Научная статья на тему 'Оптимальное управление двухсекторной экономикой'

Оптимальное управление двухсекторной экономикой Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
300
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВУХСЕКТОРНАЯ ЭКОНОМИКА / ОПТИМАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МАГИСТРАЛЬ / ПРИНЦИП МАКСИМУМА ПОНТРЯГИНА / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ / НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ / TWO-SECTOR ECONOMY / OPTIMUM CONTROL / HIGHWAY / PONTRYAGIN MAXIMUM PRINCIPLE / PRODUCTION FUNCTION / NON-PRODUCTIVE CONSUMPTION

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Параев Юрий Иванович

Получено аналитическое решение динамической задачи оптимального управления двухсекторной экономикой на конечном интервале времени. Управление заключается в распределении произведённого продукта на накопление (инвестирование) и непроизводственное потребление. Задача состоит в выборе такого управления, при котором обеспечивается максимум суммарного потребления за планируемый конечный интервал времени. Решение получено с помощью принципа максимума Понтрягина. Найдена магистраль участок сбалансированного равновесного состояния экономики. Решены задачи оптимального выхода на магистраль и оптимального схода с магистрали. Во всех случаях управления оказываются кусочно-постоянными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Параев Юрий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimal control two-sector economy

The analytical solution of a dynamic problem of optimum control by the two-sector economy on a finite interval of time is received. Control consists in distribution of the produced product into accumulation (investment) and non-productive consumption. The problem consists in selecting such a control, at which, for a planned finite interval of time, the maximum of non-productive consumption is provided. Both sectors of economy are characterized by the values: k is the fixed capital, U is the labor resources, and Y t are the Cobb-Douglas production functions (i = 1,2). The Y, is the gross product produced by the i-th sector at a time, i.e. Y iAt is gross product produced during At. As a result, we obtain a system of equations describing the behavior of the two-sector economy к = к 1 + W 1, к 1(0) = к 10 > 0, к2 = Ml к2 + W2 ,к2 (0) = к20 > 0 С = 5С + W 3, С(0) = 0. Here, C(t) is non-productive consumption, ц (>0) is damping coefficients, 5 (>0) is discount rate, W 1, W 2, W 3 are shares of gross product, aimed at investing sectors of the economy and an increase in non-productive consumption. Control by the two-sector economy consists in choosing values W 1, W 2, W 3. In this paper, we consider such distributions of gross product when W 1, W 2, W 3 are shares of the total gross domestic product produced by both sectors, i.e. Wi=Ui(Y1+Y 2) (=1,2,3), where u 1+u 2+u 3=1, 03=1-u 1-u 2. In this case, the non-productive consumption in the interval [0, T] is equal to т т J = J e 5-t) W 3 (t) dt = J e 5-t )(1 u 1 u 2) Y (t)dt. 0 0 In the interval [0, T], the main problem is to find such controls u 1 and u 2, subjected to the restrictions, under which this functional is maximized. The problem solution is carried out by using the Pontryagin maximum principle. Since the Hamiltonian is linear with respect to the controls u 1 и u 2, then, as shown, there are the special controls u 1oc and u 2oc when the capital of both sectors remains constant. The interval [t 1, t 2], in which the special control takes place, corresponds to a site of the balanced equilibrium state of the economy, which is called as the highway. As a result, in all cases the optimal control is piecewise and constant. The interval [0, T] is broken into three parts: [0, t 1] is an exit to the highway, [t 1, t 2] is the highway, [t 2, Т] is a descent from the highway. The problems of the optimal exit to the highway and optimal descent from the highway are solved. The exit to the highway is carried out by the relay control with one switching point. At a descent from the highway, the produced product is invested only in one sector of economy depending on task parameters. Also, obtained results allow to formulate necessary conditions of optimum control existence for our problem, i.e. restrictions on the length of a interval [0, T], the entry conditions, and the model parameters. These conditions are connected with need of fulfillment of the inequalities 012

Текст научной работы на тему «Оптимальное управление двухсекторной экономикой»

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2014 Управление, вычислительная техника и информатика № 3 (28)

УПРАВЛЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ

УДК 658.512

Ю.И. Параев

ОПТИМАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДВУХСЕКТОРНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

Получено аналитическое решение динамической задачи оптимального управления двухсекторной экономикой на конечном интервале времени. Управление заключается в распределении произведённого продукта на накопление (инвестирование) и непроизводственное потребление. Задача состоит в выборе такого управления, при котором обеспечивается максимум суммарного потребления за планируемый конечный интервал времени. Решение получено с помощью принципа максимума Понтрягина. Найдена магистраль - участок сбалансированного равновесного состояния экономики. Решены задачи оптимального выхода на магистраль и оптимального схода с магистрали. Во всех случаях управления оказываются кусочно-постоянными.

Ключевые слова: двухсекторная экономика; оптимальное управление; магистраль; принцип максимума Понтрягина; производственная функция; непроизводственное потребление.

В модели двухсекторной экономики рассматриваются два сектора с различными технологиями производства продукции [1—4]. Обычно в одном из секторов производятся средства производства, а в другом — предметы потребления. Управление экономикой состоит в распределении произведенного продукта на инвестирование секторов экономики и на непроизводственное накопление. Задача заключается в выборе такого управления, при котором обеспечивается максимум непроизводственного накопления за планируемый конечный интервал времени. С помощью принципа максимума Понтрягина получено аналитическое решение задачи. Найдена магистраль - участок сбалансированного равновесного состояния экономики. Решены задачи оптимального выхода на магистраль и оптимального схода с магистрали. На всем интервале времени управления оказываются кусочно-постоянными.

1. Постановка задачи

Оба сектора экономики характеризуются следующими величинами: к, - основной капитал, l, — трудовые ресурсы и Yi(ki,li) — производственные функции (i = 1,2). Значение Y,i = Yi(ki,li) есть валовой продукт, произведенный i-м сектором в единицу времени, т.е. Y,At есть валовой продукт, произведенный за время At. В результате получаем систему уравнений, описывающую поведение двухсекторной экономики:

к =—^ к +wb к1(0)=kw >о,

к2 = — Ц2к2 + W2, к2(0) = к20 >0, (1)

С = ÔC + W3, С(0) = 0.

Здесь C(t) — непроизводственное потребление, (>0) - коэффициенты амортизации, ô (>0) — норма дисконтирования, W1, W2, W3 — доли произведенного валового продукта, направленные на инвестирование секторов экономики и на увеличение непроизводственного потребления. Если считать, что все трудовые ресурсы постоянны и равны l0, то А = Sl0 и l2 = (1 —S)l0, где S —коэффициент перераспределения.

где

Управление двухсекторной экономикой заключается в выборе величин Ж1, Ж2, Ж3 и Возможны два варианта распределения произведенного валового продукта:

1. Ж1, Ж2, Ж3 - доли суммарного валового продукта, произведенного обоими секторами, т.е.

Ж, = и,У (/ = 1,2,3),

У = Г1+Г2, м1+м2+м3 = 1, 0 < и, < 1, и3 = 1-и1-и2. (2)

2. Валовой продукт, произведенный каждым сектором, распределяется раздельно, т.е.

Ж, = илУх+и12У2 (, = 1,2,3),

где

Щк+Щк+Щк = 1, о < и,к< 1, изк = 1-ии -и2к,, = 1,2,3, к = 1,2. Например, в модели, приписываемой К. Марксу, продукт, произведенный в 1-м секторе, идет на инвестирование 1-го и 2-го секторов. Продукт, произведенный во 2-м секторе, идет на инвестирование 2-го сектора и на увеличение непроизводственного потребления. В этом случае и31 = и12 = 0.

Далее будем рассматривать только 1-й вариант. При этом для простоты будем предполагать, что трудовые ресурсы постоянны и не перераспределяются между секторами.

В этом случае непроизводственное потребление на интервале времени [0,7] равно

Т Т

J = | е5(Т-оЖ3(0^ = | е5(Т"°(1 - и1 - и2)У(0Л. (3)

о о

Основная задача: в течение интервала времени [0,7] найти такие управления и, (, = 1,2,3) с учетом (1) и (2), при которых функционал (3) максимален.

Производственные функции выбираются в форме Кобба-Дугласа Yi (к, , ^ ) = Ак^'ф (, = 1,2). Здесь А, - масштаб темпа производства (А, > 0), а, - коэффициент эластичности по основным фондам, Р,- - коэффициент эластичности по трудовым ресурсам, причем а,+Р,- = 1, а,, Р,- > 0, р,- = 1-а,-. Поскольку трудовые ресурсы предполагаются постоянными, то У, (к, , ^ ) = А,к,<а на всем интервале времени.

2. Применение принципа максимума Понтрягина

При применении принципа максимума Понтрягина сначала на основании (1) и (3) составляется функция Гамильтона

Н {к^ к2, рь P2, ul, и2) = = р1( - ц к1 + и1У) + р2( - ц2 к2 + и2У) -е5(Т_?)(1 -и1 - и2)У,

где р^О и р2(0 - вспомогательные переменные, которые удовлетворяют уравнениям

дН

Р, =-~ = ^Рг -УМ Р1 +и2р2 -е5(Т"?)(1 -и1 -и2)], р, (Т) = 0. (5)

дк,-

дУ

Здесь У' = = аДка-,, = 1,2.

, дк, , , , > '

Удобно ввести новые вспомогательные переменные д,(0 = р,(^)е-3(Т-'), /=1,2. Тогда вместо (4) получаем

Н (кь к2, р1, р2, и1, и2) = е"5(Т -} Н (к, к2, 42, иь и2) =

(6)

= -41 Ц к1 - Я2 Ц 2 к2 + У [и (Я1 + 1) + и2 (Я2 +1) -1],

где согласно (5) переменные 4() удовлетворяют уравнениям

(4)

д, = Х,д,-¥'1[п1 (д +1) + и2(д2 +1)-1], д,(Т) = 0. (7)

Здесь X, = 5+ц,, , = 1,2.

Функция Гамильтона (6) линейна относительно и1 и и2. Поэтому при д1(^)+1^0 и д2(?)+1^0 минимум этой функции достигается в угловых точках симплекса (2):

иД?) = и2(?) = 0, и3(?) = 1 при д1(?)> -1 и д2(1;) > -1, иД?) = 1, и2(?) = и3(?) = 0 при д1(?)< -1 и д2(1;) > -1, иД?) = 0, и2(?) = 1, и3(?) = 0 при дД?)> -1 и д2(1;) < -1.

3. Магистраль

Согласно общей теории в случае, когда функция Гамильтона линейна относительно управлений, возможно особое управление щ и и2. Особое управление [5] существует на некотором интервале времени [?ь ?2], если на всем этом интервале коэффициент при этом управлении в Н тождественно равен нулю.

Согласно (6) особые управления и1ос и и2ос существуют на некотором интервале времени [?ь ?2], если дх(?) = д2(?) = -1, т.е. функция Н не зависит от управлений. Для этого необходимо равенство нулю первой и второй производных функций дх (?) и д2(?). Равенство нулю первых производных функций д! (?) и д2(?) при д! (?) = д2(?) = -1 приводит к условиям

У' = X, или кР = ,, = 1,2. (8)

, , ,ос X,

Равенство нулю вторых производных функций дх (?) и д2(?) при дх (?) = д2(?) = -1 и д1 = д2 = 0 приводит к условиям к = к2 = 0. Отсюда

цА

ио = , = 1,2.

,ос У

С учетом (8) можно показать, что и!0с+и20с < 1, т.е. особое управление всегда удовлетворяет условию (2). Интервал времени [?ь ?2], в течение которого имеет место особое управление, соответствует участку сбалансированного равновесного состояния экономики, который называется магистралью. На этом интервале переменные к\ и к2 и управления щ и и2 постоянны.

Непроизводственное потребление на интервале времени [?ь ?2] равно

3 = | е5(Г} (1 - июс - и2ос)У (?¥? = (1 - июс - и2ос )У где У = У1+У2 и согласно (8)

е5(Т-1) - е5(Т-?2)

У, = А,

(а,А, ТР,-

Х, у

, , = 1,2.

Возможен еще вариант, когда на некотором интервале [?', ?"] одно управление особое (частная магистраль), а другое - неособое. Из (2) следует, что в этом случае неособое управление обязательно равно нулю. Если на интервале [?', ?"] управление щ особое, то и2 = 0. При этом д1(?) = -1, д2(?) > -1 и переменная к2 убывает. Если на интервале [?', ?"] управление и2 особое, то щ = 0. При этом д2(?) = -1, д1(?) > -1 и переменная к1 убывает.

Предположим, что на интервале [?1, ?2] существует магистраль, т.е. оба управления особые. Тогда остается выбрать управления на интервале [0, ?1] - выход на магистраль, и на интервале [?2, Т] -сход с магистрали.

5

а

4. Выход на магистраль

На интервале времени [0, получается краевая задача для уравнений (1) с граничными условиями

М(0) = кю, ¿2(0) = к20, (9)

к\(Ь) = ¿1ос, ¿2(^1) = ¿2ос. (10)

При этом длина интервала [0, г1] неизвестна. Она зависит от условий (9), (10) и параметров задачи.

Напомним, что при и, = 1 функция к() растет, а при и, = 0 убывает. Среди всех решений уравнений (1) можно выделить такие, которые заканчиваются в конечных точках (10). Более того, можно выделить решения, которые заканчиваются в (10) при управлениях и1 = 1, и2 = 0 или и1 = 0, и2 = 1 на всем интервале [0, г1]. Эти решения можно получить в результате интегрирования уравнений (1) в обратном времени с граничными условиями (10). В результате получаются нижние и верхние траектории: N1^) и В2(г) в случае, когда и1 = 1, и2 = 0, и Ы2(г) и В1(г) в случае, когда и1 = 0, и2 = 1. При этом все другие решения лежат между этими кривыми, т.е.

N (г) < к, (г) < В, (г) = к^ ('1-0, / = 1,2.

По аналогии с задачей оптимального быстродействия эти кривые назовем линиями переключения.

Очевидно, что в конце интервала [0, г1] система должна двигаться по этим линиям, чтобы попасть в точку (10). Поэтому получается следующее решение. Интервал [0, г1] разбивается на две части [0, г'] и [г', г1]. Далее возможно два варианта.

А. Управления выбираются в виде

1 при 0 < г < г',

и и9 = ■

[0 при 0 < г < г',

(11)

[0 при г' <г <г [1 при г' <г <г.

В результате получаем решение, представленное на рис. 1, а. При этом

к1(г ) = Х11(0,k\0,k20), к2(г ) = Х20(0,к20) = к20е ^ , к1(г1) = Хю(г', к кх(г')) = кх(г ')е-^ = кос, к2(0 = X 21( г', '), к2( г')) = к2ж.

Здесь к1(5), к2(5)) - решение 7-го уравнения (1) на интервале времени (5,г) при и, = 1; Х0(5,г;

к^)) = к1 (5)е-ц'') - решение /-го уравнения (1) на интервале времени (5, г) при и, = 0.

Исключая из этих уравнений к\( г') и к2( г'), получаем два уравнения для нахождения г' и

0 и2 = 1 г' и2 = 0 б

Рис. 1. Выход на магистраль

а

Б. Управления выбираются в виде

Г0 при 0 < t < У', Г1 при 0 < У < У',

щ = < и и2 = < (12)

[1 при t' < t < t1 [0 при t' < t < ^.

В результате получаем решение, представленное на рис. 1, б. При этом

^(У ) = Хп(0, t; kl0,k20), к2(У ) = Х20(0, к20) = к20е , ¿1(0 = ', У,; ')) = кх(У ')е-ц^= к1оа, к2(ь) = X 2,(У', У,; к,(У'), к2(У')) = ¿2ОС.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исключая из этих уравнений к,(У) и к2(У'), получаем два уравнения для нахождения У и У,. Таким образом, выход на магистраль осуществляется за счет релейного управления с одним моментом переключения. При управлениях (11) или (12) и3 = 0, т.е. накоплений нет и нет оптимизационной задачи. Поэтому переменные д\(У) и д2(У) нас не интересуют. Из решений А и Б следует выбрать то, при котором значение ^ наименьшее. Это связано с тем, что на интервале [0, нет накоплений и его следует взять максимально коротким.

5. Сход с общей магистрали

На интервале времени [У2, Т] получается краевая задача для уравнений (1) и (7) с граничными условиями

д^) = <?2^2) = -1, М^) = ¿1ОС, к2^) = ¿2ОС, (13)

д№ = д2(Т) = 0. (14)

При этом длина интервала [У2, Т] неизвестна.

Пусть щ = и2 = 0. Тогда из (1) получаем, что на интервале [У2, Т]

к, (У) = кюсе-^(У -2), 7 = 1,2, и с учетом (8) У, = 1 = X, е^(У-?2). Подставляя последнее в (7), получаем

д, = Х,д, + *, еРл ^ = X, (д, + ер,ц (Мг)), ' = 1,2.

Поскольку на интервале [У2, Т] -1 < д1<0, а ер'ц'(У ^ > 1, то д, > 0 и эти функции растут. Решение этих уравнений с учетом (13) следующее:

д1 (У) = -ех ^ + X,} ех (У-т)ер,ц^ й т =

(15)

= -е*,-(У-У2 ) I 5 + Ц, (^А-еР,-Ц,-(У-У2) \ 8 + а,- ц,-^ '

, = 1,2. Поскольку параметры задачи разные, то функции дх(У) и д2(У) растут по разному и достигают значения 0 в разные моменты времени. Поэтому значения У2 должны быть разными. Подставляя (15) в (14), получаем

(т) = 5 + ц, (е*<(Т^) - еРл(Т) \, , = 1,2. (16)

5 + аiц, ^ '

е*

Решение этого уравнения проводится следующим образом. Из (16) следует

Р,ц, 5 + ц,

(Т) Р,ц, (Т), , = 1,2.

Логарифмируя это выражение, получаем

рг(Т) = А,(Т -í2I.) + 1п

РЛ

5 + а.

и окончательно

Т - t21 =

1

5 + а.

-1п

^5 + аг-^

РЛ

. = 1,2.

Пусть функция q1(t) растет медленнее, чем д2(0, т.е. Т— ^21 >Т- В этом случае должно быть следующее решение задачи. Полагаем ^ = На интервале [72, Т] управление и1 = 0, а управление и2 строится в виде

[и2оС При t2 < t < t22,

[ 0 при t22 < t < Т.

и9 =•

При таком управлении на интервале [2, ^2] функция q2 постоянна и равна —1. На интервале [/22, Т] функция q2 переходит из значения q2(t22) = —1 в значения q2(T) = 0 (рис. 2).

Рис. 2. Сход с магистрали

Таким образом, при сходе с магистрали одно управление равно нулю, а другое является релейным.

Непроизводственное потребление на интервале времени ^2] равно

^22

J = | е5(Т—)(1 — и2ос) —+ Л2к22 ,

а на интервале t22] равно

Т

J = | е5(Т—'} —^ + Л2£2а0се—а^—).

Эти интегралы легко вычисляются. Аналогичное решение получается, когда функция ql(t) растет быстрее, чем q2(t).

Заключение

Решена задача оптимального управления двухсекторной экономикой на конечном интервале времени. На всем интервале времени управления оказываются кусочно-постоянными. Выделяются три временных интервала: выход на магистраль, магистраль и сход с магистрали. Выход на магистраль осуществляется за счет релейного управления с одним моментом переключения. При этом на этом интервале непроизводственных накоплений нет. На магистрали капитал каждого сектора и управления постоянны. При сходе с магистрали произведенный продукт инвестируется только в один сектор экономики в зависимости от параметров задачи. На основании полученных результатов мож-

но сформулировать необходимые условия существования оптимального управления в рассматриваемой задаче, т.е. ограничения на длину интервала [0, Т], начальные условия и параметры модели. Эти условия связаны с необходимостью выполнения неравенств 0 < t1 < t2 < T. В частности, требуется, чтобы интервал [0, Т] был достаточно большим.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ашманов С.А. Введение в математическую экономику. М. : Наука, 1984.

2. КолемаевВ.А. Математическая экономика. М. : ЮНИТИ, 1998.

3. Лобанов С.Г. К теории оптимального экономического роста // Экономический журнал ВШЭ. 1999. № 1. С. 28-41.

4. Минюк С.А., Ровба Е.А., Кузьмич К.К. Математические методы и модели в экономике. Минск : Тетра-Системс, 2002.

5. ГабасовР., Кириллова Ф.М. Особые оптимальные управления. М. : Наука, 1973.

Параев Юрий Иванович, д-р техн. наук, профессор. E-mail: [email protected]

Томский государственный университет Поступила в редакцию 5 мая 2014 г.

Paraev Yury I. (Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation). Optimal control by the two-sector economy.

Keywords: two-sector economy; optimum control; highway; Pontryagin maximum principle; production function; non-productive consumption.

The analytical solution of a dynamic problem of optimum control by the two-sector economy on a finite interval of time is received. Control consists in distribution of the produced product into accumulation (investment) and non-productive consumption. The problem consists in selecting such a control, at which, for a planned finite interval of time, the maximum of non-productive consumption is provided.

Both sectors of economy are characterized by the values: k is the fixed capital, U is the labor resources, and Yt are the Cobb-Douglas production functions (i = 1,2). The Y, is the gross product produced by the i-th sector at a time, i.e. YiAt is gross product produced during At. As a result, we obtain a system of equations describing the behavior of the two-sector economy

= - ^ k1 + W1, kj(0) = k10 > 0,

k2 =- Ml k2 + W2 , k2 (0) = k20 > 0 С = SC + W3, С(0) = 0.

Here, C(t) is non-productive consumption, ц,- (>0) is damping coefficients, 5 (>0) is discount rate, W1, W2, W3 are shares of gross product, aimed at investing sectors of the economy and an increase in non-productive consumption. Control by the two-sector economy consists in choosing values W1, W2, W3. In this paper, we consider such distributions of gross product when W1, W2, W3 are shares of the total gross domestic product produced by both sectors, i.e.

Wi=Ui(Y1+Y2) (i=1,2,3),

where

u1+u2+u3=1, 0<u,<1, u3=1-u1-u2. In this case, the non-productive consumption in the interval [0, T] is equal to

Т Т

J = J e5(T-t) W3 (t) dt = J e5(T-t )(1 - щ - u2) Y (t)dt.

0 0

In the interval [0, T], the main problem is to find such controls щ and u2, subjected to the restrictions, under which this functional is maximized.

The problem solution is carried out by using the Pontryagin maximum principle. Since the Hamiltonian is linear with respect to the controls щ и u2, then, as shown, there are the special controls u1oc and u2oc when the capital of both sectors remains constant. The interval [t1, t2], in which the special control takes place, corresponds to a site of the balanced equilibrium state of the economy, which is called as the highway.

As a result, in all cases the optimal control is piecewise and constant. The interval [0, T] is broken into three parts: [0, t1] is an exit to the highway, [t1, t2] is the highway, [t2, Т] is a descent from the highway. The problems of the optimal exit to the highway and optimal descent from the highway are solved. The exit to the highway is carried out by the relay control with one switching point. At a descent from the highway, the produced product is invested only in one sector of economy depending on task parameters.

Also, obtained results allow to formulate necessary conditions of optimum control existence for our problem, i.e. restrictions on the length of a interval [0, T], the entry conditions, and the model parameters. These conditions are connected with need of fulfillment of the inequalities 0<t1<t2<T.

REFERENCES

1. Ashmanov S. A. Vvedenie v matematicheskuyu ekonomiku [Introduction in mathematical economy]. Moscow: Nauka Publ., 1984.

293 p.

2. Kolemayev V.A. Matematicheskaya ekonomika [Mathematical economy]. Moscow: YuNITI Publ., 1998. 399 p.

3. Lobanov S.G. K teorii optimal'nogo ekonomicheskogo rosta [To the theory of optimum economic growth]. Ekonomicheskiy zhur-

nal VShE - HSE Economic Journal, 1999, no. 1. pp. 28-41.

4. Minyuk S.A., Rovba E.A., Kuzmich K.K. Matematicheskie metody i modeli v ekonomike [Mathematical methods and models in

economy]. Minsk: Tetra-Sistems Publ., 2002. 429 p.

5. Gabasov R., Kirillova F.M. Osobye optimal'nye upravleniya [Special optimum managements]. Moscow: Nauka Publ., 1973.

256 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.