Научная статья на тему 'Определённый вид препятствий в прикладном искусстве трёх цветов в системе настроение контура в создании композиции'

Определённый вид препятствий в прикладном искусстве трёх цветов в системе настроение контура в создании композиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
композиция / декупаж / гончарное дело / произведения / декоративно-прикладное искусство / творчества / разновидности творческой деятельности

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мархабо Нашванова, Шодижон Шокирович Бақоев

Композиция важнейший организационный элемент художественного произведения, состоящий из приемов и закономерностей, служащих для создания художественного произведения и придающих ему выразительность и гармоничность. Декупаж декоративная техника по ткани, посуде, мебели и прочему, заключающаяся в скрупулёзном вырезании изображений из бумаги, которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности для декорирования. Гончарное дело одно из самых древнейших и интереснейших ремёсел. Но если ранее им могли заниматься только мастера, то теперь работа с глиной доступна каждому. Любой человек может создавать свои произведения, получая при этом положительный энергетический заряд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определённый вид препятствий в прикладном искусстве трёх цветов в системе настроение контура в создании композиции»

Определённый вид препятствий в прикладном искусстве трёх цветов в системе настроение контура в создании

композиции

Мархабо Нашванова Шодижон Шокирович Бакоев

БухГУ

Аннотация: Композиция - важнейший организационный элемент художественного произведения, состоящий из приемов и закономерностей, служащих для создания художественного произведения и придающих ему выразительность и гармоничность. Декупаж - декоративная техника по ткани, посуде, мебели и прочему, заключающаяся в скрупулёзном вырезании изображений из бумаги, которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности для декорирования. Гончарное дело - одно из самых древнейших и интереснейших ремёсел. Но если ранее им могли заниматься только мастера, то теперь работа с глиной доступна каждому. Любой человек может создавать свои произведения, получая при этом положительный энергетический заряд.

Ключевые слова: композиция, декупаж, гончарное дело, произведения, декоративно-прикладное искусство, творчества, разновидности творческой деятельности

A certain type of obstacles in the crafts of three colors in the system of mood contours in creating a composition

Marhabo Nashvanova Shodijon Shokirovich Baqoyev Bukhara State University

Abstract: Composition is the most important organizational element of a work of art, consisting of techniques and patterns that serve to create a work of art and give it expressiveness and harmony. Decoupage is a decorative technique for fabric, dishes, furniture, etc., consisting of meticulously cutting out images from paper, which are then glued or otherwise attached to various surfaces for decoration. Pottery is one of the most ancient and interesting crafts. But if previously only masters could do it, now working with clay is available to everyone. Anyone can create their own works, while receiving a positive energy charge.

Keywords: composition, decoupage, pottery, works, decorative and applied arts, creativity, types of creative activity

Дeкopaтивнo-пpиклaднoe иcкyccтвo - вид xyдoжecтвeннoгo твopчecтвa, ^TOphm oxвaтывaeт paзличныe paзнoвиднocти пpoфeccиoнaльнoй твopчecкoй дeятeльнocти, нaпpaвлeннoй нa coздaниe издeлий, тeм или иным oбpaзoм coвмeщaющиx yтилитapнyю, эcтeтичecкyю и xyдoжecтвeннyю функции. Кoмпoзиция - вaжнeйший opгaнизaциoнный элeмeнт xyдoжecтвeннoгo пpoизвeдeния, cocтoящий из пpиeмoв и зaкoнoмepнocтeй, cлyжaщиx для coздaния xyдoжecтвeннoгo пpoизвeдeния и пpидaющиx eмy выpaзитeльнocть и гapмoничнocть. Кoмпoзиция мoжeт быть зaкpытa или paзoмкнyтa. В пepвoм вapиaнтe вce элeмeнты cтpeмятcя внyтpь, к цeнтpy и oкpyжeны co вcex cтopoн нeбoльшим пycтым пpocтpaнcтвoм. В paзoмкнyтoй кoмпoзиции вce элeмeнты cтpeмятcя выpвaтьcя зa пpeдeлы ^prami, oни мoгyт чacтичнo выxoдить зa кpaя изoбpaжeния или зaтpaгивaть иx. В ocнoвe любoй кoмпoзиции лeжит нeкoтopaя aбcтpaгиpoвaннaя идeя, c тpyдoм выpaжaeмaя cлoвecнo либo изoбpaзитeльнo - c пoмoщью пpeдвapитeльнoгo эcкизa, нaбpocкa, мoдeли. Нaпpимep: идeя вoзвышeния, нaпpяжeния либo, нaпpoтив, yмиpoтвopeния, пoкoя.

В aкaдeмичecкoй литepaтype co втopoй пoлoвины XIX вeкa yтвepдилacь клaccификaция oтpacлeй дeкopaтивнo- пpиклaднoгo иcкyccтвa пo мaтepиaлy (мeтaлл, кepaмикa, тeкcтиль, дepeвo), ш тexникe выпoлнeния (peзьбa, pocпиcь, вышивта, нaбoйкa, литьё, чeкaнкa, и т.

Дeкopaтивнo-пpиклaднoe иcкyccтвo - шиpoкий paздeл xyдoжecтвeннoгo твopчecтвa, кoтopый oxвaтывaeт paзличныe oтpacли пpoфeccиoнaльнoй дeятeльнocти, нaпpaвлeннoй та coздaниe издeлий, тeм или иным oбpaзoм coвмeщaющиx yтилитapнyю и xyдoжecтвeннyю функции. C дpeвнeйшиx вpeмeн cвoйcтвeннo чeлoвeкy cтpeмлeниe к кpacoтe в oкpyжaющeм eгo пpeдмeтнoм миpe. C этой ^лью нa пpocтыe тк^и нaнocилиcь вышитыe yзopы, кepaмикy yкpaшaли opнaмeнтoм и изoбpaжeниями. Узop, yкpaшeниe кж бы пpиклaдывaлиcь к пpeдмeтy, и oн cтaнoвилcя кpacивee, бoгaчe, нapяднee. Oн coxpaнял cвoю пepвoocнoвy, cвoю пoлeзнocть, нo им мoжнo былo тeпepь и пpocтo любoвaтьcя, пoкaзывaть eгo кaк дocтoпpимeчaтeльнocть. Пoзднee, в XIX в. Эту oблacть xyдoжecтвeннoгo ocвoeния пpeдмeтнoгo миpa oпpeдeлили кж пpиклaднoe иcкyccтвo.

Пpoизвeдeния дeкopaтивнoпpиклaднoгo иcкyccтвa oтвeчaют нecкoльким xapaктepиcтикaм: oблaдaют эcтeтичecкoй цeннocтью; cпeцифичecкoй xyдoжecтвeннoй oбpaзнocтью, имeют вaжнoe иcтopикo-кyльтypнoe знaчeниe; cлyжaт для oфopмлeния бытa и интepьepa. Тaкими пpoизвeдeниями являютcя: плaтeльныe и дeкopaтивныe ткaни, мeбeль, xyдoжecтвeннoe CTe^o, фapфop,

$aaHc, roBenupHbie h gpyrue xygo^ecTBeHHbie rogenua. Pe3tSa no KaMHro - пpoцecc ^opMHpoBaHHa Hy^Hofi ^opMbi, KOTopbfi ocyrn,ecTBnaeTca nocpegcTBoM cBepneHHa, nonupoBKH, rnnu^OBKH, pacnunoBKH, rpaBupoBKH h TaK ganee. ^eKyna«: -geKopaTHBHaa TexHHKa no TKaHH, nocyge, MeSenu h nponeMy, 3aKnronaroffl,aaca b CKpynyne3HOM Bbipe3aHHH rooSpa^mufi h3 SyMaru, KoTopbie 3aTeM HaKneuBaroTca hhh npuKpennaroTca hhhm cnocoSoM Ha pa3nHHHbie noBepxHocTH gna geKopupoBaHua.

Bugbi pocnucu: ropoge^aa pocnuct - pyccKHfi HapogHbifi xygo^ecTBeHHbifi npoMbicen. ^pKaa, naKoHHHHaa pocnuct (^aHpoBbie c^Hbi, ^urypKH KoHefi, neTyxoB, ^eTOHHbie y3opbi), BbinonHeHHaa cBoSogHbiM Ma3KoM c Senofi h nepHofi rpa^unecKofi oSBogKofi, yKpamana npanKH, MeSent, cTaBHH, gBepu. nonxoB-MafigaHcKaa pocnuct - npou3BogcTBo pacnucHbix ToKapHbix rogenufi - MarpemeK, nacxantHbix au^ rpuSoB, cohohok, KySKoB, nocTaBoK - rn,egpo yKpameHHbix cohhoh opHaMeHTantHofi h cro^eraofi pocnuctro. Cpegu ^HBonucHbix mothbob HauSonee nacTo BcTpenaroTca ^eTbi, nra^i, ^HBoTHbie, centcKue h ropogcKue nefi3a^u. Me3eHcKaa pocnuct no gepeBy - Tun pocnucu goMamHefi yTBapu - npanoK, KoBmefi, KopoSoB, SpaTHH. ^ocTOBcKaa pocnuct - HapogHbifi npoMbicen xygo^ecTBeHHofi pocnucu MeTannunecKHx nogHocoB. CeMeHoBcKaa pocnuct - roroTOBneHue gepeBaHHofi urpymKH c pocnuctro. XoxnoMa - cTapuHHbifi pyccKHfi HapogHbifi npoMbicen, poguBmufica b XVII BeKe b oKpyre Hu^Hero HoBropoga.

roHnapHoe npou3BogcTBo, roHnapcTBo - H3HanantHo Sbmo peMecnoM, cny^HBmuM gna H3roTOBneHHa cocygoB gga npuroTOBneHHa, npueMa nurnu hhh gna xpaHeHua ^ugKHx h cbinynux MarepuanoB. roHnapHoe peMecno 3apogunoct ern,e b gpeBHue BpeMeHa. MHoronHcneHHbie apxeonorunecKue HaxogKH nogTBep^garoT, hto nepBbe BbmenneHHbie BpynHyro rogenua H3 rauHbi npuHagne^ar эпoxe Heonnra. CoxpaHHBmueca go Hamux gHefi nponHbie rauHaHbie ^HiypKH h npegMera SbiTa b caMbx apKHx KpacKax paccKa3bmaroT oS hctophh pa3BHTHa gpeBHero peMecna, KoTopoe co BpeMeHeM pa3Bunoct HacTontKo, hto cTano ucKyccTBoM.

r^HHa - pacnpocTpaHeHHbfi Marepuan, kotopmm ^egpo ogapuna nenoBenecTBo npupoga. H nrogu H3gaBHa Hcnont3oBanu ee. noHanany nbiTanuct BtmenHTt H3 Hee caMbie HeoSxogHMbie npegMeTbi (nocygy gna npuroToBneHua num,H, namKH, TapenKu), npaKTHHHbe h HenpuTa3aTentHbe. Co BpeMeHeM, nocne Toro KaK 6bm H3oSpeTeH roHnapHbfi Kpyr h otkpmtm cnocoSb oS^ura, Sec^opMeHHbfi KycoK rnuHb b pyKax npo^eccuoHantHbx MacTepoB Hanan npeBparn,aTtca b H3bcKaHHbe H3genua.

Ka^gbifi Hapog ropgHTca cBoefi ucTopuefi pa3BHTHa roHnapHoro ucKyccTBa. B KuTae oho Sbmo H3BecTHo ern,e 3a 2000 neT go h. э. h pa3BHnoct go Bbconafimero ypoBHa, o neM cBHgeTentcTByeT noaBneHue 3HaMeHHToro KHTaficKoro ^ap^opa, KoTopbfi цeннтca bo BceM Mupe.

Из Дpeвнeй Гpeции дo нaшиx дней дoшли знаменитые амфоры, вазы, кувшины, которые имeют изящные и причудливые фopмы. Нa вaзax дpeвниe гpeки рисовали целые истории из мифов, сценки повседневной жизни. Использовались различные техники работы с глиной. Так, на краснофигурных вазах для изображения оставляли естественную окраску глины, а фон закрашивали чёрным цветом. При создании чёрнофигурных изделий на красноватую глину наносили картинку чёрным лаком. Такие предметы считались роскошью, их можно было встретить в домах богатых греческих вельмож.

Гончарство долгое время было важным и почётным промыслом, которым могли заниматься только хорошие мастера. Оно постоянно совершенствовалось и развивалось. Но постепенно глину стали заменять металл, олово, а потом и пластик, с которыми природный материал уже не мог соперничать по своей цене и сферам применения.

Невозможно представить себе, чтобы этот вид древнего искусства мог совсем исчезнуть. Однако история развивается по спирали, и сегодня наблюдается всплеск интереса к работе с глиной. Но теперь гончарное ремесло раскрывает себя с другой стороны.

Если ранее ремесло было источником заработка, то теперь это в большинстве случаев способ релаксации, творческого самовыражения. Наряду, конечно, с существованием модных керамических мастерских, выпускающих по-настоящему ценные дизайнерские вещи.

Существует большое количество гончарных мастерских, в которых проводятся мастер-классы по созданию простых изделий из глины, не требующих особых навыков и умений. Посещают такие кружки дети и взрослые, которые хотят создавать красоту собственными руками, украшать глиняными изделиями свой дом и дарить близким людям.

Для малышей 4-5 лет польза лепки состоит в основном в том, что она помогает развить мелкую моторику, причём занятия проходят в увлекательной форме: играючи, дети знакомятся со свойствами глины. В отличие от работы с пластилином, лепка из глины требует особой подготовки материала, что развивает y детей ответственность, логическое мышление.

Для детишек 6-7 лет глина даёт возможность активно развивать фантазию. Практические навыки взаимодействия с природным материалом быстро схватываются, в этом возрасте ребёнок может уже сам разрабатывать дизайн своей поделки, сюжет создаваемой композиции.

Для взрослых работа с глиной тоже приносит пользу. Это очень сильно расслабляет, успокаивает. Увлечение запросто перерастает в серьёзное хобби. Кстати, существуют методики глинотерапии, направленные на снижение

агрессивности, устранения фобий, негативных эмоций y взрослых людей. Если для малышей работа с глиной является способом открытия чего-то нового в мире, то для взрослого человека это способ обрести личностную гармонию.

Работая с живым материалом, извлечённым из недр земли, человек как бы соприкасается с природой, получая от неё заряд энергии. Когда взрослый опускает руки в глину, он абстрагируется от внешнего мира, сосредотачивается на своих внутренних ресурсах. Гончарство, по своему терапевтическому воздействию, можно сравнить с прогулкой по лесу, отдыхом на берегу моря. То, что контакт с природой спасает от усталости, эмоциональной истощённости, не нуждается в доказательствах, а глина - это природный материал.

Гончарное дело - одно из самых древнейших и интереснейших ремёсел. Но если ранее им могли заниматься только мастера, то теперь работа с глиной доступна каждому. Любой человек может создавать свои произведения, получая при этом положительный энергетический заряд.

Гончарное производство на протяжении многих веков являлось самым высокоразвитым видом ремесла в этом регионе. Из глины делали самое главное - посуду: чаши, пиалы, блюда, кувшины. A затем расписывали ее глазурью, наносили оригинальные рисунки и орнаменты.

К числу традиционных центров керамического производства, сохранивших свои древние традиции, относятся Риштан, Гиждуван, Хина, Самарканд, Гурумсарай, Шахрисабз, Ургут, Хорезм, Ташкент.

Самая знаменитая в Узбекистане - риштанская керамика. Ее особенность -яркая голубая глазурь - «ишкор» - красителя, полученного из золы растений. Декор риштанской керамики преимущественно растительный (коричнево-зеленых оттенков), а также изображения кумганов, ножей, птиц, рыб, элементов архитектурного декора.

Чтобы создать картину, необходимо учитывать правила и законы живописи: Закон неделимости - рисунок необходимо воспринимать как целое. Триптихом называется картина, состоящая из трех частей. Их объединяет общий сюжет, а также исполнение и используемая цветовая гамма. Композиция в живописи - это взаимное расположение элементов живописного полотна, которое должно вызывать y зрителя ощущение единства, целостности и гармонии.

Использованная литература

1.СС Абдуллаев, ТТТТТТ Бакаев, ГР Остонова, ТТТТТТ Шарипов. Орнаментальная символика в народном декоративно-прикладном искусстве Бухары. Еигореап science, 17-19

2. ВР Тухсанова, ТТТТТТ Бакаев. Икусство золотого шитья города Бухары. Academy, 62-65

3. TTTTTT Бакаев, ШН Авезов. Развитие творческого потенциала студентов средствами народного искусства. European science, 55-57

4. TTTTTT Бакаев. Творчество народных мастеров Узбекистана. Молодой ученый, 641-644

5. TTTTTT Бакаев. Икусство золотого шитья города Бухары. Academy, 62

6. JS Botirov, SS Bakaev, MM Avliyakulov, AL Shirinov, SS Abdullaev. The same goes for art classes in private schools specific properties. Journal of Contemporary Issues in Business and Government Vol 27 (2)

7. BS Sobirova Sh. U., Aminov A. Sh. Methodology of using new pedagogical technology in teaching the fundamentals of projection. international journal of special education, 16592-16602

8. Sh. Sh. Bakaev, S Ramazonov, J Batirov, N Ibatova, S Avezov. Content of innovation and innovative activity of the teacher. International Journal of Psychosocial Rehabilitation, 585-590

9. Jakhongir batirov, Nigora Ibatova, Sherali Avezov, Sh Bakaev, S Ramazonov. Content of innovation and innovative activity of the teacher International ...

10. S Bakayev, S Shokirov. Me'moriy obidalarni badiiy bezashda naqsh kompozitsiyalari tuzilishining asosiy qonuniyatlari. Barqarorlik va yetakchi tadqiqotlar onlayn ilmiy jurnali 1 (5), 334-340

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.