ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
К. А. ПОПОВ (Волгоград)
О ПРИКЛАДНЫХ АСПЕКТАХ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ПК
Проблема подготовки учителя, способного не только использовать традиционную методику преподавания предмета, но и интегрировать в свою деятельность современные информационные компьютерные технологии (ИКТ), является актуальной, поскольку особенно быстро развиваются образовательные технологии, основанные на ИКТ, например, институты дистанционного образования, интернет-образование и т. д. При этом для успешного применения ИКТ он должен быть уверенным пользователем ПК.
Уровень пользователя персонального компьютера стал определенного рода стандартом образования в области информационных технологий в самых разных отраслях человеческой деятельности. Но требования к уровню подготовки пользователя существенно отличаются в зависимости от сферы приложения знаний и умений их носителя. Единственное, что остается общим для всех без исключения, - это культура использования разнообразных ресурсов, которые становятся доступными при взаимодействии человека с персональным компьютером. Ее основа, стержень - именно информационная культура пользователя [1 - 3].
В данной статье мы определим разницу между начинающим и опытным пользователем, а также обсудим перспективы формирования информационной культуры преподавателя средней и высшей школы в области компьютерных технологий.
Уровень информационной культуры пользователя зависит от того, способен ли он:
1) запустить приложение, пользуясь манипулятором «мышь»;
2) создать, сохранить документ, сделать его копию;
3) набрать необходимый ему документ (мы не уточняем, в каком приложении, учитывая различие возможных направлений подготовки пользователя);
4) внести правки в существующий документ;
5) зная методы работы в одном приложении, самостоятельно научиться работать в близких средах (например, имея опыт работы с документами MS Word, применить свои знания в других приложениях MS Office: PowerPoint, Excel, Access);
6) самостоятельно научиться работать в произвольной среде (сюда мы не включаем оболочки, требующие программирования, например Delphi или Visual Basic).
В зависимости от продвижения по пунктам указанных умений мы перемещаемся от уровня информационной культуры начинающего пользователя к продвинутому (advanced user). Если умения выполнять действия, приведенные в пунктах 1), 2) и 3), характерны для начинающего пользователя, то произвольное расширение комплекса актуальных программ - только для опытного пользователя, уровень информационной культуры которого достаточно высок. Скорость продвижения по шкале информационной культуры существенно зависит от интенсивности работы на компьютере, разнообразия приложений, с которыми работает пользователь, широты круга решаемых при помощи компьютерных информационных технологий задач и желания решать их максимально оптимальными средствами и методами.
Интенсивность использования компьютера, очевидно, определяет возможность многократной отработки навыков, оттачивания техники решения разнообразных проблем. Чем меньше времени продолжается работа и чем больше перерывы в ней (недели, месяцы), тем ниже возможность развития навыков и выше риск деградации общей культуры пользования компьютером, в том числе и информационной культуры.
Второй фактор, влияющий на усвоение информационной культуры, - погружение обучаемого в разные программные среды. Чем разнообразнее приложения, в которых
работает пользователь, тем легче ему обобщить навыки, получаемые при работе с отдельными оболочками. Например, предположим, что мы научили студента, школьника выделять область в графическом редакторе MS Paint.
4~
Теперь он знает, что для выделения определенной области в графическом документе необходимо «растянуть» вокруг нее прямоугольник. Следующий шаг в обобщении данного метода - «удаление» из описания метода слова «графический». Таким образом, мы должны получить следующий принцип: для выделения определенной области в документе необходимо «растянуть» вокруг нее прямоугольник. Переход будет достаточно плавным, если мы его проделаем на нескольких программах, отличающихся не только интерфейсом и сферой предоставляемых инструментов, но и фирмой-производителем. Как показывает опыт, минимального сочетания графического редактора MS Paint, редактора текстов MS Word и математической оболочки Mathcad оказывается вполне достаточно, поскольку везде выделение происходит с использованием того же метода.
Так пользователь получает обобщенный навык применения метода, который следует называть общим. Отметим также, что чем большим количеством общих методов овладел пользователь, тем выше уровень его информационной культуры, поскольку общие методы позволяют легко осваивать новые программные продукты, существенно отличающиеся от уже известных ему.
Сходные проблемы отличаются широтой круга задач, которые пользователь решает на основе компьютерных информационных технологий. Очевидно, что она определяет и круг используемых для их решения приложений, что, соответственно, влечет за собой необходимость освоения максимального количества общих методов.
Наконец, последний фактор - желание решать задачи максимально оптимальными средствами и методами - является совершенно субъективным. И все-таки, мы должны указать на существенное влияние этого фактора на процесс овладения пользователем информационной культурой, поскольку он очень часто встречается как в сфере подготовки педагогических кадров, так и в любой другой. Связано это с тем, что очень часто обучаемые не понимают выгоды от повышения своей информационной культуры и общей культуры пользования компьютером. Нельзя говорить, что проблема обусловлена неверной стимуляцией со стороны преподавателей. Здесь она кроется, видимо,
в том, что обучаемые с трудом связывают цели учебного процесса с предлагаемым комплексом рассматриваемых методов и программных продуктов. Особенно это становится актуальным в процессах дополнительной подготовки и переподготовки специалистов в любой сфере деятельности, не только в образовании. Единственным возможным решением данной проблемы в условиях минимума времени представляется использование метода проектов. Создание достаточно крупного собственного программного обучающего продукта с использованием полного спектра методов работы с персональным компьютером позволяет эффективно стимулировать не только процесс обучения, но и последующую профессиональную деятельность с применением компьютерных информационных технологий.
Учет всех перечисленных факторов, влияющих на процесс освоения информационной культуры, зависит от реализуемой учебной программы.
На данный момент весь комплекс рассматриваемых программ подготовки и переподготовки пользователей сферы образования укладывается в линейку программных продуктов Microsoft. Здесь обязательно присутствует знакомство с методами работы в оболочке MS Windows, поскольку она является доминирующей в нашей школе (существенно меньший сектор занимают Unix-подобные оболочки). Далее изучается комплекс программ, входящих в пакет MS Office. Уже стало традицией освоение Word, Excel, PowerPoint, Access на занятиях по информатике (математике и информатике) и информационным технологиям. Гораздо реже включаются в программу занятий следующие приложения, также входящие в расширенный выпуск MS Office:
1) Outlook - работа с электронной почтой, планирование, организация деятельности;
2) FrontPage - верстка web-страниц в режиме WISIWIG («что видишь, то и получаешь»);
3) Publisher - верстка документов различного типа: допечатная подготовка, создание web-документов;
4) Visio - графический пакет, позволяющий создавать чертежи и диаграммы любого типа.
Необходимость изучения данных приложений диктуется не столько их важностью в прикладном смысле (хотя для педагога владение методами верстки и дизайна имеет далеко не последнее значение); работа с подобными программами, располагающими мощным инструментарием, способна развить отдельные нюансы информационной культуры, укрепить общее здание культуры пользования персональным компьютером.
Но введение в учебный курс пользователя персонального компьютера перечисленных выше программ не сможет полностью сбалансировать отсутствие в курсе программных продуктов других фирм-производителей и программ, которые можно активно использовать для создания обучающих комплексов средствами, доступными любому заинтересованному в этом педагогу. Следовательно, курсы подготовки и переподготовки педагогического состава должны содержать максимально разнообразные приложения, на основе которых преподаватель мог бы самостоятельно продолжать свое развитие и создавать обучающие программы.
Подобные курсы должны содержать программные блоки:
1) графических редакторов;
2) текстовых редакторов;
3) математических оболочек;
4) программ обработки аудиоинформации;
5) оболочек для работы с презентациями и анимацией.
Эти блоки могут перекрываться по времени изучения, но каждый из них обязательно должен внести свой вклад в формирование информационной культуры педаго-га-пользователя. Так, блок графических редакторов должен показать пользователю широту и общность методов работы с графическими объектами.
По мере освоения навыков работы сначала с растровой, затем с векторной, трехмерной графикой должно приходить осознание общих принципов работы с объектами любого типа. У пользователя должен быть сформирован единый подход к вставке и определению свойств объектов растрового и векторного типов. Необходимо усвоить четкую последовательность действий: вставил объект - определи его свойства -для век-
торных редакторов, в том числе и трехмерных; определи свойства объекта и вставляй его в рисунок- для растровых редакторов (нарисованный растром объект можно только стереть ластиком, но изменить свойства уже нельзя). Данный тандем «объект + +свойства» очень хорошо виден на примере панели «Рисование» текстового редактора MS Word (пример векторной графики):
Здесь панель четко разделена на объекты, которые могут быть вставлены в документ, и свойства, которые могут быть им присвоены. При том, что MS Word не является графическим редактором, на его основе может быть сформирован целый ряд навыков работы с разного рода объектами - как графическими, так и текстовыми.
Второй блок призван развить культуру работы с текстом. Должно быть сформировано восприятие текстовых фрагментов (буквы, слова, абзацы, разделы текста) как отдельных объектов, которым также можно присваивать различные свойства. Наиболее сложным для формирования здесь является восприятие буквы в качестве векторного объекта. На помощь редактору MS Word может прийти графический редактор Corel Draw, позволяющий изменять контур вставленной буквы, например:
О о
От свойств отдельного символа надо переходить к словам (расположение букв в слове: интервал, смещение), абзацам (красная строка, выравнивание, межстрочный интервал и т.д.) и другим, более крупным фрагментам текста. Наиболее важным на каждом из этапов остается формирование пары «объект-свойство», с единственным нюансом: мы формируем данную связку на текстовых массивах.
Блок математических оболочек призван сформировать у пользователя умения систематизации информации, проведения расчетов по массивам данных и представления числовой информации в графическом виде. Этот блок удобно изучать на программах MS Excel и Mathcad. Первая способствует получению первичных навыков работы с данными, представленными в табличном виде, и дает необходимый объем знаний и навыков для работы с базами данных в MS Access. Вторая развивает умения производить разнообразные расчеты и, что немаловажно, позволяет заимствовать данные таблиц MS Excel. Результатом работы в обеих программах должно быть отображение информации в графическом виде.
Программы обработки аудиоинформации не являются остро необходимыми учителю на данном этапе проникновения информационных технологий в учебный процесс, но творческий подход к преподаванию рано или поздно потребует звукового сопровождения обучающих программ в виде комментариев, фонового звука и т.п. Поэтому данная сторона информационной культуры также должна найти свое отражение в программе подготовки педагога.
Наконец, последний блок программ - формирующий умение создавать презентации и анимационные ролики. В широком анонсе содержания учебного блока нет ничего парадоксального. Именно здесь у учителя должны быть сформированы навыки работы с большими по объему, логичными по содержанию фрагментами урока в виде демонстрационных программ. В любом случае данные фрагменты должны содержать:
- графику (блоки 1, 3);
- текст (блок 2);
- звук (блок 4);
- интерактивные элементы (блок 5).
Таким образом, становится очевидным, что весь курс обучения является своеобразной прелюдией к работе над обучающими программами по профилю подготовки специалиста.
Для реализации обобщающих проектов можно выбрать целый ряд программ. Сейчас наибольшей популярностью в учебном процессе пользуются MS PowerPoint, MS FrontPage и MS Word (его возможности по созданию html-документов). Эти программы дают возможность организации данных таким образом, чтобы они могли быть представлены в виде последовательной смены изображений на экране монитора (телевизора, проектора). Интерактивность создаваемых презентаций обеспечивается вставкой закладок и гиперссылок в документы. Решение проблемы интерактивности требует от пользователя умения строить иерархические системы (еще одно из проявлений информационной культуры), внутренняя целостность которых образуется общей логической нитью содержания, а разделение на фрагменты определяется вместимостью экрана монитора.
Следует заметить, что последние модификации указанных выше программ отличаются в основном набором сопровождающих процесс презентации эффектов, а не инструментов. В этом смысле хорошей альтернативой данному комплексу программ являются продукты фирмы Macromedia - Flash и Authorware.
Первая программа известна достаточно давно и является прекрасным средством создания Flash-презентаций. На их основе очень удобно создавать обучающие программы, причем это может делать практически любой пользователь. Вторая программа специально ориентирована на формирование электронных учебных материалов, но более сложна для разработки приложений.
Последние годы Flash очень быстро продвигается по шкале популярности, тесня, но не вытесняя, соответствующие продукты Microsoft. Введение в учебный процесс программ от Macromedia позволит совершить определенный прорыв в системе подготовки педагогических кадров и, возможно, отчасти решит проблему низкой интенсивности применения компьютерных информационных технологий в учебнцх заведениях.
Освоение знаний и умений, отражающих содержание перечисленных блоков программ, является необходимым условием становления и развития педагога как пользователя ПК. Но нужно отметить, что процесс информационного образования учителей разных специальностей должен быть дифференцированным. Это связано со спецификой процесса преподавания различных предметов. Так, для филологов и историков наиболее актуальными будут методы работы с текстом и аудиоинформацией; для географов и биологов - графические редакторы; для физиков и математиков - математические пакеты и средства моделирования. И все-таки дифференцированный подход должен только определять доминанты освоения методов использования ИКТ, но не менять общий ход процесса.
Таким образом, овладение информационной культурой в области компьютерных информационных технологий у преподавателей средней и высшей школы должно проходить последовательные фазы, чтобы в итоге сформировался профессионал, готовый к созданию и применению обучающих программ в учебном процессе.
Литература
1. Данильчук, Е.В. Теория и практика формирования информационной культуры будущего педагога /Е.В. Данильчук. М.; Волгоград: Перемена, 2002. 230 с.
2. Данильчук, Е.В. Теоретико-методологические основы формирования информационной культуры будущего педагога / Е.В. Данильчук. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, гос. пед. ун-та, 2002. 132 с.
3. Попов, К.А. Культура пользователя персонального компьютера / К.А. Попов // Вопр. Интернет-образования. 2004. № 22. 8 с.