Научная статья на тему 'Определение жесткости резиноармированной гусеничной ленты при деформировании ее опорными катками гусеничного движителя'

Определение жесткости резиноармированной гусеничной ленты при деформировании ее опорными катками гусеничного движителя Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
346
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Ключевые слова
ГУСЕНИЧНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ / РЕЗИНОАРМИРОВАННАЯ ГУСЕНИЦА / ОПОРНЫЕ КАТКИ / CATERPILLAR MOVER / TRACK SUPPORT ROLLERS / RUBBER-REINFORCED TRACK

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Стрельцов В. В., Лапик В. П., Адылин И. П.

Изложен процесс взаимодействия резиноармированной гусеницы с опорными катками движителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Стрельцов В. В., Лапик В. П., Адылин И. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stiffness test of rubber-reinforced track when deforming it with the help of track support rollers of the caterpillar mover

The article presents the process of interaction between rubber-reinforced track and track support rollers of caterpillar mover.

Текст научной работы на тему «Определение жесткости резиноармированной гусеничной ленты при деформировании ее опорными катками гусеничного движителя»

R3 +

nb't2 2 3nb*t4

R2 +■

= 0,

2P 16P

действительное решение которого имеет вид

R =

((iß2 + 12ßa3 - 108ß - 8a3

,>3

2a2

a

где

?(i^81ß2 + 12ßa3 - 108ß - 8a3

nb*t2 „ 3nb*t4 a = . „ , ß =

К 3'

(15)

2P 16P

5. Применяя стандартную методику масштабно-физического моделирования, изготавливается плоская модель детали из органического стекла, штамп с круглым основанием из жесткого материала (металл) и проводятся исследования НДС по методике и установке, описанной в работах [8, 10].

6. Затем этапы 1...4 повторяются при изготовлении реальной детали с оптимальной формой контура в зоне контакта.

Данная методика позволяет проектировать сопряжения деталей, не прибегая к сложному математическому аппарату или дорогостоящему программному обеспечению [11], причем ошибка в расчетах не превысит 5 %.

Список литературы

1. Детали машин и основы конструирования: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по агроин-женерным специальностям / М.Н. Ерохин, А.В. Карп, Е.И.Соболев [и др.]; под ред. М.Н. Ерохина. — М.: Колос, 2008. — 462 с.

2. Максимов П.Л. Разработка универсальных технических средств для уборки корнеклубнеплодов: монография. — Ижевск: Изд-во ИжГСХА, 2002. — 172 с.

3. Баничук Н.В. Оптимизация форм упругих тел. — М.: Наука, 1980. — 256 с.

4. Мусхелишвили Н.И. Сингулярные интегральные уравнения. — М.: Наука, 1968. — 512 с.

5. Александров В.М., Чебаков М.И. Введение в механику контактных взаимодействий. — Ростов-на-Дону: Изд-во ООО «ЦВВР», 2007. — 114 с.

6. Дородов П.В. Приведение краевой задачи для плоского упругого тела к одному особому интегральному уравнению [Электронный ресурс] // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2012. — № 80. — С. 1-10. — Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/ 2012/06^/14^

7. Дородов П.В. Исследование напряжений на линии сопряжения ступенчатой пластины [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона. — 2013. — Т. 25. — № 2 (25). — С. 36. — Режим доступа: http://www.ivdon.ru/

8. Интерферометр для определения нормальных напряжений в плоских прозрачных моделях / В.П. Беркутов, Н.В. Гусева, П.В. Дородов [и др.] // Датчики и системы. — 2009. — № 2. — С. 26-29.

9. Полярископ для определения разности главных напряжений в плоских моделях, изготовленных из оптически малочувствительных прозрачных материалов / В.П. Беркутов, Н.В. Гусева, П.В. Дородов [и др.] // Вестник Ижевского государственного технического университета. — 2008. — № 4 (40). — С. 108-110.

10. Киселев М.М. Разработка установки для определения главных напряжений с повышенным пространственным разрешением в плоских прозрачных изделиях: дис. ... канд. техн. наук: 05.11.13 / Киселев Михаил Михайлович. — Ижевск, 2010. — 136 с.

11. Ерохин М.Н., Казанцев С.П., Дорохов А.С. Компьютерные технологии проектирования в учебном процессе агроинженерных вузов // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. — 2010. — № 4. — С. 82-85.

6

+

УДК 631.3:629.3.014.2.033:636.085 В.В. Стрельцов, доктор техн. наук

Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева В.П. Лапик, канд. техн. наук И.П. Адьлин

Брянская государственная сельскохозяйственная академия

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖЕСТКОСТИ РЕЗИНОАРМИРОВАННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ ЛЕНТЫ ПРИ ДЕФОРМИРОВАНИИ ЕЕ ОПОРНЫМИ КАТКАМИ ГУСЕНИЧНОГО ДВИЖИТЕЛЯ

Применение резиноармированных гусениц в конструкции гусеничных движителей имеет свои особенности взаимодействия с ведущей звездочкой и опорными катками. Наличие достаточно высоких грунтозацепов и гибкость гусеничной ленты в промежутках между ними существенно из-

меняет и характер воздействия на почву, особенно переувлажненную пойменную. Резина как материал при приложении нагрузки изменяется по определенным законам [1].

Пренебрегая в первом приближении взаимным влиянием нагрузок от соседних опорных катков,

определим жесткость резиноармиро-ванной ленты при нагружении одним катком. Рассмотрим два характерных сечения:

1) сечение, проходящее через середину толщины грунтозацепа Ьг (рис. 1);

2) сечение, проходящее через середину промежутка между грунтоза-цепами (рис. 2).

При этом учтем, что резиноар-мированная лента имеет несколько слоев (см. рис. 2): верхний упругоде-формированный слой резины, армированный кордом толщиной Ь1; практически нерастяжимый вдоль гусеницы слой, армированный стальными тросами; нижний упругодеформиро-ванный слой толщиной Ь2.

Параметры сжатия верхнего уп-ругодеформируемого слоя определим по схеме деформации цилиндром тонкого упругого слоя, приклеенного к жесткому основанию. При этом возможный прогиб слоя, армированного тросами и являющегося в данном случае основанием, учтем, как это принято в теории контактных деформаций, введением некоторого радиуса кривизны основания, который будет определен в дальнейшем.

Резину можно считать практически несжимаемым материалом. В этом случае при сжатии тонкого слоя резины цилиндром эпюра распределения давления на площадке контакта описывается не квадратичной параболой, как в теории контактных деформаций Герца, а параболой четвертой степени. Такое распределение давления на площадке контакта большей концентрацией напряжений в середине площадки, а сам контакт является более жестким.

Основные характеристики контакта жесткого цилиндра (в данном случае опорного катка) с тонким слоем резины определяются следующим образом [2]:

распределение давления симметрично относительно оси 001 (см. рис. 2) при [х] < а:

А

С

У

Рис. 1. Схема формирования колеи под грунтозацепом:

1 — каток; 2 — внутренняя поверхность резиноармированной гусеницы; 3 — резиноармированная гусеничная лента; 4 — закладной металлический элемент; 5 — грунтозацеп

р(х) п

у//////-

■?////////>

У/////У7М о.

О I *

\ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ\ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ\кЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ\

шш

У//////,

о

'////////у.

У

Рис. 2. Схема определения поперечной жесткости резиноармированной гусеницы и максимального давления на почву в промежутке между грунтозацепами

наибольшая деформация вдоль оси 001 (вертикальное перемещение опорного катка):

5 =

6Пп

(3)

где В — рабочая ширина гусеницы; Япр — приведенный радиус кривизны контактирующих тел; Епр — приведенный модуль упругости контактирующих тел.

Приведенный радиус кривизны таков:

П Яр

р(х ) =

Епр а

24^

1 -

х

\2

п =

пр Р Р '

(4)

(1)

где Як — радиус опорного катка; ^тр — радиус кривизны слоя, армированного тросами, в точке 0, обусловленный прогибом этого слоя.

уравнение для определения полуширины площадки контакта а:

2Е а5

Я = В; (2)

45* V

Радиус Ятр при положении центра катка посредине промежутка между грунтозацепами (см. рис. 2) в дальнейшем определяется из уравнения изгиба гусеницы как растянутой балки, лежащей на упругом основании.

1

2

3

4

х

2

а

Приведенный модуль упругости слоя толщиной Ъх, армированного кордом как композитного тела, определим, согласно рекомендациям работы [1], так:

= (1 + Ск ) +(1 - Ск)

пр " р (1 + Ск )Ер +(1 - Ск )Ек'

(5)

где Ер — модуль упругости резины; Ск — объемная концентрация нитей корда в слое; Ер — модуль упругости нитей корда при поперечном сжатии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Считая, что Ек >> Ер, получаем 1+С

Е ~ Е 1 + Ск Епр ЕР1 - Ск .

(6)

Определим из равенств (2), (3) жесткость контакта опорного катка с резиноармированной лентой:

Сз = ^ = 1,73 (- Яр )

Епр В

лУг

(7)

Таким образом, жесткость контакта зависит от действующего усилия Рк. А нагрузка на опорный каток в рассматриваемом его положении зависит от соотношения шага установки катков и шага грунтозацепов. Если это соотношение является целым числом, то нагрузка на все катки тележки практически одинакова и равна нагрузке на тележку, деленной на число катков. В ином случае она определяется из уравнения изгиба гусеницы как балки, лежащей на упругом основании.

При расположении катка над грунтозаце-пом и закладным металлическим элементом (см. рис. 1) в приведенных выше выражениях можно принять Ятр = и Япр = Як. Обозначим получающуюся при этом жесткость Сх.

Далее определим, согласно рис. 2, распределение давления на почву Рп(х), передаваемого от слоя, армированного тросами, через упругодеформи-руемый слой Ъ2. Для этого используем известный в контактной теории прием: приведем криволинейную вблизи точки Q форму слоя к плоской. Тогда нужно вводить эквивалентную кривизну в точке 02 на поверхности почвы. При этом получаем задачу сжатия тонкого слоя Ъ2, приклеенного к плоскости основания в окрестности точки Q цилиндрическим телом (почвой) с радиусом кривизны вблизи точки 02, равным Ртр. По аналогии с предыдущими формулами получаем суммарную на всем промежутке между грунтозацепами жесткость этого контакта в виде

С

= — = 1,73 (- Яр )3

оХ

5

Епр В

лУг

Ь

(8)

2 У

Распределение давления на почву при этом по аналогии с формулой (1) запишется так:

- (X) = Рт

/ 7 \2

1 - X-

2

V ап у

(9)

где Ртах — максимум давления, определяемый из совместного решения двух неравенств:

р = Епрап

= 2Епрап В к 45ЯтрЬ-3 ,

(10)

(11)

путем исключения из них величины ап. При этом получаем

Р

О,51В

15

V-3

(12)

Определим жесткость грунтозацепа при вертикальном нагружении с учетом особенностей расчета резиновых деталей [2]. Воспользуемся при этом методом Э.Э. Лавендэла, согласно которому деформация детали рассчитывается исходя из необходимой энергии формоизменения. Грунтозацеп представляет собой длинное призматическое тело шириной при основании (см. рис. 1):

Ъг = Ъг + 2Н^ р. (13)

Площадь поперечного сечения основания грунтозацепа

Ро = Ъ'В- (14)

Тогда, согласно [2], жесткость при вертикальном сжатии грунтозацепа

Р

= - = 0¥

'2К

1+

ы

Л;

(15)

где Р -

действующее усилие; А — осадка грунтозацепа; Е„

Ор — модуль сдвига резины; Ор = -у-; Ер — модуль упругости резины.

Таким образом, жесткости резиноармирован-ной ленты как выше, так и ниже слоя, армированного тросами, определены авторами в двух характерных сечениях: над грунтозацепами и в промежутках между ними.

Давление на почву под грунтозацепом можно считать приближенно равномерно распределенным:

Рг = Рк / Ъг

(16)

Именно давлениями = Ртах и = Рг определяется глубина колеи в промежутке между грунто-зацепами и под грунтозацепами.

Список литературы

1. Потураев В.Н. Резиновые и резинометаллические детали машин. — М.: Машиностроение, 1966. — 300 с.

2. Лавендэл Э.Э. Расчет резинотехнических изделий. — М.: Машиностроение, 1976. — 232 с.

и

4

пр

3

з

2

С

3

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.