Научная статья на тему 'Оптимизация финансово-экономического обеспечения коллективной безопасности: институциональный аспект'

Оптимизация финансово-экономического обеспечения коллективной безопасности: институциональный аспект Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
98
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / БЕЛАРУСЬ / СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ВОЕННЫХ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБОСНОВАНИЙ И ЭКСПЕРТИЗ / НИЦ ВФЭОИЭ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОБОСНОВАНИЕ / АНАЛИЗ / ВОЕННЫЕ РАСХОДЫ / ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ЭКСПЕРТИЗА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Неклюдов Виталий Анатольевич, Колесов Роман Владимирович

В статье рассматривается возможность и целесообразность укрепления военно-экономической мощи Союзного государства России и Белоруссии путем формирования и развития системы согласованного и рационального планированием военного строительства, построение единой, неделимой и в перспективе открытой для наших союзников системы финансово-экономического обеспечения коллективной безопасности. Сформулированы ключевые требования, которым должна отвечать система финансово-экономического обеспечения коллективной военной безопасности и наиболее актуальные задачи, для решения которых целесообразно создать Научно-исследовательский центр военных финансово-экономических обоснований и экспертиз Союзного государства России и Белоруссии (НИЦ ВФЭОиЭ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Неклюдов Виталий Анатольевич, Колесов Роман Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация финансово-экономического обеспечения коллективной безопасности: институциональный аспект»

Оптимизация финансово-экономического обеспечения коллективной безопасности: институциональный аспект Optimization of financial and economic ensuring collective security:

institutional aspect

Неклюдов Виталий Анатольевич Neklyudov Vitali Anatolevich

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой «Экономика и финансы». Ярославский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

vaneklyudov@fa.ru;

Колесов Роман Владимирович Kolesov Roman Vladimirovich

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Экономика и финансы». Ярославский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

kolesov.rv@mail .ru

Аннотация. В статье рассматривается возможность и целесообразность укрепления военно-экономической мощи Союзного государства России и Белоруссии путем формирования и развития системы согласованного и рационального планированием военного строительства, построение единой, неделимой и в перспективе открытой для наших союзников системы финансово-экономического обеспечения коллективной безопасности. Сформулированы ключевые требования, которым должна отвечать система финансово-экономического обеспечения коллективной военной безопасности и наиболее актуальные задачи, для решения которых целесообразно создать Научно-исследовательский центр военных финансово-

экономических обоснований и экспертиз Союзного государства России и Белоруссии (НИЦ ВФЭОиЭ).

Summary. The possibility and feasibility of strengthening of military-economic power of the Union State of Russia and Belarus by forming and the development of system approved and rational by planning of a military construction, creation single, indivisible and in the long term system, open for our allies, financial and economic ensuring collective security is considered in the article. Key requirements, to which the system of financial and economic ensuring collective military security and the most urgent tasks, for which solution reasonably create Research center of military financial and economic reasons and examinations of the Union State of Russia and Belarus (Research Center VFEOIE) shall answer, are formulated.

Ключевые слова. Россия, Беларусь, Союзное государство, Научно-исследовательский центр военных финансово-экономических обоснований и экспертиз, НИЦ ВФЭОиЭ, безопасность, финансово-экономическое обеспечение, обоснование, анализ, военные расходы, военное строительство, экспертиза.

Keywords. Russia, Belarus, Union State, Research center of military financial and economic reasons and examinations, Research Center VFEOIE, safety, financial and economic providing, reasons, analysis, military expenses, military construction, examination.

Введение. После распада СССР с 1992 года шел процесс укрепления двухсторонних связей России и Белоруссии. 8 декабря 1999 года в Москве состоялось подписание Договора о создании Союзного государства, который 26 января 2000 года, после ратификации парламентами двух стран, вступил в силу.

В настоящее время Россия и Республика Беларусь обладают значительным экономическим потенциалом для совместного противодействия современным внешним вызовам и угрозам. Сложность задач, которые предстоит решать для поддержания необходимого и

достаточного могущества военных организаций двух братских государств, требуют политической воли и внимательного, основанного на объективном научном подходе, отношения к вопросам финансово-экономического обоснования и экспертизы, принимаемых в сфере обеспечения обороны и безопасности мер.

Основной раздел. Главным сегодня становится, наряду с согласованным и рациональным планированием военного строительства в рамках Союзного государства России и Белоруссии, построение единой, неделимой и в перспективе открытой для наших союзников системы финансово-экономическое обеспечение коллективной безопасности на основе как минимум двух требований.

Во-первых, совместное финансово-экономическое обеспечение коллективной военной безопасности должно быть сбалансировано с различными составляющими, характеризующими достигнутый экономический потенциал, чтобы не нанести ущерба поступательному развитию национальных экономик Российской Федерации и Республики Беларусь, не стать причиной, негативно влияющей на рост благосостояния граждан.

Во-вторых, распределение финансовых ресурсов, предназначенных для реализации согласованных планов и программ военного строительства и финансово-бюджетная политика государств должны быть максимально эффективными в целях успешного выполнения совокупности задач, стоящих перед Союзным государством и его военными организациями.

На основе этих требований необходимо решить как минимум три важнейшие взаимосвязанные военно-экономические задачи:

1. Обосновать рациональный уровень военных расходов. При этом следует исключить возможность определения и утверждения военных расходов на основе интуитивных и волюнтаристских методов формирования и исполнения военного бюджета.

2. Обосновать и согласовать рациональную единую военно-

техническую политику Российской Федерации и Республики Беларусь, а также объем потребности в ресурсах на ее практическую реализацию. При этом конечным результатом должно стать адресное распределение денежных средств - в четкой, понятной и прозрачной привязке к государственным оборонным заказам и планам проведения совместных мероприятий.

3. Разработать финансово-экономический механизм оптимизации расходов на оборону, рационального планирования и распределения ресурсов, повышения эффективности их использования.

Представляется, что структурой, которая позволила бы объективно и системно, на высоком научном и методическом уровне решать сформулированные задачи может стать Научно-исследовательский центр военных финансово-экономических обоснований и экспертиз Союзного государства России и Белоруссии (далее - НИЦ ВФЭОиЭ).

Задачами Центра должны стать:

1. Возрождение и развитие научно-исследовательской работы в области экономики и финансов коллективной военной безопасности, методологии комплексного военно-экономического анализа и экспертиз, а также механизмов и принципов научного сопровождения ресурсного обеспечения текущих и перспективных мероприятий органов военного управления.

2. Исследование и обоснование на основе методического аппарата комплексного военно-экономического анализа состояния и перспектив развития экономики мероприятий, обеспечивающих надежное финансово -экономическое обеспечение обороны и безопасности России, Белоруссии и их союзников.

3. Оценка положения дел с содержанием, преобразованием и развитием Вооруженных Сил России и Республики Беларусь через призму военно-экономической эффективности использования выделяемого на эти цели ресурсного потенциала.

4. Анализ состояния и перспектив развития экономики России и

Белоруссии как фундамента обеспечения коллективной безопасности.

5. Обоснование путей развития на основе унификации и стандартизации бюджетного механизма государств, отвечающего потребностями обеспечения обороны и безопасности России, Белоруссии и их союзников.

6. Обоснование методологического аппарата формирования и контроля исполнения государственного оборонного заказа, как фундаментальной основы эффективного военного строительства.

7. Обоснование направлений унификации, стандартизации и оптимизации военных финансово-экономических структур, систем социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала и членов их семей.

8. Финансово-экономическая экспертиза положений основополагающих документов, регламентирующих развитие и совершенствование боевой мощи Вооруженных Сил России и Белоруссии с учетом специфики современных войн и вооруженных конфликтов, способствующих совершенствованию материального стимулирования воинского труда и качественному решению проблемы обеспечения военнослужащих и членов их семей жильем.

9. Разработка и внедрение инновационной, основанной на системе единых стандартов, модели финансово-экономического обеспечения военных организаций России и Белоруссии, предполагающей, в том числе, повышение действенности и профилактической роли финансового и хозяйственного контроля.

10. Научно-методическое обеспечение проведения актуальных научно-исследовательских работ по военной финансово-экономической проблематике, разработки учебно-методических комплексов профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников финансово-экономических органов силовых структур Российской Федерации и Республики Беларусь, а также специалистов

финансово-экономических органов силовых структур дружественных государств в рамках системы международного военного сотрудничества.

11. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и аттестация должностных лиц финансово-экономических органов силовых структур России и Белоруссии.

12. Повышение научного потенциал кадрового состава финансово-экономических органов силовых структур России и Белоруссии.

13. Организация общественного обсуждения и экспертизы (с учетом требований по обеспечению сохранности государственной тайны) мероприятий финансово-экономического обеспечения планов и программ военного строительства, в том числе путем регулярного выпуска электронного научно-практического журнала.

14. Проведение независимого контроля качества финансово-экономических обоснований планов и программ военного строительства, участие в мероприятиях предварительного, текущего и последующего финансового контроля в процессе формирования и использования бюджетных средств, предназначенных для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации и Республики Беларусь.

15. Изучение и адаптация к практике финансово-экономического обеспечения Вооруженных Сил России и Белоруссии передового опыта финансово-экономического обеспечения военных организаций иностранных государств.

16. Проведение НИОКР по заказам органов государственной власти и военного управления по проблемам финансово-экономического обеспечения обороны и безопасности России и Белоруссии.

17. Оценка и прогнозирование развития социально-экономической ситуации на территории Союзного государства и за рубежом с точки зрения обеспечения военной безопасности России и Белоруссии.

18. Подготовка и экономическое обоснование предложений военно-политическому руководству Российской Федерации и Республики Беларусь

по разработке проектов законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, направленных на обеспечение военной безопасности и совершенствование мобилизационной подготовки.

19. Проведение по поручению военно-политического руководства Российской Федерации и Республики Беларусь экспертизы проектов решений органов власти различного уровня по вопросам, касающимся военной безопасности Союзного государства.

20. Разработка, обоснование и апробация следующих, наиболее важных в сложившейся ситуации научных тем, с оформлением результатов исследования в виде системы взаимосвязанных и взаимообусловленных документов концептуального характера:

Концепции стратегического планирования модернизации и развития военно-экономического потенциала и военно-экономической мощи Российской Федерации и Республики Беларусь на период до 2030 года;

Методологии межгосударственного стратегического планирования развития военной экономики и военных финансов в виде системы единых стандартов и соответствующих практических рекомендаций;

Методического аппарата оптимизации процессов взаимодействия военных заказчиков с предприятиями, организациями и учреждениями в ходе подготовки и исполнения Государственного оборонного заказа;

Методологии финансово-экономического обеспечения этапов жизненного цикла вооружения и военной техники;

Методологии комплексной взаимоувязки планов развития оборонно-промышленного комплекса и целевых программ, ориентированных на обеспечение обороны и безопасности Российской Федерации и Республики Беларусь и др.

В настоящее время в Ярославле еще имеется уникальный, даже по мировым стандартам, кадровый потенциал, насчитывающий десятки специалистов военного финансово-экономического профиля, включая докторов и кандидатов наук, имеющих богатейший опыт практической

работы на различных руководящих должностях в финансово-экономических органах Вооруженных Сил и других силовых структур, занимающихся длительное время научно-исследовательской и преподавательской работой, в том числе осуществлявших подготовку кадрового состава, проходящего в настоящее время службу в финансово-экономических органах силовых структур Белоруссии, посвятивших всю свою сознательную жизнь делу защиты Отечества. Учитывая это, а также современную военно-политическую и экономическую ситуацию, представляется обоснованным рассмотрение военно-политическим руководством России и Белоруссии вопроса создания НИЦ ВФЭОиЭ в этом городе.

Сделать это возможно на материально-технической базе расформированной Военной финансово-экономической академии или Ярославского филиала ФГОБУ ВО «Финансовый университета при правительстве Российской Федерации», учитывая длительное, начиная с 1946 года, плодотворное сотрудничество данного учебного заведения с финансово-экономическими органами силовых структур.

Заключение. Формирование Центра станет фундаментом создания и развития методологии формирования единых механизмов и стандартов обеспечения коллективной безопасности России и Белоруссии. В перспективе на его базе целесообразна организация международного сотрудничества и координации взаимодействия финансово-экономических органов силовых структур государств - участников ОДКБ, в том числе по вопросам разработки единых стандартов финансово-экономического обеспечения процесса военного строительства в этих государствах.

Подводя итог, нельзя не отметить, что крайне актуальны в данном конкретном случае, пусть и несколько изъятые из контекста, в котором они были произнесены, стратегические установки нашего Верховного Главнокомандующего: «Когда мы были едины, мы всегда добивались ярких побед» и «... идти вместе уверенно и только вперед».

Библиографический список

1. Неклюдов В.А. Экономическая составляющая в структуре национальной безопасности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - Кострома: Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, 2005. - Т. 11. - № 11. - С. 87 - 92.

2. Неклюдов В.А. Институциональная специфика управления безопасностью финансовой системы региона // Сборник научных трудов «Вызовы современности и их научная рефлексия». - Ярославль: МУБиНТ, 2008. - С. 131 - 135.

3. Колесов Р.В. Надежность финансово-экономического обеспечения военных поставок в системе экономической безопасности службы горючего ВС РФ // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Ярославль, 2006.

4. Колесов Р.В. Надежность финансово-экономического обеспечения военных поставок в системе экономической безопасности службы горючего ВС РФ // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Ярославль, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.