Оптимизация деятельности медицинских организаций путём внедрения бережливого производства
да
о
CS
<в Ol
О Ш
m х
<
m о х
X
Фенютина Валерия Аркадьевна,
магистрант, кафедра менеджмента, ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана», [email protected]
Бреусов Алексей Васильевич,
доктор медицинских наук, профессор, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», кафедра общественного здоровья, здравоохранения и гигиены, [email protected].
Существующая система здравоохранения в Российской Федерации требует значительных изменений, связанных с реорганизацией текущих процессов оказания медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях страны, поэтому тема внедрения принципов бережливого производства в сферу здравоохранения является крайне актуальной на сегодняшний день. Бережливое здравоохранение нацелено на повышение доступности и качества медицинской помощи населению за счет оптимизации процессов и устранения потерь.
Основными задачами лечебно-профилактического учреждения в рамках внедрения концепции бережливого производства являются повышение удовлетворенности потребителей медицинских услуг, качества и производительности труда медицинского персонала. Необходимость реализации данных задач вызвана длительным временем пребывания граждан в поликлинике при проведении исследований, неравномерной нагрузкой специалистов медучреждений, очередями в регистратуре, заполнением большого количества различных бумажных бланков и обработкой излишней информации. Проведенное исследование позволило подтвердить актуальность бережливого производства и возможность экстраполяции его принципов на сферу здравоохранения, а также рассмотреть лучшие результаты организации «бережливых» клиник за рубежом, которые могли бы стать ролевыми моделями при внедрении бережливого производства в отечественные медицинские организации. Текущим статусом организации бережливого здравоохранения явлется создание государственного проекта, с помощью которого медицинские учреждения могут получить заметную экономию по всем статьям расходов, улучшив доступность и качество оказываемой медицинской помощи.
Ключевые слова: бережливое производство, менеджмента медицинского учреждения, поток, ценность, потери, оптимизация работы организации, совершенствование медицинской деятельности.
Актуальность бережливого производства
Концепция бережливого производства подразумевает под собой исключение из деятельности организации всех действий, которые не несут никакого вклада в поток создания ценности [1]. Поток создания ценности - это ключевые потоки сотрудников, материалов и информации, необходимые для доставки продукта или услуги конечному пользователю, и расположенные последовательно в общем бизнес-процессе [2, 3, 4].
Бережливое производство фокусируется на производственном подходе, носит клиенто-ориентированный характер и основано на ликвидации услуг, запасов и операций, которые не несут ценности для клиента. За счёт упрощения бизнес-процессов производственный цикл становится более эффективным и качественным, при этом менее длительным и дорогостоящим. Бережливое производство - это философия управления процессами, основанная на производстве и технологиях.
Первоначально этот подход был основан на системе производственных линий автомобильной компании Toyota и представлял собой систему непрерывного улучшения процессов, состоящую из структурированного управления запасами и методов сокращения отходов. Сегодня бережливое производство как методология повышения качества применяется во многих отраслях, таких как:
• Машиностроение;
• Информационные технологии;
• Логистика;
• Банковские услуги;
Кроме того, принципы бережливого производства в последнее время начали активно внедряться и в медицинские организации. Успех зависит от того, насколько точно учитываются все особенности сферы здравоохранения и конкретного лечебно-профилактического учреждения.
Целью работы является исследование особенностей применения методов бережливого производства в здравоохранении и анализ текущих результатов организации «бережливых» клиник за рубежом и в РФ.
Для достижения цели необходимо решить ряд частных задач:
• Провести анализ литературы по проблеме бережливого производства;
• Исследовать особенности применения принципов бережливого производства в здравоохранении;
• Изучить результаты внедрения бережливого производства в зарубежные клиники;
• Проанализировать текущий статус и планируемые результаты внедрения принципов бережливого производства в российское здравоохранение.
1. Применение принципов бережливого производства в здравоохранении
Внедрение концепции бережливого производства в учреждения здравоохранения оказывает положительное влияние как на административные, так и на клинические процессы медицинской организации [5, 6]. Поток создания ценности выстраивается, исходя из потребностей пациентов и направлен на совершенствование внутренних процессов клиники и деятельности медицинских работников во время приёма пациента, проведения диагностики, лечения, реабилитации, оформления выписки. Совершенствование достигается за счёт внедрения приципов бережливого производства (табл. 1):
Бережливое здравоохранение - это концепция создания и развития системы охраны здоровья граждан, которая позволяет достичь наилучшего уровня качества, затрат и сроков оказания медицинской помощи, и, соответственно, устойчивого развития данной системы. Повышение доступности и качества медицинской помощи населению осуществляется за счет оптимизации процессов и устранения потерь [7]. Потерями в медицине, согласно концепции бережливого производства, принято считать действия и ресурсы, которые не добавляют ценности общему процессу оказания медицинской помощи пациенту. В ходе анализа проблем, испытываемых медицинской организацией в процессе осуществления деятельности, была составлена классификация типов потерь в сфере здравоохранения (табл.2):
В целях сокращения приведенных выше потерь могут использоваться следующие инструменты [8, 9]:
• Картирование
Картирование представляет собой составление четкой структуры («карты») потоков (материальных и информационных) конкретного процесса в ходе создания ценности. Данный метод помогает проанализировать все операции и выявить, на каких этапах происходят потери. В медицинской организации данный способ может применяться путём создания «дорожной карты» при внедрении концепции бережливого производства.
• Система «5С»
Система включает в себя 5 последовательных шагов , направленных на улучшение эффективности рабочих процессов и культуры производства. Каждый шаг системы начинается с буква «С»: сортируй, соблюдай порядок, содержи в чистоте, стандартизируй, совершенствуй. Данная
система хороша применима при организации рабочих мест и медицинских кабинетов.
• Канбан
Метод канбан особенно эффективно применяется в систем управления запасами организации и заключается в принципе поставок исключительного количества продукции, требуемого потребителю, с минимальным количеством запаса. В медицинской деятельности метод подходит для эффективного и точного расчета потребности подразделений в лекарствах и медизделиях. В результате резервы пополняются вовремя и не создаются лишние запасы препаратов.
Таблица 1
Принцип Применение в здравоохранении
Ценность Ценность должна быть определена с точки зрения конечного пользователя, т.е. пациента. В данном случае применяется правило «Думай, как заказчик».
Поток создания ценности Каждый этап в потоке должен создавать ценность для клиента. Если этап не добавляет ценности, он должен быть переработан или исключен. Например, процесс получения талонов на приём к специалисту в регистратуре занимает много времени, поэтому должен быть переработан путём внедрения возможности электронной регистрации.
Непрерывность потока Выравнивание пропускной способности процессов/операций позволяет организовать непрерывный поток создания ценности и эффективно выполнять заказы потребителей с минимально необходимым количеством материальных и производственных активов в минимальные сроки (непрерывная обработка без задержек и ожиданий). В случае с медицинским учреждением необходимо выстроить поток так, чтобы исключить не создающие ценность этапы, такие как перемещение пациентов и персонала между подразделениями, длительное ожидание результатов исследования, длительное перемещение материала до лаборатории и т.д.
Вытягивание Вытягивание - метод управления, при котором ораганизация производит ровно столько продуктов/услуг, сколько требуется потребителю. Медицинский персонал должен давать пациенту столько услуг, сколько ему нужно, и только тогда, когда ему это нужно - в таком случае рабочий процесс выстроен правильно.
Визуализация Главная задача визуализации — информировать простым и понятным способом, чтобы пациент или медработник могли за 30 секунд увидеть информацию и понять, на что обратить внимание, чтобы принять решение. Например, пациент не тратит время на поиски кабинета, а быстро доходит до места по наглядно обозначенному маршруту. Или медработник четко видит, где лежат запасы ме-дизделий, например шприцы или катетеры.
Постоянное совершенствование Устойчивая тенденция к улучшению заключается в регулярной поддержке и анализе результатов проведенных мероприятий по внедрению бережливого производства, организации семинаров по планированию дальнейших действий в области совершенствования деятельности клиники.
Стандартизация работы Построение четкого алгоритма включает в себя последовательность и продолжительность цикла операций, а также количество необходимых для работы ресурсов - материалов, сотрудников, медицинских аппаратов.
Таблица 2
Тип потери Описание Пример
Некорректность совершаемых операций Ошибочное проведение диагностики, ошибка при назначении лекарственного аппарата или его неверная дозировка, неправильная настройка медицинского аппарата. В машине «скорой помощи» специалистам не удалось подключить аппарат искусственной вентиляции лёгких, что привело к смерти пациента по пути в больницу.
Ожидание Ожидание в очереди в регистратуру, ожидание очереди на приём к специалисту, сотрудники, ожидающие следующией задачи из-за неравномерной загрузки, врачи, ожидающие результатов анализов пациентов. Ожидание в очереди в регистратуру может достигать 30 мин, что, очевидно, является временной потерей для пациента и сокращает эффективность его пребывания в поликлинике.
Излишние процессы Назначение лишних анализов, заполнение ненужных документов, хирургическое вмешательство вместо медицинской альтернативы с одинаковым результатом. Заказ сложного исследования (МРТ), когда достаточного простого (Рентген).
Ненужная транспортировка Транспортировка биоматериала для исследований между корпусами больницы, перемещение пациента из кабинета в кабинет или из отделения в отделение, перемещение лекарств со склада туда, где они не требуются в ближайшее время. Время на транспортировку от отделения до лаборатории и обратно задерживает результаты анализов и, как следствие, назначение лечения.
Излишние запасы Неиспользуемая техника, напечатанные с запасом формы и бланки, закупленные с запасом расходные материалы и лекарства. Избыточная закупка лекарств приводит к долгому времени их хранения и истечению срока годности.
Перепроизводство Наличие всего персонала в часы непиковой загрузки. Неэффективное использование ресурсов влечёт за собой потери.
Перемещение Кабинеты специалистов располагаются не в соответствии с потоком процесса обследования, оборудование и инструменты находятся не в месте использования. Неправильная логистика ресурсов приводит к временным потерям, задержкам и простоям в общем процессе.
Человеческий потенциал Неправильное использование человеческого потенциала менеджерами медицинской организацией приводит к тому, что люди занимаются деятельностью ниже/выше, чем их квалификация, у сотрудников отсутствует мотивация и вовлечённость. Несоответствие квалификации сотрудника занимаемой должности может повлечь за собой врачебные ошибки, либо неполное использование ресурсов сотрудника.
<
т о х
X
• Визуализация
Метод визуализации позволяет информировать сотрудников и/или потребителей о том, как должна выполняться определенная последовательность действий. Также с помощью метода
визуализации может выполняться схема размещения кабинетов в медицинском учреждении или разрабатываться система расположения медицинского оборудования в операционной.
2. Результаты внедрения бережливого производства в зарубежное здравоохранение и их обсуждение
В целях анализа лучших образцов внедрения принципов бережливого производства в сферу здрафоохранения был проведён бенчмаркинг зарубежных клиник, которые максимально эффективно применяют бережливое производство как основу для построения процессов в организации. Бенмаркинг показал, что лидером бережливого здравоохранения является США. Крупные американские клиники с успехом разрабатывают собственные методики совершенствования деятельности лечебно-профилактических учреждений на базе инструментов бережливого производства (табл.3), проводят вебинары и очные тренинги для врачей и административного персонала национальных и зарубежных госпиталей.
Анализ показывает, что все клиники отмечают экономическую эффективность от совершенствования деятельности за счёт внедрения принципов бережливого производства - эффективность достигается за счёт оптимизации загрузки персонала, исключения простоя оборудования, сокращения времени на проведение клинических процедур и внедрения определённых стандартов в рабочий процесс лечебно-профилактического учреждения.
Обсуждение полученных результатов: Зарубежная практика организации бережливого здравоохранения показывает исключительно положительные результаты, позволяя сократить издержки и исключить не добавлющие ценность этапы в операционных процессах лечебно-профилактических учреждений. Совершенствование деятельности зарубежных клиник путём внедрения бережливого производства приводит к повышению удовлетворённости пациентов и оптимизации загрузки персонала, что позволяет обеспечить населению качественную и оперативную медицинскую помощь. Грамотная организация рабочего процесса, отсутствие простоев оборудования, электронная система документооборота и фокус на правильную постановку диагноза при проведении только необходимых исследований обеспечивают увеличение пациентопотока и оптимизацию затрат клиники.
3. Текущий статус и планируемый результат внедрения принципов бережливого производства в российское здравоохранение
Проект "Бережливая поликлиника" реализуется в России с октября 2016 года совместно с госкорпорацией "Росатом". С 2019 года проект по внедрению новой модели медицинской организации с пе-
реходом на "бережливые" технологии стал частью одного из восьми федеральных проектов национального проекта "Здравоохранение" [10].
Таблица 3
Бенчмаркинг зарубежных практик внедрения принципов бережливого производства в здравоохранение
Mayo Clinic, Ро-честер, Миннесота, США
Cleveland Clinic, США
Клиника
Применение системы «Шесть сигм» в деятельность клиники, которая реализуется посредством внедрения:
Системы оценки рисков при приёме пациентов
Стандартизированного протокола для диагностического тестирования, оценки и лечения, основанного на четких предписаниях при различных уровнях рисков
Стандартизированной модели медицинской помощи для каждого уровня риска (определенные роли и процедуры для лечащих врачей, медсестёр, диетологов и пр. медицинского персонала)
Специальных слотов загрузки персонала под клинические испытания «по требованию»
Системы координации работы клинических ассистентов, что позволило сократить объём ошибок, улучшить взаимодействие персонала и повысить удовлетворённость пациентов
Massachus etts
General Hospital, Бостон, США
Модель улучшений, основанная на бережливом призводстве. Модель улучшений состоит из 4 секторов
Организационна ориентация Визуальный менеджмент Решение проблем Стандартизация Для каждого сектора выделяются ключевые цели для руководства клиники, главных врачей и персонала клиники, а также применяются стандартизированные инструменты бережливого производства.
Mary
Greeley
Medical
Center,
Айова,
США
Johns
Hopkins
Hospital,
Балтимор,
США
Внедрённая методика
Использование принципов бережливого производства при создании центра протонной терапии. Столкнувшись с необходимостью лечение большого количества онкологических больных, руководством госпиталя было принято решение построить работу протонного центра с учетом принципов бережливого производства для достижения наибольшей эффективности и отсутствия простоев оборудования.
В отделение радиационной онкологии была внедрена новая электронная система цифорвой визуализации, электронное планирование и управление изображениями в базе данных._
Внедрение общесистемной структуры для повышения производительности медицинского центра при использовании инструментов бережливого производства.
Руководство клиники выделило «Топ-10 рабочих процессов», требующих внедрения новой методо-погии и улучшения показателей. Клиника использовала проектный подход к работе с улучшениями и постепенно внедрила надежную методолгию непрервного совершенствования. Реузультаты клиники позволяют оценить экономическую выгоду от внедрения подходов бережливого производства (около 700 000$ в год) и исключение не добавляющих ценности этапов (около 5 000 часов в год).
Внедрение бережливого подходов позволило клинике сократить потери и добиться улучшений процессов в следующих областях:
Оптимизация процессов исследований крови Обеспечение безопасности МРТ Сокращение времени на проведение клинических процедур в области неврологии_
Модель российской "бережливой поликлиники" создается на основе девяти блоков критериев. Первый блок критериев касается перераспределения потоков пациентов, второй и третий блоки - качества пространства и вовлеченности медицинского персонала в улучшение процессов. Инициативность и вовлеченность персонала учреждения в процесс внедрения бережливых технологий является одним из важнейших условий успешной реализации проекта. Следующие блоки критериев включают стандартизацию процессов, доступность медицинской помощи, формирование системы управления, эффективность использования оборудования и другие.
По данным исследований, создание государственного проекта «Бережливая поликлиника» и внедрение бережливого производства в российское здравоохранение позволит достичь следующих показателей [11, 12]:
• Ликвидация очередей на приём к специалистам;
• Сокращение времени забора биологического материала до 50%;
• Оптимизация времени лабораторных источников до 70%;
• Оптимизация и сокращение внедреннего документооборота до 50%;
• Увеличение пропускной способности медицинского учреждения по профилактическим видам услуг до 50%;
• Ускорение выдачи документов (рецептов, справок) до 90%;
• Прогнозирование складских запасов медпре-паратов и сопутствующих материалов позволяет экономить от 15 миллионов рублей в год.
Заключение
В заключение стоит отметить, что при внедрении концепции бережливого производства медицинские учреждения могут получить заметную экономию по всем статьям расходов, при этом улучшить доступность и качество оказываемой медицинской помощи. Применение методов бережливого производства позволит оперативно решать возникающие проблемы, предупреждать их появление, а иногда и опережать требования пациентов, тем самым быстро реагируя на какие-либо нововведения. Проект «Бережливая поликлиника» нацелен на повышение доступности и качества медицинской помощи населению за счет оптимизации процессов и устранения потерь, поэтому является крайне актуальной реформой в системе отечественного здравоохранения.
Литература
1. Womack J. P., Jones D.T. Banish Waste and Create Wealth in Your Corporation. M.: Alpina Business Books, 2018; 473 p. (Вумек Д., Джонс Д. Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. М.: Альпина Бизнес Букс, 2018; 473 с.).
X X О го А С.
X
го m
о
ю 6
м о
to
а>
о
es
to
OI
О Ш
m
X
3
<
m о x
X
2. ГОСТ Р 56020-2014 Бережливое производство. Основные положения и словарь.
3. ГОСТ Р 56407-2015 Бережливое производство. Основные методы и инструменты.
4. ГОСТ Р 57522-2017 «Бережливое производство. Руководство по интегрированной системе менеджмента качества и бережливого производства».
5. The Five Principles of Lean Thinking . LeanUniversity.
http://www.cardiff.ac.uk/lean/principles/ (19
December 2018).
6. Defects of medical care and medical errors. http://www.zdrav.ru/articles/practice/detail.php?ID=76 866 (Дефекты медицинской помощи и врачебные ошибки.
http://www.zdrav.ru/articles/practice/detail.php?ID=76 866).
7. Using industrial processes to improve patient care. Young T. et al. Bmj. 2004.№ 328. p. 162-164.
8. Endsley S. Creating a lean practice / S.Endsley, M.K.Magill, M.M.Godfrey // Family practice management. 2006. № 13; p.34.
9. Lean management in Healthcare. http://lean-kaizen.ru/article/medicine/berezhlivyj-menedzhment-v-zdravookhranenii.html (19 December 2018).
10.Report of the Ministry of Health of the Russian Federation on the creation of a Project Office for the application of lean production methods in the medical services sector. (Доклад Минздрава РФ о создании при ведомстве Проектного офиса по применению методов бережливого производства в сфере медицинских услуг.).
11.Burikin I.M., Vafin A.Yu. Hafizyanova R.Kh. (Бурыкин И.М., Вафин А.Ю.,Хафизьянова Р.Х. Improving the efficiency of healthcare management of institutions in modern conditions based on the principles of lean production. 2013. № 7-3. p. 523529;) (Повышение эффективности менеджмента учреждений здравоохранения в современных условиях на основе принципов бережливого производства. Фундаментальные исследования. 2013. № 7-3. c. 523-529).
12.Ministry of Health will develop a model of "lean clinic" before the end of the year.
https://tass.ru/nacionalnye-proekty/6338113 (Минздрав до конца года разработает модель "бережливой поликлиники"
https://tass.ru/nacionalnye-proekty/6338113 )
Optimization of medical organization activities by
implementation of lean-production Fenyutina V.A., Breusov A.V.
Bauman Moscow State Technical University The existing health care system in the Russian Federation requires significant changes related to reorganization of current processes of providing medical care in health care facilities in the country, therefore the topic of introducing lean manufacturing principles in the health care sector is extremely
relevant today. Lean healthcare is aimed at increasing the availability and quality of medical care to the population by optimizing processes and eliminating losses.
The main objectives of medical facilities in the process of lean production implementation are to increase customer satisfaction of medical services, reduce loss of medical personnel effectiveness, improve quality and productivity of labor. The necessity of these tasks realization is caused by unreasonably long residence time of patients in the clinic, unbalanced load of medical specialists, queues at the registry, filling in various paper forms and processing unnecessary information.
The research confirmed the relevance of lean manufacturing and the possibility of extrapolating it's principles to healthcare, as well as to consider the best results of the organization of "lean" clinics abroad, which can become role models in lean manufacturing principles implementation into domestic medical organizations. Current status of lean healthcare implementation in Russian is creation of the state project, which is going to allow medical organizations to obtain significant savings, improve availability and quality of medical care provided.
Key words: lean manufacturing, management of a medical institution, flow, value, loss, optimization of organization's work, improvement of medical activities.
References
1. Womack J.P., Jones D.T. Banish Waste and Create Wealth in
Your Corporation. M .: Alpina Business Books, 2018; 473 p. (Vumek D., Jones D. Lean Manufacturing: How to get rid of losses and achieve the prosperity of your company. Moscow: Alpina Business Books, 2018; 473 p.).
2. GOST R 56020-2014 Lean manufacturing. The main provisions
and vocabulary.
3. GOST R 56407-2015 Lean manufacturing. Basic methods and
tools.
4. GOST R 57522-2017 "Lean production. A Guide to an Integrated Quality Management and Lean Production System.
5. The Five Principles of Lean Thinking. LeanUniversity. http://www.cardiff.ac.uk/lean/principles/ (19 December 2018).
6. Defects of medical care and medical errors. http://www.zdrav.ru/articles/practice/detail.php?ID=76866 (Defects of medical care and medical errors. http://www.zdrav.ru/articles/practice/detail.php?ID=76866 ).
7. Using industrial processes to improve patient care. Young T. et
al. Bmj. 2004. No. 328. p. 162-164.
8. Endsley S. Creating a lean practice / S.Endsley, M.K.Magill,
M.M.Godfrey // Family practice management. 2006. No. 13; p.34.
9. Lean management in Healthcare. http://lean-kaizen.ru/article/medicine/berezhlivyj-menedzhment-v-zdravookhranenii.html (19 December 2018).
10. The Ministry of Health of the Russian Federation. (Report of the Ministry of Health of the Russian Federation on the establishment of a Project Office for the application of lean production methods in the field of medical services under the Office.)
11. Burikin I.M., Vafin A.Yu. Hafizyanova R.Kh. (Burykin, IM, Vafin, A.Yu., Khafizyanova, R.Kh., 2013. No. 7-3. P. 523-529; (Improving the efficiency of the management of healthcare institutions in modern conditions based on the principles of lean production. Fundamental research. 2013. No. 7-3. C. 523-529).
12. Ministry of Health will develop a model of "lean clinic" before the end of the year.
https://tass.ru/nacionalnye-proekty/6338113 (The Ministry of Health will develop a "lean clinic" model by the end of the year https://tass.ru/nacionalnye-proekty/6338113)