Научная статья на тему 'Определение уровня социальной идентичности группового субъекта на примере учебных групп курсантов образовательной организации МВД России'

Определение уровня социальной идентичности группового субъекта на примере учебных групп курсантов образовательной организации МВД России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
80
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЗАЦИЯ / ГРУППОВОЙ СУБЪЕКТ / IDENTITY / SOCIAL IDENTITY / SELF-IDENTIFICATION / SOCIAL CATEGORIZATION / GROUP SUBJECT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Душкин Антон Сергеевич, Бубнов Александр Леонидович

В статье рассматривается феномен социальной идентичности группового субъекта с точки зрения субъектного подхода к малым группам в психологии. Проблематика изучения малой группы для отечественной психологии наиболее значима, и это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, само изучение развития и становления человека невозможно в отрыве от той социальной среды, в которую он включён. Это включение сделано не всегда на основе осознанного выбора индивида, а иногда просто обусловлено временем и местом его рождения. Во-вторых, мировоззрение человека часто отождествляет понятие личного и общественного, в российском менталитете «Я» ассоциируется с теми социальными группами, в которых он состоит (учебные, профессиональные, спортивные и т.д.), поэтому проблема изучения малых групп особенно актуальна в наше время. Помимо этого, социальная и экономическая нестабильность заставляют активизироваться потребности в присоединении, получении защиты от группового членства.В статье подчеркивается недостаточная разработанность этой тематики в отечественной и зарубежной психологии. Описывается разработанная авторская методика диагностики социальной идентичности группового субъекта и ее применение в группах курсантов разных курсов обучения в образовательной организации МВД России. Произведён анализ полученных психодиагностических результатов и сделан общий вывод как об эффективности конкретной методики, так и о категории социальной идентичности группового субъекта в зависимости от направления подготовки и продолжительности обучения в образовательной организации высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINATION OF THE LEVEL OF SOCIAL IDENTITY OF THE GROUP SUBJECT ON THE EXAMPLE OF TRAINING GROUPS OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with the phenomenon of social identity of a group subject from the point of view of the subject approach to small groups in psychology. The problem of studying a small group is the most significant for Russian psychology, and this is due to a number of factors. First, the very study of human development and formation is impossible in isolation from the social environment in which it is included. This inclusion is not always based on an individual’s conscious choice, but is sometimes simply due to the time and place of birth. Secondly, the worldview of a person often identifies the concept of personal and social, in the Russian mentality «I» is associated with the social groups in which it consists (educational, professional, sports, etc.), so the problem of studying small groups is especially relevant in our time. In addition, social and economic instability increases the need to join and receive protection from group membership. The article emphasizes the lack of development of this topic in domestic and foreign psychology. The author describes the developed method of diagnostics of social identity of a group subject and its application in groups of cadets of different training courses in the educational organization of the Ministry of internal Affairs of Russia. The analysis of the obtained psychodiagnostic results and the General conclusion about the effectiveness of a specific technique, as well as about the category of social identity of a group subject, depending on the direction of training and the duration of training in an educational organization of higher education.

Текст научной работы на тему «Определение уровня социальной идентичности группового субъекта на примере учебных групп курсантов образовательной организации МВД России»

Психология труда, инженерная психология, эргономика

УДК 159.9:316.35

DOI: 10.35750/2071-8284-2020-2-208-214

А. С. Душкин

кандидат психологических наук, доцент Санкт-Петербургский университет МВД России Российская Федерация, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 ORCID: 0000-0001-9139-1585. E-mail: dushkin-ac@mail.ru

А. Л. Бубнов

Воронежский институт МВД России Российская Федерация, 394065, Воронеж, пр. Патриотов, 53 ORCID: 0000-0002-4003-5764. E-mail: aleksandr-bubnov-2013@yandex.ru

Определение уровня социальной идентичности

группового субъекта на примере учебных групп курсантов образовательной организации МВД России

Аннотация: В статье рассматривается феномен социальной идентичности группового субъекта с точки зрения субъектного подхода к малым группам в психологии. Проблематика изучения малой группы для отечественной психологии наиболее значима, и это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, само изучение развития и становления человека невозможно в отрыве от той социальной среды, в которую он включён. Это включение сделано не всегда на основе осознанного выбора индивида, а иногда просто обусловлено временем и местом его рождения. Во-вторых, мировоззрение человека часто отождествляет понятие личного и общественного, в российском менталитете «Я» ассоциируется с теми социальными группами, в которых он состоит (учебные, профессиональные, спортивные и т.д.), поэтому проблема изучения малых групп особенно актуальна в наше время. Помимо этого, социальная и экономическая нестабильность заставляют активизироваться потребности в присоединении, получении защиты от группового членства.

208

В статье подчеркивается недостаточная разработанность этой тематики в отечественной и зарубежной психологии. Описывается разработанная авторская методика диагностики социальной идентичности группового субъекта и ее применение в группах курсантов разных курсов обучения в образовательной организации МВД России. Произведён анализ полученных психодиагностических результатов и сделан общий вывод как об эффективности конкретной методики, так и о категории социальной идентичности группового субъекта в зависимости от направления подготовки и продолжительности обучения в образовательной организации высшего образования.

Ключевые слова: идентичность, социальная идентичность, самоидентификация, социальная категоризация, групповой субъект.

Для цитирования: Душкин А.С., Бубнов А.Л. Определение уровня социальной идентичности группового субъекта на примере учебных групп курсантов образовательной организации МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2020. - № 2 (86). - С. 208-214. DOI: 10.35750/2071-8284-2020-2-208-214.

Anton S. Dushkin

Cand. Sci. (Psy.), Docent Saint-Petersburg University of the MIA of Russia 1, Letchika Pilyutova str., Saint-Petersburg, 198206, Russian Federation ORCID: 0000-0001-9139-1585. E-mail: dushkin-ac@mail.ru

Alexander L. Bubnov

Voronezh Institute of the MIA of Russia 53, Patriots ave, Voronezh, 394065, Russian Federation ORCID: 0000-0002-4003-5764. E-mail: aleksandr-bubnov-2013@yandex.ru

Determination of the level of social identity of the group subject on the example of training groups of cadets of educational organization of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

Annotation: The article deals with the phenomenon of social identity of a group subject from the point of view of the subject approach to small groups in psychology. The problem of studying a small group is the most significant for Russian psychology, and this is due to a number of factors. First, the very study of human development and formation is impossible in isolation from the social environment in which it is included. This inclusion is not always based on an individual's conscious choice, but is sometimes simply due to the time and place of birth. Secondly, the worldview of a person often identifies the concept of personal and social, in the Russian mentality «I» is associated with the social groups in which it consists (educational, professional, sports, etc.), so the problem of studying small groups is especially relevant in our time. In addition, social and economic instability increases the need to join and receive protection from group membership.

The article emphasizes the lack of development of this topic in domestic and foreign psychology. The author describes the developed method of diagnostics of social identity of a group subject and its application in groups of cadets of different training courses in the educational organization of the Ministry of internal Affairs of Russia. The analysis of the obtained psychodiagnostic results and the General conclusion about the effectiveness of a specific technique, as well as about the category of social identity of a group subject, depending on the direction of training and the duration of training in an educational organization of higher education.

Keywords: identity, social identity, self-identification, social categorization, group subject.

For citation: Dushkin A.S., Bubnov A.L. Determination of the level of social identity of the group subject on the example of training groups of cadets of educational organization of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation // Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2020. - № 2 (86). - P. 208-214. DOI: 10.35750/2071-8284-2020-2-208-214.

Введение

Многочисленные социальные процессы, происходящие в современном обществе (миграция, усиление делового, информационного и межкультурного взаимодействия) неизбежно повышают интерес к процессам социальной идентификации и осознанию не только своего личного места в обществе, но и места, роли и значения группы, членом которой человек является [4]. Групповая идентичность играет важную роль в формировании ценностей индивида, его убеждений, суждений, а следовательно, в его жизни в целом.

Интерес к проблеме идентичности отражает реакцию общества на происходящие в нем процессы, изменение социальных условий. В проблеме идентичности просматривается квинтэссенция общества, объединенного тысячами различных социальных идентичностей. Тысячелетиями люди вступают в различные социальные группы, общности, дабы найти там защиту, самоутвердиться, достичь определённых жизненных целей.

В современном российском обществе, которое после распада Советского Союза претерпело разложение системы норм и ценностей, исчезли ориентиры, которые многим были важны на протяжении десятилетий. Но в природе человека заложена потребность принадлежать к какой-либо группе, чувствовать себя приобщённым и защи-щённым. В результате постепенно формируются новые идентичности. Это подстегивает интерес к более глубокому изучению данного процесса в современном российском обществе.

Всё это обусловливает необходимость углубленного изучения данного социально-психологического явления. Между тем можно утверждать, что до сих пор групповая и социальная самоидентичность групп с разным социально-психологическим статусом в образовательных организациях МВД России не была предметом специального психологического исследования. Решение подобной задачи позволит открыть новое видение на малую группу, выступающую в роли субъекта.

Описание исследования

Идентификация курсанта образовательной организации МВД России, будущего специалиста в своей профессиональной сфере, несомненно, является одной из главных составляющих социально-профессиональной интеграции отдельной личности и служебного коллектива в целом.

Идентификацию и обособление в психологии по традиции выделяют в качестве механизмов социализации личности, в том числе в процессах обучения, трудовой деятельности,

вхождения в новые группы. Рассматривая процесс идентификации, А. В. Петровский определяет ее как закономерную смену фаз индивидуализации, интеграции и адаптации в процессах жизнедеятельности личности1.

Прежде всего попытаемся дать определение понятию «идентичность». В современных реалиях оно имеет междисциплинарный характер и используется различными дисциплинами, в которых имеет самое разное значение. Первоначально понятие «социальная идентичность» использовалось лишь в психологической науке, позже её включили в оборот и другие гуманитарные науки.

В отечественной психологии понятие «идентичность» рассматривается в двух аспектах: индивидуальном и социальном [6]. Индивидуальная идентичность трактуется как свойство субъекта, которое формируется под влиянием общества в ходе взаимодействия индивида со средой. Она представляет собой систему отношений различных компонентов внутреннего мира с теми представителями мира окружающего, которые для субъекта наиболее значимы.

Социальная идентичность формируется, если субъект включается в такие групповые отношения и взаимосвязи, где большинство в группе объединено общими целями, сходными мотивами, интересами, установками по отношению к конкретному предмету или ситуации. Это стремление человека стать частью значимой для него группы обусловлено защитой своих интересов перед трудностями и возможными угрозами. Это потребность быть частью группы, потребность в саморазвитии и самореализации. Основополагающими факторами в становлении социальной идентичности выступают мнения, взгляды, установки, а также их сопоставление с мнениями и взглядами других групп, а в некоторых случаях даже противопоставление своей группы иным, с целью определения собственного положения в социальном пространстве [12].

В работах, посвящённых изучению социальной идентичности, базовым является понятие категоризации, которая не только упорядочивает социальные отношения, показывает роль и место индивида в обществе, но и выступает своеобразным показателем принадлежности к группе членства, выражающимся в когнитивном, эмоциональном и поведенческом аспектах [8; 13; 14].

Процесс идентификации тесным образом связан с мировоззрением личности, её ожиданиями, социальными стереотипами и когнитив-

1 Петровский А. В. Личность, деятельность, коллек-

тив. - Москва: Политиздат, 1982. - 255 с.

ными моделями поведения. Групповая самоидентификация в данном контексте представляет собой отождествление субъекта с социальной группой, которая в свою очередь влияет на его поведение. При этом субъект одновременно включён и в другие группы, которые могут быть большими по значимости (например, профессиональная группа, общество, страна).

В нашем исследовании мы рассматривали групповую идентичность и самоидентичность с точки зрения субъектного подхода. Одним из первых отечественных учёных, кто выделил социальную группу как субъект взаимодействия и общения, является А. А. Леонтьев. В дальнейших своих работах он расширил данное понятие, применяя его уже ко всему обществу [5].

В отечественной психологии понятие «группа-субъект» рассматривается как определённый уровень групповой организации и развития, причем в качестве субъекта здесь могут выступать различные по своей численности и структуре общности, вырабатывающие на основе своего практического опыта общественные требования и доходящие по своим размерам до размеров государства [3; 9].

Продолжая традиции изучения социального и группового субъекта, Л. П. Буева даёт краткую характеристику процессов их образования и развития. Автор обосновывает одновременность разделения и кооперации между членами, образующими конкретную социальную группу2.

В настоящее время теория групповой идентичности, рассматриваемая на основе субъектного подхода к малым группам, только проходит период своего оформления и трансформации, выделения собственных механизмов и феноменов. Зарождаясь на поле разных научных отраслей (психологии, социологии, политологии, философии), современная теория групповой идентичности не выработала единой точки зрения относительно того, чем она является, теоретические аспекты данного явления освещаются по-разному.

Продуктивным, на наш взгляд, является выделение следующих характерных особенностей субъект-группы:

1) осуществляется перенос мотивации извне коллектива вовнутрь;

2) в коллективе формируется единое моти-вационное и волевое состояние;

3) происходит качественное изменение организованности коллектива;

4) формируется общий для всех мотиваци-онно-волевой настрой;

2 Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. - Москва: Мысль, 1978. - С. 106-107.

5) оказывается психолого-педагогическое воспитательное воздействие как на отдельных членов, так и на весь коллектив в целом;

6) в коллективе возникает групповое сознание и формируются групповые формы поведения, основанные на общих нормах и оценках, и оказывающих влияние на поведение личности посредством системы коллективного одобрения или порицания3.

На современном этапе развития психологии получены многочисленные данные при изучении больших и малых социальных групп от момента их формирования до распада, включая все динамические аспекты их развития. Значительно расширены сведения о феноменах, влияющих на жизненный цикл группы, эффективность выполнения поставленных перед ней задач, её сплоченность, уникальность, отличие от других [7]. Чаще всего групповая идентичность рассматривается как сумма идентично-стей составляющих ее индивидов. Однако данная точка зрения не рассматривает групповую идентичность как субъектное свойство, присущее группе. На наш взгляд, это не позволяет в полной мере рассмотреть малую группу во всей ее уникальности.

Общество ставит перед малыми группами (учебными, трудовыми, служебными) новые запросы, направленные на быстрое и эффективное решение поставленных перед ними задач, выполнение которых сопряжено с недостатком времени и, часто, экстремальностью условий их выполнения. Реализацию этих требований мы возлагаем на субъектный подход к малым группам в психологии, позволяющим рассмотреть общие нормы и ценности, чувство «Мы», социальную идентичность.

Новаторским в изучении феномена группового субъекта можно назвать подход К. М. Гайдар, рассматривающий динамику развития студенческой группы в период её обучения в образовательной организации высшего образования как субъекта [1]. Отличительной чертой малой группы как субъекта является наличие у неё восприятия и самовосприятия, собственного сознания и самосознания. А следовательно, групповой субъект - так же, как и индивидуальный - обладает своей идентичностью.

Мы разделяем позицию автора, которая предлагает различать социальную идентичность группового субъекта и его групповую самоидентичность.

3 Яблокова Е. А. Психология коллектива : лекции. -Москва: Изд-во МГУ, 1977. - 93 с.

В качестве показателей развития групповой субъектности автор предлагает рассматривать достижение группой поставленных целей, самопреобразование и саморазвитие [1]. В исследовании отмечается поэтапный характер становления группы как субъекта, причем изучается и характер поведения групповых субъектов в периоды распада групп. Групповая идентичность как социально-психологический феномен имеет отношение не только к отдельным членам, но и ко всей группе в целом. В последнем случае предлагается использовать понятие групповой самоидентичности [2]. От уровня групповой идентичности малой группы во многом зависит эффективность её деятельности, практические результаты и достижения, демонстрируемые ею.

Заслуживает внимания и эвристическое исследование группы в качестве субъекта, проведённое В. А. Штроо. Анализируя категорию групповой субъектности как способа получения защиты, автор использует понятие «групповая реальность», под которым понимает общее для всех членов группы видение мира и, как результат, формирование «группового сознания» [10; 11]. Исходя из этой концепции, наиболее подходящими определениями категории субъекта являются детерминация и способность к целенаправленной активности.

Для определения уровня сформирован-ности социальной идентичности группового субъекта нами была разработана авторская методика, позволяющая выделить пять уровней развития этого феномена: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего и высокий.

Методика включает в себя 46 дихотомических утверждений, позволяющих выяснить мнение опрашиваемых о выраженности социальной идентичности в группе. Респондентам предлагается оценить уровень проявлений в своей учебной группе на основе выбора правого или левого утверждения в каждой из предложенных для оценки строк. Инструкция предлагает прочесть сначала предложение слева, затем - справа и после этого обвести ту оценку, которая наиболее соответствует реальности:

3 - свойство, указанное слева, проявляется в коллективе всегда;

2 - свойство проявляется в большинстве случаев;

1 - свойство проявляется довольно часто;

0 - ни это, ни противоположное (указанное справа) свойство не проявляются достаточно ясно, или то и другое проявляется в одинаковой степени;

-1 - довольно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа);

-2 - свойство проявляется в большинстве случаев;

-3 - свойство проявляется всегда.

На первом этапе для оценки методики были привлечены 14 специалистов (кандидатов психологических наук), которые выступили в качестве экспертов и оценивали методику по трем критериям:

1. Однозначность формулировки.

2. Соответствие концепции исследования.

3. Общая пригодность ответов.

После проведенной экспертной работы и устранения полученных замечаний была проведена стандартизация шкал теста, рассчитаны тестовые нормы и проверена их репрезентативность. Стандартизация была проведена в несколько этапов. На первом была сформирована выборка из числа курсантов образовательной организации МВД России, затем построено распределение частот в виде кривой распределения и таблицы, рассчитано среднее арифметическое, дисперсия, асимметрия и эксцесс, а также проверена их значимость и проведено сравнение результатов с кривой распределения. После проверки показателей на устойчивость и однородность была проведена процентильная нормализация и выделены пять уровней выраженности социальной идентичности группового субъекта: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего и высокий.

Всего нами были изучены ответы 27 учебных групп курсантов второго, третьего и четвертого курсов обучения Воронежского института МВД России общей численностью 531 человек.

Результаты, полученные после проведения опроса и обработки материала, представлены на круговой диаграмме (рис.1).

Из рис. 1 можно видеть, что ответы распределились в основном в спектре средних значений: низкий уровень выраженности социальной идентичности группы диагностирован у 11,8 % респондентов (63 человека), уровень ниже среднего - у 19, 96 % (106 человек), средний уровень - у 24,1 % (128 человек), уровень выше среднего

- у 30,13 % (160 человек), высокий уровень составил 13,94 % (74 человека).

Методика позволяет рассмотреть проявления компонентов социальной идентичности группового субъекта, а именно поведенческий, когнитивный и эмоциональный блоки.

Под поведенческим компонентом мы понимаем кластер деятельности группы, в котором она реализует себя в качестве единого субъекта. Это наблюдается в характерных моделях группового поведения, принятии решений, совместной реализации поставленных целей. Выраженность поведенческого компонента на всех курсах обучения варьирует в зоне средних значений, что, на наш взгляд, обусловлено спецификой образовательной организации правоохранительного профиля, уставным характером взаимоотношений и дополнительными требованиями к личности и служебному поведению курсанта.

В качестве когнитивного компонента выступают представления группы о самой себе, чувство «Мы», правила, традиции, ценности и нормы, принятые в группе. Интересно, что от вторых к четвертым курсам когнитивный компонент с показателем «выше среднего» стабильно стремится к среднему. По нашему мнению, это связанно с завышенными ожиданиями курсантов младших курсов и постепенным становлением адекватных представлений о своих знаниях и возможностях к четвёртому году обучения в образовательной организации МВД России.

Под эмоциональным компонентом понимается общее эмоциональное единство группы, способность понимать и управлять как собственными эмоциями, так и эмоциями других её членов. В нашем исследовании с увеличением продолжительности обучения этот компонент возрастает от средних показателей до «выше среднего», достигая у некоторых курсантов высоких значений. Это объясняется возникнове-

нием общей эмоциональной атмосферы, присущей каждой группе, возникновением дружеских отношений, появлением чувства единства и общих желаний.

Заключение

Для любого человека большое значение приобретает положительный образ в собственных глазах, а также в глазах окружающих. Каждый индивид стремится к достижению позитивной социальной идентичности, членству в группе с высоким социально-психологическим статусом. В зависимости от того, насколько престижна и авторитетна группа, членом которой он является, будет зависеть и то, какой будет социальная идентичность (в престижных группах она в основном положительная, а в группах с низким статусом - отрицательная). Подобное включение индивида в группу меняет его поведение и мировосприятие, человек воспринимает и оценивает окружающий мир с позиции «группового сознания».

Групповая идентичность - это соотнесение индивидом себя с той социальной группой, в которую он входит, что способствует формированию присущего данной группе мироощущения. Человек воспринимает, оценивает и классифицирует окружающий мир исходя из ценностей, установок и норм, принятых в группе. В социальных группах групповая идентичность формируется с помощью механизмов культуры, в частности, процессов аккультурации и социализации. Определенная мера идентичности членов группы позволяет сохраниться самой группе.

Использование субъектного подхода в психологии для изучения социальной идентичности малых групп представляется нам сегодня крайне перспективным направлением, расширяющим возможности изучения как процесса идентификации в частности, так и малой группы в целом.

Список литературы

1. Гайдар К. М. Социально-психологическая концепция группового субъекта : монография. -Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2013. - 396 с.

2. Гайдар К. М. Особенности студенческой группы как субъекта самовосприятия // Учёные записки. Электронный научный журнал Курского гос. ун-та. - 2011. - № 4 (20). - С. 204-210.

3. Журавлёв А. Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы // Психологический журнал. - 2009. - Т. 30. - № 5. - С. 72-80.

4. Иванова Н. Л., Румянцева Т. В. Социальная идентичность: теория и практика : монография. - Москва: Изд-во СГУ, 2009. - 453 с.

5. Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования / Методологические проблемы социальной психологии: сборник статей. - Москва: Наука, 1975. - С. 109-112.

213

6. Миронов А. В. Идентичность как психологическая категория: определение и структура // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 1 (62). - С. 259-260.

7. Разорина Д. Н. Проблема структуры и динамики идентичности в современной зарубежной социальной психологии // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - Т. 3. -№ 3 (63). - С. 211-218.

8. Хёсле В. Кризисы индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии. -1994. - № 10. - С.112-123.

9. Чернышев А. С., Сурьянинова Т. И. Генезис группового субъекта деятельности // Психологический журнал. - 1990. - Т. 11. - № 2. - С. 7-15.

10. Штроо В. А. Группа как субъект психологической защиты // Психология сегодня : ежегодник Российского психологического общества. - 1996. - Т. 2. - Вып. 2. - С. 14-15.

11 Штроо В. А. Защитные механизмы: от личности к группе // Вопросы психологии. - 1998.

- № 4. - С. 54-61.

12. Ядов В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности (программа проекта) / Социальная идентификация личности : сборник статей. - Москва : Институт социологии РАН, 1993. - С. 7-23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Doise W. Social representations in personal identity // Social identity: International perspective / S. Worchel, J. F. Morales, D. Paez, J. Deschamps (eds.). - N. Y.: Sage Publ., 1998. - P. 13- 25.

14. Turner J. The experimental social psychology of intergroup behavior / Intergroup Behavior Giles.

- Oxford, 1981. - P. 72.

References

1. Gaydar K. M. Sotsial'no-psikhologicheskaya kontseptsiya gruppovogo sub»yekta: monografiya. -Voronezh : Izd-vo Voronezh. gos. un-ta, 2013. - 396 s.

2. Gaydar K. M. Osobennosti studencheskoy gruppy kak sub»yekta samovospriyatiya // Uchenyye zapiski. Elektronnyy nauchnyy zhurnal Kurskogo gos. un-ta. - 2011. - № 4 (20). - S. 204-210.

3. Zhuravlev A. L. Kollektivnyy sub»yekt: osnovnyye priznaki, urovni i psikhologicheskiye tipy // Psikhologicheskiy zhurnal. - 2009. - T. 30. - № 5. - S. 72-80.

4. Ivanova N. L. Sotsial'naya identichnost': teoriya i praktika: monografiya / N. L. Ivanova, T. V. Rumyantseva. - Moskva : Izd-vo SGU, 2009. - 453 s.

5. Leont'yev A. A. Obshcheniye kak ob»yekt psikhologicheskogo issledovaniya / Metodologicheskiye problemy sotsial'noy psikhologii: sbornik statey. - Moskva: Nauka, 1975. - S. 109-112.

6. Mironov A. V. Identichnost' kak psikhologicheskaya kategoriya: opredeleniye i struktura // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. - 2017. - № 1 (62). - S. 259-260.

7. Razorina D. N. Problema struktury i dinamiki identichnosti v sovremennoy zarubezhnoy sotsial'noy psikhologii // Vestnik Kemerovskogo gos. un-ta. - 2015. - T. 3. - № 3 (63). - S. 211-218.

8. Khosle V. Krizisy individual'noy i kollektivnoy identichnosti // Voprosy filosofii. - 1994. - №10. -S.112-123.

9. Chernyshev A. S., Sur'yaninova T. I. Genezis gruppovogo sub»yekta deyatel'nosti // Psikhologicheskiy zhurnal. - 1990. - T. 11. - № 2. - S. 7-15.

10. Shtroo V A. Gruppa kak sub»yekt psikhologicheskoy zashchity // Yezhegodnik Rossiyskogo psikhologicheskogo obshchestva : Psikhologiya segodnya. -1996. - T. 2. - Vyp. 2. - S. 14-15.

11. Shtroo V. A. Zashchitnyye mekhanizmy: ot lichnosti k gruppe // Voprosy psikhologii. - 1998. - № 4. - S. 54-61.

12. Yadov V. A. Sotsial'nyye i sotsial'no-psikhologicheskiye mekhanizmy formirovaniya sotsial'noy identichnosti lichnosti (programma proyekta) / Sotsial'naya identifikatsiya lichnosti: sbornik statey. -Moskva : Institut sotsiologii RAN, 1993. - S.7-23.

13. Doise W. Social representations in personal identity // Social identity: International perspective / S. Worchel, J. F. Morales, D. Paez, J. Deschamps (eds.). N. Y.: Sage Publ., 1998. P. 13-25.

14. Turner J. The experimental social psychology of intergroup behavior//Intergroup Behavior Giles. -Oxford, 1981. P.72.

© Душкин А. С., Бубнов А. Л., 2020

Статья поступила в редакцию 30.03.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.