Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
56
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / БЕГЛОСТЬ / ГИБКОСТЬ / ОРИГИНАЛЬНОСТЬ / РАЗРАБОТАННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Прусакова Галина Владимировна

В рамках диссертационного исследования творческой деятельности студентов был проведен констатирующий эксперимент. В данной статье представлены его результаты. Измерены показатели беглости, гибкости, оригинальности и разработанности, полученные студентами экономического и агрономического факультетов Алтайского государственного аграрного университета. Проведен сравнительный анализ результатов, что позволило сделать выводы о сформированности исследуемого явления у студентов, обучающихся по разным направлениям подготовки. Выявлено, что уровень образной креативности студентов имеет неоднородную структуру: беглость и гибкость укладываются в норму, а оригинальность и разработанность - ниже нормы. При этом студенты агрономического факультета имеют более низкий уровень сформированности креативности, чем студенты экономического факультета. Отметим, что уровень образной креативности студентов ниже нормы, а значит нуждается в развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINATION OF THE LEVEL OF CREATIVITY OF STUDENTS OF THE ALTAI STATE AGRARIAN UNIVERSITY

As part of the dissertation research of students’ creative activity, a ascertaining experiment was conducted. This article presents its results. The indicators of fluency, flexibility, originality and sophistication obtained by students of the economic and agronomic faculties of the Altai State Agrarian University were measured. A comparative analysis of the results was carried out, which allowed us to draw conclusions about the formation of the phenomenon under study among students studying in different areas of training. It is revealed that the level of imaginative creativity of students has a heterogeneous structure: fluency and flexibility fit into the norm, and originality and elaboration are below the norm. At the same time, students of the Faculty of Agronomy have a lower level of creativity formation than students of the Faculty of Economics. It should be noted that the level of imaginative creativity of students is below the norm, and therefore needs to be developed.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА»

Определение уровня креативности студентов Алтайского государственного аграрного университета

Прусакова Галина Владимировна,

старший преподаватель кафедры теоретических основ информатики, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» E-mail: prusakova_galina@mail.ru

В рамках диссертационного исследования творческой деятельности студентов был проведен констатирующий эксперимент. В данной статье представлены его результаты. Измерены показатели беглости, гибкости, оригинальности и разработанности, полученные студентами экономического и агрономического факультетов Алтайского государственного аграрного университета. Проведен сравнительный анализ результатов, что позволило сделать выводы о сформированности исследуемого явления у студентов, обучающихся по разным направлениям подготовки. Выявлено, что уровень образной креативности студентов имеет неоднородную структуру: беглость и гибкость укладываются в норму, а оригинальность и разработанность -ниже нормы. При этом студенты агрономического факультета имеют более низкий уровень сформированности креативности, чем студенты экономического факультета. Отметим, что уровень образной креативности студентов ниже нормы, а значит нуждается в развитии.

Ключевые слова: креативность, беглость, гибкость, оригинальность, разработанность.

Введение

Каждое поколение формируется в тех условиях, которые ему даны. Современный студент значительно отличается от тех, которые были еще 20-30 лет назад. Эти изменения в первую очередь связаны с тем, что они выросли в период развития компьютерных технологий. Поэтому студенты легко получают информацию из разных источников, общаются и делятся личными переживаниями с виртуальными собеседниками, предпочитают офлайн общение - общению в сети. Современный студент прагматичны, нацелены на достижения финансового благополучия, они не боятся высказать свое мнение, занимают активную жизненную позицию, ведут активный образ жизни, мобильны [1].

Современное поколение легко ориентируется в новых условиях, быстро находит решения поставленных задач и эти решения часто бывают оригинальными. Кажется, что они достаточно креативны, умеют творчески подходить к решению проблем. Чтобы подтвердить или опровергнуть данное предположение было проведено исследование по определению креативности студентов.

На сегодняшний день существует множество методик для измерения креативности. Ни одна из них не является исчерпывающей [2]. Для проведения данного исследования была использована адаптированная методика П. Торренса, которая позволяет определить уровень образной креативности [3].

Цель исследования

В рамках проведения диссертационного исследования, касающегося развития творческой деятельности студентов, был проведен констатирующий эксперимент по определению уровня креативности студентов вуза. Цель исследования состояла в определении уровня креативности студентов агрономического и экономического факультетов Алтайского государственного аграрного университета.

о с

CJ

см со

Материал и методы исследования

В исследовании приняли участие 71 студент Алтайского государственного аграрного университета. Это были первокурсники агрономического и экономического факультетов.

Для определения уровня креативности был использован тест креативности П. Торранса, который содержал задания «Закончи рисунок». Тест возможно использовать для исследования творческой одаренности детей, начиная с дошкольного

возраста (5-6 лет) и до выпускных классов школы (17-18 лет) [3]. В нашем случае тестирование проходили выпускники школ: студенты 1-го курса.

Тест представляет собой незаконченные фигуры. Требовалось дорисовать картинку, сделать ее полной и интересной. При этом придумать такой сюжет, который никто бы другой не смог придумать. Также надо было придумать интересное название для каждой картинки. На выполнения задания отводилось 10 минут. В результате оценивались показатели: беглость, гибкость, оригинальность и тщательность разработки идей [3], [4].

Беглость или продуктивность определяется по числу законченных фигур. Он не является специфическим для творческого мышления.

Гибкость - показатель, который оценивает разнообразие идей. Происходит это так: возможные варианты рисунков разбиты на категории (автомобили, музыка, насекомые, мячи, космос и т.д.), если два и более рисунка попадают в одну категорию, то их считают за одну. Тем самым показатель гибкости становится ниже.

Гибкость оценивает способность мыслить раз-нонаправлено. Низкий показатель гибкости может свидетельствовать о низкой мотивации, о низком уровне информированности, об ограниченности интеллектуального потенциала.

Оригинальность - показатель, характеризующий способность выдвигать идеи, отличающиеся от общепринятых, очевидных. Оригинальность оценивается 0, 1 или 2 баллами. 0 баллов ставится в том случае, если такой вариант встречается чаще, чем в 5% случаев; 1 балл если ответ встречался с частотой от 2 до 4,99%; 2 балла получают ответы с частотой менее 2%. Оригинальность является важным показателем в оценивании уровня креативности.

Разработанность - показатель, характеризующий склонность к детализации, точности, подробности. При оценки разработанности баллы начисляются за каждую значимую деталь, дополняющую исходную фигуру. Так как на выполнение задания дается ограниченное время, то разработанность - это еще и другой тип беглости мышления.

Результаты исследования и их обсуждение

В исследовании принимали участия студенты двух факультетов: 31 человек - студенты экономического факультета и 40 - агрономического. Экономический факультет - наиболее востребованный абитуриентами факультет, на бюджетные места большой конкурс, поступают студенты с высоким уровнем подготовки. Эти студенты имеют высокие баллы по ЕГЭ. На агрономический факультет приходят учиться студенты, которые реализуют свою мечту быть в будущем агрономами, специалистами по химической защите растений, овощеводами, декораторами, флористами, инспекторами по охране леса, лесничими и т.д., а другая часть абитуриентов выбирает этот факультет из-за низких проходных баллов при поступлении. Результатом этого явля-

ется низкий средний балл ЕГЭ студентов, поступивших на данный факультет.

Приведем результаты исследования по каждому факультету в отдельности.

Студенты экономического факультета показали следующие результаты: показатель беглости составил 9,5, среднее квадратическое отклонение - 0,9, то есть в среднем студенты успели закончить от 8,6 до 10 фигур. Норма при этом в данном возрасте составляет 9,7. Гибкость составила 8,1 при норме 8,1, показатель оригинальности 9,5 при норме 10,7 и разработанность 39,2 при норме 40,4 (таблица 1). По беглости, оригинальности и разработанности средние показатели ниже нормы.

Таблица 1. Показатели креативности студентов экономического факультета

Беглость Гибкость Оригинальность Разработанность

Нормы 9,7 (0,7) 8,1(1,3) 10,7(3,3) 40,4(13,6)

Полученный результат в группе 9,5 (0,9) 8,1 (1,0) 9,5 (3,2) 39,2 (13,7)

В скобках в таблице 1 указаны показатели стандартного отклонения.

По показателю беглость: со всеми заданиями справились 67,7% (21 человек), с 9-25,8% опрошенных, 2 человека не уложились в норматив, что составляет 6,4% студентов (таблица 2).

Таблица 2. Показатель беглости студентов экономического факультета

Число выполненных Количество че- Процент выпол-

заданий ловек нения

6 1 3,2

7 0 0,0

8 1 3,2

9 8 25,8

10 21 67,7

Показатель гибкость равен 7 у 12,9%, 8 у 42%, 9-35,5%, 10-3,2%. По данному показателю в норму не уложились 6,4% (таблица 3).

Таблица 3. Показатель гибкости студентов экономического факультета

Число выполненных Количество че- Процент выпол-

заданий ловек нения

5 1 3,2

6 1 3,2

7 4 12,9

8 13 41,9

9 11 35,5

10 1 3,2

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

и

см со

Норма оригинальности для данной возрастной категории составляет 10,7 со средним квадрати-ческим отклонением 3,3, то есть представляет интервал от 7,4 до 14. Из 31 человека 7 человек (22,6%) имеют уровень оригинальности ниже нормы, 22 человека (71,0%) укладываются в норму и 2 человека (6,5%) имеют высокий уровень оригинальности (таблица 4).

Таблица 4. Показатель оригинальности студентов экономического факультета

Интервалы Количество человек Процент выполнения

Меньше 7,4 7 22,6

7,4-14 22 71,0

больше 14 2 6,5

Норма разработанности для данной возрастной категории составляет 40,4 со средним квадра-тическим отклонением 13,6, то есть представляет интервал от 26,8 до 54. Из 31 человека 4 (12,9%) имеют уровень разработанности ниже нормы, 23 человека (74,2%) укладываются в норму и 4 человека (12,9%) имеют высокий уровень разработанности (таблица 5).

Таблица 5. Показатель разработанности рисунков студентами экономического факультета

Интервалы Количество человек Процент выполнения

Меньше 26,8 4 12,9

26,8-54,0 23 74,2

Больше 54,0 4 12,9

Данная группа студентов незначительно отклоняется по средним показателям от нормы. Хорошие результаты показаны по гибкости. 22,6% студентов этой группы не выполнили нормы по оригинальности. Уровень креативности близок к норме, но есть резерв для роста творческих качеств.

Студенты агрономического факультета показали следующие результаты: показатель беглости составил 9,7, что соответствует норме. Гибкость составила 8,4 и превысил норму 8,1, показатель оригинальности 8,9 при норме 10,7 и разработанность 31,5 при норме 40,4 (таблица 6). По оригинальности и разработанности средние показатели значительно ниже нормы.

Таблица 6. Показатели креативности студентов агрономического факультета

Беглость Гибкость Оригинальность Разработанность

Нормы 9,7 (0,7) 8,1(1,3) 10,7(3,3) 40,4(13,6)

Полученный результат в группе 9,7 (0,5) 8,4 (1,2) 8,9 (2,4) 31,5 (13,7)

шенных, с 8-2,5% студентов. Тех, кто не уложился в норматив - нет (таблица 7).

Таблица 7. Показатель беглости студентов агрономического факультета

Число выполненных Количество че- Процент выпол-

заданий ловек нения

6 0 0,0

7 0 0,0

8 1 2,5

9 9 22,5

10 30 75,0

Показатель гибкость равен 7 у 12,5%, 8 у 27,5%, 9-30,0%, 10-20,0%. По данному показателю в норму не уложились 10,0% (таблица 8).

Таблица 8. Показатель гибкости студентов агрономического факультета

Число выполненных Количество че- Процент выпол-

заданий ловек нения

5 0 0,0

6 4 10,0

7 5 12,5

8 11 27,5

9 12 30,0

10 8 20,0

Из 40 человека 13 (32,5%) имеют уровень оригинальности ниже нормы, 27 человека (67,5%) укладываются в норму. Высокий уровень оригинальности в данной группе не наблюдается (таблица 9).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 9. Показатель оригинальности студентов агрономического факультета

Интервалы Количество человек Процент выполнения

Меньше 7,4 13 32,5

7,4-14 27 67,5

больше 14 0 0,0

Из 40 человек 15 (37,5%) имеют уровень разработанности ниже нормы, 22 человека (55,0%) укладываются в норму и 3 человека (7,5%) имеют высокий уровень разработанности (таблица 10).

Таблица 10. Показатель разработанности рисунков студентами агрономического факультета

Интервалы Количество человек Процент выполнения

Меньше 26,8 15 37,5

26,8-54,0 22 55,0

Больше 54,0 3 7,5

По показателю беглость: со всеми заданиями справились 75,0% (30 человек), с 9-22,5% опро-

Данная группа студентов значительно отклоняется по средним показателям от нормы. При-

чем достаточно хорошие результаты показаны по беглости и гибкости, а вот по оригинальности и разработанности 32,5% и 37,5% соответственно не выполнили нормы. Уровень креативности недостаточно сформирован.

Составим сводную таблицу по показателям беглость, гибкость, оригинальность, разработанность, в которой укажем процент студентов, не выполнивших норму по показателю.

Таблица 11. Процент студентов, не выполнивших норму по показателю

Показатель Процент студентов экономического факультета, не выполнивших норму Процент студентов агрономического факультета, не выполнивших норму

Беглость 6,4 0,0

Гибкость 6,4 10,0

Оригинальность 22,6 32,5

Разработанность 12,9 37,5

Сравнительный анализ показывает, что студенты агрономического факультета имеют уровень креативности ниже, чем студенты экономического факультета. Показатель беглости будущими агрономами выполнен на 100%, т.е. студентам важно выполнить задание полностью, менее важно детальность, проработанность, новизна выполненной работы.

Заключение

Исследование показывает, что уровень образной креативности студентов первого курса Алтайского государственного аграрного университета имеет неоднородную структуру: беглость и гибкость укладываются в норму, а оригинальность и разработанность - ниже. Студенты агрономического факультета показали результаты ниже, чем студенты экономического факультета. В первую очередь, как нам видится, это объясняется более слабой предметной подготовкой выпускников школ.

Невысокий показатель оригинальности может свидетельствовать о низком интеллектуальном потенциале студентов, низкой мотивации, стандартном мышлении, отсутствие среды, способствующей развитию творчества. Низкий показатель разработанности говорит о затруднениях при детальной разработке идеи, ее усовершенствовании.

Результаты исследования говорят о том, что уровень образной креативности студентов ниже нормы, а значит нуждается в развитии. Развитие креативности, творческой деятельности - процесс, который требует упорства, упражнений и постоян-

ной практики. Создавая специальные условия, выстраивая педагогические ситуации можно добиться того, чтобы студенты были более креативными и оригинальными в своих мыслях и действиях.

Литература

1. Афонина Н. Современный студент // Образовательный портал «Справочник». - Дата последнего обновления статьи: 27.01.2023. - URL https://spravochnick.ru/pedagogika/sovremen-nyy_student/ (дата обращения: 09.08.2023).

2. Абисалова Е.А. Сравнительный анализ процедур измерения креативности // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». - 2013 - № 18 - С. 67-79.

3. Матюшкин A.M. (ред.). Фигурная форма А теста творческого мышления Э. Торранса, адаптированного сотрудниками Общесоюзного центра «Творческая одаренность» НИИ ОПП АПН СССР. М.: Изд-во НИИ ОПП АПН СССР, 1990.

4. Туник Е.Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления. - СПб.: Питер, 2013. - 320 с.

DETERMINATION OF THE LEVEL OF CREATIVITY OF STUDENTS OF THE ALTAI STATE AGRARIAN UNIVERSITY

Prusakova G.V.

Altai State Pedagogical University

As part of the dissertation research of students' creative activity, a ascertaining experiment was conducted. This article presents its results. The indicators of fluency, flexibility, originality and sophistication obtained by students of the economic and agronomic faculties of the Altai State Agrarian University were measured. A comparative analysis of the results was carried out, which allowed us to draw conclusions about the formation of the phenomenon under study among students studying in different areas of training. It is revealed that the level of imaginative creativity of students has a heterogeneous structure: fluency and flexibility fit into the norm, and originality and elaboration are below the norm. At the same time, students of the Faculty of Agronomy have a lower level of creativity formation than students of the Faculty of Economics. It should be noted that the level of imaginative creativity of students is below the norm, and therefore needs to be developed.

Keywords: creativity, fluency, flexibility, originality, sophistication. References

1. Afonina N. Modern student // Educational portal "Directory". -Date of the last update of the article: 27.01.2023. - URL https:// spravochnick.ru/pedagogika/sovremennyy_student / (accessed: 09.08.2023).

2. Abisalova E.A. Comparative analysis of procedures for measuring creativity // Bulletin of the Russian State University. The series «Psychology. Pedagogy. Education». - 2013 - No. 18 -pp. 67-79.

3. Matyushkin A.M. (ed.). Figure form A of the creative thinking test of E. Torrance, adapted by the staff of the All-Union Center "Creative Giftedness" of the Research Institute of OPP APN of the USSR. M.: Publishing House of the Research Institute of OPP APN of the USSR, 1990.

4. Tunik E.E. The best tests for creativity. Diagnostics of creative thinking. - St. Petersburg: Peter, 2013. - 320 p.

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.