Научная статья на тему 'Инвестиции в сферу ЖКУ: политика, активность и привлекательность'

Инвестиции в сферу ЖКУ: политика, активность и привлекательность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1142
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / СФЕРАЖКУ / ПОЛИТИКА / АКТИВНОСТЬ / ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / INVESTMENTS / SPHERE OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / POLICY / ACTIVITY / ATTRACTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ганченко Диана Николаевна

Рассмотрены вопросы специфики инвестиций в сферу ЖКУ, предложены алгоритм формирования инвестиционной политики и схема формирования инвестиционной привлекательности и активности в сфере ЖКУ муниципального образования. Классифицированы методы инвестиционной политики в сфере ЖКУ, а также предложены показатели оценки результативности инвестиционной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ганченко Диана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENTS IN THE SPHERE OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES: POLICY, ACTIVITY AND ATTRACTIVENESS

The specific issues of investment in the sphere of housing and communal services are considered, the algorithm for forming investment policy and the scheme for forming of investment attractiveness and activity in the sphere of housing and communal services of a municipal formation are suggested. The methods of investment policy in the sphere of housing and communal services are classified. Indicators for assessing the effectiveness of investment policy are suggested.

Текст научной работы на тему «Инвестиции в сферу ЖКУ: политика, активность и привлекательность»

УДК 332.1:330.322

ИНВЕСТИЦИИ В СФЕРУ ЖКУ: ПОЛИТИКА, АКТИВНОСТЬ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ

Д. Н. Ганченко

INVESTMENTS IN THE SPHERE OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES: POLICY,

ACTIVITY AND ATTRACTIVENESS

D. N. Ganchenko

Рассмотрены вопросы специфики инвестиций в сферу ЖКУ, предложены алгоритм формирования инвестиционной политики и схема формирования инвестиционной привлекательности и активности в сфере ЖКУ муниципального образования. Классифицированы методы инвестиционной политики в сфере ЖКУ, а также предложены показатели оценки результативности инвестиционной политики.

The specific issues of investment in the sphere of housing and communal services are considered, the algorithm for forming investment policy and the scheme for forming of investment attractiveness and activity in the sphere of housing and communal services of a municipal formation are suggested. The methods of investment policy in the sphere of housing and communal services are classified. Indicators for assessing the effectiveness of investment policy are suggested.

Ключевыеслова: инвестиции, сфераЖКУ, политика, активность, привлекательность.

Keywords: investments, sphere of housing and communal services, policy, activity, attractiveness.

Привлечение инвестиций в сферу жилищнокоммунальных услуг (далее ЖКУ) - одно из направлений реформирования этой сферы, которое было начато еще в 90-е годы. Развитие сферы ЖКУ по замыслу законодателей, практиков и теоретиков возможно только при реализации современной инвестиционной политики. К основным препятствиям для проведения успешной инвестиционной политики, с одной стороны, относятся высокий уровень рисков (законодательных, тарифных и иных) и неразвитость инфраструктуры рынка ЖКУ, снижающие мобильность капитала. С другой стороны, традиционно жилищнокоммунальное хозяйство (далее ЖКХ) инвестировалось за счет средств бюджета и за счет платежей населения. Однако сегодня в этой сфере присутствуют: определенные бюджетные ограничения, низкая платежеспособность населения, неудовлетворительная платежная дисциплина потребителей ЖКУ, что в совокупности снижает собственный инвестиционный потенциал сферы.

Ключевым вопросом инвестиционной политики в сфере ЖКУ практически для всех муниципальных образований стал поиск источников финансирования. Теоретически существует много потенциальных вариантов привлечения капитала в жилищно-коммунальные инвестиционные проекты. Но до сих пор существенный вклад в формирование инвестиционной активности в сфере ЖКУ делают лишь некоторые из них. Одним из наиболее реальных источников финансирования сферы ЖКУ являются собственные средства региональных и местных бюджетов. Часть средств привлекается из «Фонда поддержки реформирования ЖКХ».

Сегодня в каждом муниципальном образовании разрабатываются стратегическая программа социально-экономического развития и инвестиционный паспорт муниципального образования. Эти документы позволяют определить основные рычаги воздействия

на ситуацию в инвестиционной сфере. К ним относятся инструменты управления, касающиеся создания благоприятных условий для размещения инвестиций на территории города и успешной реализации инвестиционных проектов в совокупности с промышленной и инновационной политикой. Но эти документы позволяют лишь частично снять вопросы инвестирования, поскольку заявленные в программных документах по реформированию и модернизации ЖКХ мероприятия в рамках реализации инновационного развития ЖКХ требуют значительного объема финансовых ресурсов.

Инвестор при принятии решения об инвестировании делает выбор не между различными сферами, а между сферой экономики, с оптимальным для него уровнем риска и процедурой размещения средств на исследуемом рынке, что предопределяет необходимость более умелого управления инвестиционной привлекательностью всей сферы ЖКУ [10]. Это является одной из основных причин низкого уровня активности частного инвестора. Объем его инвестиций в сферу ЖКУ по данным федеральных органов составляет не более 8 % [8] от общего объема инвестиций в эту сферу.

Необходимо отметить и то, что приток инвестиций в сферу ЖКУ в последние годы нестабилен (таблица 1).

Это обусловлено рядом распространенных причин: несовершенство экономического законодательства в сфере ЖКУ; высокий уровень налогообложения; отсутствие системы гарантирования и страхования инвестиций. В таблице 2 представлены сводные факторы, ограничивающие инвестиционную деятельность на современном этапе.

Динамика инвестиций в городских округах юга Кузбасса [2 - 6]

Таблица 1

Городской округ 2007 2008 'Т'б пр ’ % 2009 'Т'б пр’ % 2010 б пр’ % 2011 б пр’ %

Калтанский 0 38494 - 20133 -48 4306 -89 50296 31

Киселевский 65971 186444 183 12111 -82 169290 157 157297 138

Междуреченский 81903 240714 194 226159 176 257094 214 224973 175

Мысковский 20645 40623 97 73976 258 39947 93 43899 113

Новокузнецкий 1239297 1998566 61 1968339 59 2028993 64 1927426 56

Осинниковский 32601 111334 242 60184 85 59400 82 36637 12

Прокопьевский 81994 238778 191 711023 767 583151 611 285069 248

Таблица 2

Распределение организаций по оценке факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность

(в процентах от общего числа организаций) [7]

Факторы, ограничивающие инвестиционную деятельность 2007 2008 2009 2010 2011

Недостаточный спрос на продукцию 7 17 30 21 17

Высокий процент коммерческого кредита 23 28 28 27 15

Недостаток собственных финансовых средств 62 72 72 69 57

Сложный механизм получения кредитов для реализации инвестиционных проектов 9 9 7 12 17

Инвестиционные риски 28 26 26 21 27

Неудовлетворительное состояние технической базы 5 7 4 4 4

Низкая прибыльность инвестиций в основной капитал 13 6 7 9 9

Неопределенность экономической ситуации в стране 11 34 47 34 33

Несовершенная нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционные процессы 5 10 9 3 6

Примечание: По материалам выборочных обследований инвестиционной активности организаций, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, в целом по Кемеровской области

Специфика инвестиций в сфере ЖКУ обусловлена и характером экономических отношений в ней. Если в других сферах экономики инвестиции идут одновременно в нескольких направлениях (финансовые инвестиции, инвестиции в человеческий и основной капитал), то для жилищно-коммунальной сферы характерным является то, что:

- финансовые инвестиции практически не реализуются в связи с большим риском, отсутствием соответствующей институциональной базы и инструментов;

- инвестиции в человеческий капитал только стали складываться как самостоятельное направление, а инициатором являются органы власти;

- инвестиции в основной капитал реализуются как самостоятельное направление с конца 90-х годов, но в недостаточной степени оценивается эффективность и системный эффект этих инвестиций.

В целом инвестиции в ЖКХ определяются как процесс, в ходе которого осуществляется преобразование ресурсов в затраты с учетом целевых установок, сформулированных в инвестиционной политике муниципального образования. Поэтому инвестиционную деятельность вЖКХ в целом можно определить как единство процессов вложения ресурсов и их реализации в виде прироста стоимости основных фондов и оборудования.

Поскольку инвестиции являются необходимым условием развития исследуемой сферы и повышения качества ЖКУ, то одной из важных составляющих муниципального управления должна стать инвестиционная политика, которая позволит всем инвестиционным потокам эффективно дополнять друг друга, формируя оптимальный объем инвестиций в сферу ЖКУ муниципального образования. Сформировать данный поток возможно только после определения

того, какая парадигма [9] развития муниципального ределения источников инвестиций в сферу ЖКУ му-

образования (таблица 3) преобладает в процессе оп- ниципального образования.

Таблица 3

Характеристика парадигм развития муниципального образования

Пара- дигма Используемый подход Характеристика

о г § 3 ^ у в й мар о К Воспроизводствен-ный подход Муниципальное образование рассматривается как «закрытая система». Существует в определенной мере замкнутый инвестиционный цикл, опирающийся на внутренние инвестиции. Роль органов власти состоит в обеспечении аккумуляции сбережений населения и доходов соответствующего бюджета; создании условий для накопления капитала в организациях; организации механизма трансформации инвестиционных ресурсов в инвестиции; определении перспективных направлений инвестирования внутренних инвестиционных ресурсов

- -н е ри ^ в к нц Ко Концепция «инвести- ционного климата» Муниципальное образование рассматривается как «открытая система» и с позиции привлекательности для инвесторов. Инвестиционные ресурсы характеризуются значительной мобильностью. Инвестор исходит из соображения доходности и рискованности вложений. Информационные и административные барьеры для инвестирования несущественны или отсутствуют

Использование первого подхода сопровождается применением рейтинговой системы оценки инвестиционных проектов. По оценке экспертов для современного этапа развития экономических отношений в сфере ЖКУ она устарела и все в большей степени подвергается влиянию субъективного фактора. Кроме того, система рейтингов сводится к оценке уже сложившейся ситуации. Однако состояние и выбранные в ходе жилищно-коммунальных реформ направления развития этой сферы требуют разработки системы прогнозирования и стимулирования инвесторов к активной инвестиционной деятельности с целью обеспечения возможности достижения поставленных задач реформирования ЖКХ. Это некоторая переориентация на использование второго подхода. В соответствии с ним привлечение инвестиций целесообразно проводить с учетом следующих мер: оценка инвестиционного потенциала, сильных и слабых сторон; разработка целевых комплексных программ, реализующих круг маркетинговых, организационно-технических и других мер по привлечению инвестиций. В программах целесообразно отражение бизнес-карт, которые содержат информацию о деловом потенциале; формирование банка данных производственных мощностей, свободных и предлагаемых для включения в инвестиционный процесс, используемых неэффективно; формирование бизнес-портфелей по отдельным сферам ЖКХ.

В отношении прогнозирования инвестиций в сферу ЖКУ предполагаются следующие мероприятия: количественный и качественный анализ состояния и тенденций инвестиционных процессов, существующих проблем и новых явлений; прогнозирование потребности в инвестициях; прогнозирование возможных инвестиционных потоков; оценку возможностей и последствий вложения средств в ту или иную сферу ЖКУ.

Исходя из сложившегося разнообразия инвестиций в сфере ЖКУ и их нормативно-правового регламентирования, можно выделить ряд направлений ин-

вестиционной политики (таблица 4). При этом независимо от направления цель организации системы инвестирования в сферу ЖКУ состоит в объединении и координации действий предприятий, частных инвесторов, учреждений, заинтересованных в развитии инвестиционной деятельности, в формировании инвестиционных ресурсов и инвестировании в проекты ЖКХ, в организации и контроле финансовых потоков инвестиционных ресурсов.

Систематизация теории и практики позволяет рассматривать процесс разработки инвестиционной политики как ряд последовательных этапов (рис. 2). Предпосылкой формирования инвестиционной политики служит общая деловаяполитика развития ЖКХ [1; 3], основными целями которой является решение проблем объектов ЖКХ. Представляя собой важный составной элемент общей экономической политики в этой сфере, инвестиционная политика выступает фактором обеспечения эффективного развития отрасли ЖКХ.

Таблица 4

Направления инвестиционной политики в сфере ЖКУ

При- знак Значение признака Инструменты и механизмы Характеристика

По направлению инвестиций Совершенствование тарифной политики Инвестиционная надбавка в тарифе Устанавливается в процентах от соответствующего тарифа на ЖКУ тем субъектом управления, за которым закреплена функция тарифообразования

100 % оплата ЖКУ Переход на 100 % оплату ЖКУ потребителем и отказ от дотаций предприятий сферы ЖКУ из бюджетов

Введение двух и многоставочных тарифов Позволяет учитывать процессный подход в жилищно-коммунальной сфере, в результате чего оптимизируется объем потребления ЖКУ и их стоимость для потребителя, а также финансовые показатели производителя услуг

Ресур- сосбе- режение Энергосберегающие технологии Установление счетчиков на потребление и предоставление коммунальных ресурсов, применение современных материалов, характеризующихся низким потреблением тепла и пр.

Инвестиции в человеческий капитал Семинары Организуются по инициативе региональных и муниципальных органов власти для разъяснения и информирования различных участников сферы ЖКУ (старшие домов, потребители, руководители управляющих компаний и т. д.)

Курсы повышения квалификации Организуются по инициативе региональных и муниципальных органов с привлечением аккредитованных образовательных учреждений по определенным программам

По источнику инвестиций Средства бюджетов и внебюджетных фондов различных уровней Фонд содействия реформирования ЖКХ Некоммерческая организация по созданию безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулированию реформирования ЖКХ, формированию эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрению ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда

Бюджеты различных уровней Дотации и субсидии на оказание ЖКУ населению

Программноцелевые продукты Программы развития и модернизации коммунальной инфраструктуры, программы социально-экономического развития конкретных территорий

Прямые инвестиции предприятий ЖКХ Современное оборудование Позволяет снизить издержки производства и предоставления жилищных и коммунальных услуг, повысить эффективность функционирования сферы, повысить качество оказываемых услуг

Информационные технологии Технологии управленческого, технологического, финансового и т. д. характера, позволяющие повысить эффективность определенных процессов в сфере ЖКУ

Кредиты и займы На пополнение основного и оборотного капитала, как правило, на практике устанавливается высокий процент под залог основных фондов

Основная цель инвестиционной политики в сфере ЖКУ может быть сформулирована как стремление к обновлению основных фондов, увеличению дохода от инвестиционной деятельности при допустимом уровне риска инвестиционных вложений, с использованием которых объекты ЖКХ смогут оказывать весь перечень необходимых услуг на современном уровне.

При разработке инвестиционной политики необходимо придерживаться следующих принципов:

- нацеленность инвестиционной политики на достижение стратегических планов и финансовые возможности предприятий ЖКХ;

- учет инфляции;

- экономическое обоснование инвестиций;

- формирование оптимальной структуры портфельных и реальных инвестиций;

- ранжирование проектов и инвестиций по их важности и последовательности, исходя из имеющихся ресурсов и с учетом привлечения внешних источников;

- выбор надежных и более дешевых источников и методов финансирования инвестиций и другие.

Учет этих и других принципов позволит избежать многих ошибок и просчетов при разработке инвестиционной политики предприятия.

Рис. 2. Процесс формирования инвестиционной политики в сфере ЖКУ муниципального образования

Одной из ключевых характеристик инвестиционной политики является инвестиционная активность. Это многоаспектное явление, находящееся в зависимости от различных факторов. Даже самое незначительное повышение инвестиционной активности - это дополнительные средства, которые не всегда приводят к движению во всей сфере, однако нередко их вливание остается статичной величиной. Поэтому необходимо устойчивое развитие при координации усилий по различным направлениям инвестиционной политики. С этой целью для оценки изменений предлагается использовать структурно-логическую схему формирования инвестиционной активности в сфере ЖКУ на местном уровне (рис. 3). Очевидна обратнопропорциональная зависимость инвестиционного потенциала и рисков, оказывающая влияние на формирование инвестиционной активности сферы ЖКУ.

Систематизация практики и законодательства РФ позволяет сформировать следующую систему мер (прямые методы) по повышению инвестиционной

привлекательности сферы ЖКУ с позиции органов местного самоуправления, представленную в таблице 5.

Воздействуя своевременно данными методами на факторы, участвующие в формирование инвестиционной активности, органы местного самоуправления будут способствовать привлечению капитала в жилищно-коммунальную сферу, уменьшая тем самым в будущем бюджетную нагрузку, связанную с финансированием этой сферы.

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РИСКИ (Ж)

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПОТЕНЦИАЛ (ІР)

- высокий износ жилищного фонда и инженерной инфраструктуры;

- инертность населения;

- высокая доля неоплаты оказанных жилищно-коммунальных услуг;

- непрозрачность финансовых потоков предназначенных для реформирования и модернизации жилищно-коммунальной сферы;

- уровень тарифов на услуги и низкая рентабельность;

- высокий процент невыполнения производственных планов организациями производственной сферы;

- непрофессионализм управления и др.

- развитие ресурсосбережения;

- региональные и муниципальные программы модернизации инфраструктуры жилищно-коммунальной сферы;

- государственная поддержка капитального ремонта жилищного фонда;

- подготовка специалистов в области экономики и управления в жилищно-коммунальной сфере;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- мониторинг жилищно-коммунальной сферы муниципального образования;

- формирование системного (единого) информационного пространства и

др.

ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ (ГУБ)

- ставка процента по кредитам и ставка рефинансирования;

- наличие на рынке специальных кредитных продуктов для финансирования жилищно-коммунальной сферы;

- уровень доходов населения и уровень безработицы;

- уровень инвестиционной привлекательности муниципального образования в целом;

- несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы, регламентирующей инвестиционную деятельность и др.

ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, (ІА) ІА = Г (Рь ГУБ)

Рис. 3. Структурно-логическая схема формирования инвестиционной активности в сфереЖКУ

на местном уровне

С целью осуществления мониторинга и регулирования этого направления предлагается использовать ряд показателей (1, 2, 3):

1. Коэффициент использования инвестиционного потенциала сферы ЖКУ (КщР):

(1)

2. Коэффициент инвестиционной привлекательности сферы ЖКУ (Ки).

К Р1 =—; (2)

“ I

3. Коэффициент рискованности инвестиционной деятельности сферы ЖКУ (Ки).

К Р1 =—. (3)

Изменение первых двух коэффициентов в направлении роста и снижение величины третьего показателя свидетельствуют об эффективном управлении инвестиционной активностью. В рамках мониторинга жилищно-коммунальной сферы использование пред-

лагаемых коэффициентов позволит органам власти своевременно принимать решения по оказанию влияния на развитие инвестиционного потенциала сферы ЖКУ муниципального образования.

Анализ практики показывает, что несмотря на предпринимаемые действия со стороны органов власти по формированию инвестиционного потенциала сферы ЖКУ, присутствуют существенные риски [10], которые могут повлиять на объем, периодичность и характер инвестиций в сфере ЖКУ. Поэтому органы местной власти должны сохранить за собой контрольную функцию за функционированием и развитием сферы ЖКУ (в т. ч. по целевым показателям работы ЖКХ). Сегодня это возможно в рамках договорных отношений, которые одновременно могли бы отвечать интересам инвестора и позволяли бы властям выполнять свои социальные обязательства.

Таким образом, создание инвестиционных потоков в сфере ЖКУ только за счет бюджетных средств представляется также проблематичным, как и возложение этого бремени только на население или организация жилищно-коммунальной сферы. Необходимы комплексные меры, прежде всего, с позиции органов

власти, включая разработку рациональной инвести- ционного потенциала сферы ЖКУ муниципального ционной политики. Это позволит своевременно при- образования и сократить в будущем бюджетную нанимать решения, направленные на развитие инвести- грузку, связанную с финансированием этой сферы.

Таблица 5

Методы по повышению инвестиционной привлекательности сферы ЖКУ с позиции органов местного самоуправления

Законода- тельное Информационное Финансовое Экономическое Организационное

- обеспечение единства требований действующего зако-нодательст-ва и норматив- но- правовых актов органов местного самоуправления к оформлению инвестиционных проектов - создание информационной базы данных о неза-действованных промышленных площадках, их правовом статусе, инженерных сетях и коммуникациях, экологическом состоянии, дорожнотранспортной системе, условиях, стоимости аренды и приобретения площадки в собственность; - организация информационноконсультационного обслуживания потенциальных инвесторов по вопросам действующего законодательства, инвестиционных потребностях и возможностях города - предоставление муниципальных гарантий за счет средств местного бюджета; - предоставление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий налогообложения в пределах сумм, зачисляемых в городской бюджет; - предоставление бюджетных кредитов; - финансирование городских целевых программ; - установление субъектам инвестиционной деятельности льготных ставок арендной платы при аренде земельных участков на территории города в целях осуществления инвестиционной деятельности на арендуемых земельных участках - формирование благоприятного хозяйственного климата; - активизация работы по привлечению иностранных инвестиций по линии сотрудничества с городами-партнерами; - муниципальночастное партнерство через заключение концессионных соглашений с поставщиками ЖКУ; - целевые инвестиционные программы; - применение дифференцированных тарифов для разных групп потребителей (в зависимости от себестоимости оказываемых услуг и платежеспособности потребителей); - формирование целевых специализированных инвестиционных фондов - составление земельного кадастра; - создание адресного перечня свободных земельных участков, обеспеченных полным набором необходимой инфраструктуры, которые могут быть использованы в инвестиционном процессе; - инвентаризация объектов недвижимости, незавершенного строительства, которые могут представлять интерес для инвесторов; - поддержка приоритетных инвестиционных проектов, сопровождение их на всех стадиях от разработки до реализации; - организация ярмарок и выставок управляющих компаний, технологий; - проведение конкурсов инвестиционных проектов

Литература

1. Бражникова, Л. Н. Финансовые аспекты инновационного развития жилищно-коммунальных предприятий / Л. Н. Бражникова. - Режим доступа: http://www.sworld.com.ua/simpoz1/135.htm

2. Жилищно-коммунальная сфера. 2007 г. Статистический бюллетень. - Кемерово: Кемеровостат, 2008. -

56 с.

3. Жилищно-коммунальная сфера. 2008 г. Статистический бюллетень. - Кемерово: Кемеровостат, 2009. -

57 с.

4. Жилищно-коммунальная сфера. 2009 г. Статистический бюллетень. - Кемерово: Кемеровостат, 2010. -56 с.

5. Жилищно-коммунальная сфера. 2010 г. Статистический бюллетень. - Кемерово: Кемеровостат, 2011. -

58 с.

6. Жилищно-коммунальная сфера. 2011 г. Статистический бюллетень. - Кемерово: Кемеровостат, 2012. -58 с.

7. Инвестиции в нефинансовые активы. - Режим доступа: http://www.kemerovostat.ru

8. Новые способы привлечения инвестиций в ЖКХ. - Режим доступа: http://teplo-nsk.ru/products/-price/item/900-novie-sposoby-privlecheniya-chastnyh-investicii-v-jkh.html

9. Рубцов, Ю. Ф. Факторы, определяющие инвестиционную политику в жилищно-коммунальном хозяйстве / Ю. Ф. Рубцов, А. Х. Хузягалиев. - Режим доступа: // http://hghltd.yandex.net/

10. Юрченко, Е. А. Методические подходы к оценке инвестиционной привлекательности / Е. А. Юрченко.-Режим доступа: http://www.beintrend.ru/2011-10-13-06-03-35

Информация об авторе:

Ганченко Диана Николаевна - старший преподаватель кафедры муниципального управления Новокузнецкого института (филиала) КемГУ, 8-904-960-35-75, Diana_sench@ngs.ru.

Diana N. Ganchenko - Senior Lecturerat the Department of Municipal Management, Novokuznetsk Institute (branch) of Kemerovo state University.

Статья поступила в редколлегию 20.06.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.