DOI: 10.24412/2076-1503-2022-8-241-244 NIION: 2018-0076-8/22-922 MOSURED: 77/27-023-2022-8-1120
УДК 346.1 ББК 67.404.91
СУХОРУКОВ Артем Валерьевич,
аспирант 3 курса Юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, е-таИ: [email protected]
ОПРЕДЕЛЕНИЕ «СТАРТАП» В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В настоящей статье исследуются подходы к определению «стартап», его содержанию, а также критерии отнесения субъектов инновационной предпринимательской деятельности к стартапам. Сформулировано авторское определение «стартап», которое предлагается закрепить в рекомендательном акте уполномоченного органа исполнительной власти для формирования единообразной практики толкования данного определения, что впоследствии предоставит возможность формировать специальное правовое регулирование, а также меры государственной и негосударственной поддержки стартапов.
Ключевые слова: инновации,инновационная предпринимательская деятельность, виды государственной поддержки, стартап.
SUKHORUKOVArtem V.,
PhD student of the Law faculty of Financial University under the Government of the Russian Federation
DEFINITION OF "STARTUP" IN THE LEGAL REGULATION OF INNOVATIVE ENTREPRENEURIAL ACTIVITY IN THE RUSSIAN FEDERATION
Annotation. In this article approaches to the definition of "startup", its content, as well as criteria for attributing subjects of innovative entrepreneurial activity to startups are explored. The author's definition of "startup" is formulated, which is proposed to be fixed in the recommendation act of the authorized executive authority for the formation of a uniform interpretation of the definition, which will subsequently provide an opportunity to form specific legal regulation, as well as measures of state and non-state support for startups.
Key words: innovations, innovative entrepreneurial activity, measures of state support, startup.
Инновационная предпринимательская деятельность позволяет не только добиваться целей, отраженных в стратегиях развития и федеральных законах, но и повышать уровень общественного благосостояния. Поскольку одной из основных целей инновационной предпринимательской деятельности является выпуск на рынок некого нового продукта - инновации и получение прибыли от её реализации, то стоит отдельно детально рассмотреть содержание такого понятия как «стартап». С английского языка «startup» означает компанию с короткой историей операционной деятельности. В документах, посредством которых осуществляется правовое регулирование инновационной предпринимательской деятельности в Российской
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022
Федерации, данное определение отсутствует. При этом, на практике определение «стартап» активно используется, в т.ч., при определении мер государственной поддержки, а также в документации различных проектов, направленных на развитие инновационной предпринимательской деятельности. К примеру, Инновационный центр «Сколково» осуществляет поддержку стартапов. По данным исследования SailingStartup, VCFund, 35% стартапов, участвующих в данном исследовании, являются резидентами указанного центра; 17% получают инвестиционную поддержку от Фонда развития интернет-инициатив; 23% получали поддержку в виде гранта от Фонда содействия инновациям [1]. Таким образом, само по себе определение «стартап» активно используется на практике, в т.ч.
и на уровне государственной поддержки, однако на сегодняшний день ни в комплексных научных исследованиях правового регулирования инновационной предпринимательской деятельности, ни в нормативных правовых актах органов государственной власти данное понятие не определено, равно как и нет единого подхода к его содержанию. В связи с вышеуказанным, необходимо сформулировать определение «стартап», а также определить, возможно ли на основании существенных признаков выделить стартап в качестве самостоятельного субъекта хозяйственной деятельности либо признать стартап одной из стадий осуществления предпринимательской деятельности. Представляется важным также рассмотреть сущность стартапа и возможность его отнесения к сфере инновационной предпринимательской деятельности.
Определение «стартап» упоминается во множестве различных проектов различных организаций. В 2020 г. Министерство науки и высшего образования РФ запустило проект «Стартап как диплом» [2], целью которого является привлечение талантливых студентов к участию в развитии целостной экосистемы технологичного предпринимательства, а также поддержка бизнес-инициатив. Данный проект реализуется в тех высших учебных заведениях, в которых имеется программа подготовки «Цифровая экономика». Сущность проекта заключается в том, что выпускная квалификационная работа представляет собой конкретный реально существующий бизнес-проект, созданный на основе инновационной предпринимательской деятельности студента или коллектива студентов. Так же допускается и оформленная бизнес-модель (идея), главный критерий которой инновационность и возможность потенциальной реализации. В настоящее время программа находится на стадии эксперимента, но планируется, что в 2022 - 2023 г. данный проект возможно будет реализовать на всех направлениях подготовки и всех уровнях образования (как бакалавриата и магистратуры, так и специали-тета). Реализация такого проекта позволяет не только привлечь новые идеи в сферу предпринимательства, но и предоставляет возможность инвесторам реализовать свои потребности и задачи. Поскольку в настоящее время одной из стратегических задач является развитие цифровой экономики, то такой проект напрямую отвечает поставленным задачам.
На основании анализа проекта «Стартап как диплом» можно увидеть, что тесное взаимодействие научного сообщества и предпринимательства есть эффективное средство развития инноваций в хозяйственной деятельности. Данный
проект необходимо внедрять в еще большее количество высших учебных заведений.
Идея реализации проекта «Стартап как диплом» также обсуждалась в 2020 г. на конференции EdCrunch 2020 [3], в рамках которой представители Минобрнауки России отметили успешную реализацию данного проекта, а также тот факт, что данный проект позволил привлечь дополнительные инвестиции в отечественную экономику. Поскольку молодежное предпринимательство становится новой тенденцией современности, то указанный проект необходимо внедрять и дальше. Однако следует более четко определять критерии участия студентов в указанном проекте для того, чтобы, в итоге, выдавать качественный продукт, авторы которого могут быть полноценным хозяйствующим субъектом инновационной предпринимательской деятельности, либо заинтересовать имеющихся субъектов на рынке, в т.ч. на международном, в приобретении такого инновационного продукта или технологий.
Вышеуказанный пример реализации проекта, основанного на поддержке и развитии стар-тапов, подчеркивает актуальность проведения настоящего исследования. Так, в настоящее время существуют меры государственной поддержки стартапов, которые предусмотрены для увеличения объема инноваций на рынке, например, реализуется совместный проект Минобрна-уки России и Фонда содействия инновациям (группы «ВЭБ РФ») «Платформа университетского технологического предпринимательства», в рамках которого проводится конкурс на получение гранта на реализацию стартапа [4]. Всего из федерального бюджета для реализации национального проекта планируется выделить 5.2 млрд руб. в 2022 г., а также более 2 млрд привлекаются из внебюджетных источников финансирования [5]. Окончание национального проекта планируется к 2030 г. Согласно положениям конкурса, под стар-тапом понимается лишь идея. При этом, в связи с тем, что закрепленного определения «стартап» сегодня не существует, для каждого подобного конкурса разрабатываются собственные требования. Таким образом, необходимо сформулировать определение «стартап», что позволит сформировать единообразную практику использования данного определения, в т.ч. в положениях о поддержке субъектов инновационной предпринимательской деятельности.
Важно отметить, что, согласно положениям конкурса, проводимого в рамках национального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства», студент, выигравший грант, для его использования обязан зарегистрировать юридическое лицо [6]. Можно сделать вывод о том, что стартап стоит рассма-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022
тривать с точки зрения анализа правового регулирования субъектов инновационной предпринимательской деятельности, т.к. юридические лица являются одним из субъектов инновационной предпринимательской деятельности. Поскольку рассматриваемый выше национальный проект направлен на развитие именно университетского технологичного предпринимательства, то целесообразным является сформулировать определение «стартап», выделить существенные признаки стартапов, а также выявить наличие или отсутствие связи между стартапами и инновационной предпринимательской деятельностью.
Во-первых, сама по себе деятельность стар-тапа предусматривает создание нового коммерчески значимого продукта или совершенно новый процесс по созданию продукта, что по своему содержанию схоже с инновацией. Во-вторых, для большинства стартапов характерно привлечение инвестирования, а следовательно, его финансирование происходит на основе венчурного капитала, что также характерно для инновационной предпринимательской деятельности. И наконец, в-третьих, стартап имеет высоко рисковый характер, что также является одним из признаков инновационной предпринимательской деятельности.
Рассмотрим детально первую черту стар-тапа - инновационность в деятельности или конечном продукте. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» «инновация - введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях» [7]. Следовательно, инновации могут быть выражены не только в продукте, но и в процессе изготовления или реализации товара, уже имеющегося на рынке, т.е. само по себе его создание или подход к использованию может иметь признаки инновационной предпринимательской деятельности. Проанализировав документацию вышеуказанных и иных проектов, можно сделать вывод о том, что для того, чтобы проект признали стартапом, он должен отличаться от всех имеющихся на рынке процессов создания продукта или же предлагать совершенно новый продукт, поскольку именно на условиях новизны такая деятельность и поддерживается инвесторами и публично-правовыми образованиями. Таким образом, по первому признаку стартап и инновационная предпринимательская деятельность совпадают.
Изучение второго признака стартапа, который заключается в том, что большинство стартапов осуществляют деятельность с привлечением
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022
венчурного капитала, позволяет сделать вывод, что в этом ключе нельзя говорить о полной тождественности определения «стартап» и «инновационная предпринимательская деятельность», поскольку не всякая инновационная предпринимательская деятельность осуществляется с привлечением инвестирования.
Анализ третьего признака стартапов, заключающегося в высоком уровне риска недостижения конечного результата, также отражает то, что стартап и инновационная предпринимательская деятельность схожи по своему содержанию. Именно инновационная предпринимательская деятельность имеет высокий риск, связанный с неполучением прибыли от осуществления данной деятельности, а на начальном этапе осуществления такой деятельности эти риски максимальны, т.к. на данном этапе необходимы самые большие вложения, в то время как прибыль от ведения такой деятельности, как правило, еще отсутствует.
Проведенный анализ позволяет утверждать, что единый подход к определению стартапов и критериев отнесения субъектов предпринимательской деятельности к стартапам отсутствует, как и отсутствует легальное определение «стар-тапа». Считаем необходимым сформулировать собственное определение «стартап» - это начальная стадия инновационной предпринимательской деятельности, выраженная в наличии инновационной идеи, разработке или готовой инновации, осуществляемая, как правило, за счет венчурных инвестиций, а также отличающаяся динамичным экономическим развитием или спадом субъекта инновационной предпринимательской деятельности, находящегося на данной стадии. Закрепление указанного определения в акте рекомендательного характера уполномоченного органа исполнительной власти позволит в дальнейшем создать единообразную практику по использованию определения «стартап». Формирование единообразной практики необходимо для того, чтобы иметь возможность создавать и применять специальное правовое регулирование в отношении стартапов, а также предоставлять специальные меры государственной и негосударственной поддержки в отношении субъектов, которые находятся на стадии стартапа. Таким образом, представляется возможным создание комплексной системы поддержки субъектов инновационной предпринимательской деятельности, в т.ч. находящихся на стадии стартапа.
Список литературы:
[1] Исследование эффективности государственных мер поддержки технологических стартапов на ранних стадиях, венчурный фонд «Sailing startup». - М., 2021 [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https://sailingstartup.vc/wp-content/uploads /2021 /04/%D0%98%D1 %81%D1%81%D0%BB%D0 %B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%B D%D0%B8%D0%B5-Sailing-Startup.pdf (дата обращения: 15.07.2022).
[2] Стартап как диплом // Официальный Интернет-портал Министерства науки и высшего образования Российской Федерации // https://www. minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ ID=25900 (дата обращения: 17.07.2022).
[3] Конференция EdCrunch Glocal - проектирование нового образовательного опыта, 2020 год [Электронный ресурс] / Интернет-портал Конференции по новым технологиям в образовании «EdCrunch Glocal - проектирование нового образовательного опыта - Режим доступа: https:// edcrunch.online/ (дата обращения: 15.07.2022).
[4] Студенческий стартап [Электронный ресурс] / Фонд содействия инновациям - Режим доступа: https://fasie.ru/studstartup/ (дата обращения: 17.07.2022).
[5] Дмитрий Чернышенко: В этом году грант 1 млн рублей на реализацию стартапов смогут получить тысяча студентов [Электронный ресурс] / Новостной портал Правительства РФ - Режим доступа: http://government.ru/news/44629/ (дата обращения: 17.07.2022).
[6] Студенческий стартап [Электронный ресурс] / Фонд содействия инновациям - Режим доступа: https://fasie.ru/studstartup/ (дата обращения: 17.07.2022).
[7] О науке и государственной научно-технической политике [Федер. закон: принят Гос. Думой 23.08.1996 г.: по состоянию на 01.09.2021] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/ (дата обращения: 17.07.2021).
Spisok literatury:
[1] Issledovanie effektivnosti gosudarstvennyh mer podderzhki tekhnologicheskih startapov na ran-
nih stadiyah, venchurnyj fond «Sailing startup». - M., 2021 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https:// sailingstartup.vc/wp-content/uploads/2021/04/%D0% 98%D1%81%D1 %81 %D0%B-B%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B 0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-SaNing-Startup.pdf (data obrashcheniya: 15.07.2022).
[2] Startap kak diplom // Oficial'nyj Internet-portal Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya Rossi-jskoj Federacii // https://www.minobrnauki.gov.ru/ press-center/news/?ELEMENT_ID=25900 (data obrashcheniya: 17.07.2022).
[3] Konferenciya EdCrunch Glocal - proekti-rovanie novogo obrazovatel'nogo opyta, 2020 god [Elektronnyj resurs] / Internet-portal Konferencii po novym tekhnologiyam v obrazovanii «EdCrunch Glocal - proektirovanie novogo obrazovatel'nogo opyta - Rezhim dostupa: https://edcrunch.online/ (data obrashcheniya: 15.07.2022).
[4] Studencheskij startap [Elektronnyj resurs] / Fond sodejstviya innovaciyam - Rezhim dostupa: https://fasie.ru/studstartup/ (data obrashcheniya: 17.07.2022).
[5] Dmitrij Chernyshenko: V etom godu grant 1 mln rublej na realizaciyu startapov smogut poluchit' tysyacha studentov [Elektronnyj resurs] / Novostnoj portal Pravitel'stva RF - Rezhim dostupa: http://gov-ernment.ru/news/44629/ (data obrashcheniya: 17.07.2022).
[6] Studencheskij startap [Elektronnyj resurs] / Fond sodejstviya innovaciyam - Rezhim dostupa: https://fasie.ru/studstartup/ (data obrashcheniya: 17.07.2022).
[7] O nauke i gosudarstvennoj nauchno-tekh-nicheskoj politike [Feder. zakon: prinyat Gos. Dumoj 23.08.1996 g.: po sostoyaniyu na 01.09.2021] [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/ (data obrashcheniya: 17.07.2021).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022