Научная статья на тему 'Оптимальная геометрия высоковольтного сглаживающего дросселя на сердечниках типа пл'

Оптимальная геометрия высоковольтного сглаживающего дросселя на сердечниках типа пл Текст научной статьи по специальности «Медицинские технологии»

CC BY
62
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимальная геометрия высоковольтного сглаживающего дросселя на сердечниках типа пл»

ИЗВЕСТИЯ

ТОМСКОГО ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА имени С. М. КИРОВА

Том 244 1972

ОПТИМАЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ высоковольтного СГЛАЖИВАЮЩЕГО ДРОССЕЛЯ НА СЕРДЕЧНИКАХ ТИПА ПЛ

Е. И. ГОЛЬДШТЕЙН, А. И. АНОХИН, А. К- МАЙЕР, В. К. СКРИПКО

(Представлена семинаром кафедры ТОЭ, ТИРиЭТа)

Высоковольтные сглаживающие дроссели (ДВС) предназначены для сглаживания пульсаций в цепи питания специальных радиотехнических устройств. Как правило, ДВС выполняются на сердечниках типа ПЛВ с увеличенным окном [1], так как по мере повышения рабочего напряжения усиливают изоляцию обмотки. В известной нам литературе вопросы оптимизации ДВС не рассматривались, хотя последние имеют значительный вес и габариты. Поставим задачу исследовать ДВС с целью определения его геометрии обеспечивающей минимально-возможный вес или габаритный объем. С целью упрощения анализа не учитываем вес и габарит изоляционного материала (компаунда), крепежных деталей, изоляторов. Тогда вес и габаритный объем можно выразить следующими уравнениями [2]

а = аг-К0-10($-Кус + Ку0), (1)

1/г -а* . 2 • Жуг, (2)

где

а — основной типоразмер дросселя (рис. 1),

о _ Ке • Тс

? ~ Ко ■ъ<

Ко, Кс —коэффициенты заполнения окна проводниковым материалом и магнитопровода сталью, То> Тс — удельные веса меди и стали, Яус, Ку0, Луг — безразмерные коэффициенты геометрии ДВС, определяемые относительными размерами х = У =

г— (рис. 1). Значения коэффициентов Км с, Ку 0, Кут для магни-топроводов типа ПЛ приведены в табл. 1.

В инженерной практике наиболее часто встречаются два расчетных случая для ДВС:

I р. с. — расчет на заданное падение напряжения на дросселе,

II р. с. — расчет на заданный перегрев.

4 Заказ 9811 , 49

Рис. 1

В соответствии с этим основной типоразмер можно определить по следующим выражениям [2]:

/ДГ, \0,2

где

м =■

<3>

(¿/о)® ■ Р . /?„1 .

аи

• Во ■ К[ ■ К0

(и20)2 ■ Р ■ /Г„п

Ми = 2(В0)2 • К\ ■ Ко ■ « • -с '

£ —индуктивность ДВС,

/о — постоянная составляющая тока,

—допустимое активное сопротивление ДВС, р —удельное сопротивление меди, В0 — постоянная составляющая индукции, АГн« = 1 + «т (^р ^ 20°), Кт= 1 + «т(*окр+* — 20°),

ат ■—температурный коэффициент меди, ¿окр — температура окружающей среды, т ■—температура перегрева ДВС, а — коэффициент теплоотдачи,

п{ —коэффициент геометрии, выражения для которого приведены в табл. 1,

о

Кер^—---коэффициент поверхности охлаждения ДВС, выражения

для которого приведены в табл. 1. Подставив (3) в (2) и (1) и проанализировав полученные выражения, можно сделать вывод о возможности (при отыскании оптимальной геометрии) оперировать со следующими удельными технико-экономиче-скими показателями:

О; =(/гг)-°'6№с + Я'уо);

О'и = (Пг ■ К„)~ЦЩус + Л^о); (4)

I/;, = (Яг)-о.б .Кчг; Кп=("г- Кер)~31' ■ Куг .

Таблица 1

Коэффи- Для дросселя стержневого

циенты с одной катушкой с двумя катушками

К

кКс Ко " Кг

чдр

х(ЗМ+2г+2у) уг(2+2х+ЗМу) (1 +у)(х+2у) (2+2) х2уг

2+2х+ЗМу (хг+2г+2ху+4у+ +я уг+лу2+пх4-п)

х(ЗМ+2г+2у) уг(2+2х+\,57у) (1+У) (х+у) (2+2) х2уг 2+2х+\$7у (хг+2г+2ху+4у+ +яуг+0,Ьяу2+ях+п)

Для минимизации выражений (4) была составлена специальная программа поиска на ЭЦВМ оптимальных параметров геометрии, обеспечивающих минимум соответствующего технико-экономического по* казателя. Пределы поиска приняты:

х =

в

а

: 1 ■

1

5;

-Ю; 14-10.

Минимизация проводилась при значениях коэффициента подсчитанных при Кс^О.вб, ус = 7,65 г/см3, \'0 = 8,8 г/см3

с

н

г~— а

Р

Тс-/Сс

То • к* •

и Ко=0,246;

0,182; 0,146; 0,109; 0,082. Коэффициенты заполнения окна определены экспериментально для ДВС, выпускаемых серийно. Шаг поиска по ху у и г был принят одинаковым Ля = Ду — Дг = 0,1. Результаты минимизации приведены в табл. 2.

Таблица 2

Дроссель стержневой

Минимизируемая функция о однокатушечный двухкатушечный

Р X У г X У г

<и я к

сЗ 5"

(1)

О,

С

3,0 2,3 1,0 2,3 1,6 1,1 2,2 ч

4,06 2,1 1,0 2,5 1,5 1,1 2,5 о

5,06 2,0 1,0 2,7 1,4 1,2 2,7 О.

6,78 1,9 1.0 2,9 1,3 1,2 2,9 1

9,03 1,7 1,1 3,0 1,2 1,3 зд

у' — 5,0 1,0 3,0 3,8 1,0 3,0

Г1

3,0 1,3 1,1 1,9 1,0 1,5 1,6 ч*

4,06 1,0 1,1 2,2 1,0 1,8 1,8 и

5,06 1,0 1,3 2,4 1,0 2,0 2,0 О. 1

6,78 1,0 1,5 2,7 1,0 2,4 2,3 1 1—4

9,03 1,0 1,8 3,0 1,0 2,7 ■2,7

Уу

5,0

1,0

3,6

5,0

1,0

3,8

4*

51

Для выяснения вопроса о целесообразности и эффективности перехода в некоторых случаях от стандартной геометрии, то есть от параметров геометрии ДВС ряда «Генри П» [1], к оптимальной геометрии проведем сопоставление удельных технико-экономических показателей (4) ДВС ряда «Генри П» и оптимальной геометрии. Сравнение проводим при одинаковых условиях. При этом считаем, что в первом приближении геометрия не влияет на коэффициент теплоотдачи, на магнитный режим и на коэффициенты заполнения. Результаты сравнения приведены в табл. 3. Оценка выигрыша в весе и в габаритном объеме

с'т V

подсчитана соответственно как —. 100% и -,Г'С1 -100%, при этом

б/ V

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

опт г.опт

удельные показатели оптимальных ДВС принимались за 100%.

Таблица 3

Сравниваемый дроссель из ряда „Генри П„ Удельный показатель сравнения Удельный показатель сравниваемого дросселя Удельный показатель дросселя оптимальной геометрии Оценка результатов минимизации в % Примечание

ПЛВ12,5x20—62,5 ПЛВ 10x16—50 ПЛВ20х40—90 3,0 5,06 6,78 4,06 9,03 о; 146 180,98 210,1 164 210,85 78,41 118,83 151,77 99,4 194,43 186 152,1 138,5 165 112 сз м . g >» стз

ПЛВ-10х16—50 ПЛВ12,5x20—62,5 ПЛВ20х40—90 — П 94,4 94,4 61,36 26,8 26,8 26,8 352 352 229 о а, ^

ПЛВ12,5x20—62,5 ПЛВ10х16—50 ПЛВ20х40—90 3,0 5,06 6,78 4,06 9,03 о; 94,75 122,9 146,4 109,28 165,6 67,68 102,25 129,9 85,66 164,4 140 120 112.4 127,8 100.5 s ье В >> н СЗ « CS

ПЛВ 10x16—50 ПЛВ 12,5x20—62,5 ПЛВ20х40—90 — к 47,31 47,31 34,27 21,28 21,28 21,28 222 222 160 ч о Си

ПЛВ 12,5x20—62,5 ПЛВ10х16—50 ПЛВ20х40—90 3,0 5,06 6,78 4,06 9,03 G„ 28,83 35,71 32,37 45,77 17,15 25,35 31,45 21,47 39,11 168 141 150 117 СО Ьй a н аз » и»«

ПЛВ10х16—50 ПЛВ 12,5x20—62,5 ПЛВ20х40—90 — 18,62 18,62 13,32 5,84 5,84 5,84 319,0 319 228 t; CJ а.

ПЛВ 12,5x20—62,5 3,0 19,65 17,15 114,5 §

5,06 25,49 24,68 103,3 g

6,78 G;

II

ПЛВ 10x16—50 4,06

ПЛВ20х40—90 9,03 38,03 37,46 101,5

ПЛВ10х16—50 ПЛВ 12,5х—20 ПЛВ20х40—90

ПЛВ12,5х—20 —

19,65 17,15 114,5

25,49 24,68 103,3

30,87 30,51 101

22,66 21,16 107

38,03 37,46 101,5

9,81 4,82 203

9,81 4,82 203

7,76 4,82 160

а

Вывод

Как показывает анализ результатов сравнения (табл. 3), использование ДВС оптимальной геометрии дозволит в 1,б-гЗ,5 раза сократить его габаритный объем и получить выигрыш в весе до 80%.

ЛИТЕРАТУРА

1. Нормаль радиопромышленности (проект). Дроссели высоковольтные, фильтровые. Технические условия. Редакция 2-67.

2. Е. И. Гольдштейн. Некоторые вопросы проектирования оптимальных сглаживающих дросселей. «Электромеханика», 1964, № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.