Научная статья на тему 'ОПТИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ В ДИЗАЙНЕ СРЕДЫ'

ОПТИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ В ДИЗАЙНЕ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
136
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / ЗРИТЕЛЬНЫЕ ИЛЛЮЗИИ / ИНТЕРЬЕР / ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / СРЕДА / DESIGN / VISUAL ILLUSIONS / INTERIOR / GRAPHIC DESIGN / ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Белова Ю.А., Пучкова Т.Е.

Рассмотрим проектирование и использование иллюзий, особенно пространственных, дизайнерами на примере объектов, созданных для интерьера. Подчеркнем, что проектирование для общественной среды в мировой практике стало ключевой областью творческих поисков не только для дизайнеров, но и для многих профессий - архитекторов, художников, инженеров и других.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTICAL ILLUSIONS IN THE DESIGN ENVIRONMENT

Let us consider the design and use of illusions, especially spatial ones, by designers on the example of objects created for the interior. We emphasize that the design for the public environment in the world has become a key area of creative research not only for designers, but also for many professions - architects, artists, engineers and others.

Текст научной работы на тему «ОПТИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ В ДИЗАЙНЕ СРЕДЫ»

УДК 74.01/.09

Белова Ю.А. студент магистратуры

Пучкова Т.Е. доцент

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»

Россия, г. Краснодар ОПТИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ В ДИЗАЙНЕ СРЕДЫ

Аннотация: рассмотрим проектирование и использование иллюзий, особенно пространственных, дизайнерами на примере объектов, созданных для интерьера. Подчеркнем, что проектирование для общественной среды в мировой практике стало ключевой областью творческих поисков не только для дизайнеров, но и для многих профессий - архитекторов, художников, инженеров и других.

Ключевые слова: дизайн, зрительные иллюзии, интерьер, графический дизайн, среда.

Belova Ju.A. undergraduate IN FGBOU "Kuban state University»

Russia, Krasnodar Puchkova T.E. professor

IN FGBOU "Kuban state University»

Russia, Krasnodar OPTICAL ILLUSIONS IN THE DESIGN ENVIRONMENT

Abstract: let us consider the design and use of illusions, especially spatial ones, by designers on the example of objects created for the interior. We emphasize that the design for the public environment in the world has become a key area of creative research not only for designers, but also for many professions - architects, artists, engineers and others.

Key words: design, visual illusions, interior, graphic design, environment.

Оптическая иллюзия - впечатление о видимом предмете или явлении, несоответствующее действительности, т. е. оптический обман зрения. Это говорит о том, что иллюзии с давних времен интерпретировались как некие сбои в работе зрительной системы. Мы рассмотрим проектирование и использование иллюзий, особенно пространственных, дизайнерами на примере объектов, созданных для интерьера. Подчеркнем, что проектирование для общественной среды в мировой практике стало ключевой областью творческих поисков не только для дизайнеров, но и для многих профессий - архитекторов, художников, инженеров и других.

Такую особенность восприятия целесообразно использовать при иллюзорном расширении или удлинении пространства. Так преобразование

метрических рядов в ритмические с последовательным увеличением плотности элементов и уменьшением их размеров оптически утрирует глубину пространства, а при обратном порядке ритмического ряда -иллюзорно сокращает его протяженность, создавая эффект обратной перспективы. В дизайне интерьера ритмические ряды могут создаваться объектами мебели, дополнительно вмонтированными конструкциями или любыми другими элементами оборудования.

Одним из уникальных примеров подобных практик можно считать дом-музей английского архитектора и знатока искусств сэра Джона Соуна в Лондоне, представляющий собой беспрецедентный образец авторской экспозиции со своим мировоззрением, концепцией, пространственными, пластическими и в том числе и оптическими эффектами еще в начале Х1Х века.

Достаточно много эффектов-иллюзий создавалось на получивших большое распространение торговых, художественных, универсальных и всемирных выставках. Выдающимся примером можно считать экспонирование фрагмента станции метро «Маяковская» на Всемирной выставке в Нью-Йорке 1939 г. Где с помощью специально поставленных зеркал в натуральный размер фрагмента была создана полная иллюзия целой, протяженной и полномасштабной станции, которую видели посетители выставки.

На этой же выставке в гигантском живописном панно «Знатные люди Страны Советов», средствами живописи и пространственной инсталляции, так же была создана иллюзия, что герои картины сходят с полотна в зал, что достигается и самой композицией панно и реальными мраморными ступенями, которые предваряют живописное полотно. Эти приемы очень активно использовались в создании экспозиционных выставочных диорам и панорам, и достигли в советское время небывалой виртуозности исполнения.

Пожалуй, самым распространенным и самым популярным приемом было расположение зеркал, когда добивались многократного увеличения экспонатов, которые при этом множились и превращались в безмерные количества предметов. Этот прием широко использовался на ВСХВ и ВДНХ 30-50х годов, представлявших отечественные достижения в промышленности и сельском хозяйстве в период жесткого дефицита того и другого, который преодолевался лишь в выставочных иллюзиях пышного и разнообразного изобилия.

С появлением АВС (аудиовизуальных средств) оптические иллюзии получили новый стимул развития и расширения видов и форм, разнообразия приемов и эффектов. К таким новшествам бесспорно можно отнести «голографию», трехмерное изображение, дающее убедительные представления об экспонате, как правило, ценном раритете, который может быть показан на выставке, лишь как его голографическое изображение, а не подлинник.

С появлением и развитием компьютерных и мультимедийных

технологий произошло грандиозное расширение возможностей создавать и предъявлять в экспозиционном пространстве самые невероятные оптические иллюзии, эффекты, вплоть до создания весьма крупных трехмерных изображений целых интерьеров, движения, катаклизмы, эффекты событий, которые до этого не могли быть представлены в экспозиции. Примеров этому множество.

Поразительные оптические иллюзии были продемонстрированы на ЭКСПО-2010 в Шанхае, где не только отдельные стенды или комплексы применяли технологии создания иллюзий, но и целые павильоны целиком строили свои экспозиции в этом жанре, если можно так говорить. Это павильоны — Исландии, Австралии, Бразилии, США, России, Италии, Финляндии, Германии, Китая и многие другие. Впечатляющим была грандиозная анимация древнего китайского свитка в Китайском павильоне, раритета национальной культуры, который был представлен в виде стометрового движущегося изображения города с его повседневными заботами, людьми, домами, рекой. Все это оживало и не только двигалось, но и менялось время суток, и времена года, а отблески речной воды сопровождались звуком волн и плеска воды. Китайская экспозиция представляла несколько крупных и запоминающихся инсталляций, построенных на применении новейших визуальных технологий. Они убедительно демонстрировали движение, изменение, нереальность происходящего. В небольшом павильоне Исландии не было выставлено ни одного экспоната, там вообще не было экспозиции, там было только изображение, срежиссированное, объемное, на стенах, потолке, было изображение пейзажей страны, ее история, достояние, вплоть до извержения вулкана. И зритель оказывался внутри этого изображения, которое его окружало и погружало то в поток водопада, то в середину косяка сельди, то в заснеженные исландские дали, создавая яркие и эмоциональные впечатления. [3]

Огромное количество и разнообразие визуальных эффектов, которых добивались создатели экспозиций, поражало и было предъявлено, как самая значимая и популярная современная экспозиционная стратегия. Перечислить их все невозможно. При этом большое количество этих технологий включало интерактивность, т.е. когда зритель мог своим прикосновением изменять изображение, трансформировать, поворачивать, менять и т.п., создавая самые невероятные визуальные эффекты и эмоциональные впечатления. Уникальным экспонатом всей выставки был огромный сенсорный шар в павильоне Германии, который крупнейшие немецкие специалисты разрабатывали более трех лет. Этот шар реагировал на голос и под воздействием возгласов зрителей мог раскачиваться, менять окраску и изображения, которые возникали на его поверхности, создавая ни с чем ни сравнимый эмоциональный накал и поразительное чувство единения многочисленных незнакомых друг с другом людей из самых разных стран, объединенных этим общим и фантастическим действом.

Многие выставки, музеи, самостоятельные экспозиции применяют сейчас все более развивающиеся как с позиции оригинального художественного творчества, так и с позиции технологических возможностей и средств экспозиционные приемы в создании нереального, невозможного ранее, визуального изображения, экспозиционного зрелища. Самым важным в этом направлении можно считать, не только расширение границ и возможностей построения иллюзии, но и ее дидактическое значение, творческую активность, очень быстрый процесс развития и совершенствования. А также адаптацию к современному зрительскому восприятию присущую молодому поколению, погруженному в виртуальные миры.

Наряду с этим продолжают использовать и традиционные изображения, зеркала, театрализованные инсталляции, ожившие картины, голографические эффекты, так и новейшие технологии сегодняшнего дня, расширяющие спектр предложений и возможностей экспозиционного высказывания.

Показательным на сегодня можно считать выставку «Русь Православная. Романовы», которая прошла в ноябре 2013 г. в Московском Манеже, приуроченная к 400-летию дома Романовых в России и продемонстрировавшая самые разнообразные подходы и средства в достижении современных оптических иллюзий в экспозиции. Там была и почти реальная палата Теремного дворца и горящая после пожара Москва, и битвы российских государей, и даже инсталляция, где все они выстроились в один ряд перед москвичами 2013 года, а над ними проносились грозовые облака и тучи. На выставке не было подлинных исторических экспонатов и документов, вся ее экспозиция была виртуальной. Возможно воодушевившись таким грандиозным экспозиционным проектом в жанре виртуальной экспозиции, ее создатели приступили к новому большому проекту, посвященному столетию Первой мировой войны, которая пройдет в августе этого года в Манеже, и к созданию которой приглашен кинорежиссер Павел Лунгин. [4] Этот факт можно рассматривать как подтверждение нового этапа в разработке экспозиционных феерий, в создании которых участвуют не только экспозиционеры, художники, дизайнеры, как было традиционно, но и режиссеры, так как экспозиционное построение становиться еще более сложным, разнообразным и динамичным зрелищем. И если раньше в экспозиции подобные приемы были лишь вкраплениями, отдельными эпизодами, комплексами и фрагментами, то сегодня они не только занимают все больше места и значения, но и становятся ведущими средствами создания визуального образа экспозиции, порой даже вытесняя подлинный исторический и музейный предмет.

Это чрезвычайно большая, и на сегодня разнообразная и актуальная проблематика, включающая весь спектр проблем и подходов — изучение, систематизацию, применение, в контексте расширения возможностей и границ экспозиции музея и выставки.

Использованные источники:

1. Агранович А.Д, Понаморева Е.С. Аладова Н.И.: Интерьер и предметный дизайн жилых зданий. Р, Феникс, 2006

2. Бониколини Д.: Создание интерьеров. Стиль и комфорт. РИП-Холдинг, 2014

3. Браиловская Л.В, Маркин А.В.: Мастерская дизайнера, ответы на квартирные вопросы. Феникс, 2005

4. Васильев В., Михайлова И., Миронов К.: Современные строительные материалы и товары. ЭКСМО, 2006

УДК 339.924

Белокобыльская В.К. студент 2 курса факультет «Экономики» ОУ ВО Южно- Уральский институт управления и экономики

научный руководитель: Позднякова Ж.С.

старший преподаватель

Россия

ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ИНТЕГРАЦИИ

Аннотация

В данной статье рассматриваются и анализируются различные теории международной экономической интеграции, обозначаются понятия интеграции, наиболее конкретно отражающие сущность этого процесса, формулируется понятие интеграции на основе рассмотренных концепций.

Ключевые слова: международная экономическая интеграция, ранний неолиберализм, поздний неолиберализм, корпорационализм, стуктурализм, неокейнсианство, дирижизм.

Belokobylskaya V.K.

student

2 term, «faculty of State and municipal management» OU VO The South-Ural Institute of Management and Economics

Russia

Scientific adviser: Pozdnyakova Zh.S.

senior lecturer

Annotation:

This article examines and analyzes various theories of international economic integration, identifies the concepts of integration most specifically, reflecting the essence of this process; the concept of integration is formulated on the basis of the considered concepts.

Keywords: international economic integration, early neoliberalism, late neoliberalism, corporateism, structuralism, neo-Keynesianism, dirigisme

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.