Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА В ГОРОДАХ РОССИИ'

ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА В ГОРОДАХ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
110
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ / ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ / РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ / ПОДВИЖНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / МОБИЛЬНОСТЬ / URBAN TRANSPORT / PASSENGER TRANSPORT / DEVELOPMENT OF TRANSPORT SYSTEMS / MOBILITY OF POPULATION / MOBILITY

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Глозман О. С.

Планирование модернизации транспортной системы города или территории основывается на соотношении транспортных потоков и провозной способности видов транспорта. Задача транспортника-градостроителя сводится к прогнозированию транспортных потоков и подбору оптимального вида транспорта, способного перевезти нужное количество пассажиров.Транспортные потоки формируют люди, проживающие в городе, следовательно, численность населения города напрямую влияет на выбор транспорта. Транспортной стратегией РФ до 2030 г. предусмотрено развитие легкого рельсового транс-порта (ЛРТ) как приоритетного направления развития транспортной системы в крупных и крупнейших городах. На основе анализа транспортной системы г. Саратова было определено, что трамвайное движение является перспективным для развития общественного транспорта. Трамвайная сеть в Саратове по большей части проходит по выделенным линиям. В проекте генерального плана Саратова предусматривается строительство и модернизация сети легкого рельсового транспорта. Основные выводы данного исследования базируются на теоретических знаниях о транспортных системах городов и опыте автора, полученном при разработке Генерального плана города Саратова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of Development of Passenger Transport in Cities of Russia

Planning of modernization of the transport system of the city or territory is based on the ratio of traffic flows and carrying capacity of transport modes.The task ofthe transport-urban planner is to predict traffic flows and the selection of the optimal mode of transport that can carry the required number of passengers. Trafficflows are formed by people living in the city, therefore, the population of the city directly affects the choice of transport. The transport strategy of the RussianFederation until 2030 envisages the development of light rail transport (LRT) as a priority direction for the development of the transport system in large and largestcities. On the basis of the analysis of the transport system of Saratov, it was determined that tram traffic is promising for the development of public transport. Thetram network in Saratov, for the most part is on dedicated lines. The draft Master plan of Saratov provides for the construction and modernization of the networkof light rail transport. The main conclusions of this study are based on theoretical knowledge about the transport systems of cities and the author’s experiencegained when developing the Master plan of the city of Saratov.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА В ГОРОДАХ РОССИИ»

Градостроительство и архитектура

------ЖИЛИЩНОЕ ---

СТРОИТЕЛЬСТВО

Научно-технический и производственный журнал

УДК 656

О.С. ГЛОЗМАН, канд. техн. наук ([email protected])

ЦНИИП Минстроя России (119331, г. Москва, пр. Вернадского, 29)

Вопросы развития пассажирского транспорта

в городах России

Планирование модернизации транспортной системы города или территории основывается на соотношении транспортных потоков и провозной способности видов транспорта. Задача транспортника-градостроителя сводится к прогнозированию транспортных потоков и подбору оптимального вида транспорта, способного перевезти нужное количество пассажиров. Транспортные потоки формируют люди, проживающие в городе, следовательно, численность населения города напрямую влияет на выбор транспорта. Транспортной стратегией РФ до 2030 г. предусмотрено развитие легкого рельсового транспорта (ЛРТ) как приоритетного направления развития транспортной системы в крупных и крупнейших городах. На основе анализа транспортной системы г. Саратова было определено, что трамвайное движение является перспективным для развития общественного транспорта. Трамвайная сеть в Саратове по большей части проходит по выделенным линиям. В проекте генерального плана Саратова предусматривается строительство и модернизация сети легкого рельсового транспорта. Основные выводы данного исследования базируются на теоретических знаниях о транспортных системах городов и опыте автора, полученном при разработке Гзнерального плана города Саратова.

Ключевые слова: городской транспорт, пассажирский транспорт, развитие транспортных систем, подвижность населения, мобильность.

Исследование проведено в рамках НИР Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Работа «Формирование базовых стратегических направлений развития транспортной инфраструктуры городов России» выполняется в ФГБУ «Центральный научно-исследовательский и проектный институт Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России»).

Для цитирования: Глозман О.С. Вопросы развития пассажирского транспорта в городах России // Жилищное строительство. 2018. № 11. С. 16-19.

O.S. GLOZMAN, Candidate of Sciences (Engineering) ([email protected]) TSNIIP of RF Minstroy (29, Vernadskogo Avenue, Moscow, 119331, Russian Federation)

Issues of Development of Passenger Transport in Cities of Russia

Planning of modernization of the transport system of the city or territory is based on the ratio of traffic flows and carrying capacity of transport modes. The task of the transport-urban planner is to predict traffic flows and the selection of the optimal mode of transport that can carry the required number of passengers. Traffic flows are formed by people living in the city, therefore, the population of the city directly affects the choice of transport. The transport strategy of the Russian Federation until 2030 envisages the development of light rail transport (LRT) as a priority direction for the development of the transport system in large and largest cities. On the basis of the analysis of the transport system of Saratov, it was determined that tram traffic is promising for the development of public transport. The tram network in Saratov, for the most part is on dedicated lines. The draft Master plan of Saratov provides for the construction and modernization of the network of light rail transport. The main conclusions of this study are based on theoretical knowledge about the transport systems of cities and the author's experience gained when developing the Master plan of the city of Saratov.

Keywords: urban transport, passenger transport, development of transport systems, mobility of population, mobility.

The study was conducted within the research of the Ministry of Construction and Housing and Utilities of the Russian Federation. The work «Formation of the basic strategic directions of development of transport infrastructure of Russian cities» is carried out in the Federal State Budgetary Institution «Central Research and Design Institute of the Ministry of Construction and Housing and Utilities of the Russian Federation" (FSBI «TSNIIP of Minstroy of Russia»).

For citation: Glozman O.S. Issues of development of passenger transport in cities of Russia. Zhilishchnoe Stroitel'stvo [Housing Construction]. 2018. No. 11, pp. 16-19. (In Russian).

В отсутствие обоснованной теории о развитии транспортной системы городов российские города вынуждены «экспериментировать»: строить, а потом демонтировать монорельсовые дороги, оборудовать и через две недели отменять выделенные полосы общественного транспорта, оборудовать платные парковки, которые остаются невостребованными [1-3] Многие города России в своих стратегических направлениях по развитию транспортной инфраструктуры копируют московские тенденции,

1б| -

некоторые перенимают европейский опыт, не учитывая масштаба своего города. С целью оптимизации временных и финансовых затрат целесообразно сформировать базовые принципы, на основе которых могут приниматься необходимые меры по модернизации транспортного комплекса для городов, с учетом их особенностей. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, совместно с Российской академией архитектуры и строительных наук (РААСН) инициировало на-

^^^^^^^^^^^^^ И1'2018

Научно-технический и производственный журнал

Town planning and architecture

учно-исследовательскую работу «Формирование базовых стратегических направлений развития транспортной инфраструктуры городов России»; данная работа выполняется в ФГБУ «Центральный научно-исследовательский и проектный институт Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» (ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России»).

В последнее время специалисты все чаще обсуждают зависимость особенностей транспортной инфраструктуры от градостроительных характеристик городов. В частности, специалисты обращают внимание на зависимость вместимости подвижного состава в городах с различной численностью населения [1].

В советские времена при уровне автомобилизации 40 машин на 1 тыс. жителей специалисты-транспортники утверждали, что в городе с населением более 1 млн жителей необходимо строить метрополитен. Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», обеспеченность легковыми автомобилями в среднем по России составила 297 единиц на 1 тыс. жителей (по состоянию на 1 июля 2018 г.).

При этом в 41 субъекте РФ этот показатель выше общероссийского уровня. Наибольшая обеспеченность легковыми автомобилями отмечена в Карелии - 357 шт. на 1 тыс. жителей республики. Чуть ниже она в Московской и Калужской областях (по 355 шт.). Также наиболее «автомобили-зированными» регионами являются Псковская и Калининградская области: 354 и 353 шт. соответственно (На 1 тыс. россиян приходится 297 легковых автомобилей. https://www. autostat.ru/news/35771/. Дата обращения 20.09.2018).

Урбанизация обеспечивает стабильный рост численности городов, и к текущему моменту в Российской Федерации насчитывается 15 городов с населением более 1 млн человек. Из 15 городов-миллионников, метрополитен построен только в семи. При этом за последние 30 лет, автомобилизация выросла в 7,5 раз. Нужен ли по-прежнему метрополитен в городах-миллионниках или уже треть населения будет пользоваться автотранспортом?

Любопытный факт, выявленный в результате исследования транспортных систем: на наземном городском транспорте совершается больше поездок, чем на метрополитене. Даже в Москве, где метрополитен несравним по масштабу ни с одним другим российским метрополитеном, его пасса-жирооборот почти на 15% меньше, чем наземного транспорта [3].

Провозная способность городского пассажирского транспорта очень сильно различается - от 5 до 54 тыс. чело-

век в час у автобуса и метрополитена соответственно [4, 5]. Провозная способность основных городских видов транспорта представлена в таблице.

Специалисты по планированию транспортных систем городов из Лаборатории градопланирования им. М.Л. Петровича опубликовали «Рекомендации для решения транспор-тно-планировочных задач», где выделяют три категории городского общественного пассажирского транспорта. Виды транспорта специалистами разделены на категории в зависимости от обособленности относительно проезжей части улиц и пешеходных путей. Категория А - скоростные виды (полностью обособленные) - метрополитен и городские электрички. Категория В - ускоренные виды (частично обособленные) - ускоренный трамвай, автобус и троллейбус. Категория С - традиционные виды (движущиеся в общем потоке) - автобусы, троллейбусы, обычный трамвай (Лаборатория градопланирования им. М.Л. Петровича. Рекомендации для решения транспортно-планировочных задач. СПб., 2018. С. 108-110).

Важным аспектом увеличения провозной способности и повышения безопасности является оборудование пешеходных путей в разных уровнях. Наиболее комфортным с точки зрения движения пешеходов необходимо признать подземные пешеходные пути [6].

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что за последние десятилетия изменился не только уровень автомобилизации населения, но и существенно изменились характеристики видов транспорта. Путем модернизации существующих транспортных линий стало возможно увеличение провозной способности городского наземного пассажирского транспорта. В конце ХХ в. провозная способность наземного пассажирского транспорта оценивалась как 5 тыс. человек в час для автобуса и троллейбуса и 10-12 тыс. человек для трамвая. Сегодня благодаря развитию технологий подвозная способность наземного транспорта может достигать 25 тыс. пассажиров в час.

Увеличение провозной способности скоростного трамвая позволяет рекомендовать данный вид транспорта для городов-миллионников как альтернативу дорогостоящего метрополитена.

Группу скоростного рельсового транспорта, включающую скоростной трамвай, принято называть легкий рельсовый транспорт (ЛРТ). Современные технологии позволяют развивать различные виды скоростного уличного транспорта. Например, в г. Перми специалисты рекомендуют использовать железнодорожные линии для развития ЛРТ [7]. В российской градостроительной теории существуют описания достоинств таких видов ЛРТ, как магнитолевитационный транспорт [8], струнная дорога [9] и многие другие. Выбор варианта ЛРТ для конкретного города должен быть основан на анализе существующей транспортной инфраструктуры и оценки возможности ее модернизации.

Характерным примером служит формирование сети частично скоростного, частично ускоренного трамвая в последней редакции Генерального плана развития города Саратова.

Города Саратов и Энгельс представляют собой единое территориальное образование со сложившимися транспортными связями. Суммарная численность населения двух административных городов приближается к 1 млн человек.

Провозная способность видов транспорта

Вид транспорта Ориентировочная провозная способность, тыс. пассажиров в час пик

Метрополитен 40-54

Скоростной трамвай 20-25

Трамвай 12-18

Фуникулер 0,6

Маршрутное такси 0,6-4,5

Автобус 2,5-8

Троллейбус 3,5-4,7

11'2018

17

Градостроительство и архитектура

------ЖИЛИЩНОЕ ---

строительство

Научно-технический и производственный журнал

На момент начала разработки новой редакции генерального плана в городе ликвидировали одну за другой линии трамвая, высвобождая место под проезжую часть.

До настоящего момента основу пассажирского транспортного комплекса составляют МУПП «Саратовгор-электротранс», ГУП «Саратовтрансавто» и девять автобусных предприятий.

Всеми этими предприятиями обслуживаются 132 городских маршрута, в том числе 12 трамвайных, 12 троллейбусных и 108 автобусных (из них 71 обслуживается частными предпринимателями, 26 - ГУП «Саратовтрансавто»

Значительную долю в объеме перевозок пассажиров занимает городской электрический транспорт. На сегодняшний день городской электрический транспорт Сарато-

18| -

ва продолжает конкурировать с автомобильным в объемах перевозок пассажиров, обладая несомненными преимуществами в виде экологичности, пассажироемкости и экономичности (245 трамваев и 207 троллейбусов).

В результате анализа транспортной системы было определено, что трамвайное движение является перспективным для развития общественного транспорта. Трамвайная сеть в Саратове по большей части проходит по выделенным линиям, что благоприятно для модернизации.

В настоящее время более 45% всех внутригородских корреспонденций совершается на индивидуальном транспорте. В условиях сложившейся городской застройки и растущей автомобилизации населения в крупнейшем городе невозможно организовать автодорожную сеть, обеспечива-

^^^^^^^^^^^^^ И1'2018

Научно-технический и производственный журнал

Town planning and architecture

ющую все перспективные транспортные потоки. В связи с чем проектом Генерального плана предусмотрено стратегическое направление развития транспортной инфраструктуры города Саратов. Стратегически на перспективу преимущество должно быть отдано общественному транспорту.

Транспортной стратегией РФ до 2030 г. предусмотрено развитие легкого рельсового транспорта (ЛРТ) как приоритетного направления развития транспортной системы в крупных и крупнейших городах. В связи с чем в проекте Генерального плана города Саратова предусматривается строительство и модернизация сети легкого рельсового транспорта, представленная на рисунке.

Проектом предлагается модернизация всех трамвайных линий до параметров легкого рельсового транспорта, в том числе выделение рельсов в обособленное полотно с остановками и ограждениями, установка приоритетного для общественного транспорта цикла работы светофорных объектов и т. д. Модернизированная трамвайная инфраструктура должна быть дополнена новыми линиями рельсового транспорта, в том числе до нового аэропорта.

Список литературы

1. Володькин П.П., Пугачев И.Н. Влияние провозной способности городского пассажирского транспорта на уровень транспортного обслуживания населения // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). 2010. № 4. С. 121-127.

2. Чугуевская Е.С. Совершенствование системы стратегического и территориального планирования // Вестник МГСУ. 2016. № 3. С. 5-18.

3. Воробьев А.Э., Титов А.Ю., Гаврилин В.А., Меньшу-тин А.Ю., Бахирев И.А. Транспортная модель Московского региона. Сборник трудов «Вычислительные технологии в естественных науках. Методы суперкомпьютерного моделирования». Сер. Механика, управление и информатика. Москва, 2015. С. 49-62.

4. Трофименко Ю.В., Якимов М.Р. Транспортное планирование: формирование эффективных транспортных систем крупных городов. М.: Логос, 2013. 464 с.

5. Семенова О.С. Методология выявления зон размещения объектов многофункционального общественного пространства как части транспортной системы при функциональном зонировании подземной территории крупных городов // Градостроительство. 2014. № 2 (30). С. 62-68.

6. Семенова О.С., Комфорт пешеходных перемещений // Градостроительство. 2014. № 5 (33). С. 43-44.

7. Савельева Е.О. Рельсовый транспорт в постсоветских городах с линейно-расчлененной планировочной структурой (на примере г. Перми) // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета: Прикладная экология. Урбанистика. 2016. № 1 (21). С. 101-119.

8. Фёдорова М.В Скоростной городской транспорт для современной агломерации // Транспортные системы и технологии. 2015. № 1. С. 26-36.

9. Пасечник М.В Струнная дорога - альтернативный вид транспорта. Сборник научных трудов региональной научно-технической конференции «Развитие промышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры». Ханты-Мансийск, 2015. С. 112-117.

11'2018 ^^^^^^^^^^^^^^

Также настоящим проектом предусмотрено развитие легкого рельсового транспорта через Волгоградское водохранилище в город Энгельс. Тем самым поддерживается решение Генерального плана города Энгельса.

До момента разработки последней редакции Генерального плана Саратова в городе сложилось представление, что улучшить работу транспортной системы может только строительство метрополитена, на которое в бюджете города никогда не найдется средств.

Строительство сети скоростного трамвая в Саратове позволит сократить дорожные заторы на 30%, сократить время средней поездки по городу на 20%, повысить комфорт и безопасность дорожного движения.

Как видно из примера развития транспортной инфраструктуры Саратова, современные технические средства позволяют обеспечить качественное транспортное обслуживание на урбанизированной территории с численностью населения около 1 млн человек без строительства метрополитена.

References

1. Volod'kin P.P., Pugachev I.N. Influence of carrying capacity of urban passenger transport on the level of transport services of the population. Vestnik Moskovskogo avtomo-bilno-dorozhnogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo uni-versiteta (MADI). 2010. No. 4, pp. 121-127. (In Russian).

2. Chuguevskaya E.S. Improvement of the system of strategic and spatial planning. Vestnik MGSU. 2016. No. 3, pp. 5-18. (In Russian).

3. Vorobyov A.E., Titov A.Y., Gavrilin V.A., Men'shutin A.Y., Bahirev I.A. Transport model of the Moscow region. Collection of works "Computing technologies in natural Sciences. Methods of supercomputer modeling". Ser. "Mechanics, control and Informatics". Moskow. 2015, pp. 49-62. (In Russian).

4. Trofimenko Y.V., YAkimov M.R. Transportnoe plan-irovanie: formirovanie effektivnykh transportnykh sistem krupnykh gorodov [Transport planning: the formation of efficient transport systems of large cities]. Moscow: Logos. 2013. 464 p.

5. Semenova O.S. Methodology of project arrangement zones in multifunctional public spaces as a part of the transportation system under specific land use of underground spaces in major cities. Gradostroitel'stvo. 2014. No. 2 (30), pp. 62-68. (In Russian).

6. Semenova O.S. Comfort of pedestrian travel. Gradostroitel'stvo. 2014. No. 5(33), pp. 43-44. (In Russian).

7. Savel'eva E.O. Rail transport in post-Soviet cities with a linearly dissected planning structure (the example of Perm). Vestnik Permskogo nacional'nogo issledovateiskogo po-litekhnicheskogo universiteta. Prikladnaya ehkologiya. Ur-banistika. 2016. No. 1 (21), pp. 101-119. (In Russian).

8. Fyodorova M.V High-speed city transport for modern agglomeration. Transportnye sistemy i tekhnologii. 2015. No. 1, pp. 26-36. (In Russian).

9. Pasechnik M.V String road - an alternative mode of transport. Collection of scientific works of the regional scientific and technical conference "Development of the industrial complex of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra". Khanty-Mansiisk. 2015, pp. 112-117. (In Russian).

- 19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.