Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ РЕЛЬСОВОГО ГОРОДСКОГО НАЗЕМНОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА'

ОПТИМИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ РЕЛЬСОВОГО ГОРОДСКОГО НАЗЕМНОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
106
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ТРАМВАЙ / ОБОСОБЛЕНИЕ / АДАПТИВНОЕ СВЕТОФОРНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ / СНИЖЕНИЕ ЗАДЕРЖЕК

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Короткова Ю. А., Конишов Р. Ф.

Рассматриваются методы снижения временных задержек в движении и повышения безопасности для рельсового городского наземного пассажирского транспорта, а также пешеходов посредством внесения изменений в организацию дорожного движения, оптимизации светофорных объектов путем введения адаптивного регулирования, обособления трамвайных путей и организации остановочных павильонов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Короткова Ю. А., Конишов Р. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF RAIL CITY GROUND PASSENGER TRANSPORT

Discusses methods for reducing time delays in traffic and improving safety for rail urban ground passenger transport, as well as pedestrians, by making changes to the organization of traffic, optimizing traffic lights by introducing adaptive regulation, separating tram tracks and organizing stopping pavilions.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ РЕЛЬСОВОГО ГОРОДСКОГО НАЗЕМНОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА»

Научная статья © Короткова Ю.А., Конишов Р.Ф., 2022

NIION: 2021-0084-1/22-083 УДК 656.072 MOSURED: 77/27-026-2022-1-282

ОПТИМИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ РЕЛЬСОВОГО ГОРОДСКОГО НАЗЕМНОГО

ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА

'Юлия Александровна Короткова, 2Руслан Фархадович Конишов

1,2ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)»

[email protected]

[email protected]

Аннотация. Рассматриваются методы снижения временных задержек в движении и повышения безопасности для рельсового городского наземного пассажирского транспорта, а также пешеходов посредством внесения изменений в организацию дорожного движения, оптимизации светофорных объектов путем введения адаптивного регулирования, обособления трамвайных путей и организации остановочных павильонов.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, трамвай, обособление, адаптивное светофорное регулирование, пассажирский транспорт, снижение задержек

Для цитирования: Короткова Ю.А., Конишов Р.Ф. Оптимизация движения рельсового городского наземного пассажирского транспорта // Безопасность дорожного движения. 2022. № 4. С. 26-30.

Original article

OPTIMIZATION OF RAIL CITY GROUND PASSENGER TRANSPORT 'Yuliya A. Korotkova, 2Ruslan F. Konishov

1,2Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Moscow Automobile and Road Construction State Technical

University (MADI)»

[email protected]

[email protected]

Abstract. Discusses methods for reducing time delays in traffic and improving safety for rail urban ground passenger transport, as well as pedestrians, by making changes to the organization of traffic, optimizing traffic lights by introducing adaptive regulation, separating tram tracks and organizing stopping pavilions.

Keywords: traffic safety, tram, isolation, adaptive traffic light control, passenger transport, delay reduction For citation: Korotkova Yu.A., Konishov R.F. Optimization of rail city ground passenger transport // Road safety. 2022. № 4. P. 26-30.

В настоящее время во многих крупных городах существует проблема транспортных заторов. Пропускная способность автомобильных дорог не всегда способна справиться с ежегодно возрастающей нагрузкой на них. Одним из видов общественного транспорта, у которого есть большой потенциал по провозной способности и увеличению скорости, является трамвай. Введение трамвайного движения по улично-дорожной сети значительно сокращает время движения пассажиров из точки А в точку Б. Средняя пропускная способность автомобильной полосы составляет 600-700 автомобилей в час [3], а трамвайной полосы - 3500 пассажиров, что говорит о превосходстве более чем в 5 раз. Увеличение пропускной способности автомобильных дорог приведет к увеличению транспортного спроса на них, что, в свою очередь, может привести к еще большим заторам. Средняя пассажировместимость одного трехсекционного трамвая составляет 260 человек, что равноценно 200 автомобилям на дороге [4]. Создание надежной системы транспорта, не подверженной транспортным заторам, снизит время нахождения в пути для пассажиров и сделает город тише и экологичнее. Предоставление приоритета общественному транспорту повысит его привлекательность и мотивирует людей пересаживаться на него с личного транспорта.

В дорожном движении с участием трамваев имеется несколько причин возникновения временных задержек [2].

1. Задержки при взаимодействии трамвая и транспортного потока на регулируемом перекрестке.

2. Задержки при взаимодействиях пассажиров трамвая и транспортного потока на остановочных пунктах трамвая с посадкой с проезжей части.

3. Задержки при взаимодействиях трамвая и пешеходного потока на нерегулируемых объектах.

4. Задержки, возникшие вследствие остановки трамвайного движения, вызванной аварией.

Существует ряд мероприятий, которые позволили бы снизить задержки на рельсовом городском наземном пассажирском транспорте. В основном это физическое разделение автомобильных и трамвайных потоков в пространстве с помощью бортового камня, разделение во времени с помощью светофоров и организация остановочных пунктов.

Физическое разделение

В Москве имеется большое количество участков трамвайных путей, по которым могут двигаться автомобили. Казалось бы, пропускная способность автомобильной дороги растет, но на самом деле выезд водителя транспортного средства на трамвайные пути приводит к таким проблемам, как:

создание помех для движения трамваев и других участников дорожного движения;

нарушение целостности потока при перестроениях и снижение его скорости;

замедление собственного движения.

Это свидетельствует об обратном эффекте применения трамвайных путей, который проявляется в виде замедления движения и создания аварийных дорожно-транспортных ситуаций.

Исследования Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры го-

рода Москвы показали, что наличие обособления 2,5 раза [4]. На рисунке 1 можно увидеть сравнение трамвайных путей снижает количество ДТП, приво- количества сбоев в движении трамваев на участках дящих к задержкам на общественном транспорте в с обособлением и без.

Нах^

Каждый случай введения обособления должен разбираться индивидуально с использованием программ имитационного моделирования.

Для движения автомобилей должны сохранятся все условия, существующие и без выделения трамвайных путей: приведение ширины полос движения к нормативному значению и отсутствие сокращения существующего количества полос, которые используются сейчас при высоких интенсивностях для автомобильного движения, за исключением мест, где возможно наличие «бутылочного горлышка».

В качестве примера можно продемонстрировать существующие участки улично-дорожной сети г. Москвы, на которых отсутствует обособление.

В период с 2019 по 2022 г. на Симферопольском бульваре произошло 36 дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой задержки в движении трамваев в среднем на 34 минуты (рис. 2). За это время по данному участку можно было провести порядка 1500 пассажиров.

Этих потерь можно было бы избежать при введении на улице локальных мероприятий по разделению транспортных и трамвайных потоков.

Результаты имитационного моделирования показали (рис. 3, 4), что при введении обособления и организации разделяю-

щих островков с остановочными павильонами дорожно-транспортная ситуация не ухудшится, а скорость движения трамвая возрастет на 5-7 км/ч, что позволит сократить время в пути для пассажиров без ухудшения условий для движения автомобилей.

\

X

Болотниковская улица

Рисунок 2 - Карта ДТП

Существующая схема движения Проектная схема движения

Рисунок 3 - Тепловая карта скоростей

Введение адаптивного светофорного регулирования Дополнительный приоритет для движения общественного транспорта может предоставить введение на перекрестках системы адаптивного регулирования дорожного движения. Технология петлевых детекторов зарекомендовала себя в Европе, а сейчас вводится и в России.

Петлевые детекторы, представляющие собой рамки из одного-двух витков изолированного и защищенного от механических воздействий провода, закладываются под дорожное покрытие, при прохождении транспортного средства через рамку ее индуктивность меняется, и машина регистрируется [5].

На основе этой информации подсистемы светофорного объекта принимают решение о дальнейшем

режиме работы. Индукционные петли закладываются под проезжую часть на глубине 13-15 см. Петлевые детекторы перекрывают всю ширину полос движения для транспорта, поэтому проехать через них незамеченным невозможно. В случае возникновения аварии в диспетчерскую поступает сигнал, заложенные фазы включаются по умолчанию.

Алгоритм работы адаптивного регулирования заключается в распознавании подъезжающего к перекрестку трамвая с дальнейшей приоритезацией движения пешеходов для безопасного перехода к этому трамваю. Реализация принципа вызывных фаз приводит к оптимизации движения. Скорость трамвая на участках с таким регулированием возрастает в среднем на 15%.

Рисунок 4 - Перекресток с адаптивным регулированием движения в Москве

Организация остановочных пунктов ностей движения транспортного потока могут не заме-

Организация высадки пассажиров на проезжую тить место высадки/посадки пассажиров, отмеченное

часть характеризуется как высокоаварийное меропри- дорожной разметкой (рис. 5) [6]. ятие. Попутно двигающиеся водители в силу особен-

Рисунок 5 - Небезопасная трамвайная остановка

Важным мероприятием, способствующим повышению безопасности дорожного движения, является перенос остановочных пунктов с края проезжей части непосредственно к трамвайным путям с организацией пешеходных переходов с дополнительным освещением. Остановка выполняется в виде огороженного островка. Такие приподнятые платформы существенно сокращают время на посадку и высадку пассажиров, улучшают

их видимость и успокаивают движение трафика, снижая вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездом на пешеходов. Для повышения комфорта пользователей предлагается организация навеса «Сухие ноги» и стенки от брызг и пыли. Также каждый остановочный пункт необходимо снабдить табло с расписанием и картой маршрутов (рис. 6) [7].

Рисунок 6 - Пример безопасной остановки

Снижение нагрузки на улично-дорожную сеть за счет повышения привлекательности общественного транспорта - это одна из основных стратегических задач при достижении цели по оптимизации дорожного движения.

Анализ мероприятий по оптимизации движения рельсового городского наземного пассажирского транспорта выявил ряд проблем, связанных с обеспечением безопасности при посадке и высадке пассажиров. Предложенные технические и технологические решения позволят сделать поездки пассажиров городского транспорта не только быстрее и комфортнее, но и безопаснее, что в дальнейшем может привести к повышению транспортного спроса на данный вид передвижений.

Список источников:

1. Приказ Министерства транспорта РФ от 30 декабря 2021 г. № 482 «Об утверждении методических рекомендаций по оптимизации систем транспортного обслуживания городских агломераций, а также внедрению цифровых технологий оплаты проезда и мониторинга транспортного обслуживания населения» // СПС «ГАРАНТ» (дата обращения: 30.11.2022).

2. Валдин В.В., Горев А.Э., Болотина А.С. Рекомендации по обеспечению надежности общественного транспорта. Спб.: Коста. 2022. 142 с.

3. URL:http://www.vladtramvai.ru/?p=10935 (дата обращения: 14.11.2022).

4. URL: https://www.mosmetro.ru/news/detail/?news=-1565 (дата обращения: 20.11.2022).

5. URL: https://starina-chuk.livejoumal.com/637614. html (дата обращения: 05.11.2022).

6. uRL:https://city4people.ru/post/blog_33.html (дата обращения: 13.11.2022).

7. URL: https://www.dp.ru7a/2022/09/02/Bez_prava_ nalevo (дата обращения: 18.11.2022).

References:

1. Order of the Ministry of Transport of the Russian Federation № 482 dated 30.12.2021 «On approval of methodological recommendations on optimization of transport service systems of urban agglomerations, as well as the introduction of digital technologies for fare payment and monitoring of public transport services» // SPS «GARANT» (date of access: 30.11.2022).

2. Valdin V.V., Gorev A.E., Bolotina A.S. Recommendations for ensuring the reliability of public transport. SPb.: Kosta. 2022. 142 p.

3. URL:http://www.vladtramvai.ru/?p=10935 (date of access: 14.11.2022).

4. URL:https://www.mosmetro.ru/news/detail/?news=-1565(date of access: 20.11.2022).

5. URL: https://starina-chuk.livejournal.com/637614. html (date of access: 05.11.2022).

6. URL: https://city4people.ru/post/blog_33.html (date of access: 13.11.2022).

7. URL:https://www.dp.ru/a/2022/09/02/Bez_prava_ nalevo (date of access: 18.11.2022).

Информация об авторах

Ю.А. Короткова - кандидат технических наук, доцент кафедры «Организация и безопасность движения, интеллектуальные транспортные системы» ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)»

Р.Ф. Конишов - магистр кафедры «Организация и безопасность движения, интеллектуальные транспортные системы» ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)»

Контакты: Ленинградский проспект, д. 64, Москва, Россия, 125319 Information about the authors

Yu.A. Korotkova - Candidate ofTechnical Sciences, Associate professor of the department «Organization and safety of traffic, intelligent transport systems» Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI)»

R.F. Konishov - Master of the department «Organization and safety of traffic, intelligent transport systems» Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI)»

Contacts: Leningradsky Prospekt, d. 64, Moscow, Russia, 125319

Статья поступила в редакцию 01.12.2022; одобрена после рецензирования 08.12.2022; принята к публикации 14.12.2022. The article was submitted 01.12.2022; approved after reviewing 08.12.2022; accepted for publication 14.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.