Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 9 (147). Экономика. Вып. 20. С. 49-58.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОмИКА
С. И. Баженов
оптимальная стратегия инвестиционного развития жилищно-коммунального хозяйства В УСЛОВИЯХ реформирования
Рассматриваются концепции моделей инвестиционной стратегии в ЖКХ, предусматривающей: формирование предпосылок для обеспечения инвестиционной деятельности, проектирование на муниципальном уровне организационно-правового и финансового механизма снижения возникающих предпринимательских рисков, развитие делового и рационального взаимодействия власти и бизнеса. Обосновывается необходимость повышения эффективности мер, стимулирующих бизнес к инвестированию отрасли, и обеспечения режима рационального освоения инвестиций.
Ключевые слова: инвестиционная стратегия,
ния, развитие бизнес-среды.
Основной целью развития жилищно-коммунального хозяйства региона является его перевод в режим безубыточного функционирования при обеспечении стандартов качества предоставления жилищно-коммунальных услуг и условий проживания граждан.
Средством достижения намеченной цели должна была стать конкурентная среда в жилищной сфере и коммунальной инженерной инфраструктуре. Однако, как показывает практика, частный оператор не спешит на рынок жилищно-коммунальных услуг. Большинство тех, для кого ЖКХ представляет экономический интерес, как правило, связано с крупнейшими холдингами или финансово-промышленными группами, и их деятельность не может рассматриваться в качестве самостоятельного бизнеса. Она направлена на организацию рынка сбыта основной продукции головных компаний (электрической и тепловой энергии, газа, кредитных ресурсов и т. д.), и ими осваиваются только отдельные сегменты коммунального хозяйства, а не весь комплекс в целом, что закладывает различные условия для развития инженерной инфраструктуры по каждому виду коммунальных услуг.
Если в коммунальной инфраструктуре представлен в основном крупный бизнес, что объясняется потребностью в больших объемах инвестиций, то в жилищной сфере на рынок услуг выходят предприятия малого бизнеса. Справедливости ради заметим, что в этой сфере дело обстоит несколько иначе, здесь бизнес более активно участвует в управлении объектами ЖКХ.
инвестиционная активность, система управлеНо и в первом, и во втором случае сегодня важным становится рассматривать формирование бизнес-среды в коммунальном секторе в одной «связке» с вопросами формирования инвестиционной привлекательности. Еще важнее обозначить инвестиционный спрос на рынке жилищно-коммунальных услуг.
Учитывая, что собственные средства коммунальных предприятий не в полном объеме компенсируют финансовые потребности в реконструкции и обновлении основных фондов, а средства, предусмотренные в региональных и местных бюджетах на поддержку ЖКХ, крайне недостаточны для покрытия убыточности предприятий, особо актуальным становится мобилизация инвестиционных ресурсов отрасли на обеспечение модернизационной перспективы.
Абстрагируясь от необходимости экономической реанимации ЖКХ, на что потребуются значительные объемы финансовых средств, обратим внимание еще на тот факт, что рыночные преобразования жилищно-коммунального хозяйства обязательно потребуют создания современной системы финансирования отрасли. При этом будет происходить сокращение бюджетного дотирования отрасли на фоне активизации перехода на 100-процентную оплату жилищнокоммунальных услуг населением. Непременным условием создания эффективной системы финансирования должна стать динамика роста доли инвестиционной составляющей. Скажем больше, система финансирования должна быть ориентирована на инвестиционные поступления, поскольку только внебюджетные источники финансирования способны решить эту глобальную
проблему по обеспечению экономического «прорыва» в ЖКХ. В качестве субъектов инвестиционной деятельности могут выступать как государственные и муниципальные структуры, так и негосударственные субъекты, в том числе и индивидуальные.
Модель инвестиционной стратегии в ЖКХ, по нашему убеждению, должна содержать такие наиболее значимые направления, развитие которых способно обеспечить заметное инвестиционное оживление (рис. 1). К ним можно отнести:
1) формирование в отрасли предпосылок для обеспечения инвестиционной деятельности и способности привлекать финансовые средства;
2) содействие повышению инвестиционной активности, поиск инвесторов на долгосрочную перспективу и выбор оптимальных форм взаимодействия власти и бизнеса с соблюдением интересов всех агентов рынка жилищнокоммунальных услуг;
3) эффективное использование привлеченных средств, получение ожидаемого результата.
Итак, исследование потенциальных возможностей ЖКХ по качественному изменению системы его финансового обеспечения с повышением
доли инвестиционной составляющей позволяет определить те области, где необходимо регулирование проблемных ситуаций, сдерживающих инвестиционный процесс.
Прежде всего отметим, что система финансирования модернизации и развития жилищнокоммунальной инфраструктуры должна формироваться за счет бюджетных средств и внебюджетных инвестиций путем займа средств или прямого инвестирования жилищно-коммунального комплекса на возвратной и безвозвратной основе, желательно под государственные и муниципальные гарантии в условиях сведения рисков инвестирования к минимуму.
Бюджетное финансирование должно переориентироваться от дотаций к участию в инвестиционных проектах. Источники финансирования как минимум на 50 % должны обеспечиваться тарифами. Существенным вкладом в обеспечение эффективного управления финансами явится совершенствование системы ценообразования и регулирования тарифов.
Значительный инвестиционный потенциал жилищно-коммунального хозяйства сегодня теряется вследствие неэффективной системы управления и применения старых технологий.
Инвестиционная стратегия в ЖКХ
Эффективная система финансового обеспечения, совершенствование ценообразования и регулирования тарифов
Формирование предпосылок для обеспечения инвестиционной деятельности и способности привлекать финансовые средства Современная система управления отраслью
Финансовое оздоровление коммунальных предприятий, современные формы организации производства и управления им
Совершенствование законодательного регулирования
Факторы воздействия на формирование способности привлечения заемных средств
Содействие повышению инвестиционной активности, поиск инвесторов на долгосрочную перспективу, выбор оптимальных форм взаимодействия власти и бизнеса
Принятие регулирующего механизма снижения предпринимательского риска
Развитие государственно-муниципально-частного партнерства по проблемам ЖКХ
Формирование инвестиционной привлекательности
Рис. 1. Реализация модели инвестиционной стратегии в жилищно-коммунальном хозяйстве
Очевидно, что современная система управления в ЖКХ должна быть основана на применении экономических, правовых, организационных и других технологий, которые обусловливают рыночную трансформацию экономических отношений в данной сфере.
Сохраняющийся государственный и муниципальный монополизм на объекты коммунальной инфраструктуры не стимулирует мотивацию и экономическую заинтересованность коммунальных предприятий в снижении затрат, повышении качества предоставляемых услуг. В то же время вхождение бизнес-структур в сферу управления коммунальными системами должно оказать стимулирующее воздействие на формирование конкурентной среды в ЖКХ, где смогут эффективно функционировать только те организации (независимо от их организационно-правовой формы собственности), которые имеют сильные конкурентные преимущества, проявляющиеся в его потенциале и наращивании «рыночного опыта» на основе повышения уровня менеджмента. Плюсы здесь очевидны.
Существенно изменит инвестиционный климат решение таких проблем, как реструктуризация накопленной кредиторской задолженности всех уровней власти перед коммунальными предприятиями, а также дебиторской задолженности коммунальных предприятий по платежам в бюджет и иные ведомственные структуры. Целесообразнее даже рассмотреть возможность списания дебиторской задолженности, поскольку ее формирование происходило в условиях государственного регулирования хозяйственной деятельности в ЖКХ. Данная мера оздоровит экономику коммунальных предприятий и предоставит им возможность участвовать в формировании конкурентной среды в этой сфере. Большие надежды здесь возлагаются на принятие Федерального закона «О финансовом оздоровлении предприятий и организаций коммунального комплекса».
В результате продолжающегося кризиса в ЖКХ возникает своего рода «инвестиционный тупик» (рис. 2). С одной стороны, растет уровень изношенности основных производственных фондов ЖКХ; в условиях ограниченности финансовых средств возникает острая потребность в инвестициях. С другой стороны, именно по причине неблагополучного технического состояния отраслевой инфраструктуры и технологической отсталости наблюдается инвестиционная
пассивность. По-видимому, органам власти следует скорректировать логику своего «поведения», выступив «инвестором-локомотивом», обеспечив при этом широкую гласность в СМИ инвестиционных потребностей по созданию условий для ликвидации в жилищно-коммунальном хозяйстве системного кризиса, а также своих намерений по качественному изменению сложившегося положения в ЖКХ и обеспечению необратимости реформаторских процессов. Подобная акция могла бы возыметь определенное действие на предпринимательскую среду и быть воспринятой предпринимателями в качестве гарантии со стороны органов власти в деле активизации инвестиционного процесса.
Причина
инвестиционной
пассивности
Рис. 2. Замкнутый круг «инвестиционного процесса» в ЖКХ
В целом, способность привлечения заемных средств в отрасль можно определить посредством анализа ситуаций по ряду позиций. Среди них, в первую очередь, имеет смысл рассмотреть существующий уровень доверия к власти, социально-политический климат в регионе, наличие в ЖКХ системы государственной и муниципальной гарантии возврата вложенных инвестиций и, самое главное, наличие и эффективность применения финансово-экономических механизмов аккумулирования средств из различных источников для модернизационных целей.
Приступая к рассмотрению следующего направления модели инвестиционной стратегии жкх, мы должны отдавать себе отчет в том, что потенциального инвестора беспокоят условия возвратности вложенных средств и получения прибыли. И хотя, скажем, инвестор из числа предпринимателей по своей природе склонен к предпринимательским рискам, ЖКХ для себя он рассматривает сегодня сферой высокого уровня рисков и поэтому не торопится вкладывать свои средства в его развитие. Существенно
усугубляет данную ситуацию отсутствие «регулирующего» механизма снижения предпринимательских рисков и защиты интересов инвесторов.
Проведенные исследования убеждают в том, что виды предпринимательских рисков, обусловленные рыночными преобразованиями отрасли, по своей природе мало отличаются от тех, которые присутствуют в любом другом производственном секторе экономики, осуществляющем рыночные методы хозяйствования. Среди всей совокупности существующих предпринимательских рисков можно выделить характерные для сферы ЖКХ, а именно: финансово-экономический, социальный, законодательный, технологический, информационный и организационно-управленческий. Другое дело, что в ЖКХ подходы к разработке механизма снижения риска вложения инвестиций имеют свои особенности, отличные от традиционных подходов в производственном секторе экономики.
Ведущим аспектом оптимистичного сценария инвестиционного развития жилищнокоммунального хозяйства является наличие прозрачной и четко отлаженной системы финансирования, понятная схема использования поступающих в отрасль финансовых ресурсов с расчетом ожидаемого эффекта; иными словами, на инвестиционном климате позитивно скажутся такие программные мероприятия, которые будут направлены на снижение финансовоэкономического предпринимательского риска.
В создании финансовых механизмов сведения к минимуму рисков привлечения частного капитала в сферу управления ЖКХ возможны различные варианты. Наиболее приемлемый — это заемное финансирование бюджетом или частным кредитором. Для данного варианта актуален режим финансирования на возвратной основе. В этом случае необходимо только определить тот уровень долговой нагрузки, который может нести заявитель конкретного проекта. Следующий вариант — прямые инвестиции в жилищно-коммунальный комплекс. Бесспорно одно: инвестиционная привлекательность значительно возрастет, если реализация любого из вышеперечисленных проектов будет обеспечена государственными или муниципальными гарантиями.
Серьезным предостережением для инвестора может оказаться низкая платежная дисциплина потребителя услуг — населения, обусловленная
его низкой платежеспособностью и неадекватной системой социальной поддержки населения существующим реалиям, когда оказываемые меры социальной поддержки нуждающимся категориям граждан при оплате услуг ЖКХ не являются достаточными в условиях тарифного кризиса, поскольку темпы роста тарифов и цен на коммунальные услуги намного опережают рост зарплаты и пенсии.
Отсюда напрашивается вывод, что реализация социальной политики в регионах служит главным инструментом для целей снижения социального предпринимательского риска, поскольку невысокий уровень дохода у потребителей услуг ЖКХ накладывает определенные ограничения при установлении тарифов на услуги и не дает надежды инвестору на быструю окупаемость вложенных средств.
Существенно влияет на эффективную реализацию инвестиционного проекта нормативнозаконодательный риск, который связан с отсутствием регламентации изменений действующих правовых норм, особенно если речь идет о налоговых обязательствах. Самое малое, что можно ожидать от непредсказуемости и необоснованности такой законодательной практики — возникновение проблем при расчете сроков окупаемости инвестиционных проектов. В качестве значимой потери можно получить ситуацию, при которой инвестиции становятся неэффективными и невыгодными, и инвестор уходит из этой сферы. В любом случае принятие механизма государственной и муниципальной финансовой поддержки инвестора в условиях несовершенства законодательного регулирования тем более необходимо хотя бы потому, что подобное положение дел «санкционировано» теми структурами, которые ответственны за конечный результат реализуемой государственной политики.
Важной составляющей успеха в деле реформирования ЖКХ является техническое перевооружение и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры на основе применения современных технологий. Безусловно, решение такой задачи устранило бы многие проблемы, в том числе и опасность формирования возможных убытков инвестора. Однако на практике технологические риски, обусловленные критическим износом и жилищного фонда, и объектов коммунальной инфраструктуры, остаются наиболее вероятностными по причине отсутствия необходимого объема финансовых средств. Здесь
остается только надеяться на серьезность намерений инвестора и правильность его оценки реальности.
Существуют разные подходы к оценке степени влияния информационного риска на вложение инвестиций в ЖКХ. В монопольной сфере производства и предоставления коммунальных услуг в связи с отсутствием конкурента нет такой острой необходимости в информационной достоверности. Иначе дело обстоит в конкурентной сфере (обслуживание жилищного фонда). Низкое качество или вообще отсутствие информации о параметрах предприятия в сферах финансово-экономической, технологической, инновационно-инвестиционной деятельности мо -жет охарактеризовать жилищно-коммунальное хозяйство, как инвестиционно непривлекательное для потенциального инвестора.
Однако в ходе продвижения реформы ЖКХ всё острее стала ощущаться потребность в информации для таких целей, как организация договорных отношений с поставщиками услуг, расчет оплаты населением предоставленных ему жилищно-коммунальных услуг. Реализация этих потребностей на рынке услуг ЖКХ уже будет свидетельствовать о создании предпосылок к развитию в отрасли рыночных механизмов, запуску процесса эффективного сбора коммунальных платежей и, что очень важно, содействовать повышению инвестиционной активности в отрасли.
Из вышеизложенного следует, что развитие рынка информационных технологий в жилищнокоммунальном хозяйстве обеспечит полноценные условия для снижения информационного предпринимательского риска.
Высокий уровень загрязнения окружающей среды в регионе и нерациональное использование природных ресурсов обусловливают экологический риск для деятельности частных инвесторов, поскольку вмешивается фактор, создающий нерегламентированные расходы и непозволяющий им прогнозировать параметры развития отрасли.
Сам жилищно-коммунальный комплекс имеет определяющее значение в объеме сброса загрязненных сточных вод в природные водные объекты практически каждого региона. К примеру, в Свердловской области по объему сброса сточных вод вклад ЖКХ превышает 55 %, в то время как нормативно очищенные сточные воды составляют 19,2 % от общего объема сточных вод
этой категории в целом по области. Это означает, что потребуются дополнительные финансовые средства для доведения сточных вод до кондиции. Негативное воздействие оказывается и на атмосферу путем выброса загрязняющих веществ стационарными источниками, которых в ЖКХ насчитывается 2725 единиц. При этом заметим, что только около 2 % общего их количества оснащены очистными установками.
Здесь для снижения экологического риска потребуется выполнение комплекса мер на государственном и муниципальном уровне, направленного на усиление контроля соблюдения требований природоохранного законодательства, экологической безопасности, выявление и запрет безлицензионной деятельности.
Требование к созданию современной системы управления ЖКХ, обусловленное сохранением высокой степени централизации функций управления, бюрократизмом в отрасли, несовершенной системой государственного регулирования процесса производства и предоставления жилищно-коммунальных услуг, следует рассматривать в качестве основного инструмента снижения управленческого риска для вложения инвестиций в отрасль.
Резюмируя вышеизложенное, приходим к выводу, что для повышения инвестиционной активности в жилищно-коммунальном хозяйстве необходимо выполнить проектирование на муниципальном уровне организационно-правового и финансового механизма снижения возникающих рисков во взаимосвязи с целями и задачами развития отрасли, с использованием инновационных технологий.
Следующей важной составляющей формирования успешной инвестиционной среды является продуктивный поиск инвесторов на долгосрочную перспективу и выбор оптимальных форм взаимодействия власти и бизнеса с соблюдением интересов всех агентов рынка жилищнокоммунальных услуг.
Проблема привлечения инвестиций в инфраструктурные отрасли не является чисто российской. Развитые страны в то или иное время сталкивались с подобными вопросами. Известен и механизм решения этих проблем: государственночастное партнерство. Оно предусматривает передачу инфраструктурных объектов в управление бизнесу в обмен на получение им в течение определенного, достаточно длительного времени, дохода от управления. При этом сами объекты
остаются в государственной собственности, более того — с гарантией их эффективного использования и модернизации. А бизнес приобретает гарантированную долгосрочную базу получения прибыли от вложенных инвестиций. Такая система имеет хорошие перспективы и в России. Переход объектов ЖКХ под управление бизнеса поможет воплотить в жизнь более экономные и технологичные способы обеспечения жизнедеятельности снабжающих систем.
Взаимоотношения власти, бизнеса и потребителей — основных экономических агентов рынка жилищно-коммунальных услуг — не должны формироваться спонтанно, а должны строиться согласно разработанному и принятому алгоритму, который опирался бы на законодательные нормы в части формирования правоотношений и учитывал бы все особенности внутреннего и внешнего влияния на функционирование ЖКХ. Более того, основой этих взаимоотношений должна стать договорная система; заключение договора с населением, управляющей компанией, поставщиками и производителями коммунальных услуг, в том числе и единым расчетным центром.
Важно, чтобы субъекты правоотношений при заключении долгосрочных договоров владели полной информацией и могли бы профессионально укрепить свои позиции.
Благотворной в плане перспективы формирования рыночных отношений в сфере ЖКХ оказалось появление таких частных операторов, как «Российские коммунальные системы», «Российские коммунальные инвестиции», десятка других межрегиональных и региональных крупных компаний. При их активной роли заметно оживился процесс заключения долгосрочных договоров с местными органами власти по вопросам реформирования ЖКХ.
Практически во всех субъектах Уральского федерального округа на уровне региона реализуются долгосрочные проекты на рынке жилищнокоммунальных услуг с участием этих операторов. Однако характерным является то обстоятельство, что внутри регионов отсутствует динамика роста количества муниципальных образований, оформивших правоотношения с крупными операторами. К примеру, в Свердловской области только в трех муниципальных образованиях (Первоуральск, Качканар и Нижняя Тура) на рынок жилищно-коммунальных услуг вышла компания «Российские коммунальные системы».
Другие муниципальные образования, как сообщалось в средствах массовой информации, решили подождать и посмотреть, а территории масштабнее положились на свои собственные силы.
В этом плане существуют объективные обстоятельства, которые в данном случае могут оправдать муниципальные власти. Это невозможность последних справиться с большим количеством заявлений, поступающих от коммерческих структур с предложением включиться в реформирование ЖКХ. Данная проблема достаточно серьезная. Муниципальные образования пытаются решить ее по-своему, создавая объединения или ассоциации муниципальных образований на разных уровнях, и это решение вполне удачное. Заметим, что здесь не все резервы приведены в действие. Думается, что в данной ситуации «отдыхают» государственные органы власти, которые могли бы разработать методические рекомендации по развитию партнерства власти и бизнеса в своем регионе, организовать региональные учебы, семинары с привлечением федеральных специалистов, науки, образовательных структур, то есть взять на себя функции по осуществлению координации деятельности заинтересованных структур.
В целом реалии таковы, что примеры развития партнерских отношений власти и бизнеса не многочисленны, долгосрочные договоры на рынке жилищно-коммунальных услуг до сих пор остаются редким явлением. В то же время, именно такие отношения обладают рядом преимуществ и могут быть полезными для обеих договаривающихся сторон. Прежде всего потому, что осмысленный подход к заключению долгосрочного соглашения поможет наиболее оптимально произвести распределение функций и потенциальных рисков между участниками этого соглашения. И если теоретически предусмотреть логику управления ими, то на практике можно будет избежать серьезных сбоев в системе обслуживания рассматриваемого объекта.
У компаний появляется возможность планировать инвестиции и возвратность вложенных средств. В свою очередь, муниципальные образования получают определенные гарантии стабильности в сфере производства и предоставления коммунальных услуг, поскольку в условиях государственного регулирования тарифов вряд ли какая-либо управляющая компания не будет
стремиться к повышению надежности систем и снижению себестоимости затрат предоставляемых услуг.
Отсюда с уверенностью можно утверждать, что развитие делового и рационального взаимодействия власти и бизнеса в сфере ЖКХ повысит эффективность мер, стимулирующих бизнес к инвестированию отрасли.
В узком смысле слова термин «партнерство», согласно «Современному экономическому словарю» [1. С. 288], означает форму организации совместной экономической деятельности нескольких физических или юридических лиц. К этому можно добавить, что партнерство нуждается в определенном экономическом фундаменте. Придерживаясь данного тезиса, представляется логичным рассматривать собственность как основу партнерства.
Общенациональной является точка зрения, которая сводится к тому, что партнерство базируется на равенстве различных форм собственности (частной, государственной и иной) с широким распространением ее коллективных видов [2. С. 107]. В нашем случае речь может идти о сотрудничестве государства и бизнеса, муниципалитета и бизнеса в решении проблем в сфере ЖКХ. Назовем эту форму взаимодействия иначе — государственно-муниципально-частное партнерство. Действительно, сегодня в интересах потребителя есть необходимость внедрения качественно новой системы взаимоотношений в рамках «государство (муниципалитет) — предприятие — частный сектор». Она должна строиться на основе развития государственно-муниципально-частного партнерства с последующей комплексной реструктуризацией коммунальных предприятий, и помимо равенства различных форм собственности это взаимодействие должно базироваться на соблюдении взаимовыгодных экономических интересов, в том числе интересов потребителей жилищнокоммунальных услуг.
Однако заметим, что применительно к развитию государственно -муниципально -частного партнерства в ЖКХ сегодня частный сектор более инновационный, чем государственный и муниципальный. Точнее сказать, и государственный, и муниципальный сектора всё еще привержены к консервативным формам хозяйствования.
Бизнес заинтересован в том, чтобы построить такие договорные отношения с публичной
властью, в рамках которых он сможет взять на себя максимум ответственности за обеспечение потребителей коммунальными услугами, не подвергая свои инвестиции неприемлемо высоким рискам. Данный подход предполагает заключение договоров концессионного типа. Еще недавно такой возможности не было, поскольку отсутствовало концессионное законодательство. И в этой ситуации можно было бы рекомендовать в рамках существующего правового поля оформлять отношения в виде долгосрочных договоров аренды с обязательствами по улучшению арендуемого имущества или проводить приватизацию объектов ЖКХ. На сегодня, после принятия Закона о концессиях, ситуация изменилась, изменились условия, позволившие бизнесу рассматривать иные подходы при вхождении в сферу управления объектами ЖКХ.
Каковы же особенности такого подхода? Прежде всего применение концессионных контрактов обеспечит приход дополнительных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство, создание конкурентной среды в отрасли, поскольку с принятием этого закона снимаются барьеры, мешавшие бизнесу, частным инвесторам прийти в ЖКХ. Закон о концессиях вносит полную ясность в правовую основу, на которой строятся отношения инвесторов с собственниками объектов. Иными словами, бизнес получит абсолютно прозрачные правила игры на данном рынке и может теперь определиться, куда, зачем и как вкладывать средства.
Кроме того, стало возможным малому и среднему бизнесу, мелкому инвестору участвовать в концессионных соглашениях. Решается еще одна, социально и экономически значимая задача. В составе ЖКХ находится очень много небольших объектов, в основном являющихся предметом особого беспокойства городских и поселковых властей, к примеру, отдельные узлы и агрегаты, содержание которых не требует крупных сумм. И здесь группа жильцов, объединенных в товарищество собственников жилья (ТСЖ), могла бы взять в концессию котельную, обслуживающую их дома.
У концедента-собственника (в данном случае его может представлять муниципалитет) есть возможность прервать отношения, если не соблюдаются взятые перед ним обязательства, что предполагает осуществление контроля со стороны собственника объекта; и, что очень важно для развития ЖКХ, концессионер
(предприниматель) призван заботиться не только о собственном «кармане», хотя в этом смысл его бизнеса, но и обеспечить высококачественную и эффективную работу доверенного ему объекта.
Таким образом, суммируя всё сказанное, мы видим, что применение концессии в ЖКХ должно осуществить передачу самых последних современных технологий, управленческих механизмов в сектор коммунальных услуг, внедрить новые формы организации хозяйствования, расширить инвестиционную базу. Решается вопрос сохранности коммунального имущества, поскольку по истечении срока договора оборудование и производство в улучшенном техническом состоянии возвращаются в собственность муниципального образования. При этом передача имущества на другой уровень не отражается на принципах соглашения.
Кроме того, реализация концессионного соглашения в ЖКХ позволит защитить интересы населения, не допустив завышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги пред-приятиями-монополистами, и одновременно добиться повышения качества предоставляемых услуг. Становится возможным защитить интересы самих инвесторов, обеспечив возможность покрытия обоснованных издержек на расходы по предоставлению услуг за счет полученных предприятиями доходов, сбора платежей за предоставленные услуги, а также предотвращения случаев хищения ресурсов в их источнике.
Генеральная задача государственных и местных органов власти — устранить неопределенность в сфере ЖКХ и обеспечить эффективное управление инвестиционной ситуацией. Думается, что этот путь способен добавить инвестиционной привлекательности отрасли и заметно повысить уровень инвестиционных вложений.
Для этого в первоочередном порядке целесообразно провести в рамках государственного сектора эксперимент по созданию сети государственных специализированных лизинговых фирм, в максимальной степени содействующих инвестиционному и инновационному процессам как на предприятиях, так и в целом в отрасли ЖКХ. Предстоит значительно повысить роль заказа для предприятий ЖКХ, а также создать государственные инвестиционные банки и оказать инвестиционную кредитную помощь
предприятиям ЖКХ под низкий процент за счет средств бюджета развития, ежегодно пополняемого поступлениями от использования государственного имущества [3. С. 127].
Местные, региональные и федеральные органы власти с помощью специальных управляющих воздействий через нормотворческую, законодательную, управленческо-организационную и иную деятельность усиливают, стимулируют или ослабляют конкурентные преимущества территории. Властные структуры в той или иной степени воздействуют на конкурентную среду территории, воздвигая или разрушая «барьеры» для хозяйствующих субъектов на «выходах» и «входах» на региональные и городские рынки товаров и услуг [4].
В жилищно-коммунальном хозяйстве должна сформироваться финансовая модель развития каждого вида услуг коммунального предприятия, которая связывает прогноз развития экономики территории с возможностями финансирования развития ЖКХ на этой территории. Так же определяется тарифная политика в ЖКХ на несколько лет вперед с учетом реальной платежеспособности потребителей и необходимых по финансовым потребностям платежей за услуги. При этом оценивается динамика снижения нормативов потребления, оптимизируется соотношение операционных затрат и инвестиционной составляющей [5].
Резюмируя все вышеизложенное, приходим к главному выводу, что инвестиционная стратегия развития ЖКХ должна предусматривать создание инвестиционной среды, содействующей активизации инвестиционного потенциала; выполнению обязательств возврата инвестиций с целью формирования инвестиционной привлекательности отрасли, а также развитие муниципально-частного партнерства и на его основе поиск добросовестных инвесторов. Отдельно выделим ещё одно важное направление данной стратегии — эффективное использование инвестиций. Решение этой проблемы архиважно для развития инвестиционного процесса. Помимо практических целей, связанных с обновлением объектов ЖКХ, формируются условия, позволяющие инвестору установить контроль расходования собственных инвестиций и оценить качество управления ими с тем, чтобы принять решение о пролонгации своего участия в инвестиционном проекте. В то же время полученные результаты могут служить
рекламной акцией среди других потенциальных инвесторов.
Привлечению инвестиций под конкретные проекты при любых прогнозных данных должен предшествовать экономический, правовой, технический аудит работы коммунальных предприятий. Необходимо определиться с их организационной структурой, с количественными потребностями муниципального образования в этих предприятиях, с перечнем предоставляемых услуг по каждому коммунальному предприятию.
Однако следует согласиться, что улучшение инвестиционного климата само по себе не способно обеспечить резкое увеличение объемов инвестиций. Думается, что не стоит надеяться на положительную динамику в данной сфере без улучшения функционирования коммунальных предприятий и жилищно-коммунальной сферы в целом.
По мнению многих аналитиков, вложение инвестиций в ЖКХ — акция, достаточно выгодная для инвесторов, потому что это стабильный сектор экономики. Производителю не нужно искать рынки сбыта, они всегда будут существовать. Потребность в жилищнокоммунальных услугах не исчезнет, более того, она с каждым годом увеличивается. К тому же это та ниша для бизнеса, которая еще не заполнена. И тот, кто первым вложит средства в модернизацию коммунального хозяйства, первым и получит прибыль. Думается, что при таком подходе найдутся инвесторы, которые для себя смогут увидеть определенный экономический стимул.
Начальные инвестиции должны создать экономическую базу для последующего формирования прибыли. Однако вряд ли финансовые и иные структуры предоставят кредиты убыточным коммунальным предприятиям. Гарантией в этом случае может послужить только предшествующие кредитным операциям процессы внедрения новых технологий в ЖКХ, техническое перевооружение предприятий, а также выполнение мероприятий по замене в полном объеме изношенных сетей, решение проблем капитального ремонта.
Развитие экономических отношений в сфере жилищного хозяйства формируется исходя из реально существующих условий, которые характеризуют состояние жилищного фонда, находящегося в муниципальной
собственности, и наличие положительной динамики приватизации жилья, находящегося в государственной собственности. Средства, потраченные на улучшение технического состояния жилищного фонда, позволят добиться некоторой экономии на теплоснабжении и водоснабжении за счет утепления домов и устранения утечек воды. Пр актически ничтожным будет снижение затрат на работе лифтов, вывозе твердых бытовых отходов, водоотведении. Снизить потребление жилищнокоммунальных услуг позволит также установка приборов учета.
Только после этого можно будет говорить об инвестициях в модернизацию ЖКХ. Здесь необходима будет концентрация инвестиционных ресурсов в объеме, достаточном для осуществления реконструкции отраслевой инфраструктуры, развития программ энерго-, ресурсосбережения и активного формирования экономической мотивации к эффективному ресурсосбережению.
В целом обеспечение режима эффективного освоения инвестиций обусловливает разработку и применение системы статистического наблюдения использования инвестиционных вложений. Этот материал будет полезен, если на основе его анализа своевременно вносить соответствующие коррективы в схему использования инвестиций. В то же время востребованность сегодня в данной системе будет означать повышение уровня менеджмента органов власти в сфере ЖКХ, переход реформы отрасли в иную стадию, характерной особенностью которой являются ориентация на качественное изменение параметров и закрепление достигнутых результатов. То есть интерес, проявленный властными структурами на местах к теоретическим рекомендациям, можно расценивать как достижение ими уровня «зрелости» в вопросах реформирования данной отрасли, что является своего рода гарантией для потенциального инвестора.
Не стоит упускать из виду и такие детали, необходимые для результативного использования инвестиционного капитала в коммунальном секторе экономики, как создание региональной и муниципальной нормативной базы, обеспечивающей стабильность условий при инвестировании; проведение инвентаризации и регистрации объектов коммунальной инфраструктуры; осуществление оптимизации системы управления
финансами; повышение собираемости платежей. Одним словом, необходимо выполнение тех мероприятий, которые сделали бы бизнес более прозрачным.
Таким образом, в условиях экстенсивного развития жилищно-коммунального хозяйства целесообразно обеспечить эффективный контроль формирования в структуре затрат инвестиционного потенциала и стимулировать его целевое использование, добившись баланса между экономической целесообразностью и социальной необходимостью.
Список литературы
1. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. М. : ИНФРА-М, 2006. 494 с.
2. Пугин, Н. А. Многообразие форм собственности и социальное партнерство // Труды II Всерос. симпозиума по экон. теории : в 2 т. Екатеринбург : Изд-во Ин-та экономики УрО РАН, 2006. Т. 1.
3. Тетуева, З. М. Стратегия развития регионального рынка жилищно-коммунальных услуг // Регион. экономика: теория и практика. 2007. № 16. С. 122-129.
4. Рожков, А. Конкурентоспособность региона: вопросы теории и практики / А. Рожков, Е. Козаков // Интеграция: власть, наука, производство : науч. информ.-аналит. экон. альм. Урал. федерал. округа. 2003. № 1. С. 85-89.
5. Бычковский, И. В. Совершенствование финансирования и ценообразования в рамках комплексных региональных программ модернизации ЖКХ // Вестн. Центр.-Сиб. торг.-пром. палаты. 2005. Нояб.-дек. С. 30-32.