Научная статья на тему 'Определение стратегических направлений развития инновационного университета'

Определение стратегических направлений развития инновационного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трушкина Елена Геннадьевна

В данной статье определена роль университетов в период перехода к инновационной экономике. Особое внимание уделено анализу инновационных путей развития высших учебных заведений. В качестве заключения предложена модель университета инновационного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трушкина Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of universities is determined during transition to innovative economy in this given article. The special attention is given to the analysis of innovative ways of higher educational institutions development. The university innovative type model is offered as the conclusion.

Текст научной работы на тему «Определение стратегических направлений развития инновационного университета»

ИННОВАЦИИ № 7 (105), 2007

Определение стратегических направлений развития инновационного университета

Е. Г. Трушкина,

ассистент кафедры менеджмента Владимирского государственного университета

В данной статье определена роль университетов в период перехода к инновационной экономике. Особое внимание уделено анализу инновационных путей развития высших учебных заведений. В качестве заключения предложена модель университета инновационного типа.

The role of universities is determined during transition to innovative economy in this given article. The special attention is given to the analysis of innovative ways of higher educational institutions development. The university innovative type model is offered as the conclusion.

Экономика XI века — экономика нового типа, основанная на знаниях, формирующих современную национальную инновационную систему. Инновационная экономика — это непрерывный, постоянно обновляющийся процесс, при котором каждое десятилетие происходит смена поколений технологий, закладывающих смену основных технологических укладов.

Ведущая роль в переходе к инновационной экономике, как показывает опыт передовых стран мира, принадлежит университетам, так как здесь сконцентрированы основные составляющие успеха:

^ подготовка высококвалифицированных специалистов;

^ научно-технические идеи и разработки;

^ возможности решения междисциплинарных проблем.

Существующие на сегодняшний день проблемы развития региональных высших учебных заведений можно структурировать по следующим направлениям: в области организации учебного процесса; организации трудоустройства студентов; международной деятельности; развития материально-технической базы научной и образовательной деятельности; информатизации; менеджмента качества образовательных услуг и подготовки специалистов; дополнительного образования; довузовского образования; переподготовки и повышения квалификации; финансирования.

Основные задачи совершенствования управления вузами заключаются в следующем:

^ разработка новой структуры университета, в соответствии со стратегией развития и задачами университета;

^ изменение методов управления университетом, в частности, на основе переподготовки и повышения квалификации управленческого персонала; ^ совершенствование информационной поддержки процесса разработки и принятия решений;

^ систематизация документооборота в соответствии с требованиями международных стандартов;

^ внесение корректив в номенклатуру специальностей за счет открытия новых перспективных специальностей взамен потерявших актуальность;

^ создание системы менеджмента качества с интеграцией в нее всех подсистем подразделений университета.

Одним из методов управления стратегическим развитием вуза является создание организационноэкономических механизмов активизации инвестиционной деятельности в сфере высшего образования как важнейшей отрасли социального сектора. Основной целью инвестиции с точки зрения долгосрочного развития должна быть инновационно-технологическая модернизация потенциала высшей школы. Реализация этой цели возможна лишь при активном и эффективном использовании всех доступных для этого финансовых, материальных и иных ресурсов при условии их сосредоточения на решении наиболее значимых для развития вузов в регионах, задач и нацеленности на достижение конечных результатов.

Стратегической целью создания в России университетов инновационного типа является подготовка специалистов и введение в хозяйственный оборот результатов научной деятельности, способных обеспечить позитивные изменения в экономике России.

Значительную роль в реализации миссии и основных задач исследовательского университета играет его структурная организация. В отличие от традиционного образовательного учреждения высшей школы здесь должны быть не только более объемно представлены научные подразделения. В университете исследовательского типа должны присутствовать функциональные и структурные решения, обеспечивающие процесс постоянного получения новых знаний, их дальнейшего воплощения в прикладные и инновационные разработки, органично сопряженные с процессом передачи этих знаний — обучением. Существенные масштабы НИОКР и научно-инновационной деятельности предполагают особую структу-

ру видов деятельности университета. На рисунке представлена предлагаемая организационная структура университета инновационного типа.

Реализация модели структуры инновационного университета осуществляется на основе следующих базовых принципов: развитие инновационного образования; решение кадровой проблемы; формирование корпоративной культуры и внутренней конкурентной среды; создание новой организационной структуры, методов управления и самоуправления; создание технопарка как современной инновационной инфраструктуры.

Для реализации инновационного образования в вузах необходимо создать инфраструктуру, которая будет обеспечить поэтапное решение всего комплекса задач:

1. Разработка стратегии развития университета.

2. Совершение организационной структуры университета.

3. Оценка реализации разработанной стратегии.

4. Обеспечение создания эффективной многоканальной системы привлечения финансовых средств из российских и зарубежных источников.

5. Обеспечение обоснованного использования средств для финансирования основных видов деятельности университета.

В условиях жесткой конкурентной среды, существующие сегодня в региональном университете подходы к качеству подготовки специалистов претерпевают значительные изменения. Для университета качество, несомненно, как и для любой другой организации, — степень удовлетворения запросов потребителя (студента, преподавателя, предприятия). Однако, еще более важным элементом в работе университета является степень пригодности наших выпускников к эффективной профессиональной деятельности.

Таким образом, целью создания отдела управления качеством, продиктованной условиями конкурентной среды, является подготовка конкурентоспособных специалистов, для которых качественный уровень образования и профессионально-деятельные возможности являются главными критериями их социальной защищенности. В этой связи система менеджмента качества становится неотъемлемой частью системы управления университетом в целом и должна рассматриваться как система управления интеллектуальными ресурсами и интеллектуалоемкой продукцией.

Одна из самых существенных проблем, которая может тормозить реализацию проекта инновационного образования, — это отсутствие инновационного научно-педагогического кадрового потенциала.

Для решения этой проблемы в структуру университета включен Центр развития международного сотрудничества и обмена, который откроет преподавателям возможность пройти международную аттестацию на звание европейского преподавателя вуза.

Основные показатели научной деятельности университета с предлагаемой организационной структурой: актуальность, уровень и масштаб исследований,

значимость фундаментальных НИР, продуктивность прикладных исследований, эффективность коммерциализации результатов НИОКР, использование результатов НИОКР в учебном процессе, активность научной работы студентов, молодых ученых.

Основными показателями эффективности модели университета инновационного типа будут: создание на базе университета, инновационных предприятий региона научно-информационных учебных комплексов, обеспечивающих эффективную коммерциализацию наукоемких разработок и технологий, подготовку квалифицированных кадров в области инновационного и технологического менеджмента; разработка нормативно — правовой базы, учитывающей различия в формах собственности субъектов инновационной деятельности; разработка и издание учебно-методических пособий, учебников (в том числе электронных) по инновационному и технологическому менеджменту; реализация силами инновационно-технических центров и научно-информационных учебных комплексов конкретных проектов коммерциализации и вывода на рынок разработок работников университета; активное участие аспирантов, студентов, научной молодежи в разработке и реализации инновационных проектов, в организации инновационной деятельности.

Важным признаком инновационно-исследовательского университета можно считать наличие в структуре образования образовательных программ, соответствующих актуальным проблемам науки и разработке новейших наукоемких технологий, а также образовательных программ инновационного типа.

Структура учебного процесса в инновационноисследовательском университете должна максимально обеспечивать академическую мобильность студентов. Таким образом, будет предоставлена возможность талантливым студентам из других вузов поступать для завершения своего образования в университет исследовательского типа. Одновременно студенты инновационно-исследовательского

университета могут использовать возможность обучения в ведущих зарубежных и отечественных вузах для получения специальных знаний. Наиболее этому соответствует многоуровневая система образования. Обязательное условие этой системы — присутствие в учебных планах элективных и факультативных дисциплин, что не только позволяет студенту выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, но и легче отражать в учебных планах специфику ведущих научных школ. Важным показателем исследовательского университета нужно считать число магистерских и аспирантских программ, а также численность магистрантов и аспирантов. С одной стороны контингент их не может значительно превышать контингент студентов I и II уровней для того, чтобы обеспечить отбор наиболее талантливых. С другой стороны, учитывая, что исследовательский университет преимущественно должен быть настроен на подготовку научных кадров высокой квалификации, число магистрантов и аспирантов должно увеличиваться за счет талантливых студентов из других вузов.

ИННОВАЦИИ № 7 (105), 2007

ИННОВАЦИИ № 7 (105), 2007

Организационная структура университета инновационного типа

Важным элементом обучения в исследовательском университете нужно считать повышение уровня креативности студентов, что может осуществляться разными путями. Первое — это изменение соотношения аудиторной нагрузки и самостоятельной работы в сторону существенного увеличения последней и уменьшения первой.

В российских университетах эта тенденция проявляется слабо в силу того, что не всегда имеется возможность обеспечить каждого студента в полной мере литературой, индивидуальным местом для самостоятельной работы и т. д. В ведущих зарубежных университетах доля самостоятельной работы значительно выше аудиторной.

Среди Российских вузов к передовым инновационным университетам можно отнести: Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, Томский политехнический университет, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет, Южно-Российский государственный технический университет, Южно-Уральский государственный университет.

Одним из существенных моментов в организации учебного процесса в исследовательских университетах является индивидуализация обучения. Она выражается не только в возможности построения индивидуальных образовательных траекторий, но и в назначении научных руководителей для выполнения ряда предусмотренных учебным планом заданий.

Необходимым условием успешного функционирования инновационного вуза является его развитая инновационная инфраструктура т.е. наличие в его структуре гибких предпринимательских структур малого бизнеса, объединенных в «Технопарк» и «Инновационно-технологический центр университета» и позволяющих формировать инновационные точки роста, где будет создаваться среда, благоприятная для развития инновационного предпринимательства и новых продуктов и технологий.

В основе лабораторий технопарка заложена концепция интеграции университетского образования с индустрией, профессиональной подготовкой, бизнесом и предпринимательством, их кластерным развитием, а также выпуском специалистов, готовых творчески трудиться в условиях реальной деловой среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.