в его распоряжении не в полном объеме. Часть заработанной прибыли может уйти на погашение штрафов, пеней за просроченные задолженности или срывы контрактов, часть - на расходы непроизводственного характера. Сокращение непроизводственных расходов из прибыли также может стать путем оптимизации прибыли, и, следовательно, финансового положения компании.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: федеральный закон Российской Федерации от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ (от 24.07.2008 N 161-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; Российская газета. 2008. - с. 11.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: федеральный закон Российской Федерации от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ //( от 09.04.2009 N 56-ФЗ) Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 5. - с. 410; Российская газета. - 2009.

3. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н.

4. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н.

5. Миргородская М.Г., Миргородская Т.В. РЕИНЖИНИРИНГ В СИСТЕМЕ УЧЕТНОАНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ. Экономические науки. 2013. № 103. С. 105-109.

6. Горбатко Е.С., Псарева Н.Ю. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКИХ СЛУЖБ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Труд и социальные отношения. 2013. № 4. С. 70-77.

7. Миргородская М.Г. ТРАНСФЕРТНЫЕ ЦЕНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ В ОТЧЕТНОСТИ ХОЛДИНГОВ. Экономические науки. 2013. № 104. С. 71-74.

8. Досмухамедов Р.М. монография / Р. М. Досмухамедов, А. А. Михин, Д. Н. Сулейманов. СИСТЕМА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В РОССИИ. Москва, 2010.

103

9. Сулейманов М. Д. ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА И ИНТЕРЕСЫ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА И ПРАКТИКА.2012. №3-1. С. 34-37.

10. Ткач Е.В. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЖУРНАЛ. 2014. №4-3 (23). С.48-49

References

1. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii. Chast' pervaja: federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 30 nojab. 1994 g. № 51-FZ (ot 24.07.2008 N 161-FZ) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 1994. - № 32. - St. 3301; Rossijskaja gazeta. 2008. - s. 11.

2. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii. Chast' vtoraja: federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 26 janvarja 1996 g. N 14-FZ //( ot 09.04.2009 N 56-FZ) Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 1996. - № 5. - s. 410; Rossijskaja gazeta. - 2009.

3. Polozhenie po buhgalterskomu uchetu «Dohody organizacii» (PBU 9/99), utverzhdennoe prikazom Minfina Rossii ot 6 maja 1999 g. № 32n.

4. Polozhenie po buhgalterskomu uchetu «Rashody organizacii» (PBU 10/99), utverzhdennoe prikazom Minfina Rossii ot 6 maja 1999 g. № 33n.

5. Mirgorodskaja M.G., Mirgorodskaja T.V. RETNZhTNTRTNG V SISTEME UChETNOANALITIChESKOGO OBESPEChENIJa UPRAVLENIJa ORGANIZACTEJ. Jekonomicheskie nauki. 2013. № 103. S. 105-109.

6. Gorbatko E.S., Psareva N.Ju. METODTKA FORMTROVANIJa PROFESSIONAL''NYH KOMPETENCIJ RUKOVODITELEJ BUHGALTERSKIH SLUZhB V SISTEME NEPRERYVNOGO OBRAZOVANIJa. Trud i social'nye otnoshenija. 2013. № 4. S. 70-77.

7. Mirgorodskaja M.G. TRANSFERTNYE CENY KAK INSTRUMENT FORMTROVANIJa PRTBYLI V OTChETNOSTI HOLDTNGOV. Jekonomicheskie nauki. 2013. № 104. S. 71-74.

8. Dosmuhamedov R.M. monografija / R. M. Dosmuhamedov, A. A. Mihin, D. N. Sulejmanov. SISTEMA ANTIKRIZISNOGO UPRAVLENIJa ORGANIZACIJaMI V ROSSII. Moskva, 2010.

9. Sulejmanov M.D. FORMTROVANIE TNVESTICIONNOGO KLTMATA I TNTERESY ROSSIJSKOJ JeKONOMTKI. NALOGOVAJa POLITIKA I PRAKTIKA.2012. №3-1. S. 34-37.

10. Tkach E.V. SOVERShENSTVOVANTE NALOGOVOGO PLANTROVANIJa V ROSSIJSKOJ FEDERACII. MEZhDUNARODNYJ NAUChNO-ISSLEDOVATEL''SKIJ ZhURNAL. 2014. №4-3 (23). S.48-49

Тойменцева А. А.1

'Аспирант экономических наук, Самарский государственный экономический университет СФЕРА УСЛУГ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация

В статье рассмотрено - значение и роль сферы услуг в формировании современных экономических отношений, Автор проводит сравнительную характеристику потребительской и производственной логистики и делает акцент на все более возрастающую роль сферы услуг в различных отраслях экономики.

Ключевые слова: логистика, сфера услуг, производство и потребление услуг, социально-экономическая система, концепция, некоммерческая логистика.

Toymentseva A. A.1

'Aspirant of Economic Sciences, Samara State Economic University SERVICES IN THE MODERN SYSTEM OF ECONOMIC RELATIONS

Abstract

The article considers the importance and role of services in the formation of modern economic relations, the Author conducts a comparative description of consumer and industrial logistics and focuses on the increasing role of services in various sectors of the economy.

Keywords: logistics, services, production and consumption of services, socio-economic system, concept, non-profit logistics.

Развитие теории управления с конца прошлого столетия и по сегодняшний день сопровождается некоторым поиском особенностей потребления и производства услуг как индивидуальной формы продукции. Были определены первостепенные свойства услуги, отличающие ее от материального продукта.

В связи с тем, что услуга как вид продукции лишена любого материально-вещественного содержания, ее нельзя транспортировать, хранить на складе, продавать как материальные продукты и т.д. Услуги неделимо связаны с производством и потреблением, на них распространяется специфика имущественно-правовых отношений [1].

В сфере услуг существует коммерческая и некоммерческая деятельность, которым отводится немаловажное место в логистике. Некоммерческая логистика осуществляет контроль за социально-экономическими подсистемами и системами, имеющими некоммерческий статус на основе рационализации протекающих в них потоковых процессов.

Так же не маловажно отметить, что одной из составляющих услуги является неделимость во времени ее осуществления и потребления. Как показывает практика, в большинстве случаев потребитель и производитель услуги образуют особый тандем, ключевые элементы которого оказывают прямое влияние на все процессы предоставленной услуги [2].

В то же время в современных условиях информатизации общества у потребителей различного рода услуг и производителей появляется возможность все больше предоставлять услуги и пользоваться ими без прямого контакта потребителя и производителя. На ряду с этим следует отметить, что производство и потребление услуги могут не совпадать во времени. Экономические процессы сервизации функционируют теперь не только в реальном времени, но еще и в виртуальном на дистанционной основе. Производитель услуги также, как и потребитель может быть не обозначен в начале, представляя собой некую абстракцию, которая в дальнейшем будет определена, приобретая конкретный образ. Следует так же обратить внимание на не мало важное обстоятельство, что именно эта форма оказания услуг в большей степени «побуждает» рост и формирование спроса на услугу через его предложение.

Единство процессов потребления и производства услуг имеет место быть не только в пространстве, но и во времени. На ряду с этим, месторасположение потребителя и производителя услуги могут не совпадать и находиться географически на большом расстоянии.

Услуга все больше проникает в разные сектора и отрасли экономики. До того момента, пока экономика страны не перешла на этап своего информационного развития, определение услуги звучала как неделимость производства и потребления и проблема логистизации услуг по большому счету не определялась. Если рассматривать ситуацию формально то, запрета на развитие логистики в сфере услуг не существовало, но по факту в производственной сфере исследования все же проводились. Решающим условием развития сферы услуг сопряжено с жизнедеятельностью хозяйствующих субъектов различных отраслей экономики, где сформировавшаяся материально-техническая база требует применения материально-технических ресурсов внушительных объемов. Следует сказать, что товарно-материальные ресурсы потребляются как единовременно в процессе управления ими, так и постоянно.

104

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.